Что такое стихотворный размер кратко

Стихотворный размер

См. основную статью для четырёхсложных.

Стихотворный размер — частная реализация стихотворного метра, его вариация. В силлабо-тоническом стихосложении (например, в русском) варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двухстопного, трехстопного и т. д. ямбического размера. Характеристикой размера являются также наличие или отсутствие цезуры и характер каталектики; некоторые ученые признают размеры с цезурой и без цезуры (например, цезурованный и бесцезурный шестистопный ямб) или размеры с по-разному урегулированными каталектиками разными размерами, другие предпочитают вводить термин следующего уровня разновидность размера.

Содержание

Виды стихотворных размеров

Однодольный размер

Брахиколон — однодольный размер, при котором в каждой стопе содержится слово, состоящее только из одного слога. Стоп в строке может быть несколько.

Ночь, день.
Звук: шаг.
То — маг.
Таццу Такамаро, «Regeneration»

Двудольные размеры

Хорей — двудольный размер, с ударением на первом слоге в стопе, то есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Пример четырехстопного хорея:

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет∩́ __ / ∩́ __ /∩́ __ / ∩́ __
Ви́хри сне́жные крутя́;∩́ __ / ∩́ __ __ / __ ∩́
А. С. Пушкин, «Зимний вечер»

Ямб — двудольный размер, с ударением на последнем слоге в стопе, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. Пример пятистопного ямба:

Наря́жены мы вме́сте го́род ве́дать,__ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ ∩́ / __ ∩́ / __
Но, ка́жется, нам не́ за кем смотре́ть__ ∩́ / __ __ / __ ∩́ / __ __ / __ ∩́
А. С. Пушкин, «Борис Годунов»

Логаэд

Все стихотворные размеры, приведенные выше, основаны на последовательности нескольких стоп одного типа. В отличие от них логаэд — это размер, в строке которого чередуется несколько различных стоп. Например:

Смотрите также дополнение

Полезное

Смотреть что такое «Стихотворный размер» в других словарях:

стихотворный размер — способ организации звукового состава стихотворного произведения. Определяется числом слогов (силлабическое стихосложение), метром и числом стоп (силлабо тоническое стихосложение), числом ударений в строке (тоническое стихосложение). Рубрика: Ст … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Метр стихотворный размер — (греч. μέτρον, мера, размер) в русском языке означает, в более широком смысле, стихотворный размер (см. Стихосложение), в более тесном неделимую ритмическую единицу, с определенным расположением долгих и кратких слогов или же с акцентом… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Метр, стихотворный размер — (греч. μέτρον, мера, размер) в русском языке означает, в более широком смысле, стихотворный размер (см. Стихосложение), в более тесном неделимую ритмическую единицу, с определенным расположением долгих и кратких слогов или же с акцентом… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Бакхий стихотворный размер — трехсложный размер, состоящий из одного краткого и двух долгих слогов. Бакхический стих по большей части в акаталектических тетраметрах, смешанный с диметрами и другими короткими стихами, имеющий притом на конце анапестический стих. Напр. Долгий… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Бакхий, стихотворный размер — трехсложный размер, состоящий из одного краткого и двух долгих слогов. Бакхический стих по большей части в акаталектических тетраметрах, смешанный с диметрами и другими короткими стихами, имеющий притом на конце анапестический стих. Напр. Долгий… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Хорей стихотворный размер — двухсложная стопа; см. Трохей … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ямб стихотворный размер — (греч. Ίάμβος, вероятно, от ίάπτειν стрелять: намек на порывистую быстроту стопы; мифологическое объяснение: Ямба действующее лицо в елевсинском культе Деметры) двусложная стопа, начинающаяся слогом кратким, а ударение имеющая на втором слоге… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Хорей, стихотворный размер — двухсложная стопа: см. Трохей … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ямб, стихотворный размер — (греч. Ίάμβος, вероятно, от ίάπτειν стрелять: намек на порывистую быстроту стопы; мифологическое объяснение: Ямба действующее лицо в елевсинском культе Деметры) двусложная стопа, начинающаяся слогом кратким, а ударение имеющая на втором слоге … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Размер (стихотворный) — Стихотворный размер частная реализация стихотворного метра, его вариация. В силлабо тоническом стихосложении (например, в русском) варьируется, главным образом, длина строки: так, ямбический метр может выступать в виде одностопного, двухстопного … Википедия

Источник

Стихотворные размеры в таблице с примерами

Что такое стихотворный размер кратко. Смотреть фото Что такое стихотворный размер кратко. Смотреть картинку Что такое стихотворный размер кратко. Картинка про Что такое стихотворный размер кратко. Фото Что такое стихотворный размер кратко

Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?

Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.

Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»

То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

Источник

Как определить стихотворный размер

Поэтические произведения русской литературы преимущественно организованы согласно принципам силлабо-тонического сложения стихотворения.

Это означает, что для произведения характерно чередования слогов с ударением и без него в определенном порядке.

В произведении, составленном согласно такому принципу, порядок чередования характерен для всех строк стихотворения.

Основные принципы силлабо-тонического стихотворения в русской литературе были разработаны Василием Тредиаковским и Михаилом Ломоносовым. Наибольшего расцвета данная система создания произведений достигла в 19-м столетии. На рубеже 19-го и 20-го веков силлабо-тонический принцип немного уступил свои позиции тонической системе стихотворения.

Основные понятия

Прежде чем определить стихотворный размер, необходимо рассмотреть основные понятия, которыми руководствуются теоретики литературоведения. В рассматриваемой области изучения литературных произведений, встречаются следующие термины:

Что такое стихотворный размер кратко. Смотреть фото Что такое стихотворный размер кратко. Смотреть картинку Что такое стихотворный размер кратко. Картинка про Что такое стихотворный размер кратко. Фото Что такое стихотворный размер кратко

Виды стихотворных размеров

Для правильного определения важно уметь ориентироваться в существующих их видах. В зависимости от количества стоп, слогов и характера ударения, в литературе выделяют следующую классификацию стихотворных произведений:

Стих односложного размера — брахиколон. Произведение, состоящее из стопы одного слога. В стихотворной строке таких стоп может быть несколько. Поэтами, в творчестве которых часто встречаются произведения такого рода, являются Владимир Маяковский, Владислав Ходасевич, Александр Безыменский и другие. Примером поэзии такого рода можно считать отрывок следующего стихотворения:

Произведения двухсложного размера состоят из стоп двух слогов, в которых ударение падает или на четный, или на нечетный слог. Ямб — вид стихотворения, ударение в котором падает на последний слог в стопе:

Еще ты дремлешь, друг прелестный.

Данный размер передает торжественное, жизнерадостное настроение. Часто встречается в творчестве гения русской литературы Александра Сергеевича Пушкина.

Хорей — произведение, состоящее из двухсложной стопы с ударением на первый слог в ней:

Стихотворный размер предполагает наличие в произведении лирического, нежного настроя — достаточно сказать, что им написаны почти все колыбельные песни.

Трехсложный размер стихотворения предполагает наличие стоп, состоящих из трех слогов. Дактиль — вид произведения, в котором ударение приходится на первый из трех слогов в стопе. В русской литературе наиболее распространены двух-, трех- и четырехстопные дактили:

Дактиль, как и остальные трехсложные виды стихотворений, считается более гибким интонационно и более близким к прозе. Встречается в произведениях Михаила Лермонтова и Николая Некрасова.

Амфибрахий — стихотворение с трехсложными стопами, с ударением на втором слоге:

Анапест — произведение, состоящее из трехсложных стоп с ударением на последнем слоге:

Роковая о гибели весть.

Есть проклятье заветов священных,

Данный вид поэтических произведений встречается в творчестве Александра Блока. Наибольшее распространение получил с середины 19-го столетия (в основном трех- и четырехстопный анапест).

Что такое стихотворный размер кратко. Смотреть фото Что такое стихотворный размер кратко. Смотреть картинку Что такое стихотворный размер кратко. Картинка про Что такое стихотворный размер кратко. Фото Что такое стихотворный размер кратко

Как определить размер стихотворения

Перед тем как практически определить размер того или иного поэтического произведения, рекомендуется выписать его отдельно в тетрадь или на лист бумаги. В черновике необходимо расставить ударения или обозначить границы стоп. Как правило, последние схематически обозначаются знаком /, безударные слоги можно отметить знаком _, а ударные — крестиком, x.

Для проверки правильности деления стихотворной строки достаточно сопоставить схематическое изображение произведения — ритмичный рисунок должен совпадать. Указанные выше стихотворные виды можно схематически обозначить следующим образом (схематически обозначены только первые строки приведенных примеров):

Количество имеющихся стоп в стихотворной строке определяет размер текста. Так, если в поэтическом творении четыре стопы, в состав которых входит три слога, и ударение приходится на первый из них, то рассматриваемая поэзия написана четырехстопным дактилем.

Особую трудность могут вызывать так называемые «нечистые» размеры — когда к основному ритмическому рисунку крепится безударный слог, называемый пиррихием. В рассматриваемых примерах размер стиха Александра Блока определяется как трехстопный анапест с пиррихием в конце первой и третьей строки. Особенно отчетливо нарушение ритмического рисунка видно на схеме: после трех стоп с ударением на последний слог остается один безударный. Чтобы правильно определить размер такого текста, необходимо составить схематическое изображение всех строк строфы, и посмотреть — каким образом написана большая часть строк.

Правила постановки ударения и деления строки на стопы помогают правильно определить стихотворный размер поэтического произведения. Отдельное внимание важно уделить звучанию стихотворной строки для определения основного ритмического рисунка. Для более точного определения можно несколько раз произнести строку вслух, как бы скандируя ее.

Видео

Это видео поможет вам научиться определять стихотворный размер.

Источник

Хорей, ямб и другие стихотворные размеры

Что такое стихотворный размер кратко. Смотреть фото Что такое стихотворный размер кратко. Смотреть картинку Что такое стихотворный размер кратко. Картинка про Что такое стихотворный размер кратко. Фото Что такое стихотворный размер кратко

Виды стихотворных размеров

Ямб, хорей, брахиколон, анапест… Все эти сложные, на первый взгляд, слова обозначают название стихотворных размеров. Стихи пишутся по определенным законам. Именно следование размеру поэтического произведени (не всегда строгое) делает стихи складными, запоминающимися и приятными для чтения. Мы расскажем о том, какими бывают стихотворные размеры, как отличить ямб от хорея и, как определить размер стиха.

Односложные стихотворные размеры: брахиколон

У каждого стихотворения есть свой уникальный ритм и мелодия, совсем как в танце. Только вместо танцевального па, у стихотворения есть стопы, их структурные единицы. Стопа- это целая группа слогов, которая объединена одним ритмическим ударением (иктом).

Так в односложном стихотворном размере, брахиколоне, всегда есть слово, в котором только один слог. Слов в строке может быть и сразу несколько, но слог останется в единственном экземпляре. Пример стихотворения, написанного брахиколоном:

И.Сельвинский «Сонет»

Все слоги в этом стихотворении сильные, оно звучит как манифест! Отличить брахиколон от других стихотворных размеров нетрудно по его уникальному ритму, а вот ямб и хорей нередко вызывают трудности.

Двусложные стихотворные размеры: ямб, хорей

Ямб и хорей — это стопы из двух слогов.

Кажется, что все просто. При этом даже произведения классической литературы нередко заставляют нас задуматься о том, как устроены эти стихотворные размеры. Со школьных времен мы знает, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина написал четырехстопным ямбом. Значит, ударными должны быть четные слоги. Но как быть с этим отрывком:

Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.

Как мы видим, поэты могут нарушать и нередко нарушают строение «идеального» ямба, тоже самое происходит и с хореем. Классики нередко позволяли себе отойти от строгих размеров стиха, случайно или намеренно игнорировали правила, потому что язык служит мастеру стихосложения, а не наоборот. Поэтому при определении размера стиха вас не должны смущать некоторые несоответствия.

Пример стихотворения, написанного ямбом:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

А. С. Пушкин «К Чаадаеву»

Пример стихотворения, написанного хореем

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века —
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий

Дактиль состоит из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов. Это один ударный слог и два безударных после него. Запомнить это легко, если знать, что слово «дактиль» произошло от греческого «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длиннее двух других. Так и дактилическая стопа состоит из трех слогов: одного ударного и двух безударных.

Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?

Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!

С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!

Анапест — это «дактиль наоборот». Здесь два кратких слога оканчиваются одним долгим. Первые слоги безударные, а последний — ударный.

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Амфибрахий также состоит их трех стоп, но сильным ударным слогом здесь будет второй слог.

В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…

М. Ю. Лертмонтов

Как определить стихотворный размер

Эти знания могут пригодиться не только школьникам, студентам и узким специалистам, изучающим поэзию. Чтобы писать хорошие стихи, надо научиться определять размеры стихосложения и пользоваться ими в собственных произведениях!

Читайте также:

Источник

Основные понятия системы стихосложения. Виды строф в лирике

Содержание:

Современные принципы стихосложения сформированы в результате языковой реформы М.В. Ломоносова, с тех пор не изменялись.

Основные понятия системы стихосложения

Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.

Что такое стихотворный размер кратко. Смотреть фото Что такое стихотворный размер кратко. Смотреть картинку Что такое стихотворный размер кратко. Картинка про Что такое стихотворный размер кратко. Фото Что такое стихотворный размер кратко

Подчиняется трем основным схемам:

Последняя система более характерна для русского стихосложения. Но нередко использование тонических рисунков, например, дольника.

— (от русск. доля, часть) — один из видов творческого стихосложения: трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.

НастоЯщую нЕжность не спУтаешь — — / — — / — — / — —
Ни с чЕм, и онА тихА — / — — / — /
Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь — — / — / — — / — —
Мне плЕчи и грУдь в мехА — / — — / — /

СтихАнализ строения стиха, определение его ритмического рисунка по количеству слогов, сгруппированных по принципу ударности.
Ритмика стиха
Акцентный стихтоже разновидность тоники: в каждой строке равное количество ударных и свободное число безударных слогов.

Виды строф в лирике

Строфа — это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.

Трехстишие: терцеп, терация
Средняя строка рифмуется с крайними
строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д.

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

(Данте А. «Божественная комедия»)

Четверостишие: катрен, стансы
Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными
рифмами при обязательной строфической замкнутости

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

Собрались люди мудрые
Вокруг постели Гостомысловой.
Смерть над ним летает коршуном!
Но, махнувши слабою рукою,
Говорит он речь друзьям своим…

(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)

Шестистишие: секстина
Строфа, состоящая из четверостишия и
двустишия с разной системой рифм.

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!

(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист. »)

Семистишие: септима
Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb.

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)

Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.

Твердые стихотворные формы

Cтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения

Что такое стихотворный размер кратко. Смотреть фото Что такое стихотворный размер кратко. Смотреть картинку Что такое стихотворный размер кратко. Картинка про Что такое стихотворный размер кратко. Фото Что такое стихотворный размер кратко

Рифма

Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:

Что такое стихотворный размер кратко. Смотреть фото Что такое стихотворный размер кратко. Смотреть картинку Что такое стихотворный размер кратко. Картинка про Что такое стихотворный размер кратко. Фото Что такое стихотворный размер кратко

Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма.

Стопа

Строительная единица стихотворной строчки, образованная сгруппированными безударными слогами вокруг одного ударного. Каждую поэтическую строчку делят на ритмическую единицу – стопу – по количеству ударений. Количество ударений равно числу стоп в строке.

Стихотворный размер

Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.

Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):

Двусложный размер

Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.

Что такое стихотворный размер кратко. Смотреть фото Что такое стихотворный размер кратко. Смотреть картинку Что такое стихотворный размер кратко. Картинка про Что такое стихотворный размер кратко. Фото Что такое стихотворный размер кратко

Трехсложный размер

Трехсложных размеров три:

Что такое стихотворный размер кратко. Смотреть фото Что такое стихотворный размер кратко. Смотреть картинку Что такое стихотворный размер кратко. Картинка про Что такое стихотворный размер кратко. Фото Что такое стихотворный размер кратко

Интересно! Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:

Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *