Что такое стилистика в школе
Методика обучения стилистике в школе
Давая школьникам понятие о стилистике, учитель сообщает им, что в разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи, применение которых зависит от того, где говорим, с кем и зачем. Для иллюстрации этого положения в учебнике «Русский язык для V класса» (под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта) приводится следующая схема:
Данная схема поможет учителю довести до сознания учащихся суть речевой ситуации, объяснить, что в разных речевых ситуациях человек пользуется разными стилями речи.
Основным содержанием стилистики является теория функциональных стилей речи, синонимия (фонетическая, лексическая, морфологическая, синтаксическая), оценка изобразительно-выразительных возможностей различных средств языка и их стилистическая и экспрессивно-эмоциональная окраска. Основой стилистики является синонимика русского языка, богатство смысловых и экспрессивных оттенков в выражении мыслей и чувств».
Исследователи проблем стилистики (В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, К.И. Былинский и др.) в своих работах употребляют термин «практическая стилистика». Вопросы практической стилистики наиболее полно освещены в трудах Д. Э. Розенталя. По мнению ученого, содержанием практической стилистики являются: 1) общие сведения о языковых стилях; 2) оценка экспрессивно-эмоциональной окраски средств языка; 3) синонимия языковых средств. Д. Э. Розенталь считает, что центральное место для стилистики в целом и для практической стилистики в частности отводится проблеме синонимии.
В лингвистической науке одни исследователи считают, что нужно разграничивать понятия «стиль языка» и «стиль речи», другие же эти термины предлагают применять недифференцированно. В методических целях наиболее приемлемым представляется второй подход к проблеме стиля.
Нет пока единства и в классификации функциональных стилей. Так, например, такие ученые, как Л. Ю. Максимов, К.А. Панфилов, Д.Н.Шмелев и др., высказывают точку зрения, согласно которой нельзя включать в число функциональных стилей литературно-художественный стиль. Другой точки зрения придерживаются В.В. Виноградов, Р.А. Будагов, А.И. Ефимов и многие другие.
Некоторые ученые выступают также против включения в число функциональных стилей разговорной речи, считая, что она представляет собой отличную от кодифицированного литературного языка систему. Большинство же ученых наиболее приемлемой считают классификацию функциональных стилей, которую можно изобразить в виде следующей схемы:
Методика преподавания русского языка
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Основы стилистики в средней школе
(роль, задачи, место и содержание работы
по стилистике в школе)
Изучение стилистики в школе имеет большое познавательное и воспитательное значение: совершенствуются речевые умения учащихся, развивается их языковой вкус и чувство языка, совершенствуется интеллектуальная, эстетическая и эмоциональная сферы личности.
Задачи изучения стилистики в школе:
— формировать у учащихся представление о стилистике как разделе науки о языке;
— знакомить школьников с основными стилистическими понятиями;
— учить школьников строить высказывания с учетом речевой ситуации;
— обогащать речь учащихся и грамматический ее строй стилистическими синонимами различных уровней языка.
Стилистика изучается одновременно и параллельно с фонетикой, лексикой и грамматикой.
В школьном курсе русского языка используется классификация стилей по функциональному признаку. В соответствии с ней выделяются две группы стилей: разговорный и книжные. Среди книжных стилей различают: научный, официально-деловой, публицистический. Особое место занимает стиль художественной литературы. При изучении стилистики в школе необходимо опираться на ряд положений лингвистической науки, относящихся к стилистике:
— эти системы не изолированы друг от друга: стили находятся во взаимодействии и взаимосвязи, они взаимопроницаемы;
— стили формируют как экстралингвистические факторы (характер речевой ситуации), так и собственно лингвистические;
— изучение особенностей того или иного стиля предусматривает анализ как экстралингвистических факторов, так и языковых средств всех уровней (фонетического, лексического, грамматического);
— установки относительно выбора языковых средств должны даваться с учетом специфики стиля;
— некоторые стили подразделяются на подстили; так, в научном стиле выделяют научно-популярный и научно-учебный подстили;
Характеристика стилей речи в школьном изучении осуществляется по единому плану:
4) стилеобразующие черты;
5) языковые особенности всех уровней:
— научный стиль: разнообразные отрасли науки, техники, производства; строгое, логичное описание научных объектов, понятий; научные труды, доклады, лекции, учебники, справочные пособия и т.д.; обобщенный характер изложения, подчеркнутая логичность, смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безобразность; научная терминология, абстрактная лексика, отсутствие эмоционально-экспрессивных слов, преобладание имени над глаголом, частотность отвлеченных существительных, частотность форм родительного падежа, глагольные формы настоящего времени, преобладание сложноподчиненных предложений, вводных и вставных конструкций, причастных, деепричастных оборотов и т.д.;
— официально-деловой стиль: официально-деловые отношения в правовой и административной сфере деятельности людей; сообщение сведений и точных указаний, имеющих практическое применение для всех; указы, законы, постановления, деловые документы; точность, не допускающая разночтений, логичность, официальность, бесстрастность, неличный характер речи, стандартность; профессиональные термины, слова с официально-деловой окраской, архаизмы, сложносокращенные слова, отсутствие слов с эмоционально-экспрессивной окраской; преобладание имени над местоимением, отглагольные имена существительные, отыменные предлоги, использование страдательных конструкций, сложных предложений с четко выраженной логической связью и т.д.;
— публицистический стиль: общественно-политическая сфера коммуникации; воздействие на слушающих/читающих с целью формирования у них правильного отношения к сообщаемому; газетные и журнальные статьи, очерки, выступления на общественно-политические темы и др.; чередование эмоционально-экспрессивных средств и стандарта; общественно-политическая лексика, слова в переносном значении, экспрессивно окрашенные слова и речевые стандарты, частотность употребления форм родительного падежа, разнообразие форм времени глаголов, распространенность экспрессивных синтаксических конструкций, конструкций с обособленными членами, парцелляция, инверсия и др.;
— стиль художественной литературы: сфера художественной деятельности человека; эстетическое воздействие на ум и чувства читателя; прозаические, поэтические и драматургические произведения; художественно-образная конкретизация, эмоциональность, экспрессивность, индивидуализированность; неприятие шаблонных слов и выражений, использование слов в переносном значении, столкновение лексики разных стилей, частотность глагольных форм, употребление морфологических форм в переносном значении, использование разнообразных синтаксических конструкций, широкое использование стилистических фигур;
— разговорный стиль: сфера непринужденного общения людей в быту, в семье, в неофициальной обстановке на производстве, в учреждениях; сообщение об увиденном, прочитанном или услышанном конкретному слушателю; повседневные непринужденные беседы, диалоги, частные письма, записки; непринужденность, непосредственность, неподготовленность, эмоциональность, экспрессивность, оценочная реакция, конкретность содержания; разговорная и просторечная лексика, слова конкретного значения, продуктивность слов с суффиксами субъективной оценки, эмоционально-экспрессивных слов, грамматические формы с разговорной и просторечной окраской, преобладание глагола над существительным, частотность местоимений, преобладание простых предложений, вопросительных и восклицательных конструкций, повторы, прерывистость и непоследовательность речи, инверсия, особая роль интонации.
Выделяют следующие этапы формирования стилистических понятий на уроках русского языка.
1 этап формирования интуитивного представления о правильности/неправильности применения речевых средств в определенных условиях. Характер обнаруженных неправильностей на данном этапе выявляется на интуитивной основе, поскольку теоретические положения, которые регулируют нормативное употребление языковых средств, у учащихся еще не сформированы.
2 этап предусматривает первичное знакомство с теоретическими положениями, которые раскрывают яркую стилистическую доминанту текста.
3 этап характеризуется пониманием теоретического положения, которое включает знакомство школьников с существенными особенностями явления.
4 этап предполагает развитие у школьников гибкости мыслительных операций, направленных на усвоение комплекса функциональных особенностей изучаемых явлений. В это время школьники способны рассматривать факты языка в единстве их формы, значения, функции.
Работа по стилистике должна быть органической частью каждого урока в отдельности и системы уроков в целом.
Обучение стилистике в школе должно быть системным. Об этом писал М.М. Бахтин в работе «Вопросы стилистики на уроках русского языка в средней школе: Стилистическое значение бессоюзного сложного предложения». М.М. Бахтин говорил также о том, что стилистическую работу необходимо проводить при изучении всех разделов науки о языке. В частности он писал: «Грамматические формы нельзя изучать без постоянного учета их стилистического значения. Грамматика, оторванная от смысловой и стилистической стороны речи, неизбежно вырождается, в схоластику. На практике преподаватель очень редко дает и умеет давать стилистическое освещение» изучаемых грамматических форм». Стилистикой он еще занимается иногда на уроках литературного стиля весьма, кстати сказать, мало и поверхностно), а на уроках русского языка чистой грамматикой. Причину этого Бахтин видел в том, что «в нашей методической литературе совершенно отсутствует сколько-нибудь систематическая разработка стилистически отдельных грамматических форм».
Таким образом, проблема изучения стилистики в школе заключается в том, что занятия по стилистике носят «попутный» характер, а также нет стройной системы обучения данной дисциплины.
Методисты отмечают, что существует необходимость выстроить систему обучения стилистике в школе, как единого процесса, направленного на овладение опорными знаниями и умениями по стилистике.
В создании единой системы работы по стилистике с V по IX класс должен приниматься во внимание накопленный методической наукой опыт разработки теоретических и практических вопросов обучения стилистике, а так же передовой педагогический опыт изучения различных тем и разделов курса в разных классах школы.
Изучение стилистики в школе имеет важное общеобразовательное значение. Знакомясь с основными понятиями и совершенствуя разнообразные стилистические умения, ученики расширяют свой кругозор, развивают познавательные способности. В процессе таких занятий воспитывается языковой вкус, развивается чувство языка, чувство стиля. Все это способствует повышению общего культурного уровня учащихся и лучшему усвоению всех школьных предметов, так как именно при изучении разных предметов у учащихся формируется собственный, индивидуальный стиль речи.
Изучение стилистики в школе имеет и большое воспитательное значение.
Во-первых, при знакомстве с различными стилистическими средствами языка учащиеся не просто получают представление о его богатстве, но и проникают любовью и уважением к русскому языку.
Во-вторых, выбор дидактического материала для работы по стилистике предполагает необходимость обращения к образцовым произведениям, в первую очередь к тем, которые входят в школьную программу и дают реальную возможность использовать их в воспитательных целях.
Таким образом, в процессе обучения стилистике в школе важно закрепить умения и навыки владении не только нормами русского литературного языка вообще, но и языковыми нормами, характерными для различных стилей.
Если владение системой знаний создает основу для понимания богатства стилистической системы языка, то владение системой стилистических умений дает возможность учащимся сознательно и целенаправленно использовать эти богатства в практических целях.
Еще раз нужно отметить о необходимости изучения стилистики в школьном курсе русского языка. Ей не только должны отводиться специальная система уроков, но и желательно на каждом уроке русского языка и в каждом классе выполнять те или иные стилистические упражнения и задания. Только в данном случае можно говорить об эффективности обучения стилистике.
Важнейшей составной частью процесса реализации личностно-ориентированного обучения и неотъемлемой частью гуманитарного образования в школе является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка через работу с текстом, которая способствует формированию мировоззрения, знаний, жизненной позиции учеников, способности выражать и защищать свою позицию.
Мы принимаем точку зрения И. Р. Гальперина на содержание понятия «текст», который, по его мнению, представляет собой снятый момент языкового творческого процесса, представленный в виде конкретного произведения, отработанного в соответствии со стилистическими нормами данного типа письменной (устной) разновидности языка, произведение, имеющее заголовок, завершенное по отношению к содержанию этого заголовка, состоящее из взаимообусловленных частей и обладающее целенаправленностью и прагматической установкой.
Существует великое множество стилистических упражнений, но по сравнению с сочинением изложение проще и доступней школьнику, поскольку сочинение является работой со многими известными, а изложение пишется на основе образца, в котором все проблемы создания текста даны в готовом, решенном виде: тема выбрана, материал собран и обработан, идея определена и реализована, вопросы сюжета и композиции разработаны, речевое выражение найдено.
Изложение, как показал анализ методической литературы, представляет собой такую работу, в которой присутствует и воспроизведение на основе копирования, и творчества. Воспроизведение сюжета, композиции не требует от учащихся творческих усилий. Однако отыскивание языковой формы не может основываться на одной только памяти – оно требует творчества. Именно по тому, что главная цель проведения изложений состоит в решении языковой проблемы, а это решение требует творческих усилий, мы в праве называть изложение, в том числе и близкое к тексту, работой творческой.
Исследование показало, что основной формой работы на уроке подготовки к изложению должен стать комплексный анализ текста. Он также является основным упражнением по стилистике.
Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а так же ярко выявляются межпредметные связи.
Комплексному анализу текста надо учить постоянно и целенаправленно, чему способствуют тренировочные упражнения, соседствующие с анализом мини – текстов, состоящих из двух трех предложений. Языковое явление, изучаемое детьми, оказывается не вырванным «с корнем» из своего контекста, оно «живет» в нем, сохраняя почти все естественные и трудноуловимые связи со своим лингвистическим окружением.
РОЛЬ РАБОТЫ ПО СТИЛИСТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
РОЛЬ РАБОТЫ ПО СТИЛИСТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Процессы модернизации образования, происходящие сегодня в России, затронули и современную начальную школу. Наблюдается резкая переориентация оценки результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся». Одной из основных компетенций, которые должны быть сформированы у учащихся начальных классов, является коммуникативная (речевая) компетенция.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования второго поколения нацеливает школу на развитие речи и культуры русской речи у учащегося.
Для достижения указанных результатов в языковом развитии младших школьников особую актуальность приобретает организация работы функционально-стилистического характера. Работа над стилистическими понятиями позволит также добиться предметных результатов изучения курса «Русский язык»: овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и др.
Хотя стилистика не выделяется в начальном образовании в самостоятельный предмет изучения, такие ученые, как М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Л.П. Федоренко, Т.И. Чижова и др. подчеркивают необходимость ее рассмотрения «с начала обучения ребенка в школе, ибо чем раньше начнется целенаправленное развитие его языкового вкуса, тем большими гарантиями в плане соблюдения требований культуры речи он будет обладать».
Младший школьный возраст характеризуется повышенной сензитивностью для усвоения лексики, осмысления соотношения формы и содержания языковых единиц – это период интенсивного формирования языковой способности, особого чутья ребенка к явлениям языка.
Для письменной речи младших школьников характерно «использование разговорной и просторечной лексики, активность слов конкретного значения и пассивность слов с отвлеченно-обобщенным значением; продуктивность слов с суффиксами субъективной оценки, лексики с эмоционально-экспрессивной окраской, относительная бедность лексики. В текстах встречаются устойчивые сочетания с разговорной, просторечной и книжной окраской, устойчивые речевые стандарты» [1].
Выполнение словарно-стилистических упражнений, анализ текстов учебников русского языка и литературного чтения будет способствовать формирующейся у детей потребности выражать свои мысли и чувства в адекватной форме, использовать стилистические ресурсы в различных ситуациях общения.
Поскольку данных о специальных исследованиях по формированию функционально-стилистических умений у младших школьников чрезвычайно мало, данная проблема остается в науке одной из малоразработанных. На наш взгляд, выработка функционально-стилистических умений на уроках русского языка должна органически связывается с изучением материала по лексике и грамматике.
В работе по стилистике выделяют три тесно связанных между собой этапа:
3) повторение, углубление и обобщение изученного в стилях и стилистических средствах языка в IX классе.
В связи с тем, что нас интересует пропедевтический этап в обучении стилистике, на начальной ступени обучения, рассмотрим, какие стилистические умения формируются (отметим, что все умения формируются только на практической основе, без теоретического материала и введения сложной терминологии):
синонимы, синонимический ряд;
эмоционально-оценочная лексика, сфера ее употребления;
научный стиль, его лексические приметы;
художественный текст, его отличительные признаки;
слова общеупотребительные и книжные;
деловой стиль, его характерные приметы;
жанры делового стиля.
Весь пропедевтический этап в обучении стилистике распадается еще на несколько периодов:
Интуитивно-практическое ознакомление учащихся с основными стилистическими понятиями (1-2 классы).
Развитие начальных стилистических умений (2-3 классы).
Систематическое формирование у школьников функционально-стилистических умений (3-4 классы).
В школьном курсе русского языка на начальной ступени обучения стилистика изучается совместно с фонетикой, лексикой и грамматикой и включает в том числе работу по культуре речи.
Занятия по культуре речи и стилистике, как правило, носят хотя и обязательный, но попутный характер: рассматривая то или иное лексическое или грамматическое средство языка, учитель при этом может указать на его стилистические качества.
Подобные замечания могут даваться также во время работы по орфографии и пунктуации. О стилистических достоинствах текста заходит речь при рассмотрении исходного материала для выполнения письменных работ (прежде всего обучающего изложения) и при анализе. Опора на стилистику необходима и на занятиях по литературному чтению и, особенно, в процессе анализа художественного текста.
Таким образом, у преподавателя достаточно возможностей, чтобы на протяжении школьного курса русского языка (в особенности в практическом плане) накопить с учащимися довольно широкий круг сведений по стилистике. Для их обобщения и приведения в систему программы в конце девятого года обучения введен небольшой итоговый курс «Русский литературный язык и его стили».
Работа по стилистике должна быть органической частью каждого урока русского языка в начальных классах в отдельности и системы уроков в целом.
Обучение стилистике в школе должно быть системным. Об этом писал и М.М. Бахтин. Ученый отмечал, что стилистическую работу необходимо проводить при изучении всех разделов науки о языке: «Грамматические формы нельзя изучать без постоянного учета их стилистического значения. Грамматика, оторванная от смысловой и стилистической стороны речи, неизбежно вырождается, в схоластику. На практике преподаватель очень редко дает и умеет давать «стилистическое освещение» изучаемых грамматических форм. Стилистикой он еще занимается иногда на уроках литературного стиля (весьма, кстати сказать, мало и поверхностно), а на уроках русского языка чистой грамматикой» [2]. Причину этого Бахтин видел в том, что «в нашей методической литературе совершенно отсутствует сколько-нибудь систематическая разработка стилистически отдельных грамматических форм» [2].
В начальных классах не вводится понятие «стиль», не анализируются стили речи, особенности языковых средств, используемых в каждом из стилей. Однако в некоторых упражнениях школьники обучаются созданию объявлений (деловой стиль), формулируют правила (научный стиль), продуцируют речевые высказывания на свободную или заданную тему со стилистическим заданием (без обозначения последнего).
Таким образом, проблема изучения стилистики в школе заключается в том, что занятия по стилистике носят «попутный» характер, а также в том, что нет стройной системы обучения данному разделу.
Методисты отмечают, что существует необходимость выстроить систему обучения стилистике в школе, как единого процесса, направленного на овладение опорными знаниями и умениями по стилистике и выявить тот круг приемов и упражнений, который будет наиболее эффективным при формировании коммуникативных стилистических умений.
Асташов, Н.А. Условия и возможности функционально-стилистической дифференциации письменной речи учащихся 3 класса: дисс. … канд. пед. наук. – М., 1984 // Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. – URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-usloviya-i-vozmozhnosti-funktsionalno-stilisticheskoy-differentsiatsiipismennoy-rechi-uchaschihsya-3-klassa#ixzz2BRo5uaRe
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Исаева А.С. РОЛЬ РАБОТЫ ПО СТИЛИСТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ // Научное сообщество студентов: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. CXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(111). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/4(111).pdf (дата обращения: 22.02.2021)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Изучение стилистики в школьном курсе русского языка
Стилистика литературного языка – это раздел языкознания, в котором исследуется функционирование (или способы использования) языковых единиц (и категорий) в рамках литературного языка в соответствии с его функциональным расслоением в различных условиях языкового общения, а так же функционально-стилевая система или «система стилей». [Филин, 1979; 334]
Развернутое определение стилистики находим у академика В.В. Виноградова: «. стилистика общенародного национального языка охватывает все стороны языка – его звуковой строй, грамматику, словарь и фразеологию. Однако она рассматривает соответствующие языковые явления не как внутренне связанные элементы целостной языковой структуры в их историческом развитии, но лишь с точки зрения функциональной дифференциации, соотношения и взаимодействия близких, соотносительных, параллельных синонимических средств выражения более или менее однородного значения, а также с точки зрения соответствия экспрессивных красок и оттенков разных речевых явлений; с другой стороны стилистика рассматривает эти явления с точки зрения их связи с отдельными формами речевого общения или с отдельными общественно разграниченными типами и разновидностями речи.» [Виноградов, 1955; 66]
Просмотр содержимого документа
«Изучение стилистики в школьном курсе русского языка »
1. Изучение стилистики в школьном курсе русского языка
Стилистика литературного языка – это раздел языкознания, в котором исследуется функционирование (или способы использования) языковых единиц (и категорий) в рамках литературного языка в соответствии с его функциональным расслоением в различных условиях языкового общения, а так же функционально-стилевая система или «система стилей». [Филин, 1979; 334]
Развернутое определение стилистики находим у академика В.В. Виноградова: «. стилистика общенародного национального языка охватывает все стороны языка – его звуковой строй, грамматику, словарь и фразеологию. Однако она рассматривает соответствующие языковые явления не как внутренне связанные элементы целостной языковой структуры в их историческом развитии, но лишь с точки зрения функциональной дифференциации, соотношения и взаимодействия близких, соотносительных, параллельных синонимических средств выражения более или менее однородного значения, а также с точки зрения соответствия экспрессивных красок и оттенков разных речевых явлений; с другой стороны стилистика рассматривает эти явления с точки зрения их связи с отдельными формами речевого общения или с отдельными общественно разграниченными типами и разновидностями речи.» [Виноградов, 1955; 66]
А.И. Ефремов особо подчеркивает, что стилистика рассматривает «выразительные языковые средства и закономерности их использования в разных текстах и стилях речи», изучает «эстетику слова». Соотнося грамматику и стилистику, А.И. Ефремов пишет: «Задача грамматики – научить, правильно писать и говорить», стилистика же, «относящаяся к словесному искусству, должна научить хорошо владеть языком, в совершенстве пользоваться его средствами». [Ефремов, 1957; 5-7]
М.Н. Лотина, акцентируя внимание на функциональном аспекте стилистики, подчеркивает, что стилистику следует определить как науку не только «о средствах речевой выразительности», но и «о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения». [Лотина, 1977; 23-26]
Интенсивное развитие стилистики как отрасли языкознания, которое мы наблюдаем на протяжении последних десятилетий, способствовало разрешению некоторых дискуссионных вопросов этой науки. В частности, определился предмет исследования стилистики как науки. Как пишет И.Г. Гальперин во вступительной статье к одной из наиболее значительных работ по стилистике: предметом стилистики являются, во-первых, «особые языковые средства, способные во взаимодействии с нейтральными языковыми средствами нести дополнительную эстетическую информацию, и, во-вторых, типологическое описание текстов, стилистическая дифференциация которых выкристаллизовалась в современном литературном языке в связи с их специфическими функциями, обусловленными для каждой сферы общения». [Новое в зарубежной лингвистике. Вып. IX. 1980]
В соответствии с этой позицией в работах по стилистике последних лет выделяются два ведущих направления: стилистика языка (или учение о единицах языка, имеющих дополнительную окраску) и стилистика речи (или учение о функциональных стилях речи).
Стилистика языка изучает «различные выразительные возможности языковых единиц – экспрессивные, эмоциональные, оценочные, функциональные».
Стилистика языка рассматривает в языковых единицах не основные значения, которые соотносят язык с реалиями окружающего мира, а лишь те дополнительные (сопутствующие) оттенки, которые накладываются на понятийное значение слов или конструкций.
Выделяют два вида стилистически окрашенных языковых единиц:
1) эмоционально-экспрессивные средства языка (передают различный характер отношения говорящего к предмету речи: положительный или отрицательный);
2) функционально-стилистические средства языка характеризуют сферу общения, указывая на преимущественное употребление слов и выражений в разговорном или книжных стилях речи).
Экспрессивная и функциональная окраска взаимодействуют в языке, и часть проявляется в слове (или другой языковой единице) одновременно. Одни виды эмоциональной экспрессии закрепляются за разговорными единицами, другие – за книжными.
В стилистике языка выделяют три стиля: нейтральный, книжный (высокий) и разговорный.
Стилистические свойства языковых единиц, обусловленные особенностями их функционирования и проявляющиеся только в качестве того или иного стиля, рассматриваются уже в другом разделе стилистики – в стилистике речи.
Стилистика речи изучает «функционально-стилистическую дифференциацию речи, то есть определяемое внешними факторами различие: приемов использования, частоты употребления, сочетаемости тех или иных языковых средств в разных коммуникативных сферах. В качестве основной единицы этой стилистической системы выступает стиль» – писал в одной из своих работ Винокур.
Функциональные стили – это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения. На основании различий в сферах общения выделяют пять основных функциональных стилей: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.
Преподавание русского языка в школе решает две главные взаимосвязанные задачи. Одна из них состоит в том, чтобы воспитать подготовленных слушателей и читателей.
Вторая главная задача связывается с необходимостью научить школьников свободно пользоваться родным языком, воспитать подлинных носителей образцовой речи. Умело использовать средства языка можно только при условии знания его ресурсов. И здесь, конечно, не обойтись без знания стилистики. [Пленкин, 1975; 142]
В школьном курсе русского языка наряду с фонетикой, лексикой, грамматикой изучается также культура речи и стилистика.
Занятия по культуре речи и стилистике, как правило, носят хотя и обязательный, но попутный характер: рассматривая то или иное лексическое или грамматическое средство языка, учитель при этом может указать на его стилистические качества. Подобные замечания могут даваться во время работы по орфографии и пунктуации. О стилистических достоинствах текста заходит речь при рассмотрении исходного материала для выполнения письменных работ (прежде всего обучающего изложения) и при анализе. Опора на стилистику необходима и на занятиях по литературе и, особенно, в процессе анализа художественного текста.
Таким образом, у преподавателя русского языка достаточно возможностей, чтобы на протяжении школьного курса русского языка (в особенности в практическом плане) накопить с учащимися довольно широкий круг сведений по стилистике. Для их обобщения и приведения в систему программы в конце девятого года обучения введен небольшой итоговый курс «Русский литературный язык и его стили».
Работа по стилистике должна быть органической частью каждого урока в отдельности и системы уроков в целом.
Обучение стилистике в школе должно быть системным. Об этом писал и М.М. Бахтин в работе «Вопросы стилистики на уроках русского языка в средней школе: Стилистическое значение бессоюзного сложного предложения». М.М. Бахтин говорил также о том, что стилистическую работу необходимо проводить при изучении всех разделов науки о языке. В частности он писал: «Грамматические формы нельзя изучать без постоянного учета их стилистического значения. Грамматика, оторванная от смысловой и стилистической стороны речи, неизбежно вырождается, в схоластику. На практике преподаватель очень редко дает и умеет давать стилистическое освещение» изучаемых грамматических форм. Стилистикой он еще занимается иногда на уроках литературного стиля ( весьма, кстати сказать, мало и поверхностно), а на уроках русского языка чистой грамматикой. Причину этого Бахтин видел в том, что «в нашей методической литературе совершенно отсутствует сколько-нибудь систематическая разработка стилистически отдельных грамматических форм».
Таким образом, проблема изучения стилистики в школе заключается в том, что занятия по стилистике носят «попутный» характер, а также нет стройной системы обучения данной дисциплины.
Методисты отмечают, что существует необходимость выстроить систему обучения стилистике в школе, как единого процесса, направленного на овладение опорными знаниями и умениями по стилистике.
В создании единой системы работы по стилистике с V по IX класс должен приниматься во внимание накопленный методической наукой опыт разработки теоретических и практических вопросов обучения стилистике, а так же передовой педагогический опыт изучения различных тем и разделов курса в разных классах школы.
2. Содержание обучения стилистике в школе
На протяжении всего школьного курса русского языка изучается стилистика как наука. Постоянно от класса к классу рассматриваются и углубляются знания учащихся по стилистике. Для их обобщения и систематизации в IX классе дается небольшой итоговый курс: «Русский литературный язык и его стили». В работе по стилистике выделяют три тесно связанных между собой этапа:
1) пропедевтическое, преимущественно практическое ознакомление с основными стилистическими понятиями и развитие первоначальных стилистических умений в младших классах;
2) систематическое теоретико-практическое освоение опорных стилистических понятий и развитие у школьников стилистических умений в V – VIII классах школы;
3) повторение, углубление и обобщение изученного в стилях и стилистических средствах языка в IX классе.
На первом этапе формируются следующие стилистические понятия:
синонимы, синонимический ряд;
эмоционально-оценочная лексика, сфера ее употребления;
научный стиль, его лексические приметы;
художественный текст, его отличительные признаки;
слова общеупотребительные и книжные;
деловой стиль, его характерные приметы;
жанры делового стиля.
На втором этапе изучения стилистики в школе учащиеся знакомятся:
со стилистикой как разделом науки о языке;
с научной классификацией стилей русского языка;
со стилистическими пометами толковых словарей;
с понятиями «стилистическая норма», «стилистическая ошибка»;
с публицистическим стилем;
с лексикой, ограниченной сферой употребления;
со стилистическими возможностями морфологии и синтаксиса.
На третьем этапе происходит повторение, углубление, систематизация ранее изученного материала по стилистике. Закрепляются сведения о стилистике как науке, о классификации стилей русского языка и характерных для них жанров. Дается обобщенная классификация стилистических ошибок.
Производится стилистический анализ сочинений, написанных в том или ином стиле.
Таким образом, опираясь на эти этапы, учитель может вести работу систематически, последовательно и научно-обоснованно, понимая ее перспективы и имея в виду целостную концепцию работы по стилистике в школе, а не отдельные фрагменты, с чем нередко мы сталкиваемся в практике работы. [Чижова, 1987; 176]
Формирование стилистических понятий на уроках русского языка.
Образование понятий – «сложный процесс, в котором применяются такие приемы познания, как сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение и более или менее сложные формы умозаключения». [Философский словарь, 1980]
Каждая конкретная наука представляет собой систему понятий, находящихся в определенной взаимосвязи друг с другом. Это в равной степени касается и стилистических понятий.
При формировании стилистических понятий следует исходить из положения о том, что лишь сознательное овладение научной терминологией является необходимым условием формирования соответствующего понятия. Для эффективности процесса обучения стилистике в школе изучение стилистических понятий нужно проводить в определенной системе, во взаимосвязи с другими понятиями этой науки, что не позволяет ограничиваться изучением лишь элементов стилистики.
Трудность овладения стилистическими понятиями заключается в том, что для их осознания необходима опора на имеющиеся у детей сведения из других разделов науки о языке – фонетики, грамматики, лексики. Поэтому усвоения многих из них идет параллельно с формированием понятий различных уровней языка.
На основе психологического подхода к преподаванию стилистики в школе Т.И. Чижова выделяет пять основных этапов формирования стилистических понятий.
Первый этап – интуитивное представление о существовании правильностей-неправильностей использования речевых средств в определенных условиях. На этом этапе, как правило, наблюдается попытка определить характер выявленных неправильностей, что обусловлено отсутствием у школьников представлений о теоретических положениях, регулирующих использование языковых средств в речи.
Второй этап – первичное знакомство с теоретическими положениями, при котором обращается внимание прежде всего на внешнюю сторону явления («наглядные опоры»), ярко выраженную стилевую доминанту текста как показать принадлежности его к определенному стилю.
Третий этап – понимание теоретического положения, включающего знакомство не только с его поверхностными признаками, как это было на предыдущем этапе, но и с глубинными (скрытыми) характеристиками (комплекс внелингвистических и лингвистических признаков). Школьники на этом этапе обращаются к вербализованной характеристике стилистического понятия, у них появляется познавательный интерес к наблюдению и правильному анализу взаимодействия стилистических средств разных уровней в пределах одного текста. Этот этап связан с формированием у них понятийного аппарата стилистики как науки, с накоплением терминов.
Четвертый этап – усвоение стилистических понятий – предполагает развитие у школьников гибкости их мыслительной деятельности, направленной на глубокое осознание комплекса функциональных средств изучаемых понятий, поскольку на данном этапе прослеживается интеграция приобретенных учащимися знаний о фактах языка, рассматриваемых в единстве формы, значения и функции. Принципиально важное значение приобретает формулировка правила, адекватно отражающего структуру умственного действия и направленного на овладение способами действия в целях мотивированного использования стилистических средств.
Пятый этап – овладение стилистическими понятиями. Сущность этого этапа заключается в том, что на основе приобретенных стилистических знаний формируются умения правильно и целесообразно использовать стилистические средства. На этой базе происходит эффективное взаимодействие теории и практики, интуиции и правила. В результате достигается цель обучения стилистике: формируется высший уровень языкового чутья, происходит интеграция стилистических понятий, развиваются способности творческого переноса теоретических знаний на практику речевого общения.
Представляется важным усиление текстового аспекта стилистического анализа (учитывать сентенцию автора, организующую текст; характер адресата, тип речи; стилистические приемы, использованные в тексте, и другие факторы, о которых говорилось выше). В связи с этим в общую схему стилистического анализа текста в школе можно расширить, включив ряд пунктов, отражающих последовательное доказательство стилистической и жанровой природы текста.
Стиль, подстиль и жанр текста.
Сфера общения и ситуация, на которую текст ориентирован.
Основные функции текста (общение, сообщение, воздействие).
Характер адресата с учетом стилистических особенностей текста.
Тип мышления, отраженный в тексте (конкретный, обобщенно-абстрагированный, образный).
Форма речи (письменная, устная), тип речи (описание, повествование, рассуждение и их возможное сочетание), вид речи (монолог, диалог, полилог).
Стилевые черты текста (с учетом его стилистической маркированности).
Языковые приметы стиля, отраженные в тексте.
Образ автора и цель его текстовой деятельности.
Индивидуально-авторские стилистические особенности на уровне отбора языковых средств и их организации, включая стилистические приемы.
Викторина «Знаток стилистики»
Цели и задачи: привить учащимся умение различать стилистические особенности слов и понимать их роль в художественной речи.
Участники: 3 команды восьмиклассников
Ход занятия
1) Вступительное слово.
В этом году на уроках литературы вы познакомились с произведением А.С.Пушкина “Капитанская дочка”. Многим, судя по отзывам, это знакомство доставило немало удовольствия. А сейчас попробуем разобраться, насколько хорошо был понятен вам текст, проведя небольшую викторину, названную “Стилист-любитель”. Т.к. стилистика помогает обогатить словарный запас, учит пользоваться разнообразными видами связной речи, наконец, лучше понять произведение.
Первый этап
1. Раскройте значения слова честь.
1) Береги честь – достоинство человека, моральное, общественное;
2) честь и место – почтение, уважение;
3) и то за честь – и то считают благом, счастьем.
2. Раскройте значения слова волнение.
1) В крепости между казаками заметно стало необыкновенное волнение.
2) Я чувствовал в себе великую перемену; волнение души моей было мне гораздо менее тягостно, нежели то уныние, в котором еще недавно был я погружен (Гринев о своем состоянии в день приступа).
1) Заметно. волнение – массовое выражение недовольства;
2) волнение душа моей – нервное возбуждение.
3. Раскройте значения слова сильный.
1) Зачем не сказать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему (Гринев о Пугачеве).
2) Воззвание (Пугачева) написано было в грубых, но сильных выражениях.
1) Сильное сочувствие — глубокое, искреннее сочувствие;
2) в сильных выражениях — в резких выражениях,
Второй этап
Задание 1: найдите в данных ниже словах Пугачева пословицу, метафору, идиому. Объясните их.
Улица моя тесна. Долг платежом красен. Будь он (обидчик Маши Мироновой) семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет! (слова Пугачева).
Пословица: долг платежом красен. (Долг хорош тот, который возвращается в срок.)
Метафора: улица моя тесна. (У меня нет большой свободы действий.)
Идиома (тоже метафорического значения): семи пядей во лбу (очень умный).
Примечание. Пядь – старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцем.
Задание 2: укажите на переносное выражение во фразе старичка в голубой ленте.
Не прикажешь ли свести его в приказную, да запалить там огоньку.
Справка. Запалить огоньку – допросить под пыткой огнем. Вид переносного выражения – метафора.
Задание 3: Какое народное выражение употребила попадья, говоря Гриневу о том, что Палаша заставляет урядника делать все, что она захочет? Какой здесь вид переносного выражения?
Справка. Заставляет плясать под свою дудку. Это метафора.
Третий этап
Задание 1: Какие синонимы из заключенных в скобки наиболее соответствуют решительному характеру старика Гринева?
1) Батюшка. вытолкал Бопре из дверей в тот же день (удалил, отправил, прогнал) его со двора (Гринев об отце).
2) Андрей Петрович Гринев (швырнул, положил, бросил) календарь па диван (раздраженный содержанием сообщений в Придворном Календаре).
Задание 2: раскройте значения синонимов, говорящих о наружности Швабрина и о его речи.
1) Ко мне вышел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым.
2) Разговор его был остер и занимателен.
1) Отменно (устаревшее слово) – очень, на редкость, чрезвычайно – в высшей степени, исключительно;
2) остер – остроумен, занимателен, интересен.
Задание 3: включите в предложения синонимы, соответствующие переживаниям Гринева, Слова для вставки: думы, размышления, мысль, раздумья.
Справка.
1) Размышления;
2) раздумья, думы;
3) мысль.
Четвертый этап
Задание: найдите в приведенных ниже текстах разговорные и просторечные слова, замените их синонимами литературной речи.
Справка. В текстах употреблены разговорные и просторечные слова:
1) болтать – говорить много о пустяках;
2) нагрузился – напился допьяна, ахти – ах, отроду – никогда еще;
3) мудрено – трудно, унять – остановить;
4) не смыслит – не понимает, не дает отчета, обобрать – лишить необходимого; простоты – неопытности, наивности, простодушия, ради – из-за, напялишь – натянешь, наденешь, окаянные – проклятые, ненавистные (здесь; громадные);
5) умудрился – сумел, постарался;
6) кликнула – позвала;
7) упекли – забросили, сослали;
8) чаю – думаю, небо с овчинку показалось – страшно перепугался, был в отчаянии.
Финал
Замечание учителя. Официальные документы и деловая переписка имеют особенности в словоупотреблении. В документах старого времени употребляются:
а) устаревшие слова, как сей, оный, надлежащий, касательно,
б) особые обороты официальной вежливости: имею честь, имеете вы, покорнейше прошу.
Задание: найдите в данных ниже текстах слова официально-деловой речи, замените их словами общеупотребительной речи.
1) Велел (Гринев) ему (инвалиду) доложить обо мне коменданту крепости.
2) Того ради, с получением сего, имеете вы, господин капитан, немедленно принять надлежащие меры. (из бумаги оренбургского генерала коменданту Белогорской крепости).
3) На запрос вашего превосходительства касательно прапорщика Гринева. объяснить имею честь: оный прапорщик Гринев находился. (из письма оренбургского генерала следственной комиссии в Казани).
1) Доложить – сообщить;
2) имеете вы – следует вам, принять надлежащие меры – принять соответствующие меры;
3) касательно – относительно, объяснить имею честь – могу сообщить, оный прапорщик – этот прапорщик.
Поведение итогов, награждение команд
Изучение стилистики в школе имеет важное общеобразовательное значение. Знакомясь с основными понятиями и совершенствуя разнообразные стилистические умения, ученики расширяют свой кругозор, развивают познавательные способности. В процессе таких занятий воспитывается языковой вкус, развивается чувство языка, чувство стиля. Все это способствует повышению общего культурного уровня учащихся и лучшему усвоению всех школьных предметов, так как именно при изучении разных предметов у учащихся формируется собственный, индивидуальный стиль речи.
Изучение стилистики в школе имеет и большое воспитательное значение.
Во-первых, при знакомстве с различными стилистическими средствами языка учащиеся не просто получают представление о его богатстве, но и проникают любовью и уважением к русскому языку.
Во-вторых, выбор дидактического материала для работы по стилистике предполагает необходимость обращения к образцовым произведениям, в первую очередь к тем, которые входят в школьную программу и дают реальную возможность использовать их в воспитательных целях.
Таким образом, в процессе обучения стилистике в школе важно закрепить умения и навыки владении не только нормами русского литературного языка вообще, но и языковыми нормами, характерными для различных стилей.
Если владение системой знаний создает основу для понимания богатства стилистической системы языка, то владение системой стилистических умений дает возможность учащимся сознательно и целенаправленно использовать эти богатства в практических целях.
Еще раз нужно отметить о необходимости изучения стилистики в школьном курсе русского языка. Ей не только должны отводиться специальная система уроков, но и желательно на каждом уроке русского языка и в каждом классе выполнять те или иные стилистические упражнения и задания. Только в данном случае можно говорить об эффективности обучения стилистике.
Важнейшей составной частью процесса реализации личностно-ориентированного обучения и неотъемлемой частью гуманитарного образования в школе является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка через работу с текстом, которая способствует формированию мировоззрения, знаний, жизненной позиции учеников, способности выражать и защищать свою позицию.
Мы принимаем точку зрения И. Р. Гальперина на содержание понятия «текст», который, по его мнению, представляет собой снятый момент языкового творческого процесса, представленный в виде конкретного произведения, отработанного в соответствии со стилистическими нормами данного типа письменной (устной) разновидности языка, произведение, имеющее заголовок, завершенное по отношению к содержанию этого заголовка, состоящее из взаимообусловленных частей и обладающее целенаправленностью и прагматической установкой.
Существует великое множество стилистических упражнений, но по сравнению с сочинением изложение проще и доступней школьнику, поскольку сочинение является работой со многими известными, а изложение пишется на основе образца, в котором все проблемы создания текста даны в готовом, решенном виде: тема выбрана, материал собран и обработан, идея определена и реализована, вопросы сюжета и композиции разработаны, речевое выражение найдено.
Изложение, как показал анализ методической литературы, представляет собой такую работу, в которой присутствует и воспроизведение на основе копирования, и творчества. Воспроизведение сюжета, композиции не требует от учащихся творческих усилий. Однако отыскивание языковой формы не может основываться на одной только памяти – оно требует творчества. Именно по тому, что главная цель проведения изложений состоит в решении языковой проблемы, а это решение требует творческих усилий, мы в праве называть изложение, в том числе и близкое к тексту, работой творческой.
Исследование показало, что основной формой работы на уроке подготовки к изложению должен стать комплексный анализ текста. Он также является основным упражнением по стилистике.
Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а так же ярко выявляются межпредметные связи.
Комплексному анализу текста надо учить постоянно и целенаправленно, чему способствуют тренировочные упражнения, соседствующие с анализом мини – текстов, состоящих из двух трех предложений. Языковое явление, изучаемое детьми, оказывается не вырванным «с корнем» из своего контекста, оно «живет» в нем, сохраняя почти все естественные и трудноуловимые связи со своим лингвистическим окружением.