Что такое сторителлинг в доу
Сторителлинг — интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста Видео
Анастасия Белоусова
Сторителлинг — интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста Видео
Выступление на семинаре «Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в проблемно-игровом обучении».
Блок 1
Все мы, педагоги, работающие с дошкольниками, так или иначе сторителлинг используем. Встречали ли вы раньше этот термин?
Итак, попробуем разобраться, что же такое «сторителлинг» и посмотрим на его возможности под разным углом.
Сторителлинг в переводе звучит как «рассказывание историй». Термин сторителлинг пришёл к нам из английского языка. Ввел его Дэвид Армстронг – руководитель и, как написано на их сайте, «генеральный рассказчик» фирмы Armstrong International, мировой гигант в сфере энергетики, что, как вы понимаете, ну очень уж далеко от педагогики. Он считал, что повествование создает среду, в которой люди более восприимчивы к изменениям и новым способам мышления. А рассказы он использовал, чтобы вдохновлять других, иначе они пропустили бы скучную блок-схему или корпоративную записку.
В некоторых источниках предлагают термин «сторителлинг» переводить как «сказительство». Возможно, этот термин подойдёт, если употреблять его в широком смысле как устную передачу информации и создание увлекательного рассказа. Но в своём историческом значении сказительство – это исполнение былин, сказок, а это не то же самое, что и рассказ. Сейчас это не принципиально для нас, тем более что, работая с дошкольниками, мы, так или иначе, обращаемся к сказке, чтобы увлечь ребёнка, погрузив в волшебную и уже знакомую ему среду. Но как раз в этом заключается сложность понимания термина «сторителлинг», потому что в педагогической специфике он сливается с игрой в сказку. На протяжении моего выступления я ещё буду обращаться к понятиям «рассказ» и «сказка», то разводя, то снова сводя их.
Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.
Для чего детям нужны истории, сказки, мультфильмы? В первую очередь, они передают практический опыт. В них в понятной для ребёнка форме моделируется та или иная ситуация, герой в этой ситуации себя каким-то образом проявляет, что вызывает те или иные последствия. Так ребёнок научился через соотнесение себя с персонажем вести себя в определённой ситуации. Кроме этого, названные формы способствуют эмоциональному развитию, так как всё это происходит через эмпатию персонажу, и расширяют образы воображения. Всё это нужно для развития человека. И по сути всё это является формами сторителлинга.
В педагогике сторителлинг является техникой, которая через применение историй с определённой структурой и интересным героем направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передает детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающейся истории.
В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.
Мы уже говорили, что в истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите, хоть обычный карандаш, если вам нужно научить детей им пользоваться. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребёнок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.
Как бы это могло выглядеть? Педагог делает введение, допустим, к нам на занятие сегодня пришёл пусть тот же карандаш. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, он грустит, как вы думаете, почему? А каким он был раньше? А раньше что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию истории.
Это было про активный сторителлинг. Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории дополняется/сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео, скрайбинг, инфографика). Пример визуального компонента:
Как вы поняли, сторителлинг начался тогда, когда к обычному пересказу фактов добавили «нотку трагизма», то есть эмоции.
Итак, какие же виды сторителлинга можно использовать с дошкольниками:
1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций. В качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Так достаточно просто учить правила поведения. Может быть классическим и активным.
2. Сторителлинг на основе повествования. Информацию, которую нужно донести до детей, представляет герой. Например, «к нам сегодня на занятие пришёл Незнайка, и у него…» что-то произошло. Таким образом повышается интерес ребёнка. Классический сторителлинг.
3. Сторителлинг на основе сценария. Ребёнок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Это подходит для закрепления материала, так как позволяет применить ранее приобретённые знания и опыт. Такие занятия могут строиться по типу квествов. Активный сторителлинг.
4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций. Поиск способа решения проблемы с наилучшим результатом. Активный сторителлинг.
Итак, мы подошли к тому, как же истории составлять. Иногда мне встречались шаблоны, которые по своей сути напоминали сказку, то есть та же последовательность событий, некая типичность, «сказочные» обороты, типа «жили-были», «в некотором царстве», «красна девица», «долго ли коротко» и прочее. Но, как было сказано в начале, история – это не сказка. Тем не менее, истории тоже пишут по сценарию. Важно, чтобы в них было вступление, где дети входят в ситуацию и знакомятся с героем. Обязательно наличие героя, которому нужно сопереживать. Дальше идёт развитие событий, где герой погружается в ситуацию, кульминация (накал эмоций) и развязка. Истории должны быть просты и понятны, не нужно оставлять открытого финала, концовка должна быть однозначной. Если в сказке есть общая идея, но нет авторской оценки, то в истории авторская позиция может быть выражена с помощью отступлений или оценочной характеристики героя.
Блок 2
Мы с вами разобрали, как учить детей с помощью историй, то есть в роли рассказчика выступал педагог. Сейчас обратимся к тому, как научить детей рассказывать истории.
Один из часто применяемых методов – это использование карт Проппа. Владимир Яковлевич Пропп был русским учёным филологом-фольклористом, и основные его труды были посвящены структуре и происхождению волшебной сказки. То есть сейчас мы будем говорить про историю и сказку одновременно, скорее, про сочинительство.
Так, в структуре он выделил набор постоянных элементов, или функций. Используя карты Проппа, можно научить детей видеть структуру сказки, что в дальнейшем облегчит усвоение материала и будет способствовать запоминанию. В последующем же на основании карт, ребёнок от воспроизведения переходит к творчеству, то есть к сочинению.
Работа с картами Проппа проходит в несколько этапов.
I. Познакомить детей со сказкой как жанром и объяснить общую структуру, то есть завязка (приглашение в сказку, повествование, развязка.
II. Чтение и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа.
III. Пересказ с опорой на карты.
IV. Сочинение на основе карт. Для этого отбираются 5-8 карт, придумывается главный герой, его союзники, противники и т. д.
[Работа с картами Проппа]
Возьмите себе, пожалуйста, по 1 карте. Предлагаю для удобства сейчас сделать 2 подгруппы. Так, у вас получилось определённое количество карт в подгруппе. Ознакомьтесь с ними. На картах указаны номера – это подсказка вам в очередности их использования. Также написано название карты и пример. Сейчас на основании этих карт предлагаю вам попробовать сочинить сказку в своей подгруппе. Общими для всех будут карты «Жили-были», «Счастливый конец», «Мораль».
[Cочинение сказок, представление результата, обратная связь: 8 минут]
Желательно направить ребенка на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки.
Другим способом научить сочинительству, но уже историй, а не сказок служит методика составления рассказов по сюжетным картинкам. Сюжеты и количество изображений подбираются исходя из возраста и уровня развития детей. Этот способ сочинительства проще, чем по картам Проппа, так как персонажа и ситуацию не нужно придумывать, это уже сделал автор изображений. Но сочиняя таким образом, всё равно есть некая вариативность историй, ведь каждый ребёнок наделяет персонажа качествами, чувствами, переживаниями и по-своему интерпретирует изображения.
Кроме подобных сюжетных изображений, существует отдельное направление детских книг, именуемое виммельбухами. Появились они в Германии. По содержанию они представляют собой книгу большого формата с небольшим количеством разворотов. В них нет текста либо он минимален, а на страницах – множество мелких изображений. Такие книги хорошо тренируют память и внимание и в зависимости от того, для какого возраста они рассчитаны, можно некоторые из них использовать для развития сочинительства. Дело в том, что, например, для годовалых детей они будут представлять собой рисунки по принципу «найди и покажи», а для детей постарше изображения намного сложнее.
Иногда сочинение историй даётся очень тяжело. Может быть тяжело из-за особенностей развития речи, воображения, эмоциональной сферы. Тем не менее, если перейти этот барьер, можно добиться высоких результатов в разных сферах. Но как этот барьер перейти?
Рисунок. Рисунок может стать посредником между внутренним миром и устной историей. Одно изображение иногда может рассказать больше, чем сотни слов. В качестве примера хочу привести одно видео. Это видео о новом дизайне логотипа Центра лечебной педагогики «Особое детство». Они работают с детьми с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, генетическими синдромами, трудностями обучения. Так вот, их логотип – это история, причём история, достойная внимания. И я хочу вам её показать.
История – это не только то, что мы привыкли видеть, и это вовсе не обязательно какой-то рассказ, облаченный в текст. Да, здесь подготовлено видео, которое доносит нам эту историю. Но вы не прониклись бы ею, например, сели бы получили визитку центра, на которой изображён рисунок воспитанника? Я бы прониклась. Эта визуальная история способна подать сама себя.
И в этом тоже суть историй. Возвращаясь в начало, истории должны быть эмоциональными.
[Подведение итогов, обратная связь]
Исследовательский метод в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста Цель: распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Диагностирование детей дошкольного возраста «Методика словарной работы с детьми дошкольного возраста» Цель: изучить некоторые особенности словаря дошкольного возраста. Задачи: изучить знание бытового словаря по одной из тем программы детского.
Интерактивный кукольный спектакль для детей с нарушением и нормой слуха младшего дошкольного возраста «Подарок маме» Музыкальное сопровождение. Ведущий. Герои: мама (взрослый, игрушка би-ба-бо Ваня, котик, птичка, щенок. Оформление сцены: дом, забор, деревья,.
Консультация «Новые образовательные технологии: интерактивный метод обучения» В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое.
Новый интерактивный метод работы с детьми c ОВЗ — сторителлинг Самообразование Воспитатель 1 категории Фаст О. В. ГКУ СО «РЦДиПОВ Восточного округа» обособленное структурное подразделение г. Отрадный.
Ритмопластика как метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально-образовательных технологий Мастер- класс проводила: музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 33 г. Майкоп Гладких Наталья Борисовна Место проведения: Курсы повышения.
Фотоотчет «Сторителлинг — новый интерактивный метод работы с детьми» Профессия воспитателя требует постоянного совершенствования, поиска новых форм, методов взаимодействия с родителями, с коллегами, с дошкольниками.
Сторителлинг как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста
Елена Фролова
Сторителлинг как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»
Мастер – класс для педагогов на конкурс «Воспитатель года России»
повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг.
• Передать педагогам опыт работы по использованию технологии сторителлинг с детьми дошкольного возраста;
• Обучить участников мастер-класса методам и приёмам обучения дошкольников сочинению историй в педагогическом процессе;
• Развивать интерес к инновационным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;
• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию;
•Обучить технике изготовления фотокуба.
Ход выступления:
Мы общаемся при помощи слов, но думаем образами и картинками. Именно сторителлинг использует связь между изображениями, ассоциациями, образами и словами, помогая нам придумывать интересные истории.
Давайте проведем эксперимент. Я даю вам две информации.
2. Мало кто знает историю возникновения помпона на шапке. Однако, он был придуман не просто так, а для того, чтобы защищать головы французским матросам. Все дело в том, что раньше при строении кораблей мало кого беспокоил комфорт, и потолки в помещениях корабля были очень низкие. И вот именно помпон предохранял голову матроса от случайного удара головой о потолок. Прошло еще немало времени с тех пор, да и потолки сейчас делают гораздо выше, однако до наших дней шапочки французских моряков украшают красные помпоны.
Что мы видим? Конечно, первый вариант больше похож на серьезное объяснение, чем второй. Однако, если через пару дней вас попросить вспомнить определение, скорее всего, это не удастся. А прочитав историю, описанную во втором варианте, вы наверняка запомните ее и, может не каждый раз, но будете вспоминать матросов, когда будете надевать шапку с помпоном на ребенка. А если бы она была представлена в виде «сухой» выдержки из Википедии или скучной презентации, никаких эмоций и тем более запоминающегося эффекта вы бы не испытали.
Я уверенна, каждый педагог замечал, как внимательно дети слушают воспитателя, когда он рассказывает сказку или рассказ своими словами, а не читает их в книге. Вот и я стала чаще практиковать рассказывание произведений своими словами. Стало очевидно, что детей больше привлекают импровизированные истории.
Случайно при работе по самообразованию я наткнулась на такую новую технологию, как «сторителлинг». Он заинтересовал меня тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств детей.
— Как вы понимаете это слово? (ОТВЕТЫ) Слово «сторителлинг» в переводе с английского звучит как «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».
— Попробуйте сформулировать понятие «сторителлинг» как педагогическую технологию. (ОТВЕТЫ? В дошкольной педагогике сторителлинг является техникой, которая через применение историй с определённой структурой и интересным героем направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.
Неврологические исследования показывают, что рассказы — это превосходный способ общения. Наш мозг становится более активным, когда мы делимся какими-то событиями. Поэтому рассказы запоминаются лучше чем факты.
Нам всем нравится хорошая история, будь то роман, фильм или просто что-то, что пережил друг и рассказывает нам. Но почему мы чувствуем себя намного более заинтересованными, когда слышим рассказ о событиях?
Это довольно просто. Если мы слушаем презентацию со скучными слайдами, активизируются только некоторые части мозга, которые отвечают за расшифровку слов в значения.
И это все. Больше ничего не происходит.
Когда нам что-то рассказывают, все резко меняется. В нашем мозге, активируются не только части обработки языка, но и другие области мозга, которые отвечают за чувства.
Сторителлинг- это простой способ заставить работать наш мозг.
Длительные рассказы раскручивают драматическую дугу, в которой персонаж борется и в конечном итоге находит неизвестные ранее способности и использует их, чтобы одержать победу над бедой. Исследования показывает, что мозг очень увлечен подобным стилем изложения.
Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.
Задачи сторителлинга:
• обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;
• систематизировать и донести информацию;
• обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;
• наглядно мотивировать поступки героев;
• сформировать желание общаться.
Метод сторителлинга позволяет:
• разнообразить образовательную деятельность с детьми;
• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
• обогатить устную речь дошкольников;
• облегчить процесс запоминания сюжета.
Для чего детям нужны истории, сказки? В первую очередь, они передают практический опыт. В них в понятной для ребёнка форме моделируется та или иная ситуация, герой в этой ситуации себя каким-то образом проявляет, что вызывает те или иные последствия. Так ребёнок научится через соотнесение себя с персонажем вести себя в определённой ситуации.
Существует несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передаёт детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающаяся истории.
В активном сторителлинге педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.
В истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.
Как бы это могло выглядеть? Педагог делает введение, допустим, к нам на занятие герой. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, что он грустит, как вы думаете, почему? А каким он был раньше? А раньше что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию историй. Это было про активный сторителлинг.
Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео).
Техника сторителлинга очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач.
Чтобы детям было интересно, я взяла за основу игру «Кубики историй» и адаптировала под своих детей. Это редкий тип игры, где между игроками нет конкуренции – в кубиках историй нет побежденных или победителей, ведь все участники по очереди придумывают и рассказывают приключения какого-то героя, игрок может сам выбрать жанр сказку или рассказ. Преимущество сторителлинга – увлечь воспитанника в процесс рассказывания легко и непринужденно. Рассказ, совмещенный с показом сюжетной картинки, помогает более выразительно построить свой монолог, помогает избавиться ребенку от так называемого «страха говорения».
Кубики я сделала сама из готовых пластмассовых кубиков «Азбука в картинках», наклеив на них картинки, вырезанные из карточек игры «Ассоциации».
Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, выбираем главного героя, а также жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).
• Игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю.
• Игра для трёх детей. Бросить все 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Один ребёнок начинает рассказывать, опираясь на первые 3 кубика, остальные продолжают.
• Когда играет больше трёх человек – кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю.
• Можно воспитателю начать историю, а дети будут продолжать её рассказывать, бросая кубики.
Начало истории – каждая история должна начинаться с призыва к действию. Что-то случается с героем, что толкает его на подвиги.
• Когда – то давным давно…
• Садитесь поближе я вам расскажу…
• В некотором царстве, в некотором государстве…
• Это произошло темной и дождливой ночью…
• Наш герой понятия не имел, что его ждет
• Тогда казалось, что это не так важно…
Середина – в это время герой делает всё, чтобы разрешить проблемы.
Развязка – герой у цели. Какой наш герой сейчас? Изменился ли он? Именно из этой части герой выходит победителем или проигравшим. Чему научила нас эта история?
Техника сторителлинг, которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции детей замкнутых и необщительных, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащают фантазию и речь, развивая логику.
Рассказывание историй позволяет застенчивым детям быть более раскрепощенными, робких делает смелее, молчаливые становятся более разговорчивыми. Каждый ребёнок рассказывает свои истории, опираясь на свой жизненный опыт, наделяя героев историй своими эмоциями, чувствами, страхами.
Таким образом, с помощью игры «Кубики историй» формируется способ передачи опыта в процессе обучения и воспитания детей.
1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность;
4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала.
Технология «квиллинг» как одно из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов Значение развития мелкой.
Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.
Аквагимнастика: здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.
Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.
Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.
Дидактическое игровое пособие «Волшебный куб» для развития сенсомоторных качеств у детей младшего дошкольного возраста От степени развития мелкой моторики рук зависят коммуникативные и умственные способности детей. Вот именно поэтому актуальность данного.