Что такое стогна в стихотворении пушкина
стогны
Смотреть что такое «стогны» в других словарях:
стогны — стогны, род. стогн (неправильно стогнов); ед. стогна, ж., род. стогны (малоупотр.) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
стогны — ст огны, стогн, ед. ч. ст огна, ы … Русский орфографический словарь
стогны — мн., Р. стогн; ед. сто/гна (1 ж) … Орфографический словарь русского языка
стогны — стогн; мн. (ед. стогна, ы; ж.). Трад. поэт. Широкие улицы, площади … Энциклопедический словарь
стогны — стогн; мн. (ед. сто/гна, ы; ж.); трад. поэт. Широкие улицы, площади … Словарь многих выражений
стогны — стогн/ы, ед. стогн/а … Морфемно-орфографический словарь
стогны — гн, мн.; СТОГНА, ы, ж. (поэт.). Площадь. ► Уже Фарлаф по граду мчится, И шум на стогнах восстает; В волненьи радостном народ Валит за всадником, теснится. // Пушкин. Руслан и Людмила // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
стогны — улицы города, площади … Словарь литературных типов
Стогны путей — углы улиц, перекрестки дорог … Краткий церковнославянский словарь
СТОГНА — СТОГНА, стогны, жен. (церк. слав.) (поэт., устар.). Площадь, широкая улица. «На немые стогны града полупрозрачная наляжет ночи тень.» Пушкин. «Стояли стогны озерами (во время наводнения).» Пушкин. «По стогнам города пойдешь.» Некрасов. Толковый… … Толковый словарь Ушакова
СТОГНА — жен. и мн. стогны (стигать?), площадь, улицы в городе. Изыди скоро на распутия и стогны града. Лук. Тогда великий град Петров в едину стогну уместился, Ломоносов. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Значение слова «стогна»
СТО’ГНА, ы, ж. [церк.-слав.] (поэт., устар.). Площадь, широкая улица. На немые стогны града полупрозрачная наляжет ночи тень. Пушкин. Стояли стогны озерами (во время наводнения). Пушкин. По стогнам города пойдешь. Некрасов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
сто́гна
1. поэт. устар. площадь (городская), широкая улица ◆ Я с самого начала говорил, что революция достигает чего-нибудь нужного, если совершается в сердцах, а не на стогнах. Венедикт Ерофеев, «Москва-Петушки»
2. поэт. устар. редк. пространство, территория, приволье ◆ С гор фригийских на стогны Эллады / Отведите вы Вакха домой. Еврипид, «Вакханки»
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова генералиссимус (существительное):
Синонимы к слову «стогна»
Предложения со словом «стогна»
Цитаты из русской классики со словом «стогна»
Сочетаемость слова «стогна»
Понятия, связанные со словом «стогна»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «стогна»
Златой подсвечник, священные сосуды храма, самые книги закона носимы были в торжестве по стогнам римским.
Наступит час и я вновь возвращусь под твои изливающие негу покровы и снова моя нога, в поисках ласкового приюта, будет попирать твои гостеприимные стогна.
И вот на этой-то степени стоит и ваш крикун, который мечется там у вас по домам и стогнам града с своей проповедью.
266,Анализ стихотворения А, с, пушкина «воспоминание»
Если анализировать позднее творчество Пушкина, то мы можем увидеть одну особенность. В стихотворениях позднего этапа своей жизни, поэт, в основном, старается проанализировать жизнь. Да не чужую, а свою. В лирическом герое стихотворений просматривается личность самого писателя. Его образ мы видим и в стихе Воспоминание, анализ которого сделаем в нашем сочинении.
Пушкин: Воспоминание, краткий анализ
Свое стихотворение Воспоминание Пушкин пишет в 1828 году. Это произведение было в двух вариантах. Изначально оно написано в тридцати шести строчках, однако во время публикации, писатель оставляет лишь шестнадцать первых, делая тем самым свою работу более обобщенной.
Своими строками в стихотворении Воспоминания Пушкин показывает насколько отягощающими могут быть для человека его воспоминания. Насколько тяжело избавиться от мрачных мыслей о прошлом. Так может нужно стараться жить так, чтобы потом не было ни за что стыдно? Именно об этом я и задумался, когда прочитал стихотворение поэта.
Сохрани себе на стену чтобы не потерять!
История создания
Эти поэтические строки написаны в 1828 году, известна даже более точная дата – 19 мая. В то время поэт пребывал в Петербурге. В печать стихотворение вышло с 1829 году – его выпустили в альманахе “Северные цветы”, но история создания этого стиха не ограничивается сухими фактами.
Черновой вариант стихотворения был значительно длиннее: в чистовике осталось только 16 строк из изначальных 36. Изменилось и название произведения, которое Пушкин изначально планировал назвать “Бдение” или “Бессонница”. Но в результате произведение получилось цельным и действительно читается без пауз, как и задумывал автор.
“Воспоминание” – произведение очень мрачное, что достаточно нехарактерно для пушкинской лирики. Объясняется это тем, что поэт находился под глубоким впечатление от расправы над друзьями-декабристами – теми, кому посвящено это стихотворение – и не мог избавиться от пессимистического настроя.
Анализ стихотворения Пушкина Воспоминание
А.С. Пушкин Воспоминание
Когда для смертного умолкнет шумный день И на немые стогны града Полупрозрачная наляжет ночи тень И сон, дневных трудов награда, —
В то время для меня влачатся в тишине Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской, Теснится тяжких дум избыток; Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
Стихотворение А.С. Пушкина «Воспоминание» было написано в 1828 году. Поэт выражает свое отношение к той жизни, которая уже прошла, воспоминания о ней. У Пушкина «длинный свиток» воспоминания исполнен всего того, что герой хотел бы забыть, вычеркнуть из своей жизни:
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю.
Ключевым является образ свитка жизни, который можно сопоставить с тем свитком, в который древнегреческие богини Мойры заносили события человеческой жизни и в котором ничего не мог исправить даже повелитель богов Зевс.
Лирический герой Пушкина испытывает отвращение к своему прошлому: он совершил множество ошибок, стыдится своих поступков, не может ничего изменить:
Но строк печальных не смываю.
В стихотворении главным образом изображаются чувства лирического героя. Для лексического строя произведения характерно употребление, особенно вначале, высокого «штиля» и устаревших слов: «для смертного», «стогны града», «бденье». Так подчеркивается серьезность переживаний лирического героя. «Полупрозрачная ночи тень» — эпитет, вызывающий ассоциации с белыми ночами Петербурга. Метафоры, использованные поэтом в стихотворении, экспрессивны и эмоциональны: «горят во мне / Змеи сердечной угрызенья», «мечты кипят», «тяжких дум избыток». Они передают переполненность героя чувствами: при внешнем воздействии в нем кипит сложная, нередко мучительная духовная жизнь. Метафора «свиток воспоминания» передает, как мысли о прошедшем одна за другой посещают героя; его внутренний взор уходит во все более отдаленные дни и не может остановиться на чем-то радостном — все воспоминания вызывают горечь, стыд, отвращение к себе. Там же, где описывается то, что происходит с лирическим героем с наступлением ночи и без его действия, независимо от него используются олицетворения: «…влачатся… часы», «теснится… дум избыток».
Шестистопный ямб чередуется в стихотворении с четырехстопным, мужская рифма чередуется с женской. Обратим внимание на женскую рифму «бденья — угрызенья» и на мужскую «день — тень», которые подчеркивают, что тоска, угрызения совести не связаны с дневным временем суток, они приходят только ночью.
Для пушкинского образа автора воспоминания — тяжелый груз, от которого он не в силах избавиться. В прошлом он не находит «светлой радости», и грусть, приходящая к нему из прошедшего, далеко не светла. Прошлое мешает ему в настоящем, возвращаясь мучениями бессонными ночами.
На этой странице искали :
Литературное направление
Могут возникнуть трудности с определением литературного направления. Лирический герой переживает волнения, что характерно для романтизма. Но в стихотворении нет кульминации, которая всегда есть в романтических произведениях, нет наивысшей точки переживаний. Поэтому стихотворение следует отнести к реализму.
А.С. Пушкин Воспоминание
Когда для смертного умолкнет шумный день И на немые стогны града Полупрозрачная наляжет ночи тень И сон, дневных трудов награда, —
В то время для меня влачатся в тишине Часы томительного бденья:
В бездействии ночном живей горят во мне Змеи сердечной угрызенья;
Мечты кипят; в уме, подавленном тоской, Теснится тяжких дум избыток; Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток;
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю.
Стихотворение А.С. Пушкина «Воспоминание» было написано в 1828 году. Поэт выражает свое отношение к той жизни, которая уже прошла, воспоминания о ней. У Пушкина «длинный свиток» воспоминания исполнен всего того, что герой хотел бы забыть, вычеркнуть из своей жизни:
И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю.
Ключевым является образ свитка жизни, который можно сопоставить с тем свитком, в который древнегреческие богини Мойры заносили события человеческой жизни и в котором ничего не мог исправить даже повелитель богов Зевс.
Лирический герой Пушкина испытывает отвращение к своему прошлому: он совершил множество ошибок, стыдится своих поступков, не может ничего изменить:
Но строк печальных не смываю.
В стихотворении главным образом изображаются чувства лирического героя. Для лексического строя произведения характерно употребление, особенно вначале, высокого «штиля» и устаревших слов: «для смертного», «стогны града», «бденье». Так подчеркивается серьезность переживаний лирического героя. «Полупрозрачная ночи тень» — эпитет, вызывающий ассоциации с белыми ночами Петербурга. Метафоры, использованные поэтом в стихотворении, экспрессивны и эмоциональны: «горят во мне / Змеи сердечной угрызенья», «мечты кипят», «тяжких дум избыток». Они передают переполненность героя чувствами: при внешнем воздействии в нем кипит сложная, нередко мучительная духовная жизнь. Метафора «свиток воспоминания» передает, как мысли о прошедшем одна за другой посещают героя; его внутренний взор уходит во все более отдаленные дни и не может остановиться на чем-то радостном — все воспоминания вызывают горечь, стыд, отвращение к себе. Там же, где описывается то, что происходит с лирическим героем с наступлением ночи и без его действия, независимо от него используются олицетворения: «…влачатся… часы», «теснится… дум избыток».
Шестистопный ямб чередуется в стихотворении с четырехстопным, мужская рифма чередуется с женской. Обратим внимание на женскую рифму «бденья — угрызенья» и на мужскую «день — тень», которые подчеркивают, что тоска, угрызения совести не связаны с дневным временем суток, они приходят только ночью.
Для пушкинского образа автора воспоминания — тяжелый груз, от которого он не в силах избавиться. В прошлом он не находит «светлой радости», и грусть, приходящая к нему из прошедшего, далеко не светла. Прошлое мешает ему в настоящем, возвращаясь мучениями бессонными ночами.
На этой странице искали :
Сохрани к себе на стену!
Жанр произведения
Стихотворение можно отнести к философской лирике. Лирический герой рассуждает о судьбе, о ее влиянии. Он понимает, что судьбу нельзя изменить, забыть прошлое тоже нельзя. Прошлое неизменно, и часто трагично, но не стоит поддаваться печальному року. Нужно сохранять расположение духа, быть сильным, чтобы не сломится.
Литературное направление, жанр
Вопрос о литературном направлении, к которому можно отнести стихотворение, очень непрост. Его лирический герой – романтик. Ночь для романтика – время философских рассуждений. Во время бессонницы он мучится угрызениями совести, причина которых заключена в его прошлом. Он с отвращением вспоминает о былом, трепещет, проклинает и жалуется.
Но тот факт, что Пушкин отбрасывает конкретные и весомые жалобы, дающие такую отраду романтическому сознанию, свидетельствует скорее в пользу реализма. В отвергнутой автором части не хватает кульминации. Романтический герой все переживания сводит к романтическим любовным историям и смерти возлюбленных, к тайнам «счастия и гроба». Лирический герой Пушкина, хоть и угнетён, но не сломлен: «Но строк печальных не смываю». Он принимает прошлое, переживает воспоминания, но не погружается в них с головой. То, что Пушкин не напечатал конец стихотворения, говорит о позиции реалиста.
Стихотворение относится к жанру философской лирики.
Композиция
С композиционной точки зрения это достаточно простое стихотворение – поскольку оно представляет собой единое предложение, Пушкин использовал одночастную композицию.
В первой строфе он описывает место действия и указывает на время – это ночь в Петербурге. Далее следует описание всего, что чувствует лирический герой, того, что его мучит и вызывает бессонницу. Главной для понимания идеи произведения является последняя строчка – лирический герой не избавляется от прошлого несмотря на то, что оно явно мешает ему в настоящем. Он не может этого сделать: разочарования и горести – это та ноша, которую ему суждено нести.
Стихотворение рассказывает о человеке, который томится из-за воспоминаний. В то время, когда все спят, он бодрствует, вспоминает все события, которые повлияли на него. Эти события не всегда приятные, и хотелось бы их забыть, но они всегда будут рядом с человеком, он будет помнить о них, они будут влиять на героя. Это нельзя изменить, это вечно. И герой может только лишь смириться и подчиниться.
Картинка к стихотворению Воспоминание
Композиция
Композиция стихотворения очень интересна. Стихотворение представляет всего одно предложение. Это вносит некоторую стремительность. Произведение читается на одном дыхании. Повествование начинается с показа места событий. Становится понятно, что это Петербург. Далее идет пояснение, мы понимаем, почему герой страдает бессонницей – его мучают воспоминания. Оканчивается произведение заключением рассуждений. Поэт утверждает, что нельзя убежать от своего прошлого, оно всегда будет рядом, ни смотря не на что.
Рифмовка в произведении перекрестная. Чередуются также шестистопный и четырехстопный ямб. Все это придает произведению некоторую тяжесть и торжественность, но это делает стихотворение более живым, понятным.
Средства выразительности
Средства художественной выразительности играют важную роль в этом произведении. Они придают стихотворению настроение, образность. Поэт использует простые тропы – эпитеты: «немые стогны», «ночное бездействие», «полупрозрачная тень» и другие.
Также автор использует сложные тропы – метафоры: «Сердечная змея», «ум, подавленный тоской»; олицетворение: «умолкнет день», «часы влачатся».
Все эти средства помогают создать полную картину переживаний человека. В стихотворении используются архаизмы, они придают торжественность. В последних строках ряд однородных глаголов придают стремительность, ведут к кульминации.
Образы
Основной образ – это образ лирического героя. Он представляет собой самого Александра Сергеевича, находившегося под впечатлением от расправы над декабристами, но на месте поэта может быть любой человек. Образ общий, к нему подходит любой персонаж. Все переживают из-за совершенного или несделанного ранее, и это сильно огорчает.
СТОГНА
Смотреть что такое «СТОГНА» в других словарях:
СТОГНА — СТОГНА, стогны, жен. (церк. слав.) (поэт., устар.). Площадь, широкая улица. «На немые стогны града полупрозрачная наляжет ночи тень.» Пушкин. «Стояли стогны озерами (во время наводнения).» Пушкин. «По стогнам города пойдешь.» Некрасов. Толковый… … Толковый словарь Ушакова
СТОГНА — СТОГНА, ы, жен. (стар. высок.). Городская площадь или улица. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
стогна — сущ., кол во синонимов: 2 • площадь (19) • улица (26) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
стогна — (площадь). Общеслав. Суф. производное (суф. н ) от стьга. См. стежка, достигать, зга. Первоначальное стьгна «улица, площадь» > стъгна (с ассимилятивным изменением, под влиянием а, ь > ъ) и с падением редуцированных > стогна. К развитию… … Этимологический словарь русского языка
стогна — стогна, стогны, стогны, стогн, стогне, стогнам, стогну, стогны, стогной, стогною, стогнами, стогне, стогнах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
стогна — див. стогни … Український тлумачний словник
стогна — тсонга (народность африка) … Краткий словарь анаграмм
стогна — іменник жіночого роду широка вулиця, майдан рідко … Орфографічний словник української мови
стогны
Смотреть что такое «стогны» в других словарях:
стогны — стогны, род. стогн (неправильно стогнов); ед. стогна, ж., род. стогны (малоупотр.) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
стогны — ст огны, стогн, ед. ч. ст огна, ы … Русский орфографический словарь
стогны — мн., Р. стогн; ед. сто/гна (1 ж) … Орфографический словарь русского языка
стогны — стогн; мн. (ед. сто/гна, ы; ж.); трад. поэт. Широкие улицы, площади … Словарь многих выражений
стогны — стогн/ы, ед. стогн/а … Морфемно-орфографический словарь
стогны — гн, мн.; СТОГНА, ы, ж. (поэт.). Площадь. ► Уже Фарлаф по граду мчится, И шум на стогнах восстает; В волненьи радостном народ Валит за всадником, теснится. // Пушкин. Руслан и Людмила // … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
стогны — улицы города, площади … Словарь литературных типов
Стогны путей — углы улиц, перекрестки дорог … Краткий церковнославянский словарь
СТОГНА — СТОГНА, стогны, жен. (церк. слав.) (поэт., устар.). Площадь, широкая улица. «На немые стогны града полупрозрачная наляжет ночи тень.» Пушкин. «Стояли стогны озерами (во время наводнения).» Пушкин. «По стогнам города пойдешь.» Некрасов. Толковый… … Толковый словарь Ушакова
СТОГНА — жен. и мн. стогны (стигать?), площадь, улицы в городе. Изыди скоро на распутия и стогны града. Лук. Тогда великий град Петров в едину стогну уместился, Ломоносов. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля