Что такое стоунер рок

музыка Stoner rock

Стоунер-рок (stoner rock), пустынный рок (desert rock) и стоунер-метал (stoner metal) это взаимозаменяемые понятия, которые подразумевают определенные поджанры рок- и метал-музыки. Стоунер-рок, как правило, это медленная или среднетемповая музыка c низконастроенными гитарами и басом. Включает в себя элементы психоделического рока, блюз-рока и дум-метала с повторяющимися гитарными риффами. Также основными характеристиками жанра являются мелодичный вокал и стилизация записей в духе ретро-рока 1970-х. Стоунер-рок возник в ранних 1990-х на основе творчества калифорнийской группы Kyuss.

Возникновение термина

Основатели жанра, как и их последователи, часто говорят о том, что являются приверженцами употребления марихуаны. Отсюда и название — «stoner», что на сленге означает «укурок». Они утверждают, что эффект от употребления марихуаны хорошо сочетается с медленными и психоделичными риффами стоунер-рока. Впоследствии, в связи с развитием жанра, появился термин стоунер-метал — более тяжелое ответвление стоунер-рока.

Стоунер-рок стилистически близок к понятию «пустынный рок» (desert rock), который использовался для определения музыки группы Kyuss, музыканты которой были родом из города Palm Desert, Калифорния, США. Т.к. понятие «стоунер-рок» довольно близко к понятию «пустынный рок», то они стали почти синонимами.

Такого рода сочетание наркотиков и музыки не уникально. Такие же параллели можно провести и для танцевальной музыки, слушатели которой часто употребляют экстази. Тем не менее большое количество музыкантов-любителей марихуаны, например, группа Pantera, использовавшая на обложках своих дисков и футболках изображение листа конопли, не может быть причислено к стоунер-року из-за коренных различий в структуре музыки.

Что же такое Stoner Rock?

И по сей день, несмотря на всеобщую глобальную информационную развитость, существует некий феномен малоизвестности данного ответвления современного рока, как в музыкальных и околомузыкальных кругах, так и во всём остальном цивилизованном обществе. Причём не только в России, а и, в общем-то, во всём мире! Как-то мне довелось общаться с американскими студентами, приехавшими в Россию на практику, и на мой вопрос по поводу данного музыкального жанра они только пожимали плечами и говорили что «стонерами» у них называют тех, кто курит марихуану. И это притом, что Америку можно с определённой уверенностью назвать родиной этого стиля. А продавцы музыкальных магазинов на вопрос «- Есть ли что-нибудь из стоунера?» делают недоумённый взгляд и задают встречный вопрос: «- А что это. «. И всё это несмотря на то, что как жанр Stoner Rock существует уже более десятка лет! И представляет собой весьма весомый пласт групп и исполнителей, как простых и незамысловатых, так и весьма интересных, нестандартных,
неординарных в музыкальном плане, и даже прогрессивных. Здесь, пожалуй, стоит привести несколько наиболее популярных, знаковых, значимых и особо отличившихся коллективов имеющих к стоунеру непосредственное отношение:

И это только малая толика существовавших и существующих, отличнейших во всех отношениях и заслуживающих внимания, коллективов.

Cтоунер рок и стоунер метал являются взаимозаменяемыми терминами, описывающими поджанры рок и метал музыки. Стоунер рок часто сплавляет в единое целое такие элементы, как мид-темпо и медленный ритм, увесистые, «жирные» гитарные риффы, психоделические джэмы, мелодичный, слегка «ржавый» вокал и отсутствие перепродюсирования.

Категории и определения

Одним из синонимов определению «стоунер рок» является, сейчас уже более менее расхожий, термин «пустынный рок» (desert rock). Поскольку легендарные первооткрыватели стоунера, каким мы его знаем – Kyuss, являются уроженцами калифорнийского города Palm Desert.

Группы вышедшие из Палм Дезерт

Kyuss. Это имя стало синонимом жанра. Kyuss и стоунер рок неразделимы, как близнецы-братья. На фоне более популярного в то время гранжа, с которым кстати стоунер тоже определённо взаимосвязан, Kyuss являлись исключением на современной музыкальной сцене – фэны боготворили их, критики не ругали их, а сами музыканты никогда не стремились к дешёвой эмтивишной известности.

Команду основали в конце 80-х школьные друзья, вокалист Джон Гарсия (John Garcia), гитарист Джош Хомм (Josh Homme), барабанщик Брант Бьёрк (Brant Bjork) и басист Крис Кокрелл (Chris Cockrell) (он же Vic du Monte) и назывались они сначала Sons of Kyuss, название было позаимствованно из игры Dungeons & Dragons. В 1990 году они записали свой первый альбом под вывеской Sons of Kyuss, который был выпущен только на виниле небольшим тиражом. Альбом был спродюсирован Кэтрин Энни (Catherine Enny) и Роном Кроуном (Ron Krown). Четыре песни из этого альбома позже были включены в их дебютник под сократившимся названием Kyuss. После выхода этого первого винилового издания группу покидает басист Крис Кокрелл, его место занимает Ник Оливери (Nick Oliveri). В 1991 году команда подписывается на независимый лейбл Dali Records, на котором и выходит их первая пластика «Wretch».

На одном из клубных концертов команду приметил фронтмен Masters of Reality Крис Госс (Chris Goss). Услышав необычное звучание Kyuss, он поразился и с ходу предложил парням свои услуги в качестве менеджера. Заодно Крис взялся продюсировать второй альбом группы. С его помощью музыкантам удалось довести свое звучание до нужной кондиции. Именно «Blues for the Red Sun» ознаменовал рождение стоунер рока. Его влияние оказалось настолько сильным, что многие молодые последователи нового течения стали называть свои группы по песням из этого альбома. После выхода второго альбома группу покидает басист Ник Оливери и на его место приходит Скотт Ридер (Scott Reeder) из группы The Obsessed. И команда отправляется в 2-х месячный тур по США вместе с Danzig

К 1994-му году Kyuss оперились настолько, что смогли перебраться на мажорный лейбл Elektra Records. Под новой крышей команда дебютировала с альбомом «Welcome To Sky Valley». Диск сопровождался надписью «слушать не отвлекаясь», а треки были разделены интерлюдиями и минусовыми паузами. В альбом кроме оригинального материала вошел кавер «N.O.» из репертуара Across The River. После выхода альбома команда отправилась в Австралийское турне вместе с Metallica, а так же приняла участие во многих крупных фестивалях в европе. Перед записью последнего альбома в группе происходит смена барабанщика, вместо Бранта Бьёрка за установку садится Альфредо Хернандез (Alfredo Hernandez). В 1995 году команда записывает свой последний альбом «… And The Circus Leaves Town». Вскоре после его выхода команда распадается.

Участники легендарной банды занялись своими проектами. Джон Гарсия вокалит в Slo Burn и Unida, а затем в Hermano. Ударник Брант Бьорк впоследствии появлялся в Che (с участием Альфредо Хернандеса), Fatso Jetson, Fu Manchu, Mondo Generator и ещё некоторых других проектах, а также стал записываться и выступать под своим именем. Джош Хомм, помимо своего проекта The Desert Sessions, после небольшого тура в составе Screaming Trees, вместе с Ником Оливери и Альфредом Хернандесом создали Queens of the Stone Age, которую Оливери потом покинул в связи с разногласиями, а также ещё Хоммом в 2004-м году была создана группа Eagles Of Death Metal, в которой он играет на ударных. Оливери же после ухода из QOTSA создал Mondo Generator. Альфредо Хернандес в 2005-м образовывает свой проект Yawning Man. Скотт Ридер время от времени басил в турах вместе с Unida и Goatsnake, а также занимался продюсированием альбомов стоунер банд (Orange Goblin, Sixty Watt Shaman), и затем в 2006-м году выпускает сольный альбом.

В декабре 2005 года Джон Гарсия вышел на сцену вместе с лидером QOTSA Джошем Хоммом, чтобы вместе спеть 3 песни Kyuss, так что, хотя слухи об их воссоединении пока остаются слухами, стоунерщики всего мира очень надеются на это, можно сказать, ждут, как манны небесной.

Синонимы, стили и направления

Несмотря на то, что стоунер уже сформировался как термин и вроде бы стал самостоятельным музыкальным стилем, он соседствует, смешивает и вбирает в себя многие субжанры рока. Такие например как acid rock(хендриксовская кислотная психоделичность на примере The Atomic Bitchwax или Core), space rock и psychedelic rock, явные признаки и отголоски которых тоже слышны довольно часто среди стоунер исполнителей (35007, The Mystick Krewe Of Clearlight и др.), так называемый retro hard, уже более отчётливо обращающийся к корням (Firebird, Spiritual Beggars). Помимо всего прочего, есть также и плотные завязки с гранжем (grunge). У очень многих стоунер исполнителей, если внимательно послушать, местами грань между гранжем и стоунером едва уловима. Ну и конечно же надо упомянуть более жёсткие и утяжелённые соседствующие, граничащие и переплетающиеся в различных пропорциях со стоунером жанры, такие как sludge и doom(результатом таких смешений является творчество например таких банд, как Electric Wizard, Bongzilla и Acid King).

Периодически появляются более молодые и адаптированные к современному шоу бизнесу команды, например Wolfmother, на западе не так давно для такого типа групп появился ещё один термин – hipster metal], видимо в альтернативу не очень конъюнктурному словцу «stoner». А на главном мировом портале стоунера www.stonerrock.com по желанию можно выбрать одно из ещё трех словосочетаний названия сайта: riff rock, fuzz rock и cosmic doom, видимо, на случай если кому-то словечко «stoner» опять же мозолит глаз. Про desert rock уже упоминалось выше, тоже одно из определений стиля.

Немного истории

Как и у многих значимых музыкальных жанров, у стоунер рока трудно выявить явные влияния и источники вдохновения. Тем не менее, у стоунера есть предшественники, если хотите, праотцы в лице монструозных и одиозных Black Sabbath. Многие считают, что начало эволюции стоунер рока как жанра положила известная композиция «Sweet Leaf» с альбома 1971 года «Masters of Reality».
Black Sabbath являлись основными популяризаторами такого музыкального направления
наряду с Jimi Hendrix, Pink Floyd, Led Zeppelin, хотя гиганты такого уровня не поддаются втискиванию в рамки какого-либо жанра, в т.ч. стоунера. Всех их объединяла музыка, сочетавшая в себе мощные, закрученные психоделические джем-сейшны в духе хендриксовского «Band of Gypsys», пейджевские акустико-электрические пьесы из «Physical Graffiti» и флойдовские галлюциногенные фантазии в духе «A Saucerful of Secrets», музыка, являющаяся прообразом того, что мы называем стоунер роком.

Здесь конечно приведены наиболее ярко выделившиеся и успешные исполнители, но также обязательно стоит отметить и тот факт, что в то же время (60,70-е) существовал огромный пласт и менее известных для широкой публики коллективов (подчас весьма интересных и достойных похвалы), творчество которых можно с уверенностью отнести к, так сказать, прото-стоунеру. Для того чтобы в полной мере оценить стоунер рок как полноценный и самостоятельный жанр, надо было пережить электро-поп восьмидесятых и очиститься сиэттловским гранжем. По мнению портала All Music, стоунер рок группы творчески переработали в современном духе и на современном звуке длинные, расширяющие сознание джемы и ультратяжёлые аккордные построения таких групп, как Black Sabbath, Blue Cheer, Blue Oyster Cult и Hawkwind, провернув их через мясорубку психоделического метала и кислотного рока, приправив жужжащим звучанием раннего гранжа, вылетевшего из-под крыла полулегендарных Sub Pop records.

Музыкально-стилистические особенности и технические решения

Ритм-секция. Начнем с того, что это всё тот же старый добрый блюз, всё те же старые добрые 12 тактов и всё те же старые добрые три аккорда. Но блюз не простой, а синкопированный, то есть с использованием ритмовых сбивок, а еще, проще говоря, построенный на импровизационном ритме.
Эту же фишку используют все без исключения фанковые музыканты. Наглядно построение ритм-рисунка можно представить, сравнив традиционный для, скажем, heavy-metal downbeat «дын-дын-дыды-дынц», с синкопированным фанковым «дын-туду-ду-бым-дын-дын-дынц»… причём последний можно изобразить и в более изощрённых формах, находясь в рамках всё тех же старых добрых двенадцати тактов.

Особенно хочется отметить характерный для стоунера звук ударных: он в большинстве случаев округлый и мягкий, как у джазистов би-бопперов (а во многих стоунер-группах трудятся за ударной установкой зачастую барабанщики с солидной джазовой карьерой), но мощный и сильный, с характерным «памп»-ом.

Российские и СНГ исполнители стоунер-рока:

Российские и СНГ исполнители стоунера и смежных поджанров:

Источник

Стоунер-рок

Региональный расцвет в начале 90-х, частичная глобальная известность в начале 2000-х

Стоунер-рок (англ. stoner rock ) и стоунер-метал (англ. stoner metal ) — близкие понятия, которые подразумевают определенные поджанры рок- и метал-музыки. Стоунер-рок — это, как правило, медленная или среднетемповая музыка с низконастроенными гитарами и басом. Включает элементы психоделического рока, блюз-рока и дум-метала с повторяющимися гитарными риффами. Стоунер-рок возник в ранних 1990-х на основе творчества калифорнийской группы Kyuss. Стиль оказал большое влияние на многие группы такие как: Metallica (на альбомах Load, Reload), Soundgarden, Corrosion of Conformity и т.д.

Содержание

Возникновение термина

Основатели жанра, как и их последователи, часто говорят о том, что являются приверженцами употребления марихуаны. Отсюда и название — «stoner», что на сленге означает «укурок». Они утверждают, что эффект от употребления марихуаны хорошо сочетается с медленными и психоделичными риффами стоунер-рока. Впоследствии, в связи с развитием жанра, появился термин стоунер-метал — более тяжелое ответвление стоунер-рока.

Стоунер-рок стилистически близок к понятию «пустынный рок» (англ. desert rock ), который использовался для определения музыки группы Kyuss, музыканты которой были родом из города Палм-Десерт, Калифорния, США. Так как понятие «стоунер-рок» довольно близко к понятию «пустынный рок», то они стали почти синонимами.

Такого рода сочетание наркотиков и музыки не уникально. Такие же параллели можно провести и для танцевальной музыки, слушатели которой часто употребляют экстази. Тем не менее большое количество музыкантов-любителей марихуаны, например, группа Pantera, использовавшая на обложках своих дисков и футболках изображение листа конопли, не может быть причислено к стоунер-року из-за коренных различий в структуре музыки.

История

Истоки (1960-е — начало 1980-х)

В качестве ранних влияний выделяют группу Blue Cheer, на которую в частности ссылается Greg Prato, один из авторов Allmusic. [1] Piero Scaruffi описал их дебютный альбом Vincebus Eruptum 1968 года ужасающим звуком с оглушительной гитарой и усиленными басами, а саму группу назвал стоунер-рок-группой, появивишейся за 25 лет до появления стоунер-рока. [2] Журнал Rolling Stone заявляет, что стоунер-рок насыщен хард-роковыми риффами на основе блюза, а первопроходцами в этом направлении были Led Zeppelin и Black Sabbath. [3] На многих представителей стоунер-рока, включая Kyuss и Monster Magnet, повлияли группы Leafhound и Sir Lord Baltimore, последнюю из которых называют «крёстными отцами стоунер-рока». [4] Группа Primevil с альбомом Smokin’ Bats at Campton’s была названа «пробным камнем» стоунер-рока. [5]

Allmusic подчеркивает также влияние гранжа:

Стоунер-метал группы обновили длинные, галлюциногенные джэмы и ультра-тяжёлые риффы таких групп, как Black Sabbath, Blue Cheer, Blue Öyster Cult и Hawkwind, фильтруя их метал и рок с психоделическим оттенком сквозь жужжащий звук раннего гранжа с лейбла Sub Pop.

Stoner metal bands updated the long, mind-bending jams and ultra-heavy riffs of bands like Black Sabbath, Blue Cheer, Blue Öyster Cult, and Hawkwind by filtering their psychedelia-tinged metal and acid rock through the buzzing sound of early Sub Pop-style grunge.

Раннее развитие (конец 1980-х — 1990-е)

С начала до середины 1990-х ряд калифорнийских групп разработали жанр, названный впоследствии стоунер-роком. Альбом Blues for the Red Sun группы Kyuss вышел в 1992 году и часто рассматривался как первый стоунер-рок/метал-альбом. Критики приветствовали его как «важную веху в тяжелой музыке». [7] Альбом Sleep’s Holy Mountain дум-метал-группы Sleep был широко освещен в металлической прессе, благодаря чему группа стала лидером стоунер-сцены, наряду с Kyuss. [8] К прочим представителям стоунер-сцены относят Monster Magnet, а также более металлизованые [9] Acid King и Acrimony (первопроходы стоунера в Британии [10] ). В 1995 образовалась известная британская группа Orange Goblin.

Группа Kyuss распалась в 1995, образовав за собой целый ряд новых групп: Unida, Slo Burn, Hermano, Mondo Generator, Brant Bjork and the Bros, а также наиболее известную из них − Queens of the Stone Age.

Источник

10 фактов о стоунер-роке

Факты, которые помогут тебе понять, в чем суть, и надо ли этот стоунер-рок слушать.

Поначалу кажется, будто стоунер рок (он же стоунер метал) — это все, что похоже на Black Sabbath, но не является дум-металом. На самом деле стоунер рок — это практически любой тяжелый рок с тягучими риффами и крепким душком марихуаны. Или кислоты. Одним словом, психоделический хард-рок, которого было пруд-пруди в начале семидесятых, но почему-то отдельным жанром это стало считаться уже в наше время.

Тягучесть риффов, кстати, автоматически не влечет за собой тянучесть музыки — время от времени тебе будут попадаться неожиданно шустрые и задорные образцы стоунера.

Многочисленные — в том числе авторитетные — источники указывают, что стоунер рок придумали Led Zeppelin и Black Sabbath, но это является очень и очень неприличным заблуждением. Фактически уже на самой первой хэви-метал пластинке в истории — «Vincebus Eruptum» калифорнийской группы Blue Cheer стоунер-рок можно расслушать в полную мощь. А это было издано еще в январе 1968 года!

И если положить руку на сердце и быть искренним с историей рок-н-ролла, то можно догадаться, что и альбом группы Cream «Disraeli Gears» — почти что тот же стоунер рок. А это, минуточку, аж 1967!

Стоунер рок семидесятых у всех прочно ассоциируется со связкой Led Zeppelin/Black Sabbath и спейс-рокерами Hawkwind, на самом деле поближе к андеграунду там находились очень примечательные жанровые образцы. Например, Light of Darkness или Leaf Hound. Последних даже иногда обзывают крестными отцами стоунера.

Лондонцы Leaf Hound были сами по себе прекрасны, хотя и выпустили всего лишь один альбом в 1971 году. Видимо, это как раз один из тех типичных для нашей эпохи курьезов, когда то, что команда важна и насущна люди поняли лишь лет тридцать спустя. Кто слышал об этих Leaf Hound в семидесятые?

Несложно заметить, что многие из перечисленных — реально востребованные патриархи жанра. А еще важно, что Melvins за три года до помянутого сборника обозвали свою пластинку «Stoner Witch».

Жанровых родственников у стоунер рока на удивление мало. Кроме хэви-метала и психодела это в первую очередь сладж метал. Сладж — заметно более экстремальная форма наркотического вязкого металла.

Но что удивительно, пионерами сладжа считается совсем не железная рок-группа, а хардкор-панковая банда Black Flag, на втором альбоме которой вдруг ниоткуда стали вылезать невероятно медленные, тягучие и депрессивные номера в стиле Black Sabbath, приведенного к предельному минимализму.

В прототипы сладжа частенько записывают также имена, как Swans, Celtic Frost, Saint Vitus и конечно же Melvins.

Википедия делит сладж на две категории — собственно, стоунерский сладж и обычный. Помянутые выше Melvins как раз олицетворяют собой традиционный сладж, а стоунерский — Kylesa и Electric Wizard. Честно говоря, большой необходимости в таком делении не наблюдается, сладж он и есть сладж, что его делить. Кстати, модную нынче прогрессив-метал команду Mastodon тоже причисляют к лику исполнителей сладжа — это законно, особенно если за точку отсчета взять альбом «Crack the Skye».

Если говорить о современном стоунер-метале, то хронологически почти всех опередили американцы Masters Of Reality, записавшие впечатляющий ретро хард-рокерский дебютник еще в 1988. Но на первых порах Masters Of Reality звучали, скажем так, недостаточно конопляно. И, кстати, вопреки названию, имели мало общего в саунде с Black Sabbath.

В девяностых стоунер роковые банды стали плодиться как мухоморы после дождя. Что не удивительно — больших усилий и мастерства исполнение такой музыки не требует. Главное, уметь генерить тягучие риффы и обволакивать саунд кумаром. Группы Kyuss, Clutch, Sleep, Monster Magnet и Cathedral встали во главе движения. Все это выглядело так, будто откуда-то из тьмы выползли «темные» хиппи со зловещим саундом и проженными кислотой мозгами. Хотя те же Cathedral или Fu Manchu зачастую умудрялись превратить стоунер в хэдбенгерскую музыку с ядреным зарядом энергии.

Считается, что в мейнстрим стоунер-рок протолкнули Queens of the Stone Age. Может, это и так, ибо вплоть до выхода их альбома «Rated R» (2000) все считали стоунер чисто андеграундным жанром. Разве что Monster Magnet были относительно раскрученным в широкой публике коллективом. До двухтысячных годов стоунер играли в основном уставшие от шума бывшие дэт-металлисты, гранджевики, да панк-рокеры из числа латентных металлистов. В новом же веке стоунер принялись исполнять все, кому не лень.

Queens of the Stone Age — редкий случай, когда супергруппа, собранная из осколков народно любимых коллективов неожиданно стрельнула, превзойдя завышенные ожидания в разы. А собрались в ней ошметки гранджевых и стоунерских команд — Kyuss, Pearl Jam и даже Screaming Trees.

Вечная тяга стоунер рокеров к затяжным и монотонным психоделическим прогонам привела к тому, что в особо запущенных формах стоунер-метал на глазах превращался в пост-метал и дрон-метал.

Рассуждения об этом тебя лишь запутают и собьют с и без того туманного пути, тем более что результаты в большинстве своем сложные для звукового восприятия. В таком виде стоунер стал далеко не самой комфортной для слуха музыкой. Но так и задумывалось. Из каноничных образцов такого рода первыми на ум приходят калифорнийцы Neurosis.

Десять пластинок для первого знакомства:

• Melvins «Gluey Porch Treatments», 1987

• Masters of Reality «Masters of Reality», 1988

• Kyuss «Blues for the Red Sun», 1992

• Cathedral «The Ethereal Mirror», 1993

• Monster Magnet, «Dopes to Infinity», 1995

• Fu Manchu «The Action is Go», 1997

• Electric Wizard, «Dopethrone», 2000

• Orange Goblin «The Big Black», 2000

• Queens Of The Stone Age «Songs for the Deaf», 2002

Источник

10 фактов о стоунер роке

Которые помогут тебе понять, в чем суть, и надо ли этот стоунер-рок слушать.

Поначалу кажется, будто стоунер рок (он же стоунер метал) — это все, что похоже на Black Sabbath, но не является дум-металом. На самом деле стоунер рок — это практически любой тяжелый рок с тягучими риффами и крепким душком марихуаны. Или кислоты. Одним словом, психоделический хард-рок, которого было пруд-пруди в начале семидесятых, но почему-то отдельным жанром это стало считаться уже в наше время.

Тягучесть риффов, кстати, автоматически не влечет за собой тянучесть музыки — время от времени тебе будут попадаться неожиданно шустрые и задорные образцы стоунера.

Многочисленные — в том числе авторитетные — источники указывают, что стоунер рок придумали Led Zeppelin и Black Sabbath, но это является очень и очень неприличным заблуждением. Фактически уже на самой первой хэви-метал пластинке в истории — «Vincebus Eruptum» калифорнийской группы Blue Cheer стоунер-рок можно расслушать в полную мощь. А это было издано еще в январе 1968 года!

И если положить руку на сердце и быть искренним с историей рок-н-ролла, то можно догадаться, что и альбом группы Cream «Disraeli Gears» — почти что тот же стоунер рок. А это, минуточку, аж 1967!

Стоунер рок семидесятых у всех прочно ассоциируется со связкой Led Zeppelin/Black Sabbath и спейс-рокерами Hawkwind, на самом деле поближе к андеграунду там находились очень примечательные жанровые образцы. Например, Light of Darkness или Leaf Hound. Последних даже иногда обзывают крестными отцами стоунера.

Лондонцы Leaf Hound были сами по себе прекрасны, хотя и выпустили всего лишь один альбом в 1971 году. Видимо, это как раз один из тех типичных для нашей эпохи курьезов, когда то, что команда важна и насущна люди поняли лишь лет тридцать спустя. Кто слышал об этих Leaf Hound в семидесятые?

Несложно заметить, что многие из перечисленных — реально востребованные патриархи жанра. А еще важно, что Melvins за три года до помянутого сборника обозвали свою пластинку «Stoner Witch».

Жанровых родственников у стоунер рока на удивление мало. Кроме хэви-метала и психодела это в первую очередь сладж метал. Сладж — заметно более экстремальная форма наркотического вязкого металла.

Но что удивительно, пионерами сладжа считается совсем не железная рок-группа, а хардкор-панковая банда Black Flag, на втором альбоме которой вдруг ниоткуда стали вылезать невероятно медленные, тягучие и депрессивные номера в стиле Black Sabbath, приведенного к предельному минимализму.

В прототипы сладжа частенько записывают также имена, как Swans, Celtic Frost, Saint Vitus и конечно же Melvins.

Википедия делит сладж на две категории — собственно, стоунерский сладж и обычный. Помянутые выше Melvins как раз олицетворяют собой традиционный сладж, а стоунерский — Kylesa и Electric Wizard. Честно говоря, большой необходимости в таком делении не наблюдается, сладж он и есть сладж, что его делить. Кстати, модную нынче прогрессив-метал команду Mastodon тоже причисляют к лику исполнителей сладжа — это законно, особенно если за точку отсчета взять альбом «Crack the Skye».

Если говорить о современном стоунер-метале, то хронологически почти всех опередили американцы Masters Of Reality, записавшие впечатляющий ретро хард-рокерский дебютник еще в 1988. Но на первых порах Masters Of Reality звучали, скажем так, недостаточно конопляно. И, кстати, вопреки названию, имели мало общего в саунде с Black Sabbath.

В девяностых стоунер роковые банды стали плодиться как мухоморы после дождя. Что не удивительно — больших усилий и мастерства исполнение такой музыки не требует. Главное, уметь генерить тягучие риффы и обволакивать саунд кумаром. Группы Kyuss, Clutch, Sleep, Monster Magnet и Cathedral встали во главе движения. Все это выглядело так, будто откуда-то из тьмы выползли «темные» хиппи со зловещим саундом и проженными кислотой мозгами. Хотя те же Cathedral или Fu Manchu зачастую умудрялись превратить стоунер в хэдбенгерскую музыку с ядреным зарядом энергии.

Считается, что в мейнстрим стоунер-рок протолкнули Queens of the Stone Age. Может, это и так, ибо вплоть до выхода их альбома «Rated R» (2000) все считали стоунер чисто андеграундным жанром. Разве что Monster Magnet были относительно раскрученным в широкой публике коллективом. До двухтысячных годов стоунер играли в основном уставшие от шума бывшие дэт-металлисты, гранджевики, да панк-рокеры из числа латентных металлистов. В новом же веке стоунер принялись исполнять все, кому не лень.

Queens of the Stone Age — редкий случай, когда супергруппа, собранная из осколков народно любимых коллективов неожиданно стрельнула, превзойдя завышенные ожидания в разы. А собрались в ней ошметки гранджевых и стоунерских команд — Kyuss, Pearl Jam и даже Screaming Trees.

Вечная тяга стоунер рокеров к затяжным и монотонным психоделическим прогонам привела к тому, что в особо запущенных формах стоунер-метал на глазах превращался в пост-метал и дрон-метал.

Рассуждения об этом тебя лишь запутают и собьют с и без того туманного пути, тем более что результаты в большинстве своем сложные для звукового восприятия. В таком виде стоунер стал далеко не самой комфортной для слуха музыкой. Но так и задумывалось. Из каноничных образцов такого рода первыми на ум приходят калифорнийцы Neurosis.

Десять пластинок для первого знакомства:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *