Что такое страховая телематика
Страховая телематика
Телематика — это установка в автомобиль небольшого прибора, который собирает всю информацию о движении и геолокации ТС в определенный промежуток времени.
Зачем нужна страховая телематика
Практически все страховые компании стараются повысить уровень безопасности на дорогах. Безаварийная езда выгодна не только водителям со скидками на полис ОСАГО, но и СК, которые таким образом оптимизируют выплаты.
Российские страховые компании стараются не просто научить водителей аккуратной езде, но и помогают экономить деньги на покупке полисов КАСКО и ОСАГО.
Каждая страховая компания использует собственную систему поощрения безаварийных водителей:
Дорогое ОСАГО? Восстанови КБМ сейчас
и перестань уже переплачивать страховщикам!
Сервис отправит заявку в РСА. Срок восстановления КБМ: от 12 часов. Узнать подробнее
Что такое страховая телематика
Вся суть заключается в небольшом устройстве, который имеет связь с системами GPS и ГЛОНАСС. Страхование с использованием телематики предполагает мониторинг основных показателей движения машины. Как правило, такой прибор подключается к автомобилю через диагностический порт.
В процессе использования телематического устройства страховщик получает информацию о манере вождения автомобилиста — таким образом может меняться цена на страховку. Кроме того, страхователь может оценить свои риски и контролировать ситуацию на дороге.
Условия страхования
Установку телематического устройства оплачивает страховая компания. Выглядит это следующим образом:
Телематическое страхование имеет не только положительные, но и отрицательные стороны (для нарушителей ПДД и водителей, рискующих попасть в ДТП). За счет телематического устройства страховщик получает возможность оценить вероятность повреждения конкретного автомобиля. Таким образом, СК заранее принимает меры к минимизации риска наступления страхового случая.
что такое телематика
Зачем это? Во-первых, вы изучите свой стиль вождения и сможете корректировать его, если сочтёте нужным. Во-вторых, это позволит значительно снизить стоимость страховых полисов. Итак, сегодня разбираемся в автомобильной телематике.
Как устроена телематика?
Телематический комплекс для автомобиля — это устройство, которое с помощью спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS и встроенных датчиков в режиме реального времени собирает статистику об управлении автомобилем и его состоянии.
В течение первого (3-месячного или годового) периода использования телематики вы получаете баллы за вождение от 0 (плохо) до 100 (хорошо) и соответствующую накопленную скидку, после чего используете её в следующем периоде.
При продлении договора баллы трансформируются в скидку, и следующий полис может стать дешевле до 30%.
Ингосстрах предлагает вам воспользоваться «умными» возможностями оформления полиса КАСКО с использованием нового продукта — «Телематика». Эта опция позволит вам сэкономить на полисе, ведь скидка зависит от вашей манеры вождения.
Вы первоклассный и аккуратный водитель? Докажите это, и мы настроим стоимость страхового полиса под вас!
За агрессивную манеру вождения: частые и резкие ускорения, торможения и перестроения.
За пробег, превышающий установленное значение: 20 тыс. км/год.
Скидка не рассчитается по причине отсутствия данных.
Заявление о наступлении страхового случая производится в соответствии с правилами страхования.
Только на уровне досудебного урегулирования. Юридически в суде имеют действие пока только видеорегистраторы.
Нет, оформление ДТП происходит в соответствии с законом об ОСАГО, условия заявления о страховом случае не меняются.
В случае демонтажа устройства после ремонтных/обслуживающих воздействий оно должно быть возвращено на место на СТОА. В случае, если устройство не будет возвращено в OBD-разъём, возможно неприменение поправочного коэффициента за манеру вождения при продлении договора.
Ограничений нет. При выезде за пределы России и включении роуминга устройство отключится от GSM и запишет только 500 километров пути во внутреннюю память. При возвращении в РФ устройство включится и передаст данные о поездках на сервер.
СМС-сообщение приходит в течение суток. Если СМС так и не поступило, обратитесь в контакт-центр Ингосстраха.
Рекомендуется осмотреть ТС.
Надбавка будет, если страхователь продлит договор как договор с детализацией. Надбавки не будет, если продлит как «обычный» годовой договор.
В мобильном приложении IngoDrive выбрать меню «Оценка», нажать на поездку, нажать на карту — откроется карта с треком.
Клиент возмещает стоимость блока, около 6000 рублей.
Устройство устанавливает мастер-установщик по заявке от представителя Ингосстраха.
Связаться с КЦ для вызова специалиста для корректной переустановки МС.
Зарядить АКБ. Ничего дополнительно предпринимать не нужно.
Обратитесь к представителю Ингосстраха, который оформит заявку на демонтаж системы через КЦ. Блок возвращается в Ингосстрах.
Не начислятся баллы, по окончании действия договора скидка не предоставляется.
Клиент, так как блок в собственности у Ингосстраха.
Обратиться в КЦ. При изменении номера телефона в АИС клиенту будет автоматически выслано новое СМС с логином и паролем.
Страхователь обязан вернуть установленную на автомобиль систему в течение 5 рабочих дней после окончания договора страхования.
Подробнее о возврате в памятке по ссылке.
Оснований для снятия ТС с гарантии нет. Случай может быть признан негарантийным, если установленная система непосредственно послужила причиной неисправности. В этом случае СПАО «Ингосстрах» организует устранение неисправности.
Система никак не вмешивается в работу электроники ТС. Если автомобиль более одной недели стоит без движения, рекомендуется совершить профилактическую поездку для подзарядки АКБ.
Незначительный. Основное потребление происходит при включённом зажигании. При выключенном зажигании токопотребление Отправьте заметку себе
или поделитесь с друзьями:
Что такое телематика и «умное КАСКО». Обзор российских страховщиков
По прогнозам, к 2020 году в России будет продано два миллиона «умных» полисов автострахования. При этом уже сейчас достоинства телематики оценили 100 миллионов водителей по всему миру.
Смысл «умного КАСКО» – в том, чтобы определить манеру вождения каждого владельца авто и в конечном счёте снизить цену полиса для самых аккуратных из них.
Разберёмся детальнее, кому и зачем может пригодиться услуга «умного» страхования в России и какие компании предлагают подобные услуги.
Кто в России работает с телематикой
«АльфаСтрахование». Компания позиционирует предложение как «Очень умное КАСКО». Сотрудники устанавливают телематическое устройство в автомобиль, после чего отслеживается манера вождения в течение 3-6 месяцев. В зависимости от результатов компания может снизить стоимость полиса КАСКО на величину до 55%. К слову сказать, это самая большая скидка, которую предоставляют компании, указанные в статье.
«Либерти Страхование». На сайте компании можно найти страницу, где говорится, что если в вашем авто уже есть телематическое оборудование, компания готова предоставить скидку на полис КАСКО (размер скидки не указан). Но на самом деле этой услуги больше нет – в последний раз она была активна в 2016 году.
«Ингосстрах». С этой компанией необходимо заключить договор страхования с опцией «М-Телематика». Компания бесплатно подключает телематическое устройство к автомобилю и также принимает в работу авто с уже подключенными устройствами. Договор заключается на три месяца, но при желании его можно продлить еще на три, чтобы был поправочный коэффициент к премии. За аккуратное вождение можно получить скидку до 30%, но только по риску «Ущерб» (ДТП, наезд на препятствие, разбитое стекло и так далее). На угон это не распространяется.
«Тинькофф Страхование». Здесь вам предложат на выбор четыре тарифа, каждый из которых дает свою скидку на месячный полис КАСКО. Тариф «S» сэкономит 35%, но только если вы проедете за месяц не более 500 км. Тариф «M» – 20% и 1000 км. Тариф «L» даст скидку 10% при 1500 км в месяц, а «XXL» лишь 5% скидки, зато ездить можно без ограничений. Если вы проезжаете больше установленного лимита, то за каждый километр придется платить по отдельному тарифу, который рассчитывается в зависимости от модели авто. А считывать эти километры будет устройство, который компания бесплатно установит вам. Кстати, скидки, как и в случае с «Ингосстрах», распространяются только на риск «Ущерб».
«Ренессанс страхование». Компания, как она сама пишет, предоставляет «отличный способ сэкономить до 50%» на страховании по полису КАСКО с телематикой. К сожалению, этот отличный способ распространяется строго на водителей до 35 лет, проживающих в Москве или Санкт-Петербурге. Если водители накопят за первые три месяца балл от 7,5 до 10, то компания вдобавок полностью отменит франшизу по КАСКО, а от 6,5 до 7,4 баллов – уменьшит ее в 2 раза.
«Согласие». Все стандартно: скидка максимум до 30% на полис, но есть одна деталь. Водителю придется платить 5300 рублей в год за обслуживание телематической системы. Не вполне понятно, что имеется в виду под «обслуживанием». Специалисты страховой компании также затруднились ответить на этот вопрос. Кроме того, по договору предусмотрена обязательная франшиза в размере 5% от страховой суммы, но не менее 25 тысяч рублей.
«Росгосстрах». 7 ноября 2017 года компания заявила о «скором запуске телематики». В настоящее время эта услуга не предлагается.
«Важно. Новое страхование» (СК «Независимость»). Компания предлагала установить телематические устройства автовладельцам для уменьшения стоимости полисов КАСКО. Но 21 ноября 2016 года была признана банкротом и не имеет права осуществлять страховую деятельность.
Телематика и страхование в цифрах
Согласно исследованию консалтинговой фирмы J’son & Partners Consulting, к 2020 году проникновение «умного» автострахования (по КАСКО) на российском рынке увеличится примерно на 50%. Это значит, что автовладельцы куда охотнее станут приобретать такие полисы.
Другая консалтинговая компания – Ptolemus Consulting Group – также предоставила отчет, согласно которому в России существенно возрастут продажи полисов по телематическому страхованию. Их исследование охватывает весь мир, но аналитики оформили отдельный график по странам Европы. Львиная доля от общего числа «умных» полисов приходится на Великобританию, Италию и Германию. При этом Россия выделена в списке отдельно, поскольку ее доля также оценивается высоко. Если присмотреться, то в 2020 году аналитики спрогнозировали, что в нашей стране будет продано примерно 2 миллиона «умных» полисов.
Что касается Северной Америки, то компания Berg Insight собрала статистику и спрогнозировала, что в 2020 году страны этого региона продадут более 40 миллионов полисов телематического страхования.
Если смотреть на рынок страховой телематики глобально, то J’son & Partners Consulting считает, что он будет расти в среднем на 81%. Она прогнозирует, что в 2018 году услугами такого страхования будет пользоваться 107 миллионов человек по всему миру. Что касается страховых премий, рассчитанных при помощи телематики, то они также покажут существенный прирост.
Проблемы телематики в России
Как сообщает нам консалтинговая компания Ptolemus Consulting Group, наиболее популярные параметры, которые влияют на рейтинг вождения автовладельца (а, следовательно, и на скидку по полису страхования), – ускорение, торможение и пробег. Даже скорость движения оказалась вторичной. Не говоря уже о данных с различных блоков автомобиля, которые получает устройство, подключенное к OBD.
Стоит ли говорить, что каждая страховая компания по-своему рассчитывает показатели ускорения? К тому же вряд ли кто из них захочет для удобства водителя повысить максимально допустимый темп разгона.
Руководитель проекта «Умное страхование» в компании StarLine (производит телематические устройства) Роман Шафеев о том, какие именно параметры считывает прибор.
«Телематические устройства оснащены акселерометрами, некоторые могут быть оснащены гироскопами. Сам прибор подключается к OBD-разъему в автомобиле. Он считывает показатели одометра, спидометра, параметры работы двигателя и информацию из других блоков авто.
Каждые 10 миллисекунд математический аппарат анализирует показания ускорений по трем осям, учитывая резкие торможения, ускорения и повороты. Фиксируются все отклонения от нормы. А при помощи актуальной карты дорожных знаков дополнительно анализируется превышение скорости», – сообщает Роман Шафеев.
Кто-то скажет, что нужно не лихачить и ездить медленно. Спешу «обрадовать»: превышение даже на 1 км/ч будет учитываться. Поэтому даже очень аккуратный и спокойный водитель рискует снизить свой рейтинг спокойной езды. Но здесь есть еще одна загвоздка: когда вы едете гораздо медленнее скорости общего потока, то автоматически становитесь не только эпицентром ненависти, но и источником аварийных ситуаций на дороге. Это к слову о том, что телематика призвана уменьшить аварийность.
А как насчет качества дорожного покрытия? Даже в городах-миллионниках российские автолюбители нередко сталкиваются с плачевным состоянием дорог. Вы едете спокойно, со скоростью 55 км/ч, дорога абсолютно пустая, но вдруг замечаете, что прямо на вашем пути зияет большая яма. Колеса терять не хочется, и вы спешно выворачиваете руль, чтобы избежать аварии. Поздравляю, вы совершили опасный маневр и понизили свой рейтинг.
Представьте себе, зима
Еще один момент: вы едете зимой по дороге, которые не чистят. Жители Москвы, возможно, удивятся, но не везде в России регулярно убирают снег с дорог. О том, чтобы покрывать их реагентами, в некоторых регионах даже речи не идет. Так вот, вы едете по гололеду. Впереди светофор, который сменил цвет на красный. Вы жмете на тормоз, колеса слегка шлифуют ледяную поверхность, срабатывает ABS, и вы благополучно останавливаетесь перед стоп-линией. Думаете, ничего не произошло? Как бы не так – вы только что применили экстренное торможение, сработала система антиблокировки колес, и вам понизили рейтинг.
Доходит до курьезов. Дело в том, что телематические устройства оснащены датчиками GPS и ГЛОНАСС. Но спутниковая навигация порой не отличается точным определением координат. И некоторые владельцы, проснувшись рано утром, включают приложение на смартфоне и обнаруживают, что их автомобиль сам по себе катался по крайне странному маршруту – по газонам, гаражам, крышам домов… Да, оказывается, датчики сами по себе могут врать из-за сбоев или технических особенностей.
Финансовая сторона вопроса
Предположим, вы очень спокойный, рассудительный и внимательный водитель. Вы хотите приобрести полис «умного» страхования. Что же мешает вам это сделать? Все дело в том, что, почитав условия, вы поймете, что выгоды здесь не так, чтобы очень много.
«При всей заманчивости таких страховых программ, по нашим исследованиям, финансовая выгода для клиента не является очевидной. Разница в стоимости обычного полиса КАСКО и умного телематического полиса не существенна, а у некоторых страховщиков такие полисы стоят заведомо дороже. Также, по нашим оценкам, страховые агенты пассивны в предложении клиентам смарт-полисов КАСКО. Это связано с тем, что программа смарт-полисов относительно новая, модель страховых рисков находится на стадии формирования, происходит накопление статистики для построения адекватной скоринговой модели. В связи с этим страховщики завышают цену полиса, чтобы нивелировать непредвиденные риски», – заявляет Роман Шафеев.
«Почему это не работает»: Телематика и снижение затрат на КАСКО
Привет, GT! Совсем недавно я решил запустить подкаст о тонкостях рынка страховых услуг. В качестве моего собеседника согласился выступить Михаил Михеев, страховой эксперт Insurance Team.
Сегодня мы решили отойти от аудиоформата и написали материал о том, почему на сегодняшний день сложно говорить о рабочем применении систем телематики и снижении затрат на КАСКО.
В сфере добровольного автострахования по-прежнему наблюдается спад. По оценкам ЦБ, компании заключили на 27% договоров по КАСКО меньше, чем в прошлом году: это связано со снижением продаж автомобилей, а также ростом цен на запчасти и техобслуживание. При этом есть несколько вариантов сэкономить на КАСКО. Один из них – распространенное за рубежом «умное» страхование.
Считается, что в автомобиль достаточно установить телематическое устройство (или просто скачать приложение на смартфон), которое будет собирать информацию о стиле вашего вождения. Получив большое количество баллов, водитель, по словам страховых компаний и производителей телематических устройств, может приобрести полис КАСКО со скидкой до 55%. Однако не все так безоблачно – такой, казалось бы, выгодной услугой, пользуются считанные клиенты страховых: разберемся, почему так происходит.
Что же такое телематика
Телематика, как можно догадаться из названия, подразумевает слияние телекоммуникационных технологий и информатики. Знакомые с технологией водители под телематикой понимают небольшое устройство с набором датчиков, которое подключается к автомобилю и собирает информацию по ходу движения.
Оно не только определяет такие параметры, как средняя скорость, пробег и время в пути: устройство также позволяет следить за состоянием авто – например, оно сообщит, когда следует зарядить аккумулятор и остались ли на машине повреждения после удара.
Рынок «умного страхования» в России
Начиная с позапрошлого года, услуги по использованию технологии в стране предлагает несколько крупнейших страховых компаний: «Интач страхование», «Либерти страхование», «Ингосстрах», «АльфаСтрахование», «Росгосстрах» и ряд других. Процесс оказания услуги у большинства компаний не сильно отличается. Страховщик предлагает клиенту бесплатно установить телематическое устройство в его автомобиль. Перед тем, как им пользоваться, необходимо скачать приложение и указать в нем идентификационный номер устройства.
После этого в приложении можно просматривать подробную информацию о стиле своего вождения – например, видеть число опасных разгонов и торможений. Прибор по спутниковой связи передает данные о вождении на сервер компании, где они анализируются. Если водитель не создавал опасности на дорогах, система присваивает водителю высший балл. По окончании периода мониторинга, который обычно длится до полугода, добросовестные водители могут получить скидку на КАСКО.
Телематика среди российских водителей распространена не так сильно, как в Европе или США. По некоторым данным за все время было продано 40-50 тысяч «умных» полисов, то есть около 1% от числа всех полисов КАСКО.
Наиболее активно услугой пользуются молодые водители в возрасте 24-29 лет, которым из-за невысокого стажа сложно найти выгодное предложение по КАСКО, как поясняет представитель «АльфаСтрахования». Что интересно, 82% клиентов этой компании, установивших телематику в свои автомобили, получили высокий балл и, соответственно, максимальную скидку на страховку.
Стоит заметить, что «умное страхование» выгодно только аккуратным водителям. Лихачи же, зная, что им вряд ли удастся сэкономить, от телематики откажутся, и их агрессивный стиль вождения останется незамеченным.
Почему это не работает
К сожалению, один процент – а именно столько автолюбителей пользуются «умным» страхованием – это очень мало. Пока телематические устройства и приложения не пользуются особой популярностью среди владельцев ТС.
За весь период работы в страховой деятельности мне приходилось выслушивать множество громких заявлений со стороны страховых компаний, дающих понять, что без этого оборудования клиенты не будут приниматься на страхование или же тарифы существенно возрастут.
На самом деле все обстоит иначе – при отсутствии спроса возникает вопрос в другом: как долго представители страховщика (их штатные сотрудники и агенты) смогут верить в подобную идею и продвигать ее в массы. Как показала практика – обычно «повальное увлечение» телематикой в страховой компании длится порядка 2-3 недель. А далее очень быстро находятся альтернативные источники сохранения клиентского портфеля.
Перед рынком «умного страхования» стоит еще ряд нерешенных задач. Во-первых, российские страховые компании сильно отличаются от своих американских и европейских аналогов. Поэтому зарубежные разработки так просто перенять не получится: все компоненты новых решений – в частности, программные и аппаратные средства – придется адаптировать к особенностям нашей страны.
Во-вторых, в России для внедрения подобных технологий пока нет законодательной базы. Сейчас ведется разработка государственных стандартов – работа, которая потребует усилий как со стороны властей, так и со стороны страховщиков. Кроме того, имеются существенные различия между страховыми рынками отдельных стран: это создаст дополнительные трудности при разработке глобальных стандартов в этой области.
Не так давно в СМИ обсуждалась идея оснащать транспортные средства системой «ЭРА-ГЛОНАСС» – аналогом европейской eCall – которая позволит службам быстрее реагировать на чрезвычайные ситуации. Но до реализации она так и не дошла.
Мысль была очень хорошая – решение «два в одном»: с одной стороны, посредством установления данной системы можно было бы отслеживать опасные маневры, ДТП и прочие правонарушения; с другой стороны, для безаварийных водителей существовала бы система скидок при заключении договоров страхования.
Но и при таком унифицированном подходе есть существенные минусы, о которых не стоит забывать. В этом случае на рынке фактически возникает монополия на телематику, что не может хорошо отразиться на здоровой экономической системе в стране.
Плюсы и минусы технологии
Подводя итог, попробуем обозначить основные достоинства и недостатки «умного страхования».
Экономность. Несмотря на рост цен, водители (при наиболее благоприятном исходе) могут сократить стоимость полиса более чем в два раза, не говоря уже о дополнительных услугах и акциях. Кроме того, контролируя состояние своих авто, водители смогут вовремя выявить дефект или поломку, обеспечивая своевременный ремонт ТС. Компаниям же подобный механизм снижения цен в теории позволяет привлечь больше клиентов, а данные о стиле вождения помогут спрогнозировать убытки.
Безопасность. Разработанные системы поощрения вынуждают водителей осторожнее вести себя на дорогах, сокращая тем самым число потенциальных ДТП на 30%. Учитывая, что большинство устройств оснащено модулями GPS и GSM, снижается риск угона автомобиля.
Объективность. Доступные водителям данные о происшествиях не позволят страховщикам занижать размеры выплат и устранят лишние споры, что в принципе может снизить и уровень пробок на дорогах. Водители также не смогут обмануть систему, так как попытка отключить устройство автоматически лишает клиента скидки.
Телематика – не для всех. Лимит по пробегу и требования к езде не позволят получить скидку агрессивным водителям и тем, кто часто перемещается на своем автомобиле. Кроме того, как показывает практика, такие продукты достаточно строги даже к аккуратным водителям.
Например, один из пользователей подобной программы отмечает: на 200 километров допускаются лишь одно резкое ускорение и всего два резких торможения. Получается, что даже при безаварийной езде получить скидку по КАСКО с использованием систем «умного страхования» не так-то просто, а ее реальный размер в большинстве случаев оказывается намного ниже максимальной заявленной скидки.
Тотальная слежка. Одна из основных причин отказа от телематики состоит в том, что никто не знает, как страховщики будут использовать данные о стиле вождения своих клиентов.
Сложности внедрения телематики – как на уровне создания соответствующей законодательной базы, так и на уровне использования конкретных устройств и приложений. Хорошая инициатива оснащать все ТС системой «ЭРА-ГЛОНАСС» может превратиться в средство монопольного манипулирования рынком автострахования.
А в случае использования водителями альтернативных телематических систем, не аккредитованных страховыми компаниями, встает вопрос о том, как должна формироваться система скидок – особенно если страховая по тем или иным причинам не может или не хочет работать с конкретным производителем телематики.
Все это приводит к тому, что телематические устройства и «умное страхование» в целом не пользуются особой популярностью у водителей. Конечно, эта инициатива позволяет и быстро реагировать на сложные ситуации на дорогах, и поощрять аккуратное вождение, но в настоящее время она создает больше вопросов, чем ответов, а более жесткие условия предоставления скидок (по сравнению с Европой и США) попросту демотивируют автовладельцев – им оказывается проще оплатить полис КАСКО по полной стоимости и продолжать ездить так, как вздумается.