Что такое сто в страховке
Ремонт на СТОА Страховщика
СТОА или калькуляция?
Таким образом в последнее время условие «выплата по калькуляции» практически не применяется в договорах КАСКО.
Преимущества ремонта по КАСКО на СТОА.
Взаиморасчеты.
Несомненным плюсом в направлении на СТОА является то, что все взаиморасчеты происходят без участия клиента. Страховая компании оплачивает счета за ремонт напрямую автосервису. Страхователь записывается на ремонт, привозит автомобиль и спустя некоторое время забирает его уже с устраненными повреждениями. Зачастую страхователь даже не знает, какова сумма ремонта.
Скрытые повреждения
При первичном осмотре страховая компания указывает в акте только наличие видимых повреждений. В случае серьезного повреждения транспортного средства часто имеются скрытые повреждения, которые невозможно увидеть, не разобрав автомобиль. В случае направления на СТОА автосервис урегулирует все вопросы со страховой самостоятельно. При оплате «по калькуляции» для согласования скрытых повреждений необходим повторный осмотр экспертом страховой компании, что затягивает сроки ремонта.
Качество ремонта
Основным минусом ремонта на СТОА по выбору страховщика является то, что не всегда есть возможность предложить станцию рядом с местом проживания клиента. Особенно это актуально для жителей крупных городов, таких как Москва или Санкт-Петербург.
Список СТОА, с которыми работает страховая компания
Дилер или не дилер?
Удаленное урегулирование убытка у дилера.
Большинство дилеров не только продают автомобили и обслуживают их, но также принимают на своей территории заявления о страховых случаях. Это позволяет клиенту не тратить время на посещение страховой компании, а заявить убыток непосредственно у своего дилера и сразу записаться и поставить автомобиль в ремонт. Перед тем, как купить КАСКО, уточните, с какими страховыми компаниями ваш дилер имеет договора на удаленное урегулирование и выбирайте одну из этих компаний.
Узнать, сколько стоит полис с выбором ремонта на СТОА страховщика вы можете в нашем калькуляторе КАСКО.
Требования к СТО по ОСАГО
Страховое законодательство в России активно развивается. Изменяются базовые тарифы, коэффициенты, выплата, требования к СТО по ОСАГО и многое другое. Важным этапом стал 2017 год, тогда форма возмещения ущерба была пересмотрена. Сейчас приоритетным является предоставление страховщиком направления на ремонтные работы на СТО. При этом законодательство регулирует многие детали сотрудничества. Страховая обязана чётко соблюдать сроки предоставления направления, их нарушение влечёт наложение штрафов и выплату неустойки.
Что представляет собой направление на ремонт по ОСАГО?
Направление на ремонт по ОСАГО – это документ, который официально предоставляет пострадавшему в аварии право на полную компенсацию вреда от него за счёт ремонта автотранспорта. Здесь важно, чтобы восстановление было полным, а не частичным. После выдачи направления на ремонт по ОСАГО ремонтные работы должны быть выполнены в строго оговоренные сроки. Это справедливо и к оценке ущерба, которая необходима для получения данного документа.
На сегодняшний день направление на восстановительные работы выступает прямой альтернативой страховой выплате по ОСАГО. Она предназначена упростить процесс возмещения путём удаления целого звена – эта стадия между полученными денежными средствами при выплате и до этапа оплаты сервису за проведённые ремонтные работы. На деле избежать этого не удалось как минимум по двум причинам:
Этапы получения направления на СТО по ОСАГО
У каждой страховой компании существуют свои требования для процедуры возмещения вреда. В подавляющем большинстве случаев они включают такие этапы:
Что нужно и чего нельзя делать при получении направления на восстановительные работы?
При выдаче направления на ремонт по ОСАГО страховщик обычно требует подписать определённые бумаги. Всё, что нужно подписать, – это только своё заявление и извещение об аварии на стадии подачи документа. Для своей безопасности даже на бланке организации лучше на вносить информацию в поля, не являющиеся обязательными для получения направления.
Нередко страховщики идут на хитрости и предоставляют клиентам дополнительные договоры или указывают требуемые для них поля в заявлении. Такими могут являться следующие:
Могут быть и прочие условия. Если что-то настораживает в документе, не вносите информацию в такие поля и не ставьте подпись под такими дополнительными бумагами. С подобной ситуацией можно столкнуться и на СТО. В таком случае нужно быть особенно внимательными, поскольку можно подписать соглашение цессии, которое определяет переуступку права требования от страховой. В результате владелец автомобиля продаёт СТО право требовать компенсацию на устранение ущерба, причинённого транспортному средству. В итоге ремонт будет выполнен в обычном порядке. Если собственник авто подписал документ, не прочитав предварительно его, могут быть установлены вторичные детали, восстановление по ОСАГО может быть частичным, а работы выполнены некачественно.
Ни в коем случае на соглашайтесь на какие-то доплаты, не стоит ничего подписывать помимо заявления страховой и извещения об аварии на этапе направления документации страховщику. Водитель не обязан ничего доплачивать, а организация обязана восстановить автомобиль до того состояния, в котором он находился до дорожно-транспортного происшествия.
Какие существуют сроки выдачи направления на ремонт по ОСАГО
Российское законодательство устанавливает срок выдачи направления на ремонт по ОСАГО в 20 дней. Этот период одинаково справедлив для компенсации в денежной форме и путём прямого возмещение (восстановление автомобиля). Данное требование установлено Федеральным законом №40 в статье 12 пункте 21.
Период, в течение которого страховщик обязан выдать направление на восстановление авто по ОСАГО, начинается с момента предоставления всей установленной документации страховой. В эти 20 дней не входят только праздничные нерабочие дни.
Страховщику необходимо подать пакет документации, который включает:
Отсчет срока выдачи направления на ремонт по ОСАГО начинается без привязки к дате осмотра либо технической экспертизы, проведённой страховщиком. Так, если осмотр был сделан на 18-й день после предоставления полного пакета документации, тогда водитель должен получить направление на ремонт всего через 2 дня. Поскольку срок начал отсчитываться ещё 18 дней назад.
Какое наказание предусмотрено за нарушение сроков?
Если страховщик выдаёт направление на СТОА по ОСАГО позже обозначенного срока, для неё не предусматривает административный штраф. Однако в гражданском отношении ответственность предусматривается (в пользу клиента). Величину неустойки (именно так называется такая ответственность) определяет ФЗ №40 «Об ОСАГО» в статье 12 пункте 21. Она рассчитывается как 1% от суммы полученного ущерба, который определяется даже при натуральном возмещении.
При задержке ремонтных работ автомобилист имеет право получить компенсацию за такое неудобство. К примеру, при подаче документов 5 февраля экспертиза рассчитала ущерб в сумме 150 тысяч рублей, а направление было выдано 28 февраля, тогда просрочка составляет 3 дня. В этом случае страховщик обязан дополнительно заплатить клиенту 3% от 150 тысяч рублей, а это 4500 рублей. При этом её обязательства по ремонту авто остаются прежними.
Важно! Неустойка за нарушение сроков оформления направления на СТОА по ОСАГО не выплачивается автоматически. Для её получения необходимо подать претензию. Она составляется в свободной форме с обозначением расчета и суммы неустойки, а также указанием банковских реквизитов (возможна выплата и наличными). При отказе удовлетворить претензию застрахованное лицо может подать судебный иск.
Что делать, чтобы получить направление на ремонт по ОСАГО
Когда страховщик производит выдачу направления на ремонт по ОСАГО, хозяин авто должен предоставить транспортное средство на автосервис. На деле требуется выполнить некоторые дополнительные оценки и согласования. Также откажитесь от подписи необязательных бумаг.
В течение какого срока автомобилист должен обратиться в СТО для ремонта по ОСАГО
Действующее законодательство РФ не регламентирует сроки действия направление на восстановительные работы. Зачастую страховщики обозначают его в документе. Обычно период составляет от 7 до 20 дней с учётом политики страховой компании.
При нарушении обозначенного срока не стоит впадать в панику. Нужно просто повторно обратиться к страховщику и получить новое направление. Отказать в его предоставлении компания не имеет права, в противном случае это будет расцениваться как отказ от страховой компенсации. В то же время Гражданский кодекс РФ даёт определение «разумного срока», который составляет 7 дней. Он не применяется конкретно к направлению на ремонт, но многие страховые на него ориентируются.
Какой срок проведения работа на СТО по ОСАГО
Законодательство устанавливает максимальный период – 30 дней. Клиенту необходимо запомнить всего 2 срока:
Прочие сроки, которые могут быть связаны с дополнительными согласованиями, ожидания поступления деталей и узлов автомобиля, наличие очереди – всё это уже входит в обозначенные 30 дней. Поэтому клиент не должен о них переживать. Это устанавливает Федеральный закон «Об ОСАГО» в статье №12.
В сравнении со сроком выдачи направления время на ремонт увеличено на 10 суток. В них учитываются все дни, помимо суббот и воскресений, а также утвержденные Министерством труда в качестве выходных.
Когда СТО требует доплату при ремонте по ОСАГО
Часто встречается ситуация, при которой водитель приезжает в техсервис, в котором сообщают, что перечисленной страховщиком суммы недостаточно, чтобы выполнить ремонт транспортного средства. В результате СТО может попросить владельца ТС:
На сегодняшний день такие просьбы не являются законными. Действующее законодательство РФ устанавливает, что страховщик должен в полной мере возместить вред без дополнительных доплат. В отличие от финансовой компенсации, при которой расчёты ведутся с учетом износа авто, при предоставлении направления на восстановление износ не будет учитываться.
Недостаток перечисленных денежных средств не является проблемой владельца машины. Не должен по этому поводу переживать и автосервис. Данный вопрос обязана решать исключительно страховая компания. В такой ситуации автомобиль в СТО необходимо предоставлять под видеозапись, фиксировать отказ его приёма с указанием причины отказа. После этого нужно обратиться к страховщику и сообщить о происшедшем.
Когда была предпринята попытка предоставить автомобиля начинается срок на восстановительные работы – 30 дней. Поскольку в Федеральном законе «Об ОСАГО» обозначено начало данного периода. В нём говорится: «Срок выполнения восстановительных работ повреждённого автомобиля (не больше 30 рабочих дней с момента предоставления пострадавшим автотранспорта на СТО либо передачи его страховой компании с целью организации его доставки на место проведения ремонтных работ).
Когда просят заключить дополнительное соглашение или провести дополнительный осмотр
Не следует ничего подписывать. Обычно в дополнительное соглашение включают невыгодные для клиента условия, связанные с доплатой, установлением вторичных деталей и тому подобное.
Иногда СТО просят произвести дополнительный осмотр. Его цель – определить скрытые повреждения с расчётами по повышению расходов на восстановление авто, поскольку страховщик не учитывает данные дефекты. Владелец автомобиля может согласиться произвести подобный осмотр, однако это не должно сказываться на повышении периода восстановительных работ. Клиент предоставил транспортное средство, остальное – не его забота. После 30 рабочих дней владельцу авто должны предоставить его авто в том состоянии, в котором оно находился до дорожно-транспортного происшествия.
Также нужно помнить, что разработка различных смет, актов работ и иной документации не является обязанностью автомобилиста. Никогда их нельзя подписывать. Всё что требуется – предоставить транспортное средство и получить этому подтверждение.
Какие последствия за несоблюдение срока ремонта по ОСАГО
Неустойка за нарушение периода, отведённого на восстановительные работы, составляет полпроцента за каждый день. Для её получения необходимо подать соответствующее требование в страховую компанию, а не в СТО. Именно страховщик будет производить выплату.
Максимальная неустойка за несоблюдение обоих сроков может достигать величины страхового возмещения. Это значит, что если ущерб транспортному средству был причинён по оценке в 300 тысяч рублей, то даже при просрочке в полгода страховщик заплатит неустойку в размере только 300 тысяч рублей. Однако в судебной практике такое встречается редко, обычно сумма занижается со ссылкой на ГК статью 999, которая предполагает снижение величины до «адекватной». Нередко судьи считают максимальную неустойку слишком большой, а автомобилист просто хочет обогатиться.
Если добиваться справедливости придётся через суд, тогда страховщик будет обязан предоставить дополнительные «бонусы» – штраф за отказ в возмещении либо за несоблюдение сроков. Обычно его величина составляет половину от невозмещённого ущерба, невыплаченной неустойки либо дополнительных затрат.
Преимуществом является возможность быстро и с небольшими расходами найти юриста. Многие из них обладают практическим опытом и хорошим знанием страхового законодательства, поскольку водители часто обращаются в суды после неудовлетворения всех требований страховщиком. Большая конкуренция на рынке позволила уменьшить цены услуг. Часто суды становятся на сторону автомобилиста. В этом случае ответчику приходится возместить понесённые на тяжбы расходы, в том числе и оплату юридических услуг.
Требования к СТО по ОСАГО
Российское законодательство устанавливает требования для автосервисов, на которые страховщики могут отправить владельцев автомобилей:
К примеру, техцентр расположен в 150 километрах от места дорожного инцидента, и страховая не организует и не оплачивает транспортировку автомобиля, в такой ситуации страховщик не уполномочен устанавливать условия.
Как видно, во многих областях российское законодательство защищает автомобилистов и занимает их сторону. Важно знать свои права и требования к СТО по ОСАГО. Не бойтесь добиваться положенного по закону. Сделать это можно в досудебном и судебном порядке. В случае выигрыша дела все связанные с ним расходы оплатит страховщик. Поэтому страховые обычно стараются уладить дело, не доводя его до суда.
Техосмотр и диагностическая карта для ОСАГО в 2021 году
Каждый автомобилист должен не просто соблюдать ПДД, ему нужно знать, что требует закон для организации безопасности движения транспортных средств, как оформить полис ОСАГО, пройти техосмотр, получить диагностическую карту. В 2021 году процедура имеет особенности, которые должны быть учтены при оформлении автогражданки.
Сроки техосмотра для ОСАГО в 2021
01.03.2021 в очередной раз изменились условия прохождения техосмотра и получения диагностической карты для оформления полиса ОСАГО. Сначала потребовали, чтобы обязательно был проведен осмотр транспортного средства. Затем, в связи с тем, что пункты проведения техосмотра оказались технически не готовы к большому наплыву автомобилей, срок вступления в силу требования отложили.
Теперь до 30.09.2021 г. можно оформить полис ОСАГО со старой диагностической картой. Но владельцы транспортных средств, которые оформят полис в этот период, должны будут в течение месяца (до 01.11.2021г) пройти техосмотр и представить в страховую компанию новую диагностическую карту.
Действие техосмотра для ОСАГО зависит от категории транспортного средства и его возраста:
Как пройти техосмотр для ОСАГО по новым правилам
Какие установлены новые правила прохождения тех осмотра:
Доступ к единой автоматизированной информационной системе СТО открыт не только для страховых компаний и сотрудников ГИБДД, но и для простых граждан. Поэтому вы сможете проверить внесение данных в систему самостоятельно.
Как пройти техосмотр для ОСАГО:
Диагностическая карта на бумажном носителе будет предоставляться исключительно по желанию водителя, при проверке сотрудником ГИБДД или страховщиком ее не нужно предъявлять. Уполномоченные специалисты получат сведения из единой базы.
Операторы СТО должны иметь несколько независимых диагностических линий, чтобы с каждой их них можно было производить осмотр. Будут запускаться передвижные диагностические линии.
Срок хранения информации на электронной диагностической карте 5 лет.
Если у сотрудника ГИБДД возникнут сомнения в проведении диагностики, он может сверить координаты фотографии с местом съемки и другие параметры. При выявлении расхождений он вправе аннулировать диагностическую карту. Также сотрудникам ГИБДД даны полномочия на внезапные проверки работы СТО. По результатам, может быть выписано предписание и станция закроется.
Возможные проблемы и нюансы
Если автомобиль технически не исправен, вам выдадут диагностическую карту с пометкой, что необходимо устранить неполадки в установленный срок. В течение 10 дней необходимо все сделать и предоставить ТС на повторный осмотр.
В базу ЕАИСТО будут занесены сведения о наличии поломок на ТС.
Ремонтировать транспортное средство можно в том же пункте обслуживания, где проходил техосмотр или выбрать другую СТО. В первом случае при повторном осмотре будут проверять только отремонтированные в соответствии с требованиями поломки, во втором осмотр будет произведен полностью.
После проверки будут внесены изменения в диагностическую карту.
Раньше сведения в ЕАИСТО можно было передавать в течение дня, теперь СТО должно иметь возможность непрерывной передачи данных. Если сбой длится более 4-х часов, пункту обслуживания будет запрещено выдавать диагностический карты.
В случае отсутствия связи с системой, возникновении технических неполадок, должен быть составлен соответствующий акт.
Если вы опасаетесь наплыва клиентов в СТО после окончания моратория, оформите диагностическую карту заранее в любой аккредитованной станции. Она также будет иметь полную законную силу, т. к. СТО уже перешли на работу по новым правилам.
Когда техосмотр не нужен
До 30.09.2021 г. можно оформлять полис ОСАГО без техосмотра и предоставления диагностической карты. Срок действия диагностических карт, которые уже оформлены водителями, продлен на 6 месяцев. Пока отсутствует информация, будет ли он продлен дальше или вступят в силу новые правила.
После того, как система начнет действовать, техосмотр не потребуется для новых авто, моложе 4-х лет и для такси, автобусов и грузовиков, моложе 5 лет.
Ответы на вопросы
Можно ли купить диагностическую карту онлайн?
Нет, без осмотра транспортного средства получить карту невозможно.
Сколько стоит пройти техосмотр?
Стоимость зависит от категории транспортного средства, региона предоставления услуги, например, в Москве это до 720 руб. Точную стоимость можно узнать на сайте или по телефону станции техосмотра.
Какой штраф, если не пройти техосмотр?
В 2021 году штрафов не будет, они начнут применятся с 01.03.2022. Он составит 2 тыс. руб.
Подведем итоги
Нововведения 2021 года следующие:
Выбор СТО (станции технического обслуживания) – изменение ОСАГО №9
В 2017 году в федеральное законодательство об обязательном автостраховании были внесены некоторые поправки, касающиеся интересов не только страховых компаний, но и всех без исключения автовладельцев.
При заключении, изменении и продлении договора ОСАГО действуют следующие правила:
Договор автострахования, как и прежде, заключается на один год. Страхователь обязан предоставить свои персональные данные, данные собственника ТС, а также данные всех водителей, указанных в полисе. За достоверность предоставленной информации ответственным является страхователь.
Если к моменту заключения договора Ваш автомобиль еще не прошел государственную регистрацию, строка «Государственный регистрационный знак» не заполняется. После получения номера Вы должны сообщить его в страховую компанию в течение трех рабочих дней.
При утрате страхового полиса дубликат Вы можете получить бесплатно.
Важно знать, что замена указанного в страховом полисе ТС, изменение срока страхования, а также замена страхователя недопустимы.
По Вашему выбору договор ОСАГО может быть оформлен на бумажном носителе или в виде электронного документа. При оформлении электронного полиса страховая компания запрашивает необходимые сведения самостоятельно.
Вы можете выбрать любую страховую компанию, и страховщик не вправе отказать вам в заключении договора.
Что касается порядка уплаты страховой премии, цена страховки рассчитывается с помощью коэффициентов, которые зависят от наличия/отсутствия ДТП в предыдущие периоды вождения. Для этого каждому водителю присваивается определенный класс страхования, причем для расчета страховой премии при заключении договора с ограниченным кругом лиц, допущенных к управлению данным ТС, берется во внимание водитель с наихудшим присвоенным классом. В случае неограниченной страховки коэффициент рассчитывается по классу собственника ТС.
Самые существенные изменения коснулись выплаты компенсации за причиненный вред. Если ранее потерпевший имел право выбора между получением денег и ремонтом поврежденного автомобиля, то сейчас страховое возмещение осуществляется в порядке организации ремонтных работ на одной из станций технического обслуживания, с которой сотрудничает данная страховая компания.
Правила также регламентируют требования к организации восстановительного ремонта. Законом определены сроки выдачи страховщиком направления на такой ремонт и сроки его осуществления.
С 2014 года вступили в силу изменения, которые были внесены в законодательство, регулирующее правила осуществления автострахования.
В настоящее время действует Положение Банка России от 19.09.2014 N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Следовательно, Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» утратило силу. Законодательство в последней редакции с внесенными поправками устанавливает порядок взаимодействия страховщиков и страхователей, а также определяет условия осуществления обязательного страхования. Ниже подробно рассмотрены все изменения, касающиеся защиты интересов как страховых компаний, так и автовладельцев.
Федеральное законодательство в редакции от 2017 года позволяет автовладельцам оформить полис ОСАГО в электронном виде. Таким образом, у Вас есть возможность купить страховку, не посещая офис Вашего страховщика.
Сделать это можно в несколько шагов:
• заходите на официальный сайт выбранной вами страховой компании;
• проходите процедуру авторизации и получаете пароль к личному кабинету;
• в личном кабинете заполняете заявление о заключении договора ОСАГО;
• оплачиваете страховую премию при помощи банковской карты;
• получаете договор ОСАГО в виде электронного документа на е-мейл;
В настоящее время по выбору автовладельцев полис ОСАГО можно оформить не только привычным способом, но и в электронном виде. Чтобы купить страховку, не нужно ехать в офис страховой компании, Вы можете оформить все документы через Интернет.
Остановимся подробнее на порядке получения электронного полиса. Нужно зайти на официальный сайт выбранного Вами страховщика и совершить следующие действия:
• Зарегистрироваться на сайте и после этого зайти в личный кабинет.
• Заполнить заявление о заключении договора ОСАГО. Для его заполнения вам потребуются те же документы, что и для оформления обычного полиса:
водительское удостоверение (нужны водительские права всех лиц, которые будут допущены к управлению данного ТС). В случае неограниченной страховки права предоставлять не нужно;
диагностическая карта (если ТС старше трёх лет).
Такое заявление заверяется электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
• Произвести оплату при помощи банковской карты или другим доступным способом.
• Получить полис ОСАГО, направленный страховщиком на указанный Вами при регистрации е-мейл. Данный документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика в соответствии с требованиями законодательства.
• При желании Вы также можете получить страховой полис на бумажном носителе, подъехав в офис Вашей страховой компании, или получить его по почте.
Рассмотрим другие нововведения, касающиеся страховых случаев при ДТП:
Ремонт по ОСАГО вместо денег
Ранее автовладельцы могли самостоятельно выбрать между получением денежной компенсации за причиненный в результате ДТП ущерб и организацией ремонта. Теперь для владельцев легковых автомобилей установлены новые правила, по которым страховая компания организует ремонт автомобиля на одной из станций технического обслуживания, с которыми она взаимодействует.
Кто может ездить без полиса
До принятия нововведений полис не требовался владельцам транспортных средств, максимальная скорость которых развивает не более 20 км/ч. Теперь значения увеличились до 50 км/ч.
Неустойка за несоблюдение сроков ремонта
Новый регламент защищает права автовладельцев и прописывает сроки выполнения страховщиком взятых на себя обязательств по выполнению ремонтных работ.
Возмещение за эвакуацию автомобиля
Теперь потерпевший самостоятельно выбирает станцию технического обслуживания из списка, предоставленного страховщиком. При этом расстояние от места аварии до автосервиса не должно превышать 50 км, в противном случае владелец ТС оплачивает эвакуацию своего автомобиля за свой счет.
Основания для регрессного иска
В некоторых случаях страховая компания после возмещения ущерба потерпевшей стороне имеет право взыскать выплаченную сумму с виновника ДТП. В этой статье мы подробно рассмотрим конкретные условия, при которых Ваш же страховщик может привлечь Вас к ответственности.
Новые лимиты по Европротоколу
Был изменен размер максимальной страховой выплаты, при которой имеется возможность оформить ДТП без участия сотрудников полиции.
Возмещение ущерба с виновника ДТП
Согласно закону, даже если у виновника ДТП есть полис ОСАГО, с него можно взыскать недостающую после уплаты страхового возмещения сумму, необходимую для ремонта авто. Подробнее эта тема будет рассмотрена ниже.
Выбор СТО (станции технического обслуживания)
В связи с изменением порядка осуществления страхового возмещения (денежные выплаты заменены ремонтом автомобиля) законодательство устанавливает определенные правила организации ремонтных работ. Страховая компания предоставляет пострадавшему список СТО, с которыми она сотрудничает. По обоюдному согласию можно отремонтировать ТС в ином выбранном автовладельцем пункте, который не должен располагаться далее 50 км от места аварии. В противном случае транспортировку оплачивает сам потерпевший.
Коэффициент «бонус-малус» без полиса
Данный показатель, используемый для расчета страховой премии, может быть как повышающим, так и понижающим ее стоимость. Коэффициент зависит от присвоенного конкретному водителю класса страхования (который, в свою очередь, определяется исходя из наличия/отсутствия случаев ДТП в предыдущие сроки вождения). Каждый автовладелец может узнать свой КБМ на официальном сайте РСА.
Прямое урегулирование при ДТП с несколькими участниками
Эта поправка касается изменения количества участников ДТП, при котором разрешается обратиться за страховым возмещением ущерба в свою страховую компанию. Ранее это было возможно, если произошло столкновение двух автомобилей, теперь допускается большее количество участников ДТП.
Кто не получит выплату за аварию
Изменения в законодательстве об ОСАГО не позволяют получать денежные выплаты представителю потерпевшей стороны. Таким образом, автомобильным коллекторам нет смысла выкупать у владельцев транспортных средств их права на возмещение ущерба.
С 2015 года максимальный размер возмещения ущерба, причиненного автомобилю, равен 400 000 рублей, а жизни или здоровью – 500 000 рублей. При этом потерпевшему не придется дожидаться окончания лечения, выплаты осуществляются сразу после предоставления документов, подтверждающих ДТП, и справки от врача о причиненных увечьях.
Лимиты выплат по «Европротоколу» достигают 50 000 рублей.
Наконец, установлены новые коэффициенты, с помощью которых высчитывается размер страховой премии. Теперь стоимость страховки находится в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства.
В январе 2015 года Пленум Верховного суда РФ разместил на своем официальном сайте Постановление об автостраховании, в котором рассмотрел 66 вопросов по ОСАГО. Самые важные изменения рассмотрим ниже:
В случае отказа страховщика выплатить страховое возмещение претензия подается с момента получения отказа.
Исковая давность начинает течь с момента получения данного отказа (либо с момента, когда потерпевший должен был получить информацию об отказе).
Страховой случай по ОСАГО не обязательно наступает при движении автомобиля. ДТП при буксировке, стоянке и т.д. тоже подходит под определение страхового случая.
В случае прямого возмещения ущерба учитывается износ деталей автомобиля, и недостающую для ремонта сумму компенсирует потерпевший.
Новые страховые суммы применяются только относительно договоров, заключенных после 01.10.2014 г.
По договорам, заключенным после 1.04.2015 г размер страхового возмещения может достигать 500 000 рублей (в случае причинения вреда жизни или здоровью).
В случае полной гибели автомобиля размер выплаты определяется его действительной стоимостью на день наступления страхового случая за вычетом годных остатков с учетом их износа.
Размер неустойки за несоблюдение сроков осуществления страхового возмещения равен 1 проценту за каждый день просрочки.
В 2017 году в федеральное законодательство об ОСАГО был внесен ряд изменений. Один из пунктов устанавливает приоритет ремонта автотранспорта перед денежными выплатами.
Правовые нормы определяют порядок осуществления этого вида страхового возмещения:
Проведение ремонта актуально только для владельцев легковых автомобилей.
Потерпевший выбирает СТО из перечня организаций, с которыми сотрудничает данная страховая компания. По обоюдному согласию со страховщиком потерпевший может выбрать СТО самостоятельно.
Срок проведения ремонтных работ не должен превышать 30 дней. В противном случае страховая компания будет вынуждена уплатить неустойку.
Использовать при ремонте бывшие в употреблении детали запрещается (кроме случаев согласования этого вопроса с автовладельцем).
Выплата денежного возмещения возможна в случае полной гибели транспортного средства.
Сразу можно отметить, что поправки, внесенные в закон и регулирующие взаимодействие страховых компаний и автовладельцев, имеют отношение только к водителям легковых автомобилей, которые являются физлицами и которые зарегистрированы на территории РФ.
Новые правила действуют для договоров, заключение которых происходит после 28.04.2017г.
Всего было принято 12 поправок, которые касаются страховых случаев при ДТП и покупки полиса ОСАГО.
Одной из наиболее существенных поправок в федеральном законодательстве об обязательном автостраховании является замена денежной компенсации за причиненный при ДТП ущерб натуральным возмещением убытков, а именно восстановительным ремонтом. Отметим, что это нововведение касается исключительно легковых автомобилей.
Если раньше потерпевший мог выбрать между получением денежной компенсации и организацией ремонта, то в настоящий момент страховое возмещение можно получить лишь в отдельных случаях:
• В результате ДТП произошла гибель транспортного средства, и оно не подлежит восстановлению (в этом случае будет начислена компенсация за вычетом годных остатков).
• Стоимость восстановительного ремонта ТС превышает сумму предполагаемого страхового возмещения (400 000 руб) и при этом автовладелец не согласен доплатить недостающую для проведения ремонта сумму.
•Страховая компания по каким-то причинам не может либо не успевает выполнить принятые на себя обязательства по проведению восстановительного ремонта на выбранной автовладельцем станции СТО (из предложенного страховщиком списка).
• ДТП было оформлено без участия сотрудника ГАИ (в случае, когда ущерб не превышает 50 000 руб), однако в результате сумма ремонта превысила вышеуказанную.
• Потерпевший является инвалидом I-ой или II-ой группы и обращается с заявлением о выплате денежной компенсации за ремонт.
Одними из наиболее часто задаваемых автовладельцами вопросов являются вопросы: можно ли обойтись без ОСАГО, кому и сколько можно ездить без страховки.
Согласно законодательству в последней редакции, не приобретают полис следующие категории граждан:
владельцы ТС, скорость которых развивает не более 50 километров в час;
владельцы ТС, на которые в связи с их техническими характеристиками не распространяется законодательство РФ о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении;
владельцы ТС, которые зарегистрированы в иностранных государствах. Но в этом случае предполагается наличие международного страхового полиса.
Согласно последним нововведениям, владельцы легковых автомобилей могут рассчитывать на организацию и проведение страховщиком восстановительного ремонта поврежденного в результате ДТП транспортного средства. Если ранее потерпевший мог выбрать, получить ему денежную выплату или согласиться на ремонт, то в настоящее время закон позволяет получить страховое возмещение лишь в некоторых случаях.
Однако существуют определенные правила, защищающие интересы автовладельцев:
• Страховая компания обязана выдать потерпевшему направление на ремонт автомобиля не позднее 20 дней с момента подачи потерпевшим заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков (за исключением нерабочих праздничных дней). Этот пункт актуален для автовладельцев, которые согласились на проведение ремонта на одной из предложенных страховщиком станций СТО.
• В том случае, если потерпевший намерен организовать ремонт на самостоятельно выбранной станции СТО, страховая компания имеет право рассматривать заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков в течение 30 календарных дней.
• В направлении на ремонт, выданном страховщиком, должен также быть указан срок проведения ремонта.
Что же грозит страховой компании в случае несоблюдения сроков выдачи направления на ремонт и сроков его проведения?
Если страховщик превышает сроки выдачи направления, он обязан за каждый день просрочки выплатить неустойку в размере одного процента от размера страхового возмещения.
Если страховщик превышает сроки проведения ремонтных работ, он обязан за каждый день просрочки выплатить неустойку в размере 0.5 процента от общей суммы страхового возмещения.
До недавнего времени расходы на эвакуацию поврежденного в результате ДТП транспортного средства компенсировались за счет страховых компаний. Сейчас же закон регламентирует максимальное расстояние, требуемое для доставки поврежденного автомобиля с места аварии или места жительства потерпевшего до станции, где будет проводиться ремонт.
Если потерпевший намерен ремонтировать ТС на станции технического обслуживания, расположенной далее 50 км от места ДТП, ему придется оплатить транспортные расходы самостоятельно.
Далеко не все водители, приобретающие полис ОСАГО, осознают, что их же страховая компания может потребовать от них возмещения ущерба, причиненного ими в результате ДТП. То есть, имея на руках страховку, многие ошибочно считают, что, даже если авария произошла по их вине, они никому ничего не должны, вся ответственность лежит на страховщике. Поэтому очень важно знать некоторые тонкости механизмов страховых выплат, которые дают страховой компании основания потребовать с Вас возмещения убытков.
Суть регресса такова: страховщик возмещает ущерб, а затем взыскивает выплаченную сумму с виновника аварии.
Однако это, разумеется, не значит, что, если Вы являетесь виновником ДТП, обязательно запускается процесс регресса. Тогда наличие у Вас полиса ОСАГО было бы бессмысленным.
Давайте рассмотрим конкретно те случаи, которые влекут за собой привлечение водителя к возмещению убытков. Вы отвечаете за причиненный вред при следующих условиях:
Вы умышленно причинили вред жизни или здоровью потерпевшего.
Вы управляли ТС в состоянии опьянения.
Вы не имели права на управление данным ТС.
Вы самовольно покинули место происшествия.
Вы не были вписаны в договор ОСАГО.
Вы оформили ДТП без участия сотрудника ГАИ и после этого не направили в Вашу страховую компанию экземпляр «Европротокола» в течение 5 рабочих дней.
Вы приступили к ремонту Вашего ТС в течение 15 календарных дней со дня ДТП или не предоставили данное ТС для осмотра по требованию Вашего страховщика (в случае самостоятельного оформления ДТП).
Истек срок действия Вашей диагностической карты.
Следовательно, требовать с Вас возмещения убытков возможно только при совершении противозаконных действий с Вашей стороны. Поэтому, садясь за руль, будьте внимательны и не нарушайте закон!
Европейский протокол – это особый бланк, позволяющий водителям оформить все бумаги, связанные с дорожно-транспортным происшествием, самостоятельно, без участия сотрудников ГИБДД. Этот способ позволяет сэкономить время и оперативно освободить дорогу для проезда. С заполненным извещением и заявлением о возмещении убытков потерпевший в течение 5 дней может обратиться в страховую компанию для получения страхового возмещения.
Самостоятельно оформить ДТП можно в следующих случаях:
• Участниками аварии являются не более двух автомобилей.
• Оба транспортных средства имеют страховку ОСАГО (либо «Зеленая карта» по иностранному аналогу).
• Участники аварии не имеют никаких разногласий по всем аспектам произошедшего ДТП.
Что касается лимитов страхового возмещения, законодательство устанавливает следующие рамки:
В настоящее время выплаты по «Европротоколу» ограничиваются суммой 50 000 рублей (ранее выплаты составляли не более 25 000 рублей).
Для жителей Москвы и области, а также жителей Санкт-Петербурга и области размер страхового возмещения может доходить до 400 000 рублей при условии, если ДТП было зафиксировано фото- или видеосъемкой либо средствами навигации с использованием системы ГЛОНАСС.
Принято считать, что возмещение причиненного при ДТП ущерба лежит на страховой компании. Наличие полиса ОСАГО, казалось бы, избавляет Вас от проблем в случае, если Вы стали виновником аварии. Согласно федеральному законодательству в последней редакции бывают случаи, когда выплачивать денежные суммы приходится именно виновнику ДТП.
Остановимся подробнее на этих моментах.
• Во-первых, страховщику может просто не хватить размера страхового возмещения. При таких обстоятельствах суммы, превышающие страховые выплаты, придется взыскивать напрямую с виновника ДТП либо с собственника ТС.
• Во-вторых, у виновника ДТП может не быть действующей страховки. В этой ситуации ущерб подлежит взысканию также с виновника.
• Также имеется ряд ситуаций, когда страховщик получает право регрессного требования выплат с виновника ДТП (то есть, оплатив страховое возмещение, взыскивает ущерб непосредственно с виновника ДТП). Примеры таких случаев рассмотрены отдельно на нашем сайте в разделе «Основания для регрессного иска».
• В случае необходимости возмещения морального вреда (если есть пострадавшие с телесными повреждениями, в том числе повлекшими смерть).
Изменения в федеральном законодательстве об автостраховании коснулись и оформления полисов ОСАГО. Каждая страховая компания должна обеспечить возможность покупки электронного полиса.
Если Вы решили приобрести страховку через Интернет
Для начала выберите страховщика и затем пройдите на его официальную страницу.
Пройдите регистрацию и получите доступ к личному кабинету.
Заполните заявление о заключении договора ОСАГО. Для этого вам потребуются те же документы, что и для оформления бумажного полиса, а именно:
водительское удостоверение (нужны водительские права всех лиц, которые будут допущены к управлению данного ТС). В случае неограниченной страховки права предоставлять не нужно;
диагностическая карта (если ТС старше трёх лет).
Произведите оплату при помощи банковской карты или любым другим доступным способом.
Получите полис ОСАГО, направленный страховщиком на указанный вами при регистрации е-мейл. Данный документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика в соответствии с требованиями законодательства.
При желании Вы также можете получить страховой полис на бумажном носителе, подъехав в офис Вашей страховой компании, или получить его по почте.
Прежде автовладельцы не имели возможности самостоятельного выбора СТО, на которой будет проводиться ремонт пострадавшего в результате ДТП транспортного средства.
Федеральное законодательство в последней редакции регламентирует, что страховая компания обязана предоставить потерпевшему список станций ремонта, который должен содержать следующую информацию:
название и расположение СТО;
ориентировочные сроки проведения ремонтных работ разного вида;
список марок автомобилей, которые могут обслуживаться на данном СТО.
Это позволяет автовладельцу выбрать удобный для себя вариант.
Рассмотрим положения, устанавливающие правила организации ремонта автомобилей согласно последним изменениям в российском законодательстве:
• Страховая компания выдает потерпевшему направление на ремонт автомобиля в течение 20 дней с момента подачи потерпевшим заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков. Этот пункт актуален для автовладельцев, которые согласились на проведение ремонта на одной из предложенных страховщиком станций СТО.
•В том случае, если потерпевший решил организовать ремонт на самостоятельно выбранной станции СТО, страховая компания имеет право рассматривать заявление о страховом возмещении в течение 30 календарных дней.
• В направлении на ремонт также указывается срок проведения ремонта.
• Срок проведения ремонтных работ не должен превышать 30 дней.
• Выбранный пункт СТО не должен быть удален от места ДТП или места жительства потерпевшего более, чем на 50 км. В противном случае автовладельцу придется оплатить эвакуацию самостоятельно.