Что такое стопы в литературе примеры
Лекция 7. Стопы
В древней Греции, откуда к нам и пришла поэзия в ее современном виде, поэт не просто читал стихи, а полунапевал их, сопровождая декламацию игрой на лире. При этом обычно каждый стихо-музыкальный такт отбивался ногой (стопой).
От этой традиции и пошло понятие стопы – неделимого кусочка ритма.
МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи;
НЕ-ви-ДИМ-ко-Ю лу-НА
ОС-ве-ЩА-ет СНЕГ ле-ТУ-чий;
МУ-тно НЕ-бо, НОЧЬ мут-НА.
В этом стихотворении ритм каждой стихотворной строчки разделился на четыре стопы.
Стопа обычно соответствует метру, поэтому их и называют – хореическая, ямбическая, дактилическая и т.п. Соответственно, по количеству стоп стихи делятся на двухстопные, трехстопные и т.п.
«Бесы» Пушкина написаны четырехстопным хореем.
Количество стоп достаточно важный параметр, т.к. от него зависит музыка стихотворения. Убедиться в этом, можно сравнив разностопные стихи, написанные одним и тем же метром.
Трехстопный хорей:
ГОР-ны|-Е вер|-ШИ-ны
СПЯТ во| ТЬМЕ ноч|-НОЙ,
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
(М.Лермонтов «Из Гете»)
МЧАТ-ся| ТУ-чи,| ВЬЮТ-ся| ТУ-чи;
НЕ-ви|-ДИМ-ко|-Ю лу|-НА
ОС-ве|-ЩА-ет| СНЕГ ле|-ТУ-чий;
МУ-тно| НЕ-бо,| НОЧЬ мут|-НА.
НЕ бро|-ДИТЬ, не| МЯТЬ в кус|-ТАХ баг|-РЯ-ных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.
(C. Есенин)
ГО-ды| МО-ло|-ДЫ-е| с ЗА-бу|-БЕН-ной| СЛА-вой,
ОТ-ра|-ВИЛ я| САМ вас| ГОРЬ-ко|-Ю от|-РА-вой.
(C.Есенин)
Особенно контраст виден при сочетании в одной строфе разностопных строк:
В ТОМ кра|-Ю, где| ЖЕЛ-та|-Я кра|-ПИ-ва = 5
ДА су|-ХОЙ пле|-ТЕНЬ, = 3
ПРИ-ю|-ТИ-лись| к ВЕР-бам| СИ-рот|-ЛИ-во = 5
ИЗ-бы| ДЕ-ре|-ВЕНЬ. = 3
(C.Есенин)
В зависимости от количества стоп музыка хорея, который мы подробно и разбираем, может меняться на прямо противоположную. С одной стороны, это падающий тяготеющий к минору размер. А, с другой, это ритмический плясовой размер, что особенно проявляется в его четырехстопном варианте. «Бесы» Пушкина звучат гораздо бодрее, чем трехстопный хорей Лермонтова и многостопный Есенина.
Даже когда речь идет о трагедии, четырехстопный хорей вносит в музыку стиха «приплясывающий» мотив:
Безобразно труп ужасный
Посинел и весь распух.
(А.Пушкин «Утопленник»)
Еще больше удивит, что следующие строчки тоже написаны четырехстопным (падаюшим?) хореем:
Ах, вы, сени, мои сени,
Сени новые мои…
Выбирая количество стоп в стихотворении, вы можете дополнительно усилить свою мысль музыкальным рисунком стиха.
Другой способ влияния на музыку стиха – усечение стоп.
МЧАТ-ся ТУ-чи, ВЬЮТ-ся ТУ-чи;
НЕ-ви-ДИМ-ко-Ю лу-НА…
Во второй строке не хватает одного безударного слога.
В трехсложных стопах может не хватать целых двух слогов.
Проиллюстрируем влияние усеченной стопы на музыку стихотворения на примере дактиля – минорного размера.
ТУЧ-ки не- | БЕС-ны-е, | ВЕЧ-ны-е | СТРАН-ни-ки,
СТЕПЬ-ю ла- | ЗУР-но-ю, | ЦЕПЬ-ю жем- |ЧУЖ-но-ю
МЧИ-тесь вы, | БУД-то как | Я же, изг- | НАН-ни-ки
С МИ-ло-го |СЕ-ве-ра | в СТО-ро-ну | ЮЖ-ну-ю.
(М.Лермонтов «Тучи»)
ЕС-ли ж за | ДЕ-ло возь- | МЕТ-ся – бе- | ДА!
МИР ви-но- | ВАТ в не-у- | ДА-че тог- | ДА
…
И уж ку- | ДА как ста- | НО-вит-ся | ЗОЛ
КРЫЛЬ-я сво- | И о-па- | ЛИВ-ший о- | РЕЛ…
(Н.Некрасов «Саша»)
Как видим усеченный дактиль уже несет в себе изрядную долю мажора.
И наоборот, анапест, подымающийся, мажорный размер, в усеченном виде будет тяготеть к минору.
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
(Н.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»)
На музыку стиха может влиять и то, что при чтении конец строчек сливается с началом следующей, поэтому неполные стопы могут дополняться до прямо противоположного размера.
Очень сильно влияет на музыку стиха лишние безударные слоги в конце строки.
Это хорошо видно при сравнении ямбов Лермонтова и Блока.
По вечерам, над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
(А.Блок «Незнакомка»)
Стопа (стихосложение)
Содержание
Стопа в метрическом стихосложении
Сильная и слабая доля
Количество стопы
Качество стопы
Этот же принцип, вместе с главным свойством квантитативных языков, оппозицией долгих гласных/слогов кратким, определяет вторую характеристику стопы — ее слоговый состав, или качество. Стопы одинакового количества могут иметь разное качество, то есть занимая одинаковое просодическое время, состоять из разного числа слогов. Например, количественно равны трибрахий (UUU) и ямб (U—), занимающие 3 моры, дактиль (—UU) и спондей (— —), занимающие 4 моры. Это свойство стопы определяет наличие таких фонетических явлений как, например, ипостаса (изменение длины стопы по слогам, но сохранение по морам).
Трансформация стопы
В некоторых случаях такие стопы как спондей (—́ —), дактиль (—́UU), анапест (UU—́), в своей номинальной длительности равняясь 4 морам, сводились к длительности ямба (U—́) или трохея (—́U), то есть произносились не в 4, а в 3 моры. При этом, вероятно, долгий слог произносился в 1½ моры, а краткий — в ¾ (так называемые, «иррациональные» стопы). Ускорение темпа таким образом представляется вполне естественным при музыкально-вокальном исполнении метрического стиха, особенно в хоровой лирике. К подобной трансформации поэт прибегал, как правило, по требованиям ритма (т. н. metri causa), либо с целью определённого художественного эффекта.
Наиболее распространенные стопы
Двух- и трёхсложные стопы, восходящие к простым двудольным и трехдольным музыкальным размерам (2/4 и 3/4) считаются простыми, остальные — сложными. Сложные 5-сложные стопы использовались главным образом в хоровой лирике и позже драме, часто формируя размер, уникальный для стиха и произведения.
Простые | Сложные | ||
---|---|---|---|
2-сложные | 3-сложные | 4-сложные | 5-сложные |
2 моры | UU дибрахий (пиррихий) | ||
3 моры | -U трохей (хорей) U- ямб | UUU трибрах | |
4 моры | -- спондей | U-U амфибрахий UU- анапест -UU дактиль | UUUU прокелевсматик |
5 мор | -U- амфимакр (кретик) --U антанапест U-- триподий (бакхий) | -UUU пеон 1-й U-UU пеон 2-й UU-U пеон 3-й UUU— пеон 4-й | |
6 мор | --- молосс (экстенсипес) | U--U антиспаст (ямбхорей) UU-- ионик восходящий --UU ионик нисходящий -UU- хориямб | -UUUU промакр U-UUU парапик UU-UU месомакр UUU-U пиррихотрохей UUUU- пиррихиямб |
7 мор | U--- эпитрит 1-й -U-- эпитрит 2-й --U- эпитрит 3-й ---U эпитрит 4-й | UU--U антамебей UUU-- дасий U-UU- киприй | |
8 мор | --UU- амебей U--U- дохмий ---UU моллоссопиррихий U-U-- париамбод | ||
9 мор | U---- пробрахий --U-- месобрахий ---U- моллоссиямб | ||
10 мор | ----- молоссоспондей |
Стопа в силлабо-тоническом стихосложении
Термин «стопа» (вместе с другими понятиями античной метрики), был адаптирован в русском стихосложении. Стопой обозначалась ритмическая группа из одного ударяемого и одного или двух (редко трех) неударяемых слогов. В русском силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять стоп:
Хорей: —U → ÚU Ямб: U— → UÚ Дактиль: —UU → ÚUU Амфибрахий: U—U → UÚU Анапест: UU— → UUÚ
Особым случаем является адаптированный спондей: —— → ÚÚ. При адаптации спондея, при соблюдении принципа адаптации «долгий в ударный», возникает стопа с двумя ударениями, что нарушает определение стопы как группы слогов, объединенной одним ритмическим ударением. Тем не менее, теоретиками русского силлабо-тонического стихосложения такой спондей рассматривался наравне с прочими стопами.
В русском языке превалирующую частотность имеют слова в 3, 4 и 5 слогов; так как в пределах слова присутствует только одно главное ударение, представление русского стиха в адаптированных стопах нивелирует функцию стопы как конструктивного ритмического элемента стиха.
Напр. номинальный четырехстопный ямб UÚ|UÚ|UÚ|UÚ в стихе «Бы́л крокоди́л кня́зь, во́лхв, жре́ц, во́ждь» (Г. Р. Державин) приобретает вид ÚU|UÚ|ÚÚ|ÚÚ; ямб первой стопы заменяется трохеем, второй и третьей — спондеем, что приводит к нарушению ритма; в ст. «Адмиралте́йская игла́» (UU|UÚ|UU|UÚ) ямб первой и третьей — пиррихием; в ст. «Мой дя́дя, са́мых че́стных пра́вил, // когда́ не в шу́тку занемо́г» (А. С. Пушкин) (UÚ|UÚ|UÚ|UÚ|U // UÚ|UÚ|UU|UÚ) ямб восьмой — пиррихием; и т. п. При этом вторичные ударения слов, которые могут занимать сильные позиции в стопах, динамически несоизмеримы с главными и как элемент ритмообразующего механизма рассмотрены быть не могут. (Предпринимались попытки истолковать это явление, адаптируя понятие ипсотасы, в частности В. Я. Брюсовым. Однако в применении к силлабо-тонике концепция ипостасы приводила к нек-рым неразрешимым противоречиям; см. Ипостаса.)
Во всех таких случаях стих формально перестает быть ямбом; он может получать различное стоповое представление, напр. «Когда не в шутку занемог» можно представить как в виде UÚ|UÚ|UUUÚ (ямб + ямб + пеон 4-й), так в виде UÚ|UÚU|UUÚ (ямб + амфибрахий + анапест), так в виде UÚ|UÚUU|UÚ (ямб + пеон 2-й + ямб) и т. п. В этом случае более корректно утверждение, что стих является [адаптированным] логаэдом. Логаэд, являясь специфически силлабо-метрическим явлением, в античности рассматривался не как фиксированная группа определенных стоп, но как самостоятельная структурная единица, по аналогичной причине. Отсюда в современной теории русского стихосложения появляется тенденция отказаться от понятия стопы и считать основной ритмической единицей собственно стих.
Стопа
Когда мы читаем стихотворение, мы невольно обращаем внимание на его ритмичность и мелодичность. За эти качества поэтического текста отвечает его размер и метр – характеристики, отражающие количество ударений и их место в строке. В основе метра лежит деление строки или стиха на структурные единицы, называемые стопами.
Понятие «стопа» пришло к нам из Древней Греции VIII-VII веков до нашей эры. Оно восходит к слову «πούς» («pous»), которое так и переводится – «стопа». Считается, что использование именно этого слова указывает на взаимосвязь между танцем (где активно задействованы стопы, как часть ног), музыкой и поэзией.
В античной метрике (системе стихосложения) под стопой понималась часть стиха, содержащая слабую и сильную доли. Сильная доля называлась арсис, а слабая – тесис. Отличие этих долей заключалось в икте (ритмическом ударении) и долготе звука; в сильной доле, определяющейся иктом, слог звучал долго, в слабой, соответственно, коротко.
Сегодня мы пользуемся такими словами и выражениями, как «ямбическая стопа», «хореическая стопа», «дактиль», «анапест», «амфибрахий», «пиррихий», «спондей» и т. д. Все они также были заимствованы из античного стихосложения. Но в русской силлабо-тонической поэзии понятие «стопа» было адаптировано по-своему. Этот термин определяется как группа из одного ударного и одного либо двух безударных слогов.
В русской силлабо-тонической метрике наибольшее распространение получили такие стопы, как ямб, хорей, амфибрахий, анапест и дактиль. Рассмотрим их в виде схем, где символом «!» обозначим ударный слог, а «_» – безударный.
Приведём примеры для каждого вида стоп.
Ямбическая стопа
В такой стопе ударным является второй слог. Соответственно, если, например, строка состоит из пяти стоп, то ударными будут второй, четвёртый, шестой, восьмой и десятый слоги. Использование этой стопы характерно для творчества поэтов Золотого века русской поэзии. Вот яркий пример пятистопного ямба:
Мой дом| везде|, где есть| небес|ный свод,
Где толь|ко слыш|ны зву|ки пе|сен,
Всё, в чём| есть иск|ра жиз|ни, в нём| живёт,
Но для| поэ|та он| не те|сен.
Важно заметить, что ударение может находиться не в каждой стопе. Вот пример стихотворения, написанного четырёхстопным ямбом, в котором не каждый второй слог является ударным:
Высо|ко над| семье|ю гор,
Казбек|, твой царст|венный| шатер
Сия|ет веч|ными| луча|ми.
Твой мо|настырь| за об|лака|ми,
Как в не|бе ре|ющий| ковчег,
Парит|, чуть вид|ный, над| гора|ми.
«Монастырь на Казбеке», А. С. Пушкин.
Здесь видим, что, например, во второй и последующих строках некоторые стопы вообще не имеют ударения. Такое явление называется пиррихием. В античной метрике так назывался отдельный метр, но в русском силлабо-тоническом стихосложении этим термином обозначают пропуск ударения в стопе.
Спондей – явление, противоположное пиррихию. В этом случае в двухсложной стопе будут соседствовать два ударных слога подряд. Самым ярким примером спондея является отрывок из поэмы «Полтава» Александра Сергеевича Пушкина (размер – четырёхстопный ямб):
Швед, рус|ский – ко|лет, ру|бит, ре|жет.
Бой ба|рабан|ный, кли|ки, скре|жет,
Гром пу|шек, то|пот, ржа|нье, стон,
И смерть|, и ад| со всех| сторон.
Следует отметить, что исследователи склонны считать спондей самостоятельным размером.
Хореическая стопа
Такая стопа характеризуется ударением на первом слоге. Допустим, строка стихотворения насчитывает четыре стопы. Тогда ударными будут нечётные слоги – первый, третий, пятый и седьмой. Вот отрывок из «Колыбельной песни», написанной Аполлоном Николаевичем Майковым, который является наглядным примером такого расположения ударений:
Спи, ди|тя мо|ё, у|сни!
Сладкий| сон к се|бе ма|ни:
В няньки| я те|бе взя|ла
Ветер|, солнце| и ор|ла.
Следующий фрагмент написан четырёхстопным хореем, поэтому ударения в строках падают на первый, третий, пятый и седьмой слоги.
Тёплый| ветер| тихо| веет,
Жизнью| свежей| дышит| степь,
И кур|ганов| зеле|неет
Убе|гаю|щая| цепь.
«Тёплый ветер тихо веет…», А. А. Фет.
Амфибрахическая стопа
Амфибрахическая стопа состоит из трёх слогов. Ударным из них является второй. Таким образом, если в строке содержится три стопы, то ударными будут второй, пятый и восьмой слоги. Приведём пример такой структуры стихотворения:
В глубокой| теснине| Дарьяла,
Где роет|ся Терек| во мгле,
Старинна|я башня| стояла,
Чернея |на черной| скале.
Анапестическая стопа
В этой стопе, также состоящей из трёх слогов, ударение падает на последний, третий слог. Так, если размер стихотворения, трёхстопный анапест, как в примере ниже, то ударными будут третий, шестой и девятый слоги.
Я спросил| у свобод|ного Вет|ра,
Что мне сде|лать, чтоб быть| молодым.
Мне отве|тил игра|ющий Ве|тер
«Будь воздуш|ным, как ве|тер, как дым!»
«Завет бытия», К. Д. Бальмонт.
В следующем отрывке ударения падают на третий, шестой, девятый и двенадцатый слоги:
Хороша| эта жен|щина в май|ском зака|те,
Шелковис|тые пря|ди волос| в ветерке|,
И горе|нье жела|нья в цветах|, в арома|те,
И далё|кая пес|ня гребца| на реке|.
Дактилическая стопа
В эту стопу также входят три слога, ударный – первый из них. Если строка выглядит так, как в следующих отрывках, то ударения будут падать на первый, четвёртый и седьмой слоги.
Слёзы? Мы| плачем о |тёмной пе|редней,
Где канде|лябра ни|кто не за|жёг;
Плачем о |том, что на |крыше со|седней
Стаял сне|жок;
Медленно|, тяжко и |верно
В чёрную| ночь ухо|дя,
Полный на|дежды без|мерной,
Слово мо|литвы твер|дя,
Знаю – мо|литва по|может
Ясной на|дежде все|гда,
Тяжкая| верность за|ложит
Медленный| камень тру|да.
«Медленно, тяжко и верно…», А. А. Блок.
В силлабо-тонической метрике принято, чтобы в рамках одного стихотворения соблюдался один и тот же размер. Однако это правило регулярно нарушается, но нельзя сказать, что стихи, содержащие различные стопы в рамках одной стопы, являются неблагозвучными. Скорее наоборот, литература знает примеры подобных произведений, которые очень мелодичны и выразительны. Вот несколько таких отрывков:
Жду я|, тревогой| объят,
Жду тут| на самом| пути:
Этой| тропой че|рез сад
Ты о|бещалась| прийти.
«Жду я, тревогой объят…», А. А. Фет.
Здесь видим симметричное сочетание хореических, амфибрахических и ямбических стоп.
Голубя| ко мне не| присылай,
Писем бес|покойных| не пиши,
Ветром мар|товским в ли|цо не вей.
Я вошла| вчера в зе|лёный рай…
В этом отрывке аналогичная структура, только вместо хореических и ямбических стоп использованы стопы дактиля и анапеста.
Таким образом, даже кажущаяся строгой система силлабо-тонического стихосложения допускает отступления от правил. В результате могут получаться не менее элегантные и ритмичные стихотворения, нежели при неукоснительном следовании метру. Этим пользуются современные авторы, которые не стесняются экспериментировать и создавать оригинальные поэтические произведения.
Что такое стопы в литературе примеры
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Метр. Размер. Стопа. (техника стихосложения)
Играй,/ Адель,
Не знай печали;
Хариты, Лель
Тебя венчали.
(А.С. Пушкин)
О па/мять сер/дца! Ты /сильней/
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
(К. Н. Батюшков
Аты-/баты,
Шли солдаты,
Аты-баты
На базар..
(народн.)
Буря / мглою/ небо/ кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
(А.С. Пушкин)
Пусть сосны /и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись спят.
(Ф.И. Тютчев)
Средь шумно/го бала /случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна,
Твои покрывала черты.
(А.К. Толстой)
Утро ту/манное, /утро се/дое,
Нивы пе/чальные, /снегом по/крытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
(И.С. Тургенев)
В зависимости от замысла и задач автора размер стихов может быть различен. Это хорошо иллюстрирует замечательный пример, который приводит в своей книге «Студия стиха» Илья Сельвинский:
Весна идёт.
Она поёт,
Журчит, жужжит,
Кружит, влечёт.
Весна идёт. Она
Поёт, журчит, жужжит,
Кружит, влечёт. Весна.
Четырёхстопный ямб
Весна идёт. Она поёт,
Журчит, Жужжит, кружит, влечёт.
Весна идёт. Она поёт, журчит,
Жужжит, кружит, влечёт. Весна идёт.
Пример сверхдлинного размера (12-стопный ямб):
Близ мед/литель/ного /Нила, /там, где/ озе/ро Ме/рида,/ в царстве/ пламен/ного /РА,
Ты давно меня любила, как Озириса Изида, друг, царица и сестра!
(В.Я. Брюсов)
ИКТ (лат.ictus – удар) – ударный слог в стихе. Второе название – арсис. Межиктовый интервал (второе название – тезис) – безударный слог в стихе.
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)
Мчаться тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
(А.С. Пушкин)
Спите полумёртвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взращённые творцом,
Смятые невидевшим тяжёлым колесом
(К.Д. Бальмонт)
Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!
(А.В. Кольцов)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
(А.С. Пушкин)
ТРИБРАХИЙ – пропуск ударения в трёхсложном размере на первом слоге («Неповторимая дней благодать…»).
ü Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
(М.Ю. Лермонтов)
Горные вершины
Спят во тьме ночной;ü
Тихие долины
Полны свежей мглой. ü
(М.Ю. Лермонтов)
Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
(К.Ф. Рылеев)
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал:
Многие души могучие славных героев низринул
В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным
Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля),-
С оного дня, как, воздвигшие спор, воспылали враждою
Пастырь народов Атрид и герой Ахиллес благородный.
(Гомер «Илиада». Пер. Н. Гнедич)
Будем жить и любить, моя подруга,
Воркотню стариков ожесточённых
Будем в ломанных грош с тобою ставить…
(Гай Катулла)
Логаэдами писали и многие русские поэты. Как пример, логаэд с чередованием 3-стопного дактиля и 2-стопного ямба.
Губы мо/и прибли/жаются
К твоим /губам,
Таинства снова свершаются,
И мир как храм.
(В.Я. Брюсов)