Что такое страх 6 класс
Будь смелым
Испытывал ли ты страх? Какие синонимы есть у слов «страх» и «смелость»? Какие пословицы и поговорки о страхе и смелости ты знаешь? Кого называют смелым?
Когда старшеклассников спросили, что такое страх, некоторые из них ответили так:
«Страх — это враг человека, его предатель. Это предчувствие чего-то ужасного. Это слабость человека».
«Страх — это чувство, которое делает человека ничтожным и даже заставляет чувствовать себя не человеком, а зверьком — работает инстинкт самосохранения».
А как бы ты мог определить, что такое страх?
Что такое страх
О страхе написано очень много. Страх — одна из вечных проблем человека. Его испытывают все люди. Это одна из эмоций, причём довольно опасная.
Чего обычно боятся люди? Боли, смерти, болезни, наказания, потери близких и т. д. Общее у всех страхов то, что неприятность ещё не наступила, а человек уже ждёт её и испытывает страдание. Опасность ещё только угрожает, а страх уже ползёт мурашками по спине.
Чувство страха знакомо не только людям. Его испытывают и животные. Сильный испуг иногда называют животным страхом. Оттенков (вариантов проявления) страха достаточно много.
Попробуй выстроить в порядке нарастания следующие чувства: испуг, боязнь, опасение, ужас, тревога.
Имя Фобоса, сына бога войны, дало название необъяснимому страху. Постоянную боязнь чего-либо называют фобией. Таких фобий (страхов) насчитывается огромное множество. Кто-то боится выходить из дома, кто-то боится темноты, кто-то — незнакомых людей, собак и т. д. Иногда фобии принимают характер болезни.
Но у страха есть и полезное назначение. Он служит предупреждением об опасности. Страх позволяет сосредоточить внимание на источнике тревоги, требует осторожности. Не будь его, во многих случаях беспечность могла бы принести много вреда человеку или даже погубить его.
Каждый человек испытывает страх, потому что это врождённая защитная реакция. Но страх можно преодолеть, поняв его причину.
Чтобы страх не взял над нами верх, важно постараться понять, в чём его причина. Не случайно народная мудрость гласит: «У страха глаза велики». Это значит, что страх затмевает истину, мешает нам видеть мир таким, каков он есть.
Древних людей страх преследовал повсюду. В древнегреческих мифах говорится, что от брака Афродиты, богини красоты и любви, и Ареса, вероломного бога войны, родились сыновья Деймос (ужас) и Фобос (страх). Арес, как и его сестра Эрида — богиня ссор и раздоров, старался разжечь вражду, несправедливые и жестокие войны.
Знакомы ли вам другие божества Древнего мира, появление которых связано с чувством страха?
Смелость города берёт
Да, перед лицом страха люди научились действовать решительно. Таких людей называют смелыми. Смелость противостоит трусости. В словаре В. И. Даля говорится, что смелый — это неустрашимый, безбоязненный, отважный, храбрый и решительный человек.
Смелыми люди не рождаются. Смелость воспитывается. Умение владеть собой перед лицом страха — вот главное свойство смелого человека.
Мастер-класс по обществознанию 6 класс «Проблема страха в жизни человека»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МБОУ «Лицей имени В.Г.Сизова»
город Мончегорск, Мурманская область
Мастер-класс по обществознанию с использованием технологии проблемного обучения
Тема урока: Проблема страха в жизни человека.
Цель урока: создать условия для формирования представления у учащихся о том, что такое страх и какую проблему он представляет в жизни человека.
Формирование и развитие УУД
Познавательные: поиск, отбор, структурирование, анализ необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию, умение работать в паре, группе, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов.
Личностные: заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе группы, умение оценивать жизненные ситуации.
Мотивирует на успешную работу.
-Здравствуйте, дети. Сегодня урок у нас необычный, к нам пришли гости. Улыбнитесь им и себе! Желаю всем удачи!
Организация диалога, создание проблемы, подведение учащихся к осознанию темы урока.
Я предлагаю вам переместиться сейчас в Государственный Русский музей, в Санкт-Петербург
Кто знает эту картину? А кто ее автор? А какое событие в ней освещается?
( извержение вулкана Везувий в 79 году н.э.)
Ребята, а какие чувства у вас вызывает эта картина? А как вы думаете, какие чувства пришлось испытать участникам этого события
— В жизни мы часто попадаем в ситуации, когда нам становится страшно. Нет людей, которые ничего не боятся.
Вот видите, сколько всевозможных страхов. А как бы вы охарактеризовали, чем является страх для человека? Как для него он проявляется?
Пожалуйста, сформулируйте тему, цель и задачи урока
Карл Брюллов «Последний день Помпеи»
Он мешает ему полноценно жить,
Напрягает, т.е. это проблема для человека.
Тема урока: Проблема страха в жизни человека.
Цель: узнать, в чем заключается проблема страха
Задачи: что такое страх
Почему он возникает
Страх это плохо или хорошо?
Постановка учебной задачи
Итак, вроде тема ясна. Но что такое страх? Сформулируйте, пожалуйста, свое определение страха. А теперь выведем общее у класса, а что же говорит нам словарь?
Страх – это внутреннее состояние ожидания человеком какой-либо грозящей ему опасности
Попробуйте назвать ассоциации с этим словом
(работа с интерактивной доской)
Скажите, а какой у нас получился страх? Какая у него окраска?
А теперь взгляните на данное высказывание.
«Мы все предрасположены к этой болезни – естественная реакция наших далёких предков на окружающий мир, таинственный, опасный, непонятный! Мы несём её в своих генах. Но одни воюют со страхом всю жизнь и побеждают, а другие сдаются ему – сразу или постепенно. Человечество безгранично богато, прекрасно и мудро, и мешает ему быть счастливым только одно – страх».
как бы вы прокомментировали его?
Т.е. страх это вред, а всегда ли это вред?
Тогда представьте мне ассоциации страха в положительном ключе.
Какая же проблема возникает?
— «Докажите, что страх – вредное чувство…»
Работа в рабочих листах. Дети заполняют графы: мое определение, класса, словарь (учебник)
Ребята могут отметить, что совпало, а что нет у них с определением в словаре
Дети фиксируют все в рабочих листах
Р- риск, разочарование
Х- холодный пот, хруст
Негативная, страх это плохо
Страх это вред для нас
Нет, страх приносит пользу.
Аргументы в пользу страха
Аргументы, доказывающие вред страха
Главный вывод, к которому должны прийти дети:
Страх – специальный механизм, который заложен в человеке как способ самосохранения
Дети работают в парах, приводят аргументы, доказывающие вред и пользу страха.
После обсуждения ребята делают выводы и фиксируют их
Польза— все страхи связаны с инстинктом самосохранения, соответственно, если человек боится попасть в опасную ситуацию, он избегает возможности попасть в неё и оберегает свою жизнь и здоровье.
Примеры проявления страха, его польза и вред.
Ну, а сейчас я предлагаю вам побывать в роли художника. Пожалуйста, выберите из предложенных цветных кружков тот цвет или несколько, с которыми у вас ассоциируется понятие «страх».
(Далее в зависимости от времени, с ним можно поработать. Обсудить, попытаться найти в нем какое-то животное, выяснить на что похоже, как-то спрятать его).
Дети заполняют таблицу, обсуждают и должны прийти к выводу о том, что человек должен соизмерять пользу и вред страха, уметь им управлять
Каждый ребенок выбирает свой цвет и прикрепляет его на ватман, получается «пятно страха».
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-433931
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
Число участников РДШ за 2021 год выросло в три раза
Время чтения: 2 минуты
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по обществознанию «Будь смелым» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема урока: Будь смелым
Цели и задачи : познакомить учащихся с понятиями (страх, фобия, смелость, испуг) для раскрытия сущности страха, выявить причины его возникновения, рассмотреть его проявления и последствия; обсудить практические способы преодоления страха.
Планируемые результаты : учащиеся должны характеризовать проявления и последствия страха, сравнивать социальные объекты, выяснять их причины и различи; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.
предметные: применять изученный понятийный аппарат; объяснять сущность феномена страха, выявить причины его появления; взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения: находить нужную социальную информацию;
1) коммуникативные: критично относится к своему мнению, корректировать его, с достоинством признавать его ошибочность ;
2) регулятивные: сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректировок ;
3) познавательные : осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятий;
4) личностные : сознательная организация и регулирование своей модели поведения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор, цветные карандаши, листы бумаги для рисования.
Тип урока : открытие нового знания.
I Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Погладьте себя по голове, обнимите себя, пожмите соседу руку, улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Ваше настроение улучшилось? Можем начинать урок.
Посмотрите на экран, скажите, что объединяет все эти картинки? ( ответ смелость)
— Как вы думайте, испытывают ли они страх?-2 минуты
III Изучение нового материала
Откройте учебники на стр. 92, Тема нашего урока «Будь смелым», открыли тетради, записали число, классная работа, Будь смелым (запись в тетрадях)
Сегодня на уроке вы должны будете:
— познакомиться с понятиями: страх, фобия, смелость;
— выявить причины возникновения страха;
— рассмотреть проявления и последствия страха;
— обсудить практические способы преодоления страха.
Учитель : Нелегко найти человека, который никогда не испытывал чувство страха. Запишите пожалуйста в тетради слова ассоциации к слову страх. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, удивление, гнев, печаль. Но при чрезмерной податливости страху меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе.
Задание: Ребята, давайте по рядам составьте список самых распространенных страхов.
Первый ряд: Школьники обычно боятся…
Второй ряд : Взрослые обычно боятся…
Третий ряд : Учителя обычно боятся…
(Проверка выполнения задания)
Одному из учеников предлагается простучать страх на барабане, а остальным — догадаться, какая причина страха была задумана.
Учитель : Чувство страха испытывают не только люди, но и животные. Еаеие животные у вас ассоциируются, как трусишки (заяц, коза, лошадь).
Трусость овец вошла в поговорку, и их действительно нетрудно испугать. Они легко заражаются страхом друг от друга. При этом овцы стараются держаться поближе одна к другой и в панике бегут за вожаком. В горной Шотландии чужая охотничья собака ворвалась в овечий хлев и принялась гоняться за овцами. Они пришли в такой ужас, что, нажав случайно на дверь, отворили ее и помчались через холмы, не заметив обрыва, они свалились с кручи и погибли все до одной. Что изображено на данной иллюстрации? (охота древних охотников на диких животных). Еще в древности охотники использовали страх диких животных, чтобы загнать их в ловушку.
Сильный испуг иногда называют животным страхом.
Итак, что представляет собой страх? Страх – это состояние ожидания какой –либо грозящей опасности (запись в тетрадях)
«В древнегреческих мифах говорится, что от брака Афродиты, богини красоты и любви, и Ареса, вероломного бога войны, родились сыновья Деймос, в переводе «ужас» и Фобос, в переводе «страх».
От слова «Фобос» произошло слово «Фобия». (запись в тетрадях) Фобия – это страх, постоянная боязнь чего-либо и психическое расстройство человека. Фобий насчитывается огромное множество. Кто-то боится темноты, собак, высоты.
Страх перед чем-либо не проходит бесследно для нашего здоровья. Он может спровоцировать головокружение, тошноту, учащенное сердцебиение. Тревога увеличивает уровень гормона стресса, который влияет на работу нашей иммунной системы. Организму становится сложнее бороться с вирусами и бактериями, мы рискуем заболеть, не только простудой, но и чем-нибудь более серьезным.
С детства нас учат, что страх- это признак слабости. На протяжении многих столетий это чувство считалось недостойным уважаемого человека, но у страха есть и положительное назначение.
Работа с текстом учебника стр.93 (5 абзац)
Докажите, что страх – это не только вредное чувство, но и полезное.
(служит предупреждением об опасности; позволяет сосредоточить внимание на источнике тревоги, требует осторожности; не будь страха, человечество было бы беспечно и могло бы погибнуть)
Каждый человек испытывает страх, потому что это врожденная защитная реакция. Но страх можно преодолеть, поняв его причину.
— Как сделать так, чтобы страх не брал верх над человеком? (важно постараться понять, в чем его причина)
Не случайно народная мудрость гласит: «У страха глаза велики», Что обозначает эта пословица? (страх затмевает истину, мешает видеть мир таким, какой он есть)
Упражнения по преодолению страха
Начните с актерских техник: примите позу очень испуганного человека — втяните голову в плечи, сожмитесь, согните колени и постарайтесь почувствовать или восстановить те чувства, которые испытывали в ситуации, когда боялись. Если боялись агрессии, вспомните этот случай, переживите все заново. Добавьте чувства страха. Еще! Чем явственнее вы почувствуете страх, тем лучше.
Распрямите плечи и примите позу счастливого человека, улыбайтесь во весь рот, смейтесь. Вы должны действительно почувствовать радость.
2 Смелость города берет
Назовите противоположное слово слову страх? (Смелость)
Смелыми люди не рождаются. Смелость воспитывается. Умение владеть собой перед лицом страха – вот главное свойство смелого человека.
Задание : подберите синонимы к слову «смелость» (храбрость, мужество, отвага, бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность.)
В словаре В. Даля говорится, что смелый – это неустрашимый, безбоязненный, отважный, храбрый и решительный человек.
Задание: прочтите материал рубрики «Жил на свете человек» настр.94 учебника и ответьте на вопросы
— Почему Чернышева Евгения Николаевича можно назвать смелым человеком?
— Назовите профессии связанные с риском, для которых смелость необходимое качество.
Смелость является необходимым качеством для любого человека в критической ситуации.
3 Имей смелость сказать злу «нет»
Учитель : Кто же будет спорить с тем, что страх надо уметь преодолевать? Хорошо героям сказок. Даже в самых страшных сказках им на помощь приходят волшебники, Конек-горбунок, Серый Волк. А в жизни чаще всего приходится надеяться только на самого себя. Особенно важно проявить смелость перед лицом зла. Часто от этого зависит, можно ли считать себя настоящим человеком. Зло проявляется не только в войнах, драках, оскорблениях, но и в мелких проступках: кто-то обидел малыша, отказался помочь ближнему, сказал обидные слова. Только честный человек смело вступает в борьбу со злом.
Многое зависит от внутреннего настроя. Тот, кто все время твердит: «Я боюсь», скорее всего, струсит в непростой ситуации. Если же себе говорить: Мне нечего бояться, я храбрый», то в подходящий момент храбрость проявится. Многие люди, совершившие смелый поступок, говорят, что все произошло само собой. На самом деле внутренний приказ помог стать смелым
Турист обратился к горцу: «Послушай, почему ты так легко ходишь по узким, скользким тропинкам над пропастью, тогда как я, двигаясь по ним, буквально трясусь от страха и чувствую, что мое сердце вот-вот выпрыгнет?» Горец усмехнулся: «Все очень просто: когда я иду на ту сторону, я иду за водой, без нее моя семья и я погибнем от жажды, а когда возвращаюсь, я так хочу видеть мою семью, что даже не думаю о пропасти внизу»
-Почему горец не боится ходить над пропастью?
Один древний мудрец сказал, что храбрость – это умение различать, что беда, а что нет. Если беда грозит тебе или твоим близким, как тут не стать храбрецом? А если беда грозит твоей Родине? В годы ВОВ героизм был массовым.
Учитель: Одним из верных способов победить страх является смех. Чтобы убедиться в том, что смешное уже не является страшным, прослушать запись песни В. Высоцкого «Страшно, аж жуть» в авторском исполнении. Вам было страшно? Нет, почему?
1. Почему когда смешно, то не страшно?
2. Как ты думаешь, каково настроение этого стихотворения?
3. Что оно вызывает у тебя: страх, улыбку, иронию?
Сына греческой богини Афродиты, чье имя в переводе на русский язык обозначает страх звали Фобос. да
Постоянную боязнь чего-либо называют отчаяние. нет
Смелым называют человека, который умеет владеть собой перед лицом страха. да
Чувство страха можно преодолеть и сохранить человеческое достоинство. да
Полезное свойство страха в том, что чувство страха сближает человека с животным миром. нет
Перед лицом опасности люди ведут себя одинаково. нет
Воспитывая в себе смелость, ты противостоишь злу. да
Страх не позволяет сосредоточить внимание на источнике тревоги. нет
Одним из способов преодоления страха является смех. да
Творческое задание : Перед вами на столах лежат карандаши и листы бумаги. Я вам предлагаю на выбор нарисовать страх или смелость и прикрепить на доске.
— Зачем нам был нужен это урок?
-За что вы можете себя похвалить?
-За что вы можете похвалить одноклассников?
— За что вы можете похвалить учителя?
Если вам понравился урок, и у вас остались приятные впечатления возьмите веселого смайлика, если нет, то грустного.
VI Подведение итогов урока
(слайд14) Домашнее задание
Прочитать пар.11 учебника. Отвечать на вопросы
В классе и дома: задание 1. Найти пословицы и поговорки на тему смелость, мужество, отвага. До свидания, Спасибо всем за урок.
6 класс. Обществознание. Быть смелым. Смелость и отвага.
6 класс. Обществознание. Быть смелым. Смелость и отвага.
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
Что такое страх?
Все мы знаем такие слова, как смелость и отвага, долг и совесть, а также то, что добро, как правило, побеждает зло. Они придают приобретенным нами сведениям и совершаемым поступкам определенный оттенок. Например, слова радость, любовь, гордость мы воспринимаем как светлые чувства, а горе, ненависть, трусость – как темные. Человек учится управлять своими чувствами. Но иногда бывает очень трудно определиться, что есть добро, а что – зло, или понять, как поступить, так как страх перед неизвестностью затмевает все. Можно ли побороть страх? И как не бояться совершать поступки, чтобы побеждать зло? Об этом и пойдет речь в ходе нашего урока.
Для начала определим, почему мы чего-то боимся, а также что называют страхом.
СТРАХ – это внутреннее состояние, обусловленное грозящей реальной или предполагаемой опасностью. Это базовая эмоция как для человека, так и для животных, так как является врожденной.
Человеку свойственно бояться опасных ситуаций и явлений природы, например, пожара, стихийных бедствий, угрозы жизни. Страх зависит от многих внутренних и внешних, врожденных или приобретенных причин. Причинами возникновения страха могут быть чувства одиночества или отверженности, ведь человек, прежде всего, социальное существо. Воспитание и социальное окружение также могут способствовать возникновению определенных страхов.
Вы, наверное, еще помните, как в детстве ваши родители рассказывали о сером волке, который заберет вас в темный лес за тридевять земель, если вы вовремя не ляжете спать. Сами того не подозревая, они могли вам привить, например, чувство страха перед темнотой или резкими звуками. Страхи есть у всех и наблюдаются в любом возрасте. Взрослые тоже бояться, например, они испытывают чувство страха быть непринятыми обществом, боятся провала в каком-либо виде деятельности. Некоторые боятся ответственности, ведь им приходится отвечать не только за свою жизнь, но и за жизнь близких (детей). Кто-то боится неизвестности или испытывает страхи, которые вызываются размышлениями над вопросами, затрагивающими проблемы жизни, смерти и самого существования человека. Это страх перед смертью, перед временем, перед бессмысленностью человеческого существования и т.д. Помимо общего термина «страх» для передачи различных оттенков этого состояния используются другие термины. Очень сильный страх – это ужас. Кратковременный, но сильный страх называют испугом, а длительный и слабо выраженный – тревогой. Частые и сильные страхи могут вызывать фобии – это постоянная навязчивая боязнь, связанная с определенным предметом или ситуацией, с которой человек не может справиться самостоятельно. Например, есть люди, которые боятся выходить из дома, а других пугает замкнутое пространство.
Но у страха есть и полезное назначение, он предупреждает нас об опасности и требует соблюдения осторожности, а также является мотивом деятельности. Таким образом, страх – это врожденная защитная реакция, которая способствует самосохранению человека.
Как преодолеть страх и бороться со злом?
Однако длительное его переживание наносит серьезный вред и поэтому с ним надо бороться.
Некоторые, чтобы избавиться от страха, пытаются побороть его изнутри. Для этого они определяют причину его возникновения, а затем пытаются поступать так, как действовал бы смелый человек. Другие, борясь со своими эмоциями, стараются не думать об объекте страха и справляются с ним. Можно также использовать способ принятия решения. Страх существует там, где имеют место сомнения, а когда вы принимаете решение сделать что-то, то сомнения пропадают.
Это неврожденное свойство, она воспитывается. Главное – научиться владеть собой, ориентировать себя на такие качества как, например, честность и добросовестность, дисциплинированность, воля к победе и другие. Тот, кто побеждает свои слабости, кто преодолевает свои страхи, совершает определенный подвиг и проявляет героизм. П одвиг подразумевает самоотверженный героический поступок, это преодоление страха в борьбе за собственную жизнь во благо службы, во имя долга и выполнения своих обязанностей. Например, многим известен подвиг летчика Алексея Петровича Маресьева в годы Великой отечественной войны. Он, несмотря на тяжелое ранение и инвалидность, вернулся в небо и летал с протезами, сбив 11 самолетов врага. Подвиг совершается только из благородных побуждений. А героем называют храброго, доблестного, самоотверженного человека, совершающего подвиги. Героями не рождаются, героями становятся, главное – проявить силу духа, т. е. быть отважным и мужественным. Мужество и героизм люди проявляют и в мирное время. Некоторые профессии требуют бесстрашия от человека каждый день. Например, пожарные, полицейские, медицинские работники или спасатели МЧС перед лицом опасности, не смотря на страх, обязаны проявлять спокойствие, выдержку и силу духа.
Таким образом, воспитывая в себе смелость, проявляя мужество и отвагу, мы можем побороть страх и противостоять злу.
1. Страх в нашей жизни
Сегодня мы поговорим с вами о том, чего мы боимся, почему мы боимся и как научиться наши страхи преодолевать.
Рис. 1. Страх – часть нашей жизни (Источник)
2. Суть наших страхов
Чего же мы действительно боимся, какова истинная сущность страха? По-настоящему мы боимся непонятного и неизвестного. Если я не понимаю какой-то процесс или какое-то явление, если мне непонятно, что ожидать от какого-то существа, тогда я боюсь, Если мы с вами посмотрим на страх как на явление с научной точки зрения, то есть постараемся отойти от своих фобий (это ещё одно замечательное слово, которое олицетворяет страх), то мы увидим, что мы боимся тех существ либо ситуаций, от которых не знаем, чего ожидать в каждую конкретную минуту. То есть страх – это, по сути, предвосхищение опасности. Задумайтесь: если вы боитесь пауков, то это потому, что не знаете, как они себя поведут, боитесь, что они могут вас укусить.
Есть люди, которые боятся собак. Они считают, что собака может их укусить, возможно, им будет больно, и они пострадают. Мы словно проецируем, предвосхищаем некоторые события. Вы можете согласиться, что так оно и есть. Мы поняли, в чём природа страха, но что нам это даёт? Мы не перестаём бояться от того, что понимаем, в чём причина нашего страха.
3. Значение страха
Страх для нас очень важен, нам необходимо бояться. Страх – это специальный механизм, который заложен в человеке как способ самосохранения. У нас очень острое чувство страха, мы предвосхищаем опасности, и это помогает нам сохранить свою жизнь. Это крайне важный защитный механизм. У человека на самом деле не так много защитных механизмов, физиологически мы намного слабее других животных. Мы не такие быстрые, не такие ловкие, у нас не такое хорошее обоняние и не такое хорошее зрение. Но нам нужно было выжить, и природа заложила в человека этот защитный механизм: человек боялся, и в итоге выживал. На самом деле страх для нас очень полезен с физиологической точки зрения, он сохранится в человеческой природе, видимо, навсегда.
Но при этом быть трусом совершенно не нужно, ведь человек на то и человек, что он во многом преодолел свою природную сущность. Это не значит, что нужно лезть на рожон, всячески показывать свою храбрость и умение преодолевать страхи. Но, тем не менее, страхи преодолевать нужно, потому что тогда человек становится свободным, освобождается от ненужных, сковывающих его сознание и его поведение предрассудков, которые иногда действительно превращаются в настоящую фобию.
4. Преодоление страхов
Если вы понимаете природу страха, то в таком случае вы действительно сможете избавиться от своих фобий. Фобия – это навязчивое психологическое состояние, при котором человек испытывает болезненный страх. Одними из самых распространённых в мире фобий являются арахнофобия (боязнь пауков), акрофобия (боязнь высоты), клаустрофобия (боязнь замкнутого пространства), аэрофобия (боязнь самолётов), некрофобия (страх перед умершими).
Допустим, человек боится насекомых при любой ситуации, и никак не хочет исправлять эту ситуацию. Это неправильная позиция. Нужно преодолевать свои страхи, потому что они мешают нам жить. Нужно быть смелым человеком, для того чтобы преодолевать какие-то проблемы, которых ты можешь опасаться: зачастую это страх рассказать правду, страх противостоять хамству со стороны окружающих людей по отношению к слабому. Если человек не может преодолевать эти чувства – это уже настоящая трусость.
Смелый человек всегда противостоит какой-либо угрозе, но это не означает, что угрозу для собственной жизни ты должен создавать сам. Когда человек сам лезет на рожон и создаёт для себя опасности – это не смелость, а глупость. Сейчас в интернете можно найти много самых разных роликов, в которых подростки, для того чтобы показать свою взрослость, смелость, отвагу выполняют всяческие совершенно нелепые трюки, иногда связанные с опасностью для жизни или здоровья. Конечно, если это им удаётся, ребята выглядят весёлыми и счастливыми, но в случае если что-то пойдёт не так, такая детская забава может стоить кому-то жизни или потери здоровья. Это не проявление смелости, это проявление безрассудства – совершенно иного качества человека.
Рис. 3. Риск для жизни (Источник)
5. Смелость
Смелость – это когда ты не даёшь обижать слабого. Смелость – это когда ты сам не поступаешь в угоду толпе. Смелость – это сопротивление страху и контроль над страхом, а не отсутствие страха. Иногда бывает так, что в классе какой-то один человек выпадает из круга общения, становится белой вороной или даже изгоем. Чем-то его действия, повадки, внешний вид или образ не согласуются с общим мнением и пониманием о том, каким нужно быть. Тогда его начинают каким-то образом донимать. И смелость – это если ты не ведёшь себя, как все остальные, а, наоборот, пытаешься такого человека защитить. В дальнейшем в жизни по мере взросления вы увидите, что вообще человек должен совершать много смелых поступков. Взять на себя ответственность порой требует огромной храбрости и силы воли. Поэтому наши страхи и наша смелость далеко не всегда являются реакцией на какую-то физическую опасность.
В конце нашего сегодняшнего разговора о том, как человеку нужно преодолевать страхи, как стать смелым, хотелось бы дать вам маленький совет. Просто улыбайтесь чаще! Если вы улыбаетесь, значит, вам ничего не страшно. Если вы страшное делаете смешным, его уж точно не стоит бояться.
А на следующем уроке мы поговорим о гуманизме, и это будет для нас обобщающим занятием. Мы узнаём, что такое настоящее человеколюбие и в чём оно на деле проявляется.
6. У страха глаза велики
Иногда наши страхи заставляют нас совершать совершенно нелепые и неправильные поступки. Дело в том, что, когда мы боимся, мы перестаём мыслить рационально, мы начинаем действовать ситуативно. Позже мы можем пожалеть о совершенных поступках, но будет уже поздно.
Существует древняя история, про то, как будущий император Китая, царь царства Тын Цинь Шихуанди победил всех своих конкурентов. У него остался только один серьёзный противник – царь царства Чу. Когда два войска сошлись, в первый день они сражаться не стали, только расположились в боевом порядке. Ночью будущий император Цинь приказал своим воинам зажечь факелы и обойти лагерь войска царства Чу, распевая их песни. Когда это услышал царь царства Чу, он решил, что часть его войска его предала и перешло на сторону Циня. Он испугался, и ночью бежал из лагеря. Когда на утро войска увидели, что их Господин сбежал, они просто перестали сопротивляться и сдались. Вот так, не совершив никаких боевых действий и не потеряв своих воинов, Цинь стал императором Китая. В конечном итоге он поймал царя царства Чу и сделал его своим советником. Но быть советником императора – это не то же самое, что быть царём в собственном царстве. У страха действительно велики глаза. Поэтому прежде чем по-настоящему испугаться и начать как-то действовать, подумайте, действительно ли опасность так велика или вам только кажется.