Что такое столичный регион

Московский столичный регион

Что такое столичный регион. Смотреть фото Что такое столичный регион. Смотреть картинку Что такое столичный регион. Картинка про Что такое столичный регион. Фото Что такое столичный регион

Что такое столичный регион. Смотреть фото Что такое столичный регион. Смотреть картинку Что такое столичный регион. Картинка про Что такое столичный регион. Фото Что такое столичный регион

Московская агломерация (Московский столичный регион) — агломерация (надгородское образование), включающая в себя Москву со всеми её пригородами; крупнейший макроэкономический регион в России и одна из крупнейших городских агломераций мира (в зависимости от методов подсчета населения занимает 15-18 место [1] [2] [3]) основа Центрального мегалополиса [4] [5] [6] [7]

Московская агломерация расширяется быстрыми темпами — на 2006 год зонами сплошной застройки или строительства по некоторым направлениям почти непрерывно покрыты десятки километров от МКАД [2] (как, например, практически сплошная сверхурбанизированная полоса длиной порядка 80 км, проходящая через Москву от Климовска до Пушкино). Релизуется ряд проектов, связанных с формированием городов-спутников Москвы (в настоящее время идет строительство города-спутника Домодедово и Москвы — Константиново [9], а по планам, в будущем, количество вновь построенных городов может достигнуть 12 [10]). Знаковым стало решение правительства Московской области о строительстве в Подмосковье линий метрополитена, вписанное в генеральный план развития области.

Транспортное сообщение внутри агломерации, во многом обеспечиваемое пригородными электропоездами, отличается колоссальной загруженностью — в часы «пик» интервал движения электропоездов в Московском узле составляет 4-6 минут [11].

В настоящее время, Московская агломерация в отличие от остальных регионов РФ вступила в финальную, постиндустриальную стадию своего развития, связанную с преобладанием не промышленного потенциала и созданием промышленных предприятий, а с использованием сервисных видов деятельности и дальнейшим становлением Москвы, которая является т. н. мировым городом второго (β) порядка [12] в качестве центра науки, культуры, образования, финансовой деятельности [13] [14]. Благодаря этому, Московская агломерация имеет дальнейшие перспективы для своего развития в отличие от многих агломерацией РФ, исключительно связанных с промышленным производством (это большинство российских агломераций, созданных в советское время).

Содержание

Структура и состав Московской агломерации

Что такое столичный регион. Смотреть фото Что такое столичный регион. Смотреть картинку Что такое столичный регион. Картинка про Что такое столичный регион. Фото Что такое столичный регион

В Московскую агломерацию в узком масштабе входят непосредственно примыкающие к границе Москвы города (часть из них — областного подчинения) [3]

В настоящее время под Московской агломерацией в более широком масштабе подразумевается не только Москва с непосредственно примыкающими к ней населёнными пунктами, или Москва с двумя пригородными поясами, а Москва и вся Московская область (столичный регион)[15] [16] [17], в которой выделяется [3] :

Агломерации второго порядка

Центральный мегалополис

Основа мегалополиса

В результате роста Московской агломерации, в настоящее время Московский регион является основной частью развивающегося Центрального мегалополиса (в частности, планируется строительство города-спутника Твери и Москвы Большого Завидово [20] [21]), который включает в себя:

Что такое столичный регион. Смотреть фото Что такое столичный регион. Смотреть картинку Что такое столичный регион. Картинка про Что такое столичный регион. Фото Что такое столичный регион

Состав

Центральный мегалополис, таким образом, по своей форме представляет «снежинку» (а не ось, как у линейных мегалополисов США и Японии), лучи которой замыкаются областными центрами. В то же время, между Москвой и Нижнем Новгородом формируется «линейный» мегалополис — его основой является ряд исторически сложившихся городских поселений, (в частности, городские поселения Владимирской области, являющиеся продолжением Орехово-Зуевского промышленного узла) проходящих через Московскую и Владимирскую область и его центр Владимир непосредственно, замыкаясь на агломерации Нижнего Новгорода [24] (центр Нижегородской области), чья зона тяготения, в свою очередь, захватывает города на востоке Владимирской области [25]. Дальнейшим стимулом для развития этой зоны расселения и интеграции Нижнего Новгорода в Московский мегалополис станет открытие в 2009 скоростного сообщения между Нижним Новгородом и Москвой, которое позволит сократить время поездки между этими двумя городами до 3,5 часов [26].

Формирование единой агломерационной структуры на основе Московской и прилегающей областей было признано в Министерстве регионального развития РФ — для решения всех инфрастуктурных проблем данного региона, в частности, предполагалось даже объединить Московскую область с окружающими ее областями, что соответствовало бы зоне влияния Московской агломерации в радиусе 300 км [27].

Таким образом, формирущийся Центральный мегалополис складывается из

В остальном, лучи расселения замыкаются либо не очень крупными агломерациями областных центров:

Либо небольшими городами, не являющимися областными центрами и образующими скромные агломерационные образования, например,

Влияние Московской агломерации на другие регионы РФ

К зоне влияния Московской агломерации также причисляют дальний областный центр Смоленск [30] и южную часть Вологодской области (центр Вологда — Череповец) — в данном случае, скорее всего, нужно говорить именно о влиянии столичной агломерации, а не о дальнейшей интеграции этих регионов в Московский мегалополис, ввиду отсутствия достаточного количества городских поселений между указанными городами и периферией Московской агломерации (в то же время, в соответствии со стратегией развития Смоленска, в нем предусматривается создание производств с учетом интересов Московского столичного региона [31]).

Влияние Московской агломерации простирается и до более дальних регионов. Разработанный в 20-хх годах генеральный план развития Москвы и Московской агломерации предусматривал создание вокруг Москвы мощных региональных промышленных центров [32], включающих Калугу, Рязань, Тулу, Ярославль, Тверь Рязань, Владимир, Иваново, Нижний Новгород, Брянск, Воронеж, которые оттянули бы на себя часть населения, но сдержать рост населения Москвы оказалось невозможно.

Таким образом, в настоящее время, фактически весь ЦФО находится под влиянием Московской агломерации, так как его регионы, большей частью, замкнуты на Московской рынок [33]. Ввиду этого, будущее развитие ЦФО будет происходить в рамках выноса производств за пределы Москвы и Московской области на территории других областей округа, что должно привести к созданию т. н. «Большой Москвы» («слияние» ЦФО в Московскую агломерацию)[34].

Концепция мегалополиса Москва-Санкт-Петербург

В соответствии с данной концепцией, при определенных условиях в будущем возможно формирование мегалополиса между Москвой и Санкт-Петербургом [35] [36]. Предпосылками для этого могут стать, в частности, открытие скоростного автомобильного и железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом, что приведет к развитию городских агломераций в пределах данного транспортного коридора. Но в настоящее время, области лежащие между названными мегаполисами (Тверская и Новгородская) отличаются людской истощенностью и отсутствием достаточного количества городских поселений для формирования единой агломерационной структуры. [37]. В то же время, за счет скоростного железнодорожного движения между Москвой и Петербургом (откроется в 2009 году), влияние Москвы через связанный с ней Петербург сможет простираться и до Балтийского региона [38].

Источник

Московская городская агломерация — крупнейшая в Европе

Что такое столичный регион. Смотреть фото Что такое столичный регион. Смотреть картинку Что такое столичный регион. Картинка про Что такое столичный регион. Фото Что такое столичный регион

Московская городская агломерация, которая включает Москву и Московскую область, входит в десятку крупнейших мегаполисов мира и является крупнейшей в Европе. Её население превышает 20 миллионов человек. В ней проживает около 14 процентов населения России, она производит 26 процентов российского ВВП.

«Экономика Москвы растёт быстрее, чем экономика в целом в стране. Москва является крупнейшим рынком сбыта для регионов, потребляя около трёх триллионов рублей в год. Москва обеспечивает рабочими местами примерно 2,5 миллиона жителей других регионов. Москва является локомотивом экономического роста, за последние 20 лет средние темпы роста экономики в Москве были примерно на 15 процентов выше, чем в среднем по России», — сказал Сергей Собянин на пленарном заседании Совета Федерации. Экономика Москвы растёт за счёт инноваций, сектора услуг, финансов и других подобных отраслей.

Темпы роста крупнейших городов в значительной мере определяют темпы роста своих стран и регионов. «Если мы в России замедлим темпы урбанизации и развития крупных городов, мы просто будем отставать в динамике экономики от ведущих стран мира. Причём об этом можно спорить, говорить так это или иначе, но все тренды мирового развития говорят именно об этом», — подчеркнул Мэр Москвы.

Меньше чем через 10 лет, в 2025 году, население 600 крупнейших городов (агломераций) мира достигнет двух миллиардов человек (25 процентов населения Земли). А их доля в глобальном ВВП составит 60 процентов.

Более того, в современном мире появился новый тип конкуренции. В древности города боролись за контроль над торговыми путями, в индустриальную эпоху — за фабрики и заводы. Теперь глобальные мегаполисы борются за человеческие ресурсы, поскольку всё больше хорошо образованных и успешных людей могут выбирать место жительства не только между городом и деревней, но и на карте мира. Сергей Собянин отметил: «Последнее десятилетие динамика миграции между городами выросла в три раза. Сегодня такие города, как Сингапур, Гонконг, Лондон, на 40 процентов состоят из экспатов — выходцев из других регионов. Это говорит о том, что происходит интенсивное перераспределение экономически активного населения между крупнейшими мегаполисами».

По мнению Мэра Москвы, бороться нужно не за то, чтобы россияне не ехали в Москву, а за то, чтобы наиболее активная часть населения не уезжала из России. «Москва является не конкурентом для других регионов, она является надёжным их партнёром. Москва — органическая часть России, открытая для сотрудничества с другими субъектами Российской Федерации. Практически со всеми ними подписаны долгосрочные договоры сотрудничества — в области промышленной кооперации, расширения поставок сельхозпродукции, оказания медицинских услуг и других направлениях», — объяснил он. За последние шесть лет объём поступлений в федеральный бюджет из столицы увеличился на 62 процента. В среднем он растёт на 50 миллиардов каждый год.

Чтобы столица оставалась городом, удобным для жизни, и победила в глобальной конкуренции за человеческие ресурсы, Правительство Москвы реализует комплексные программы развития инфраструктуры, модернизации социальной сферы и создания качественной городской среды. Сергей Собянин добавил: «Мегаполис не может развиваться сам по себе. Если не работать над инфраструктурой, комфортной средой, то вместо синергии и экономического развития мы получим деградацию, отставание, социальные, экономические и политические проблемы».

Москва в последние годы изменилась и похорошела, отметила Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации. «Сколько появилось новых скверов, парков, пешеходных улиц. Сергей Семёнович, никто не верил, что можно справиться с трафиком в Москве, Вам это удалось благодаря развитию улично-дорожной сети. Чего стоит только одно железнодорожное кольцо в Москве. Это проект, которому пока нет аналогов в мире про протяжённости. Сколько вводится ежегодно станций метро. И так далее, и так далее. Москва расцвела, похорошела, чистая, ухоженная, мы гордимся столицей нашей страны».

Новые дороги и метро

В течение 10 лет, с 2011 по 2020 год, в Москве построят около тысячи километров новых дорог и около 100 новых станций метрополитена и МЦК. Масштабное транспортное строительство, обновление подвижного состава, создание современного парковочного пространства и внедрение интеллектуальной транспортной системы позволит обеспечить комфортное и быстрое перемещение людей внутри Московской агломерации. Эта программа уже выполнена более чем на 50 процентов. Каждый год в развитие транспортной инфраструктуры столица вкладывает около 300 миллиардов рублей.

«Чем меньше времени человек проводит в дороге к месту работы или учебы и обратно, тем выше его экономический потенциал, производительность труда, тем лучше работает экономика, тем лучше чувствует сам себя человек, получая дополнительное время и на работу, и на досуг», — сказал Сергей Собянин.

Он отметил, что развитие транспортной инфраструктуры нужно не только москвичам, но и другим жителям страны. «Москва является крупнейшим российским транспортным узлом, до половины всего пассажиропотока проходит именно через Москву».

Недвижимость и благоустройство

В сфере градостроительной политики Правительство Москвы делает ставку на сбалансированное полицентрическое развитие, создание новых центров деловой активности на присоединённых территориях и в реорганизуемых промзонах. Ежегодный ввод жилой и коммерческой недвижимости должен составлять порядка восьми миллионов квадратных метров.

Следующий приоритет — создание качественной городской среды. Начиная с 2011 года в Москве благоустроили свыше 20 тысяч дворов, 450 парков и природных территорий. «Каждый рубль, вложенный в благоустройство, возвращается в экономику. Только одни доходы в экономику города от туризма составляют около 400 миллиардов рублей. Сама комфортная среда формирует притяжение людей к городу, создавая конкуренцию по отношению к другим мегаполисам мира», — объяснил Мэр Москвы.

Сейчас Правительство Москвы реализует крупнейшую программу благоустройства «Моя улица», а также работает над созданием парков мирового уровня «Зарядье», «Нагатино», «Остров мечты» и других.

Качественные образование и медицина

Важная задача Правительства Москвы — обеспечить качество школьного образования на уровне лучших мировых городов. Это предполагает оснащение школ лучшим оборудованием, высокую квалификацию учителей, современные стандарты образования, широкий выбор специальностей для углублённой профильной подготовки.

Результаты тестирования московских школьников по стандартам международной программы PISA, проведённого в 2016 году, подтвердили, что по качеству школьного образования Москва находится на шестом месте в мире. «150 школ Москвы занимают первое место в мире по качеству этих образовательных услуг», — уточнил Сергей Собянин.

В сфере здравоохранения основной задачей является предоставление москвичам качественного и комфортного лечения с применением самых современных методов и оборудования. С 2011 года средняя ожидаемая продолжительность жизни москвичей увеличилась с 74 до 77 лет. Это говорит о значительном прогрессе городского здравоохранения. Мэр Москвы добавил: «Здравоохранение Москвы работает не только на москвичей, но и на всю страну. В федеральных клиниках, которые расположены в Москве, более 50 процентов — со всех регионов страны. Более того, в городских клиниках от 20 до 25 процентов — граждане из других регионов».

Новое жильё вместо ветхих пятиэтажек

В 2017 году Правительство Москвы начинает реализацию крупнейшей в России и одной из крупнейших в мире программ реновации жилого фонда.

В течение 15 лет столице предстоит расселить жильцов пятиэтажек первого периода индустриального домостроения. Потенциально программа может охватить до 7,9 тысячи жилых домов площадью 25,1 миллиона квадратных метров, в которых проживает до 1,6 миллиона москвичей. Эта проблема особенно актуальна для города. «В Москве это строительство началось раньше, чем в других регионах, по сути, в Москве проводился своего рода эксперимент по строительству индустриального жилья. И результаты этого эксперимента далеко не всегда были качественными. Некоторые бетонные блоки собирались просто из строительного мусора», — объяснил Сергей Собянин.

Сейчас Государственная Дума рассматривает проект федерального закона, устанавливающего московский стандарт реновации, который включает:

— комплексную застройку кварталов реновации качественными современными жилыми домами с необходимой социальной инфраструктурой;

— принятие решений о расселении домов только с учётом мнения их жителей;

— переселение бывших жителей пятиэтажек в равнозначные квартиры в районах их прежнего проживания или в смежные районы;

— освобождение жителей домов, включённых в программу реновации, от взносов на капитальный ремонт.

В своём выступлении Сергей Собянин попросил членов Совета Федерации поддержать этот проект федерального закона.

Источник

Агломерации России

Содержание

Критерии выделения и особенности агломераций России

Городская агломерация — компактная пространственная группировка поселений, объединённых многообразными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными) в сложную систему. Как правило, она возникает вокруг города-ядра. Среди поселений, входящих в агломерацию, часто фигурируют города-спутники.

В отличие от ряда зарубежных стран, в Российской Федерации официальный статистический учёт агломераций (Росстатом) не ведётся, а все экспертные оценки состава и численности агломераций, в том числе Института географии Академии Наук, ЦНИИП градостроительства, НИИ территориального развития и транспортной инфраструктуры, Географического факультета МГУ, регоинальных и городских местных властей и другими источниками, являются авторскими и несколько разнятся.

Согласно российским методикам, группа поселений выделяется в качестве городской агломерации, если население наибольшего из образующих её городов-ядер составляет более 100 тыс. чел., а в пределах 1,5-часовой транспортной доступности от него расположено ещё как минимум два города или посёлка городского типа, тяготеющих к центру. [1] Количественными характеристиками агломераций являются численность населения и территория, качественной — коэффициент развития. С учётом данных параметров агломерации классифицируют от сильного до слабого уровня развитости (связанности), а также выделяют формирующиеся агломерации (прото-агломерации).

В России, как и в остальном мире, преобладают моноцентрические агломерации с одним городом-ядром, который подчиняет своему влиянию все населённые пункты его пригородной зоны. Центр в этом случае намного превосходит по размеру и экономическому развитию своего окружения. Значительно меньшее число среди российских агломераций насчитывают полицентрические агломерации (конурбации). В обоих случаях пригороды служат дополнением и резервом развития.

В отличие от ряда стран остальной Европы, где уже сформировались несколько надагломерационных образований мегалополисов, в России пока можно выделить один формирующийся мегалополис, включающий поселения Московской области и непосредственно окружающих её областей [2] [3], а также поселения по оси Москва-Владимир-Нижний Новогород [4] [5]. На Украине формирующимся мегалополисом можно считать Донецко-Луганскую агломерацию-конурбацию с поселениями по оси Днепропетровск-Донецк-Харьков [6].

Как и мировые, российские городские агломерации характеризуются высокой степенью индустриализации, концентрацией транспортной и прочей инфраструктуры, научных и учебных заведений, а также плотностью населения, значительно превышающей менее заселённую округу агломерации.

В советское время российские агломерации формировались благодаря как использованию преимуществ своего географического положения, так и ускоренным темпам преимущественного экономического и социального развития ряда городов-ядер и вновь создаваемых городов-спутников и практике формирования территориально-производственных узлов. В постсоветское время российские агломерации досформировались и укрепились в связи с резким уменьшением мест приложения труда в пригородной зоне, активной застройкой субурбанизированных территорий индивидуальной коттеджной жилой застройкой обеспеченных социальных слоев, резко возросшими темпами автомобилизации и прочей большей транспортной мобильностью населения.

В связи с официальным и негласным ранжированием государственных преференций, желанием повышения инвестиционной привлекательности для частного бизнеса и престижем, власти некоторых городов планируют либо добиться официального статуса агломерации (например, одним из первых такую заявку сделал Иркутск, затем последовали Томск и другие), либо сформировать укрупнённое единое городское муниципальное образование за счет большей части поселений фактической агломерации (например, близки к этому Чебоксары, хотя первый референдум по объединению с Новочебоксарском пока не увенчался согласием второго). Федеральное российское правительство (Минрегионразвития и Минэкономразвития) планирует поддержать агломерационные процессы в рамках реализации программ создания так называемых «опорных городов» и городов-спутников ([7], [8], [9], [10])

Крупнейшие агломерации России

Агломерации-миллионеры

В России насчитывается 22 агломерации-миллионера, которые возглавляются как городами-миллионерами (см.статью), так и городами, не достигшими такого статуса.

МестоАгломерацияНаселение,
урбанизированное/субурбанизированное-тяготеющее,
тыс. чел
(2010) [2]
1Московская16023(14700 [3] )/17316
2Санкт-Петербургская5681(5400 [3] )/6230
3—4Самарско-Тольяттинская [4]2300 [3] ; 2555 в Самарско-Тольяттинско-Сызранской конурбации
3—4Ростовская [4]2160; 2700 [5]
5Екатеринбургская2054/2054
6Нижегородская1928/2097
7Новосибирская1736/(1928)1997; 1645/2070; 1887/2050
8—10Волгоградская1416/1517
8—10Казанская1352/1560
8—10Челябинская1322/1535
11Омская1182/1261
12—14Новокузнецкая (Кузбасская)* [4]1096/1206
12—14Уфимская1087/1235
12—14Саратовская*1070/1117
15—18Красноярская1061/1155
15—18Краснодарская*1046/1344
15—18Пермская1044/1144
15—18Воронежская*976/1175
19—20Иркутская (Иркутско-Черемховская)* [4]1041/1081
19—20Набережночелнинская (Нижне-Камская)* [4]1100 [3]
21—22Владивостокская* [4]1010 [3] ; 1125/1199 [6]
21—22Тульско-Новомосковская* [4]1030 [3]

Указанные* 8 агломераций-миллионеров образованы городами, которые сами не являются миллионерами: Воронеж, Саратов, Краснодар, Иркутск, Владивосток, Новокузнецк, Набережные Челны, Тула. Однако далеко не все среди них являются межрегиональными центрами социально-экономического развития и притяжения для окружающих регионов или хотя бы претендуют на этот статус.

Некоторыми экспертами ещё три агломерации при городах-немиллионерах — Ижевск, Ярославль, Брянск — оцениваются как миллионные, что, однако, не согласуется с другими источниками.

Московская

Это крупнейшая агломерация, основа формирующегося «центрального мегалополиса», самый значимый макроэкономический регион (территориально-производственный узел) России, межрегиональный центр социально-экономического развития и притяжения центральной части и всей России.

В Московскую агломерацию с населением по разным оценкам от 14,7 до 17,3 млн человек входит более 50 городов, в том числе 14 с населением свыше 100 тыс. человек. Площадь Москвы и её пригородной зоны в радиусе 60—70 км — 13,6 тыс. кв. км.

Особенностями этой «супер-агломерации» является то, что она более чем в два раза превосходит следующую по размеру в России (С-Петербургскую) агломерацию, и то, что в агломерации резко доминирует ядро, а следующие по размеру города-спутники в агломерации уступают ядру более чем в 50 раз.

Санкт-Петербургская

Является второй по величине и значимости российской агломерацией после Московской, «столицей» федерального округа, неоспоримым межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения для северо-запада России.

Самарско-Тольяттинская

Третья по размеру в России, Самарско-Тольяттинская полицентрическая агломерация-конурбация (СТА) в населением около 2,5 млн чел включает в себя города Самара, Тольятти и ряд значительно меньших городов и прочих поселений.Является одним из наиболее значимых межрегиональных центров социально-экономического развития и притяжения для Поволжья, Южного Предуралья и северного Казахстана.

Всем критериям агломерации удовлетворяет эта же совокупность поселений за исключением Сызрани и округи, имеющая численность населения около 2,3 млн чел. [10] Уникальность агломерации в том, что она единственная двухъядерная среди крупнейших в стране агломераций, в которой оба ядра входят в категорию крупнейших городов (более 0,5 млн.). [11] В постсоветскую эпоху первое ядро испытывало значительную депопуляцию, но более молодое по населению второе ядро — практически нет. В период 2006—2010 годов тенденция депопуляции самарского ядра значительно притормозилась, второе ядро по прежнему показывает прирост показателя численности населения.

Ростовская

Что такое столичный регион. Смотреть фото Что такое столичный регион. Смотреть картинку Что такое столичный регион. Картинка про Что такое столичный регион. Фото Что такое столичный регион

Четвертая по размеру, порядка 2,2 миллионов жителей, Ростовская полицентрическая агломерация является наиболее крупным межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения для макрорегиона юга России. Город и агломерация имеют прирост населения и перспективы дальнейшего роста благодаря статусу «столицы» Южного федерального округа, своему геополитическому и экономическому положению, благоприятным климатическим условиям, наличию устойчивого миграционного притока, а также федеральным планам создания сети «опорных городов».

Екатеринбургская

Пятая в стране, более чем 2-миллионная, Екатеринбургская агломерация является наиболее значимым межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения для большого макрорегиона Урал, но не единственным, так как там есть ещё миллионные агломерации Челябинска и Перми на Урале и Уфы между Уралом и Поволжьем. Состоит из так называемого «Большого Екатеринбурга», в который входят де-факто ставшие районами Екатеринбурга города-спутники Верхняя Пышма, Берёзовский, Среднеуральск и Арамиль (периодически организуются попытки присоединения этих городов к Екатеринбургу, не имеющие успеха их-за сопротивления администраций этих городов) и городов второго пояса (более чем 100-тысячный Первоуральск и ряд городов поменьше), также тесно связанных с центром, но сохраняющих не только номинальную, но и фактическую самостоятельность.

Нижегородская

Ранее как минимум делившая пятое место с Екатеринбургской, ныне 2-миллионная Нижегородская агломерация в постсоветские годы стала шестой в связи с более значительной депопуляцией как ядра, так и пригородов. Является межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения для Верхне-Волжского макрорегиона и в значительно меньшей мере — для всего Поволжья.

Новосибирская

Седьмая в стране, 1,9-миллионная агломерация Новосибирска является наиболее значимым межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения макрорегиона Западной Сибири и отчасти всей Сибири, где, однако, есть и другие миллионные агломерации-доминанты — Омская западнее и Красноярская и Иркутская восточнее. Основную часть новосибирской агломерации составляют города Бердск, Искитим и Обь и крупные научные центры — спутники Новосибирска: пгт. Кольцово и пгт. Краснообск.

Местными властями рассматривается возможность присоединить к городу-ядру один или более городов-спутников из агломерации (Бердск и др.). В настоящее время рост населения городов и поселков агломерации превышает рост населения самого города Новосибирска. В среднем, ежегодный прирост населения агломерации составляет около 40—45 тыс. человек (за 2010 год — 47 тыс. человек).

Казанская

Одна из двух миллионных в Татарстане, агломерация его столицы Казани, насчитывающая около 1,5 млн чел., является одним из ведущих межрегиональных центров социально-экономического развития и притяжения Поволжья, жёстко конкурируя с Самарой и Нижним Новгородом. Один из немногих, город-ядро не испытал депопуляцию в постсоветское время, благодаря экономическим (центр богатого нефтедобывающего региона) и политическим (столица важнейшей российской республики) особенностям бурно развивается и спорно, но официально претендует на звание «третьей столицы» России. Состав и развитие агломерации закреплены в Концепции территориальной экономической политики Республики Татарстан и Схеме территориального планирования Республики Марий Эл.

Волгоградская

1,4—1,5-миллионная агломерация Волгограда характеризуется значительной долей второго города в агломерации (Волжский). Является в некоторой мере одним из межрегиональных центров социально-экономического развития Поволжья, где есть и другие миллионные агломерации и города (в том числе Саратов, Самара, Казань и Нижний Новгород). В то же время часто отмечают отставание в развитии Волгоградской области, для которой Волгоградская агломерация является ключевой, от соседних регионов. [12] В 2010 г. Волгоград в очередной раз введён в число городов-миллионеров за счёт административных преобразований (включения в черту города 25 населённых пунктов). [13] [14]

Челябинская

Омская

1,2—1,3-миллионная Омская агломерация является межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения Западной Сибири и в некоторой мере всей Сибири, исторически конкурируя с Новосибирском.

Краснодарская

Агломерация при городе-немиллионере Краснодар стала 1,1-1,3-миллионной благодаря высокой плотности населения на окружающей город территории Краснодарского края и Адыгеи. Уступая Ростову и его агломерации, является вторым межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения юга России. Местные власти имеют планы достижения Краснодаром статуса города-миллионера за счет присоединения ближних поселений — существующих из агломерации и застройки новых. Характерным является исключительно сельский характер пригородной зоны, так как вокруг Краснодара на расстоянии 60 км в пределах Краснодарского края нет других городов. Благодаря благоприятному геополитическому и климатическому положению, жилищным и прочим инвестициям из остальной России, положительному сальдо миграции с Северного Кавказа и Закавказья агломерация имеет перспективы дальнейшего роста.

Уфимская

1,1—1,2-миллионная Уфимская агломерация — крупнейшая, но не единственная в Башкортостане; является в некоторой мере межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения для Поволжья или Урала. При имевшей место в последние годы депопуляции ядра, одновременно характеризуется высокой плотностью быстрорастущего сельского населения вокруг Уфы.

Новокузнецкая (Кузбасская)

Полицентрическая агломерация-конурбация Новокузнецка и округи возникла во времена индустриализации Кузбасса благодаря большому количеству городов-спутников и стала одной из немногих миллионных (1,1—1,2 млн.) агломераций при городах-немиллионерах. В постсоветскую постиндустриальную эпоху испытывает значительную депопуляцию. Агломерация превосходит агломерацию своего областного центра Кемерово как по численности населения, так и по промышленному потенциалу, а также является центром социально-экономического развития и притяжения в небольшой мере только для Западной Сибири.

Красноярская

Пермская

1,1-миллионная агломерация Перми является в некоторой мере межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения для Урала. Город-ядро испытывал значительную депопуляцию в постсоветское время и в 2004 г. выбыл из категории городов-миллионеров. Но к концу 2011 года город вернул этот статус за счёт изменения учёта мигрантов: в миграционный прирост были включены не только зарегистрированные по месту жительства, но также и по месту временного пребывания (если срок такого пребывания составляет 9 месяцев и более), что почти утроило показатели валового миграционного прироста. Агломерация протянулась на 90 км вдоль р. Камы. В агломерацию входят: г. Пермь, город-спутник Краснокамск и его пригороды, кроме того п. Сылва, п. Старые Ляды, п. Полазна, д. Кодратово, д. Песьянка и другие населённые пункты Пермского района.

Саратовская

1,15-1,2-миллионная агломерация Саратова характеризуется значительной долей второго города в агломерации (Энгельс). Является одним из межрегиональных центров социально-экономического развития и притяжения Поволжья, уступая другим поволжским городам-миллионерам по размеру и развитию. В советское время планировалось, что население Саратова достигнет миллиона жителей, однако этого не произошло. В начале XXI века были озвучены, но не были воплощены местные инициативы по достижению этого статуса в результате присоединения г. Энгельса.

Воронежская

1,1-миллионная агломерация, возглавляемая так и не достигшим 1 миллиона жителей Воронежем, испытывает в постсоветскую эпоху, как и многие другие крупнейшие города и агломерации, депопуляцию. Традиционно является межрегиональным центром социально-экономического развития Чернозёмья, а её центр Воронеж носит имя «столицы Черноземья». В 2009—2010 гг город-ядро присоединил значительную часть близлежащих поселений агломерации, увеличив свою численность на 110 тыс. человек, однако городом-миллионером не стал.

Набережночелнинская (Нижне-Камская)

Полицентрическая Набережночелнинская (Нижне-Камская) агломерация-конурбация — это вторая по населению городская агломерация в Татарстане с численностью населения около 1,1 млн чел. Основными центрами агломерации являются Набережные Челны и Нижнекамск. Благодаря относительной молодости населения всех основных городов, новым производствам (в том числе вновь сооружаемым крупнейшему в России комбинату нефтепереработки «ТАНЭКО» и второму по величине в России автозаводу «Соллерс-ФИАТ» для выпуска полмиллиона машин в год) и входящей в неё свободной экономической зоне «Алабуга» агломерация перспективна в высочайшей степени. Развитие агломерации и экономического района в данных рамках закреплено концепцией территориальной экономической политики республики Татарстан. [источник не указан 94 дня]

Иркутская (Иркутско-Черемховская)

Полицентрическая Иркутско-Черемховская агломерация возникла в советские индустриальные времена на основе ядра — города Иркутска — и нескольких городов-спутников и стала одной из немногих миллионных (1,0 млн.) агломераций при городах-немиллионерах. Уступая Красноярску и его агломерации, является вторым межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения Восточной Сибири.

Агломерация развивается и как рекреационный центр (Байкал и Тункинские курорты).

Владивостокская

Тульско-Новомосковская

Полицентрическая Тульско-Новомосковская агломерация-конурбация возникла во времена индустриализации из двух городов-ядер (Тулы и Новомосковска) с их спутниками и стала одной из немногих миллионных агломераций при городах-немиллионерах. В постсоветскую постиндустриальную эпоху испытывает очень значительную депопуляцию, с уменьшением численности населения от 1,3—1,4 до 1,0 млн чел. Межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения центральной России не является.

Прочие крупные и особенные агломерации

Ижевская

Ярославская (Ярославско-Рыбинская)

Брянская (Брянско-Людиновская)

Брянско-Людиновское скопление городских поселений [26] насчитывает 5 городов и 13 поселков городского типа и имеет линейную территориальную конфигурацию вдоль реки и железной и автомобильной дорог, переходящую из Брянской в соседнюю Калужскую область. Хотя Брянская агломерация по обычным критериям насчитывает около 0,69 млн чел., некоторые эксперты расширительно считают за агломерацию всё скопление, что делает её миллионной. [27]

Томская

В зависимости от варианта определения границ агломерации численность населения составляла на начало 2009 года от 700 до 750 тыс. жит. Местные власти заявляли о планах обретения в будущем агломерацией и «Большим Томском» миллионного статуса за счёт присоединения новых поселений и ускоренного развития города.

Архангельская

Кировская

Кировская агломерация — моноцентрическая городская агломерация на территории Кировской области. Ядром агломерации является областной центр город Киров. В агломерацию входят города Кирово-Чепецк и Слободской, а также близлежащие поселения (посёлок Вахруши, сёла и деревни). Население агломерации составляет около 750 тысяч человек, на её территории сосредоточено 70 % всего экономического потенциала Кировской области.

С осени 2008 года активно обсуждается вопрос создания на территории агломерации новой административной единицы «Большой Киров», что позволило бы ещё сильнее интегрировать и развивать экономику региона.

Сочинская

Кавминводы

Южно-Башкортостанская (Стерлитамак-Ишимбай-Салаватская, Стерлитамакская)

Полицентрическая агломерация-конурбация из трёх городов-ядер и их пригородных поселений в двух прилегающих районах Башкортостана, вторая по значимости в республике и одна из нескольких крупнейших в макрорегионе Урала-Предуралья. Имеет численность население порядка 700 тыс. жителей

Альметьевская (Южно-Татарстанская)

Альметьевская (Альметьевско-Бугульминско-Лениногорскo-Азнакаевская, Южно-Татарстанская) агломерация — полицентрическая городская агломерация-конурбация, по населению и значимости третья в Республике Татарстан. Располагается на юго-востоке региона. Включает в себя 4 города (в том числе один из категории больших и один приближающийся к этой категории) и 4 муниципальных района.

Абаканская (Абакано-Минусинская, Южно-Сибирская)

Полицентрическая агломерация при столице республики Хакасия Абакане, имеет численность население порядка 350 тыс. жителей. Одна из немногих в стране, агломерация имеет своей особенностью межрегиональность, так как включает поселения из Красноярского края (г. Минусинск, пос. Зеленый Бор, пос. Селиваниха и др.) и республики Хакасия (г. Абакан, г. Черногорск, пгт. Усть-Абакан, п. Белый Яр и др.) Возникла на базе Саянского территориально-промышленного комплекса, но также выделяется значительной долей в экономике непромышленных производств — садоводства и овощеводства. Характерна сильной маятниковой миграцией из близлежащих городов и поселков в Абакан, где сосредоточено большинство рабочих мест в регионе. Имеет постоянный приток сельского населения из сибирских регионов.

Старооскольско-Губкинская агломерация

Вторая по численности населения агломерация в Белгородской области. Сформировалась вокруг городов Старый Оскол и Губкин, имеет численность населения ок. 411 тыс. жителей (2011). На перспективу 2030 года предполагается достижение численности населения 500 тыс. жит.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *