Что такое стилизованная хореография
Стилизация в хореографии
Что такое стилизованная хореография? При выборе номинации для участия в конкурсе, часто возникает этот вопрос. Попробуем на него ответить.
Для начала необходимо разобраться, что такое стилизация?
Стилизация — частичное, но явное выделение в композиции узнаваемых черт одного стиля или направления в другом.
Часто на конкурсах можно увидеть такие примеры: народный танец с использованием элементов современного или современный с использованием элементов народного; классический танец с современными элементами; историко-бытовой танец с современными хореографическими элементами и т.д.
Необходимо помнить, что при создании стилизованного танца, музыка должна соответствовать (например, народная музыкальная композиция с современными электронными звуками или битами). Но бывают исключения. На сегодняшний день очень много музыкального материала для стилизации. Так как ди-джеи, группы, певцы, композиторы, даже оркестры используют сочетание современных ритмов с классическими или народными мелодиями. Из ярких представителей можно отметить: группы Иван Купала, Пелагея, Мельница, Кукуруза; оркестры: The String Quartet, BanYa и др.
Точно определить стилизацию крайне сложно, потому что со временем появляется множество жанров из синтеза 2-х и более направлений. Например, в свое время, появился характерный из соединения классического и народного танца.
Эстрадный танец не ограничен ни какими рамками и может включать в себя все виды хореографии, в том числе и стилизацию. Следовательно, многие стилизованные номера можно отнести в номинацию — эстрадный танец.
Изучая репертуары детских коллективов, можно выделить 3 разновидности номеров: «очевидная стилизация», «очевидная не стилизация» и «сомнительная стилизация». «Сомнительная стилизация» является главной проблемой многих педагогов при выборе номинации в конкурсе. Под «сомнительной стилизацией» подразумевается танцевальная композиция, не имеющая явных черт второго направления или имеет черты более двух хореографических направлений. Если постановка попадает под раздел «сомнительной стилизации», то лучше представить этот номер в другой номинации, более подходящей.
Многие современные хореографы предпочитают не использовать термин «стилизация», из-за его размытых рамок. Но, тем не менее, стилизованный танец — одна из самых популярных номинаций конкурсов. Поэтому, всем хореографам следует иметь представление о стилизованном танце.
Стиль и стилизация в хореографии
Стиль и стилизация в хореографии
Просмотр содержимого документа
«Стиль и стилизация в хореографии»
«Cтиль», «стилизация» в хореографическом искусстве
Мы живем в такое время, когда легко утратить в искусстве национальную индивидуальность, легко это сделать и в музыке, и в танцах. Легко позаимствовать пример из чужой хореографии, ввести его в танец и тем самым нарушить целостность произведения. Для того, чтобы избежать подобных явлений, балетмейстеру необходимо свободно апеллировать такими понятиями, как «Стиль», «Стилизация».
Стиль в искусстве – структурное единство образной системы и приемов художественного выражения, порождаемое живой практикой развития искусства. Понятие «стиль» употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественных направлений и индивидуальной манеры художника. Понятием «стиль» пользуются в различных областях науки и искусства: в литературе и искусствоведении, в живописи, музыке, хореографии и т. д.
Понятие «стиль» многозначно: можно говорить об индивидуальном стиле художника (танцовщика, балетмейстера), о национальном стиле той или иной художественной культуры, об историческом стиле, охватывающем совокупность произведений определенной эпохи.
Сначала термин «стиль» возник в области литературы (XVII в.), где он выражал своеобразие художественной речи. С XVIII в. понятие «стиль» применялось в области пластических искусств (И. Винкельман и др.). В XIX веке понятие «стиль» получило распространение во всех видах художественного творчества. В балете оно применяется по аналогии с другими видами искусства.
О своеобразии стиля можно говорить уже по отношению к бытовым танцам. Так, различаются по стилю танцы разных исторических эпох: старинные и современные; танцы больших национальных регионов (европейские, восточные, латиноамериканские, африканские и др.) и отдельных национальных культур, внутри которых, в свою очередь, существуют стилевые различия (например, в индийском классическом танце).
В балете стили складывались и сменяли друг друга внутри исторических направлений (Возрождение, Барокко, Классицизм, Просвещение, Сентиментализм,Романтизм и др.), каждое из которых отличается своеобразием содержания, совокупностью определенных танцевально-пластических средств и характером их применения.
Говоря о стиле в хореографическом искусстве, нельзя обойти такое понятие, как стилизация танца.
Стилизация – (от французского «stylisation»): придание произведению искусства характерных черт какого-либо стиля, подражание, с целью воспроизведения форм стиля. Например, стилизация под русские народные танцы.
Источником стилизации может быть стиль и манера отдельного автора или исполнителя, творческого направления и школы, арсенал характерных форм исторического стиля, народной культуры. Явления стилизации в истории искусства обусловлены взаимосвязью между прошлым и настоящим, между различными национальными культурами.
Стилизация дает возможность воссоздать и передать атмосферу исторической и национальной среды, добиться многоплановости художественного образа. Стилизация может способствовать усилению выразительности в произведениях искусства.
Стилизация русского танца связана со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.
Нужно отметить, что в основе стилизованного номера лежит, в первую очередь, изучение фольклорно-этнографического материала, владение законами композиции, и конечно, чувство стиля – все то, что в совокупности создает нужный образ или ощущение образа, своеобразного национального характера народа, его образ жизни и особенности мышления.
На сегодняшний день стилизация стала настолько популярной, что ни один конкурс авторских коллективов не обходится без номинации «Стилизация народного танца».
Стремясь познать, в какой-то мере, возродить и донести национальную культуру до зрителей и исполнителей, балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций. Только так можно сохранить и передать последующим поколениям народные черты.
Балетмейстеры, сочиняя современную лексику, часто забывают о национальном характере движений, нарушают то, что делает танец
красивым, а самих исполнителей изящными и привлекательными. Нелепо смотрятся со сцены серебряные сапожки, пестро раскрашенные
миниюбки, причудливые головные уборы, совершенно не отвечающие
эстетическим требованиям русского танцевального творчества.
Перед тем как ставить танец, балетмейстеру нужно очень хорошо изучить первоисточник. И не важно, народный ли это танец, эстрадный или классика. Стилизация – это когда мы придаем одному стилю звучание какого-то другого стиля. Чтобы придать русскому или украинскому народному танцу характер, например, хип-хопа. На самом деле, когда мы стилизуем народный танец, мы, в первую очередь, должны видеть именно народный танец, в некоторых местах мы можем изменить положение рук, уйти от дотянутости стопы, где-то добавить акробатические трюки, но все должно быть оправданно музыкально и композиционно.
Таким образом приём стилизации, используемый балетмейстерами хореографических коллективов, отвечает интересам современных исполнителей и зрителей, их восприятию народной музыки и народного танца как явления, не застывшего в своем развитии, а постоянно обновляющегося, живого искусства.
Стилизация — частичное, но явное выделение в композиции узнаваемых черт одного стиля или направления в другом. Часто на конкурсах можно увидеть такие примеры: народный танец с использованием элементов современного или современный с использованием элементов народного; классический танец с современными элементами; историко-бытовой танец с современными хореографическими элементами и т.д. Необходимо помнить, что при создании стилизованного танца, музыка должна соответствовать (например, народная музыкальная композиция с современными электронными звуками или битами). Но бывают исключения. На сегодняшний день очень много музыкального материала для стилизации. Так как ди-джеи, группы, певцы, композиторы, даже оркестры используют сочетание современных ритмов с классическими или народными мелодиями. Из ярких представителей можно отметить: группы Иван Купала, Пелагея, Мельница, Кукуруза; оркестры: The String Quartet, BanYa и др. Точно определить стилизацию крайне сложно, потому что со временем появляется множество жанров из синтеза 2-х и более направлений. Например, в свое время, появился характерный из соединения классического и народного танца. Эстрадный танец не ограничен ни какими рамками и может включать в себя все виды хореографии, в том числе и стилизацию. Следовательно, многие стилизованные номера можно отнести в номинацию — эстрадный танец. Изучая репертуары детских коллективов, можно выделить 3 разновидности номеров: «очевидная стилизация», «очевидная не стилизация» и «сомнительная стилизация». «Сомнительная стилизация» является главной проблемой многих педагогов при выборе номинации в конкурсе. Под «сомнительной стилизацией» подразумевается танцевальная композиция, не имеющая явных черт второго направления, или имеет черты более двух хореографических направлений. Если постановка попадает под раздел «сомнительной стилизации», то лучше представить этот номер в другой номинации, более подходящей. Многие современные хореографы предпочитают не использовать термин «стилизация», из-за его размытых рамок. Но, тем не менее, стилизованный танец — одна из самых популярных номинаций конкурсов. Поэтому, всем хореографам следует иметь представление о стилизованном танце
Что такое стилизованная хореография
О некоторых видах хореографии…
Частенько при подаче заявки на какой-то конкурс возникает вопрос к какой номинации отнести свой номер. Некоторые путают современный и клубный танец, другие не понимают разницу между эстрадным и современным, так же возникают вопросы: «Что такое деми классика? И какой номер можно отнести к стилизованному?»
В этой статье я решила рассказать о некоторых видах хореографии. Думаю статья будет весьма полезна и поучительна.
ЭСТРАДНЫЙ ТАНЕЦ— танцевально-игровая миниатюра. Вид сценического танца, небольшая хореографическая сценка, предназначенная для эстрадного исполнения (обычно в концерте). Построена на четкой драматургической основе, на лаконичных средствах хореографической выразительности.
В процессе своего развития, эстрадный танец, оказал влияние и на современную хореографию.Элементы эстрадной акробатики и жанровой специфики органично вошли в лексику классического танца.
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ — танец, воплощающий в своей хореографии идеи, темы, образы, почерпнутые из современной действительности и использующие при этом основные хореографические системы и приемы, пластические навыки свойственные и употребляемые в данное конкретное время.
Он обращен не к массе, не к толпе, а к индивидуальности. Отличается персональностью высказывания к небольшому числу зрителей, что позволяет ему уходить от академического пространства.
Современный танец не имеет никакого отношения к тому, что является клубным танцем, шоу-танцем, эстрадным танцем и так далее. То есть это не современные танцы, а современный танец – это один из видов хореографического искусства, что когда-то было тем, что называлось «танец-модерн», потом это переросло в «танец-постмодерн», потом «пост-постмодерн». И когда уже все устали прибавлять вот это «пост-», решили, что это будет называться «contemporary dance» («современный танец»).
ТАНЕЦ МОДЕРН — направление в современной хореографии, зародившееся в конце XIX- начале XX вв.
Основные принципы это отказ от канонов, отвержение традиционных баалетных форм, воплощение тем и сюжетов новыми танцевально-пластическими средствами. В процессе развития этого направления, создались соответствующие методики обучения танцу модерн.
ДЖАЗ ТАНЕЦ — вид танцевального искусства, сложившийся на рубеже XIX-XX веков в результате слияния европейской и африканской культур и утвердившегося, прежде всего, в США.
Основные черты джаз танца — это основопологающая роль ритма, импровизация, высокое техническое мастерство исполнителя. Современный джаз танец соединяет в себе воедино такие стили и направления, как: этно и балет, степ и модерн, а так же популярные уличные направления.
CONTEMPORARY DANCE (контемп) — актуальный танец, не имеющий казалось бы явной структуры, постоянно видоизменяющийся в зависимости от носителя стиля. На самом деле имеющий глубокую филосовскую и исследовательскую основу.
Вбирает в себя как новые тенденции и течения современного искуства, так и традиционные методы и практики, основанные на биомеханики тела человека.
В результате чего становится доступным видом танца и поиска танца не только для профессиональных исполнителей.
ДЕМИ-КЛАССИКА — Demi (франц. — полу-, наполовину) термин указывает на исполнение только половины движений. Полностью опирается на классическую балетную школу, но перекликается с другими танцевальными стилями: джаз, современный танец, народный танец. Элементы в своей основе остаются как в классическом балете, но они могут видоизменяться и значительно отклоняться от классических канонов, допускается импровизация, как в танцевальных элементах, так и в музыке и костюмах.
СТИЛИЗОВАННЫЙ ТАНЕЦ
Мастерство современного хореографа, стилизующего народный танец, заключается в умении правильно сочетать современные, акробатические движения, трюки с истинно народными движениями.
Спасибо Е.Гребенкиной за предоставленный материал!
28 комментариев
О! Как всё непонятно и запутанно. Кто давал такие определения… Дорогие хореографы и балетмейстеры. Можно дать характеристику видам хореографии попроще, а то без специального образования и не поймешь. А разбираться в этом хотелось бы.
Может кто-то из членов жюри,часто судящих конкурсы дадут нам определения…. Наверное не все согласны и не все понятно в данных определениях. Кто четко понимает разницу,выскажитесь?
Жаль нет видео-примеров. Хотя, я крайне редко вижу на конкурсах, например, в чистом виде модерн. Вообще, в некоторых положениях к конкурсам прописываются определения номинаций. Самое забавное, что в разных положениях определения разные! Так что приходится подстраиваться под то, что имеют ввиду пишущие положение)
Очень познавательно, но не все понятно. Так чем же отличается CONTEMPORARI от СОВРЕМЕННОГО?
Альбина Reply:
октября 8, 2012 at 21:05
Ни чем не отличается. Просто CONTEMPORARI — это направление современной хореографии, как хип-хоп, джаз-модерн, айрен-би и пр.
Светлана Reply:
октября 9, 2012 at 16:20
как правило почти на всех конкурсах-это проходит как одна номинация-современный танец.
Спасибо за информацию!Действительно не хватает видео примеров!
В принципе, понятно. Но описание все же расплывчатое, поверхностное, слегка абстрактное. Современный танец и контемп, судя по всему, — одно и тоже. Просто для более взысктельных читателей контемп описан отдельно — видимо чтобы те, кто хочет называть себя ансамблем в данном стиле, лучше представляли, чем они хотят себя называть. «Контемпорари» звучит моднее, чем «современный» танец. Я так думаю….
Все же спасибо, Наталья, что затронули эту тему — есть над чем поразмышлять 🙂
Спасибо большое, что затронули эту интересную тему. Для меня в принципе всё понятно, т.к. совсем не давно закончила МГУКиИ…и ещё пока всё свежо! Хочу сказать, что к современной хореографии относятся такие направления и стили, как танец модерн, джаз модерн,CONTEMPORARY DANCE, афро-джаз, Хип-Хоп, Брейк-данс, R.N.D. …в любом случаи на фестивалях все эти направления относятся к одной номинации, как современная хореография.
Екатерина Reply:
октября 10, 2012 at 5:48
Тут поправочка. Брейк, хип-хоп, rnb и т.д. — относятся к социальному танцу, а не к современному. Это я знаю точно, у меня есть такие группы и на конкурсах нам указывают на то (т.к. я раньше так же считала как и вы), что наша категория социальный танец.
Наталья Довбыш Reply:
октября 10, 2012 at 10:43
А я бы их вообще к клубным танцам отнесла. Но на конкурсах такой номинации нет.
Верно в каждом конкурсе свои определения номинаций! Еще существуют номинации спортивных танцев (например гимнастические, акробатические номера, а также Черлидинг), и спортивных бальных танцев, а это уже совершенно другое и здесь уже участвуют только бальники…(если можно так сказать) пары и одиночные танцоры.
Письмо адресовано тем кто НЕ ИМЕЕТ хореографического образования, и не собирается, занимаясь преподаванием, его получать.
Очень давно хочу высказаться тем, кто считает себя «хореографом» — если хочется разбираться в Хореографии — НУЖНО ИДТИ УЧИТЬСЯ. а не черпать информацию только в интернете, и надеяться что видео поможет разобраться. Такие сайты для людей которые понимают что делают, а начинающим нужно не мнить, что танец — это просто, а наконец-то понять что это такая же наука как например физика и химия, и для того чтобы преподавать — этому нужно УЧИТЬСЯ, потому что после таких «танцоров-учителей» дети калеками ходят, а про танцы и разговора нет. Когда читаешь комментарии некоторых педагогов диву даешься, а как они вообще классическую хореографию преподают?А потом мы удивляемся какой плохой вкус у ребенка, горбатая спина и т.д. Заранее приношу свои извинения за резкость.
А вам уважаемая Наталья предлагаю обсудить эту проблему, потому как не знаешь что делать с этими горе — учителями
Наталья Довбыш Reply:
октября 16, 2012 at 9:54
Я не против обсудить этот вопрос!
OK111 Reply:
октября 16, 2012 at 16:55
Здравствуйте! вы чего так кипятитесь! Мы вас выслушали, но разговор сейчас не об этом! Тема «Виды хореографии» Так по факту есть у вас свои соображения? А про спины и горе-учителей потом…
evgesha Reply:
октября 19, 2012 at 1:33
Здравствуйте! Разговор как раз об этом. Если бы те которые учат детей, сами получили хореографическое образование, не было бы нужды задавать такие вопросы! Потому что в спец. учебных заведениях этому УЧАТ.
OK111 Reply:
октября 19, 2012 at 13:50
Добрый день! Очень хорошо, что вы получили такое хорошее хореографическое образование и видимо имеете возможность работать в хороших условиях, со стабильным набором и контингентом. Вот здесь в полной мере вы можете проявить и свои знания и навыки постановки в разных видах хореографии. А есть представьте себе хореографы, которые не имеют возможности и времени заниматься с детьми классическим экзерсисом, а пытаются «слепить» на каких-то рисунках «танчики» и выдавать их как результат своего труда. Я не о себе, но представьте у меня есть такие коллеги. В своё время, когда я получала образование, у нас даже бальные танцы были под запретом. Да, да такое было! А сейчас такая хореография, что просто успевай запоминать! Учиться никогда не поздно и тот, кто пытается узнать что-то новое и не стесняется об этом спросить, достоин уважения, а не осуждения! Это мое мнение. Кто со мной согласен?
evgesha Reply:
октября 24, 2012 at 19:22
evgesha Reply:
октября 25, 2012 at 23:34
natalisha Reply:
апреля 16, 2013 at 17:23
здравствуйте, понимаю, что вы пытаетесь здесь донести. сама не довольна расплодившимися танцевальными клубами современной хореографии, из-за неграмотности руководителей которых, искажается само представление о танце. но зачем же ставить клеймо на тех, кому не повезло попасть в «правильный» ансамбль? я сейчас не столько о преподавателях, столько о «покалеченных», как вы выразились, учениках. сама я 17 лет занимаюсь в горячо любимом мною коллективе и глубокое уважание питаю к нашему художественному руководителю, в профессионализме и компетентности которой я не сомневаюсь ни на грамм. на всех конкурсах нас относили к номинации современная хореография, в народе величают направление — джаз-модерн, на локальных концертах зовут «ансамбль джазового танца», движения разучиваем порой на мастер-классах по контемпорари или контактной импровизации… формат нашего ансамбля не подразумевает преподавание и изучение теории, но мне все-таки хотелось бы знать конкретнее чо же мы в итоге исполняем, чтобы самостоятельно развиваться в том же напралении и не оскорблять науку своим незнанием.
evgesha Reply:
октября 25, 2012 at 23:35
evgesha Reply:
апреля 21, 2013 at 15:35
Что такое стилизованная хореография
Как стилизовать народный танец,
не нарушая особенностей народной лексики.
Автор и ведущая: Любовь Рюганова
Преподаватель хореографических дисциплин народного направления. Педагог высшей категории.
Закончила Училище Культуры г. Петрозаводска и Высшую Профсоюзную школу (сейчас Санкт-Петербургский Гуманитарный университет Культуры и Искусств).
Преподаватель хореографических дисциплин Училища Культуры г. Елабуга (народный танец, композиция и постановка танца, танец на режиссерском и хоровом отделениях училища). Создатель Народного ансамбля танца «Рябинушка» в г. Набережные Челны.
Стилизация – это обогащение народного танца новыми средствами и формами хореографической выразительности.
Мастерство современного хореографа, стилизующего народный танец, заключается в умении правильно сочетать современные, акробатические движения, трюки с истинно народными движениями.
Для чего нужна стилизация?
Что лежит в основе стилизации?
В основе стилизованного номера лежит, прежде всего, изучение фольклорно-этнографического материала, владение законами композиции, чувство стиля и все то, что в совокупности создает нужный образ или ощущение образа, своеобразного национального характера народа, его образ жизни и особенности мышления.
Для точности воспроизведения и обработки конкретного материала, постановщику необходимо досконально разбираться в лексическом материале, в рисунках танца, в конкретных особенностях развития техники хореографической стилизации.
Основные требования
к постановке стилизованного номера
Как этого добиться? Именно этому мы и будем учиться на тренинге «Как стилизировать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики».
КАК СТИЛИЗОВАТЬ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
Программа тренинга
1. Стилизация танца. Как стать мастером стилизации танца
2. Стилизация художественного образа хореографического произведения. Практика
3. Стилизация Танцевального образа персонажей в танце
4. Как изменить музыку для стилизации танца
5. Зрелищность и стилизация. Использование песенного жанра
6. Театрализация танца как вариант стилизации
Отзывы участников наших тренингов
Как будет проходить обучение?
Тренинг – это возможность поэкспериментировать и взглянуть на свою работу по новому, под другим углом! Постичь новые горизонты!
Тренинг – это творческий процесс! Он требует времени и полного погружения!
Для обучения вам необходим компьютер и выход в Интернет.
После оплаты вам будет предоставлен доступ к записям тренига
Все занятия сопровождаться презентациями и видеоматериалами, поэтому у вас будет возможность не только слушать ведущего, но и видеть наглядно, то о чем идет речь.
После каждого занятия, вы будет получать домашнее задание, которое необходимо для осмысления нового материала и закрепления теоретических знаний практикой!
Изучать материалы тренинга вы можете в любом удобном для вас темпе, доступ к материалам вы получаете без ограничений по времени!
По окончании тренинга выдается Сертификат!
Стоимость тренинга
Доступ к материалам тренинга вы получите сразу после оплаты!
Перечень услуг | Тариф |
---|---|
Вебинары + презентации курса (в записи) | + |
Видеоматериалы к лекциям по курсу (в записи) | + |
Доступ в группу тренинга | + |
Обратная связь + проверка домашних заданий | + |
Сертификат (электронная версия)* | 72 часа |