Что такое стилизация в музыке определение

Стиль, стилистика, стилизация

Еще есть слово в оперном искусстве, которым пользуются при весьма разных обстоятельствах. Это — стиль. Известно, что слово это произошло от греческого stylos — палочка, которой в древности и в средние века писали на восковых дощечках. Разные палочки — заостренный стержень из кости, металла или дерева — как бы разные почерки. Потом это перешло в оценку произведений искусства. Единство, похожесть художественных признаков стали называть стилем в живописи, литературе, музыке. Естественно, что это утверждалось временем, эпохой, определенными, типичными дли этого времени социальными обстоятельствами. Готика, романтизм, барокко, классицизм и т.д. — все то, что мы называем основными стилями в искусстве, есть прежде всего определение эпохи, в которой создавалось художественное произведение. Я думаю, правильно считать, что каждая эпоха рождает свой стиль в искусстве, отличный от стилей других эпох.

Если мы говорим: «Опера в стиле Моцарта», мы имеем в виду, что она написана в духе той эпохи, когда жил и творил Моцарт. А предположим, что «под Моцарта» музыку написал кто-нибудь из наших современников, будет ли это стиль Моцарта? Нет, это будет стилизация, то есть намеренное подражание не только данному композитору, но музыке всей эпохи, когда творил Моцарт и его многочисленные современники. Это подражание не может быть естественным художественным мышлением композитора (живописца, скульптора, поэта и т.д.), ибо он сын своего века, века с особой образной системой, особыми вкусами, гражданскими, общественными взаимоотношениями, особыми художественными принципами.

Конечно, стилизация может быть сделана очень искусно и поставить в тупик даже специалистов, но. это лишь стилизация и не более того. Стилизацию можно применять и принимать, если за нею стоит строгий вкус и чувство меры художника. Вот в «Пиковой даме», для того чтобы подчеркнуть манеры XVIII века, П. И. Чайковский целые эпизоды пишет в стиле того века. Но это не противоречит и не мешает главной теме оперы, которая сочинена со всей страстью и искренностью художника конца XIX века, композитор в этой опере даже цитирует арию из оперы «Ричард Львиное Сердце» французского композитора второй половины XVIII века А. Гретри. Но это не назовешь подражанием, а смелым художественным приемом оперной драматургии.

Есть еще слово «стилистика», которое вы можете услышать от режиссеров, художников, критиков. Это не то что раздел теории искусства, это, скорее, рабочий термин. Это прием, позволяющий решить спектакль в едином художественном и техническом ключе. Это, если хотите, правила игры, предложенные художником и режиссером (разумеется, вместе с актерами) зрителю. Это то, что театр обязан выдерживать в спектакле, не применяя иные, может быть, талантливые, но не подходящие к принятому решению спектакля приемы. Это своего рода манера игры, манера общения, художественного, образного общения театра со зрителем. Впрочем, это действительно не только для оперы, но и для любого театра.

В быту злоупотребляют словом «стиль». Я бы оставил этот термин в сфере исторических и социально-общественных категорий. Ведь это, по существу, процесс развития общества и его культуры. Легко заменить это слово другим. Говорят, например: «Песня в стиле блюза». Но можно сказать: «В манере блюза», «В характере блюза» и т.д. Говорят: «В новом стиле». А какой это стиль? Или: «Современный стиль». В чем он заключается? Невозможно так легко его определить. Тут время — важный фактор. Поживем — увидим, что из современной нам жизни будет определяющим, что побочным, а какие черты и особенности канут в Лету.

Источник

Урок музыки в 7 классе

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема Стилизация как вид творческого воплощения

Цель и задачи для вас на сегодняшнем уроке: разобраться в понятии «стилизация» (этимологическое происхождение слова лексическое значение), сравнить особенности стилизации в литературе и смежных видах искусств; определить ряд произведений и их авторов по теме урока, выделить их особенности.

«Искусство обладает удивительным качеством-

воскрешать прошлое, показывать завтрашнее…Но сколько бы

искусство ни раскрывало прошлое и ни забегало в будущее, оно

принадлежит своему времени».

l. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас урок необычный, мы отправимся в музыкальное «путешествие во времени».Кто побывал на концерте Дениса Мацуева, проходившего в марте этого года в городе Сорочинске, то вы могли стать свидетелем живой стилизации произведения «С днем рождения» на манер исполнения разными композиторами разных эпох.

Виртуозное исполнение произведения в исполнении великолепного музыканта дало нам возможность узнавать стиль известных композиторов Баха, Моцарта, Бетховена и т.д.

Так как вы думаете, что такое стилизация?

Сегодня нам предстоит ещё раз окунуться в творчество таких композиторов как Джорж Гершвин, Клодт Дебюсси. Обратиться к творчеству художника-импрессиониста Клода Моне.

СТИЛИЗАЦИЯ — нарочито подчеркнутая имитация оригинальных особенностей определенного стиля или особенностей языка определенной социальной среды, исторической эпохи в художественном произведении. Понятие Стилизация не совпадает с понятиями — подражание, эпигонство, пародия, традиция, влияние, хотя известным образом и соприкасается с ними.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Сюиты, инструментальные концерты, сонаты, симфонии относятся к циклическим формам музыки. К этим формам обращались как композиторы прошлого, так и наши современники.

Предлагаю вам послушать произведение Ждоржа Гершвина «Рапсодия в стиле блюз» в исполнении симфонического оркестра и пианиста виртуоза Дениса Мацуева.

Музыка Джоржа Гершвина рождена беспокойным потоком современной жизни. «Настоящее и прошлое», «Логика и интуиция», «Высокое и низкое». Его музыка учит нас широте взглядов на мир. Она как живой организм, одинаково чуткий к настроениям сегодняшнего дня и к знакам прошлого.

Давайте запишем новые понятия:

Стилизация и полистилистика

Полистилистика намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений.

Закрепление Предлагаю вашему вниманию Симфоническую картину «Празднества» Клода Дебюсси

Выразите ваше настроение.

Что вы услышали? Какие образы вы представили? Позволяют ли музыкальные краски симфонической картины «Празднества» услышать, в какое время суток происходят праздничные гуляния? В какой форме написано произведение?

А такую характеристику дают произведению искусствоведы:

Дебюсси создает эту сюиту в 1897-1899 гг. Толчком к их созданию послужили собственные впечатления композитора от современного Парижа.

В сюите три части: «Облака», «Празднества», «Сирены». Каждая из этих частей имеет свою программу, предисловие композитора.

Музыка К. Дебюсси красочная, нарядная, воздушная. Написана в 3-частной форме. В крайних частях – мерцание прозаических огней, веселая суета ночного карнавала. В средней – праздничное шествие, возникающее где-то вдали и постепенно приближающееся к нам. Музыка «Празднеств» очень «живописная», вызывает в нашем представлении яркие зрительные образы – картины природы, картины народного гулянья.

Музыка импрессионизма не сообщает нам никаких фактов, это не реалистическое описание, в ней только колорит, движение, внушение. Это главная идея, которую исповедуют все импрессионисты.

Жизнь, которой, как дареной вещи, не смотрят в пасть,

обнажает зубы при каждой встрече.

От всего человека вам остается часть

Часть речи вообще. Часть речи.

Весенний лепет не разнежит
Сурово стиснутых стихов.
Я полюбил железный скрежет
Какофонических миров.

И в этой жизни мне дороже
Всех гармонических красот —
Дрожь, побежавшая по коже,
Иль ужаса холодный пот.

Задания учащимся: исполнить песню «Нам этот мир завещано беречь»

Обобщение и систематизация знаний.

Обратитесь к картине Клода Моне «Бульвар капуцинок в Париже»

Можно ли говорить об особом стиле художника?

Сегодня вам было предложено «пережить» ощущение возвышающего благородства от общения с музыкой в классическом стиле.

Какое произведение вам запомнилось больше?

О каком композиторе хотели бы больше узнать?

Какой музыкант вас смог покорить или очаровать?

Домашнее задание . Для закрепления материала урока самостоятельно выполните следующие задания из Электронного учебника «Музыка 7 класс» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская

Источник

Стилизация

Литература : Троицкий В. Ю., Стилизация, в кн.: Слово и образ, М., 1964; Савенко С., К вопросу о единстве стиля Стравинского, в сб.: И. Ф. Стравинский, М., 1973; Кон Ю., О двух фугах И. Стравинского, в сб.: Полифония, М., 1975.

Т. С. Кюрегян.

Полезное

Смотреть что такое «Стилизация» в других словарях:

Стилизация — нарочито подчеркнутая имитация оригинальных особенностей определенного стиля или особенностей языка определенной социальной среды, исторической эпохи в художественном произведении. Понятие С. не совпадает с понятиями подражание, эпигонство,… … Литературная энциклопедия

Стилизация — (франц. stylisation, от style стиль), намеренная имитация формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом, необычном для него художественном контексте. От стилизации следует отличать такие явления художественной… … Художественная энциклопедия

Стилизация — СТИЛИЗАЦИЯ. Произведение сознательно написанное по какому нибудь примеру или образцу и повторяющее до мельчайших подробностей его приемы, главным образом, в словесном искусстве, определяется, как стилизация. Сама проблема стилизации восходит… … Словарь литературных терминов

стилизация — и, ж. stylisation f. 1. Приданию произведению искусства характерных черт какого л. стиля, подражание, с целью воспроизведения форм какого л. стиля. Стилизация под русские народные песни. БАС 1. Правда, Мир искусства явно тяготел к графике и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СТИЛИЗАЦИЯ — [ Словарь иностранных слов русского языка

СТИЛИЗАЦИЯ — СТИЛИЗАЦИЯ, 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания … Современная энциклопедия

СТИЛИЗАЦИЯ — 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания,… … Большой Энциклопедический словарь

СТИЛИЗАЦИЯ — СТИЛИЗАЦИЯ, стилизации, жен. 1. только ед. Придание произведению искусства характерных черт какого нибудь определенного стиля, подражание с целью воспроизведения форм какого нибудь стиля. Заниматься стилизацией. 2. Произведение, представляющее… … Толковый словарь Ушакова

Стилизация — нарочито подчеркнутая имитация оригинальных особенностей определенного стиля или особенностей языка определенной социальной среды, исторической эпохи в художественном произведении. Понятие С. не совпадает с понятиями подражание, эпигонство,… … Википедия

стилизация — стилизаторство, имитация, обобщение, подражание Словарь русских синонимов. стилизация сущ., кол во синонимов: 5 • имитация (21) • … Словарь синонимов

Стилизация — СТИЛИЗАЦИЯ, 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

СТИЛИЗАЦИЯ

Литература : Троицкий В. Ю., Стилизация, в кн.: Слово и образ, М., 1964; Савенко С., К вопросу о единстве стиля Стравинского, в сб.: И. Ф. Стравинский, М., 1973; Кон Ю., О двух фугах И. Стравинского, в сб.: Полифония, М., 1975.

Т. С. Кюрегян.

Смотреть что такое СТИЛИЗАЦИЯ в других словарях:

СТИЛИЗАЦИЯ

СТИЛИЗАЦИЯ

стилизация ж. 1) а) Придание произведению искусства характерных черт какого-л. стиля. б) Воссоздание колорита какой-л. эпохи в образах и стилевых особенностях литературного произведения. 2) Произведение, по форме представляющее собою подражание какому-л. стилю.

СТИЛИЗАЦИЯ

стилизация ж.1. stylization 2. лит. pastiche

СТИЛИЗАЦИЯ

СТИЛИЗАЦИЯ

СТИЛИЗАЦИЯ

СТИЛИЗАЦИЯ в изобразительных искусствах, декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приёмов, упрощения рисунка и ф. смотреть

СТИЛИЗАЦИЯ

СТИЛИЗАЦИЯ

СТИЛИЗАЦИЯ. Произведение сознательно написанное по какому-нибудь примеру или образцу и повторяющее до мельчайших подробностей его приемы, главным о. смотреть

СТИЛИЗАЦИЯ

СТИЛИЗАЦИЯ

нарочито подчеркнутая имитация оригинальных особенностей определенного стиля или особенностей языка определенной социальной среды, исторической эпохи в художественном произведении. Понятие С. не совпадает с понятиями — подражание, эпигонство, пародия, традиция, влияние, хотя известным образом и соприкасается с ними. Понятие традиции предполагает единую линию исторически-последовательной связи между явлениями лит-ры. Факты отражения поэзии Пушкина у Лермонтова, Фета или Тютчева у Блока, народной поэзии у Некрасова и т. п. не входят в понятие С., т. к. эти влияния и традиции органичны, т. е. неотделимы от самой специфики стиля писателей второго ряда. Понятие подражания предполагает подчиненность данного художника художественному методу другого современного или близкого по времени художника; при этом подражатель, эпигон отнюдь не подчеркивает сходства своего произведения с «образцом», а, по возможности, затушевывает его. Отличие С. от пародии в том, что черты оригинала, имитируемые в пародийном произведении, гипертрофируются и получают комически-ироническое толкование. С. можно определить в ее отношении к стилю как художественную имитацию стиля, как «подделку» под оригинал, но подделку обнаженную, подчеркнутую; С. и художественная имитация, подделка как прием, в сущности, — синонимы. Понятно, что близость С. к подлиннику всегда относительна. Но важно здесь именно то, что С. как имитация, как подделка по существу лишена того, что присуще оригиналу: глубины, органичности, единства содержания и художественной формы. Именно поэтому С. в художественной лит-ре всегда книжна, искусственна. Эстетская декоративность, поверхностное отражение действительности — характерная особенность С. В произведениях этого рода органически-стилевое и С. относятся друг к другу, «как масло к воде». Имитируемый С. стиль является обычно отжившим; С. часто связана с ретроспективизмом, уходом в прошлое. Тяготение к С. проявляется преимущественно у писателей, принадлежащих к социальным группам, оказавшимся неспособными создать свой большой художественный стиль или находящимся в состоянии упадка. В древнем мире С. имела большое значение в александрийской поэзии (Герод и др.). Во французской лит-ре XX в. образцы утонченной С. дал А. де Ренье; орудием своеобразной критики буржуазного общества служит С. у А. Франса. Художники декаданса особенно часто прибегают к С. (в русской лит-ре — Кузмин, Ремизов, Вяч. Иванов, Бальмонт и др.). Характер С. получали в буржуазной лит-ре XX в. попытки использования фольклора, приближения к народности (напр. у того же Бальмонта, Ремизова и др.). При наличии в иных случаях большой формальной виртуозности С. прикрывает обычно внутреннюю пустоту и художественное бессилие или, во всяком случае, означает ущербность художественного творчества. От С. надо отличать случаи глубокого органического освоения крупными писателями наследия культуры других эпох, народов, классов, использование ими отдельных элементов или даже целой системы какого-либо стиля в целях наиболее полного и всестороннего познания действительности и создания наиболее конкретного и наглядного образа (сказки Пушкина, «Песня про купца Калашникова» Лермонтова и т. д.). Д. Е. смотреть

СТИЛИЗАЦИЯ

Источник

Значение слова «стилизация»

Что такое стилизация в музыке определение. Смотреть фото Что такое стилизация в музыке определение. Смотреть картинку Что такое стилизация в музыке определение. Картинка про Что такое стилизация в музыке определение. Фото Что такое стилизация в музыке определение

1. Придание произведению искусства характерных черт какого-л. стиля, подражание с целью воспроизведения форм какого-л. стиля. Стилизация под миниатюры 18 в. || Воссоздание колорита какой-л. эпохи в образах и стилевых особенностях литературного произведения. Историческая стилизация в романах Лажечникова.

2. Обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приемов, упрощения рисунка и формы. Стилизация в декоративно-прикладном искусстве.

3. Произведение, представляющее собой по форме подражание какому-л. стилю.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

традиция предполагает прогрессивное развитие искусства, при котором творчество гениев оказывает влияние на мастеров «второго ряда» («Литературная энциклопедия» приводит в качестве примеров влияние Пушкина на Лермонтова, Фета и Тютчева на Блока). Стилизация часто подразумевает ретроспективный уход в прошлое;

подражание подчиняет творчество эпигона художественному методу другого мастера, обычно современника или творившего в недалёком прошлом; при этом сходство с образцом не подчёркивается а, наоборот, скрывается. При стилизации за образец обычно принимается отживший, исчезнувший стиль;

пародия преувеличивает имитируемые особенности оригинала и даёт им комическую трактовку, в то время как стилизация представляет собой (открытую) подделку под оригинал.

Термин не используется в случаях действительно крупных мастеров искусства, которые демонстрируют глубокое освоение культуры других эпох или социальных слоёв (например, при описании сказок Пушкина).

СТИЛИЗА’ЦИЯ, и, ж. 1. только ед. Придание произведению искусства характерных черт какого-н. определенного стиля, подражание с целью воспроизведения форм какого-н. стиля. Заниматься стилизацией. 2. Произведение, представляющее собою такое подражание. Эта повесть — удачная с. старинной русской сказки.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

стилиза́ция

1. действие по значению гл. стилизовать; имитация определённого стиля

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *