Как стилизовать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики.
Автор и ведущая: Любовь Рюганова
Преподаватель хореографических дисциплин народного направления. Педагог высшей категории.
Закончила Училище Культуры г. Петрозаводска и Высшую Профсоюзную школу (сейчас Санкт-Петербургский Гуманитарный университет Культуры и Искусств).
Преподаватель хореографических дисциплин Училища Культуры г. Елабуга (народный танец, композиция и постановка танца, танец на режиссерском и хоровом отделениях училища). Создатель Народного ансамбля танца «Рябинушка» в г. Набережные Челны.
Стилизация – это обогащение народного танца новыми средствами и формами хореографической выразительности.
Мастерство современного хореографа, стилизующего народный танец, заключается в умении правильно сочетать современные, акробатические движения, трюки с истинно народными движениями.
Для чего нужна стилизация?
Что лежит в основе стилизации?
В основе стилизованного номера лежит, прежде всего, изучение фольклорно-этнографического материала, владение законами композиции, чувство стиля и все то, что в совокупности создает нужный образ или ощущение образа, своеобразного национального характера народа, его образ жизни и особенности мышления.
Для точности воспроизведения и обработки конкретного материала, постановщику необходимо досконально разбираться в лексическом материале, в рисунках танца, в конкретных особенностях развития техники хореографической стилизации.
Основные требования к постановке стилизованного номера
Как этого добиться? Именно этому мы и будем учиться на тренинге «Как стилизировать народный танец, не нарушая особенностей народной лексики».
КАК СТИЛИЗОВАТЬ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
Программа тренинга
1. Стилизация танца. Как стать мастером стилизации танца
2. Стилизация художественного образа хореографического произведения. Практика
3. Стилизация Танцевального образа персонажей в танце
4. Как изменить музыку для стилизации танца
5. Зрелищность и стилизация. Использование песенного жанра
6. Театрализация танца как вариант стилизации
Отзывы участников наших тренингов
Как будет проходить обучение?
Тренинг – это возможность поэкспериментировать и взглянуть на свою работу по новому, под другим углом! Постичь новые горизонты!
Тренинг – это творческий процесс! Он требует времени и полного погружения!
Для обучения вам необходим компьютер и выход в Интернет.
После оплаты вам будет предоставлен доступ к записям тренига
Все занятия сопровождаться презентациями и видеоматериалами, поэтому у вас будет возможность не только слушать ведущего, но и видеть наглядно, то о чем идет речь.
После каждого занятия, вы будет получать домашнее задание, которое необходимо для осмысления нового материала и закрепления теоретических знаний практикой!
Изучать материалы тренинга вы можете в любом удобном для вас темпе, доступ к материалам вы получаете без ограничений по времени!
По окончании тренинга выдается Сертификат!
Стоимость тренинга
Доступ к материалам тренинга вы получите сразу после оплаты!
Перечень услуг
Тариф
Вебинары + презентации курса (в записи)
+
Видеоматериалы к лекциям по курсу (в записи)
+
Доступ в группу тренинга
+
Обратная связь + проверка домашних заданий
+
Сертификат (электронная версия)*
72 часа
Как оплатить?
Инструкция по оплате для жителей Зарубежья
1. Оплатить тренинг можно через систему электронных платежей PayPal. Для оплаты через PayPal нажмите кнопку «Заказать» и выберите «PayPal» на следующем шаге! Далее по инструкции.
2. Оплатить тренинг можно через систему электронных платежей SpryPay. Для оплаты через SpryPayнажмите кнопку «Заказать» и выберите «SpryPay» на следующем шаге! Далее по инструкции в зависимости от того какой способ оплаты вы выберите.
3. Для жителей Украины, владельцев карты Приватбанка, возможна оплата через систему Liqpay (самая последняя в списке).
Инструкция по оплате для жителей России
1. Нажимаем кнопку «Оформить заказ»
2. Выбираем подходящий для вас способ оплаты (для оплаты с карты выбирайте систему SpryPay или RBK Money)
Для оплаты через Онлайн банк выбирайте систему SpryPay!
3. Нажимаем кнопку «Выбрать» напротив нужной системы
4. Заполняем форму заказа
5. Нажимаем «Оплатить» и подтверждаем правильность введенных Вами данных
6. Если вы оплачиваете тренинг через систему РБК
Выбираем «Экспресс оплата», нажимаем «Продолжить»
Если вы хотите оплатить тренинг банковской картой, то на этом шаге (слева) вводим данные своей карты и производим оплату. Обязательно запишите номер счета, который расположен вверху страницы
Если вы хотите оплатить тренинг другими способами, то выбираете нужный способ справа страницы. Для оплаты через Сбербанк выберите «Банковские платежи». Распечатайте квитанцию и идите с ней в банк
Так же вы можете выбрать на этом шаге другие способы оплаты: салоны связи, платежные терминалы, денежные переводы, интернет банки
7. Если вы оплачиваете тренинг через систему SpryPay
Выбираем вкладку «Карты, Интернет банки»
Выбираем банк, с карты которого будете производить оплату
Так же можно оплатить тренинг через салоны связи, выбрав вкладку «Наличные»
Не получается оплатить?
Изучите инструкцию в разделе «Как оплатить?»
Если проблема не исчерпана, то в этой ситуации есть 3 варианта решения:
Отправьте смс на номер 8 916 473 70 45 с текстом «Проблемы с оплатой» и наш менеджер вам перезвонит!
Это самый лучший и самый быстрый способ решения проблемы!
Напишите о ваших проблемах в форме обратной связи, которая расположена в нижнем правом углу этой страницы, обязательно укажите ваш номер телефона!
Напишите мне на адрес natali@horeograf.com, указав в теме письма «Проблемы с оплатой» и ваш номер телефона
Что такое стилизованная хореография? При выборе номинации для участия в конкурсе, часто возникает этот вопрос. Попробуем на него ответить.
Для начала необходимо разобраться, что такое стилизация?
Стилизация — частичное, но явное выделение в композиции узнаваемых черт одного стиля или направления в другом.
Часто на конкурсах можно увидеть такие примеры: народный танец с использованием элементов современного или современный с использованием элементов народного; классический танец с современными элементами; историко-бытовой танец с современными хореографическими элементами и т.д.
Необходимо помнить, что при создании стилизованного танца, музыка должна соответствовать (например, народная музыкальная композиция с современными электронными звуками или битами). Но бывают исключения. На сегодняшний день очень много музыкального материала для стилизации. Так как ди-джеи, группы, певцы, композиторы, даже оркестры используют сочетание современных ритмов с классическими или народными мелодиями. Из ярких представителей можно отметить: группы Иван Купала, Пелагея, Мельница, Кукуруза; оркестры: The String Quartet, BanYa и др.
Точно определить стилизацию крайне сложно, потому что со временем появляется множество жанров из синтеза 2-х и более направлений. Например, в свое время, появился характерный из соединения классического и народного танца.
Эстрадный танец не ограничен ни какими рамками и может включать в себя все виды хореографии, в том числе и стилизацию. Следовательно, многие стилизованные номера можно отнести в номинацию — эстрадный танец.
Изучая репертуары детских коллективов, можно выделить 3 разновидности номеров: «очевидная стилизация», «очевидная не стилизация» и «сомнительная стилизация». «Сомнительная стилизация» является главной проблемой многих педагогов при выборе номинации в конкурсе. Под «сомнительной стилизацией» подразумевается танцевальная композиция, не имеющая явных черт второго направления или имеет черты более двух хореографических направлений. Если постановка попадает под раздел «сомнительной стилизации», то лучше представить этот номер в другой номинации, более подходящей.
Многие современные хореографы предпочитают не использовать термин «стилизация», из-за его размытых рамок. Но, тем не менее, стилизованный танец — одна из самых популярных номинаций конкурсов. Поэтому, всем хореографам следует иметь представление о стилизованном танце.
Презентация по хореографии «Стилизация народного танца»
«Управление общеобразовательной организацией: новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Стилизация как художественный прием сценической обработки фольклорного танца.
Современные условия общественного развития определяют необходимость обращения к проблеме воспитания личности через народное творчество, сохранения и возрождения национальной культуры, составной частью которой является хореографическое искусство.
Народный танец тесно связан с народным бытом и обрядами, он отражает в себе различные периоды истории. По танцу мы можем судить о характере, быте, традициях того или иного народа.
Одной из наиболее значимых форм сохранения и передачи накопленного опыта от одного поколения к другому, является способность народного танца к рождению и развитию новых сценических форм. Так, например, два направления в искусстве: европейское и негритянское – оказали влияние на становление джазового танца. Негритянский фольклор стал также источником проявления таких новых сценических направлений, как «рэп», «регги», а возникновению современных бальных танцев способствовали латиноамериканские и европейские направления танцевальной культуры.
Современная молодежь наравне с современными танцами продолжает любить и народный танец. В последнее время на сценической площадке часто исполняются стилизованные хореографические постановки, являющиеся своеобразным сплавом народного танца с танцем современным. Но порой исполнение этих танцев говорит о неграмотной переработке первоисточника (фольклорного танца). Для точности воспроизведения и обработки конкретного материала, постановщикам необходимо досконально разбираться в лексическом материале, в рисунках танца, а также, в конкретных особенностях развития техники хореографической стилизации.
Мы живем в такое время, когда легко утратить в искусстве национальную индивидуальность, легко это сделать и в музыке, и в танцах. Легко позаимствовать пример из чужой хореографии, ввести его в танец и тем самым нарушить целостность произведения. Для того, чтобы избежать подобных явлений, балетмейстеру необходимо знать характерные черты народного танца того или иного народа, а также, свободно апеллировать такими понятиями, как «Стиль», «Стилизация».
Перед нами стоит задача: создание самых разнообразных сценических форм народного танца и в тоже время, обрабатывая фольклорный материал, создавать новые произведения, созвучные нашему времени.
«Стиль (от лат. Stilus – остроконечная палочка для письма; манера, способ изложения) – устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приемов, характеризующих произведение или совокупность произведений искусства.
Стиль в искусстве – структурное единство образной системы и приемов художественного выражения, порождаемое живой практикой развития искусства. Понятие «стиль» употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественных направлений и индивидуальной манеры художника. Понятием «стиль» пользуются в различных областях науки и искусства: в литературе и искусствоведении, в живописи, музыке, хореографии и т. д.
В процессе создания художественного образа, в т. ч. в танце или в балете, происходит сплав всех изобразительно-выразительных и технико-композиционных элементов в единую целостную форму, обусловленную содержанием» [2, с. 491].
Понятие «стиль» многозначно: можно говорить об индивидуальном стиле художника (танцовщика, балетмейстера), о национальном стиле той или иной художественной культуры, об историческом стиле, охватывающем совокупность произведений определенной эпохи.
Сначала термин «стиль» возник в области литературы ( XVII в.), где он выражал своеобразие художественной речи. С XVIII в. понятие «стиль» применялось в области пластических искусств (И. Винкельман и др.). В XIX веке понятие «стиль» получило распространение во всех видах художественного творчества. В балете оно применяется по аналогии с другими видами искусства.
В XIX – XX вв. самобытность стиля можно усмотреть у всех крупных балетмейстеров. Так, для М. И. Петипа характерны крупные сюжетные спектакли на легендарную и сказочную тематику, с чередованием сцен действенных, с единым устремлением к апофеозу в финале, с развитыми хореографическими формами, основанными на широком применении классического танца, его полифонической и симфонической структур.
Для М. М. Фокина – одноактные балеты с лирико-драматическим содержанием, нередко тяготеющим к трагедийности, с применением, наряду с классическим танцем, иных пластических систем (в т. ч. заимствованных из прошлых эпох), со стремлением к скульптурности и живописности хореографического зрелища.
Реальная действительность, пропущенная через художественную призму, преобразуется в творчестве балетмейстера и становится самобытным авторским стилем. Так, в авторском стиле балетмейстера Бориса Эйфмана сочетаются ведущие тенденции русского балетного искусства: стремление к выразительному танцу, характерное для М. И. Петипа, и акцентирование изобразительного начала, воплотившееся в постановках М. М. Фокина. Таким образом, вобрав в себя лучшие традиции предшественников, Б. Эйфман пришел к созданию собственного творческого стиля [3, с. 53].
Стиль – это характерные черты и свойства (особенности) выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого. Стиль танца – один из самых важных моментов и должен быть в различных танцах разным. К сожалению, об этом мало думают хореографы-постановщики, а поэтому движения и рисунки разных по стилям танцев становятся одинаковыми.
Говоря о стиле в хореографическом искусстве, нельзя обойти такое понятие, как стилизация танца.
Стилизация – использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм и приемов, стилевых черт в новом содержательном контексте для достижения определенных эстетических целей.
Источником стилизации может быть стиль и манера отдельного автора или исполнителя, творческого направления и школы, арсенал характерных форм исторического стиля, народной культуры. Явления стилизации в истории искусства обусловлены взаимосвязью между прошлым и настоящим, между различными национальными культурами.
Стилизация дает возможность воссоздать и передать атмосферу исторической и национальной среды, добиться многоплановости художественного образа. Стилизация может способствовать усилению выразительности в произведениях искусства.
Несомненно, одним из проявлений стилизации в хореографическом искусстве является характерный танец. Стремясь найти истоки характерного танца в прямом соотношении его с различными танцевальными видами, можно найти не только единство, но и противоречия, приближенность друг к другу или удаленность в различные периоды развития хореографического искусства.
Вобрав в себя образное начало, суть характера, «народный мотив», характерный танец не представляет собой точного подобия народной пляски, не копирует фольклорный танец. Он поэтично и художественно правдиво выражает народный дух, укрупняя и углубляя черты народного характера, заложенные в первоисточнике. Вместе с тем характерный танец определяет не только образность, выразительность и эмоциональность танца народного, но и вмещает в себя сплав различных видов сценического танца.
«О значении стилизации народного танца говорил великий Ж.-Ж. Новерр в ХIIIV веке. Балетмейстер имел в виду не только перспективы обогащения балета лишним видом танца. Он выдвигал принцип переосмысления хореографии в качестве средства, способного внести свежую струю в застывшее каноническое искусство. Поэтому он призывал продолжать пополнение танца народными элементами (Ю. Слонимский. Путь характерного танца)» [1, с. 8].
Движения характерного танца стилизовались в принципах танца классического. В основе своей, происходя от того или иного народного танца, они смягчались, округлялись, обретали большую плавность.
Реформатором балета был М. М. Фокин, который стремился очистить характерный танец от штампов.
Фокин выступает поборником активизации работы рук и корпуса, ратует за такие положения тела в танце, которые имели до него малое и лишь весьма однообразное применение.
Характерный танец М. М. Фокина заметно отличается от танцев его предшественников. Движения ног стилизованны. « Ноги обращены коленями и ступнями внутрь ( en dedans ) тогда, когда это требуется, или выворотны, если это нужно… сам не замечая этого, Фокин так же, как все предшествующие реформаторы, начинает со смешанных жанров » [1, с. 21].
Поиски стилистических различий и характеров, эмоциональная яркость танца – вот основные факторы композиционной работы Фокина.
В истории сценического танца народный танец является одним из источников возникновения бесконечного разнообразия движений. Под воздействием народного танца происходило формирование движений классического танца, расширялась палитра его выразительных средств, обновлялись его формы.
Проявлением принципа стилизации является обогащение классического танца элементами народного. В этом случае элементы народного танца вплетаются в качестве деталей в рисунок классического танца. Такое проникновение коренится в глубоком внутреннем родстве этих двух танцевальных систем. Народный танец в свое время сыграл большую роль в формировании классического танца. Классический танец, обогащаясь в процессе своего развития языком народного танца, привносил в него некоторые свои особенности.
Фольклор – это коллективность творческого процесса, традиционность, нефиксированные формы передачи произведений от поколения к поколению, вариативность. Он возник, как предыскусство и тесно связан с бытом и обычаями народа. Сама жизнь утвердила решение, когда фольклор становится не только этнографической ценностью, а живим языком в создании новых сценических форм. Стилизация является одной из таких форм работы с фольклорным произведением [3, с. 57].
Для создания стилизованного танцевального номера берется фольклорно-этнографический материал. Переработав фольклорно-этнографический материал, его образцы, получают стилизованную современную сценическую обработку. Цель в том, чтобы прочувствовать и перенести на сценическую площадку не традиционный образ героя, который существует в фольклоре, а посредством ассоциаций – в целом героя, передать глубинное ощущение о том, какой это был герой или человек, т. е. воссоздать абстрактный, бессознательный образ.
Нужно отметить, что в основе стилизованного номера лежит, в первую очередь, изучение фольклорно-этнографического материала, владение законами композиции, и конечно, чувство стиля – все то, что в совокупности создает нужный образ или ощущение образа, своеобразного национального характера народа, его образ жизни и особенности мышления.
На сегодняшний день стилизация стала настолько популярной, что ни один конкурс аматорских коллективов не обходится без номинации «Стилизация народного танца».
Прием стилизации, используемый балетмейстерами хореографических коллективов, отвечает интересам современных исполнителей и зрителей, их восприятию народной музыки и народного танца как явления не застывшего в своем развитии, а постоянно обновляющегося, живого искусства.
Стремясь познать, в какой-то мере, возродить и донести национальную культуру до зрителей и исполнителей, балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций. Только так можно сохранить и передать последующим поколениям народные черты.
3. Бухвостова Л. Мастерство хореографа / С. Щекочихина. – Орел : ОГИК, 2004. – 144 с.
Методическая разработка на тему: «Стилизованный народный танец, как средство сохранения национальной культуры и народного творчества.»
Актуальность моей работы в том, что, создавая условия для сохранения народных традиций, развития духовно-нравственного воспитания личности, я использую стилизацию народного танца.
Просмотр содержимого документа «Методическая разработка на тему: «Стилизованный народный танец, как средство сохранения национальной культуры и народного творчества.»»
Стилизованный народный танец, как средство
сохранения национальной культуры
и народного творчества.
Стремясь познать, возродить и донести национальную культуру до зрителей и исполнителей многие балетмейстеры создают новые произведения на основе народных традиций. Любой исполнитель стремится участвовать в таких постановках, которые бы развивали его способности, удовлетворяя его вкусы и вкусы современного зрителя.
Среди множества проблем, связанных с репертуаром и его формированием, можно определить главную проблему – создание уникального и оригинального репертуара.
Большинство руководителей сегодня пользуются уже давно созданными сюжетами и хореографией под одинаковую музыку.
Актуальность моей работы в том, что, создавая условия для сохранения народных традиций, развития духовно-нравственного воспитания личности, я использую стилизацию народного танца. Для чего нужна стилизация?
• Для сохранения национальной культуры и народного творчества;
• Донесения фольклорного материала до зрителей;
• Понимания национальной индивидуальности в музыке и в танце.
В основе стилизованного номера лежит изучение фольклорно-этнографического материала, владение законами композиции, чувство стиля и все то, что в совокупности создает нужный образ или ощущение образа, своеобразного национального характера народа, его образ жизни и особенности мышления.
Мой интерес к стилизации народного танца начался в тот момент, когда я поняла, что хочу привить детям любовь именно к народному танцу. Ведь ни для кого не секрет, что дети хотят танцевать эстрадные и современные танцы. И я начала кроме эстрадного танца потихоньку внедрять в репертуар народный танец путём стилизации. Основные требования к постановке стилизованного номера:
• Внедрение инновационных методов, приближающих к пониманию народной культуры;
• Придание народному танцу современного звучания;
• Поиск новых форм сведения народного и современного искусства.
Для того, чтобы избежать подобных явлений, хореографу необходимо знать характерные черты народного танца того или иного народа, а также, свободно владеть такими понятиями, как «стиль», «стилизация». Для точности воспроизведения и обработки конкретного материала необходимо разбираться в лексическом материале, в рисунках танца, а также в конкретных особенностях развития техники хореографической стилизации.
Для создания стилизованного танцевального номера берется фольклорно-этнографический материал. Переработав этот материал, его образцы получают стилизованную современную сценическую обработку.
Нужно акцентировать внимание детей на сущности народного танца как такового. Воспитательный аспект должен присутствовать не только при формировании и деятельности самого коллектива.
Мне важно на каждом уроке формировать в детях особый интерес к своей нации, культуре и быту своего народа. Дети должны понимать, в какой стране они живут, где их корни и истоки.
Таким образом закладывается национальное самосознание, у детей формируется отношение к другим нациям, народностям, дети различают танцы разных народов, знают особенности исполнения своих национальных танцев. Тогда интерес детей к собственной культуре вызывает интерес и к национальным танцам.
Занятия в коллективе, участие в различных конкурсах и фестивалях поддерживает интерес к народному танцу. Использование в народной хореографии новых тенденций позволяет детям чувствовать себя уверенно на танцевальной площадке, придает особую значимость занятиям в коллективе, вызывает интерес у сверстников.
Первоисточником танца, конечно же являются движения русского народного танца. При стилизации танца ведущей идеей было важность формирования у ребёнка любви к Родине, понимание величия страны и гордости за свою Родину.
При проведении урока педагог должен суметь донести до исполнителей все нюансы изучаемого хореографического материала. Здесь особенно важен практический показ каждого упражнения под музыку, его четкая метрическая раскладка.
Важную роль в процессе воспитания народными танцами играет музыкальное сопровождение. Музыка должна соответствовать движению по характеру, стилю, национальной окраске. Хорошее музыкальное сопровождение поможет развить у учащихся не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус.
Кроме того, необходимо помнить о костюмах. Учащиеся очень скованно чувствуют себя на сцене в старых не модных костюмах. Стилизованный танец требует стилизации костюма, но в то же время костюм должен отражать народный стиль.
Необходимо понимать взаимоотношения учащихся, их внутренний мир, возрастные особенности, продумывая вопросы занятия. Только тогда можно управлять социокультурным процессом, учащиеся смогут освоить те или иные нормы общественной жизни. Данное направление в работе апробировано на протяжении ряда лет и дает положительный результат. В процессе обучения дети знакомятся с различными танцевальными культурами, с бытом и историей народов, учатся воспринимать не только национальное своеобразие танца, знакомятся с основами общей культуры. Процесс обучения воспитывает в школьниках ответственность, трудолюбие, самоконтроль.
За несколько лет работы видно, чему научились мои ученики, занимаясь в ансамбле. Они знают, что такое дисциплинированность и самодисциплина, они трудолюбы и терпеливы, способны к состраданию, ценят дружбу. Всегда придут друг другу на помощь.
Всему этому их учит стилизованный народный танец. Таким образом, изучение традиций национальной культуры помогает процессу самопознания и саморазвития учащихся, активизирует их познавательные интересы, расширяет горизонты познания, способствует нравственному самосовершенствованию.