Что такое стилистика в русском языке 5 класс
Стилистика в русском языке
Стилистика — раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.
Стиль (от греч. stylos — палочка для письма) — способ словесного выражения мыслей, слог. Стиль характеризуется особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения.
Функциональный стиль — это подсистема (разновидность) литературного языка, имеющая определённую сферу функционирования и обладающая стилистически значимыми (маркированными) языковыми средствами.
Выделяют следующие функциональные стили:
— стиль художественной литературы.
Научный стиль
Научный стиль — это язык науки. Самой общей специфической чертой этого стиля речи является логичность изложения. Научный текст отличается подчёркнутой, строгой логичностью: все части в нём жёстко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте.
Другим типичным признаком научного стиля речи является точность. Смысловая точность (однозначность) достигается тщательным подбором слов, использованием слов в их прямом значении, широким употреблением терминов и специальной лексики.
Отвлечённость и обобщённость непременно пронизывают каждый научный текст. Поэтому здесь широко используются абстрактные понятия, которые трудно представить, увидеть, ощутить. В таких текстах часто встречаются слова с отвлечённым значением, например: пустота, скорость, время, сила, количество, качество, закон, число, предел; нередко используются формулы, символы, условные обозначения, графики, таблицы, диаграммы, схемы, чертежи.
Научный стиль имеет преимущественно письменную форму, но возможны и устные формы (доклад, сообщение, лекция). Основными жанрами научного стиля являются монография, статья, тезисы, лекция и др.
Публицистический стиль
Цель публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чём-то, внушением ему определённых идей, взглядов, побуждением его к определённым поступкам, действиям.
Сфера употребления публицистического стиля речи — общественно-экономические, политические, культурные отношения.
Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.
Для публицистического стиля речи характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нём широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.
Официально-деловой стиль
Официально-деловой стиль речи употребляется в сфере правовых отношений, служебных, производственных.
Основные стилевые черты официально-делового стиля — это:
а) точность, не допускающая иного толкования;
б) неличный характер;
в) стандартизованность, стереотипность построения текста;
г) долженствующе-предписывающий характер.
Точность формулировок для законодательных текстов проявляется прежде всего в употреблении специальной терминологии, в однозначности нетерминологической лексики. Типичная особенность деловой речи — ограниченные возможности синонимической замены; повторяемость одних и тех же слов, преимущественно терминов.
Неличный характер деловой речи выражается в том, что в ней отсутствуют формы глаголов 1-го и 2-го лица и личные местоимения 1-го и 2-го лица, а формы 3-го лица глагола и местоимения часто используются в неопределённо-личном значении.
В официальных документах в связи с особенностью формулировок почти отсутствуют повествование и описание.
Все документы лишены эмоциональности, экспрессивности, поэтому в них мы не найдём изобразительных средств языка.
Разговорный стиль
В основе разговорного стиля лежит разговорная речь. Основной функцией разговорного стиля является общение (коммуникация), а основная его форма — устная.
В составе разговорного стиля выделяются литературно-разговорный стиль, использующий общепринятые слова, соответствующие нормам литературного языка, и разговорно-просторечная разновидность, которой свойственны слова и обороты, отклоняющиеся от литературных норм, имеющие оттенок стилевой сниженности.
Письменная форма разговорного стиля реализуется в эпистолярном жанре (частные письма, личная переписка, а также дневниковые записи).
Художественный стиль
Художественный стиль является инструментом художественного творчества и сочетает в себе языковые средства всех других стилей речи. Однако в художественном стиле эти изобразительные средства выступают в особой роли: целью их использования становится эстетическое и эмоциональное воздействие на читателя.
Художественная литература допускает употребление просторечных, диалектных слов и выражений и даже вульгаризмов. В языке художественной литературы используется всё многообразие изобразительно-выразительных средств (метафора, эпитет, антитеза, гипербола и т. д.).
Отбор языковых средств зависит от индивидуальности автора, темы, идеи произведения, жанра. Слово в художественном тексте может приобретать новые оттенки значения.
Большую роль в художественном тексте играет многозначность.
Основная цель художественного стиля — создать средствами языка художественные образы, поэтому в художественной литературе широко используются живописующие, эмоционально окрашенные обороты речи.
Стремление к яркой образности заставляет авторов избегать речевых трафаретов, шаблонов, искать для выражения мысли новые варианты и формы.
Для художественного стиля характерно многообразие жанров, стилистических средств и приёмов.
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Русский язык с репетиторами онлайн
Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:
Урок-презентация в 5 классе «Что такое стилистика?»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что изучает стилистика?
Стилистика – это наука о языке, которая изучает стили литературного языка и языковые средства, создающие их особенности. Стиль речи (языка) – это его разновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни: обыденное общение, официально-деловые отношения, науку, агитационно-массовую деятельность, словесно-художественное творчество
с кем говорим? Речевая ситуация где говорим? С какой целью говорим?
Официальная обстановка Неофициальная обстановка В гостях дома на работе в школе на перемене в магазине на прогулке с друзьями в лесу в школе на уроках в поликлинике в кабинете у завуча
Физкультминутка Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы садитесь, если слово с корнем САД, встаете. САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.
Общение − обмен мнениями людей, неподдельно заинтересованных в точке зрения друг друга. Сообщение − то, что сообщается, известие. Воздействие− действие, направленно на кого−что−либо с целью добиться чего−нибудь, внушить что−нибудь.
Текст 1 1-много РС о/о сообщение
Текст 2 1-много РС о/о воздействие
1-1 РС о/о общение Текст 3
Домашнее задание Упражнение 367, параграф 17 прочитать.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1567760
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок русского языка для 5 класса по теме «Что изучает стилистика»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Русский язык, 5 класс.
Тема: Что изучает стилистика.
Тип урока: урок развития речи.
Элементы основного содержания
Элементы дополнительного содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
(прогнозируемые метапредметные и предметные результаты)
— Понятие о стилистически значимой речевой ситуации.
Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог.
— Понимать стилистически значимую речевую ситуацию; уметь анализировать под этим углом зрения любую предложенную речевую ситуацию, фиксировать её в виде схемы.
— Определять принадлежность текста к разговорному стилю речи, используя понятие речевой ситуации как ориентировочную основу действия. Производить стилистический анализ текстов, относящихся к разговорному стилю, фиксируя языковые средства, передающие непринуждённость и эмоциональность речи.
Цели: 1. Дать понятие науки стилистики, речевой ситуации.
2. Научить использовать характеристику речевой ситуации как ориентировочную основу при определении принадлежности текста к тому или иному стилю.
3. Развитие логического мышления, внимания к родному языку. Культура устного ответа.
Оборудование: 1. Распечатки с текстами.
2. Небольшая мультимедийная презентация по теме урока.
— используя известные приёмы толкования слова, попробуйте объяснить значение слова СТИЛИСТИКА (ребята использовали разные подходы к объяснению: кто-то вспомнил и соотнёс это слово с термином «лингвистика» и вышел к определению «наука о стилях», кто-то предложил оттолкнуться от понятия стиль и путём подбора однокоренных слов вышли к таким понятиям как «эталон», «направление»)
Актуализация имеющихся знаний и способов действий (тех, которые будут положены в основу работы с новыми сведениями)
1)Работа с распечаткой: является ли текстом то, что вы прочитали? Почему вы так считаете?
(распечатки на столах у каждого)
С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием.2) Медуницу называют медуницей, потому что в её цветках много сладкого сока – нектара. 3) Цветки у медуницы окрашены по-разному. 4) Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. 5) Одни – розовые, другие – фиолетовые, а третьи – совсем синие. 6)В воздухе так пахнет дождём, сиренью, влажной землёй, что голова идёт кругом. 7)Такое растение с разноцветными цветами легче заметить шмелям.
2) Что нужно сделать, чтобы из этого фрагмента получился текст?
— Попробуйте, запишите номера предложений в нужном порядке. (1, 4, 6) или (2, 3, 5, 7)
— Сколько текстов у вас получилось? Какова их тема?
— Запишите текст, предложения которого объединены описанием дождливого дня.
1)С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. 4) Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. 6)В воздухе так пахнет дождём, сиренью, влажной землёй, что голова идёт кругом.
Используя данную речевую модель, докажите, что перед вами – текст.
. если забыли признаки текста, приготовить распечатки и скрыть на доске.
Данные предложения являются текстом.
Вот почему эти предложения представляют собой текст.
(текст на экране): можно ли назвать орфограммами выделенные написания? Обоснуйте свой ответ. Назовите орфограмму. ИЛИ
+ найдите в тексте примеры слов с пятью любыми изученными орфограммами, подчеркните их, назовите орфограмму, устно объяснив правописание.
Экран: к уже имеющемуся тексту добавлены ещё два фрагмента.
С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. В воздухе так пахнет дождём, сиренью, влажной землёй, что голова идёт кругом.
В Пермском крае сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём плюс 15-17.
Ну что за погода! Не поймешь: то дождь, то солнце. Да и холодновато. Зонтик бы не забыть.
— Прочитайте. Что объединяет эти два текста с тем, что вы записали? (ТЕМА!)
— Где можно услышать каждое высказывание?
— От чего зависит выбор? (используй распечатки понятий на обороте доски)
Эти элементы являются составляющими РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ, т.е. можно сделать вывод, что …..(наши высказывания зависят от РС, т.е. мы должны учитывать, какова ЗАДАЧА РЕЧИ, ГДЕ говорим, с КЕМ вступаем в ситуацию общения)
— Обратимся за помощью к учебнику, проверим, насколько мы оказались правы в своих предположениях.
— Чтение материалов учебника на стр. 117, под синей полосой. Есть ли вопросы?
-Попробуем проанализировать тексты с позиции использования их в речевой ситуации. Запишем схемы РС в тетрадях. (Работа выполняется по рядам, в парах).
! обратить внимание на выразительные средства текста № 1, которые и помогают нарисовать картинку. Попросить привести примеры эпитетов, олицетворений.
-Проанализируем речевые ситуации и выделим текст, который будет отличаться от 2 других. Ребята довольно легко определяют, что только текст №3 возможен в неофициальной обстановке, в общении 1-1, в непринуждённой беседе, диалоге. Выходим на понятие РАЗГОВОНОЙ РЕЧИ.
Разговорная и книжная речь
Отнесите тексты Упр. 356 в нужную колонку. Аргументируйте свой ответ.
Более подробный разговор о книжной и разговорной речи у нас впереди, на следующем уроке.
§ 46, определение СТИЛИСТИКИ, РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ. Упр. 358
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
Стилистика
Стилистика — это раздел языкознания, который изучает языковые средства, характерные признаки и особенности функциональных разновидностей литературного языка.
Что такое стилистика?
Чтобы понять, что такое стилистика в русском языке, выясним, что в зависимости от конкретной речевой ситуации, сформировавшейся в общественной или бытовой сфере, говорящий выбирает те слова и обороты речи, которые наиболее полно выражают его стремление к сообщению или контакту.
В течение длительного времени практическое использование языка привело к его расслоению на функциональные разновидности, которые в языкознании называют стилями речи.
В соответствии со сферой применения, задачами и условиями общения, особенностями языковых средств и жанров в русском литературном языке различают основные стили речи:
Каждому стилю речи присуща своя сфера применения в связи с его задачей, характерные признаки (стилевые черты) и особенности, целенаправленный выбор языковых средств, которые реализуются в жанрах этого стиля.
Стиль | Сфера использования | Жанры | Языковые средства |
Научный | Наука, техника, образование | Научная статья, монография, учебник, реферат, доклад и др. | Абстрактные существительные, термины, усложненный синтаксис и др. |
Публицистический | Средства массовой информации | Очерк, статья, заметка, интервью, эссе, репортаж, фельетон | Общественно-политическая лексика, экспрессивная лексика, фразеологизмы, оценочная лексика |
Официально-деловой | Законодательство, делопроизводство | Законодательные документы (конституция, устав, кодекс), деловые бумаги (приказ, договор и др.) | Официальная и канцелярская лексика, стандартные выражения, безличные предложения |
Художественный | Художественная литература | Роман, повесть, рассказ, поэма, стихотворение, пьеса и др. | Широкое применение образных средств, восклицательные, вопросительные предложения |
Разговорный | Повседневное общение | Бытовая беседа, просьба, личное письмо, телефонный разговор, комплимент и др. | Разговорная и просторечная лексика, эмоционально-оценочные слова, побудительные предложения, обращения, прямая речь |
Стили речи являются предметом изучения языковедческой науки — стилистики.
Википедия так описывает, что такое стилистика:
Стилистика анализирует речевую жизнь общества с практической точки зрения строгого отбора языковых средств и целесообразности их употребления в определенной сфере: науке, политике, публицистике, деловых и бытовых отношениях, словесно-художественном творчестве.
С другой стороны, стилистика определяет правомерность использования разновидностей литературного языка на всех его уровнях, начиная с фонетики и заканчивая построением предложений.
Стилистика и нормы языка
Как уже выяснено, функциональный стиль обслуживает какую-либо одну сторону общественной жизни: обыденное или деловое общение, науку или политику, словесное творчество.
Стилистику считают разделом науки о средствах выразительности и закономерностях функционирования языка в наиболее целесообразных формах. Эта наука требует соблюдения единства стиля высказывания или сообщения.
Для каждого книжного стиля речи характерен предварительный отбор языковых средств. Если в изложение научного или публицистического материала вклиниваются просторечия, жаргонные слова и обороты речи, то это свидетельствует о нарушении стиля. С этой точки зрения в официально-деловой или научной речи недопустимо употреблять слова и обороты, свойственные разговорному стилю.
В то же время канцеляризмы, шаблоны официально-делового стиля замусоривают язык науки или художественного произведения.
Языковые средства, уместные в публицистике или научной речи, могут стать нелепыми и создать комический эффект в разговорной речи.
Смешение языковых средств стилей, употребление слов разной стилистической окраски являются признаками нарушения стиля.
Стилистика рекомендует, как правильно употреблять языковые средства именно в этой функциональной разновидности литературного языка.
Этот раздел науки тесно соприкасается с культурой речи, которая рекомендует фонетические, лексические, морфологические и синтаксические нормы использования языковых единиц. Нормативность — это важный признак русского литературного языка в любом его функциональном проявлении. Наряду с орфоэпическими и акцентологическими, лексическим и морфологическими нормами, синтаксическими и пунктуационными существуют стилистические нормы литературного языка.
С позиции функционирования стилистика устанавливает нормы использования языковых средств:
Каждое слово и оборот речи следует использовать в тексте, не нарушая гармонии стиля, чтобы изображаемое явление полностью соответствовало способу его выражения.