Что такое столбчатые и круговые диаграммы 6 класс
Урок математики в 6-м классе по теме «Круговые и столбчатые диаграммы»
Разделы: Математика
Ход урока.
1.Организационный момент: организация рабочего места, постановка целей и плана урока.
2. Инструктаж. Правила техники безопасности в кабинете информатики.
3. Устная работа.
4. Компьютерный практикум. (В нашей школе работа учащихся с компьютером, начинается во втором классе и уже к шестому классу они, имеют навыки работы с электронными таблицами).
Задание №1. Постройте круговую диаграмму распределения площади суши и мирового океана. Для этого составить электронную таблицу в Microsoft Excel, на панели управления найти команду “МАСТЕР ДИАГРАММ”.
Задание № 2. Постройте сравнительную столбчатую диаграмму процента успеваемости и процента качества знаний учащихся 6 класса за четыре четверти и год. (Данные в таблицу можно придумать самим, а можно взять реальные цифры по итогам данного класса, например по математике).
Вычисление процентов рекомендую высчитывать, используя, программу КАЛЬКУЛЯТОР.
Оценка | 1ч. | 2ч. | 3ч. | 4ч. | год |
“5” | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 |
“4” | 10 | 12 | 11 | 12 | 12 |
“3” | 13 | 12 | 13 | 12 | 13 |
“2” и н\а | 2 | — | 1 | 1 | — |
Занести данные в таблицу в Microsoft Excel, на панели управления найти команду “МАСТЕР ДИАГРАММ”.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год | |
% успеваемости | 93 | 100 | 96 | 96 | 100 |
% качества | 44 | 56 | 48 | 52 | 52 |
Задание №3. Постройте столбчатую диаграмму крупных водохранилищ России (площадь, объем, средняя глубина, напор). Предварительно систематизируйте полученные данные в таблицу. Сделайте выводы.
Площадь (кв.км.) | Глубина (м.) | Объем (куб.км.) | Напор(м.) | |
Камское водохранилище | 1700 | 6,5 | 11 | 21 |
Горьковское водохранилище | 1400 | 5,2 | 7 | 18 |
Рыбинское водохранилище | 4650 | 5,5 | 25 | 25 |
Цимлянское водохранилище | 260 | 9,2 | 24 | 26 |
Братское водохранилище | 5300 | 34 | 180 | 104 |
Куйбышевское водохранилище | 5000 | 10,4 | 52 | 28 |
Так как общая диаграмма получается невыразительной(из-за большой разницы в измерениях) предложите сделать диаграмму на каждый параметр отдельно.
Открытый урок по теме:»столбчатые и круговые диаграммы»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Открытый урок в 6 классе по теме «Столбчатые и круговые диаграммы.
Цель: научиться строить и читать круговые и столбчатые диаграммы, используя понятие процента; познакомить учащихся со столбчатыми и круговыми диаграммами; формировать умение «читать» диаграммы и формировать умение по некоторым данным строить диаграммы; развивать навыки пользования чертежными инструментами; воспитывать внимательность и аккуратность.
определять тип диаграммы в зависимости от ее назначения;
выделять и группировать данные, которые должны быть отражены на диаграмме;
интерпретировать количественную информацию, представленную в форме диаграмм.
обучить эстетическому оформлению работ;
развивать коммуникативные навыки, учить работать в группе;
расширить словарный запас;
совершенствовать навыки работы с компьютерной техникой и повышать интерес к современным компьютерным технологиям.
развивать компьютерную грамотность учащихся;
развивать внимание, умение структурировать информацию;
учить сравнивать данные, анализировать их, обобщать и делать вывод
I. Организационный момент
— Посмотрите, всё ль в порядке: книжки, ручки и тетрадки?
Прозвенел уже звонок, начинается урок.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. А начнём мы наш урок с разминки.
II. Проверка домашней работы ( собрать у учащихся тетради с домашней работой)
Итак, оцените свою работу, поставив себе отметку. Далее карточки отложите в сторону, а в конце урока сдайте.
Давайте проверим, сколько же получилось «5», «4», «3» (ребята поднимают руки).
Итак, с разминкой вы справились хорошо.
IV . Изучение нового материала.
— Ребята! В каком виде была представлена информация для разминки? (в табличном). А в каком ещё виде можно представлять информацию? ( в текстовом, в виде диаграмм).
-Как вы думаете, в каком виде информация более наглядна для сравнительного анализа? (в виде диаграмм)
— Давайте вернёмся к отчёту по входящим контрольным работам в 6-х классах в виде диаграммы (слайд 3).
— А как называется такая диаграмма? (столбчатая).
-А как вы считаете может быть нет необходимости в представлении информации в таком виде?
— Ответы на какие вопросы нагляднее представлены в данном случае? ( В каком классе больше «5», «4», и т.д.)
— Т.е. проводить сравнительный анализ результатов.
Итак, подведём итог. Информация может быть представлена в виде таблицы, текста, диаграммы (слайд 4).
— Итак, какая тема нашего сегодняшнего урока? (дети сами формулируют тему урока: «Столбчатые и круговые диаграммы»).
— Запишите число и тему урока в тетради (слайд 5), положите ручки. Флеш-демонстрация.
— Когда удобнее использовать столбчатую диаграмму, а когда круговую?
Посчитайте в каком году было первое упоминание о нашем городе и в каком произведении?
V. Лабораторная работа (обучающая)
Учитель проверяет работу обучающихся, сидящих за компьютером, проецирует её на экран и каждая пара сверяет свою работу с эталоном. Затем выполняет взаимооценку и выставляете отметку в карточку.
— Ребята! Я выставляю отметки, работающим за компьютером, а ваши работы проверю позже и выставлю вам отметки. Свои лабораторные работы вместе с карточками для разминки вы сдаете в конце урока.
Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать. (Сгибание и разгибание рук вверх.)
До пяти мы все считаем,
С силой гири поднимаем.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперед, руки в «замок», резко вниз.)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (Расслабленное поднимание и опускание рук.)
Наклонитесь столько раз,
Сколько форточек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс.)
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты. (Прыжки на месте.)
Мы теперь — канатоходцы,
Сколько можем простоять. (Ходьба на месте, руки в стороны. Ступни ног на одной линии, одна впереди другой, руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Ну, а если силы взвесить,
Хорошо мы посчитали
И нисколько не устали,
Голову поднимем выше (Стойка — ноги врозь, руки вверх — в стороны (вдох).)
И легко, легко подышим. (Руки расслабленно опустить вниз (выдох).)
VII. Закрепление нового материала. Исследовательская работа.
1) В нашей стране женщин больше, чем мужчин.
3) На 1000 мужчин приходилось больше всего женщин в 1959г. (1243 ч.), а меньше всего в 1897г. ( 1055 ч.)
-Итак, мы закончили наши исследования по столбчатой диаграмме. А сейчас запишем домашнее задание.
Далее подводится итог и выставляются отметки
Учитель считает сколько кружков какого цвета поднято и заносит информацию в таблицу компьютера. А в это время задаёт вопросы учащимся:
Сегодня на уроке мне понравилось…
На уроке мне пригодились знания….
Материал урока мне был.
Для меня было сложно.
( Пока дети отвечают на вопросы, на экране высвечивается диаграмма настроения)
Ф.И. пары :____________________________; Отметка:___________,
Лабораторная работа по теме «Столбчатые и круговые диаграммы»
1) Используя информацию о культурном наследии Курской области, заполните до конца первый столбец таблицы;
2) найдите отношение количества памятников данного вида к их общему количеству и заполните 2 ой столбец таблицы ;
3) определите сколько градусов приходится на полученное отношение в п.2 и полученные результаты занесите в третий столбец таблицы;
4) переведите полученные в п.2 отношения в проценты и заполните 4 ый столбец таблицы;
5) используя полученную информацию, постройте столбчатую диаграмму;
6) используя полученную информацию, постройте круговую диаграмму ;
7) придумайте свои задания в данной лабораторной работе.
Отношение памятников данного вида к их общему количеству
Градусная мера угла, соответствующего данным отношениям
Количество памятников, выраженное в процентах
Разработка урока «Столбчатые и круговые диаграммы» 6 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
6 класс Тема: Столбчатые и круговые диаграммы
Тип урока : изучение нового материала.
познакомить учащихся со столбчатыми и круговыми диаграммами;
формировать умение «читать» диаграммы и формировать умение по некоторым данным строить диаграммы;
развивать навыки пользования чертежными инструментами;
воспитывать внимательность и аккуратность.
I. Организационный момент.
2. В первый день было изготовлено 32% плановой продукции, во второй – 46%, а на третий день – оставшаяся часть. Сколько процентов было изготовлено на третий день?
3. Какую часть составляет 25%, 100%, 50%, 25%, 75%?
4. Начертите круг и закрасьте его часть:
III. Объяснение нового материала.
Учитель: Мы имеем информацию о том, как магазин в течение 5 лет продавал холодильники. В 2003 году их стоимость была 2 тысячи рублей, в 2004г. – 4 тысячи рублей, в 2005г. – 6 тысяч рублей, в 2006г. – 5 тысяч рублей, в 2007 г. – 7 тысяч рублей.
В таком виде информацию использовать неудобно. Трудно увидеть, как менялись цены год из года, когда они поднимались, а когда снижались, в каком году была самая высокая и самая низкая цена. Человек лучше понимает и запоминает те сведения, которые представлены наглядно. Для наглядного представления различных числовых данных могут быть использованы диаграммы.
Информацию об изменении цен на холодильники можно представить на столбчатой диаграмме (рис. 1.). Для этого цены изобразим в виде прямоугольников, у которых одинаковые основания, а высоты соответствуют размеру цены.
Столбчатые диаграммы применяются в тех случаях, когда нужно сравнивать полученные данные, показать, как меняются со временем интересующие нас явления.
Учитель: На столбчатой диаграмме (рис. 2) видно, в каком году цены поднимались и снижались, в каком году была самая высокая и самая низкая цена.
Рассмотрим следующую задачу: на столбчатой диаграмме показана средняя продолжительность жизни некоторых животных:
Какова средняя продолжительность жизни каждого животного?
Какое животное имеет самую короткую продолжительность жизни?
Какое животное имеет самую большую продолжительность жизни?
Какие животные живут менее 40 лет?
Какие животные живут более 40 лет?
Нам известно, что в 6 классе 7 человек написали контрольную работу на «5», 6 человек – на «4», 5 человека – на «3» и только 2 написал на «2».
Как удобно изобразить эту информацию? Давайте покажем это на столбчатой диаграмме (рис. 3.):
Эту же информацию можно изобразить на круговой диаграмме (рис. 4):
Здесь круг изображает весь 6 класс, то есть 100%, причем величины процентной успеваемости соответствуют размерам частей круга.
Круговые диаграммы удобно использовать в тех случаях, когда нужно представить соотношения между частями целого.
— Как вы считаете, на столбчатой или круговой диаграмме данная информация более наглядна?
IV. Формирование умений и навыков.
Учитель: 1. На столбчатой диаграмме показано, сколько было продано магазином спортивных костюмов за 4 месяца.
Результаты представлены на столбчатой диаграмме (рис. 5):
Сколько костюмов было продано каждый месяц?
Сколько костюмов было продано летом?
В каком месяце вырос спрос на костюмы? Почему?
2. На круговой диаграмме показано, как распределились мнения 800 людей при ответе на вопрос: «Будет ли конец света?».
Результаты представлены на круговой диаграмме (рис. 6):
Какая часть опрошенных считает, что конец света будет?
Какая часть опрошенных считает, что конец света не будет?
Сколько человек затрудняются ответить на вопрос?
Сколько человек уверены в конце света?
Какая часть опрошенных не думала об этом?
3. Работа в тетрадях: № 124, № 125, № 132, № 133, № 134, № 135, № 136.
Вопросы учащимся по рис. 7, 8:
Что представляют собой столбчатые диаграммы?
Для чего нужны столбчатые диаграммы?
Данные какого характера могут быть изображены с помощью столбчатых диаграмм?
В каких случаях удобно использовать столбчатые диаграммы?
Что можно увидеть на столбчатой диаграмме?
В каких случаях удобно использовать круговые диаграммы?
Что представляет круг на круговой диаграмме?
Для чего нужны диаграммы?
Как по имеющимся данным определить, с помощью какой диаграммы, круговой или столбчатой, их удобнее изобразить?
Столбчатые и круговые диаграммы
Презентация к уроку
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
10% от 760 | 5% от 820 |
25% от 440 | 20% от 550 |
2% от 200 | 75% от 400 |
50% от 1100 | 4% от 50 |
2. В первый день было изготовлено 32% плановой продукции, во второй – 46%, а на третий день – оставшаяся часть. Сколько процентов было изготовлено на третий день?
3. Какую часть составляет 25%, 100%, 50%, 25%, 75%?
4. Начертите круг и закрасьте его часть:
5. Вычислить:
III. Объяснение нового материала.
Учитель:Мы имеем информацию о том, как магазин в течение 5 лет продавал холодильники. В 2003 году их стоимость была 2 тысячи рублей, в 2004г. – 4 тысячи рублей, в 2005г. – 6 тысяч рублей, в 2006г. – 5 тысяч рублей, в 2007 г. – 7 тысяч рублей.
В таком виде информацию использовать неудобно. Трудно увидеть, как менялись цены год из года, когда они поднимались, а когда снижались, в каком году была самая высокая и самая низкая цена. Человек лучше понимает и запоминает те сведения, которые представлены наглядно. Для наглядного представления различных числовых данных могут быть использованы диаграммы.
Информацию об изменении цен на холодильники можно представить на столбчатой диаграмме (рис. 1.). Для этого цены изобразим в виде прямоугольников, у которых одинаковые основания, а высоты соответствуют размеру цены.
Столбчатые диаграммы применяются в тех случаях, когда нужно сравнивать полученные данные, показать, как меняются со временем интересующие нас явления.
Учитель: На столбчатой диаграмме (рис. 2) видно, в каком году цены поднимались и снижались, в каком году была самая высокая и самая низкая цена.
Рассмотрим следующую задачу: на столбчатой диаграмме показана средняя продолжительность жизни некоторых животных:
Нам известно, что в 6 классе 7 человек написали контрольную работу на «5», 6 человек – на «4», 5 человека – на «3» и только 2 написал на «2».
Как удобно изобразить эту информацию? Давайте покажем это на столбчатой диаграмме (рис. 3.):
Эту же информацию можно изобразить на круговой диаграмме (рис. 4):
Здесь круг изображает весь 6 класс, то есть 100%, причем величины процентной успеваемости соответствуют размерам частей круга.
Круговые диаграммы удобно использовать в тех случаях, когда нужно представить соотношения между частями целого.
— Как вы считаете, на столбчатой или круговой диаграмме данная информация более наглядна?
IV. Формирование умений и навыков.
Учитель: 1. На столбчатой диаграмме показано, сколько было продано магазином спортивных костюмов за 4 месяца.
Результаты представлены на столбчатой диаграмме (рис. 5):
2. На круговой диаграмме показано, как распределились мнения 800 людей при ответе на вопрос: «Будет ли конец света?».
Результаты представлены на круговой диаграмме (рис. 6):
3. Работа в тетрадях: № 124, № 125, № 132, № 133, № 134, № 135, № 136.
V. Итоги урока.
Вопросы учащимся по рис. 7, 8:
VI. Домашнее задание.
Используемая литература:
Диаграммы
Рассмотрим примеры диаграмм с помощью следующей задачи:
Столбчатая диаграмма:
Построение данного вида диаграмм начинаем с построения прямого угла:
Выберем масштаб для вертикальной оси. В данном случае удобнее всего одну клетку принять за 6 тыс. рублей. Тогда мы можем подписать ось:
Далее строим столбец, который будет соответствовать зимнему заработку и подписываем его снизу, то есть времена года мы расположим вдоль горизонтальной оси:
Затем, отступив две клетки, рисуем столбец, который будет соответствовать весеннему заработку:
Далее строим столбцы, которые соответствуют летнему и осеннему заработкам:
Итак, мы изобразили данные с помощью столбчатой диаграммы. При их построении стоит помнить, что столбцы должны иметь одинаковую толщину и находится на одинаковом расстоянии. Например, данные с диаграммы выше можно изобразить в виде диаграммы, на которой столбцы расположены рядом:
Или с помощью диаграммы, на которой данные изображены в виде отрезков:
Круговая диаграмма:
Чтобы построить круговую диаграмму, найдем годовой заработок тракториста, для этого сложим заработки всех сезонов:
36 + 54 + 120 + 72 = 282 (тыс. рублей).
Построение круговой диаграммы начинается с построения круга произвольного радиуса:
Далее проводим радиус в произвольном месте:
Теперь рассуждаем так. Всего тракторист заработал 282 тыс. рублей, из них зимой он заработал 36 тыс. рублей. Найдем сколько процентов от всего заработка составляет зимний:
36 : 282100 = 12,76%.
Нам известно, что в круге 180° + 180° = 360°. Тогда найдем сколько градусов составляют 12,76% круга:
360 : 10012,76 = 45,9° ≈ 46°. (Для удобства построения будем данные округлять до целых градусов.).
Теперь откладываем от изображенного радиуса угол равный 46°. Закрашиваем полученный сектор синим цветом:
Далее вычислим сколько процентов составляет весенний заработок:
54 : 282100 = 19,15%.
Находим сколько градусов составляют 19,15% круга:
360 : 10019,15 = 68,9° ≈ 69°
Откладываем полученный угол. Закрашиваем полученный сектор фиолетовым цветом:
Что соответствует 360 : 10042,55 = 153,18° ≈ 153° и 360 : 100
25,53 = 91,9° ≈ 92°. Изображаем данные углы:
Итак, мы получили круговую диаграмму, изображающую данные задачи.
Поделись с друзьями в социальных сетях: