Что такое стилизация в хореографии
Стилизация в хореографии
Что такое стилизованная хореография? При выборе номинации для участия в конкурсе, часто возникает этот вопрос. Попробуем на него ответить.
Для начала необходимо разобраться, что такое стилизация?
Стилизация — частичное, но явное выделение в композиции узнаваемых черт одного стиля или направления в другом.
Часто на конкурсах можно увидеть такие примеры: народный танец с использованием элементов современного или современный с использованием элементов народного; классический танец с современными элементами; историко-бытовой танец с современными хореографическими элементами и т.д.
Необходимо помнить, что при создании стилизованного танца, музыка должна соответствовать (например, народная музыкальная композиция с современными электронными звуками или битами). Но бывают исключения. На сегодняшний день очень много музыкального материала для стилизации. Так как ди-джеи, группы, певцы, композиторы, даже оркестры используют сочетание современных ритмов с классическими или народными мелодиями. Из ярких представителей можно отметить: группы Иван Купала, Пелагея, Мельница, Кукуруза; оркестры: The String Quartet, BanYa и др.
Точно определить стилизацию крайне сложно, потому что со временем появляется множество жанров из синтеза 2-х и более направлений. Например, в свое время, появился характерный из соединения классического и народного танца.
Эстрадный танец не ограничен ни какими рамками и может включать в себя все виды хореографии, в том числе и стилизацию. Следовательно, многие стилизованные номера можно отнести в номинацию — эстрадный танец.
Изучая репертуары детских коллективов, можно выделить 3 разновидности номеров: «очевидная стилизация», «очевидная не стилизация» и «сомнительная стилизация». «Сомнительная стилизация» является главной проблемой многих педагогов при выборе номинации в конкурсе. Под «сомнительной стилизацией» подразумевается танцевальная композиция, не имеющая явных черт второго направления или имеет черты более двух хореографических направлений. Если постановка попадает под раздел «сомнительной стилизации», то лучше представить этот номер в другой номинации, более подходящей.
Многие современные хореографы предпочитают не использовать термин «стилизация», из-за его размытых рамок. Но, тем не менее, стилизованный танец — одна из самых популярных номинаций конкурсов. Поэтому, всем хореографам следует иметь представление о стилизованном танце.
«Cтиль», «стилизация» в хореографическом искусстве
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зайцев Роман Владимирович,
педагог дополнительного образования
« C тиль», «стилизация» в хореографическом искусстве
Мы живем в такое время, когда легко утратить в искусстве национальную индивидуальность, легко это сделать и в музыке, и в танцах. Легко позаимствовать пример из чужой хореографии, ввести его в танец и тем самым нарушить целостность произведения. Для того, чтобы избежать подобных явлений, балетмейстеру необходимо свободно апеллировать такими понятиями, как «Стиль», «Стилизация».
Стиль в искусстве – структурное единство образной системы и приемов художественного выражения, порождаемое живой практикой развития искусства. Понятие «стиль» употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественных направлений и индивидуальной манеры художника. Понятием «стиль» пользуются в различных областях науки и искусства: в литературе и искусствоведении, в живописи, музыке, хореографии и т. д.
Понятие «стиль» многозначно: можно говорить об индивидуальном стиле художника (танцовщика, балетмейстера), о национальном стиле той или иной художественной культуры, об историческом стиле, охватывающем совокупность произведений определенной эпохи.
Сначала термин «стиль» возник в области литературы ( XVII в.), где он выражал своеобразие художественной речи. С XVIII в. понятие «стиль» применялось в области пластических искусств (И. Винкельман и др.). В XIX веке понятие «стиль» получило распространение во всех видах художественного творчества. В балете оно применяется по аналогии с другими видами искусства.
О своеобразии стиля можно говорить уже по отношению к бытовым танцам. Так, различаются по стилю танцы разных исторических эпох: старинные и современные; танцы больших национальных регионов (европейские, восточные, латиноамериканские, африканские и др.) и отдельных национальных культур, внутри которых, в свою очередь, существуют стилевые различия (например, в индийском классическом танце).
В балете стили складывались и сменяли друг друга внутри исторических направлений (Возрождение, Барокко, К лассицизм, Просвещение, С ентиментализм, Р омантизм и др.), каждое из которых отличается своеобразием содержания, совокупностью определенных танцевально-пластических средств и характером их применения.
Говоря о стиле в хореографическом искусстве, нельзя обойти такое понятие, как стилизация танца.
Источником стилизации может быть стиль и манера отдельного автора или исполнителя, творческого направления и школы, арсенал характерных форм исторического стиля, народной культуры. Явления стилизации в истории искусства обусловлены взаимосвязью между прошлым и настоящим, между различными национальными культурами.
Стилизация дает возможность воссоздать и передать атмосферу исторической и национальной среды, добиться многоплановости художественного образа. Стилизация может способствовать усилению выразительности в произведениях искусства.
Стилизация русского танца связана со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.
Нужно отметить, что в основе стилизованного номера лежит, в первую очередь, изучение фольклорно-этнографического материала, владение законами композиции, и конечно, чувство стиля – все то, что в совокупности создает нужный образ или ощущение образа, своеобразного национального характера народа, его образ жизни и особенности мышления.
На сегодняшний день стилизация стала настолько популярной, что ни один конкурс авторских коллективов не обходится без номинации «Стилизация народного танца».
Стремясь познать, в какой-то мере, возродить и донести национальную культуру до зрителей и исполнителей, балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций. Только так можно сохранить и передать последующим поколениям народные черты.
Балетмейстеры, сочиняя современную лексику, часто забывают о национальном характере движений, нарушают то, что делает танец
красивым, а самих исполнителей изящными и привлекательными. Нелепо смотрятся со сцены серебряные сапожки, пестро раскрашенные
мини-юбки, причудливые головные уборы, совершенно не отвечающие
эстетическим требованиям русского танцевального творчества.
Перед тем как ставить танец, балетмейстеру нужно очень хорошо изучить первоисточник. И не важно, народный ли это танец, эстрадный или классика. Стилизация – это когда мы придаем одному стилю звучание какого-то другого стиля. Чтобы придать русскому или украинскому народному танцу характер, например, хип-хопа. На самом деле, когда мы стилизуем народный танец, мы, в первую очередь, должны видеть именно народный танец, в некоторых местах мы можем изменить положение рук, уйти от дотянутости стопы, где-то добавить акробатические трюки, но все должно быть оправданно музыкально и композиционно.
Таким образом приём стилизации, используемый балетмейстерами хореографических коллективов, отвечает интересам современных исполнителей и зрителей, их восприятию народной музыки и народного танца как явления не застывшего в своем развитии, а постоянно обновляющегося, живого искусства.
Стиль и стилизация в хореографии
Стиль и стилизация в хореографии
Просмотр содержимого документа
«Стиль и стилизация в хореографии»
«Cтиль», «стилизация» в хореографическом искусстве
Мы живем в такое время, когда легко утратить в искусстве национальную индивидуальность, легко это сделать и в музыке, и в танцах. Легко позаимствовать пример из чужой хореографии, ввести его в танец и тем самым нарушить целостность произведения. Для того, чтобы избежать подобных явлений, балетмейстеру необходимо свободно апеллировать такими понятиями, как «Стиль», «Стилизация».
Стиль в искусстве – структурное единство образной системы и приемов художественного выражения, порождаемое живой практикой развития искусства. Понятие «стиль» употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественных направлений и индивидуальной манеры художника. Понятием «стиль» пользуются в различных областях науки и искусства: в литературе и искусствоведении, в живописи, музыке, хореографии и т. д.
Понятие «стиль» многозначно: можно говорить об индивидуальном стиле художника (танцовщика, балетмейстера), о национальном стиле той или иной художественной культуры, об историческом стиле, охватывающем совокупность произведений определенной эпохи.
Сначала термин «стиль» возник в области литературы (XVII в.), где он выражал своеобразие художественной речи. С XVIII в. понятие «стиль» применялось в области пластических искусств (И. Винкельман и др.). В XIX веке понятие «стиль» получило распространение во всех видах художественного творчества. В балете оно применяется по аналогии с другими видами искусства.
О своеобразии стиля можно говорить уже по отношению к бытовым танцам. Так, различаются по стилю танцы разных исторических эпох: старинные и современные; танцы больших национальных регионов (европейские, восточные, латиноамериканские, африканские и др.) и отдельных национальных культур, внутри которых, в свою очередь, существуют стилевые различия (например, в индийском классическом танце).
В балете стили складывались и сменяли друг друга внутри исторических направлений (Возрождение, Барокко, Классицизм, Просвещение, Сентиментализм,Романтизм и др.), каждое из которых отличается своеобразием содержания, совокупностью определенных танцевально-пластических средств и характером их применения.
Говоря о стиле в хореографическом искусстве, нельзя обойти такое понятие, как стилизация танца.
Стилизация – (от французского «stylisation»): придание произведению искусства характерных черт какого-либо стиля, подражание, с целью воспроизведения форм стиля. Например, стилизация под русские народные танцы.
Источником стилизации может быть стиль и манера отдельного автора или исполнителя, творческого направления и школы, арсенал характерных форм исторического стиля, народной культуры. Явления стилизации в истории искусства обусловлены взаимосвязью между прошлым и настоящим, между различными национальными культурами.
Стилизация дает возможность воссоздать и передать атмосферу исторической и национальной среды, добиться многоплановости художественного образа. Стилизация может способствовать усилению выразительности в произведениях искусства.
Стилизация русского танца связана со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.
Нужно отметить, что в основе стилизованного номера лежит, в первую очередь, изучение фольклорно-этнографического материала, владение законами композиции, и конечно, чувство стиля – все то, что в совокупности создает нужный образ или ощущение образа, своеобразного национального характера народа, его образ жизни и особенности мышления.
На сегодняшний день стилизация стала настолько популярной, что ни один конкурс авторских коллективов не обходится без номинации «Стилизация народного танца».
Стремясь познать, в какой-то мере, возродить и донести национальную культуру до зрителей и исполнителей, балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций. Только так можно сохранить и передать последующим поколениям народные черты.
Балетмейстеры, сочиняя современную лексику, часто забывают о национальном характере движений, нарушают то, что делает танец
красивым, а самих исполнителей изящными и привлекательными. Нелепо смотрятся со сцены серебряные сапожки, пестро раскрашенные
миниюбки, причудливые головные уборы, совершенно не отвечающие
эстетическим требованиям русского танцевального творчества.
Перед тем как ставить танец, балетмейстеру нужно очень хорошо изучить первоисточник. И не важно, народный ли это танец, эстрадный или классика. Стилизация – это когда мы придаем одному стилю звучание какого-то другого стиля. Чтобы придать русскому или украинскому народному танцу характер, например, хип-хопа. На самом деле, когда мы стилизуем народный танец, мы, в первую очередь, должны видеть именно народный танец, в некоторых местах мы можем изменить положение рук, уйти от дотянутости стопы, где-то добавить акробатические трюки, но все должно быть оправданно музыкально и композиционно.
Таким образом приём стилизации, используемый балетмейстерами хореографических коллективов, отвечает интересам современных исполнителей и зрителей, их восприятию народной музыки и народного танца как явления, не застывшего в своем развитии, а постоянно обновляющегося, живого искусства.
Стилизация — частичное, но явное выделение в композиции узнаваемых черт одного стиля или направления в другом. Часто на конкурсах можно увидеть такие примеры: народный танец с использованием элементов современного или современный с использованием элементов народного; классический танец с современными элементами; историко-бытовой танец с современными хореографическими элементами и т.д. Необходимо помнить, что при создании стилизованного танца, музыка должна соответствовать (например, народная музыкальная композиция с современными электронными звуками или битами). Но бывают исключения. На сегодняшний день очень много музыкального материала для стилизации. Так как ди-джеи, группы, певцы, композиторы, даже оркестры используют сочетание современных ритмов с классическими или народными мелодиями. Из ярких представителей можно отметить: группы Иван Купала, Пелагея, Мельница, Кукуруза; оркестры: The String Quartet, BanYa и др. Точно определить стилизацию крайне сложно, потому что со временем появляется множество жанров из синтеза 2-х и более направлений. Например, в свое время, появился характерный из соединения классического и народного танца. Эстрадный танец не ограничен ни какими рамками и может включать в себя все виды хореографии, в том числе и стилизацию. Следовательно, многие стилизованные номера можно отнести в номинацию — эстрадный танец. Изучая репертуары детских коллективов, можно выделить 3 разновидности номеров: «очевидная стилизация», «очевидная не стилизация» и «сомнительная стилизация». «Сомнительная стилизация» является главной проблемой многих педагогов при выборе номинации в конкурсе. Под «сомнительной стилизацией» подразумевается танцевальная композиция, не имеющая явных черт второго направления, или имеет черты более двух хореографических направлений. Если постановка попадает под раздел «сомнительной стилизации», то лучше представить этот номер в другой номинации, более подходящей. Многие современные хореографы предпочитают не использовать термин «стилизация», из-за его размытых рамок. Но, тем не менее, стилизованный танец — одна из самых популярных номинаций конкурсов. Поэтому, всем хореографам следует иметь представление о стилизованном танце
Что такое стилизация в хореографии
Как стилизовать народный танец,
не нарушая особенностей народной лексики.
Автор и ведущая: Любовь Рюганова
Преподаватель хореографических дисциплин народного направления. Педагог высшей категории.
Закончила Училище Культуры г. Петрозаводска и Высшую Профсоюзную школу (сейчас Санкт-Петербургский Гуманитарный университет Культуры и Искусств).
Преподаватель хореографических дисциплин Училища Культуры г. Елабуга (народный танец, композиция и постановка танца, танец на режиссерском и хоровом отделениях училища). Создатель Народного ансамбля танца «Рябинушка» в г. Набережные Челны.
Стилизация – это обогащение народного танца новыми средствами и формами хореографической выразительности.
Мастерство современного хореографа, стилизующего народный танец, заключается в умении правильно сочетать современные, акробатические движения, трюки с истинно народными движениями.
Для чего нужна стилизация?
Что лежит в основе стилизации?
В основе стилизованного номера лежит, прежде всего, изучение фольклорно-этнографического материала, владение законами композиции, чувство стиля и все то, что в совокупности создает нужный образ или ощущение образа, своеобразного национального характера народа, его образ жизни и особенности мышления.
Для точности воспроизведения и обработки конкретного материала, постановщику необходимо досконально разбираться в лексическом материале, в рисунках танца, в конкретных особенностях развития техники хореографической стилизации.
Основные требования
к постановке стилизованного номера
Как этого добиться? Именно этому мы и будем учиться на тренинге «Как стилизировать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики».
КАК СТИЛИЗОВАТЬ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
Программа тренинга
1. Стилизация танца. Как стать мастером стилизации танца
2. Стилизация художественного образа хореографического произведения. Практика
3. Стилизация Танцевального образа персонажей в танце
4. Как изменить музыку для стилизации танца
5. Зрелищность и стилизация. Использование песенного жанра
6. Театрализация танца как вариант стилизации
Отзывы участников наших тренингов
Как будет проходить обучение?
Тренинг – это возможность поэкспериментировать и взглянуть на свою работу по новому, под другим углом! Постичь новые горизонты!
Тренинг – это творческий процесс! Он требует времени и полного погружения!
Для обучения вам необходим компьютер и выход в Интернет.
После оплаты вам будет предоставлен доступ к записям тренига
Все занятия сопровождаться презентациями и видеоматериалами, поэтому у вас будет возможность не только слушать ведущего, но и видеть наглядно, то о чем идет речь.
После каждого занятия, вы будет получать домашнее задание, которое необходимо для осмысления нового материала и закрепления теоретических знаний практикой!
Изучать материалы тренинга вы можете в любом удобном для вас темпе, доступ к материалам вы получаете без ограничений по времени!
По окончании тренинга выдается Сертификат!
Стоимость тренинга
Доступ к материалам тренинга вы получите сразу после оплаты!
Перечень услуг | Тариф |
---|---|
Вебинары + презентации курса (в записи) | + |
Видеоматериалы к лекциям по курсу (в записи) | + |
Доступ в группу тренинга | + |
Обратная связь + проверка домашних заданий | + |
Сертификат (электронная версия)* | 72 часа |