Что такое столбчатая диаграмма 5 класс
Столбчатые и круговые диаграммы
Презентация к уроку
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
10% от 760 | 5% от 820 |
25% от 440 | 20% от 550 |
2% от 200 | 75% от 400 |
50% от 1100 | 4% от 50 |
2. В первый день было изготовлено 32% плановой продукции, во второй – 46%, а на третий день – оставшаяся часть. Сколько процентов было изготовлено на третий день?
3. Какую часть составляет 25%, 100%, 50%, 25%, 75%?
4. Начертите круг и закрасьте его часть:
5. Вычислить:
III. Объяснение нового материала.
Учитель:Мы имеем информацию о том, как магазин в течение 5 лет продавал холодильники. В 2003 году их стоимость была 2 тысячи рублей, в 2004г. – 4 тысячи рублей, в 2005г. – 6 тысяч рублей, в 2006г. – 5 тысяч рублей, в 2007 г. – 7 тысяч рублей.
В таком виде информацию использовать неудобно. Трудно увидеть, как менялись цены год из года, когда они поднимались, а когда снижались, в каком году была самая высокая и самая низкая цена. Человек лучше понимает и запоминает те сведения, которые представлены наглядно. Для наглядного представления различных числовых данных могут быть использованы диаграммы.
Информацию об изменении цен на холодильники можно представить на столбчатой диаграмме (рис. 1.). Для этого цены изобразим в виде прямоугольников, у которых одинаковые основания, а высоты соответствуют размеру цены.
Столбчатые диаграммы применяются в тех случаях, когда нужно сравнивать полученные данные, показать, как меняются со временем интересующие нас явления.
Учитель: На столбчатой диаграмме (рис. 2) видно, в каком году цены поднимались и снижались, в каком году была самая высокая и самая низкая цена.
Рассмотрим следующую задачу: на столбчатой диаграмме показана средняя продолжительность жизни некоторых животных:
Нам известно, что в 6 классе 7 человек написали контрольную работу на «5», 6 человек – на «4», 5 человека – на «3» и только 2 написал на «2».
Как удобно изобразить эту информацию? Давайте покажем это на столбчатой диаграмме (рис. 3.):
Эту же информацию можно изобразить на круговой диаграмме (рис. 4):
Здесь круг изображает весь 6 класс, то есть 100%, причем величины процентной успеваемости соответствуют размерам частей круга.
Круговые диаграммы удобно использовать в тех случаях, когда нужно представить соотношения между частями целого.
— Как вы считаете, на столбчатой или круговой диаграмме данная информация более наглядна?
IV. Формирование умений и навыков.
Учитель: 1. На столбчатой диаграмме показано, сколько было продано магазином спортивных костюмов за 4 месяца.
Результаты представлены на столбчатой диаграмме (рис. 5):
2. На круговой диаграмме показано, как распределились мнения 800 людей при ответе на вопрос: «Будет ли конец света?».
Результаты представлены на круговой диаграмме (рис. 6):
3. Работа в тетрадях: № 124, № 125, № 132, № 133, № 134, № 135, № 136.
V. Итоги урока.
Вопросы учащимся по рис. 7, 8:
VI. Домашнее задание.
Используемая литература:
Диаграммы
Рассмотрим примеры диаграмм с помощью следующей задачи:
Столбчатая диаграмма:
Построение данного вида диаграмм начинаем с построения прямого угла:
Выберем масштаб для вертикальной оси. В данном случае удобнее всего одну клетку принять за 6 тыс. рублей. Тогда мы можем подписать ось:
Далее строим столбец, который будет соответствовать зимнему заработку и подписываем его снизу, то есть времена года мы расположим вдоль горизонтальной оси:
Затем, отступив две клетки, рисуем столбец, который будет соответствовать весеннему заработку:
Далее строим столбцы, которые соответствуют летнему и осеннему заработкам:
Итак, мы изобразили данные с помощью столбчатой диаграммы. При их построении стоит помнить, что столбцы должны иметь одинаковую толщину и находится на одинаковом расстоянии. Например, данные с диаграммы выше можно изобразить в виде диаграммы, на которой столбцы расположены рядом:
Или с помощью диаграммы, на которой данные изображены в виде отрезков:
Круговая диаграмма:
Чтобы построить круговую диаграмму, найдем годовой заработок тракториста, для этого сложим заработки всех сезонов:
36 + 54 + 120 + 72 = 282 (тыс. рублей).
Построение круговой диаграммы начинается с построения круга произвольного радиуса:
Далее проводим радиус в произвольном месте:
Теперь рассуждаем так. Всего тракторист заработал 282 тыс. рублей, из них зимой он заработал 36 тыс. рублей. Найдем сколько процентов от всего заработка составляет зимний:
36 : 282100 = 12,76%.
Нам известно, что в круге 180° + 180° = 360°. Тогда найдем сколько градусов составляют 12,76% круга:
360 : 10012,76 = 45,9° ≈ 46°. (Для удобства построения будем данные округлять до целых градусов.).
Теперь откладываем от изображенного радиуса угол равный 46°. Закрашиваем полученный сектор синим цветом:
Далее вычислим сколько процентов составляет весенний заработок:
54 : 282100 = 19,15%.
Находим сколько градусов составляют 19,15% круга:
360 : 10019,15 = 68,9° ≈ 69°
Откладываем полученный угол. Закрашиваем полученный сектор фиолетовым цветом:
Что соответствует 360 : 10042,55 = 153,18° ≈ 153° и 360 : 100
25,53 = 91,9° ≈ 92°. Изображаем данные углы:
Итак, мы получили круговую диаграмму, изображающую данные задачи.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Урок «Столбчатые диаграммы»
Тема урока: «Столбчатые диаграммы»
Ф.И.О. Семяшкина Ирина Васильевна
Должность: учитель математики
Место работы: МБОУ «Щельяюрская СОШ», п. Щельяюр, Ижемский район, Республика Коми.
Урок освоения новых знаний
Познакомить учащихся с понятиями «диаграмма», «Столбчатая диаграмма», видами диаграмм;
сформировать умение грамотно «читать» диаграммы и представлять информацию с помощью диаграмм.
сформировать навыки самостоятельной работы с информацией;
учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы;
развивать умение работать в парах.
воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;
способствовать формированию и развитию культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету;
формировать позитивную психологическую атмосферу в группе.
Научиться использовать полученные знания при решении практических задач в реальной жизни.
Овладеть профессиональными компетенциями:
Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями, критичное отношение к полученной информации)
Коммуникативной (умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, проявлять желание добиваться успеха в своей деятельности.)
Уметь самостоятельно приобретать новые знания.
Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
Актуализация знаний, целеполагание и мотивация.
Работа над новым материалом.
Первичное усвоение новых знаний.
Первичное закрепление нового способа действия.
Итоги урока. Рефлексия.
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения.
сформировать знания учащихся по изучаемой теме,
использовать полученные знания при решении конкретных практических задач.
Регулятивные: проверять результаты вычислений; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки; оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности; планировать шаги по устранению пробелов; составлять план изучения темы под руководством учителя; учиться работать по предложенному учителем алгоритму.
Познавательные: извлекать, преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму представления информации; развивать умение построения логической цепи рассуждения; делать выводы о результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные : сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации; организовывать взаимопроверку выполненной работы; развивать речевую деятельность: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли и мнение при обсуждении задания.
смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
— Здравствуйте, ребята, садитесь. Очень рада вас видеть.
— Дежурный, назовите отсутствующих.
Актуализация знаний, целеполагание и мотивация.
Давайте вместе определим тему нашего урока. Слайд 2.
Ребята, Вы отлично справились с заданием! И тема нашего урока «Столбчатые диаграммы». Слайд 1.
Диаграмма… Как вы понимаете данный термин? (ученики затрудняются ответить)
Наш план урока на сегодня: Слайд 3
Знакомство с понятием «диаграмма»
Рассмотрение видов диаграмм и их применимость;
Разбор алгоритма построения столбчатой диаграммы;
Закрепление на практическом задании.
Работа над новым материалом.
Итак, приступим. Слайд 4
Диаграмма (с греческого— изображение, рисунок, чертёж) — графическое представление данных, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин. Представляет собой геометрическое символьное изображение информации с применением различных приёмов техники визуализации.
Давайте познакомимся с некоторыми видами диаграмм. Слайд 5
Линейные диаграммы (На что похож данный вид диаграммы? отвечают на вопрос: на график) Правильно, это график, на оси х располагаются года, по оси у – количество мигрирующего населения.
Круговые диаграммы (На что похож данный вид диаграммы? отвечают на вопрос: круг с частями) Правильно, это круг, а его части называются секторами.
Радиальные диаграммы. В отличие от линейных диаграмм, в радиальных или сетчатых диаграммах более двух осей. По каждой из них производится отсчёт от начала координат, находящегося в центре. Для каждого типа полученных значений создаётся своя собственная ось, которая исходит из центра диаграммы. Радиальные диаграммы напоминают сетку или паутину, поэтому иногда их называют сетчатыми.
Пространственные диаграммы. Ещё их называют трёхмерные диаграммы, являются объёмными аналогами пяти основных типов двухмерных диаграмм: Изображение в объёмном виде упрощает понимание информации.
Диаграммы – области. Диаграммы-области — это тип диаграмм, схожий с линейными диаграммами способом построения кривых линий. Отличается от них тем, что область под каждым графиком заполняется индивидуальным цветом.
Столбчатые диаграммы. (На что похож данный вид диаграммы? отвечают на вопрос: диаграмму, представленную с помощью столбиков.) Да, верно. Познакомимся с этим видом поближе. Какую информацию мы с Вами можем извлечь из диаграммы? (скорость различных видов животных).
— Так как тема нашего урока сегодня «Столбчатые диаграммы», давайте познакомимся с их алгоритмом построения. Слайд 6 (Обучающиеся смотрят учебную презентацию и делают соответствующие записи в тетради).
1. Сбор данных в таблицу. В качестве переменной х обычно выступают факторы (причины), в качестве у — характеристики качества (количество).
2. Нахождение максимальных и минимальных значений переменных х и у. Начертить прямой угол. Изобразить шкалу на обоих координатных лучах. Шкалы наносятся таким образом, чтобы длины осей были приблизительно одинаковыми.
3. От выбранных точек построить вертикальные столбики, высота которых равна значению соответствующих величин.
Давайте немного передохнем.
Физкультминутка. Слайд 7. (обучающиеся выполняют физминутку вместе с учителем по содержанию текста.)
Солнце глянуло в окно,
Время отдохнуть пришло.
Надо всем нам дружно встать.
Раз присесть, достать до пятки.
И плечами покачать.
А затем, как на зарядке,
Прямо и красиво встать.
Руки вытянуть пошире
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Физкультминутка, как зарядка.
Первичное усвоение новых знаний.
Поработаем за столами в парах. Я раздам карточки, по которым Вам надо найти необходимую информацию.
(обучающиеся выполняют задания и совместная проверка на слайдах презентации.) Слайды 8-15.
Первичное закрепление нового способа действия.
А теперь, ребята, мы с Вами будем строить свою столбчатую диаграмму. Для этого Вам необходимо собрать информацию о месяцах рождения всех ребят класса. А потом мы сравним Ваши получившиеся диаграммы. У всех должны получится одинаковые результаты.
Слайд 16. Практическое задание: Составление столбчатой диаграммы.
Инструкция: Заполнить в таблицу собранную информацию о месяцах рождения учеников класса. На основе собранной информации, построить столбчатую диаграмму.
Итоги урока. Рефлексия. Слайд 17.
Предлагаю Вам облако «тегов», которые необходимо дополнить. (Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
было интересно узнать, что…
мне захотелось… и т.д.
Домашнее задание. Слайд 18.
Собрать информацию по одному из перечисленных характеристик (возраст, рост, вес, размер ноги и тп.) всех членов семьи в таблицу. На основе собранной информации, построить столбчатую диаграмму.
Ребята, у кого еще остались моменты, которые Вам непонятны, я предлагаю в помощь видеоурок для просмотра дома. Столбчатые и линейные диаграммы.
Конспект 5 класс Столбчатые диаграммы
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: «Столбчатые диаграммы»
Роль и место данной темы в курсе:
В курсе математики и информатики тема «Диаграммы» стала одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, которая широко используется в СМИ, Интернет-ресурсах и т.п. У учащихся формируются представления о приемах сбора необходимых данных и наглядном изображении, что также способствует умению анализировать, сравнивать и делать соответствующие выводы.
Основные вопросы темы:
Перечень вопросов, изучаемых в данной теме:
· столбчатые диаграммы (назначение, преимущества);
· чтение диаграммы и решение задач по ней;
· анализ и сравнение данных;
· построение столбчатой диаграммы ручным способом и с помощью компьютера.
Метапредметные умения и навыки:
· определять учебную задачу;
· сотрудничать при решении учебных задач;
· планировать собственную деятельность;
· составлять на основе данных диаграммы;
· задавать вопросы разного вида;
· выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнения;
· кратко формулировать свои мысли.
Биология, география, информатика.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов (компакт-диски, Интернет-ресурсы) и компьютерных программных средств: для проведения уроков по данной теме благодаря Интернет-ресурсам можно подобрать большой объем интереснейшей информации. У детей формируется умение работать с информацией, повышается интерес к современным компьютерным технологиям, совершенствуются навыки работы с компьютерной техникой.
Средства обучения (в том числе технические средства обучения): компьютеры, мультимедийный проектор, экран, принтер, таблицы с диаграммами, печатные средства (раздаточный материал).
· Microsoft Power Point
Использование компьютера при подготовке учителя к уроку:
Стандартные программы операционной системы Windows позволяют создать такие материалы к уроку как:
Ожидаемые результаты обучения.
Изучив тему «Столбчатые диаграммы» ученики должны:
· знать назначение, преимущества столбчатых диаграмм;
· уметь читать и решать задачи по ней;
· выделять и группировать данные, которые должны быть отражены на диаграмме.
· интерпретировать количественную информацию, представленную в диаграмме.
· освоить построение диаграмм ручным способом и с помощью компьютера;
· применять построение диаграмм в практической деятельности.
Цель: познакомить учащихся со столбчатыми диаграммами, их назначением и построением.
· формировать у учащихся понятие «столбчатая диаграмма»;
· учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать выводы;
· воспитывать у учащихся навыки учебного труда;
· воспитывать познавательную активность.
· развивать мыслительные операции, посредством наблюдений, сравнений, сопоставлений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия материала;
· способствовать творческой деятельности учащихся;
· продолжать развитие навыков работы с информационными технологиями.
Оборудование: к омпьютеры, мультимедийный проектор, экран, таблицы с диаграммами, печатные средства (раздаточный материал).
I. Организационный момент.
Здравствуйте, садитесь. У нас сегодня необычный урок по математике
II. Мотивация учебной деятельности.
-Скажите, для чего нам даны таблицы? ( Сбор и сравнение информации)
-Ребята, мы научились работать с таблицами? Научились ли мы находить нужную нам информацию по таблицам?
-Как вы думаете, в виде чего ещё можно изобразить подобную информацию? (В виде диаграммы)
Слайд 2 (виды диаграмм)
-Диаграммы бывают разных видов, а с какой мы познакомимся сегодня, вы узнаете, выполнив следующее задание:
Задание«Расшифруй фразу». Слайд 3
Результат: определение темы урока.
На слайде размещен фрагмент электронной таблицы, в ячейках записаны буквы, в тетрадь нужно записать буквы, соответствующие заданным ячейкам.
Чтобы узнать, как называются такие изображения, выполните задание.
C2, A3, B1, D3, B4, A2, C1, C3, A1, A4, D1, B2, B5, B3, A5, B5, C5, D4, D5
Что у вас получилось?
Сообщение темы и цели урока (Столбчатые диаграммы).Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.
Попрошу вас заполнить бланки, лежащие у каждого на столе
Алгоритм построения диаграмм
Сферы использования диаграмм
-Ребята, что мы должны будем узнать и чему должны будем научиться?
· Научиться строить диаграммы,
· находить необходимую информацию.
-Для этого я попрошу вас открыть с.208, прочитать самостоятельно абзац «Построение диаграмм» и обсудить в парах алгоритм построения диаграммы.
III. Изучение нового материала.
1. Работа с алгоритмом.
-Чтобы построить диаграмму, что для этого необходимо?
· Построить прямой угол
· На горизонтальной стороне указать объект изучения
· На вертикальной стороне, выбрав единицу измерения, отметить необходимое число
Фрагмент учебника. ( весь фрагмент?)
Необходимо отметить, что ширина столбцов и расстояние между ними должны быть одинаково.
1. Работа с диаграммой. Самостоятельная работа «Построение столбчатой диаграммы ручным способом».
Вид деятельности: работа в парах.
Сегодня вам предстоит в роли аналитика обработать данные о продолжительности жизни некоторых животных»
Обеспечение: техническое задание «П родолжительность жизни некоторых животных », в тетрадях, фломастеры, линейки, простые карандаши. Необходимо самостоятельно построить диаграмму
Средняя продолжительность жизни некоторых животных
В чем была трудность?
Какие вопросы можно задать?
У каких животных продолжительность жизни не
Сколько таких животных?
-Кто правильно выполнил задание?
-У кого были затруднения?
2. Работа с диаграммой.
Вид деятельности: физкультминутка.
Среди пятиклассников одной из школ было проведено анкетирование, которое позволило выяснить наличие домашних питомцев у ребят. Результаты на экране
Посмотрите на диаграмму.
· Присядьте столько раз, сколько собак у учащихся
· Хлопните в ладоши столько раз, сколько кошек.
· Кивните головой столько раз, сколько попугаев.
Результат: смена деятельности, эмоциональная разгрузка.
V. Самостоятельная работа.
Вид деятельности: самостоятельная работа. (на отдельных листах, которые сдадут)
А теперь попробуйте сами построить диаграмму по данным «Средняя скорость некоторых животных и птиц».
Скорость передвижения (км/ч)
Воспользуйтесь алгоритмом построения диаграмм.
Давайте проверим, что у вас получилось.
2 уровень (для желающих в печатном варианте)
1.Найти в СМИ таблицу. По ней построить столбчатую диаграмму.
2.Известно, что некоторые птицы отличаются долголетием: гуси – 80 лет, вороны – 100 лет, попугаи – 120 лет, соколы – 160 лет, лебеди – 300 лет, грачи – 350 лет. Задание:
а) Построить столбчатую диаграмму про птиц.
б) Придумать три вопроса к диаграмме и записать их в тетрадь.
Результат: построение диаграммы ручным способом.
Какую тему изучили сегодня на уроке?
Что научились с вами строить?
Как лучше строить диаграммы? (Самим или с помощью компьютера)
Помогают изображают разъясняют
Они понятно представляют данные
2. Решение задач из ЕГЭ
Вид деятельности: самостоятельная работа.
Обеспечение: техническое задание.
Как вы думаете, где еще встречаются столбчатые диаграммы.
Оказывается, столбчатые диаграммы встречаются на экзаменах по математике, обществознанию, информатике в 11 классе.
Давайте попробуем решить задания из ЕГЭ.
№1
Результат: решение экзаменационных задач.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Методика обучения математике в основной и средней школе в условиях реализации ФГОС ОО
Курс профессиональной переподготовки
Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация 6 класс Круги Эйлера
Конспект 6 класс «Множества. Операции над множествами. «Круги Эйлера»
Карточка 6 класс «Умножение десятичных дробей»
Карточка 5 класс «Умножение дробей»
Презентация 6 класс «Многогранник»
Презентация 6 класс «Призма»
Презентация по математике «Множества»
Итоговая контрольная работа по математике в 3 классе
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5434558 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.