Что такое стилизация в хореографии

Стилизация в хореографии

Что такое стилизованная хореография? При выборе номинации для участия в конкурсе, часто возникает этот вопрос. Попробуем на него ответить. Что такое стилизация в хореографии. Смотреть фото Что такое стилизация в хореографии. Смотреть картинку Что такое стилизация в хореографии. Картинка про Что такое стилизация в хореографии. Фото Что такое стилизация в хореографии

Для начала необходимо разобраться, что такое стилизация?

Стилизация — частичное, но явное выделение в композиции узнаваемых черт одного стиля или направления в другом.

Часто на конкурсах можно увидеть такие примеры: народный танец с использованием элементов современного или современный с использованием элементов народного; классический танец с современными элементами; историко-бытовой танец с современными хореографическими элементами и т.д.

Необходимо помнить, что при создании стилизованного танца, музыка должна соответствовать (например, народная музыкальная композиция с современными электронными звуками или битами). Но бывают исключения. На сегодняшний день очень много музыкального материала для стилизации. Так как ди-джеи, группы, певцы, композиторы, даже оркестры используют сочетание современных ритмов с классическими или народными мелодиями. Из ярких представителей можно отметить: группы Иван Купала, Пелагея, Мельница, Кукуруза; оркестры: The String Quartet, BanYa и др.

Точно определить стилизацию крайне сложно, потому что со временем появляется множество жанров из синтеза 2-х и более направлений. Например, в свое время, появился характерный из соединения классического и народного танца.

Эстрадный танец не ограничен ни какими рамками и может включать в себя все виды хореографии, в том числе и стилизацию. Следовательно, многие стилизованные номера можно отнести в номинацию — эстрадный танец.

Изучая репертуары детских коллективов, можно выделить 3 разновидности номеров: «очевидная стилизация», «очевидная не стилизация» и «сомнительная стилизация». «Сомнительная стилизация» является главной проблемой многих педагогов при выборе номинации в конкурсе. Под «сомнительной стилизацией» подразумевается танцевальная композиция, не имеющая явных черт второго направления или имеет черты более двух хореографических направлений. Если постановка попадает под раздел «сомнительной стилизации», то лучше представить этот номер в другой номинации, более подходящей.

Многие современные хореографы предпочитают не использовать термин «стилизация», из-за его размытых рамок. Но, тем не менее, стилизованный танец — одна из самых популярных номинаций конкурсов. Поэтому, всем хореографам следует иметь представление о стилизованном танце.

Источник

«Cтиль», «стилизация» в хореографическом искусстве

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое стилизация в хореографии. Смотреть фото Что такое стилизация в хореографии. Смотреть картинку Что такое стилизация в хореографии. Картинка про Что такое стилизация в хореографии. Фото Что такое стилизация в хореографии

Зайцев Роман Владимирович,

педагог дополнительного образования

« C тиль», «стилизация» в хореографическом искусстве

Мы живем в такое время, когда легко утратить в искусстве национальную индивидуальность, легко это сделать и в музыке, и в танцах. Легко позаимствовать пример из чужой хореографии, ввести его в танец и тем самым нарушить целостность произведения. Для того, чтобы избежать подобных явлений, балетмейстеру необходимо свободно апеллировать такими понятиями, как «Стиль», «Стилизация».

Стиль в искусстве – структурное единство образной системы и приемов художественного выражения, порождаемое живой практикой развития искусства. Понятие «стиль» употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественных направлений и индивидуальной манеры художника. Понятием «стиль» пользуются в различных областях науки и искусства: в литературе и искусствоведении, в живописи, музыке, хореографии и т. д.

Понятие «стиль» многозначно: можно говорить об индивидуальном стиле художника (танцовщика, балетмейстера), о национальном стиле той или иной художественной культуры, об историческом стиле, охватывающем совокупность произведений определенной эпохи.

Сначала термин «стиль» возник в области литературы ( XVII в.), где он выражал своеобразие художественной речи. С XVIII в. понятие «стиль» применялось в области пластических искусств (И. Винкельман и др.). В XIX веке понятие «стиль» получило распространение во всех видах художественного творчества. В балете оно применяется по аналогии с другими видами искусства.

О своеобразии стиля можно говорить уже по отношению к бытовым танцам. Так, различаются по стилю танцы разных исторических эпох: старинные и современные; танцы больших национальных регионов (европейские, восточные, латиноамериканские, африканские и др.) и отдельных национальных культур, внутри которых, в свою очередь, существуют стилевые различия (например, в индийском классическом танце).

В балете стили складывались и сменяли друг друга внутри исторических направлений (Возрождение, Барокко, К лассицизм, Просвещение, С ентиментализм, Р омантизм и др.), каждое из которых отличается своеобразием содержания, совокупностью определенных танцевально-пластических средств и характером их применения.

Говоря о стиле в хореографическом искусстве, нельзя обойти такое понятие, как стилизация танца.

Источником стилизации может быть стиль и манера отдельного автора или исполнителя, творческого направления и школы, арсенал характерных форм исторического стиля, народной культуры. Явления стилизации в истории искусства обусловлены взаимосвязью между прошлым и настоящим, между различными национальными культурами.

Стилизация дает возможность воссоздать и передать атмосферу исторической и национальной среды, добиться многоплановости художественного образа. Стилизация может способствовать усилению выразительности в произведениях искусства.

Стилизация русского танца связана со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Нужно отметить, что в основе стилизованного номера лежит, в первую очередь, изучение фольклорно-этнографического материала, владение законами композиции, и конечно, чувство стиля – все то, что в совокупности создает нужный образ или ощущение образа, своеобразного национального характера народа, его образ жизни и особенности мышления.

На сегодняшний день стилизация стала настолько популярной, что ни один конкурс авторских коллективов не обходится без номинации «Стилизация народного танца».

Стремясь познать, в какой-то мере, возродить и донести национальную культуру до зрителей и исполнителей, балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций. Только так можно сохранить и передать последующим поколениям народные черты.

Балетмейстеры, сочиняя современную лексику, часто забывают о национальном характере движений, нарушают то, что делает танец

красивым, а самих исполнителей изящными и привлекательными. Нелепо смотрятся со сцены серебряные сапожки, пестро раскрашенные

мини-юбки, причудливые головные уборы, совершенно не отвечающие

эстетическим требованиям русского танцевального творчества.

Перед тем как ставить танец, балетмейстеру нужно очень хорошо изучить первоисточник. И не важно, народный ли это танец, эстрадный или классика. Стилизация – это когда мы придаем одному стилю звучание какого-то другого стиля. Чтобы придать русскому или украинскому народному танцу характер, например, хип-хопа. На самом деле, когда мы стилизуем народный танец, мы, в первую очередь, должны видеть именно народный танец, в некоторых местах мы можем изменить положение рук, уйти от дотянутости стопы, где-то добавить акробатические трюки, но все должно быть оправданно музыкально и композиционно.

Таким образом приём стилизации, используемый балетмейстерами хореографических коллективов, отвечает интересам современных исполнителей и зрителей, их восприятию народной музыки и народного танца как явления не застывшего в своем развитии, а постоянно обновляющегося, живого искусства.

Источник

Стиль и стилизация в хореографии

Стиль и стилизация в хореографии

Просмотр содержимого документа
«Стиль и стилизация в хореографии»

«Cтиль», «стилизация» в хореографическом искусстве

Мы живем в такое время, когда легко утратить в искусстве национальную индивидуальность, легко это сделать и в музыке, и в танцах. Легко позаимствовать пример из чужой хореографии, ввести его в танец и тем самым нарушить целостность произведения. Для того, чтобы избежать подобных явлений, балетмейстеру необходимо свободно апеллировать такими понятиями, как «Стиль», «Стилизация».

Стиль в искусстве – структурное единство образной системы и приемов художественного выражения, порождаемое живой практикой развития искусства. Понятие «стиль» употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественных направлений и индивидуальной манеры художника. Понятием «стиль» пользуются в различных областях науки и искусства: в литературе и искусствоведении, в живописи, музыке, хореографии и т. д.

Понятие «стиль» многозначно: можно говорить об индивидуальном стиле художника (танцовщика, балетмейстера), о национальном стиле той или иной художественной культуры, об историческом стиле, охватывающем совокупность произведений определенной эпохи.

Сначала термин «стиль» возник в области литературы (XVII в.), где он выражал своеобразие художественной речи. С XVIII в. понятие «стиль» применялось в области пластических искусств (И. Винкельман и др.). В XIX веке понятие «стиль» получило распространение во всех видах художественного творчества. В балете оно применяется по аналогии с другими видами искусства.

О своеобразии стиля можно говорить уже по отношению к бытовым танцам. Так, различаются по стилю танцы разных исторических эпох: старинные и современные; танцы больших национальных регионов (европейские, восточные, латиноамериканские, африканские и др.) и отдельных национальных культур, внутри которых, в свою очередь, существуют стилевые различия (например, в индийском классическом танце).

В балете стили складывались и сменяли друг друга внутри исторических направлений (Возрождение, Барокко, Классицизм, Просвещение, Сентиментализм,Романтизм и др.), каждое из которых отличается своеобразием содержания, совокупностью определенных танцевально-пластических средств и характером их применения.

Говоря о стиле в хореографическом искусстве, нельзя обойти такое понятие, как стилизация танца.

Стилизация – (от французского «stylisation»): придание произведению искусства характерных черт какого-либо стиля, подражание, с целью воспроизведения форм стиля. Например, стилизация под русские народные танцы.

Источником стилизации может быть стиль и манера отдельного автора или исполнителя, творческого направления и школы, арсенал характерных форм исторического стиля, народной культуры. Явления стилизации в истории искусства обусловлены взаимосвязью между прошлым и настоящим, между различными национальными культурами.

Стилизация дает возможность воссоздать и передать атмосферу исторической и национальной среды, добиться многоплановости художественного образа. Стилизация может способствовать усилению выразительности в произведениях искусства.

Стилизация русского танца связана со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Нужно отметить, что в основе стилизованного номера лежит, в первую очередь, изучение фольклорно-этнографического материала, владение законами композиции, и конечно, чувство стиля – все то, что в совокупности создает нужный образ или ощущение образа, своеобразного национального характера народа, его образ жизни и особенности мышления.

На сегодняшний день стилизация стала настолько популярной, что ни один конкурс авторских коллективов не обходится без номинации «Стилизация народного танца».

Стремясь познать, в какой-то мере, возродить и донести национальную культуру до зрителей и исполнителей, балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций. Только так можно сохранить и передать последующим поколениям народные черты.

Балетмейстеры, сочиняя современную лексику, часто забывают о национальном характере движений, нарушают то, что делает танец

красивым, а самих исполнителей изящными и привлекательными. Нелепо смотрятся со сцены серебряные сапожки, пестро раскрашенные

миниюбки, причудливые головные уборы, совершенно не отвечающие

эстетическим требованиям русского танцевального творчества.

Перед тем как ставить танец, балетмейстеру нужно очень хорошо изучить первоисточник. И не важно, народный ли это танец, эстрадный или классика. Стилизация – это когда мы придаем одному стилю звучание какого-то другого стиля. Чтобы придать русскому или украинскому народному танцу характер, например, хип-хопа. На самом деле, когда мы стилизуем народный танец, мы, в первую очередь, должны видеть именно народный танец, в некоторых местах мы можем изменить положение рук, уйти от дотянутости стопы, где-то добавить акробатические трюки, но все должно быть оправданно музыкально и композиционно.

Таким образом приём стилизации, используемый балетмейстерами хореографических коллективов, отвечает интересам современных исполнителей и зрителей, их восприятию народной музыки и народного танца как явления, не застывшего в своем развитии, а постоянно обновляющегося, живого искусства.

Стилизация — частичное, но явное выделение в композиции узнаваемых черт одного стиля или направления в другом. Часто на конкурсах можно увидеть такие примеры: народный танец с использованием элементов современного или современный с использованием элементов народного; классический танец с современными элементами; историко-бытовой танец с современными хореографическими элементами и т.д. Необходимо помнить, что при создании стилизованного танца, музыка должна соответствовать (например, народная музыкальная композиция с современными электронными звуками или битами). Но бывают исключения. На сегодняшний день очень много музыкального материала для стилизации. Так как ди-джеи, группы, певцы, композиторы, даже оркестры используют сочетание современных ритмов с классическими или народными мелодиями. Из ярких представителей можно отметить: группы Иван Купала, Пелагея, Мельница, Кукуруза; оркестры: The String Quartet, BanYa и др. Точно определить стилизацию крайне сложно, потому что со временем появляется множество жанров из синтеза 2-х и более направлений. Например, в свое время, появился характерный из соединения классического и народного танца. Эстрадный танец не ограничен ни какими рамками и может включать в себя все виды хореографии, в том числе и стилизацию. Следовательно, многие стилизованные номера можно отнести в номинацию — эстрадный танец. Изучая репертуары детских коллективов, можно выделить 3 разновидности номеров: «очевидная стилизация», «очевидная не стилизация» и «сомнительная стилизация». «Сомнительная стилизация» является главной проблемой многих педагогов при выборе номинации в конкурсе. Под «сомнительной стилизацией» подразумевается танцевальная композиция, не имеющая явных черт второго направления, или имеет черты более двух хореографических направлений. Если постановка попадает под раздел «сомнительной стилизации», то лучше представить этот номер в другой номинации, более подходящей. Многие современные хореографы предпочитают не использовать термин «стилизация», из-за его размытых рамок. Но, тем не менее, стилизованный танец — одна из самых популярных номинаций конкурсов. Поэтому, всем хореографам следует иметь представление о стилизованном танце

Источник

Что такое стилизация в хореографии

Как стилизовать народный танец,
не нарушая особенностей народной лексики.

Что такое стилизация в хореографии. Смотреть фото Что такое стилизация в хореографии. Смотреть картинку Что такое стилизация в хореографии. Картинка про Что такое стилизация в хореографии. Фото Что такое стилизация в хореографии

Автор и ведущая: Любовь Рюганова

Преподаватель хореографических дисциплин народного направления. Педагог высшей категории.

Закончила Училище Культуры г. Петрозаводска и Высшую Профсоюзную школу (сейчас Санкт-Петербургский Гуманитарный университет Культуры и Искусств).

Преподаватель хореографических дисциплин Училища Культуры г. Елабуга (народный танец, композиция и постановка танца, танец на режиссерском и хоровом отделениях училища). Создатель Народного ансамбля танца «Рябинушка» в г. Набережные Челны.

Стилизация – это обогащение народного танца новыми средствами и формами хореографической выразительности.

Мастерство современного хореографа, стилизующего народный танец, заключается в умении правильно сочетать современные, акробатические движения, трюки с истинно народными движениями.

Для чего нужна стилизация?

Что лежит в основе стилизации?

В основе стилизованного номера лежит, прежде всего, изучение фольклорно-этнографического материала, владение законами композиции, чувство стиля и все то, что в совокупности создает нужный образ или ощущение образа, своеобразного национального характера народа, его образ жизни и особенности мышления.

Для точности воспроизведения и обработки конкретного материала, постановщику необходимо досконально разбираться в лексическом материале, в рисунках танца, в конкретных особенностях развития техники хореографической стилизации.

Основные требования
к постановке стилизованного номера

Как этого добиться? Именно этому мы и будем учиться на тренинге «Как стилизировать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики».

КАК СТИЛИЗОВАТЬ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

Что такое стилизация в хореографии. Смотреть фото Что такое стилизация в хореографии. Смотреть картинку Что такое стилизация в хореографии. Картинка про Что такое стилизация в хореографии. Фото Что такое стилизация в хореографии

Программа тренинга

1. Стилизация танца. Как стать мастером стилизации танца

2. Стилизация художественного образа хореографического произведения. Практика

3. Стилизация Танцевального образа персонажей в танце

4. Как изменить музыку для стилизации танца

5. Зрелищность и стилизация. Использование песенного жанра

6. Театрализация танца как вариант стилизации

Отзывы участников наших тренингов

Что такое стилизация в хореографии. Смотреть фото Что такое стилизация в хореографии. Смотреть картинку Что такое стилизация в хореографии. Картинка про Что такое стилизация в хореографии. Фото Что такое стилизация в хореографии Что такое стилизация в хореографии. Смотреть фото Что такое стилизация в хореографии. Смотреть картинку Что такое стилизация в хореографии. Картинка про Что такое стилизация в хореографии. Фото Что такое стилизация в хореографии Что такое стилизация в хореографии. Смотреть фото Что такое стилизация в хореографии. Смотреть картинку Что такое стилизация в хореографии. Картинка про Что такое стилизация в хореографии. Фото Что такое стилизация в хореографии

Как будет проходить обучение?

Тренинг – это возможность поэкспериментировать и взглянуть на свою работу по новому, под другим углом! Постичь новые горизонты!

Тренинг – это творческий процесс! Он требует времени и полного погружения!

Для обучения вам необходим компьютер и выход в Интернет.

После оплаты вам будет предоставлен доступ к записям тренига

Все занятия сопровождаться презентациями и видеоматериалами, поэтому у вас будет возможность не только слушать ведущего, но и видеть наглядно, то о чем идет речь.

После каждого занятия, вы будет получать домашнее задание, которое необходимо для осмысления нового материала и закрепления теоретических знаний практикой!

Изучать материалы тренинга вы можете в любом удобном для вас темпе, доступ к материалам вы получаете без ограничений по времени!

По окончании тренинга выдается Сертификат!

Что такое стилизация в хореографии. Смотреть фото Что такое стилизация в хореографии. Смотреть картинку Что такое стилизация в хореографии. Картинка про Что такое стилизация в хореографии. Фото Что такое стилизация в хореографии

Стоимость тренинга

Доступ к материалам тренинга вы получите сразу после оплаты!

Как оплатить?

Инструкция по оплате для жителей Зарубежья

1. Оплатить тренинг можно через систему электронных платежей PayPal. Для оплаты через PayPal нажмите кнопку «Заказать» и выберите «PayPal» на следующем шаге! Далее по инструкции.

2. Оплатить тренинг можно через систему электронных платежей SpryPay. Для оплаты через SpryPayнажмите кнопку «Заказать» и выберите «SpryPay» на следующем шаге! Далее по инструкции в зависимости от того какой способ оплаты вы выберите.

3. Для жителей Украины, владельцев карты Приватбанка, возможна оплата через систему Liqpay (самая последняя в списке).

Инструкция по оплате для жителей России

1. Нажимаем кнопку «Оформить заказ»

2. Выбираем подходящий для вас способ оплаты (для оплаты с карты выбирайте систему SpryPay или RBK Money)

Для оплаты через Онлайн банк выбирайте систему SpryPay!

3. Нажимаем кнопку «Выбрать» напротив нужной системы

4. Заполняем форму заказа

5. Нажимаем «Оплатить» и подтверждаем правильность введенных Вами данных

6. Если вы оплачиваете тренинг через систему РБК

Выбираем «Экспресс оплата», нажимаем «Продолжить»

Если вы хотите оплатить тренинг банковской картой, то на этом шаге (слева) вводим данные своей карты и производим оплату. Обязательно запишите номер счета, который расположен вверху страницы

Если вы хотите оплатить тренинг другими способами, то выбираете нужный способ справа страницы. Для оплаты через Сбербанк выберите «Банковские платежи». Распечатайте квитанцию и идите с ней в банк

Так же вы можете выбрать на этом шаге другие способы оплаты: салоны связи, платежные терминалы, денежные переводы, интернет банки

7. Если вы оплачиваете тренинг через систему SpryPay

Выбираем вкладку «Карты, Интернет банки»

Выбираем банк, с карты которого будете производить оплату

Так же можно оплатить тренинг через салоны связи, выбрав вкладку «Наличные»

Не получается оплатить?

Изучите инструкцию в разделе «Как оплатить?»

Если проблема не исчерпана, то в этой ситуации есть 3 варианта решения:

Отправьте смс на номер 8 916 473 70 45 с текстом «Проблемы с оплатой» и наш менеджер вам перезвонит!

Это самый лучший и самый быстрый способ решения проблемы!

Напишите о ваших проблемах в форме обратной связи, которая расположена в нижнем правом углу этой страницы, обязательно укажите ваш номер телефона!

Напишите мне на адрес natali@horeograf.com, указав в теме письма «Проблемы с оплатой» и ваш номер телефона

Пишите и мы обязательно поможем!

Copyright horeograf.com ©2015 Все права защищены

ИП Довбыш Сергей Николаевич ОГРН 304293026100020

Источник

Методическая разработка «Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики».

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» пгт.Усогорск

Как стилизовать народный танец,

не нарушая особенностей народной лексики.

Составитель: Ульянова Валентина Александровна

Педагог дополнительного образования

Аннотация: Данная методическая разработка посвящена проблеме стилизации народного танца.

Оглавление

Введение

Современные условия общественного развития определяют необходимость обращения к проблеме воспитания личности через народное творчество, сохранения и возрождения национальной культуры, составной частью которой является хореографическое искусство.

Народный танец тесно связан с народным бытом и обрядами, он отражает в себе различные периоды истории. По танцу мы можем судить о характере, быте, традициях того или иного народа.

Одной из наиболее значимых форм сохранения и передачи накопленного опыта от одного поколения к другому, является способность народного танца к рождению и развитию новых сценических форм. Так, например, два направления в искусстве: европейское и негритянское – оказали влияние на становление джазового танца. Негритянский фольклор стал также источником проявления таких новых сценических направлений, как «рэп», «регги», а возникновению современных бальных танцев способствовали латиноамериканские и европейские направления танцевальной культуры.

Современная молодежь наравне с современными танцами продолжает любить и народный танец. В последнее время на сценической площадке часто исполняются стилизованные хореографические постановки, являющиеся своеобразным сплавом народного танца с танцем современным. Но порой исполнение этих танцев говорит о неграмотной переработке первоисточника (фольклорного танца). Для точности воспроизведения и обработки конкретного материала, постановщикам необходимо досконально разбираться в лексическом материале, в рисунках танца, а также, в конкретных особенностях развития техники хореографической стилизации.

В современном культурном пространстве России все большую популярность приобретают современные направления хореографического искусства. Современный русский танец сегодня – это взгляд на него с позиции нашего времени. Время требует от хореографов его развития в полной мере, во всех направлениях. Танец получает много различных разветвлений, одним из них является стилизация.

Понятие «стилизация»

Мы живем в такое время, когда легко утратить в искусстве национальную индивидуальность, легко это сделать и в музыке, и в танцах. Легко позаимствовать пример из чужой хореографии, ввести его в танец и тем самым нарушить целостность произведения. Для того, чтобы избежать подобных явлений, балетмейстеру необходимо знать характерные черты народного танца того или иного народа, а также, свободно апеллировать такими понятиями, как «Стиль», «Стилизация».

Перед нами стоит задача: создание самых разнообразных сценических форм народного танца и в тоже время, обрабатывая фольклорный материал, создавать новые произведения, созвучные нашему времени.

«Стиль» (от лат. Stilus – остроконечная палочка для письма; манера, способ изложения) – устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приемов, характеризующих произведение или совокупность произведений искусства.

Стиль в искусстве – структурное единство образной системы и приемов художественного выражения, порождаемое живой практикой развития искусства. Понятие «стиль» употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественных направлений и индивидуальной манеры художника. Понятием «стиль» пользуются в различных областях науки и искусства: в литературе и искусствоведении, в живописи, музыке, хореографии и т. д.

В процессе создания художественного образа, в т. ч. в танце или в балете, происходит сплав всех изобразительно-выразительных и технико-композиционных элементов в единую целостную форму, обусловленную содержанием» [1, с. 491].

Понятие «стиль» многозначно: можно говорить об индивидуальном стиле художника (танцовщика, балетмейстера), о национальном стиле той или иной художественной культуры, об историческом стиле, охватывающем совокупность произведений определенной эпохи.

Сначала термин «стиль» возник в области литературы (XVII в.), где он выражал своеобразие художественной речи. С XVIII в. понятие «стиль» применялось в области пластических искусств (И. Винкельман и др.). В XIX веке понятие «стиль» получило распространение во всех видах художественного творчества. В балете оно применяется по аналогии с другими видами искусства.

О своеобразии стиля можно говорить уже по отношению к бытовым танцам. Так, различаются по стилю танцы разных исторических эпох: старинные и современные; танцы больших национальных регионов (европейские, восточные, латиноамериканские, африканские и др.) и отдельных национальных культур, внутри которых, в свою очередь, существуют стилевые различия (например, в индийском классическом танце). В балете стили складывались и сменяли друг друга внутри исторических направлений (Возрождение, барокко, классицизм, Просвещение, сентиментализм, романтизм и др.), каждое из которых отличается своеобразием содержания, совокупностью определенных танцевально-пластических средств и характером их применения [1, c. 491].

Своеобразием стиля отмечено творчество крупнейших зарубежных хореографов современности Дж. Баланчина, М. Бежара, а в советском искусстве – К. Я. Голейзовского, Л. В. Якобсона, Ю. Н. Григоровича и др. [1, c. 491].

Реальная действительность, пропущенная через художественную призму, преобразуется в творчестве балетмейстера и становится самобытным авторским стилем. Так, в авторском стиле балетмейстера Бориса Эйфмана сочетаются ведущие тенденции русского балетного искусства: стремление к выразительному танцу, характерное для М. И. Петипа, и акцентирование изобразительного начала, воплотившееся в постановках М. М. Фокина. Таким образом, вобрав в себя лучшие традиции предшественников, Б. Эйфман пришел к созданию собственного творческого стиля [2, с. 53].

Стиль – это характерные черты и свойства (особенности) выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого. Стиль танца – один из самых важных моментов и должен быть в различных танцах разным. К сожалению, об этом мало думают хореографы-постановщики, а поэтому движения и рисунки разных по стилям танцев становятся одинаковыми.

Говоря о стиле в хореографическом искусстве, нельзя обойти такое понятие, как стилизация танца.

Стилизация – использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм и приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных эстетических целей.

Источником стилизации может быть стиль и манера отдельного автора или исполнителя, творческого направления и школы, арсенал характерных форм исторического стиля, народной культуры. Явления стилизации в истории искусства обусловлены взаимосвязью между прошлым и настоящим, между различными национальными культурами.

Стилизация дает возможность воссоздать и передать атмосферу исторической и национальной среды, добиться многоплановости художественного образа. Стилизация может способствовать усилению выразительности в произведениях искусства.

Стилизация, слово с множеством значений, это придание, имитация, произведение искусства и так далее. Стилизация – это использование уже встречавшихся в истории искусства художественных форм, с целью выявить новые возможности и подчеркнуть особенности художественного стиля.

Стилизация в искусстве возникает в пластических искусствах: музыке, театре, литературе, живописи, хореографии.

Стилизация – это обогащение народного танца новыми средствами и формами хореографической выразительности.

Танец – это особый вид искусства, который не изобретён человеком, а рождён вместе с природой, вместе с миром. С течением времени он изменялся и преобразовывался во что-то новое и необычное. За тысячелетия было придумано огромное количество стилей, видов, форм танца. Танец дарит множество ярких эмоций! Заниматься танцами можно и нужно каждому!

Для чего нужна стилизация?

Для сохранения национальной культуры и народного творчества

Донесения фольклорного материала до зрителей

Понимания национальной индивидуальности в музыке и в танце

Мастерство современного хореографа, стилизующего народный танец, заключается в умении правильно сочетать современные, акробатические движения, трюки с истинно народными движениями.

Мастерство современного хореографа, стилизующего народный танец, заключается в умении правильно сочетать современные, акробатические движения, трюки с истинно народными движениями.

Стилизованный танец

СТИЛИЗОВАННЫЙ ТАНЕЦ – это искристый заводной коктейль из современной, народной, классической хореографии.

«О значении стилизации народного танца говорил великий Ж.-Ж. Новерр в ХIIIV веке. Балетмейстер имел в виду не только перспективы обогащения балета лишним видом танца. Он выдвигал принцип переосмысления хореографии в качестве средства, способного внести свежую струю в застывшее каноническое искусство. Поэтому он призывал продолжать пополнение танца народными элементами (Ю. Слонимский. Путь характерного танца)» [3, с. 8].

Ж.-Ж. Новерр гениально предвидел дальнейшее формирование сценического танца за счет обогащения его элементами, заимствованными из реальной действительности [3, с. 9].

Стилизация наблюдается уже в ХIХ веке в эпоху Сен-Леона в русском балете. Это было сочетание стилизованной классики с некоторыми этнографическими движениями и штрихами [3, с. 19].

Движения характерного танца стилизовались в принципах танца классического. В основе своей, происходя от того или иного народного танца, они смягчались, округлялись, обретали большую плавность.

Реформатором балета был М. М. Фокин, который стремился очистить характерный танец от штампов.

Резко выступая против «старого балета», стремясь… оторваться от традиций, М. М. Фокин черпает стилизационные средства повсюду. Айседора Дункан и ее пластический танец вооружают Фокина лозунгом, в котором естественная постановка тела, ног и рук противопоставляются классическим port de bras, прямого корпуса и установленных па. «Живопись, индийская скульптура, строгие фигуры древнего Египта, персидские миниатюры, японские и китайские акварели, искусство архаической Греции» [4, с. 32] питают творческую фантазию Фокина, помогают ему измышлять подчас принципы новых движений и поз. И, наконец, музыка (а у Фокина существует явное пристрастие к композиторам-романтикам и импрессионистам) определяет основной характер танца. Впрочем, музыка воздействовала на Фокина больше настроением, чем содержанием.

Фокин выступает поборником активизации работы рук и корпуса, ратует за такие положения тела в танце, которые имели до него малое и лишь весьма однообразное применение.

Характерный танец М. М. Фокина заметно отличается от танцев его предшественников. Движения ног стилизованны. «Ноги обращены коленями и ступнями внутрь (en dedans) тогда, когда это требуется, или выворотны, если это нужно… сам не замечая этого, Фокин так же, как все предшествующие реформаторы, начинает со смешанных жанров» [3, с. 21].

Поиски стилистических различий и характеров, эмоциональная яркость танца – вот основные факторы композиционной работы Фокина.

Проявлением принципа стилизации является обогащение классического танца элементами народного. В этом случае элементы народного танца вплетаются в качестве деталей в рисунок классического танца. Такое проникновение коренится в глубоком внутреннем родстве этих двух танцевальных систем. Народный танец в свое время сыграл большую роль в формировании классического танца. Классический танец, обогащаясь в процессе своего развития языком народного танца, привносил в него некоторые свои особенности.

Фольклор – это коллективность творческого процесса, традиционность, нефиксированные формы передачи произведений от поколения к поколению, вариативность. Он возник, как предыскусство и тесно связан с бытом и обычаями народа. Сама жизнь утвердила решение, когда фольклор становится не только этнографической ценностью, а живим языком в создании новых сценических форм. Стилизация является одной из таких форм работы с фольклорным произведением [2, с. 57].

Для создания стилизованного танцевального номера берется фольклорно-этнографический материал. Переработав фольклорно-этнографический материал, его образцы, получают стилизованную современную сценическую обработку. Цель в том, чтобы прочувствовать и перенести на сценическую площадку не традиционный образ героя, который существует в фольклоре, а посредством ассоциаций – в целом героя, передать глубинное ощущение о том, какой это был герой или человек, т. е. воссоздать абстрактный, бессознательный образ.

Нужно отметить, что в основе стилизованного номера лежит, в первую очередь, изучение фольклорно-этнографического материала, владение законами композиции, и конечно, чувство стиля – все то, что в совокупности создает нужный образ или ощущение образа, своеобразного национального характера народа, его образ жизни и особенности мышления.

Для точности воспроизведения и обработки конкретного материала, постановщику необходимо досконально разбираться в лексическом материале, в рисунках танца, в конкретных особенностях развития техники хореографической стилизации.

Стремясь познать, возродить и донести национальную культуру до зрителей и исполнителей балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций. Только так можно передать последующим поколениям народные черты.

Основные требования к постановке стилизованного номера

В последнее время на сценической площадке часто исполняются стилизованные хореографические постановки, являющиеся своеобразным сплавом народного танца с танцем современным. Основные требования к постановке стилизованного номера:

• Современная творческая интерпретация фольклорного материала;

• Внедрение инновационных методов, приближающих к пониманию народной культуры;

• Знание законов стилизации народного танца;

• Придание народному танцу современного звучания;

• Поиск новых форм сведения народного и современного искусства.

Проявлением принципа стилизации является обогащение танцевального направления, в котором ставится номер, элементами народного танца.

Выполняя все вышеназванные условия, мы развиваем духовно-нравственный потенциал учащихся, превращая наших вчерашних учащихся школьников в личности, обладающие высокой общей культурой, гуманистическим мировоззрением, развитым чувством гражданской ответственности и стремлением к созиданию.

Заключение.

Глубинные истоки национальной культуры просматриваются, прежде всего, в крестьянских обычаях и установлениях, в силу большей сохранности устоев жизни сельского населения на протяжении веков, что содействовало консервации некоторых старых и даже древних элементов народного творчества.

На сегодняшний день стилизация стала настолько популярной, что ни один конкурс не обходится без номинации «Стилизация народного танца».

Прием стилизации, используемый балетмейстерами хореографических коллективов, отвечает интересам современных исполнителей и зрителей, их восприятию народной музыки и народного танца как явления не застывшего в своем развитии, а постоянно обновляющегося, живого искусства.

Стремясь познать, в какой-то мере, возродить и донести национальную культуру до зрителей и исполнителей, балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций. Только так можно сохранить и передать последующим поколениям народные черты.

Необходимость современной творческой интерпретации фольклорного материала, а не только изучение и сохранение традиций; внедрение инновационных методов, приближающих к пониманию народной культуры; знание законов стилизации народного танца, придания ему современного звучания; поиск новых форм соединения народного и современного искусства – все эти вопросы делают проблему обращения хореографов к фольклорному материалу актуальной и намечают перспективы дальнейшей работы в данном направлении.

Традиции лишь тогда могут естественным образом сохраняться, если они переходят из поколения в поколение. Поэтому вся наша надежда на ищущую, чуткую ко всему родном, любящую свою историю, стремящуюся не оторваться от глубинных ее истоков талантливую молодежь.

Список литературы

Балет : Энциклопедия / В. В. Ванслов. – М. : Сов. энцикл., 1981. – 624 с.

Бухвостова Л. Мастерство хореографа / С. Щекочихина. – Орел : ОГИК, 2004. – 144 с.

Лопухов А. Основы характерного танца / А. Ширяев, А. Бочаров. – Л. ; М. : Искусство, 1939. – 187 с.

Фокин М. Новый балет / М. Фокин // Аргус. – 1916. – № 1. – С. 32.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перечень услугТариф
Вебинары + презентации курса (в записи)+
Видеоматериалы к лекциям по курсу (в записи)+
Доступ в группу тренинга+
Обратная связь + проверка домашних заданий+
Сертификат (электронная версия)*72 часа