Что такое стольность и чашность
Бессмертие души: от Платона до трансгуманизма
Второй аргумент и теория эйдосов
Второй аргумент тесно связан с главным учением Платона — теорией идей. В этой части узнаем в чем она заключается и что такое припоминание.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Второй аргумент Платона в пользу бессмертия души основан на утверждении о существовании врожденных знаний, такие знания получили название априорных.
🗂 В этом аргументе душа рассматривается как вместилище врожденных идей.
Рассмотрим его подробно 👇
1️⃣ Знание существует.
2️⃣ Если бы не было врожденных идей, было бы невозможно никакое знание вообще.
3️⃣ Следовательно, врожденные идеи существуют.
4️⃣ Это значит, что наша душа существовала до рождения.
5️⃣ Следовательно, скорее всего, она продолжит свое существование и после смерти.
Разберем повнимательнее этот аргумент. В нем есть три логических изъяна 👇
❓ Утверждается, что без врожденных идей знание вообще невозможно. Но так ли это? Сторонники эмпиризма, согласно которому человек получает все знания из опыта, например, с этим тезисом не согласны.
❓ Если даже есть врожденные знания, где гарантия, что они до рождения существовали именно в душе? А не «подгрузились» из какого-то хранилища в момент рождения?
❓ Если даже душа существовала до рождения, где гарантия, что она останется живой после смерти тела? Ткач, соткавший плащ, необязательно переживет его.
Поговорим о платоновской теории эйдосов 👇
💡 «Эйдос» и его производное «идея» — центральные понятия в концепции Платона. Можно сказать, что именно он ввел их в широкий философский обиход.
❇️ Эйдос — буквально видимый образ, форма.
🙌🏼 Вы когда-нибудь стакивались с тем, что человек смотрит, но не видит? Греки сказали бы, что от такого человека ускользает эйдос вещи, ее суть.
❇️ В понятии эйдос заложена метафора «умственного зрения».
👀 Греки считали, что есть два вида зрения — физическое (глаза тела) и умственное (глаза души). Второе гораздо важнее, чем первое.
💡 Вы знали, что слова «театр» и «теория» — однокоренные?
😍 Физическое зрение, например, позволяет нам наслаждаться красотой актеров — древнегреческое слово «театр» означает зрелище.
🤔 Умственное зрение позволяет нам видеть глубже — понимать смысл разыгрываемой трагедии, «читать между строк» — отсюда древнегреческое слово «теория» — буквально «умозрение», зрелище для глаз ума.
➡️ Если мы посмотрим на вещь глазами ума, считает Платон, то увидим ее эйдос — внутреннюю суть и исток. Например, в каждом треугольнике заложена «треугольность», в каждом справедливом поступке — «справедливость».
🗣 Когда Платон рассуждал об эйдосах, Диоген сказал: «А я вот, Платон, стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу», на что получил ответ: «Оно и понятно: чтобы видеть стол и чашу, нужны глаза, и они у тебя есть. Чтобы видеть стольность и чашность, нужен ум, а его у тебя нет».
❇️ Согласно Платону, все вещи состоят из материи и формы — эйдоса 👇
❌ Материя ничтожна, ей свойственно движение и изменение, из-за чего все вещи подвержены распаду и уничтожению.
♾ Эйдосы же вечны, неделимы, неуничтожимы. Можно разбить чашу, но нельзя ничего сделать с чашностью.
Согласно Платону, вещи соотносятся со своими эйдосами как тени со своим первоисточниками, их связывают четыре отношения — «четыре П».
1️⃣ Подобие — все столы, несмотря на различия между ними, имеют между собой нечто общее — то, в чем они подобны, и есть их эйдос.
2️⃣ Присутствие — эйдосы присутствуют в вещах, воплощаются в них, без чего было бы невозможно познание.
3️⃣ Причастность — вещи причастны своим эйдосам, без них они не могли бы полноценно существовать, ведь материя без эйдоса есть ничто.
4️⃣ Предел становления — все вещи стремятся к своим эйдосам в процессе становления, но никогда не могут с ними полностью совпасть; как в математике последовательность чисел стремится к какому-то пределу, но никогда не достигает его.
Рассмотрим подробнее платоновское учение о припоминании.
🧠 Анамнезис или учение о припоминании — учение Платона в области теории познания, согласно которому основной целью познания является припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело.
☝️ Платон считал, что истинное познание — это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души.
😯 Согласно Платону предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души.
В диалоге «Менон» Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с мальчиком-рабом. 👇
🔺 Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования, Сократ задал ему такие вопросы, что юноша смог самостоятельно решить непростую геометрическую задачу с использованием иррациональных чисел, то есть фактически использовал теорему Пифагора.
➡️ Из этого Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением сторон треугольника, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом случае — это не более чем принудить душу к припоминанию.
🗣 «Мышление — это безмолвная беседа души с самой собой».
🤱 Для обозначения врожденных знаний позднее в философии стали использовать более точное понятие — априорность.
👉 Априорными называются понятия и суждения, предшествующие всякому опыту и не зависящие от него. Есть простой критерий априорного знания: если суждение априорно, вы не сможете помыслить его противоположность.
❓ «Стол есть стол». Можете помыслить предмет, который не был бы тем, чем он является?
❓ «Все зеленое является протяженным». Можете помыслить предмет с цветом, но без размеров и формы?
Пост-пост, мета-мета: как понять идеи современного мира
О стольности и чашности
С тех пор Диоген ещё больше не любил Платона.
Эта тема принадлежит разделу:
Основы философии
Государственное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования нижегородский государственный инженерно..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О стольности и чашности
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Все темы данного раздела:
Гузнищева А.В.
Г93 Основы философии. Учебно-методический комплекс. – Княгинино: НГИЭИ, 2011. – 136 с. В учебно-методическом комплексе представлены программа дисци
Общие положения
Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у
Требования Госстандарта и реализация их
в разделах курса «Основы философии» Содержание требования Госстандарта Реализация в разделах, темах курса Предмет фил
При изучении дисциплины
Основным видом аудиторных занятий по изучению дисциплины «Основы философии» являются лекции. Их назначение заключается в раскрытии сути философского знания, функций философии, выявления специфики ф
Контроль знаний по дисциплине
Контроль знаний по основам философии предполагает самоконтроль, промежуточную и итоговую аттестацию. Самоконтроль предусматривает · узнавание философских понятий, явлений и фактов, упомяну
Тематический план
специальностей: 080110 «Экономика и бухгалтерский учет»; 110301 «Механизация сельского хозяйства»; 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управ
Основные идеи мировой философии
Тема 1.1. Философия античного мира, средневековья и эпохи Возрождения (занятия № 2-7) Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид). Сократ, Платон, Аристотель, Демокри
Духовная жизнь человека
Тема 3.1. Философия и научная картина мира (занятия 24-25) Объективный мир и его картина. Мир Аристотеля и мир Галилея. Основные категории научной картины мира: вещь, пространство,
Социальная жизнь
Тема 4.1. Философия и история (занятие № 28) Философские концепции исторического развития: концепции однолинейного прогрессивного развития (Г.В.Ф.Гегель, К.Маркс), концепции многоли
Выберите один правильный ответ
1. Специфику философии наиболее ярко отражают вопросы: Что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться? что такое человек?, которые сформулировал а) Фома Аквинский
Дополните
1. Форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний и потусторонний, называется ___________. 2. Главную роль в кризисе мифологического сознан
Установите соответствия
1. Красноречие А) Экзистенция 2. Умение вести спор Б) Агностицизм 3. Повивальное искусство В) П
Проанализируйте высказывание
1. «Совесть – это и есть показатель человечности» (И.Кант) 2. Первый моральный закон Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли была основой всеобщего законодательства!» 3. Вт
Самостоятельная работа по теме
«Человек как главная философская проблема» При ответе на вопросы можно пользоваться материалами учебника (Губин В.Д. Основы философии. учебное пособие. – М.: ФОРУМ:
Методические рекомендации
Целью аудиторных занятий является рассмотрение наиболее важных и сложных вопросов курса основ философии, а также проверка усвоения студентами предлагаемого им материала лекций, учебников и других у
Материалы для обсуждения
(философские тексты) Парменид «О природе» Сохранились и дошли до наших времен довольно большие отрывки философской поэмы Парменида «О природе». В
Паскаль. Рассуждение о любовной страсти
«Иные люди потому и влюбляются, что они наслышаны о любви. Постоянство в любви – это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочт
Подобный внутренней музыке
«Чистая длительность (психологическое время – В.Г.) есть форма, которую принимает последовательность наших состояний сознания, когда наше «я» просто живет, когда оно не устанавливает различия между
В. Распутин. Созерцание как исток творчества
«Зароды они, в конце концов, поставят и увезут, коровы к весне до последней травинки их приберут, всю работу, а вот эти песни после работы, когда будто и не они, не люди, будто души их пели, соедин
Н. А. Бердяев. Творчество и его реализация
«В творчестве есть две стороны и два смысла. Есть внутренний творческий акт и есть творческий продукт, обнаружение творческого акта вовне. Первичный творческий акт есть взлет вверх, к и
Н. А. Бердяев об истории
«Человек вкладывает в историю свою творческую силу и делает это с энтузиазмом. История же не хочет знать человека, пользуется им как материалом для нечеловеческого строительства, имеет свою нечелов
Б. Паскаль. Человек и Вселенная
«Итак, пусть человек объемлет взором всю природу в ее высоком и совершенном величии, пусть он отведет взгляд от низких предметов, его окружающих. Пусть посмотрит на это ослепительное сияние, зажжен
О структуре мира
«. Атомистическая гипотеза (Левкиппа и Демокрита – В.Г.) делает большой шаг в нужном направлении. Все многообразие различных явлений, множество наблюдаемых свойств материального мира можно свести
Об ощипанном петухе
Диоген Платона не любил. И решил он его подловить на неточностях. А у Платона была одна «неточность». Дело в том, что одним из главных свойств идей великий ученик Сократа считал умонепо
Диалектика, логика и философия
Петька спрашивает Чапаева: – Василий Иванович, что такое диалектика, логика и философия? – Ну как тебе объяснить? Вот видишь двух мужчин. Один грязный, другой чистый. Кто из них в
Притча А. Шопенгауэра о дикобразах
Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь п
Античность
Досократики Объединить многочисленные древнегреческие школы и направления, существовавшие до Сократа, позволяют их единая натурфилософская направленность, синкретичность сознания,
Гераклит
Гераклитсчитал основой, первоначалом всего мира огонь. Огонь как основа мироздания вечен, в то время как космос не вечен. Гераклит с полным основанием может считаться основоположником гносе
Эпикуреизм
VI – I вв. до н.э. Эпикур и Лукреций Кар Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру во вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредствен
Неоплатонизм
III – VI вв. н.э. Плотин, Прокл, Порфирий Неоплатонизм систематизировал основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма является
Скептицизм
IV – III вв. до н.э. Пиррон Теперь философов интересовал вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы избежать, угрожающих со всех сторон бедствий. Мудрецом следуе
Средневековье
Патристика. Средневековье принципиально переменило ситуацию в философии. Этому способствовали два глобальных изменения в жизни Европы – фактическая утрата античной культ
Эпоха Возрождения (Ренессанс)
Эпоха Возрождения – новое явление не только европейской, но и мировой философии. Прежде всего это новая система ценностей, где на первом месте стоят человек и природа, а религия отходит на второй п
Философия Нового времени
Период Нового времени часто называют эпохой научной революции. Он знаменуется значительными открытиями в различных областях естественных наук, главенствующее место при этом занимае
Рене Декарт
Выдающийся французский философ Рене Декарт считается основателем нововременной философии. Рассмотрим его философию. Философское знание должно удовлетворять требованиям истинности, его след
Эпоха Просвещения
Эпоха Просвещения – еще одно мировое явление, еще один взлет человечества. Ей, так же как и Ренессансу, соответствует становление капиталистических отношений в ряде стран, в которы
Романтизм
Романтизм обычно принято было считать явлением искусства, и не удивительно: основные его представители, как правило, занимались художественным творчеством. Однако сегодня пора перес
Философия XX века
Философия XX в. – это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современ
Жан Лиотар
Жан Лиотар (1924-1998) после опубликования им книги «Состояние постмодерна» (1979, русское издание 1998 г.) стал многими характеризоваться как основатель постмодернизма. Лиотар считает, что во втор
Жизнь, философия жизни и биофилософия
Конец XX и начало XXI века отмечены ростом интереса к натурализму как способу научной интерпретации всех важнейших проблем и реальностей, составляющих предмет философского исследования, в том числе
Мышление, его истоки и сущность
Можно ли человека чему-нибудь научить? Еще одним серьезным аргументом в пользу существования большого сознания служит теория воспоминания Платона. Платон утверждал, что че
Два понимания мышления
В связи с возрастающим местом естественных и технических наук в современном мире мышление сплошь и рядом понимается как представление, как совокупность наглядных картинок мира. Современная наука го
Мышление и язык
Во всей классической философии от древности до середины XX века считалось, что язык – просто инструмент для выражения наших мыслей, что слова и предложения нейтральны по отношении к тому содержанию
Учение о познании
Во все времена в философии было два подхода к вопросу о том, как человек познает окружающий мир: одни философы считали, что мы познаем мир чувствами, другие – разумом. Первых иногда
О картине мира
В человеческой истории различаются эпохи обустроенности и эпохи бездомности. Либо человек чувствует, что живет в мире, как в своем доме, – обустроенном, налаженном, гармоничном, занимая в нем свое
Времени опять не хватает
Время – важнейший фактор существования мира и человека. Время многообразно: есть время психологическое и биологическое, время истории, время культуры, физическое и даже космическое время. В каждом
Пространство и душа
Пространство так же многообразно, как и время: есть биологическое, психологическое пространство, пространство культуры, физическое, географическое и историческое пространство. Биологическое простра
Числа правят миром
Галилей утверждал, что природа говорит на языке математики. Числу, математическим закономерностям придавалось огромное значение во все века. Есть такой шутливый тест, когда предлагается назвать неч
Свет, цвет и ритм
Человеческую жизнь и культуру определяют не только пространство и время, не только движение, но такие феномены, как свет, цвет и ритм. Свет – не только физическое явление, но и глубочайший символ ч
Философия истории
Помимо общества, культуры, природы философия изучает еще историю, и этот раздел называется философией истории. Здесь рассматриваются следующие вопросы: Что заставляет развиваться человеческое общес
Неотвратимая поступь мирового духа
Представители первой группы – Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс и некоторые другие – считали, что история человечества едина, все народы – кто раньше, кто позже – идут к единой цели. Только цели каждым мысли
Стадии роста
Книга американского экономиста и социолога У. Ростоу «Стадии экономического роста» вышла более тридцати лет назад и с тех пор десятки раз переиздавалась. Она имеет характерный подзаголовок «Некомму
Циклические концепции истории
О. Шпенглер: три души истории О. Шпенглер – один из первых мыслителей, предложивших совершенно новую схему интерпретации истории. С его точки зрения, никакой единой истори
Аполлоновская и фаустовская душа
В книге Шпенглер наиболее подробно анализирует три души: аполлоновскую, фаустовскую и магическую. Аполлоновская душа – это душа античного времени. Для древнего грека и мир, и он сам, и боги, и даже
Магическая душа
В отличие от фаустовского чистого пространства и античного тела, в византийско-арабской культуре главным элементом является Пещера, пространство Пещеры. Это особое магическое, «заколдованное» прост
Закат Европы
Каждая культура, по Шпенглеру, зарождается в тот момент, когда из детского, первобытного состояния человечества пробуждается великая душа – фаустовская, магическая или какая-нибудь еще. Каждая кльт
Рост цивилизации
Каждая цивилизация проходит, согласно Тойнби, пять стадий: рождение, рост, надлом, распад и гибель. Эскимосы, кочевники относятся у Тойнби к застывшим цивилизациям, они максимально приспособились к
Надлом и распад
Все проходит в истории: и слава, и богатство, и известность. Афины после победы над персами, после колоссальных успехов в развитии хозяйства, после взлета в философии, искусстве, политике постепенн
Мировые культуры Питирима Сорокина
П. Сорокин в своем многотомном исследовании «Социокультурная динамика» выделял три культуры, последовательно сменяющие друг друга в человеческой (в египетской, вавилонской, греко-римской, индуистск
Главная проблема нашего времени
Сегодня, считал Сорокин, наступил жесточайший кризис. Это не просто экономические или политические неурядицы – кризис затрагивает почти всю западную культуру и общество, все их главные институты. Э
Н. Бердяев об исторической самобытности России
Н. Бердяев назвал русский народ в высшей степени поляризованным народом, в котором совмещаются совершенно несовместимые противоположности. Противоречивость и сложность русской души связана с тем, ч
Ответ Пушкина
В своем письме П. Чаадаеву от 19 октября 1836 г. А.С. Пушкин сообщил автору «Философического письма», что далеко не во всем согласен с ним. Конечно, разделение церквей (у нас православная церковь,
Апология сумасшедшего
Через год после первого «Философического письма», получившего огромную и отчасти скандальную известность, Чаадаев написал «Апологию сумасшедшего», в которой попытался прояснить некоторые свои мысли
В. Розанов о русском призвании
В. Розанов в своей статье «Возле «русской идеи» вспоминает интересное событие. В XIX в. Бисмарк был отправлен послом в Россию, и там с ним случилось неприятное происшествие: заблудился на медвежьей
Вопросы к экзамену
1. Предмет философии. Отрасли философского знания 2. Специфика философского знания. Типы философствования 3. Характерные черты истории философии 4. Характерные черты анти
Глоссарий
Новейший философский словарь/ Сост. А.А.Грицанова. – Минск, 1998 – 896 с. АНТИНОМИЯ (греч. antinomia – противоречие в законе) – форма существо
Дополнительная
1. Алексеев П. В. Философия: учеб./ П. В. Алексеев, А. В. Панин. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд–во Проспект, 2008. – 592 с. (стр. 33–42). 2. Введение в философию: учебник
Как Пифагор, Платон и Будда предвосхитили самую смелую гипотезу современной науки
В этом посте я хочу рассказать про трех великих философов античности, чьи идеи о природе сущего находят подтверждение в теориях квантовой механики и самых смелых гипотезах современной теоретической физики.
Как появился Пегас?
Величайшим из древнегреческих философов по праву считается ученик Сократа афинянин Платон. Именно благодаря его «Диалогам» до нас дошла большая часть сведений о греческой философской мысли.
Несмотря на то, что Платон изучал и даже преподавал математику, никаких особенных математических достижений он после себя не оставил. Но все же девизом основанной им Академии он избрал фразу «Не геометр да не войдет», тем самым подчеркнув важность математики для познания мира и формирования ума.
Основной идеей философии Платона была, извините за каламбур, сама «идея». Именно он ввел в оборот это слово, которое на древнегреческом звучало как «эйдос». Для объяснения своей теории Платон обычно использовал аллегорию, позже ставшую известной как миф о пещере. Я вкратце приведу здесь только самую ее суть.
Под «идеей» Платон понимал некий прообраз, слепком с которого является материальная вещь, идеалом, которого она никогда не сможет достигнуть. Возьмем, к примеру, сделанный из дерева круглый стол. Его форма будет очень близка к кругу, но каким бы искусным не был плотник, как бы он ни старался, стол никогда не будет совершенно круглым. Его площадь будет очень близка к , но никогда точно этой формуле соответствовать не будет. Таким образом, круглая форма этого стола является лишь слепком с некоего идеального круга. Как и сам стол, и все другие столы на свете несмотря на разницу форм и материалов являются лишь слепками с идеи стола.
Платон верил, что как глаза нам даны чтобы видеть, а уши чтобы слышать, так и разум нам дан, чтобы воспринимать идеи. Ходит байка, что однажды за ужином в разговоре с Платоном известный циник Диоген воскликнул: «Стол и чашу вижу, а стольности и чашности не вижу», на что Платон резко парировал: «Чтобы видеть стол и чашу, нужны глаза, которые у тебя есть, а чтобы видеть стольность и чашность, нужен разум, которого у тебя нет. Да и вообще о чем можно спорить с человеком, живущим в бочке«. Кстати, слово «циник» в предыдущем предложении относится не к моральной характеристике Диогена, а к тому, что он являлся ярким представителем философской школы циников, или в правильном произношении киников, что переводится с древнегреческого как «собаки». Вы можете знать содержащее этот же корень слово «кинолог», то есть «изучающий собак».
По иронии судьбы, одним из основоположников материализма стал платоновский ученик Аристотель, всегда обожавший поспорить со своим учителем. Не менее иронично, что самого Аристотеля судьба наградила столь же непослушным учеником, который предпочел завоевание мира нудным урокам по философии.
Музыка вселенной и сакральная геометрия
Пифагорейская школа была не только математически-философским кружком, но и религиозной сектой со странными правилами вроде «запрещается есть бобы», а также тайным обществом с запретом на распространение знаний. Доподлинно неизвестно, что именно из математических открытий и философских концепций было создано самим Пифагором, а что было приписано ему его последователями, так как запись учения была запрещена, и оно передавалось лишь устным путем, а до нас оно дошло лишь в пересказе других античных философов. По свидетельствам Аристотеля, именно учение пифагорейцев заложило основу взглядов Платона.
Основой метафизики Пифагора служило утверждение о том, что в основе всего лежит число. Он пришел к такому заключению, изучая музыку. Пифагор заметил, что интервал между высотами двух звуков зависит от соотношения длин струн, издающих их. Очевидно, что Пифагор не был первым, кто догадался об этом, но он был первым, кто провел глубокие исследования этой закономерности и свел музыку к строгой формальной математической системе. Именно Пифагор создал музыкальный строй и теорию о музыкальной гармонии, ставшей основой всей античной и современной музыки.
Учение пифагорейцев о гармонии сфер и создание пифагорейцем Филолаем задатков теории о гелиоцентрическом строении мира повлияло на множество известных астрономов последующих веков. Николай Коперник посвятил пифагорейцам свою книгу «О вращении небесных тел», Иоганн Кеплер озаглавил главный труд своей жизни «Гармония мира», закончив его описанием того, как «cогретый тёплым напитком из кубка Пифагора» засыпает под звуки небесной музыки. Исаак Ньютон писал, что видел в пифагорейском учении намеки на открытые им законы тяготения. Альберт Эйнштейн в одном из интервью сказал, что является «платонистом или пифагорейцем, так как считает логическую простоту незаменимым и эффективным инструментом своего исследования».
Пустота и мгновенность бытия
В «Критике чистого разума» известный немецкий философ Иммануил Кант пытался найти, но так и не нашел Ding an sich, «вещь в себе» или менее буквально «вещь саму по себе», то есть предмет, свойства которого не зависят от нашего восприятия.
За две тысячи лет до Канта над похожим вопросом размышлял выдающийся индийский философ Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, более известный нам под именем Будда. Само слово «Будда» образовано от индоевропейского корня «буд» и дословно переводится на русский как «пробудившийся».
Прежде чем углубляться в детали метафизики Гаутамы, давайте сыграем с вами в небольшую игру и из двух предложенных предложений выберем наиболее осмысленное:
Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка
Сангху Будда учил о шуньяте, пратитье-самутпаде, анитье, кшаникаваде и анатмане.
Кажется, что единственными осмысленными словами тут являются «Будда учил», но это не так. Второе предложение мы можем перевести на литературный русский примерно так: своей монашеской общине Будда преподавал учение о пустоте, взаимозависимом возникновении, непостоянстве составных вещей, мгновенности бытия и отсутствии собственного Я у вещей. Давайте поподробнее разберем каждое из понятий.
Но если вы попробуете ответить на вопрос где именно находится само ваше сознание, вы придете к парадоксальному выводу. Сознание находится в вашем мозгу, ваш мозг в вашем теле, ваше тело на планете Земля, Земля в Солнечной системе, Солнце в Млечном Пути, Млечный Путь во Вселенной. Но где находится сама Вселенная? Только в вашем сознании.
Для лучшего осознания этой истины буддисты советуют практиковать медитацию. А для того, чтобы помочь себе очистить свое сознание от посторонних мыслей при медитации, рекомендуют использовать мантру «Ом мани падмэ хум», произнесение которой занимает ровно один выдох воздуха из легких, помогает настроить ритм дыхания и забивает голову, не позволяя возникать лишним мыслям. Если вы начнете медитировать прямо сейчас, то вы наверняка заметите, как в вашей голове короткой электрической искрой промелькнет мысль: «Так, что это я вообще сейчас читаю? Какие нафиг еще медитации, мантры, пегасы и сакральная геометрия? Какого черта этот пост вообще делает в хабе математики и физики, и на Хабре вообще? Когда уже автор начнет втирать про рептилоидов?». Так что давайте пока что вернемся обратно в русло нашей статьи и поговорим о гипотезах современной теоретической физики.
Философия и физика
Далее, если мы поднимемся высоко на верх на уровень галактик и околосветовых скоростей, мы увидим, что и там наша реальность становится все менее «материальной» и все более странной. Мы увидим, что при приближении к скорости света время для нас относительно времени для неподвижного наблюдателя замедляется. Мы обнаружим в пространстве-времени точки, названные черными дырами, которые засасывают все окружающее их вещество и даже свет, которые, тем не менее, с их собственной точки зрения падают в эту дыру бесконечно долго. Мы убедимся в том, что наш мир скорее является некой математической идеей нежели чем-то материальным.
Все вышеприведенные доводы показывают нам, как хорошо учения античных философов согласуются с самыми передовыми открытиями физики 20 века. Но что нам может предложить современная физическая и философская мысль?
Теория всего
Рассуждения знаменитого британского физика Стивена Хокинга дают нам интересную пищу для размышлений. Хокинг писал о том, что если даже мы завершим работу над «теорией всего» и найдем все уравнения и константы, согласно которым работает наша Вселенная, то перед нами мгновенно встанет следующий вопрос: почему именно эти уравнения? Что вдыхает в них огонь?
Аргументы в пользу гипотезы рекурсивной Вселенной
В пользу гипотезы рекурсивно-вычисляемой математической Вселенной говорят некоторые факты.
Первым аргументом является существование нескольких осей времени, то есть таких явлений, в которых состояние системы в прошлом и будущем не симметрично относительно настоящего:
Причинно-следственная ось: причины порождают следствия, а не наоборот.
Психологическая ось: мы помним прошлое, но не знаем ничего о будущем.
Термодинамическая ось: энтропия в замкнутой системе только растет.
Множество Мандельброта
В поисках Бога
Заключение
Надеюсь, что вам понравился пост, и вы сможете извлечь из него что-нибудь полезное для себя. Напоследок мне хочется посоветовать вам книги, под впечатлением от которых написан этот пост: