Стилистические фигуры речи — это синтаксические конструкции с эмоционально-экспрессивными оттенками без дополнительной информации; — это речевые обороты, риторические фигуры, высказывания в виде синтаксического предложения, построенного с целью усиления выразительности и образности; — это вид изобразительно-выразительных средств, особенность которого заключается в конструкции предложения.
Среди стилистических фигур речи можно выделить*:
* — для ЕГЭ по литературе необязательно изучать эти подразделы, достаточно просто понимать их разность. В тестовых заданиях Вам потребуются только знания перечисленных ниже терминов и умение их отличать друг от друга.
Инверсия
Инверсия — намеренно неправильный порядок слов; нарушение прямого порядка слов (если в прямом порядке : подлежащие → сказуемое → дополнения, то в предложениях с инверсией последовательность нарушается).
Примеры:
«… и до листвы моей Доходят жилы влажные, стальные…«,
«Дыханием приятным Сманила сон с моих она очей«,
«Дай бог лжецам замкнуть уста, глас божий слыша в детском крике. «,
«. звучал мне долго голос нежный. «,
«Какое привалило счастье Глупцу, шуту, бог весть кому«,
«Здравствуй, волшебник лес, Я полюбил давно Сосен веселый плеск, Ягод твоих вино«.
Анафора
Анафора (единоначатие) — одинаковое начало смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова). Разные строфы в стихотворении могут начинаться с одного и того же слова, буквы, выражения — это также будет анафорой.
Примеры:
«Дай бог слепцам глаза вернуть и спины выпрямить горбатым. Дай бог быть богом хоть чуть-чуть, но быть нельзя чуть-чуть распятым».
«О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены.
О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты. «
«Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?»
«Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил»
Эпифора
Эпифора (единоокончание) — фигура, обратная анафоре. Одинаковое окончание смежных строк в строфе (одинаковыми могут быть звуки, буквы, слова).
Примеры:
«Деточка, Все мы немножко лошади, Каждый из нас по-своему лошадь«
Антитеза
Антитеза (противопоставление, контраст) — резкое противопоставление явлений или понятий. В основе заложен контраст (часто используются антонимы).
«Я, наверно, родился поздно Или рано.Мне не понять»
«Я не первый воин, не последний, Долго будет родина больна»,
«И сердце засмеется и заплачет«,
«Находка таится в пропаже И радость таится в тоске«
«Возвращаюсь к природе, к себе, К первозданной основе и сути.»,
«Всё в ней дрожало, волновалось, пело. / И белый свет – как россыпи огней»
Оксюморон
Оксюморон — сочетание несочетаемого (соединение двух исключающих друг друга понятий).
[table “49” not found /]
Риторический вопрос
Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа. Ставится автором в произведении с целью привлечь внимание читателя.
Примеры:
«Что же натворили мы с природой? Как теперь нам ей смотреть в глаза?«
«А если это так, то что есть красота? И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?«
Риторическое обращение
Риторическое обращение — обращение к кому-нибудь или чему-нибудь для усиления выразительности речи.
Примеры:
«Замолкни, Муза мести и печали!»,
«О, неподатливый язык! Чего бы попросту — мужик»
Риторическое восклицание
Риторическое восклицание — восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания. Р. В. передает различные оттенки речи и состояние человека.
Примеры:
«О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены!«
«Какой простор! Какая воля! Какие песни и цветы!«
Параллелизм
Параллелизм — схожее, часто одинаковое построение предложений.
Примеры:
«Завидую тому, как он дерется,- я не был так бесхитростен и смел. Завидую тому, как он смеется,- я так смеяться в детстве не умел.«,
«верю в тихое: «Что вы творите?», верю в горькое: «Что мы творим?»«,
«В нем глядит подозрительно каждый портрет. В нем насупился замкнуто каждый предмет.«,
««Есть божий суд. » — метель ревела в окна. «Есть божий суд. » — весной стонала Волга«
Парцелляция
Парцелляция — намеренное членение предложение на части.
Примеры:
«Очень трудно ему. На войне было легче. Жизнь идет.«,
«Молчу. Гляжу на небо. Стыну. И синий выем виден мне.«,
«Ветер. Ветер. Ветер тополиный Золотую песню расплескал. «.
Антитеза
Антитеза — резкое противопоставление явлений или понятий.
«Я, наверно, родился поздно Или рано.Мне не понять»
«Я не первый воин, не последний, Долго будет родина больна»,
«И сердце засмеется и заплачет«,
«Находка таится в пропаже И радость таится в тоске«
Градация
Градация — постепенное нарастание (уменьшение) смысла или эмоционального значения при перечислении.
В русском языке применяются языковые средства речи, например:
Стилистические фигуры речи
Стилистические фигуры (фигура речи) — это обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания. Иногда к стилистическим фигурам относят тропы, а также необычные словосочетания, обороты речи, выходящие за рамки языковой нормы (например, солецизм).
Спят и богатые, и бедные, и мудрые, и глупые, и добрые, и злые (А. Чехов)
Анафора
повторение одинаковых элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)
Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (С. Есенин)
Эпифора
повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.)
Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
Градация
такое расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего или ослабляет его
Я думаю о тебе, тоскую, вспоминаю, скучаю, молюсь;
Иди, беги, лети и мсти за нас (Пьер Корнель).
Хиазм
перекрестное расположение параллельных частей в двух смежных предложениях
Не погибла молодость – Молодость жива! (Багрицкий)
Изумительный наш народ;
Рассказать тебе я хотел бы одну историю.
Параллелизм
Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи
Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М. Горький)
Каламбур
игра слов, где в тексте создает комический эффект
Наш медик в рот больным без счету капли льет, // Однако от того ни капли пользы нет. (М. Херасков)
не требует ответа, а только усиливает эмоциональность высказывания.
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
Риторическое восклицание
в форме восклицания содержится утверждение
Орлам случается и ниже кур спускаться, // Но курам никогда до облак не подняться! (И.Крылов)
Риторическое обращение
фигура, в которой в форме обращения к неодушевленным предметам, явлениям, понятиям и т.п. выражается различное отношение автора к тому, о чем говорится
А вы, надменные потомки…. (М.Ю. Лермонтов)
Умолчание
намеренное прерывание речи, дающее возможность читателю домыслить фразу
Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что время уж барону умереть (А.С. Пушкин).
Многосоюзие
повтор избыточного союза. Создает эмоциональность речи
И снег, и ветер, и звезд ночной полет (Ошанин)
Бессоюзие
построение сложных предложений или ряда однородных членов без союзов
От тропов отличаются фразовые компоненты, которые называются фигурами речи. Это обычно словосочетания или предложения.
Они представляют собой выразительные синтаксические конструкции, которые передают экспрессию текста.
Если троп – это слово с переносным значением (оно имеет отношение к лексике), то фигура – часть предложения, которая играет определённую функцию в нём (здесь обретает свои права синтаксис).
Рассмотрим примеры различных фигур речи.
Перифраза – замена слова или словосочетания описательным выражением, оборотом.
Погасло дневное светило ;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Инверсия – стилистически значимое изменение обычного порядка слов.
главой голодных орд,
в терновом венце революций
Анафора – единоначалие, повторение слов или словосочетаний в начале предложения, стихотворных строк или строф.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.
Антитеза – контраст, противопоставление явлений и понятий.
Когда в кругу убийственных забот
Нам всё мерзит — и жизнь, как камней груда,
Лежит на нас, — вдруг знает бог откуда
Минувшим нас обвеет и обнимет
И страшный груз минутно приподнимет.
Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости.
Не жалею, не зову, не плачу …
Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия.
Но красоты их безобразной
Я скоро таинство постиг,
И мне наскучил их несвязный
С кем мне поделиться
Риторический вопрос – оборот речи в вопросительной форме, не требующий ответа.
О чём ты воешь, ветр ночной?
О чём так сетуешь безумно.
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
Знакомые тучи! Как вы живёте?
Кому вы намерены нынче грозить?
Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к чему-то неодушевлённому или к кому-то незнакомому.
Младое, незнакомое! Не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастёшь моих знакомцев…
Поля! я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной…
Риторическое восклицание – выражение утверждения в восклицательной форме.
Какое лето! Что за лето!
Да это просто колдовство.
Умолчание – фигура, предоставляющая слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё – равно, и всё – едино,
Но если по дороге – куст
Встаёт, особенно – рябина…
Параллелизм – сходное построение смежных фраз, строк или строф.
Гляжу на будущность с боязнью,
Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало… Рассказать, что лес проснулся… Рассказать, что с той же страстью… Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет…
Зверю – берлога, нужна
Полюбил учёный – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную.
Парцелляция – намеренное расчленение фразы с целью усиления выразительности, экспрессивности.
Всякие стихи ради последней строчки.
Которая приходит первой.
«Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин.
Прочитать подробнее о звукописи.
Прочитать о лексических средствах выразительности (тропах).
Стилистические фигуры – фигуры речи, усиливающие ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям, но не привносящие нового содержания.
АНАФОРА — единоначатие, повторение определенного слова или отдельных звуков в начале нескольких строф, стихов или полустиший.
АНАФОРА (греч. anaphora – вынесение; русский термин – единоначатие) – стилистическая фигура; скрепление речевых отрезков (частей фразы, стихов) с помощью повтора слова или словосочетания в начальной позиции.
Например: Это – круто налившийся свист, Это – щёлканье сдавленных льдинок, Это – ночь, леденящая лист, Это – двух соловьёв поединок. (Б. Л. Пастернак, «Определение поэзии»)
Анафора, как и вообще всякого рода повторения отдельных слов или выражений, независимо от местоположения их, придает часто стиху остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении.
Так, в строфе Блока: Опять с вековой тоскою Пригнулись к земле ковыли, Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издали… –
анафорическое «опять» в первом и третьем стихе строфы оттеняет «вековечность» русской тоски и несмолкаемость голоса, который зовет куда-то поэта.
Другим примером анафоры могут быть:
1) анафорическое «сумрак» в полустишиях тютчевского стиха:
« Сумрак тихий, сумрак сонный», где повторением слова «сумрак» поддерживается определенное мелодическое воздействие стиха или
2) анафорическое «край» или приближающиеся к полной словесной анафоре «эти» и «эта» в знаменитой строфе Тютчева: Эти бедные селенья, Эта скудная природа — Край родной долготерпенья, Край ты русского народа.
Расположением в этой строфе анафор в начале каждой пары стихов Тютчев, конечно, подчеркивает, что именно «эти селенья» и «эта природа», родной ему край — Россия.
Разновидности анафоры
Например: Гр озой снесённые мосты, Гр оба с размытого кладбища» (Пушкин А.С.)
3. Анафора лексическая— повторение одних и тех же слов:
Например: Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин С.А.)
Например: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (Пушкин А.С.)
5. Анафора строфическая Земля. От влаги снеговой Она еще свежа. Она бродит сама собой И дышит, как дежа. Земля. Она бежит, бежит На тыщи верст вперед, Над нею жаворонок дрожит И про нее поет. Земля. Все краше и видней Она вокруг лежит. И лучше счастья нет, — на ней До самой смерти жить. Земля. На запад, на восток, На север и на юг. Припал бы, обнял Моргунок, Да нехватает рук. (Твардовский А.Т.)
6. Строфико-синтаксическая анафора
Например: Пока не жаждет пулемет Распотрошить людскую гущу, Живет и здравствует омет Средь мельниц, урожай жующих.
Пока не страждет командарм Рассечь врага одним ударом, Амбары полнятся недаром Полей золотоносным даром.
Пока не скажет вражий гром Свое вступительное слово, В полях не может быть иного Ловца пространств, чем агроном. (Тихонов Н.С.)
Анафора может располагаться в начале полустиший (» Город пышный, город бедный«), строк (» Она не страшилась возмездия, Она не боялась утрат«), строф, проводиться через все стихотворение в тех или иных комбинациях (Лермонтов «Когда волнуется«; Фет «Это утро, радость эта» и т. д.).
Анафорой называют также стихотворение, все слова которого начинаются одним и тем же звуком.
Например: Л учистый лен любовно лепит Л азурь ласкающих лесов, Л юблю лукавых лилий лепет, Л етящий ладан лепестков.
Часто анафора соединяется с другой риторической фигурой — градацией.
Климакс— одна из популярных фигур русской поэзии, в которой слова и выражения в фразе расположены в порядке их возрастающего значения.
Например: Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.А. Есенин)
И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута – и стихи свободно потекут. (А.С. Пушкин)
Антиклимакс— фигура, в которой слова и выражения расположены по силе интонации и по смыслу в нисходящем порядке.
Например: Присягаю ленинградским ранам, Первым разоренным очагам; Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. (О.Г.Бергольц)
Наиболее распространена трехчленная градация.
Например: Пришел, увидел, победил. (Цезарь);
Впечатление градации усиливается особым ритмико-синтаксическим строением, часто — анафорой (смотрите выше).
Иногда средние члены градации по своему логическому значению не образуют строгого нарастания, но благодаря мелодии стиха, синтаксическим его особенностям, получается впечатление градации, которое в этом случае более явственно при декламации.
Сами по себе более или менее равносильные образы цветов, источника, лучей и неба образуют нарастающий ряд, главным образом, благодаря тому, что первый образ выражается одним словом — общим понятием, во втором выделяется существенный признак, а третий и четвертый начинаются с анафорического и, повышающего интонацию, которая достигает кульминации своей в усилительном прилагательном «самый», предваряющем последний образ.
И обратно, смысловое нарастание, не поддержанное ритмико-синтаксически, не дает достаточного ощущения градации.
Градация может быть принципом композиции целого стихотворения.
Подобным же образом мы можем наблюдать градацию в сюжетном строении более крупных литературных жанров, сказок, новелл и пр., например, в народной сказке «Мена» (у Афанасьева, параллели у бр. Гриммов, Андерсена и др.), в «Сказке о рыбаке и рыбке» и др., в повести Леонида Андреева «Жизнь Василия Фивейского», в библейской истории Иова и т. п.
Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А. Блок) Ну, а я. Иду дорогой, Не тяжел привычный труд: Есть кой-где, что верят в бога. Нет попа, А я и тут. Там жених с невестой ждут, — Нет попа, А я и тут. Там младенца берегут, — Нет попа, а я и тут. (А. Твардовский)
Меня зовут юнцом безусым, Мне это, право, всё равно. Зато не величают трусом… Давным-давно… Давным-давно…
Иной усищи крутит яро, Бутылкам всем глядится в дно, Но сам лишь копия гусара… Давным-давно… Давным-давно…
Иной клянётся страстью пылкой, Но, коли выпито вино, Вся страсть его на дне бутылки… Давным-давно… Давным-давно…
Влюблённым море по колено, Я с ними в этом заодно, Но караулит всех измена… Давным-давно… Давным-давно… (А. Гладков)
Стилистический приём повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках можно ярко продемонстрировать простой рифмой. Это – грамматическая эпифора.: Иногда с целью подчеркивания важности какого-то одного слова или словосочетания его повторяют в конце строфы или строк, образуя так называемую тавтологическую рифму.
Эпифора, как и анафора, имеет свои разновидности:
1. Грамматическая эпифора— приём повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках. Примеры её часто встречаются в детских стихах
2. Лексическая эпифора— повторение в конце отрезка речи одного и того же слова.
Например: Когда подымет океан Вокруг меня валы ревучи, Когда грозою грянут тучи, Храни меня, мой талисман.
В уединенье чуждых стран, На лоне скучного покоя, В тревоге пламенного боя Храни меня, мой талисман… (А.С.Пушкин)
3. Семантическая эпифора— повторение в конце синонимичного слова.
4. Риторическая эпифора.
Часто в поэзии употребляют повтор первого четверостишия в заключении. Иногда они слегка отличаются, чаще – повторяются дословно. Это также риторическая эпифора.
Часто в прозе авторы хотят подчеркнуть значимость какого-то одного момента, эпизода, предмета. Тогда художник слова использует повтор эпизода или одной какой-то фразы, отрывка.
Эпифора постоянно используется в самых разных стихотворных жанрах.
Подлинную трагедию одиночества выражают стихи З.Н. Гиппиус, уже очень немолодой поэтессы, потерявшей мужа Д.С. Мережковского, с которым она не разлучалась ни на один день более 50 лет. Стихи, посвященные их с мужем секретарю и давнему другу В.А. Злобину, являются примером эпифоры, имеющей даже графическое выражение:
Эпифора в чистом виде употребляется реже, чем анафора, но в ослабленном варианте (параллелизм синонимов или грамматических форм) — гораздо чаще.
Эпифора как фигура противоположна анафоре, в соединении с которой образует новую фигуру — симплоку.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. — идущий рядом, параллельный) — композиционный прием, подчеркивающий структурную связь двух (обычно) или трех элементов стиля в художественном произведении; связь этих элементов состоит в том, что они располагаются параллельно в двух или трех смежных фразах, стихах, строфах, благодаря чему выявляется их общность.
Современной поэтикой установлены следующие типы параллелизма:
1. Синтаксический параллелизм, наиболее распространенный, заключается в том, что в смежных стихах соблюдается одинаковая структура предложений.
Когда умирают кони — дышат, Когда умирают травы — сохнут, Когда умирают солнца — они гаснут, Когда умирают люди — поют песни. (В. Хлебников)
Ко мне приплывала зеленая рыба, Ко мне прилетала белая чайка! (А. Ахматова)
Я не знаю, где граница Между Севером и Югом, Я не знаю, где граница Меж товарищем и другом. . Я не знаю, где граница Между пламенем и дымом, Я не знаю, где граница Меж подругой и любимой. (М. Светлов)
Два бессмертия у Волги — устье и исток. Две тревоги у солдата — Запад и Восток! Две надежды у деревьев — осень и весна. Две заботы у солдата — пушка и война. (А. Недогонов)
Синтаксический параллелизмспособствует ритмизации речи и выполняет в тексте усилительно-выделительную функцию. Он может поддерживаться лексическим повтором, использованием слов одной лексико-семантической или тематической группы.
2. Строфический параллелизм состоит в том, что в смежных строфах стихотворения повторяется одинаковое синтаксическое, а иногда и лексическое построение: Горе несешь — думаешь, Как бы с плеч сбросить, Куда бы его покинуть, Где бы его оставить. Счастье несешь — думаешь, Как бы с ним не споткнуться, Как бы оно не разбилось, Кто бы его не отнял. (В. Тушнова)
3. Ритмический параллелизм выражается в том, что мотивы стихотворения подчеркиваются соответствующим повтором ритмического рисунка.
4. Помимо прямого параллелизма, в поэзии встречается отрицательный параллелизм, состоящий в том, что первый член параллели дается с отрицательной частицей «не». Такая форма параллелизма особенно употребительна в народной поэзии, нередка она и в авторских стихах.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПОВТОРЫ – повторение одного и того же слова, словосочетания.
И вот мама приготовила на три дня три обеда, три завтрака и три ужина и показала мальчикам, как их нужно разогревать. (Е.Шварц)
В одних случаях это невозможно, в других – будет ненужным обеднением, обесцвечиванием речи.
Несколько однокоренных слов в предложении стилистически оправданы и в том случае, если родственные слова являются единственными носителями соответствующих значений и их не удается заменить синонимами.
Лексические повторы могут использоваться и как средство юмора. В пародийном тексте нагромождение одинаковых слов отражает комизм описываемой ситуации.
В художественной речи словесные повторы могут выполнять разные стилистические функции. Это необходимо учитывать, давая стилистическую оценку использованию слова в тексте.
СИМПЛОКА (греч. — сплетение) — фигура синтаксического параллелизма в смежных стихах, у которых а) одинаковые начало и конец при разной середине и б) наоборот, — разные начало и конец при одинаковой середине.
Образцы симплоки первого вида чаще встречаются в народной поэзии.
Очень редкасимплока первого вида в авторской поэзии.
Примеры симплоки второго вида: Молодым везде у нас дорога, Старикам везде у нас почёт. (В. Лебедев-Кумач)
Море люблю с кораблями, Небо люблю с журавлями. (В. Боков)
Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! (В. Маяковский)