Что такое страхование ответственности товарный знак
Как зарегистрировать товарный знак и защитить свои товары от подделок
Чтобы защитить свои товары от подделок, а в случае контрафакта иметь возможность привлечь мошенника к ответственности, нужно получить признание интеллектуальной собственности 一 зарегистрировать товарный знак.
В этой статье рассказываем, что можно зарегистрировать в качестве товарного знака, и на примерах судебной практики разбираемся, как сделать это максимально грамотно и без ошибок.
Что такое товарный знак и зачем его регистрировать
Представьте ситуацию: вы долго придумывали название, разрабатывали фирменные цвета и упаковку, добились того, что аудитория узнаёт ваш продукт и охотно выбирает на полках магазинов. Но вот конкуренты выпускают аналог, очень похожий на ваш. И название созвучное, и упаковка похожа… Только качество хуже и цена ниже. Некоторые неразборчивые покупатели уходят к конкурентам, вы теряете в выручке.
А бывает и наоборот: конкуренты утверждают, что они первыми выбрали название, созвучное с вашим, или цвета упаковки, или форму товара. И вы вовсе не гений, который мыслит с ними одинаково, а вор — добро пожаловать в суд.
Чтобы избежать таких ситуаций, перед запуском нового продукта зарегистрируйте товарный знак в Роспатенте. Оформить исключительное право можно на название бренда или конкретного продукта, логотип, слоган, этикетку, цвет и сочетание цветов, форму товара и даже запахи или звуки. Но недостаточно просто быть первым. Иногда патентные бюро отказывают в регистрации товарного знака, а суды прекращают право на интеллектуальную собственность даже спустя годы. Разбираем особенности регистрации товарного знака на каждый из видов обозначений.
Бренд как товарный знак
Прежде чем регистрировать бренд как товарный знак, проверьте уникальность названия. При этом важно, чтобы название было единственным в своем классе товаров и услуг. Названия в разных классах могут совпадать.
Еще одно важное требование — название должно быть оригинальным, а не общеупотребительным словом. Например, нельзя зарегистрировать товарный знак «Столовая» для общепита, но можно «Столовая на Сенной» или «Столовая и стуловая». В то же время можно использовать общеупотребительные для регистрации товарных знаков в других сферах. Например, журнал «Столовая» можно зарегистрировать как товарный знак.
Логотип как товарный знак
Чтобы защитить свой логотип от использования мошенниками, конкурентами, а также просто от совпадений, его тоже можно зарегистрировать как товарный знак. Однако Роспатент часто отказывает заявителям из-за того, что логотип не выглядит достаточно оригинальным. В этом нет ничего удивительного: фирменный стиль всегда разрабатывается по похожим сценариям и опирается на стандартные законы композиции. Поэтому в мире логотипов очень много параллелей:
Товарный знак и ответственность администратора домена: страхование в 2022 году
Интеллектуальная собственность в России развивается вместе с развитием технологий. Правила ГК РФ о защите средств индивидуализации сегодня можно реализовать через страхование ответственности: товарный знак, ответственность администратора домена другие варианты защиты. Сегодня разберем этот вопрос подробнее.
Что такое товарный знак
Товарный знак – уникальное обозначение, прикреплённое к товарам или услугам отдельного юридического лица или индивидуального предпринимателя.
С помощью ТЗ покупатель может узнать продукцию конкретной фирмы. Чем популярней логотип, тем выше цена за продукт.
Виды товарного знака:
Товарный знак должен быть зарегистрирован. То есть юридическое лицо указывает другим игрокам рынка на то, что его логотип использовать больше никто не может. Защищённая законом РФ «визитная карточка» предпринимателя отмечается английской буквой R, обведённой в круг. За рубежом используют аббревиатуры SM (Service mark – сервисная марка) или TM (trade mark – торговая марка).
Как зарегистрировать ТЗ:
Важно! МКТУ состоит из 45 классов. Каждый из них обозначает конкретный вид продукции. 1-34 – товары. 35-45 – услуги.
Ответственность за незаконное использование
Только правообладатель может применять зарегистрированный им фирменный ТЗ. Подобные действия третьих лиц незаконны.
Виды ответственности:
Разберём подробно первый вид. Он регулируется ст. 1515 ГК РФ. В связи с этой нормой при использовании чужого зарегистрированного ТЗ, тары или упаковки, нарушитель обязан уничтожить всю партию товара за личные средства и выплатить штраф.
Продукция, отмеченная чужим логотипом, называется контрафакт. Правообладатель может требовать компенсировать ущерб, нанесённый ему. Размер ответственности может варьироваться от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Конкретный размер определяет суд с учетом стоимости контрафактного товара или стоимости интеллектуальных благ.
Проверить свой товарный знак на степень смешения со всеми другими знаками нереально, поэтому у любого производителя имеется риск наступления ответственности. Аргумент о том, что нарушитель не знак о наличии аналогичного знака, в суде не примут.
Страхование ответственности – необязательная процедура. Полис оформляется по желанию заинтересованного лица. Если сфера высококонкурентная, то лучше оформить страхование. При наличии полиса СК возместит ущерб полностью или частично.
Ответственность администратора домена
Практически у каждой компании есть страничка в интернете. Руководит этим сайтом администратор. Соответственно, всё что там происходит – находится в его ведении.
Например, интернет-магазин «***ромашки***» продает комплекты постельного белья. У сайта есть администратор и несколько контент-менеджеров, которые наполняют страницу информацией и картинками. Один из сотрудников, который отвечал за галерею, скачал фотографии с сайта другого интернет-магазина и выложил их на свой. Конкуренты обнаружили нарушение и подали на «***ромашки***» в суд. Тогда именно администратор несёт ответственность за действия менеджеров. Перед вышестоящей инстанцией будет отвечать он – и платить ему придется из своего кармана.
То есть за размещение на своём ресурсе чужой информации администратору грозит ответственность по Гражданскому Кодексу РФ:
Страхование ответственности администратора – добровольный продукт. Полис возместит убытки при судебных разбирательствах, возможный ущерб других лиц или упущенную выгоду. Зарегистрированный товарный знак доменного имени принадлежит исключительно правообладателю.
Какие риски страхуются
Договор страхования ответственности может включать следующие риски:
Важно! Страховая возмещает расходы на защиту по требованиям, предъявленным в связи с нарушением прав третьих лиц. Дополнительно могут возмещаться расходы на юристов – если это предусмотрено договором страхования.
Полис страхования ответственности не включает:
При отрицательном решении компания должна оповестить клиента об этом в письменной форме. Если СК отказалась возмещать убытки, но заявитель уверен в своей правоте, он может обратиться в суд для пересмотра дела.
От чего зависит страховая сумма и тариф
Услуги страхования ответственности администратора домена предоставляет СК «Росгосстрах». Активны следующие продукты:
Стоимость полиса страхования зависит от выбранного тарифа. Чем больше рисков прописано в договоре, тем выше цена сделки.
Пошаговая инструкция оформления
Чтобы оформить страхование ответственности, нужно соблюдать простой алгоритм действий:
Договор страхования заключается на один год. По истечении этого периода полис продляется по желанию заявителя (правообладателя ТЗ). Стоимость сделки на 12 месяцев не превышает 600 рублей.
Как получить возмещение
Если правообладатель товарного знака обнаружит нарушение его прав, он подает:
Если стороны готовы разрешить конфликт миром, действия следующие:
Если дело дошло до суда, то СК выплатит возмещение после разрешения дела по существу. Для этого в СК нужно предъявить:
После проверки документов СК перечислит страховую сумму застрахованному (если разрешение исполнено) или потерпевшему (если не исполнено).
Загрузите правила страхования и возмещения в СК «Росгосстрах» по этой ссылке.
Ответственность за использование чужого товарного знака влечет за собой серьезные последствия. Оформление полиса страхования защитит от крупных финансовых потерь.
Нам будет приятно, если Вы оцените статью лайком и сделаете репост!
Остались вопросы? Задайте их нашему дежурному юристу или запишитесь на бесплатную консультацию. Для этого укажите контактный телефон в активном окне внизу страницы.
Страхование ответственности «Товарный знак» при покупке домена — какие риски?
Хочу купить домен с названием ЖК в котором живу.
Организую там форум для общения жильцов дома.
nic.ru предлагает такую услугу:
недорого конечно, но что она по факту даёт? страховку если ЖК на меня в суд подаст за использование их названия?
хотя по факту они скорее всего название ЖК не регистрировали как товарный знак? или я что-то не понимаю?
Страхование распространяется только на содержимое сайта, размещенного на домене, и не покрывает риски, связанные с использованием в доменном имени зарегистрированных товарных знаков или схожих с ними символьных и буквенных обозначений
ГК РФ Статья 1474. Исключительное право на фирменное наименование
1. Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет».
Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.
2. Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.
3. Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.
4. Юридическое лицо, нарушившее правила пункта 3 настоящей статьи, по требованию правообладателя обязано по своему выбору прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, или изменить свое фирменное наименование, а также обязано возместить правообладателю причиненные убытки.
Страхование ответственности администратора домена
Большинство владельцев сайтов сталкиваются с ситуацией, когда становится сложно контролировать и проверять размещаемый на ресурсе контент, особенно если этим занимается приглашенный специалист.
Размещая на своем сайте информацию, заимствованную из открытых источников можно нарушить права третьих лиц. Согласно Гражданскому кодексу РФ ответственность предусмотрена:
Администратор домена определяет порядок его использования и несет риск убытков, связанных с нарушениями прав третьих лиц. Это касается и физических лиц, и ИП, и компаний.
Страхование ответственности администратора домена — услуга, предоставляемая RU-CENTER совместно с крупнейшим в России поставщиком страховых услуг — Росгосстрах. Позволяет компенсировать непредвиденные расходы из-за разбирательств в суде: расходы на юридическую помощь (адвоката), в случае необходимости компенсировать реальный ущерб, упущенную выгоду или издержки другого лица.
Страхование доменов уже приобрели более 20 000 наших клиентов — от крупных интернет-магазинов до сайтов с развлекательным контентом.
Мы предлагаем 3 тарифа, на каждом из них страховая выплата составляет 125 тысяч рублей. Тариф Товарный знак предусматривает компенсацию в случае разбирательств по ст. 1515 ГК РФ, тариф Авторские права — по статьям 1301 и 1311 ГК РФ, а тариф Комплекс — по всем трём статьям 1515, 1301 и 1311 ГК РФ. Подобрать тариф Страхования.
Услуга Страхования предоставляется для доменов, обслуживаемых в RU-CENTER. Если ваш домен находится на поддержке у другого регистратора, для заказа услуги нужно перенести домен в RU-CENTER.
Регистрация товарного знака: инструкция по защите бренда для бизнеса
Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947. В практике более 20 лет.
Василий открывает свой бизнес в Москве. Регистрирует фирму в налоговой. Делает все по правилам. Но получает штраф 500 тыс. руб. за то, что выбрал название, похожее на бренд из другого города. Не проработав и года, сразу влезает в долги.
Таких ситуаций в практике нашей компании много. И с каждым годом число растет. Поэтому давайте разбираться, что такое товарный знак и что дает регистрация товарного знака.
Товарный знак по ГК РФ – это обозначение, с помощью которого другие люди отличают вашу компанию от конкурентов. Слоган, логотип, мелодия – все, благодаря чему покупатели вас узнают. Регистрация товарного знака – это гарантия того, что ваше фирменное наименование никто, кроме вас, использовать не будет.
Гарантии, которые дает регистрация товарного знака
Самое главное, что получает компания при регистрации товарного знака – это гарантия безопасности для своих денег. Каждый предприниматель вкладывает средства в раскрутку своего бренда. Оплачивает рекламу, продвижение в поисковых системах и социальных сетях, разрабатывает упаковку и заказывает в типографии рекламные материалы. Бренд становится узнаваемым.
Если бренд не зарегистрирован, кто угодно может зарегистрировать товарный знак на себя. И речь не только о конкурентах и фирмах из других регионов. Есть так называемые патентные тролли: это люди, которые ищут незарегистрированные бренды, регистрируют их на себя и требуют от собственников бизнеса деньги за возможность продолжить использовать товарный знак – свое же собственное название.
ИП Оленин Егор Николаевич зарегистрировал на себя бренд «SIGER». Роспатент одобрил регистрацию товарного знака, и Оленин обратился в суд с требованием взыскать 5 млн руб. с китайской компании «Юнидент» – единственного российского представителя стоматологического гиганта Zhuhai Siger Medical Equipment Co, который давно и добросовестно использует свое название, но не зарегистрировал товарный знак в России.
Суд первой инстанции не учел доводов ответчика и признал Оленина правым: представителя Zhuhai Siger Medical Equipment Co. обязали выплатить 500 тыс. руб. в пользу истца.
Представитель китайского производителя и сам производитель оспорили иск. Им удалось доказать, что Оленин зарегистрировал бренд только для препятствования их деятельности. На момент подачи заявки на регистрацию товарного знака Оленин знал, что на рынке медицинских товаров и услуг действует и широко известен бренд «SIGER» и компания-производитель Zhuhai Siger Medical Equipment Co.
Целью Оленина была не индивидуализация своих товаров, а предъявление претензий в суде. Поэтому апелляционный суд отменил первое решение. Платить штраф 500 тыс. руб. китайскому бренду в этот раз не пришлось.
Компании, которые зарегистрировали бренд, могут быть уверенными в том, что завтра никто не заставит их изменить название. Никто не предъявит исковых требований до 5 млн руб. Никто не сможет выпускать такую же продукцию под их торговой маркой. Можно смело вкладывать деньги в раскрутку бренда.
Регистрация товарного знака с гарантией и без переплат
Регистрация товарного знака дает еще ряд преимуществ:
По закону регистрировать товарный знак необязательно. Но без регистрации собственники бизнеса не могут быть уверенными, что бренд будет принадлежать им и завтра и что все деньги, вложенные в раскрутку и продвижение, не перейдут к конкурентам или патентным троллям.
Фабрика «Красный Октябрь» выпускает шоколад «Аленка». Фабрика «Славянка» ввела на рынок шоколад «Алина», упаковка которого была очень похожа на «Аленку».
«Красный Октябрь» обратился в суд, чтобы взыскать со «Славянки» 313,5 млн руб. компенсации за использование товарного знака. В итоге, компании пришли к мировому соглашению: «Славянка» выплатила 20 млн руб. и прекратила выпуск шоколада под брендом «Алина».
Товарный знак, бренд, торговая марка – есть разница?
Бренд – это то, как вашу компанию знают потребители. В налоговой вы можете быть зарегистрированы как угодно: ООО «Колосок», ИП Васильев, но продукцию выпускать под другим названием. Это название и есть ваше брендовое имя.
Если вы по документам зарегистрировали в налоговой название ООО «Колосок», это еще не гарантирует, что название закреплено за вами и другие фирмы не могут его использовать. Название юридического лица можно использовать любое. В России может быть 1000 компаний ООО «Колосок», но выпускать продукцию под таким названием безопасно имеет право только тот, кто зарегистрировал это имя как товарный знак.
У одного юридического лица может быть сколько угодно брендов. Например, если ООО «Колосок» выпускает молоко «Коровушка», сметану «Буренка» и творог «Козочка», каждый бренд нужно регистрировать отдельно. Но юрлицо может остаться одно.
Товарный знак и торговая марка отличаются только тем, что торговая марка (trademark) – принятое за рубежом название, а товарный знак – юридический термин в России. То есть, по сути разницы нет, но в России правильней говорить «товарный знак».
Обозначения зарегистрированной интеллектуальной собственности:
© – зарегистрированный объект авторского права: песня, текст книги, компьютерная программа, статья на сайте, рисунок, фотография – что угодно, созданное автором или командой авторов. Автор не обязательно должен быть юридическим лицом. Вы создали произведение: написали четверостишие или сделали набросок рисунка на салфетке – это уже объект вашего авторского права.
® – зарегистрированный товарный знак: логотип, слоган, запах, название, форма упаковки – что угодно, благодаря чему пользователи узнают вашу продукцию и отличают ее от продукции конкурентов.
™ – торговая марка. То же, что товарный знак, только за границей: в США, Великобритании, ЕС и других странах. Если вы будете регистрировать бренд за рубежом, у вас будет торговая марка. В России – товарный знак.
Виды товарных знаков
Фирма может зарегистрировать любую информацию, с помощью которой пользователи отличают ее от конкурентов. Видов товарных знаков семь:
Словесный товарный знак – это название. Оно может быть написано с использованием фирменного шрифта или без. Даже если вы регистрируете свой бренд, написанный фирменным шрифтом, другая компания не сможет зарегистрировать его, написав другим цветом или буквами другой формы.
Изобразительный товарный знак – это эмблемы компаний. Изображения, по которым вас узнают. Если вы зарегистрировали изображение в качестве товарного знака, его никто не сможет поместить на свою продукцию.
Комбинированный товарный знак – это, как правило, логотипы. Изображения с буквами. Хороший вариант для тех, кто всегда использует название совместно с эмблемой. Можно зарегистрировать комбинированный знак и сэкономить на отдельной регистрации изобразительного и словесного товарного знака.
Объемный товарный знак чаще всего – упаковка. Компании, которые придумали уникальный дизайн для упаковки своей продукции, регистрируют ее, чтобы конкуренты не смогли выпустить продукцию в коробках, бутылках и флаконах такой же формы.
Цветовой товарный знак: если фирма разработала уникальный цвет для своей продукции, его тоже можно зарегистрировать.
Осязательный товарный знак регистрируют фирмы, которые выпускают продукцию для слепых и пишут название и слоган шрифтом Брайля.
Звуковой товарный знак – это любые мелодии, по которым покупатели узнают бренд.
Если вы зарегистрировали свой товарный знак, другая компания не имеет право использовать такое же название или похожее.
Имя как товарный знак
Если вы продвигаете личный бренд, в качестве товарного знака можно зарегистрировать свое имя. Тогда никто не сможет осуществлять предпринимательскую деятельность под таким же именем. То есть, если людей по документам зовут как вас, они продолжат жить под своим именем. Но для предоставления услуг в направлении, в котором уже работаете вы, придется брать псевдоним.
Например, психолог регистрирует свое имя «Галина Иванова» как товарный знак. С этих пор все остальные Галины Ивановы могут жить с этим именем, даже работать наемными психологами. Но вести частную практику или блог в социальных сетях как психологи под своим именем не смогут, потому что получат штраф до 5 млн. руб. от правообладателя.
Свои имена зарегистрировали как товарные знаки Ольга Серябкина, Филипп Киркоров, Николай Басков, Олег Майами и многие другие знаменитости. Также, если посмотреть в выдаче Роспатента, найдется большое количество зарегистрированных имен юристов, дизайнеров, коучей и других специалистов, которые развивают личный бренд.
Сегодня каждому специалисту, который планирует это делать, перед началом работы стоит проверить, свободно ли его имя. Потому что если кто-то уже зарегистрировал его имя как бренд – специалист получит штраф до 5 млн. руб, когда начнет использовать его для предпринимательской деятельности.
Проверьте, можно ли зарегистрировать ваш персональный бренд
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Все понятно! Что нужно для регистрации товарного знака?
Инструкция проста. Начнем с формальностей. Все основные юридические аспекты, которые касаются патентования интеллектуальной собственности в России, описаны в ГК РФ. Все зарегистрированные объекты хранятся в реестре интеллектуальной собственности. Каждый может проверить, свободна ли его символика.
Зарегистрировать товарный знак на себя может только юрлицо или индивидуальный предприниматель. Самозанятые, не оформившие ИП, или физические лица зарегистрировать товарный знак не могут. Возможно, в 2021 году это правило отменят и физические лица тоже смогут стать правообладателями интеллектуальной собственности. Но пока это не точно.
Единственное исключение на 2020 год: если самозанятый не платит страховые взносы за себя, но ИП на НПД открыл. Тогда он может зарегистрировать товарный знак.
Товарные знаки регистрируются в определенных классах международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Всего существует 45 классов для разных видов деятельности. Если вы регистрируете бренд «Наташенька» в 25 классе (это одежда), больше брендов одежды с названием «Наташенька» не будет. Но компании, которые работают с товарами или услугами в других классах (ткани, детское питание, игрушки), могут открыть фирму с таким же названием и зарегистрировать бренд в своем классе.
Телекомпания ТНТ в Москве не смогла зарегистрировать товарный знак «Универ» в отношении пищевых продуктов. Оказалось, что под этим брендом уже давно работает другая фирма: выпускает консервы в Волгограде. Их бренд зарегистрирован.
В итоге ТНТ не смогли доказать возможность охраны бренда «Универ» и выпускать пищевые продукты под этим наименованием.
Исключение – общеизвестные знаки. Если бренд узнаваем повсеместно, фирма может подать заявку на регистрацию общеизвестного товарного знака. Если в Роспатенте признают, что бренд известен большому числу людей по всей стране – его признают общеизвестным и больше ни одна компания ни в каком классе не сможет использовать такое же название.
Как регистрируют бренд?
Патентные поверенные – это юристы, которые специализируются на вопросах, связанных с интеллектуальной собственностью. Чтобы стать патентным поверенным, нужно:
Таким образом, патентные поверенные – это специалисты, которые лучше любого другого юриста разбираются в вопросах регистрации товарных знаков, изобретений, полезных моделей и других видов интеллектуальной собственности. Понимают, по каким алгоритмам специалисты Роспатента принимают решение о регистрации и какую стратегию выбрать, чтобы зарегистрировать бренд или оспорить отказ в регистрации товарного знака.
Каждому поверенному присваивается свой номер. Проверить, является ли юрист патентным поверенным, можно на сайте Роспатента.
Исключение – общеизвестные знаки. Если бренд узнаваем повсеместно, фирма может подать заявку на регистрацию общеизвестного товарного знака. Если в Роспатенте признают, что бренд известен большому числу людей по всей стране – его признают общеизвестным и больше ни одна компания ни в каком классе не сможет использовать такое же название.
Алгоритм регистрации товарного знака
Регистрация знака длится около года с момента подачи заявления в Роспатент.
Перед подачей заявки вы проверяете товарный знак по реестрам Роспатента. Бывает проверка по уже зарегистрированным знакам и по тем, которые только поданы. Если вы придумали новое слово для названия своей фирмы, такого слова не существует, – можно обойтись проверкой по уже зарегистрированным знакам. Но если вы используете обыкновенные слова, не вымышленные, то лучше заказать полную проверку у патентных поверенных.
Подбор классов МКТУ
Как правило, для каждого бизнеса требуется регистрация товарного знака в нескольких классах. Например, магазинам нужно регистрировать бренд во всех классах продукции, которой они торгуют. Товары для шитья, пищевые товары и многие другие тоже разнесены по нескольким классам – придется регистрировать во всех. Если вы еще не осуществляете какую-то деятельность, но планируете, лучше заранее зарегистрировать за собой этот класс МКТУ.
3,5 тыс. руб. за учет заявки на регистрацию товарного знака в 5 классах. За каждый дополнительный класс + 1 тыс. руб.
11,5 тыс. руб. за проведение экспертизы, которая покажет, можно ли зарегистрировать ваш товарный знак в одном классе. За каждый дополнительный класс + 2.5 тыс. руб.
Подача заявки на товарный знак в электронном виде обойдется на 30% дешевле, чем письменное заявление. Но чтобы получить скидку, придется завести на портале ФИПС электронную квалифицированную подпись (ЭКП).
В день, когда вы подадите заявку на регистрацию товарного знака, у вас появится право приоритета. То есть, если завтра другая компания подаст заявку на регистрацию такого же бренда – им откажут.
Специалисты Роспатента проверяют знак на тождество и сходство с другими брендами, которые отправили заявку раньше вас, и с зарегистрированными товарными знаками. Процедура длится около года. Можно ускорить, зарегистрировать знак в срок 1-2 месяца с момента подачи заявки. Стоимость услуги ускорения проверки на 2020 год – 94 тыс. руб. для словесного обозначения. Если Роспатент найдет похожие знаки – деньги не вернет.
Уплата второй части госпошлины
16 тыс. руб. платится, если Роспатент одобрил вам регистрацию. В стоимость входит регистрация знака в 5 классах. За каждый дополнительный класс + 1 тыс. руб.
Регистрация вашего товарного знака Роспатентом: за выдачу свидетельства о регистрации нужно заплатить еще 4 тыс. руб.
Если сходных брендов в ходе проверки не обнаружено, товарный знак самостоятельно зарегистрировать вполне реально. Главное – правильно определить все необходимые для вашего вида деятельности классы МКТУ, заполнить документы и оплатить госпошлину.
Нужно помнить, что если вы подаете заявку на регистрацию товарного знака в 3 классах сразу, это будет стоить одну сумму. А если компания сперва подала заявку на регистрацию в двух классах, а через месяц решила зарегистрировать бренд еще в одном – придется платить дважды, так как расширить классы невозможно. Придется подавать заявку и платить за процедуру заново:
Регистрация знака сразу в 3 классах
Регистрация знака в двух класса-х, потом еще в одном
Первая часть госпошлины:
Дополнительный класс, который регистрируется отдельно:
3,5 тыс. руб.
11,5 тыс. руб.
5 тыс. руб.
3,5 тыс. руб.
11,5 тыс. руб.
2,5 тыс. руб.
3,5 тыс. руб.
11,5 тыс. руб.
Вторая часть госпошлины:
Дополнительный класс, который регистрируется отдельно:
Третья часть госпошлины:
Дополнительный класс, который регистрируется отдельно:
Если Роспатент нашел бренды, сходные с вашим до степени смешения, заявку на товарный знак отклонят, а деньги, уплаченные за госпошлину, не вернут.
Как правило, именно за такой помощью компании и обращаются к патентным поверенным:
Если пришел отказ, патентный поверенный будет пытаться его оспорить. В практике нашей компании есть множество прецедентов, когда отказ Роспатента превращался в свидетельство на товарный знак. Самостоятельно, не зная нормативной базы Роспатента, оспорить отказ практически невозможно.
Агентство недвижимости «Этажи», принадлежащее ООО «Этажи», получило отказ в регистрации товарного знака. Ему противопоставили зарегистрированный бренд «Торговый центр Этажи», принадлежащий ООО «Столица Нижний».
Специалистам компании «Гардиум» удалось доказать, что ООО «Этажи» вело деятельность под одноименным брендом до того, как «Столица Нижний» подала заявку на регистрацию товарного знака. Доказывать исключительное право на товарный знак в суде пришлось больше года.
Преимущества работы с патентным поверенным очевидны: у него уже есть подключенная ЭКП на портале ФИПС и госпошлина будет стоить на 30% дешевле.
Проверка товарного знака: платная и бесплатная
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Главное условие, необходимое для регистрации товарного знака – чтобы он был свободен и соответствовал требованиям закона. Поэтому перед подачей заявки нужно проверить, свободен ли товарный знак. Сразу стоит оговориться: проверка не дает 100% гарантии, что бренд не занят. Если вы отправили заявку на регистрацию 14 мая, а ваш конкурент захотел зарегистрировать такой же бренд и отправил заявку 13 мая, товарный знак будет принадлежать ему. Кто первый подал заявку, тому и товарный знак.
Но проверять все равно нужно. Шансов, что вот прямо сейчас кто-то отправит заявку на регистрацию такого же бренда, минимум. А если вы оплатите госпошлину и выяснится, что товарный знак уже кем-то занят, деньги не вернут.
Проверки бывают платные и бесплатные. Бесплатно проверить товарный знак можно в интернете. Есть множество сайтов, которые осуществляют проверки по открытым базам. Если у вас словесный знак, вы увидите, есть ли аналогичные вашему названия. Если вы хотите зарегистрировать изображение, запах и что угодно еще не словесное – бесплатно проверить не получится.
Чтобы проверить бренд по базе зарегистрированных и поданных товарных знаков Федерального института промышленной собственности (ФИПС), нужно заплатить 4130 руб. за 1 класс и еще 1062 руб. – стоимость услуги за каждый дополнительный класс. Вам покажут все знаки, похожие на тот, который вы хотите зарегистрировать. Результат будет представлен в виде огромного списка брендов, где непонятно, кто на самом деле угрожает регистрации, а кто – нет. Риски противопоставления придется оценивать самостоятельно, строить стратегию защиты – тоже.
Кроме того, есть список слов для каждого класса, которые нельзя регистрировать в качестве товарного знака. Их называют «неохраняемые элементы». Как правило, это слова, термины, изображения и выражения, которые люди используют для обозначения товаров этого класса.
Например, вы не можете зарегистрировать слово «обувь» или «ботинок» как товарный знак в классе обуви. А в другом классе можете. Но сочетания со словом «Обувь» зарегистрировать в классе обуви можно: «Любимая обувь», «Розовая туфелька». В заключении будет написано, что товарный знак состоит из охраняемого элемента «розовая» и неохраняемого элемента «туфелька».
Как подать заявку на регистрацию товарного знака
Роспатент во время проверки опирается на три основных фактора:
Отказывают в регистрации товарного знака в нескольких случаях:
Компания «Крымбытхим» работала на территории Украины и владела товарным знаком «Дихлофос». После присоединения Крыма к России «Крымбытхим» зарегистрировал бренд на территории РФ и пытался привлечь к ответственности другие фирмы, которые выпускают отраву для насекомых под этим брендом.
Проблема в том, что в России слово «дихлофос» вошло во всеобщее употребление для препаратов такого типа и стало скорее наименованием, чем названием. Поэтому специалистам «Гардиума» удалось доказать невозможность регистрации бренда «Дихлофос» на территории РФ. Регистрацию товарного знака отменили.
Если отказали в регистрации бренда из-за сходства с уже зарегистрированным знаком, это еще не приговор. Есть несколько способов получить свидетельство или разрешение и право на товарный знак.
Могут быть другие варианты:
Во втором и третьем случае заявку придется подавать заново, а значит и стоимость услуги, госпошлину платить тоже.
Фишки, которые помогут превратить отказ в одобрение и зарегистрировать свой товарный знак:
Фонетически. Придумать вариант похожего по звучанию, но различного по написанию названия. Например, не «Наташенька», а «Наталюшенька». Не «Миссис Марпл», а «Мисс Старпл».
Визуально. Изменить часть изображения, чтобы оно перестало быть похожим на противопоставленный знак. Например, заменить цветы на лавровый венок, кота – на рыбку.
Изменить вид товарного знака. Например, если пришел отказ в регистрации словесного товарного знака «Виолетта», можно заменить буквы «тт» на изображение птиц в форме буквы «т». Роспатенту нечего будет противопоставить при регистрации комбинированного товарного знака «Виоле А». Но буквы «тт» в форме птиц станут обязательным атрибутом вашего бренда.
Точно так же вы можете менять любые другие буквы на графические изображения и регистрировать не первоначальное название бренда, а выдуманные слова.
Самый известный пример, когда из-за семантической схожести отказали в регистрации – бренды Skype и Sky.
Бренд «Скайп» подал заявку на регистрацию после «Скай». В регистрации отказали из-за того, что обозначения похожи по звучанию и написанию, а облако в логотипе «Скайп» можно принять за символ неба.
В итоге корпорации договорились между собой, но логотип «Скайп» до сих пор не зарегистрирован.
Когда знак одобрен
Если Роспатент одобрил регистрацию, нужно оплатить последние госпошлины и получить свидетельство на товарный знак одним из трех способов:
Помните, что срок действия охраны товарного знака – 10 лет. Продление регистрации занимает примерно год. Поэтому через 9 лет вам необходимо подать заявление на продление охраны товарного знака.
Прекращение охраны товарного знака
Правовая охрана товарного знака прекращается автоматически, если компания не подала заявку на продление охраны или если юридическое лицо, на которое зарегистрирован бренд, закрылось. Если компания планирует закрыть юрлицо или ИП, но хочет сохранить свою интеллектуальную собственность, нужно сперва передать все объекты другому юрлицу или ИП, потом закрываться.
Если правообладатель не использует товарный знак в течение трех лет, можно аннулировать его правовую охрану через суд и зарегистрировать бренд на себя или выйти на правообладателя и выкупить товарный знак.
Ирина Резникова
Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947.
В практике более 20 лет.
Мнение редакции
Проверка товарного знака на уникальность
Как узнать зарегистрирует ли Роспатент наш бренд?
Домен как товарный знак
Инструкция по переоформлению красивого домена владельцу одноименного товарного знака
Как запатентовать название и логотип
Можно ли защитить название бизнеса, не имея юрлица.
Защита ПО и БД в Роспатенте
Алгоритм регистрации авторских прав и освобождения от НДС IT-бизнеса
Регистрация бренда
Чем бренд отличается от товарного знака и кому пригодится бессрочный///
Регистрация товарного знака
Главное преимущество регистрации товарного знака – гарантия безопасности бренда.
Защита товарного знака
Грамотная стратегия защиты товарного знака от незаконного использования конкурентами.
Внесение товарного знака в таможенный реестр – пошаговая инструкция.
Патент на изобретение
Патентование – защита разработки от конкурентов.
Международная регистрация товарного знака
На правах рекламы © 2021 «Гардиум», «Гарант.ру»