Что такое стойка с катанами в японии
Самурайский меч катана
Самурайский меч катана — это не просто меч, а воплощение японского духа, олицетворение исторической культуры и предмет гордости народа Страны восходящего солнца.
История меча катана
Долгое время, участвуя в кровопролитных боях, японцы использовали копья. Но времена правления сёгуната Токугава изменили привычный уклад воинов. С приходом технического процесса стали использоваться мечи. Искусство владения мечом получило название «кэндзюцу». Это не просто набор воинских знаний, но и духовное самосовершенствование.
Ношение катаны
Угол, в котором хранился меч, назывался токонома. А специальная подставка, на которой он располагался – катанакакэ. Во время сна самурай располагал свой меч в изголовье таким образом, чтобы его легко можно было схватить в любой момент.
Владение катаной
Выделяют три вида стоек для фехтования катаной:
Для успешного применения освоенных основ в фехтовании катаной, нужно уметь предвидеть все движения противника и в короткое время точно планировать свои действия.
Традиционно обучение фехтованию японским мечом разделено на три уровня:
В Японии по сей день сохранилось множество традиционных школ, обучающих искусству владения меча. Эти школы смогли продолжить свое существование даже после запрета на ношение мечей, который установил император Мэйдзи.
Как достигается особая острота Катаны?
В последнюю очередь осуществляется закалка клинка с помощью жидкой глины. Она способствовала возникновению специальной полоски с матовой поверхностью, которая символизировала границу между зеркальной частью лезвия и матовой. Часть лезвия обматывалась глиной, а другая половина клинка закалялась в воде. Таким образом достигалась разная структура поверхности. Если мастер отличался большой популярностью, то на этом этапе изготовления он оставлял свою подпись. Но на этом этапе клинок еще не считался готовым. Окончательная полировка лезвия занимала две недели. Когда поверхность клинка обретала зеркальный блеск, считалось, что работа завершена.
Самурайский меч катана в наше время
Катана: какие бывают виды японских мечей?
Катана это самый распространённый вид японских мечей, нельзя просто так взять и отбросить остальные.
Я уверен, что вы уже знаете основные из них, это катана, тачи или танто, но вы, вероятно, никогда не слышали об учигатане или занбато, верно?
По этой причине я написал эту статью, посвященную различным типам японских мечей, чтобы вы могли узнать больше о всех видах японских мечей.
Катана 刀 (меч)
И так, поехали. Мы начнем с самого известного из все японских мечей, конечно это катана. Я совершенно уверен, что большинство людей знают катаны, потому что они широко используются в современной поп-культуре.
Катана — это меч, который часто называют «самурайским мечом». Термин «катана» дословно в переводе означает «меч».
Катана была частью экипировки каждого самурая в древней и феодальной Японии. Характерная особенность самурайского меча заключается в слегка изогнутом клинке.
Общая длина катаны составляет от 100 до 110 см и весит от 900 до 1400 граммов.
Тачи 太刀 (большой меч)
Тати — это следующий тип японского меча, о котором я расскажу.
У нее более округлое и немного более длинное лезвие, чем у катаны. Тачи переводится как «большой меч».
Кроме того, тачи обычно использовали верхом на лошади для поражения пехотных отрядов.
Длина тачи колеблется от 120 до 130 см. Важно также отметить, что его носили режущей кромкой вниз.
Одачи 大太刀(большой меч) / Нодачи (полевой меч)
Одачи и Нодачи относятся к одному и тому же мечу, поэтому я использую их как синонимы. Теперь перейдем к характеристикам нодачи.
Это огромные мечи. Одно лишь их зрелище вызывало страх среди вражеских позиций. В результате их массивный размер более 150 см. А кто бы хотел сражаться против такого оружия)
Это делает нодачи самым длинным типом японского меча.
Нодачи широко используется в конце 14 — го века. Из-за большого размера нодачи, самураю приходилось носить его на спине.
Танто 短刀 (короткий меч)
Теперь переключим внимание с самого большого японского меча на самый маленький. Танто больше похож на кинжал, чем на настоящий меч.
В отличие от большинства других японских клинков, танто имеет полностью прямое лезвие. Кроме того, танто может быть как односторонним, так и обоюдоострым.
Вакидзаси 脇差 (вставленный сбоку меч)
Термин вакидзаси означает «вставленный сбоку меч». По сравнению с катаной он немного меньше. Средняя длина вакидзаси колеблется от 80 до 90 см.
Вакидзаси носили не только самураи. Другие классы общества также имели доступ к этому виду меча.
Вакидзаси нашла свое применение в начале 17 — го века. Происхождение названия связано с тем, что оно часто использовалось как дополнение к катане. Отсюда и название «меч, вставленный сбоку».
Войти в здание с катаной считалось грубостью, в то время как ношение вакидзаси не вызвало оскорбления. Самураи были оснащены вакидзаси все время от пробуждения утром до отхода ко сну.
Некоторые самураи даже спали с мечом под подушкой.
Знаменитый ронин Миямото Мусаси также использовал и обучал стилю боя с двумя лезвиями. Он также участвовал в дуэлях, вооружившись катаной и вакидзаси. Однако этот стиль боя требует большой практики и терпения.
Утигатана 打刀 (меч для нанесения быстрых удар)
Утигатана, вероятно, один из неизвестных видов японских мечей. Учигатана была потомком тачи.
Этот вид меча использовался самураями феодальной Японии. Она развивалась в течение 15 — го века. Длина утигатаны аналогична длине катаны. Таким образом, он имел размеры 100–110 см.
Его относительно короткая ручка делает его очень легким и простым в использовании одной рукой.
В отличие от тачи, учигатана носилась на поясе острым краем вверх. В отличие от нанесения ударов большим тачи, которые были двумя отдельными действиями, утигатана позволяла объединить их в одно движение.
Бои в Японии всегда происходили быстро, и наличие клинка, позволяющего наносить более быстрые удары, было очень выгодным. По этой причине эти типы мечей нашли широкое распространение во всей Японии.
В то время как кривизна тачи близка к рукоятке меча, кривизна учигатаны близка к острию (киссаки — острое окончание меча). Это изменение также позволяло успешно резать в бою верхом на лошади.
Цуруги
Японский цуруги — особый вид меча. Клинок прямой и обоюдоострый, использовался еще в древности.
Чокуто (прямой меч)
Чокуто — довольно старый японский меч. Тем не менее, это очень особенное. В отличие от большинства других мечей, он не был ни закален, ни сложен (т.е. отличается по виду ковки).
Это может быть связано с тем, что он был в ходу до 9 — го века. Поскольку это один из самых ранних существующих японских мечей, техника дифференциальной закалки и складывания тогда еще не использовалась.
Чокуто — это прямой однолезвийный меч. Этот вид мечей носили на поясе. Пехотинцы использовали его, чтобы резать и закалывать врагов.
Чокуто возник в Китае, откуда пришел в Японию морем.
Кодачи 小太刀(короткий тачи)
Кодачи — это уменьшенная версия тачи. Слово «ко» переводится как «маленький». Их внешний вид очень похож на обычный тачи.
Однако, как и следовало ожидать, они меньше. При общей длине около 85 см они примерно на 40 см меньше, чем меч тати.
Меч был разработан в конце 12 — го века. Однако при ближайшем рассмотрении становиться понятно, что он очень похож на вакидзаси, который был разработан 500 лет спустя.
Однако этот тип мечей использовался только как основное вооружение в отличие от вакидзаси.
Ниндзято
Есть много разных вариантов написания этого слова. Ниндзято, ниндзякен или шинобигатана относятся к одному и тому же мечу.
Давайте подробнее рассмотрим название этого клинка. Вы знаете, какая группа использовала этот клинок? Я имею в виду, очевидно, что этот меч в основном использовался ниндзя (шиноби). Надеюсь, вы не ошиблись. : D
По крайней мере, это то, во что нас заставляет верить поп-культура. Существование Ниндзято — это неугасающий спор. Существовал ли этот меч на самом деле, я не могу дать вам никакой дополнительной информации, так как здесь особо не о чем говорить.
Что касается внешнего вида, у ниндзято прямое лезвие. Люди утверждают, что этот меч использовался ниндзя в период Эдо (с 17 по 19 века). Тем не менее, этот тип меча был впервые замечен в 20 — м веке в музее ниндзя.
Нагамаки 長巻(длинная рукоять)
У этого самурайского меча очень длинная рукоять. Обычно лезвие и рукоять имеют примерно одинаковый размер по метру, складываясь в общую длину клинка в 2 метра.
Меч получил свое название от процесса обвязывания рукояти кожаными или шелковыми шнурками. Эта специальная ручка значительно улучшила захват.
Этот вид самурайского меча развивался в 14 — м веке. Владение этим типом меча очень специфично.
При обращении с мечом нагамаки очень мало действий. В этом клинке в основном используются большие подметающие и нарезные удары.
Занбато (меч для коня)
Как вы, возможно, уже поняли, этот тип меча переводится как меч для коня. И на то есть причина.
Занбато имеет очень большое лезвие. Следовательно, это оптимальный противодействие кавалерийским частям. Меч был создан, чтобы отрезать конечности лошадям.
Существует миф о том, что занбато может разрубить лошадь и всадника одним ударом. Как всегда, я прошу вас руководствоваться здравым смыслом и не поддаваться влиянию этих преувеличенных мифов.
Конечно, занбато не могло пробить лошадь и всадника. Очевидно, он не мог «даже» полностью прорезать одного из врагов. Мечи не были такими превосходными, как о них принято думать.
На создание этого меча японцев вдохновил китайский аналог чжанмадао. Этот китайский меч был создан при династии Хань и использовался до династии Сун (206 г. до н.э. — 1279 г. н.э.).
Дайсё (большой-маленький)
Дайсё описывает подобранную пару японских мечей. Чтобы полностью понять, что подразумевается под термином «дайсё», мы должны сначала рассмотреть два разных термина.
Термин дайто буквально означает «большой меч». Дайто — это не меч как таковой, это класс мечей с длиной лезвия 2 сяку или более (60+ см).
Обратите внимание, что эта категоризация зависит от длины клинка, а не от общей длины меча.
Так что дайсё на самом деле не меч, а комбинация короткого и длинного мечей. Обычно этот термин показывает умение владеть катаной в сочетании с вакидзаси.
Еще один действенный подход к дайсё — сочетание утигатаны и танто.
Ёрой-доши (бронебойщик)
Это один из традиционных японских мечей, которые носили самураи в феодальной Японии.
Ёрой-дооси носили на поясе за спиной или на правой стороне, рукоятью вперед и краем вверх.
По этой причине этот меч приходилось обнажать левой рукой.
Кайкен
Этот японский кинжал имеет одно- или обоюдоострое лезвие длиной 20-25 см. Этот тип кинжала не имел декоративной фурнитуры и размещался в простой оправе.
Первоначально этот клинок носили простые японцы. Это был идеальный инструмент для самообороны в закрытых помещениях, где более длинное лезвие было бесполезно.
Когда женщина-самурай выходила замуж, она должна была носить с собой кайкэн, когда она переезжала к своему мужу.
Женщины носили этот кинжал в кимоно в области, напоминающей карман.
Боккен (деревянный меч)
«Вы можете сражаться только так, как вы тренируетесь» — это цитата Миямото Мусаси, которая идеально описывает боккэн.
Деревянный меч обычно используется для тренировок. Чаще всего боккен имеет форму катаны.
Однако, боккен также доступен в форме вакидзаси, танто и т.д.. Боккен был разработан таким образом, чтобы минимизировать ущерб, наносимый во время тренировки.
В известной легенде он победил Сасаки Кодзиро боккеном, вырезанным из весла лодки, на которой приплыл к заранее определенному острову для дуэли.
Травмы от удара боккен схожи с травмами от дубин, например, сложные переломы, разорванные органы и другие подобные травмы от удара тупым предметом.
Синай
Кю Гунто (старая военная катана)
Кю-гунто примерно напоминает саблю в западном стиле и имеет очень длинный захват и баланс, как у катаны. Для офицеров, которые уже были знакомы со всеми остальными японскими мечами, кю-гунто было очень легко использовать.
Этот тип меча использовался до 1934 года. После этого он был заменен на shin gunto, также называемый новым военным мечом.
Шин Гунто (новая военная катана)
Шин гунто использовался с 1935 по 1945 год. В отличие от кю гунто этот меч немного меньше по размеру. Этот тип японской сабли возник как часть офицерской формы Императорской японской армии.
Заключение
Эта статья получилась очень длинной. Я надеюсь, что вы все еще со мной: D
Я очень надеюсь, что смог дать вам подробную информацию обо всех японских мечах, о которых вы только можете подумать. Составление этой статьи было довольно трудным, поскольку я очень тщательно исследовал некоторые из этих типов мечей, чтобы предоставить вам наилучшую возможную информацию.
Тем не менее, это должно быть все, что вам нужно знать о типах японских мечей. Если вы думаете, что я что-то упустил, напишите об этом в комментариях.
Или посмотрите фотографии красивых катан.
Катана : галерея
Иайдо – искусство мгновенного удара катаной
Катана — японский самурайский меч с выгнутым наружу лезвием длиной более 60 см (дайто) с длинной и прямой рукояткой, которая дает возможность применять хват двумя руками. Несильный изгиб лезвия и заостренный конец допускают также использовать колющие удары. Сражение одной рукой сильно осложняется тем, что
у катаны нет навершия. Масса японской катаны традиционная для мечей данного типа (примерно 1 — 1,5 кг).
Самурайский меч катана фото
Фехтование с катаной
Фехтование c катаной претерпело достаточно изменений и улучшений, прежде чем достигло современного высочайшего уровня. Основной расцвет японского фехтования начался со времени периода Сэнгоку (яп. 戦国時代 сэнгоку дзидай «Эпоха воюющих провинций»)— период в японской истории со второй половины XV до начала XVII века, когда власть сегуната ослабела и пошатнулась и япония вступила в период феодальных смут и междоусобных войн.
Эта эпоха закончилась только в XVII веке с установлением сегуната Токугава. Именно в эпоху бесконечных войн всех со всеми и расцветает японское искусство фехтования катаной.
К этому времени, а точнее к XVI веку относится образование старейшей фехтовальной школой Японии — Синкагэ-рю. Она считается древнейшей школой фехтования с катаной в Японии, положившей начало современному искусству владения мечом.
Основоположник школы Синкагэ-рю — самурай Исэ-но-ками Нобуцуна сам был отличнейшим фехтовальщиком своего времени. Он лично прошел обучение в трех школах фехтования — нэн-рю, катори синто-рю и кагэ-рю.
Выбрав из этих школ самое лучшее, самое на тот момент прогрессивное и объединив их принципы в единое неделимое целое, Исэ-но-ками основал свою школу — Синкагэ-рю, которая и положила основы Кендзюцу — то есть фехтования с мечом в тогдашней Японии. За основу фехтования с катаной Исэ-но-ками взял приемы фехтования школы Кагэ-рю.
Основатель школы Камиидзуми Исэ-но-ками Нобуцуна прошёл обучение в трех школах, которые называют истоками японского кэндзюцу — нэн-рю, катори синто-рю, Кагэ-рю. Исэ-но ками усовершенствовал технику этих школ, особое внимание уделяя технике и принципам школы Кагэ-рю. Результатом стало создание школы синкагэ-рю.
Участвуя в многочисленных сражениях, Исэ-но ками на деле доказал эффективность созданной им школы, которая впоследствии стала очень популярной в средневековой Японии. Синкаге-рю была популярной вплоть до времени реставрации Мэйдзи, когда начался ее упадок и забвение, продолжавшееся вплоть до 50-х годов 20 века, когда школа фактически возродилась и обрела второе дыхание.
Целью развития фехтования катаной было не только освоение умения владения и фехтования мечом, но и моральной составляющей воина. Одна из истин самурая гласила «Если я ударю мечом Мастера меча в тот момент, когда он любуется цветущей сакурой и не ожидает нападения, то даже Мастер меча, не имеющей себе равных в искусстве владения мечом не сможет отразить нападение (Сугавара).
Следовательно, моральный аспект фехтования катаной — это ударить ли подло в спину самурая, когда тот не готов к битве или нет. А технический момент — быть всегда готовым к битве, чтобы тебя не застали врасплох ни при каких обстоятельствах. И этим не попасть в постыдную ситуацию. Бой с мечом — это непрерывная концентрация тела, духа, и мысли.
«Большинство людей предпочитают смотреть в глаза противнику. В таком случае, глаза должны быть уже, чем обычно, но разум должен быть широк. Зрачки должны быть неподвижными.
Когда противник рядом, смотри так, как если бы глядел вдаль. И тогда сможешь видеть не только лицо противника, но и все его тело, что позволит предугадать любой атакующий выпад с его стороны…… В фехтовании можно позволить глазам выразить предельную решимость, но никогда не позволяй им выдать свой разум». (Миямото Мусаси).
Вообще, в фехтовании катаной различались три типа стоек для нанесения ударов: Дзедан — позиция с высоко поднятым мечом, Чудан — позиция с мечом поднятым перед собой, и Гэдан — с мечом опущенным вниз.
Это основные типы стоек при фехтовании на мече. Бой с мечом у самураев подразумевал использование всех трех типов стоек в связках одна с другой. Самих основных ударов при фехтовании катаной насчитывается восемь, как и три основних защиты — верхняя, средняя и нижняя.
Как овладеть катаной
В 710 г. нашей эры человек-легенда и первый фехтовальщик Амакуни впер¬вые применил в бою меч с изогнутым лезвием, который был выкован из нескольких разнородных железных пласти¬нок. Этот меч отличался «сабельным профилем» и с XII по середину XIX просуществовал в такой форме почти без изменений.
С XII века катаны стали непременным атрибутом японской аристократии. После революции Мэйдзи, когда чиновникам было предписано носить шпаги европейского образца, катаныутратили свое привилегированное положение.
Катана существенно отличается от любых других мечей, изобретенных человечеством. По гибкости, остроте и прочности катаны превосходят арабские булаты, не говоря уже о европейских мечах. Большинство специалистов бескомпромиссно считают катану лучшим длинным клинком в мире.
После появления катаны, именно этот меч стал считаться символом самурайского достоинства, «оружием души» благородного воина, строго соблюдавшего сложные ритуалы даже повседневного ношения катаны. Признаки достоинства у самураев были свои. Например, одним из них считалось наличие большого ассортимента мечей – 10 и более, — различавшихся формой и расцветкой ножен и рукоятей. Все мечи предназначались для ношения в разных ситуациях: на придворных праздниках, охоте, на войне. Скажем, если самурай желал выразить свое миролюбие, он вешал катану на правый бок, т.к. извлечь его из ножен было труднее. Катана на левом боку означала, что ее хозяин «готов к войне».
Приходя в гости, самурай передавал свою катану слуге, который кланялся и водружал меч лезвием вверх на специальную подставку. Если самурай пришел в гости к давнему другу, то он снимал даже короткий клинок вакидзаши, вешая его под правую руку рукоятью к себе. Обернутая к собеседнику рукоять могла трактоваться как оскорбление, ибо такой жест означал сомнение владельца клинка в фехтовальном мастерстве оппонента. Если же собеседник случайно касался меча своего гостя, это воспринималось последним как угроза его чести, и могло даже привести друзей к поединку. Если же хозяин дома искренне восхищался красотой клинка и просил разрешения полюбоваться им, трогая лезвие через тонкую ткань, то это, напротив, считалось большой честью для его владельца.
Применение катаны В феодальной Японии тренировка применения катаны выглядела более чем жестоко – только что созданнымикатанами рубили заключенных, чтобы посмотреть, какое воздействие меч оказывает на кости и ткани. Меч катанапо своей форме имел слегка изогнутое лезвие, что позволяло клинку дольше оставаться в разрезе, тем самым, глубже проникая в рану. Многие боевые приемы самураев специально задумывались так, чтобы, используя всего 10-15 см кончика меча проникать в тело на 5–10 см. Это позволяло гораздо легче и быстрее сделать разрез и выдернуть меч для дальнейшего использования.
Схватка на катанах продолжалась несколько секунд, и, дабы не скучать, самураи стремились овладеть разнообразной тактикой. У них водились более хитрые приемы, нежели очевидное «ударить первым», позволявшие сопернику сделать первый выстрел, и тогда атака становилась для него смертельной. Во всем этом лежит задумка – обмануть соперника, этим же смыслом наделены почти все битвы на катанах. Движением глаз и тела самурай представлял врагу определенную картину, в рамках которой тот атаковал, и в ответ действовал неожиданно. Самураи старой школы не размахивали своими мечами, сохраняя холодное спокойствие до решающего мгновенья. Они знали, что «если слишком высоко поднимать меч, будет трудно обмануть противника».
Иайдо — искусство мгновенного удара катаной
«Мгновенное убийство» — это умение быстро обнажить меч для нанесения удара, при возникновении опасности. В этом боевом искусстве нет защиты, как в кэндо: шлема, защитного жилета и перчаток.
Предшественником этого боевого искусства было иайдзюцу, которому обучались все самураи. В этой дисциплине существовало 2 основных идеи. Ученик должен был тренироваться с настоящим мечом, не боясь травмировать своего соперника или наставника.
Также ученик должен был научиться мгновенно действовать в ситуациях, когда нужно было резко перейти в атаку или защиту без применения меча. Поэтому иайдзюцу можно рассматривать как дополнение к искусству фехтования на мечах.
Сейчас в наше время фехтование мечом уже не применяется в реальной жизни и изучается достаточно небольшим количеством любителей кэндзюцу. Среди этих людей можно выделить несколько групп.
Первые тренируются в обучении эффективно доставать меч из ножен, другие рассматривают это искусство как возможность постичь себя и свое тело, а японский меч в этом процессе самопознания играет лишь дополнительную роль.
Занимаясь иайдо, каждый сам может определить, что в этом искусстве является для него главным.
Иайдо переводится с японского языка как путь моментального удара мечом, быстрого обезвреживания соперника и возвращения меча в ножны. Обучающийся иайдо должен контролировать в первую очередь себя, а не противника. При изучении этой дисциплины ученик тренируется в представляемых им боях с противником, которого фактически нет.
В арсенале средств обучения есть упражнения, позволяющие поражать как одного, так и нескольких противников, вести рукопашный бой с соперниками с применением специального меча для тренировок. Каждый бой ведется с боевым мечом, первоначально вложенном в ножны.
Основными качествами, необходимыми в иайдо являются умение полностью сконцентрироваться, а также хорошее воображение. Для победы в бою нужно постоянно сохранять правильное положение тела, совершать нужные движения, качественно использовать секретные приемы по захвату рукояти меча, а также прицельно наносить удары.