Что такое стилистическая фигура в русском языке
Стилистические фигуры речи. Таблица с примерами
В русском языке применяются языковые средства речи, например:
Стилистические фигуры речи
Стилистические фигуры (фигура речи) — это обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы (например, солецизм).
Таблица с примерами
Виды фигур | Определение | Примеры | |||||||||||||||||
Антитеза | фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений, свойств | ||||||||||||||||||
Анафора | повторение одинаковых элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка) | Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин) | |||||||||||||||||
Эпифора | повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.) | Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? | |||||||||||||||||
Градация | такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего или ослабляет его | ||||||||||||||||||
Хиазм | перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях | ||||||||||||||||||
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи | Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М. Горький) | |||||||||||||||||
Каламбур | игра слов, где в тексте создает комический эффект | ||||||||||||||||||
Риторическое восклицание | в форме восклицания содержится утверждение | Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов) | |||||||||||||||||
Риторическое обращение | фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится | А вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов) | |||||||||||||||||
Умолчание | намеренное прерывание речи, дающее возможность читателю домыслить фразу | Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что время уж барону умереть (А.С. Пушкин). | |||||||||||||||||
Многосоюзие | повтор избыточного союза. Создает эмоциональность речи | И снег, и ветер, и звезд ночной полет (Ошанин) | |||||||||||||||||
Бессоюзие | построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов | Швед, русский, рубит, колет, режет, бой барабанный, клики, скрежет… (А.С. Пушкин) | |||||||||||||||||
Эллипсис | пропуск подразумеваемого слова | Не тут-то (было)! | |||||||||||||||||
Оксюморон | соединение логически несовместимых понятий |
Примеры: |
---|
«… и до листвы моей Доходят жилы влажные, стальные…«, «Дыханием приятным «Дай бог лжецам замкнуть уста, «. звучал мне долго голос нежный. «, «Какое привалило счастье «Здравствуй, волшебник лес, |
Анафора
Анафора (единоначатие) — одинаковое начало смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова). Разные строфы в стихотворении могут начинаться с одного и того же слова, буквы, выражения — это также будет анафорой.
Примеры: |
---|
«Дай бог слепцам глаза вернуть и спины выпрямить горбатым. Дай бог быть богом хоть чуть-чуть, но быть нельзя чуть-чуть распятым». «О, я привык к этим ризам О, Святая, как ласковы свечи, «Или на вас тяготит преступление? «Много дум я в тишине продумал, |
Эпифора
Эпифора (единоокончание) — фигура, обратная анафоре. Одинаковое окончание смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова).
Примеры: |
---|
«Деточка, Все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь« АнтитезаАнтитеза (противопоставление, контраст) — резкое противопоставление явлений или понятий. В основе заложен контраст (часто используются антонимы). «Я, наверно, родился поздно «Я не первый воин, не последний, «И сердце засмеется и заплачет«, «Находка таится в пропаже |
Градация
Градация — постепенное нарастание (восходящая градация) или ослабление (нисходящая) смыслового значения.
Примеры: |
---|
«Возвращаюсь к природе, к себе, К первозданной основе и сути.», «Всё в ней дрожало, волновалось, пело. / И белый свет – как россыпи |
Оксюморон
Оксюморон — сочетание несочетаемого (соединение двух исключающих друг друга понятий).
[table “49” not found /]
Риторический вопрос
Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. Ставится автором в произведении с целью привлечь внимание читателя.
Примеры: |
---|
«Что же натворили мы с природой? Как теперь нам ей смотреть в глаза?« «А если это так, то что есть красота? |
Риторическое обращение
Риторическое обращение — обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.
Примеры: |
---|
«Замолкни, Муза мести и печали!», «О, неподатливый язык! |
Риторическое восклицание
Риторическое восклицание — восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания.
Р. В. передает различные оттенки речи и состояние человека.
Примеры: |
---|
«О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены!« «Какой простор! Какая воля! |
Параллелизм
Параллелизм — схожее, часто одинаковое построение предложений.
Примеры: |
---|
«Завидую тому, как он дерется,- я не был так бесхитростен и смел. Завидую тому, как он смеется,- я так смеяться в детстве не умел.«, «верю в тихое: «Что вы творите?», «В нем глядит подозрительно каждый портрет. ««Есть божий суд. » — метель ревела в окна. |
Парцелляция
Парцелляция — намеренное членение предложение на части.
Примеры: |
---|
«Очень трудно ему. На войне было легче. Жизнь идет.«, «Молчу. Гляжу на небо. Стыну. «Ветер. |
Антитеза
Антитеза — резкое противопоставление явлений или понятий.
«Я, наверно, родился поздно
Или рано.Мне не понять»
«Я не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна»,
«И сердце засмеется и заплачет«,
«Находка таится в пропаже
И радость таится в тоске«
Градация
Градация — постепенное нарастание (уменьшение) смысла или эмоционального значения при перечислении.
Примеры: | ||||
---|---|---|---|---|
«Листвою желтой, блеклой, Слезливой, мертвой мглой Постукивает в стекла Октябрьский дождик злой», «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов«, «Не жалею, не зову, не плачу«, «Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор, «И где ж Мазепа? где злодей? «Все уныло, пусто, мертво, ЭллипсисЭллипсис — намеренный пропуск слова, его выпадение из текста стихотворение. БесссоюзиеБесссоюзие (Асиндетон) — соединение слов без использования союзов.
МногосоюзиеМногосоюзие (полисиндетон) — соединение слов с излишним использованием союзов.
Как выглядит задание ЕГЭ с данной терминологией? Что такое стилистическая фигура в русском языкеОт тропов отличаются фразовые компоненты, которые называются фигурами речи. Это обычно словосочетания или предложения. Они представляют собой выразительные синтаксические конструкции, которые передают экспрессию текста. Если троп – это слово с переносным значением (оно имеет отношение к лексике), то фигура – часть предложения, которая играет определённую функцию в нём (здесь обретает свои права синтаксис). Рассмотрим примеры различных фигур речи. Перифраза – замена слова или словосочетания описательным выражением, оборотом. Погасло дневное светило ; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Инверсия – стилистически значимое изменение обычного порядка слов. главой голодных орд, в терновом венце революций Анафора – единоначалие, повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид. Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки. Антитеза – контраст, противопоставление явлений и понятий. Когда в кругу убийственных забот Нам всё мерзит — и жизнь, как камней груда, Лежит на нас, — вдруг знает бог откуда Минувшим нас обвеет и обнимет И страшный груз минутно приподнимет. Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости. Не жалею, не зову, не плачу … Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия. Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг, И мне наскучил их несвязный С кем мне поделиться Риторический вопрос – оборот речи в вопросительной форме, не требующий ответа. О чём ты воешь, ветр ночной? О чём так сетуешь безумно. Что значит странный голос твой, То глухо жалобный, то шумно? Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить? Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к чему-то неодушевлённому или к кому-то незнакомому. Младое, незнакомое! Не я Увижу твой могучий поздний возраст, Когда перерастёшь моих знакомцев… Поля! я предан вам душой. Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной… Риторическое восклицание – выражение утверждения в восклицательной форме. Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании. Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё – равно, и всё – едино, Но если по дороге – куст Встаёт, особенно – рябина… Параллелизм – сходное построение смежных фраз, строк или строф. Гляжу на будущность с боязнью, Я пришёл к тебе с приветом, Зверю – берлога, нужна Полюбил учёный – глупую, Полюбил румяный – бледную, Полюбил хороший – вредную. Парцелляция – намеренное расчленение фразы с целью усиления выразительности, экспрессивности. Всякие стихи ради последней строчки. Которая приходит первой. «Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин. Прочитать подробнее о звукописи. Прочитать о лексических средствах выразительности (тропах). Таблица правил «Стилистические фигуры»«Управление общеобразовательной организацией: |