Что такое стоп лист в банке
Стоп-лист банков – о чем должен знать каждый заемщик?
Отказ в одобрении кредитной заявки может быть вызван разными причинами. Если видимых препятствий для получения кредита нет, проблема может скрываться в таком понятии, как благонадежность клиента. У каждого банка имеется стоп-лист, где оказываются клиенты, заслужившие негативную оценку. Если потенциальный заемщик находится в таком списке, то кредит ему не выдадут.
Что такое стоп-лист банка?
Банки собирают информацию о своих клиентах и заносят данные в специальные программы. Они могут отличаться по функциональности, содержанию и названию. Такие программы содержат электронные списки с личной и финансовой информацией о человеке. Сотрудник банка может воспользоваться программой, чтобы оценить благонадежность заемщика и его соответствие определенным требованиям.
Стоп-лист банка – такая небольшая кредитная история, которая создается на каждого клиента в рамках одного учреждения. Здесь содержатся сведения о просрочках, штрафах, досрочном погашении, рефинансировании. Межбанковский черный список — это скорее о финансовых мошенниках.
Причины попадания
Помимо просрочек платежей и несоблюдения условий договора причиной попадания в стоп-лист банка может стать судимость, особенно за финансовые махинации и мошенничество. Такие люди сразу попадают в список, для них навсегда выставляется запрет на получение займа. Также в стоп-лист заносятся люди с видимыми тюремными наколками, даже если судимость погашена. Обычные татуировки тоже банкам не нравятся — скрывайте их, если есть возможность.
Неадекватное поведение
Попасть в банковский список можно в том случае, если вы пришли подавать заявку в нетрезвом виде. Клиенты, производящие впечатление неадекватных людей, также рискуют угодить в черный список. Сотрудник банка делает соответствующую отметку в документах.
Также представители банка оценивают поведение клиента при визите в сопровождении родственников или друзей. Если человек, который пришел вместе с заемщиком, оказывает явное влияние на принятие решения последним, клиента могут добавить в стоп-лист.
Бывают ситуации, когда клиент банка попадает в стоп-лист не по своей воле. К примеру, если сотрудник финансовой организации сам заполняет анкету, он может намеренно исказить данные, чтобы «подогнать» клиента под требования банка. Если несоответствие данных будет обнаружено, заемщик попадет в черный список.
Вина в этом случае в мотивации (зарплате и премии) банковского сотрудника. Есть специальные нормы, по которым нужно выполнить план на месяц, вот банковские специалисты и «подгоняют» клиентов под нужные параметры.
Ошибки и внешний вид
Попасть в стоп-лист можно в результате ошибок, допущенных при заполнении анкеты. Как вы сами понимаете, речь идет не о грамматических ошибках. Если клиент неправильно указал фамилию или ошибся с названием улицы, причем неоднократно, это вызовет подозрения у представителя банка. Ошибки в номере телефона или других данных также могут стать причиной занесения клиента в черный список.
При визуальной оценке банковский служащий проверяет соответствие внешнего вида социальному статусу и месту работы человека. Если клиент работает учителем, а приходит в банк с немытыми волосами или в грязной одежде, это сигнал для представителя кредитора. Несоответствие облика занимаемой должности – еще одна из причин попадания в стоп-лист.
Что такое стоп лист в банке и как из него выбраться?
Как и в остальных сферах, а банках выявляются нарушители и подозрительные лица. К ним пока штрафов никаких не применяется, но в черные списки и стоп-листы эти клиенты попадают. Стать участником стоп-листа могут как частные лица, так и организации. Для них будет закрыт доступ к основным продуктам банка и даже к обслуживанию. Если данные попадут в единую базу БКИ, то и остальные банки не станут иметь дело с таким клиентом.
Работой над стоп-листом в банке занимается служба безопасности и служба финансового мониторинга. В апреле 2018 года все банки получат от ЦБ список клиентов (более 230 тысяч), которые проводили сомнительные операции. Хотя список и будет носить информационный характер, вряд ли кто из банков посмеет не выполнять предписания ЦБ и возьмет на обслуживание клиента из этого списка.
Что такое стоп-лист?
Это списки клиентов, которые совершили какое-либо нарушение в процессе обслуживания или проведения операций. Занесение в список происходит не сразу. Сначала банк пытается разобраться в ситуации самостоятельно. Если клиент не идет на контакт (не отвечает на запросы, не предоставляет верные документы или документы, подтверждающие источники происхождения своих денег), то его заносят в стоп-лист. Клиенту это не озвучивается. Понять, что тебя занесли в черный список или стоп-лист просто.
Банк откажет в обслуживании, попросит закрыть счет/карту или просто откажет в новом продукте, например, в новой карте или открытии расчетного счета. Законодательство также обязывает банки сообщать в Росфинмониторинг в случаях отказа в обслуживании клиентов по своей инициативе с обоснованием. Данная информация обрабатывается мониторингом и передается в ЦБ, который составляет списки стоп-листов и передает их остальным банкам.
Появление стоп-листов продиктовано требованием Базельского комитета «знай своего клиента», а также ФЗ №115 «О противодействии легализации…». За прошлый год банки отказали в проведении операций на сумму более 300 млрд. руб. 150 тысячам юридических лицам и 200 тысячам физлицам. Из них в стоп-лист были внесены 230 тысяч клиентов.
Зачем банкам нужен стоп-лист?
Прежде всего, он нужен, чтобы исключить случаи мошенничества клиентов, а также для соответствия требованиям законодательства. Желающих пользоваться банковскими возможностями и услугами достаточно много. Некоторые клиенты ведут сомнительный бизнес, занимаются легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным способом, пытаются обойти налоги и проч. Чтобы не привлекать на себя острый взор главного регулятора, банки постепенно начинают проводить «зачистки» в клиентском составе.
Как клиенты попадают в стоп-листы?
Попасть в стоп-лист не так сложно, как из него потом выйти. На текущий момент выйти практически невозможно. По словам властей, механизм исключения из стоп-листа ЦБ пока еще не разработан, поэтому попадание ставит «черную метку» на деловом статусе клиента.
Попасть в стоп-лист можно в следующих случаях:
Как выбраться из стоп-листа?
Некоторые клиенты и не подозревают, что их занесли в стоп-лист. Только постоянные отказы в обслуживании, кредитовании и проч. заставят задуматься о том, не внес ли банк в свой стоп-лист. Получить прямой ответ в банке вряд ли получится. А если клиент обслуживался во многих банках, то найти, кто и когда внес в свой черный список, практически нереально.
Как было сказано выше, ЦБ до апреля этого года даст банкам свой стоп-лист с предписанием не обслуживать клиентов из этого списка. На текущий момент не разработан механизм выхода из этого списка. Единственный выход обслуживаться, находясь в этом списке, это смена юридического лица с условием, что данные о собственниках бизнеса сюда не были внесены. Для физлиц все намного сложнее. Банк вносит всю личную информацию и исправить ее нереально.
Исключить себя из стоп-листа ЦБ пока возможно только на основании судебного решения. Однако, подобных судебных практик было мало. После исключения из стоп-листа к клиенту будет применяться повышенное внимание к проводимым операциям, а проверка документов будет проводиться с особой педантичностью.
Выйти из стоп-листа банка можно, если не откладывать эту ситуацию в дальний ящик. При первых запросах или претензиях стоит идти на диалог и предоставлять все требуемые документы. Если есть сложности в предоставлении документов (например, коммерческая тайна), то стоит в письменном виде обосновать это.
Если банк требует закрытия расчетного счета, то нужно попросить письменное обоснование и попробовать договориться мирным способом. Если это не помогает, то можно обращаться в суд. Стоит отметить, что судебные тяжбы банки не любят. Если их в это втянуть, то можно выиграть дело, но вновь получить отказ в последующем обслуживании.
Таким образом, за любую деятельность, которую банк посчитает сомнительной, можно попасть в стоп-лист. По факту это закроет доступ к продуктам банка. Если не подтвердить легальность своих операций или бизнеса, то стоп-лист банка передается в ЦБ, а там уже остальные банки будут ориентироваться на него. Решать конфликтным путем подобные ситуации не стоит. Лучше найти обоюдовыгодный компромисс и оставить дружественные отношения с банком.
При оплате проезда в транспорте выдало «карта в стоп-листе». Что делать и как это исправить?
При оплате транспорта некоторые пассажиры сталкиваются с надписью «Оплата невозможна по причине нахождения карты в стоп-листе». Такое бывает, если карта неисправна, заблокирована или имеет задолженность по ранее совершенной поездке. Для удаления карты из стоп-листа нужно погасить задолженность через личный кабинет пассажира или обратиться в офис банка. Если проблема возникает при оплате телефоном, то нужно «привязать» карту заново.
Что такое стоп-лист?
Проезд в общественном транспорте можно оплатить не только наличными, но и бесконтактной банковской картой или смартфоном, к которому привязана карта. Для оплаты нужно поднести карту или телефон к валидатору в салоне транспорта один раз. Размещен он обычно на поручне у первой двери.
Важно! С появлением услуги банки стали предлагать специальные транспортные карты на выгодных условиях с бонусами. Необязательно оформлять специальную транспортную карту. Оплата доступна прямо со счетов карт платежных систем МИР, Master Card, Visa, UnionPay.
Иногда бывает, что система отказывает в оплате из-за того, что карта находится в стоп-листе.
Стоп-лист – это общая база, в которую включены все карты, по которым оплата запрещена из-за наличия задолженности. То есть, если деньги на карте закончились, а оплата за последнюю поездку не прошла, то расплатиться в дальнейшем картой в общественном транспорте не получится.
Какие причины попадания карты в стоп-лист?
Есть несколько причин, по которым карта может попасть в стоп-лист. Предлагаем с ними ознакомиться.
Почему оплата проезда не принимается:
А еще нельзя оплатить поездку картой, выпущенной за пределами России.
Как удалить карту из стоп-листа?
Если с картой все в порядке, то, скорее всего она попала в стоп-лист из-за долга. Для погашения долга нужно перейти в личный кабинет пассажира по ссылке lk.informseti.ru или securepayments.sberbank.ru/client/login
В открывшемся окне нужно ввести номер карты. После авторизации в личном кабинете пассажира можно ознакомиться с суммой задолженности и историей поездок.
Если карта попала в стоп-лист по причине неоплаты за поездку, то над разделом «История оплаты проезда» будет надпись «Карта не может быть использована для оплаты проезда. Оплатите, пожалуйста, задолженность в размере ХХХ (будет указана сумма долга) рублей».
После оплаты задолженности карта исключается из стоп-листа в течение 5-10 минут.
Обратите внимание, что оплатить задолженность можно только с той карты, которая использовалась для авторизации.
Что делать, если оплата была проведена с помощью телефона?
Большинство владельцев карт оплачивают транспортные расходы со своего телефона, используя бесконтактную оплату. Если баланс карты положительный и она исправна, то нужно «перепривязать» её к приложению.
Для этого потребуется войти в приложение, удалить её и ввести запрашиваемые сведения заново. После этого произойдет привязка новой виртуальной карты.
Транспортная карта против обычной: какую выбрать, чтобы не попасть в стоп-лист?
Как только появилась возможность оплачивать за проезд картой, банки стали предлагать специальные карты с повышенным бонусом. Что касается выбора карты, то попасть в стоп-лист может любая, независимо от вида или банка.
Поэтому, делая выбор, стоит обратить внимание на стоимость годового обслуживания и размер бонусов. Предлагаем ознакомиться с лучшими картами.
Лучшие карты для оплаты транспорта:
Обратите внимание! Победителем конкурса по выбору инвестора для выпуска единой транспортной карты стало АО «Универсальная Электронная Карта», являющая дочерней структурой ПАО Сбербанк.
Черный список в банках
Черный список в банках или стоп-лист – это не миф. Кредитные компании действительно создают базы данных клиентов, которые вызывают сомнения или нарушают договорные обязательства. Причины попадания в такие списки в чем-то схожи, а чем-то отличаются для физических и юридических лиц. Также отличаются и пути исключения из числа неблагонадежных.
На кого заводят черный список в банках, как в него не попасть и что сделать, чтобы из него выйти тем, кто все-таки в него угодил, расскажет Бробанк.
Что такое «черный список»
Черный список банка – это база клиентов, которым банки отказывают в обслуживании, так как их подозревают в совершении мошеннических сделок или нарушении закона. Информация в этом списке строго конфиденциальна. Другим лицам персональные сведения из него не передают.
У каждого банка свои критерии, внесения в черный список, поэтому определить причину довольно сложно. Кроме этого, ненадежный клиент может попасть даже в несколько списков в зависимости от того, какие услуги ему оказывает банк, или как взаимодействуют банк и клиент.
Клиент может попасть в черный список банка не только при возникновении нарушений. В него могут занести даже тех, кто вызывает подозрение службы безопасности или специалистов банка.
Например, заемщик регулярно берет кредиты и погашает их в течение короткого периода или вступает в постоянные споры с банком по каким-либо аспектам. Таких клиентов тоже могут включить в базу данных. Скорее всего, при очередном обращении, банк откажет в выдаче займа, потому что задача кредитора получить прибыль, а с таким заемщиком невыгодно сотрудничать. А с теми, кто слишком глубоко копается в сути или создает конфликты, банки тоже предпочитают не связываться.
Варианты черных списков
Клиенты могут попасть в разные черные списки:
Клиент может быть только в одном или во всех списках одновременно.
Как физлица попадают в черный список банка
Главные критерии для внесения в черный список банка:
Любая из этих причин приведет к внесению клиента в отдельную базу данных. Каждый банк формирует свой расширенный перечень критериев. Некоторые финансовые учреждения могут вносить в стоп-листы за малейшие провинности, другие – только после наличия повторных нарушений. В ряде компаний из списка извлекут тех клиентов, которые «исправились» и не повторяют ошибки, в других – поблажек не дают.
Также клиента могут внести в черный список в самом начале сотрудничества, если он не прошел проверку. У каждого финансового учреждения свой регламент, как оценивать гражданина, в том числе и по его внешнему виду. Проверка банка может быть с подвохом, когда клиенту предоставляют мнимое право выбора: сказать правду или соврать. Например, создают ситуацию в виде случайной ошибки сотрудника банка, если клиент ее не исправит и решит предоставить ложную информацию, его включат в черный список. Могут проводить и психологические проверки на выявление лжи в каких-либо словах гражданина.
Как выйти из списка неблагонадежных клиентов
Выйти из черного списка банка очень сложно. Проблема в том, что информация в базах данных конфиденциальная, банк может и не уведомлять клиента о включении в список. Не всегда сотрудники банка объяснят причину попадания в перечень ненадежных лиц. И даже если получится устранить причины, по которым клиента занесли в стоп-лист, ему будет сложно восстановить деловую репутацию. Скорее всего, в персональных данных сделают пометку об устранении ошибок, но выносить из внутрибанковского реестра не станут.
Иногда включение в черный список не сказывается на компании или физическом лице напрямую. Некоторые клиенты даже не подозревают о своем нахождении в числе неблагонадежных. Например, при оформлении дебетовой, зарплатной, пенсионной карты или вклада никаких ограничений не будет. Чаще всего сложности возникают при подаче заявки на займы.
Если отказ в кредитовании следуют один за другим, высока вероятность, что банки занесли клиента в черный список. Чтобы это выяснить наверняка, запросите отчет о кредитной истории заемщика. Дважды в год граждане РФ могут получить эту информацию бесплатно. Один из двух раз – это отчет на бумажном носителе. Если сведения нужны чаще, можно запросить отчет на платной основе. Такую услугу оказывают разные квалифицированные компании. Количество платных обращений не ограничено, их можно подавать хоть еженедельно.
Чтобы получить отчет в электронном или распечатанном виде, обратитесь в Бюро кредитных историй напрямую или через госуслуги. Обратите внимание, что сведения об одном гражданине или компании могут храниться в нескольких БКИ. Выяснить, в каких из них точно находится информация, можно через Центральный каталог кредитных историй. После этого можно подавать запросы в конкретные БКИ и собирать сведения воедино.
Из отчетов станет ясно, все ли в порядке с кредитной историей, есть или нет задолженности и просрочки. Если они не соответствуют реальности, можно подать заявку на корректировку ошибочных данных.
Исправление кредитной истории заемщика
Если кредитная история испорчена по вине заемщика, придется самостоятельно исправлять ситуацию:
Макс. сумма | 300 000 Р |
Ставка | 31,5% |
Срок кредита | До 18 мес. |
Мин. сумма | 4 999 руб. |
Возраст | 20-85 лет |
Решение | 1 день |
Можно также воспользоваться альтернативным вариантом – просто ждать. Информация из кредитной истории по истечении 10 лет автоматически исчезнет. Но за этот период не должно возникать никаких долговых обязательств перед кредиторами и взаимоотношений с судебными приставами. Однако нулевая кредитная история не гарантирует, что по истечению срока банки согласятся на сотрудничество.
Как действовать, если попал в список по ФЗ-115
Если клиент вызвал подозрения или нарушил закон 115-ФЗ, его включат в черный список в ЦБ РФ. Выйти из него в разы сложнее, чем из базы данных неблагонадежных клиентов внутри банка. Для начала выясните причину внесения в черный список в обслуживающем банке или в том, где было отказано в проведении операций. Напишите заявление и соберите документы, из которых будет видно, что отказ безоснователен.
Банк рассмотрит поданные документы, и после этого возможны 2 варианта развития событий:
После внесения поправок в ФЗ-115 банки обязали давать пояснения всем клиентам, которых вносят в черный список. Поэтому самый простой и надежный способ из него выйти – выяснить, какие операции и действия вызвали сомнения у банка и исправить их. После этого гораздо легче избежать повторного попадания в базу данных неблагонадежных клиентов.
Как не попасть в черный список
Так как критерии попадания в черный список нельзя перечислить в полном объеме из-за конфиденциальности, полностью исключить включение в стоп-лист очень сложно. Но риски можно свести к минимуму:
Если следовать этим рекомендациям, у банка будет меньше оснований для внесения в черный список. А если такая ситуация произойдет, можно быть уверенным, что это случилось скорее всего из-за ошибки.
Что будет, если компанию внесли в черный список
Организации попадают в черный список банка, если нарушают ФЗ-115 и их подозревают в легализации доходов и содействию терроризму. Если у банка возникают сомнения в проводимых операциях, сотрудник приостанавливает движение по счетам клиента до выяснения всех обстоятельств. По этому закону проверяют как юридических, так и физических лиц. Его нарушения приводит к попаданию в черный список ЦБ РФ любого клиента банка.
Компаниям могут отказать в выдаче карты, открытии счета, выполнении ряда других операций, которые относятся к обслуживанию юридических лиц. Но клиента не вносят в черный список без дополнительной проверки и попытки прояснить ситуацию. Для начала сотрудники банка запросит дополнительные подтверждения.
Причины
Операции, которые могут вызвать сомнение у сотрудника банка и повлечь занесение в черный список:
Полный перечень операций указан в ФЗ-115.
В большинстве случаев ситуацию можно урегулировать диалогом с клиентом. Но если он не идет на контакт, банк приостановит движение и передаст информацию в Росфинмониторинг, что приведет к внесению компании в черный список Центробанка.
Выход
У компаний для восстановления деловой репутации и исключения из черного списка несколько путей:
При судебных разбирательствах, бизнесмену могут запретить выезжать за границу. Кроме того суды отнимают много времени и денег на юридическое сопровождение. Поэтому некоторые компании принимают решение о регистрации нового юридического лица.
Каждый банк решает сам, сотрудничать с клиентами, которые вызывают подозрения или нет. Например, при подаче заявки на открытие счета от сомнительной компании, которая отчисляла слишком мало налогов, в новом банке увидят, что фирма занесена в черный список. Сотрудники банка потребуют дополнительные документы: выписки по счетам в предыдущем обслуживающем банке и пояснения к сложившейся ситуации.
При проведении проверки могут выявить, что минимальные отчислению в бюджеты и фонды – это ошибка бухгалтерии. Если фирма устранит ошибку и докажет, что повторений не будет, ей откроют счет в новом банке. Для этого ей потребуется собрать все подтверждающие документы по операциям и корректировкам. Если никаких новых нарушений не выявят, компанию продолжат обслуживать в новом банке. Таким образом Центробанк рекомендует поступать со всеми клиентами из черных списков. То есть если компания попала в базу данных, она сможет реабилитироваться и продолжить свою деятельность.
Как юрлицу избежать попадания в черный список
Несколько советов помогут компаниям не попасть в черный список неблагонадежных клиентов:
Не всегда смена обслуживающего банка окажется лучшим решением. Правила проверки клиентов, их операций и рекомендации ЦБ РФ одинаковы для всех банков.
Полезные ссылки:
Как взять кредит, находясь в «черном списке» у банков
Закон позволяет кредиторам отказывать в выдаче кредитных средств без объяснения причин. Основанием для отклонения запроса может отказаться ошибка при заполнении анкеты, несоответствие требованиям и поведение заявителя. С оформлением кредита возникнут трудности, если потенциальный заемщик ранее зарекомендовал себя не лучшим образом, попав в черный список финансовой организации.
Из этой статьи вы узнаете:
Что такое черный список банков?
Стоп-лист или черный список заемщиков – это внутрибанковский реестр должников и клиентов, которые потеряли доверие банка. Если в базе данных финансового учреждения имеется информация о разного рода нарушениях, вероятность одобрения новых заявок от недобросовестного клиента снижается.
Каждый кредитор составляет собственный черный список, руководствуясь конкретными критериями. Статус неблагополучных заемщиков получают злостные нарушители платежной дисциплины и мошенники.
В черном списке указываются следующие данные клиента:
Один человек может находиться в нескольких стоп-листах, независимо от причин их составления. Данные систематизируются и хранятся кредиторами для внутреннего пользования. На основании сведений из клиентских баз принимается решение о выдаче займа или отказе от сотрудничества.
Нахождение в черном списке не препятствует открытию вклада или оформлению дебетовой карты, но бывают случаи, когда банки полностью отказываются работать с неблагонадежным клиентом. Как правило, игнорируются запросы на любые услуги со стороны лиц, осужденных за мошенничество.
Как попасть в черный список банков
Внесение персональной информации в черный список банка происходит по вине клиента либо вследствие ошибки. Негативное мнение о заемщике может сложиться вследствие неблагоприятного влияния человеческого фактора. Например, когда надежный клиент кажется банковским сотрудникам неприятным, подозрительным и не внушающим доверие.
Заемщик из черного списка:
Временно в стоп-листы может попасть:
Борьба за свои права грозит черным списком, даже если требования клиента правомерны. Кредиторам не нравится, когда с ними спорят в излишне эмоциональной манере. Подав на банк иск и даже получив судебное решение в свою пользу, заемщик может стать персоной нон-грата для финансового учреждения.
Как взять кредит, если ты в черном списке?
Банки напрямую не сообщают о наличии данных конкретных граждан в стоп-листах. Косвенным подтверждением нахождения в черном списке является повторное отклонение заявки на кредит при условии соответствия требованиям и грамотного заполнения анкеты. После получения отказа без видимых причин рекомендуется обратиться за кредитом в другие финансовые организации.
Просроченные платежи заемщику скрыть не удастся, поскольку они отражаются в кредитной истории. Тем не менее сведения о других нарушениях, которые спровоцировали попадание в черный список, будут известны только исходному кредитору. Иными словами, размолвки с конкретным банком на практике никак не влияют на оформление займов в других кредитных организациях.
Существует несколько способов получить кредит, находясь в черном списке:
Обеспечение кредита предполагает предоставление залога (например, под залог автомобиля) или привлечение поручителя. Дополнительные гарантии позволяют снизить риск невозвращения кредита. Банки охотно идут навстречу клиентам, которые готовы разделить ответственность с поручителем или заложить ценное имущество. Второй вариант обеспечительных мер считается предпочтительным, поскольку реализация материальных активов должника в полной мере позволяет компенсировать убытки кредитора.
В качестве залога предоставляется дорогостоящее ликвидное имущество, например, недвижимость или транспортное средство. Стоимость залога должна быть сопоставима с суммой кредита. Поручительство путем привлечения платежеспособного гаранта с хорошей кредитной историей и отсутствием долгов обеспечит возврат задолженности при отсутствии средств у заемщика.