Что такое сто нострой расшифровка
СТО НОСТРОЙ: для чего нужны, кто применяет, как контролировать?
Напомним, что в соответствии с законом Нацобъединения строительной отрасли (НОСТРОЙ и НОПРИЗ) обязаны разрабатывать стандарты на производство работ, а компании – члены СРО обязаны их исполнять. Саморегулируемые организации должны наладить контроль за исполнением СТО.
Казалось бы, схема ясна, но в НОСТРОе решили еще раз проанализировать, как уже применяются стандарты и насколько строители довольны их качеством. При этом обязательность выполнения СТО компаниями опять подвисла в воздухе.
Мы пригласили высказаться на эту тему одного из самых активных участников разработки стандартов НОСТРОя на производственные процессы, Заслуженного строителя РФ, к.т.н., доцента МГСУ, эксперта ПК14 ТК 465, руководителя ПК ТК 400, председатель комитета НОСТРОЙ по инженерным системам зданий, председателя Совета Союза «ИСЗС-МОНТАЖ» Алексея Бусахина.
Перечень его регалий мы приводим не случайно, дабы ни у кого не вызывало сомнений, что о ситуации говорит профессионал с многолетним стажем. Итак, слово Алексею Владимировичу:
— С вступлением в силу федерального закона 372-ФЗ, прописавшего обязательность СТО НОСТРОЙ для членов СРО и требующего контроля их выполнения, мы вновь и вновь слышим вопросы: для чего нужны СТО, кто и как будет их применять и контролировать? Предлагаю попробовать разобрать в этих вопросах.
Итак: ДЛЯ ЧЕГО?
С уверенностью могу сказать, что Стандарты НОСТРОЙ обеспечивают следующие направления развития отрасли:
1. Внедрение новых материалов и передовых технологий
2. Разработку технологических карт монтажа (повышение производительности труда и качества)
3. Служат основой для разработки ПОР и ППР (планирование работ, поставки материалов, оборудования, трудовых ресурсов)
4. Являются основой для определения сметных норм на монтаж инженерных систем и другие виды работ, а также для расчета заработной платы
5. Являются необходимыми документами для контроля качества, приемки выполненных работ и сдачи их контрольным органам и в эксплуатацию
6. Обеспечивают безопасность работ, а также в целом безопасность зданий и сооружений
7. Служат основой для выстраивания правовых отношений с надзорными органами и ресурсоснабжающими компаниями
8. Являются составной частью учебного процесса для студентов, повышения квалификации ИТР, обучения рабочих.
Следует отметить, что с вступлением в действие закона 372-ФЗ большая ответственность ложится на генподрядчиков. Для них стандарты становятся основой деятельности. В рамках программы НОСТРОЙ было разработано 54 стандарта по инженерным системам зданий и сооружений и лифтам. Все они являются уникальными, не имеющими аналогов в системе технического регулирования. 12 из них стали основой для создания новых СП и ГОСТов. Практика применения стандартов НОСТРОя в судебных спорах (суды принимали СТО НОСТРОЙ как доказательную базу и до 372-ФЗ) сэкономила строительным компаниям 1, 12 миллиарда рублей, помогла отвергнуть незаконные требования и принудить подключить жилой комплекс к наружным сетям. И т.д. и т.д.
На этом вопросе не буду останавливаться. Внедрять стандарты должен и будет любой руководитель компании, заинтересованный в решении одной из вышестоящих задач.
Вопрос контроля применения стандартов ранее решался путем аттестации специалиста на знание СТО НОСТРОЙ по видам работ, на которые компания получала допуск. В нынешних условиях требовать от специалиста, включенного в Национальный реестр специалистов, знания всех СТО на все виды работ неразумно. Таким образом, для генподрядчика задача внедрения СТО НОСТРОЙ усложняется в разы. Поэтому первый шаг – снабдить Стандартами все компании и разъяснить им их значимость и применение. Если в организации будут разработаны планы и приказы по применению СТО НОСТРОЙ, назначены ответственные за контроль применения, то будут и результаты.
Также необходимо продолжить системную работу по разработке СТО, направленную по устранению «белых пятен», внедрение новых материалов и технологий. И, кроме того, встает вопрос об актуализации уже существующих СТО, многим уже более 8 лет, а жизнь, технологии и материалы меняются. Всем этим в обязательном порядке, в соответствии с законом должен заниматься НОСТРОЙ.
Хотелось бы услышать мнения заинтересованных строителей по данному вопросу. Пора уходить от желания ничего не делать, ни к чему не стремиться, голословно осуждать все, что требует каких-то действий. Наша общая задача – сделать строительную отрасль России передовой, качественной, безопасной!
стандарт НОСТРОЙ (СТО НОСТРОЙ)
3.11 стандарт НОСТРОЙ (СТО НОСТРОЙ) : Стандарт организации, разработанный, утвержденный и введенный в действие в установленном в НОСТРОЙ порядке или совместный стандарт национальных объединений, введенный в действие в установленном в НОСТРОЙ порядке, в котором для многократного использования определены требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), строительным конструкциям, материалам и изделиям, инженерным изысканиям, процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, сноса и утилизации, а также требования по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства.
Смотреть что такое «стандарт НОСТРОЙ (СТО НОСТРОЙ)» в других словарях:
стандарт СРО (СТО СРО) — 3.12 стандарт СРО (СТО СРО) : Стандарт организации, утвержденный и введенный в действие в установленном в СРО порядке, в котором для многократного использования определены требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
стандарт — стандарт: Официальное издание, содержащее комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, которые устанавливают на основе достижений науки, техники и передового опыта и утверждают в соответствии с действующим законодательством.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СТО НОСТРОЙ 1.0-2010: Система стандартизации Национального объединения строителей. Основные положения — Терминология СТО НОСТРОЙ 1.0 2010: Система стандартизации Национального объединения строителей. Основные положения: 3.2 документ : Материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
совместный стандарт национальных объединений (СТО ССНО) — 3.8 совместный стандарт национальных объединений (СТО ССНО) : Документ Системы стандартизации, разработанный на основе соглашения, заключаемого между национальными объединениями и утвержденный руководящими органами НОСТРОЙ и других (другого)… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
система — 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
покрытие — 3.1 покрытие (surfacing): Участок поверхности игровой площадки с размерами не менее зоны приземления, используемый совместно с оборудованием. Источник: ГОСТ Р ЕН 1177 2006: Покрытия игровых площадок ударопоглощающие. Требования безопасности и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
объект — 3.14 объект (object): Элемент, который может быть охарактеризован посредством измерения его атрибутов. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
мониторинг — 4.19 мониторинг (monitoring): Текущий контроль состояния деятельности поставщика и результатов этой деятельности, проводимый приобретающей или третьей стороной. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
класс — 3.7 класс : Совокупность подобных предметов, построенная в соответствии с определенными правилами. Источник: ГОСТ Р 51079 2006: Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
анкер — 87 анкер Опорный элемент, закрепляемый в какой либо неподвижной конструкции или в грунте для закрепления опалубки Источник: ГОСТ Р 52086 2003: Опалубка. Термины и определения оригинал документа 3.5 анкер: Крепёжное устройство, заделываемое в… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
НОСТРОЙ
Национальное объединение строителей
Смотреть что такое «НОСТРОЙ» в других словарях:
СТО НОСТРОЙ 1.0-2010: Система стандартизации Национального объединения строителей. Основные положения — Терминология СТО НОСТРОЙ 1.0 2010: Система стандартизации Национального объединения строителей. Основные положения: 3.2 документ : Материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ) — Национальное объединение строителей Тип Негосударственная некоммерческая организация Год основания 2009 Расположение … Википедия
Система стандартизации НОСТРОЙ (Система стандартизации) — 3.6 Система стандартизации НОСТРОЙ (Система стандартизации) : Совокупность участников работ и документов по стандартизации НОСТРОЙ, способствующих достижению оптимальной степени упорядочения деятельности НОСТРОЙ в сферах производства и повышения… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СТО НОСТРОЙ 2.15.9-2011: Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Устройство систем распределенного управления. Монтаж, испытания и наладка. Требования, правила и методы контроля — Терминология СТО НОСТРОЙ 2.15.9 2011: Инженерные сети зданий и сооружений внутренние. Устройство систем распределенного управления. Монтаж, испытания и наладка. Требования, правила и методы контроля: 3.1 автоматизированная система (АС) : Система … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
стандарт НОСТРОЙ (СТО НОСТРОЙ) — 3.11 стандарт НОСТРОЙ (СТО НОСТРОЙ) : Стандарт организации, разработанный, утвержденный и введенный в действие в установленном в НОСТРОЙ порядке или совместный стандарт национальных объединений, введенный в действие в установленном в НОСТРОЙ… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СТО НОСТРОЙ 2.35.122-2013: Система контроля качества «НОСТРОЙ». Требования и руководство по применению в строительных организациях — Терминология СТО НОСТРОЙ 2.35.122 2013: Система контроля качества «НОСТРОЙ». Требования и руководство по применению в строительных организациях: 3.1 анализ функционирования системы : Периодическая оценка результативности… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СТО НОСТРОЙ 2.14.96-2013: Системы фасадные. Навесные фасадные системы с воздушным зазором. Монтаж анкерных креплений. Правила, контроль выполнения и требования к результатам работ — Терминология СТО НОСТРОЙ 2.14.96 2013: Системы фасадные. Навесные фасадные системы с воздушным зазором. Монтаж анкерных креплений. Правила, контроль выполнения и требования к результатам работ: 3.1 анкер : Элемент НФС, заделываемый в строительное … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
заявитель на оценку системы контроля качества «НОСТРОЙ» (заявитель) — 3.2 заявитель на оценку системы контроля качества «НОСТРОЙ» (заявитель) : Юридическое лицо, в том числе иностранное, и/или индивидуальный предприниматель, подавшее заявку на проведение работ по оценке системы контроля качества. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
информационный фонд документов по техническому регулированию НОСТРОЙ (Информационный фонд) — 3.1 информационный фонд документов по техническому регулированию НОСТРОЙ (Информационный фонд) : Систематизированный массив информации о документах по стандартизации и техническому регулированию, действующих в НОСТРОЙ, корректируемый на основании … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
комплекс СТО НОСТРОЙ — 3.4 комплекс СТО НОСТРОЙ : Совокупность взаимосвязанных стандартов СТО НОСТРОЙ, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации. Источник: СТО НОСТРОЙ 1.0 2010:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СТО НОСТРОЙ 1.0-2010
Система стандартизации Национального объединения строителей. Основные положения
Купить СТО НОСТРОЙ 1.0-2010 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
Устанавливает общие правила проведения работ по стандартизации Общероссийской негосударственной некоммерческой организацией «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (НОСТРОЙ), ее членами и сторонними организациями, организационную структуру Системы стандартизации НОСТРОЙ, а также основные функции ее участников.
Оглавление
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины, определения и сокращения
4 Основные цели, задачи и принципы стандартизации в НОСТРОЙ
5 Структура Системы стандартизации НОСТРОЙ, основные функции участников
6 Документы Системы стандартизации НОСТРОЙ и общие требования к ним
7 Взаимодействие НОСТРОЙ в области стандартизации со сторонними организациями
8 Научные исследования в области стандартизации
9 Участие в работах по национальной и международной стандартизации
10 Планирование и финансирование работ и услуг по стандартизации
Дата введения | 20.01.2011 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Завершение срока действия | 17.02.2017 |
Актуализация | 01.02.2020 |
Организации:
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ
Система стандартизации Национального
объединения строителей
СТО НОСТРОЙ 1.0-2010
Национальным объединением строителей
2 ПРЕДСТАВЛЕН НА УТВЕРЖДЕНИЕ
Департаментом технического регулирования Национального объединения строителей
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Решением Совета Национального объединения строителей от 29.09.2010 № 13
1 Область применения. 2
2 Нормативные ссылки. 2
3 Термины, определения и сокращения. 3
4 Основные цели, задачи и принципы стандартизации в НОСТРОЙ.. 4
5 Структура Системы стандартизации НОСТРОЙ, основные функции участников. 6
6 Документы Системы стандартизации НОСТРОЙ и общие требования к ним.. 9
7 Взаимодействие НОСТРОЙ в области стандартизации со сторонними организациями. 12
8 Научные исследования в области стандартизации. 12
9 Участие в работах по национальной и международной стандартизации. 13
10 Планирование и финансирование работ и услуг по стандартизации. 13
Введение
Целью разработки стандарта является реализация в Национальном объединении строителей Градостроительного кодекса Российской Федерации [1], Федерального закона от 27 декабря 2002 г № 184-ФЗ «О техническом регулировании» [2], Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «О безопасности зданий и сооружений» [3], Федерального закона от 1 декабря 2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [4] и иных законодательных и нормативных актов, действующих в области градостроительной деятельности.
Авторский коллектив: Л.С. Баринова, С.В. Пугачев, В.И. Тимашков, Р.С. Акиев, Н.И. Фролов, О.В. Иванова, В.А. Бородин, Я.Р. Мельник, Е.Н. Фадеева (Национальное объединение строителей).
СТАНДАРТ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРОИТЕЛЕЙ
СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ
НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРОИТЕЛЕЙ
Дата введения 2011.01.20
1 Область применения
1.2 Положения настоящего стандарта применяются структурными подразделениями аппарата и членами НОСТРОЙ.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения
ГОСТ Р 1.1-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности
ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения
ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения
СТО НОСТРОЙ 1.1-2010 Система стандартизации Национального объединения строителей. Стандарты Национального объединения строителей. Порядок разработки, утверждения, оформления, учета, изменения и отмены
Р НОСТРОЙ 1.1-2010 Система стандартизации Национального объединения строителей. Стандарты саморегулируемой организации. Порядок разработки, оформления, изменения и учета
3 Термины, определения и сокращения
В настоящем стандарте применены термины в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации [1], Федеральным законом «О техническом регулировании» [2], ГОСТ 1.1, ГОСТР 1.4, ГОСТР 1.12, а также следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:
3.1 информационный фонд документов по техническому регулированию НОСТРОЙ (Информационный фонд): Систематизированный массив информации о документах по стандартизации и техническому регулированию, действующих в НОСТРОЙ, корректируемый на основании сведений об их принятии (утверждении), отмене, замене, изменениях и дополнениях и имеющий справочно-поисковый аппарат.
3.2 документ: Материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначенный для передачи информации во времени и в пространстве.
3.3 исполнитель работ по стандартизации (разработчик): саморегулируемая организация, осуществляющая работы по стандартизации по направлению основной деятельности в соответствии с уставом этой организации, документами Системы стандартизации, а также сторонняя организация, участвующая в разработке документов Системы стандартизации и осуществляющая другие работы по стандартизации.
3.4 комплекс СТО НОСТРОЙ: Совокупность взаимосвязанных стандартов СТО НОСТРОЙ, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.
3.5 саморегулируемая организация (СРО): Некоммерческая организация, основанная на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих строительство, реконструкцию, ремонт капитальных объектов и являющаяся членом Общероссийской негосударственной некоммерческой организации «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство».
3.6 Система стандартизации НОСТРОЙ (Система стандартизации): Совокупность участников работ и документов по стандартизации НОСТРОЙ, способствующих достижению оптимальной степени упорядочения деятельности НОСТРОЙ в сферах производства и повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой членами НОСТРОЙ продукции, а также выполняемых членами НОСТРОЙ работ или оказываемых членами НОСТРОЙ услуг.
3.7 служба стандартизации: Подразделение СРО, обеспечивающее организацию и проведение работ по стандартизации в соответствии с уставом этой организации и документами Системы стандартизации.
3.8 совместный стандарт национальных объединений (СТО ССНО): Документ Системы стандартизации, разработанный на основе соглашения, заключаемого между национальными объединениями и утвержденный руководящими органами НОСТРОЙ и других (другого) национальных объединений, в котором устанавливаются для совместного и многократного использования требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав и системам инженерно-технического обеспечения), строительным конструкциям, материалам и изделиям, инженерным изысканиям, процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, сноса и утилизации, а также требования по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства.
3.9 совместная стандартизация национальных объединений: Стандартизация объектов, представляющих общий интерес для НОСТРОЙ, Национального объединения саморегулируемых организаций, основанного на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и Национального объединения саморегулируемых организаций, основанного на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации.
3.10 сторонние организации: Юридические лица (в том числе зарубежные), не являющиеся членами НОСТРОЙ, индивидуальные предприниматели, физические лица, не являющиеся сотрудниками НОСТРОЙ.
3.11 стандарт НОСТРОЙ (СТО НОСТРОЙ): Стандарт организации, разработанный, утвержденный и введенный в действие в установленном в НОСТРОЙ порядке или совместный стандарт национальных объединений, введенный в действие в установленном в НОСТРОЙ порядке, в котором для многократного использования определены требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), строительным конструкциям, материалам и изделиям, инженерным изысканиям, процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, сноса и утилизации, а также требования по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства.
3.12 стандарт СРО (СТО СРО): Стандарт организации, утвержденный и введенный в действие в установленном в СРО порядке, в котором для многократного использования определены требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), строительным конструкциям, материалам и изделиям, инженерным изысканиям, процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, сноса и утилизации, а также требования по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства, учитывающий специфику и условия деятельности, виды допусков, выдаваемых СРО.
3.13 ответственный по стандартизации: Сотрудник НОСТРОЙ или СРО, обеспечивающий организацию и проведение работ по стандартизации в соответствии с должностной инструкцией и документами Системы стандартизации.
3.14 пользователь документов Системы стандартизации (пользователь документов): Структурное подразделение аппарата НОСТРОЙ, СРО или член СРО, сторонняя организация, применяющие документы Системы стандартизации.
3.15 рекомендация Р НОСТРОЙ: Документ Системы стандартизации, утвержденный в установленном в НОСТРОЙ порядке и содержащий советы организационно-методического характера, способствующих достижению целей СРО, применению стандартов, а также положений, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в стандартах.
3.16 руководящий орган Системы стандартизации: Структурное подразделение аппарата НОСТРОЙ, осуществляющее организацию и координацию деятельности участников Системы стандартизации, а также обеспечение участия НОСТРОЙ в работах по техническому регулированию и выступающее заказчиком при выполнении в НОСТРОЙ работ по стандартизации.
3.17 член СРО: Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, выполняющее строительство, реконструкцию, ремонт капитальных объектов и зарегистрированное в качестве члена СРО.
4 Основные цели, задачи и принципы стандартизации в НОСТРОЙ
4.1 Стандартизация в НОСТРОЙ осуществляется в целях:
— формирования единого механизма технического регулирования в НОСТРОЙ, СРО и членах СРО;
— содействия выполнению требований технических регламентов, распространяющихся на область деятельности СРО и членов СРО;
— повышения уровня качества и безопасности строительства (работ и услуг), выполняемого членами СРО с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
— повышения качества и конкурентоспособности выпускаемой членами СРО продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг членами СРО;
— защиты членов СРО от недоброкачественной и опасной продукции (работ, услуг);
исключения дублирования и противоречий в стандартах СРО;
— повышения энергоэффективности зданий и сооружений, экономии и рационального использования ресурсов, нормирования расхода ресурсов, формирования запасов использования оборудования;
— технической и информационной совместимости, а также защиты информации;
— сопоставимости результатов измерений и испытаний, технических и экономико-статистических данных на международном, национальном уровне, а также на уровне СРО и ее членов;
— стимулирования научно-технического прогресса в СРО и членах СРО;
иных целях, не противоречащих действующему законодательству в области технического регулирования.
4.2 Задачи стандартизации в НОСТРОЙ:
— развитие Системы стандартизации с использованием предшествующего опыта в строительстве и промышленности строительных материалов, опыта СРО и членов СРО, российского и международного опыта, адаптированного к требованиям и запросам ее участников и рынка;
— установление правил, рекомендаций и процедур разработки и утверждения стандартов НОСТРОЙ, стандартов СРО и организаций, обеспечивающих привлечение всех заинтересованных сторон к работам по стандартизации;
— обеспечение контроля соблюдения требований документов по техническому регулированию и стандартов НОСТРОЙ в СРО и членах СРО;
— создание условий для приоритетного использования сводов правил, национальных стандартов и стандартов организаций (НОСТРОЙ и СРО) в интересах членов СРО;
— повышение уровня гармонизации разрабатываемых и применяемых в НОСТРОЙ и СРО, а также в членах СРО, документов по стандартизации с международными и региональными (СНГ, Европейский Союз) документами;
— систематизация и анализ требований к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), строительным конструкциям, материалам и изделиям, инженерным изысканиям, процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, сноса и утилизации, а также требований по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства, содержащихся в действующих в НОСТРОЙ документах различного уровня с позиций принципов технического регулирования и стандартизации; обеспечение взаимозаменяемости продукции; создание информационных ресурсов (баз данных, классификаторов и др.), содержащих полную, достоверную, актуальную информацию, необходимую для обеспечения деятельности СРО и членов СРО в сфере технического регулирования;
— внедрение планирования в области технического регулирования, повышение эффективности управления реализации указанного планирования;
— совершенствование применяемой в НОСТРОЙ, СРО и членах СРО нормативной базы в области технического регулирования, пересмотр (при необходимости) действующих и разработка новых документов по стандартизации, их интеграция и совместное использование в рамках сотрудничества с Национальным объединением СРО, основанном на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и Национальным объединением СРО, основанном на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, сторонними организациями;
— защита интеллектуальной собственности НОСТРОЙ и СРО в области технического регулирования в соответствии с действующим законодательством;
— создание единой системы мониторинга и контроля эффективности технического регулирования в НОСТРОЙ и СРО;
— разработка и реализация программ подготовки и повышения квалификации специалистов в области технического регулирования, развитие необходимой образовательной инфраструктуры и методического обеспечения.
4.3 Стандартизация в НОСТРОЙ осуществляется в соответствии с принципами:
— приоритетного добровольного использования СРО и членами СРО при организации и выполнении работ (оказании услуг) требований и рекомендаций документов Системы стандартизации;
— обязательного выполнения СРО и членами СРО требований стандартов СТО НОСТРОЙ, утвержденных на общем собрании СРО в соответствии со статьей 55.10 «Градостроительного кодекса Российской Федерации», если иное не установлено в конкретном стандарте;
— максимального учета интересов СРО и членов СРО при разработке документов Системы стандартизации;
— недопустимости установления таких требований в стандартах НОСТРОЙ, а также в стандартах СРО, которые противоречат обязательным требованиям технических регламентов, сводов правил и национальных стандартов;
— открытости участия в разработке документов Системы стандартизации для всех заинтересованных сторонних организаций;
— доступности документов Системы стандартизации, в том числе их проектов, а также информации о них;
— централизации направления официальных экземпляров документов Системы стандартизации, изменений и поправок к ним в СРО;
— обеспечения условий для единообразного применения документов Системы стандартизации.
5 Структура Системы стандартизации НОСТРОЙ, основные функции участников
5.1 Участниками Системы стандартизации являются:
— руководящий орган Системы стандартизации;
— исполнители работ по стандартизации;
— службы стандартизации СРО;
— ответственные по стандартизации;
5.2 Участники Системы стандартизации взаимодействуют с:
— федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию;
— федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие сводов правил в строительстве и актуализацию строительных норм и правил;
— федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимающими решения в области технического регулирования;
— техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство» и другими техническими комитетами по стандартизации в сфере деятельности НОСТРОЙ и его членов;
— международными и региональными организациями по стандартизации, профильными техническими комитетами этих организаций;
— национальными организациями по стандартизации зарубежных стран;
— структурными подразделениями аппарата и комитетами НОСТРОЙ, СРО и членами СРО;
— сторонними организациями, использующими документы Системы стандартизации при выполнении работ в сфере интересов НОСТРОЙ, СРО и (или) членов СРО.
5.3 Участники Системы стандартизации осуществляют следующие основные функции.
5.3.1 Руководящий орган Системы стандартизации:
— формирование и управление Системой стандартизации, в том числе организация разработки и актуализации комплекса основополагающих стандартов Системы стандартизации;
— общее руководство деятельностью Системы стандартизации; обеспечение участия НОСТРОЙ в работах по техническому регулированию, проводимых в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, в том числе в разработке технических регламентов, национальных стандартов и сводов правил, стандартов НОСТРОЙ, в соответствии с требованиями Федерального закона [2];
— организация и координация деятельности участников Системы стандартизации;
— подготовка, оформление и согласование проектов решений Совета НОСТРОЙ об утверждении и введении в действие документов Системы стандартизации, изменений и поправок к ним;
— представление на утверждение Совету НОСТРОЙ документов Системы стандартизации, изменений и поправок к ним;
— организация согласования с Национальным объединением СРО, основанном на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и Национальным объединением СРО, основанном на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, совместных стандартов национальных объединений, изменений и поправок к ним;
— представление на утверждение руководящим органам Национального объединения СРО, основанного на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и Национального объединения СРО, основанного на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, совместных стандартов национальных объединений, изменений и поправок к ним;
— организация и проведение планирования разработки документов по техническому регулированию и стандартизации, формирование и подготовка проекта Программы стандартизации Национального объединения строителей (далее также Программа стандартизации) и представление его на утверждение Совету НОСТРОЙ;
— контроль выполнения Программы стандартизации и подготовка сводного отчета Совету НОСТРОЙ о ходе его реализации с предложениями по уточнению;
— сбор, обобщение и экспертиза предложений комитетов и координаторов НОСТРОЙ, СРО, членов СРО и сторонних организаций к проекту Программы стандартизации;
— организация разработки, проведения экспертизы и согласование проектов документов Системы стандартизации НОСТРОЙ, изменений и поправок к стандартам НОСТРОЙ;
— создание и ведение Информационного фонда НОСТРОЙ по техническому регулированию;
— координация участия экспертов НОСТРОЙ, СРО и членов СРО в деятельности профильных технических комитетов по стандартизации;
— мониторинг хода публичного обсуждения проектов технических регламентов, национальных стандартов и сводов правил, в том числе рассылка материалов в заинтересованные комитеты НОСТРОЙ, СРО, подготовка отзывов НОСТРОЙ на указанные документы.
Функции руководящего органа Системы стандартизации исполняет Департамент технического регулирования НОСТРОЙ.
5.3.2 Комитеты НОСТРОЙ в закрепленных сферах деятельности:
— координация работ по стандартизации;
— подготовка и представление в руководящий орган Системы стандартизации предложений в проект Программы стандартизации;
— рассмотрение и согласование проекта Программы стандартизации;
участие в разработке, актуализации и пересмотре стандартов; рассмотрение, подготовка отзывов и согласование проектов документов Системы стандартизации.
5.3.3 Исполнители работ по стандартизации:
— подготовка и представление предложений в проект Программы стандартизации в руководящий орган Системы стандартизации;
— подготовка предложений по разработке, пересмотру, изменению или отмене технических регламентов, сводов правил, национальных стандартов (ГОСТ Р), межгосударственных стандартов (ГОСТ), принятых в качестве национальных стандартов Российской Федерации, документов Системы стандартизации и представление этих предложений в руководящий орган Системы стандартизации;
— подготовка предложений по применению международных стандартов, региональных стандартов, стандартов зарубежных стран, национальных стандартов, стандартов сторонних организаций, распространяющихся на деятельность НОСТРОЙ, СРО и членов СРО;
— разработка проектов документов Системы стандартизации, организация и проведение их экспертиз;
— участие в работе технических комитетов по стандартизации.
Выбор исполнителей работ по стандартизации осуществляется в установленном в НОСТРОЙ порядке.
Выполнение функций, возложенных на исполнителей работ, могут осуществлять структурные подразделения аппарата НОСТРОЙ, СРО, члены СРО и сторонние организации.
5.3.4 Службы стандартизации и ответственные по стандартизации СРО:
— организуют рассмотрение проектов документов Системы стандартизации;
— осуществляют подготовку отзывов и заключений на проекты документов Системы стандартизации;
— направляют в руководящий орган Системы стандартизации предложения по разработке документов Системы стандартизации;
— осуществляют учет, хранение, тиражирование официальных копий документов Системы стандартизации, предоставление их пользователям документов;
— подготавливают, оформляют и организуют согласование проектов решений общего собрания СРО о введении в действие документов Системы стандартизации, изменений и поправок к ним;
— вносят утвержденные изменения и поправки в имеющиеся документы Системы стандартизации;
— организуют разработку и экспертизу проектов СТО СРО; осуществляют учет, тиражирование и внедрение официальных экземпляров утвержденных СТО СРО;
— осуществляют планирование работ по стандартизации в СРО, а также другие функции, определяемые руководящим органом СРО.
5.3.5 Пользователи документов:
— применяют стандарты и рекомендации НОСТРОЙ;
— направляют в руководящий орган Системы стандартизации замечания и предложения по внесению изменений и поправок в стандарты и рекомендации НОСТРОЙ на основе их практического применения.
5.4 Участники Системы стандартизации в своей деятельности по вопросам, входящим в их компетенцию и связанным с разработкой, согласованием и применением документов в области стандартизации, взаимодействуют (в объеме возложенных на них настоящим стандартом функций) с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, национальным органом по стандартизации, техническими комитетами по стандартизации, а также сторонними организациями (в том числе зарубежными).
5.5 Участники Системы стандартизации в своей деятельности руководствуются действующим законодательством, техническими регламентами, нормативными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере капитального строительства и документами межведомственного характера, принимаемыми федеральными органами исполнительной власти, национальными стандартами Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственными стандартами (ГОСТ), принятыми в качестве национальных стандартов в установленном порядке, строительными нормами и правилами Российской Федерации (СНиП), сводами правил, другими документами в области проектирования, строительства, эксплуатации зданий и сооружений, правилами и руководствами по предупреждению чрезвычайных ситуаций, документами в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также документами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
6 Документы Системы стандартизации НОСТРОЙ и общие требования к ним
6.1 К документам Системы стандартизации относятся: стандарты организаций в форме:
д) указатели документов по техническому регулированию и стандартизации, действующих в НОСТРОЙ.
6.1.1 Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов НОСТРОЙ установлен СТО НОСТРОЙ 1.1.
В зависимости от объекта стандартизации и аспекта стандартизации, а также содержания устанавливаемых к ним требований разрабатывают стандарты НОСТРОЙ следующих видов с учетом требований ГОСТ Р 1.0:
— стандарты основополагающие (организационно-методические и общетехнические);
— стандарты, устанавливающие требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), строительным конструкциям, материалам и изделиям, инженерным изысканиям, процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, сноса и утилизации;
— стандарты, устанавливающие требования по выполнению работ или оказанию услуг в области строительства;
— стандарты на методы контроля (испытаний, определений, измерений, анализа);
стандарты в области оценки соответствия; стандарты на термины и определения.
6.1.1.1 Основополагающие стандарты разрабатывают для установления общих организационно-технических положений деятельности НОСТРОЙ, СРО и членов СРО, а также общетехнических требований и правил, обеспечивающих взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей строительного производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества, повышения энергоэффективности, качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и достижение других целей стандартизации, определенных в 4.1.
6.1.1.2 Стандарты на строительные материалы, конструкции и изделия разрабатывают при необходимости установления всесторонних требований к указанной продукции на уровне НОСТРОЙ.
6.1.1.3 В стандартах на инженерные изыскания, процессы проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) устанавливают требования к техническим и технологическим процессам (работам) по проектированию (включая изыскания), строительству, монтажу, наладке, эксплуатации, сносу и утилизации зданий и сооружений, которые осуществляются членами СРО.
В стандартах на процессы (работы) устанавливают:
— общие требования к их проведению;
— термины и определения;
— требования к оборудованию, приспособлениям, инструменту и материалам, методам и средствам измерений, используемым в процессе (работе);
— последовательность выполнения отдельных технологических операций (работ) с приведением при необходимости принципиальной технологической схемы;
— способы и/или приемы выполнения отдельных работ в технологических процессах;
— требования к технологическим режимам и другие нормы выполнения различного рода работ в технологических процессах;
— допуски, припуски, напуски, которые необходимо соблюдать для оптимального проведения технологического процесса; методы контроля качества;
— требования безопасности и/или охраны окружающей среды (для технологических процессов, проведение которых связано с риском техногенных катастроф, аварий, реальной или потенциальной опасностью для жизни или здоровья человека, возможностью загрязнения окружающей среды);
— требования по эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации продукции;
— требования к контролю состояния объектов.
6.1.1.4 В стандартах на услуги (работы) регламентируют конкретные требования (нормы) НОСТРОЙ к данным услугам (работам), показатели качества и безопасности услуг (работ), методы контроля данных показателей.
6.1.1.5 В стандартах на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавливают требования к методам контроля (испытаний) для обеспечения всесторонней и объективной проверки продукции на соответствие техническим требованиям. Если технические требования к методам контроля являются общими для нескольких групп однородной продукции, требования к которым установлены в других стандартах, то эти требования излагают в отдельном стандарте. При этом наименование классификационной группировки, охватывающей все указанные группы однородной продукции, включают в заголовок стандарта (групповой заголовок).
В обоснованных случаях в отдельном стандарте могут быть установлены один, два или несколько альтернативных методов контроля (определения, анализа или испытания на соответствие) одного показателя, широко применяемого в различных стандартах для установления технических требований к нескольким группам однородной продукции или более высоким классификационным группировкам продукции.
6.1.1.6 Стандарты в области оценки соответствия разрабатывают для обеспечения проведения работ по оценке соответствия: зданий и сооружений (в том числе входящих в их состав сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения), строительных конструкций, материалов и изделий, результатов изыскательских и проектных работ, результатов строительства на всех этапах жизненного цикла (монтажа, наладки, эксплуатации, сноса и утилизации).
6.1.1.7 Стандарты на термины и определения разрабатывают для обеспечения единообразного толкования терминов и создания единой терминологической системы НОСТРОЙ.
6.1.1.8 Совокупность взаимосвязанных стандартов НОСТРОЙ, объединенных общей целевой направленностью и/или устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации могут объединяться в комплексы стандартов.
6.1.2 Порядок разработки, утверждения, применения, обновления (внесения изменений), отмены совместных стандартов национальных объединений (СТО ССНО) устанавливается в соответствующих совместных стандартах национальных объединений на основе соглашений, заключаемых между национальными объединениями.
6.1.3 Порядок разработки, содержания, оформления, учета, изменения и отмены стандартов СРО устанавливается СРО самостоятельно с учетом рекомендации Р НОСТРОЙ 1.1-2010 в соответствующем нормативноправовом документе или стандарте (рекомендации) СРО, разработанном специально для установления данных процедур.
6.1.4 Порядок разработки, содержания, оформления, учета, изменения и отмены рекомендаций Р НОСТРОЙ устанавливается в соответствующем стандарте СТО НОСТРОЙ.
6.1.5 Порядок публикации и распространения указателей документов по техническому регулированию, действующих в НОСТРОЙ, формирования и ведения Информационного фонда, а также правила пользования этим фондом, в том числе порядок представления информации об утвержденных документах Системы стандартизации, изменениях к ним, обеспечение пользователей информацией, устанавливается в соответствующем стандарте НОСТРОЙ.
6.2 Планирование и разработка документов Системы стандартизации осуществляются в соответствии с требованиями раздела 10.
6.3 Экспертизы проектов документов Системы стандартизации организуются и проводятся в соответствии с порядком, устанавливаемым в соответствующих СТО НОСТРОЙ. Экспертиза стандартов в области, закрепленной за ТК 465 «Строительство», проводится в техническом комитете на основе специального соглашения, заключаемого с ТК 465.
6.4 Исключительное право издания и переиздания документов Системы стандартизации, кроме стандартов СРО, принадлежит НОСТРОЙ (если иное не предусмотрено договорами на их разработку или специальными соглашениями) и осуществляется в порядке, установленном соответствующим стандартом НОСТРОЙ. СРО имеют право тиражировать полученные официальные экземпляры документов Системы стандартизации НОСТРОЙ для использования в работе СРО.
6.5 Издание и переиздание стандартов СРО, осуществляют утвердившие их СРО самостоятельно с учетом рекомендации Р НОСТРОЙ 1.1-2010.
6.6 Аутентичные электронные версии официальных экземпляров документов Системы стандартизации и информация о деятельности НОСТРОЙ в области технического регулирования, в том числе в области стандартизации, размещаются на официальном сайте НОСТРОЙ в разделе «ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ».
6.7 Документы, не относящиеся к документам Системы стандартизации (например, технические документы, технологические документы, технологические регламенты, эксплуатационные документы, ремонтные документы и т.п.), разрабатываются, оформляются, согласовываются и утверждаются в порядке, предусмотренном соответствующими национальными и межгосударственными стандартами, иными нормативными актами федеральных органов исполнительной власти с учетом документов Системы стандартизации (если таковые имеются).
6.8 Порядок организации и проведения контроля в НОСТРОЙ и СРО за соблюдением требований документов Системы стандартизации устанавливается в СТО НОСТРОЙ и СТО СРО.
7 Взаимодействие НОСТРОЙ в области стандартизации со сторонними организациями
7.1 Документы Системы стандартизации могут использоваться сторонними организациями только на основе соответствующих соглашений (договоров) с НОСТРОЙ (для СТО НОСТРОЙ, Р НОСТРОЙ) или СРО (для СТО СРО).
7.2 Основными задачами взаимодействия НОСТРОЙ со сторонними организациями в области стандартизации являются:
— создание условий для применения единых документов в области стандартизации организациями, осуществляющими деятельность в сфере капитального строительства, а также для обеспечения охраны труда и техники безопасности, охраны окружающей среды на объектах, размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию и эксплуатации объектов;
— оказание помощи в разработке гармонизированных нормативных документов с документами Системы стандартизации сторонним организациям, осуществляющим деятельность в области проектирования (включая изыскания), строительства и эксплуатации объектов;
— обеспечение единства измерений в соответствии с Федеральным законом [5];
— установление и применение единых терминов и определений; повышение качества и конкурентоспособности продукции (работ, услуг) членов СРО;
— разработка национальных, межгосударственных и международных стандартов на основе документов Системы стандартизации на новые конкурентоспособные виды продукции (работ, услуг) и технологии, в том числе созданные в результате двустороннего и многостороннего сотрудничества со сторонними организациями;
— работы по гармонизации национальных стандартов, применяемых СРО и членами СРО, документов Системы стандартизации с международными стандартами и национальными стандартами зарубежных стран;
— обеспечение защиты взаимных интересов СРО и сторонних организаций при совместной разработке национальных, межгосударственных и международных стандартов;
— обеспечение нормативной базы, направленной на признание результатов оценки соответствия на продукцию (работы, услуги) членов СРО в сторонних организациях;
— проведение совместных научных исследований, обмен опытом и информацией, взаимные консультации, обучение кадров и др.
7.3 Взаимодействие со сторонними организациями в области стандартизации осуществляется на двусторонней и многосторонней основе в рамках соглашений, договоров и протоколов о взаимодействии (сотрудничестве), заключаемых НОСТРОЙ со сторонними организациями в установленном порядке.
7.4 Требования документов Системы стандартизации подлежат соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности и приобретателями, если эти документы указаны в сопроводительной технической документации, декларации о соответствии продукции (работ, услуг) изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ (услуг), или в договоре (контракте, соглашении), или, если изготовитель (поставщик) продукции, исполнитель работ (услуг) применил обозначение стандартов в маркировке, в эксплуатационной или иной документации;
Также требования документов Системы стандартизации подлежат соблюдению производителем или поставщиком продукции (работ, услуг), если его продукция (работы, услуги) прошли процедуру оценки соответствия требованиям стандартов СТО НОСТРОЙ.
8 Научные исследования в области стандартизации
8.1 Научные исследования в области стандартизации проводятся для совершенствования Системы стандартизации и разработки документов по стандартизации на основе научно обоснованных требований к продукции, процессам, услугам, работам, методам испытаний и др.
8.2 Научные исследования в области стандартизации проводятся в установленном в НОСТРОЙ порядке исполнителями работ по стандартизации.
9 Участие в работах по национальной и международной стандартизации
9.1 Руководящий орган Системы стандартизации НОСТРОЙ, СРО и члены СРО осуществляют работы по национальной стандартизации путем участия в работе национальных технических комитетах по объектам стандартизации, представляющим интерес для НОСТРОЙ и СРО в соответствии с ГОСТ Р 1.1.
9.2 Взаимодействие НОСТРОЙ с национальным органом по стандартизации осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с заключаемыми при необходимости соглашениями.
9.3 НОСТРОЙ осуществляет работы по международной стандартизации, если они представляют интерес для НОСТРОЙ, СРО и членов СРО, в порядке, установленном национальным органом по стандартизации, через экспертов НОСТРОЙ, СРО и членов СРО, участвующих в работе технических комитетов международной организации по стандартизации ИСО (ТК ИСО), других международных (региональных) организаций по стандартизации.
10 Планирование и финансирование работ и услуг по стандартизации
10.1 Работы по стандартизации в НОСТРОЙ проводятся в соответствии с планами (программами) стандартизации, принятыми в установленном порядке в НОСТРОЙ.
Основной формой планирования разработки документов по техническому регулированию в НОСТРОЙ является Программа стандартизации, формируемая на период не менее одного года, но не более трех лет.
Формирование, согласование и утверждение Программы стандартизации и внесение в нее изменений осуществляется установленным в НОСТРОЙ порядке.
10.2 Формами планирования разработки документов по стандартизации СРО являются планы разработки документов по техническому регулированию и стандартизации.
Плановые документы по стандартизации в СРО составляются в соответствии со стандартами этих организаций.
10.3 Работы по стандартизации в НОСТРОЙ финансируются в порядке, установленном в НОСТРОЙ.
10.4 Разработка и внедрение стандартов СРО финансируется этими организациями самостоятельно.
10.5 При разработке планов (программ) НОСТРОЙ, финансируемых полностью или частично из централизованных средств НОСТРОЙ, в них при необходимости включают разделы нормативного и метрологического обеспечения.
Библиография
[2] Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»
[3] Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
[4] Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»
[5] Федеральный закон от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»
Ключевые слова: стандарт организации, система стандартизации, Национальное объединение строителей, основные положения