Что такое страховка в гимнастике определение

Виды страховки и помощи в гимнастике

В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических уп­ражнений страховка и помощь становятся неотъемлемой частью методики обучения и тренировки на всех этапах подготовки гим­настов и эффективной мерой предупреждения травматизма.

Под страховкой понимается комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности гимнастов впроцессе выполнения уп­ражнений. Она осуществляется без предварительного захвата за руки или другие части тела. При исполнении сложного упражне­ния захват целесообразно делать заблаговременно, не облегчая занимающемуся его выполнение.

Различают индивидуальную и групповую страховку. Обе фор­мы страховки применяются на начальных этапах обучения наибо­лее сложным и рискованным элементам и соединениям. Индиви­дуальная страховка осуществляется преподавателем или одним из занимающихся. Групповая страховка осуществляется двумя или более людьми. При этом каждый из страхующих располагается в определенном месте и выполняет необходимые действия. Непре­менным условием групповой страховки являются четкие действия каждого из страхующих. Надеяться на партнера по обеспечению страховки категорически запрещается.

Наличие разнообразных страховочных средств в большинстве случаев позволяет применять индивидуальную страховку. Группо­вая страховка применяется реже.

Для обеспечения страховки используются специальные и тех­нические средства. Кспециальным относятся: ладонные наклад­ки — полоски из натуральной (лосевой) кожи, надетые на паль­цы и закрепленные ремешком на запястье; лямочные петли и пер­чатки — используются для обучения размахиванию с большой амплитудой и большим оборотам; поролоновые валики, проклад­ки, маты и покрытия, предохраняющие от ударов о перекладину и жерди, а также при соскоках с бревна; ручные и подвесные пояса (лонжи); различные возвышения для удобства и надежно­сти страховки; поролоновая яма или система «трамплин — поро­лоновая яма — батут» — помогает осваивать упражнения со слож­ными вращениями в безопорной фазе, снижает чувство страха, уменьшает риск получить травму. В целях безопасности батут уста­навливают на уровне пола. На его металлическую раму и аморти­заторы укладывают маты. К техническим средствам относятся различные тренажеры с поясом для проводки при изучении больших оборотов на перекладине и кольцах, кругов на коне и других уп­ражнений; амортизирующий пояс для страховки при разучива­нии акробатических упражнений и др.

Страховка и помощь тесно взаимосвязаны и на начальных эта­пах обучения новому упражнению часто подменяют друг друга.

Помощь не только исключает возможность срыва со снаряда, падения, но и является одним из методических приемов обучения. Она способствует созданию правильного представления об изуча­емом упражнении, быстрому овладению техникой его исполне­ния и применяется при недостаточном развитии у занимающихся мышечной силы, координации движений, быстроты и других спо­собностей.

Различают следующие виды помощи: проводка — действия тре­нера, сопровождающие гимнаста по всему упражнению или от­дельной его части, фазе; фиксация — задержка гимнаста педаго­гом в определенной точке движения; подталкивание — кратковре­менная помощь при перемещении гимнаста снизу вверх; поддерж­ка — кратковременная помощь при перемещении гимнаста сверху вниз; подкрутка — кратковременная помощь гимнасту при вы­полнении поворотов; комбинированные приемы — использование различных приемов, применяемых одновременно и последователь­но; серийные приемы — используются в соответствии с построени­ем комбинации: подталкивание — поддержка, поддержка — под­талкивание, подкрутка — подталкивание и т.д.

По мере овладения упражнением степень приложения физи­ческих усилий педагогом уменьшается, а затем прекращается вов­се и заменяется страховкой. Помощью и страховкой нельзя зло­употреблять, в противном случае можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, решительных и смелых действий. Надо добиваться от них самостоятельного выполнения упражнений.

При осуществлении страховки необходимо: знать технику ис­полняемого упражнения; уметь быстро и правильно выбирать ме­сто для страховки; применять правильные способы и приемы стра­ховки и помощи; учитывать индивидуальные особенности учени­ков (физическую, техническую и психологическую подготовлен­ность, способности); на месте страховки стоять устойчиво, по возможности ближе к выполняющему упражнение, но в то же в Ремя не мешая ему. Нельзя пользоваться неустойчивыми под­ставками, с которых осуществляется страховка, ставить на стра­ховку лиц, не подготовленных для этого. Выбор приемов страхов­ки зависит от индивидуальных особенностей страхующего и сте­пени технической подготовленности обучаемого.

При самостоятельном выполнении упражнений большую роль в Предотвращении травм приобретает самостраховка — умение занимающегося своевременно принимать правильные решения и самостоятельно выходить из опасных положений. Для предотвра­щения возможной травмы можно прекратить выполнение упраж­нения или изменить его, создать дополнительную опору, пере­хватить руками, сделать соскок и др. Очень важно научить занима­ющихся правильно приземляться во время падения. Навыки само­страховки приобретаются в процессе изучения упражнений и со­вершенствования их исполнения.

Источник

Страховка при занятиях гимнастикой и самоконтроль.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Страховка и помощь при выполнении упражнений на гимнастических снарядах

Страховка и помощь на занятиях гимнастикой позволяют избежать травм в результате срывов и падений. Под страховкой понимают готовность преподавателя или учащегося своевременно поддержать исполнителя упражнений, в случае неудачной попытки не дать ему упасть. В отличие от страховки помощь предусматривает поддержку, подталкивание, «проводку» занимающегося. Ее цели:

1)предотвратить падение или срыв со снаряда;

2)облегчить ученику выполнение упражнений;

3)помочь правильно выбрать способ выполнения того или иного движения.

Самостраховка: умение приземляться с амортизацией ногами, перекаты и группировки во время падения без опоры руками. Падения вперед с последующим кувырком или мягкой амортизацией руками и ногами, назад, набок с выполнением перекатов в группировке.

♦ выполнение всех команд и распоряжений учителя;

♦ при выполнении строевых упражнений соблюдать интервалы иди станцию;

♦ около каждого снаряда должны лежать маты, при поточном выполнении кувырков, переворотов соблюдать дистанцию;

♦ приземляться в опорном прыжке и при соскоках на снарядах только на маты;

♦ проверять исправность и крепления снарядов;

♦ не стоять вблизи места приземления при прыжках, не мешать разбегу товарища;

♦ не скользить по канату при спуске;

♦ в начале занятия проводить разминку, чтобы разогреть мышцы и связ

Основные приемы самоконтроля

Что такое страховка в гимнастике определение. Смотреть фото Что такое страховка в гимнастике определение. Смотреть картинку Что такое страховка в гимнастике определение. Картинка про Что такое страховка в гимнастике определение. Фото Что такое страховка в гимнастике определение

К первым — субъективным — приемам самоконтроля относятся оценка самочувствия, настроения, сна, аппетита, болевых ощущений, тренировки и режима.

Ко вторым — объективным — приемам самоконтроля следует отнести наблюдения за ростом массы тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), частотой дыхания и сердечных сокращений (ЧСС), гибкостью, силой и выносливостью отдельных мышечных групп. Данные самоконтроля школьники записывают в специальные тетради дневники, указывая год, месяц, число и часы наблюдений.

Остановимся более подробно на методах (приемах) самоконтроля.

Самочувствие, как правило, хорошо отражает влияние занятий физической культурой на организм ученика. Различают хорошее, удовлетворительное и плохое самочувствие. При плохом самочувствии чаще всего отмечаются вялость, апатия, ослабление внимания и т. д.

Настроение как показатель внутреннего душевного состояния оценивается в дневнике по тем же категориям, что и самочувствие.

Сон. Возникшее в результате неправильно построенных физкультурных занятий переутомление может вызвать бессонницу или, наоборот, повышенную сонливость. В дневнике отмечается продолжительность и глубина сна, а также его нарушения, например, трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т. д.

Аппетит. По показателю аппетита можно судить об эффективности системы тренировочных занятий. В дневнике аппетит отмечается как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой.

Болевые ощущения. В результате чрезмерной физической нагрузки, переутомления, а также при нарушении режима дня могут наступать болевые ощущения: боль в мышцах, в области сердца, головная боль. Все эти ощущения должны быть зафиксированы учеником в дневнике и доведены до сведения педагога, школьного врача, которые и дают соответствующие рекомендации, вносят коррективы в систему индивидуальных занятий физическими упражнениями. К объективным приемам самоконтроля относятся те из них, которые выражаются в цифровых обозначениях. Масса тела, или, как чаще говорят, вес тела — важный показатель интенсивности тренировочных занятий. Стойкое сохранение веса является важным показателем хорошей тренированности организма.

О функциональном состоянии аппарата внешнего дыхания свидетельствуют показатель ЖЕЛ (жизненная емкость легких). Измерение ЖЕЛ проводится при помощи водяного или суховоздушного спирометра, позволяющего определить количество выдыхаемого воздуха после глубокого вдоха. Чем больше ЖЕЛ,тем глубже дыхание, больше объем вентиляции легких.

Показателем, объективно характеризующим деятельность не только дыхательной, но и сердечно-сосудистой системы, является частота дыхания. После выполнения физических упражнений частота дыхания увеличивается в 2-3 раза и тем быстрее возвращается к норме, чем лучше тренирован школьник.

Наблюдения за ЧСС как одним из важнейших показателей состояния сердечно-сосудистой системы широко используются для самостоятельного контроля занимающихся физической культурой и спортом. Для определения ЧСС 2-3 пальца одной руки следует положить на нижнюю треть предплечья у основания большого пальца другой руки и считать пульсовые удары в течение 1 мин (можно за б или 10 сек, а затем умножить данные соответственно на 10 или 6). Под влиянием занятий физическими упражнениями частота пульса в покое уменьшается. Если после выполнения одной и той же нагрузки время полного восстановления пульса уменьшается, это является одним из показателей правильной тренировки организма.

Для проверки физической подготовленности используют тесты, помогающие определить скорость, гибкость, силу. Для этого используют б-секундный бег, прыжок в длину с места, динамометрию, наклоны туловища стоя на гимнастической скамейке или наклоны вперед в положении сидя ноги врозь (один из американских тестов).

Источник

Страховка и самостраховка при выполнении физических упражнений

Что такое страховка в гимнастике определение. Смотреть фото Что такое страховка в гимнастике определение. Смотреть картинку Что такое страховка в гимнастике определение. Картинка про Что такое страховка в гимнастике определение. Фото Что такое страховка в гимнастике определение Надежда Поликарпчук
Страховка и самостраховка при выполнении физических упражнений

Страховка и самостраховка при выполнении физических упражнений

К основным правилам страховки и страховки-помощи относятся:

— знание техники и понимание особенностей структуры осваиваемого упражнения;

— правильный выбор места расположения страхующего в соответствии с наиболее трудными и опасными элементами выполнения упражнения, где наиболее вероятен срыв или падение;

— не осуществлять страховку, стоя на каком-либо предмете;

— при осуществлении страховки выполнения упражнения на гимнастических снарядах (например, на брусьях) располагать руки таким образом, чтобы исключить вероятность их попадания “на излом”, между телом, выполняющего упражнение и гимнастическим снарядом;

— приёмы страховки-помощи применять по мере необходимости на начальных этапах освоения движений или при внесении элементов его усложнения;

— применение приёмов поддержки и помощи должно способствовать боле быстрому освоению движений и поэтому должно осуществляться ровно настолько, насколько это необходимо каждому конкретному занимающемуся для предотвращения падения или неудачного приземления.

К приёмам самостраховки относится умение вовремя прекратить выполнение упражнения или по ходу видоизменить его так, что это предотвратит срыв или облегчит его последствия, позволит избежать получение травмы.

Особенно важное значение самостраховка имеет на занятиях гимнастикой, где следует по возможности больше внимания уделять совершенствованию техники выполнения разнообразных кувырков, группировок после различных падений в разных условиях и положениях тела. Это может облегчить нежелательные последствия срывов, падений и не только при выполнении гимнастических упражнений, но и многих других.

При выполнении беговых упражнений, как правило, преобладают травмы нижних конечностей. Поэтому особое внимание следует обращать на правильную постановку стопы, учитывать характер покрытия или особенность грунта, рельефа местности в процесс кроссовых занятий и т. п.

При выполнении прыжковых упражнений необходимо помнить о том, что в момент приземления (наиболее травмоопасный момент) следует ноги держать полусогнутыми и напряжёнными с последующей обязательной группировкой.

С целью самостраховки и предупреждения травматизма во время занятий подвижными и спортивными играми следует, прежде всего, во время разминки хорошо подготовить к работе лучезапястные суставы и пальцы кистей рук, а также голеностопные и коленные суставы. Очень полезной для решения задачи предупреждения травматизма является специальная акробатическая подготовка, учитывающая особенности конкретной спортивной игры.

Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений подвижных игр Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста средствами физических упражнений подвижных игр». подготовила старший воспитатель МКДОУ.

Влияние физических упражнений на организм ребенка Физические упражнения, естественные факторы природы – солнце, воздух и вода, их систематическое использование успешно разрешают такие задачи,.

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе с элементами физических упражнений «На помощь Витаминке!» Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, физическая культура. Образовательная область: «Познавательное.

Консультация для родителей «Влияние физических упражнений на свежем воздухе на самочувствие и здоровье дошкольника» Влияние физических упражнений на свежем воздухе на самочувствие и здоровье дошкольника Пребывание на открытом воздухе повышает обменные.

Основные формы и виды физических упражнений Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, созданные и применяемые для развития физических способностей, укрепления.

Развитие физических качеств дошкольников посредством игровых упражнений Развитие основных физических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Посредством движения в дошкольном возрасте.

Система упражнений по формированию игровой деятельности старших дошкольников с нарушениями речи при подготовке их к школе В современное время наука рассматривает игровой метод обучения детей как наиболее эффективное средство развития ребенка старшего дошкольного.

Консультация для родителей «Презентация «Рекомендации логопеда при выполнении домашних заданий» Если проходит этап постановки звука уделяйте больше вниманию постановочным упражнениям и заданиям на развитие фонематического слуха. Правильно.

Выступление на педсовете «Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при выполнении общеразвивающих упражнений» Выступление на педсовете «Об осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода при выполнении общеразвивающих упражнений в режимных.

Источник

Лекция по физической культуре «Страховка и самостраховка на уроках ФК»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Страховка и самостраховка на уроках физической культуры

Безопасность любого урока физической культуры обеспечивается 3-мя составляющими:

наличие страховки смостраховки.

Страховка – комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности занимающихся в процессе учебной деятельности. Различают индивидуальную и групповую страховку:

индивидуальная страховка – осуществляется преподавателем или одним из занимающихся.

Групповая страховка – осуществляется 2-мя или более людьми, при этом каждый страхующий располагается на своем месте и не имеет право надеяться на др. страхующегося.

Помощь заключается в физических усилиях, прилагаемых учителем или занимающим для правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся:

Проводка – это форма помощи от начала упражнения до его окончания.

Поддержка – один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще не достаточно развито.

Фиксация – задержка обучаемого в определенной точки движения.

Подталкивание – это кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по уходу исполнения отдельных, наиболее ответственных фаз движения.

Подкрутка – кратковременная помощь при вращательном движении.

По мере овладения упражнениями помощь уменьшается, а затем прекращается и заменяется страховкой. Злоупотреблять помощью нельзя, потому что можно лишить занимающихся уверенности в своих силах, на определенном этапе необходимо добиться самостоятельного выполнения.

— хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место для оказания страховки и помощи;

— умело использовать разновидности страховки, не мешая занимающему выполнять упражнения;

— знать индивидуальные особенности занимающихся.

Важно помнить, что одной из причин травматизма является недостаточная общая и специальная разминка. На занятиях не следует чрезмерно увлекаться прыжками и соскоками с большой высоты.

Самостраховка, очень важный элемент учебно-воспитательного процесса, когда занимающий правильно оценивает собственные возможности.

— это способность занимающего своевременно принимать решение и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникнуть во время выполнения различных упражнений.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче занимающий овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по физической культуре должен воспитывать у обучающих эти навыки. Самостоятельная страховка значительно повышает ответственность занимающихся и является надежной защитой от травм.

Навыки самостраховки приобретаются в процессе изучения упражнения и совершенствования при их исполнении.

Источник

Страховка и помощь в гимнастике

Безопасность занятий гимнастикой зависит от ряда мер, применяемых преподавателем и самими студентами. Наряду с правильной подготовкой места занятий и снарядов, инвентаря должны соблюдаться санитарно-гигиенические нормы, требования к организации и методике обучения упражнениям, к поведению занимающихся в зале.

Для предупреждения травматизма и достижения лучших результатов в процессе занятий необходимо соблюдать следующие правила:

бережно обращаться с оборудованием и инвентарем, правильно готовить их к занятиям и затем убирать;

аккуратно обращаться с магнезией, после каждого занятия убирать зал;

находиться в зале (на гимнастической площадке) только в гимнастических костюмах и тапочках;

во время занятий точно выполнять указания преподавателя, помогать товарищам;

изучить правила безопасности и приемы страховки, самостраховки, выполнять упражнения, заданные преподавателем;

входить в зал и уходить из него, только получив разрешение преподавателя;

при выполнении упражнений использовать подводящие упражнения, облегчающие освоение упражнений, разучиваемых на данном занятии.

Неуклонное выполнение указанных правил и систематическая воспитательная работа преподавателя способствуют улучшению учебного процесса и предупреждению травм. Важную роль в этом играет также физическая помощь при овладении упражнениями, страховка и самостраховка.

Страховка— это готовность преподавателя или партнёра (учащегося) своевременно поддержать исполнителя упражнения при какой-то его ошибке в технике движения, которая может привести к неудаче, падению.

Проводка(по движению) способствует точному выполнению упражнения исполнителем, не стесняя его движений, но вместе
с тем предохраняя при неудаче в технике выполнения упражнения.

Самостраховка— умение самого учащегося находить нужный выход из создавшейся ситуации (при ошибке в технике выполнения упражнения, возможном срыве со снаряда и т.д.) и избежать падения или травмы.

Страховку и помощь студенты осваивают одновременно с разучиванием гимнастических упражнений.

Контрольные вопросы:

1. Занятия какими видами физических упражнений объединяет гимнастика?

2. Когда впервые начали проводиться соревнования по гимнастическим видам спорта?

3. С какого момента берет начало современная история гимнастики?

4. Назовите основные этапы развития отечественной гимнастики.

5. Кого из выдающихся отечественных гимнастов Вы знаете?

6. Охарактеризуйте спортивные виды гимнастики.

7. Каковы общие принципы спортивной тренировки?

8. Какие гимнастические упражнения используются в вузовской программе по физической культуре?

9. Каким видам гимнастики, по Вашему мнению, следует отдавать предпочтение при занятиях оздоровительной физической культурой?

10. Как часто в неделю следует тренироваться и сколько времени, чтобы тренировка была достаточно эффективной?

11. Как организуются занятия по гимнастике?

12. Что такое гимнастическая терминология?

СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ

4.1. Краткая историческая справка

Спортивным ориентированием начали заниматься уже в середине XIX века в шведской армии, однако первые соревнования
по ориентированию для гражданского населения в Швеции были организованы только в 1901 году. Поэтому родиной спортивного ориентирования считается Норвегия, где летом 1897 года были проведены первые в мире официальные соревнования по ориентированию для гражданского населения. Спортивное ориентирование называли в то время «кроссом с ориентированием».

Стремительное развитие ориентирования в Скандинавии
не могло не повлиять на спортивное движение в других европейских странах, в первую очередь прибалтийских. Так, в Эстонии первые соревнования по ориентированию состоялись в 1920 году (132. ).
В двадцатых годах ориентирование, в рамках рабочего спортивного движения, развивается в Германии. Быстро формировалось ориентирование в Венгрии и Дании, где первые национальные чемпионаты были разыграны соответственно в 1935 и 1937 годах.

После второй мировой войны начинается новый этап в истории спортивного ориентирования.

В 1946 году был создан Совет спортивного ориентирования Северных стран, объединяющий Швецию, Норвегию, Финляндию
и Данию. С 1947 года и по настоящее время регулярно, через год, стали проводиться первенства Северных стран, были унифицированы правила соревнований.

В 50-60-х годах спортивным ориентированием стали активно заниматься в Швейцарии, Англии, Германии, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Румынии, Советском Союзе.

В 1961 году на учредительном конгрессе в Копенгагене была создана Международная федерация по спортивному ориентированию (ИОФ), которая объединила федерации одиннадцати государств. В 1962 году в Норвегии был проведен первый чемпионат Европы по спортивному ориентированию, а с 1966 года регулярно проводятся чемпионаты мира.

Первые отечественные соревнования по ориентированию были проведены летом 1963 года в окрестностях города Ужгорода. Именно с этого года ведется официальный отсчет истории спортивного ориентирования в нашей стране. Лучшими ориентировщиками оказались в то время представители Прибалтийских республик, Ленинграда и Москвы.

Летом 1986 года федерация спортивного ориентирования нашей страны была принята в Международную федерацию, став тридцать третьим членом ИОФ. Вступление в Международную федерацию по спортивному ориентированию и получение возможности участвовать в чемпионатах мира и Европы предъявило более высокие требования к совершенствованию всей системы подготовки отечественных спортсменов-ориентировщиков.

4.2. Общая характеристика соревновательной деятельности
в спортивном ориентировании

Соревновательная деятельность в спортивном ориентировании характеризуется не только большими физическими нагрузками, связанными с бегом по пересеченной местности, но и напряженной мыслительной деятельностью, включающей комплекс операций и процессов, обеспечивающих целенаправленное передвижение по незнакомой местности с использованием спортивной карты и компаса.

Существенное влияние на уровень соревновательной деятельности в ориентировании имеет способность к продуктивной мыслительной деятельности на фоне интенсивного бега.

Физиологический фон соревновательной деятельности в спортивном ориентировании в целом сходен с другими видами спорта, где выносливость является определяющим фактором физической подготовленности. Тренировка ориентировщиков также создана
по образцу видов спорта, развивающих выносливость. Меняющийся и, как правило, неровный грунт, а также особые технические действия, регулирующие скорость бега, являются примером тех факторов, которые придают ориентированию только ему присущие черты. Длительность соревнований по ориентированию составляет в среднем 70 минут у женщин и 90 минут у мужчин. Соревнования по спортивному ориентированию проводятся на протяженных
и сложных по рельефу местности дистанциях с перепадом высот до 800 м и длиной от 6-9 до 13-22 км.

Практически все время на дистанции занимает бег по пересеченной местности с различным рельефом и состоянием грунта.
При этом бег по дорогам и просекам, как правило, составляет небольшую часть трассы. Основную же часть спортсмены пробегают по лесу, через завалы, овраги, по болотам и высокотравью.

Средняя скорость движения ориентировщика по трассе соревнований зависит не только от его подготовленности, но и от характера местности, точности карты, погодных условий, техники бега. Неровность и мягкость грунта, рельеф и проходимость местности являются примерами тех факторов, которые предъявляют многосторонние требования к технике бега ориентировщика.

Спортивная карта, с которой работает ориентировщик, должна быть точной, объективной, с хорошим полиграфическим качеством и служить залогом спортивной справедливости.

Скорость бега ориентировщика заметно меняется в зависимости от характера местности. В Норвегии были проведены измерения скорости на различных участках местности (453). Скорость бега (мин/км) менялась следующим образом:

Влияние перепадов высот на скорость ориентировочного бега довольно заметное. Так, при беге под уклон скорость уменьшается только на крутых склонах. Однако при беге в гору падение скорости примерно пропорционально крутизне подъема. Это необходимо учитывать при выборе варианта движения.

Время, затраченное на прохождение дистанции, можно разделить на три составляющие: время истинного перемещения по трассе («чистый бег»), время технических остановок (отметки на КП)
и время на ориентирование. По наблюдениям ученых, мастера спорта, находящиеся в хорошей спортивной форме, затрачивают на бег 95% времени прохождения дистанции.

Важное место для обеспечения эффективной соревновательной деятельности имеет техническая подготовка, под которой в спортивном ориентировании понимают совокупность навыков обращения
с картой и компасом, приемов выбора путей движения между контрольными пунктами, отработку способов быстрого “взятия” этих пунктов. При помощи техники ориентирования спортсмен управляет своим передвижением и регулирует скорость, что в большинстве видов спорта называют тактикой соревновательной деятельности.

Специалисты выделяют следующие элементы техники ориентирования: чтение карты, слежение за местностью, работа с компасом, контроль расстояния, отметка на контрольных пунктах.

4.3. Содержание и методика физической подготовки
спортсменов-ориентировщиков

В спортивном ориентировании, как и в других видах спорта, различают общую и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка (ОФП) ориентировщика ставит своей целью всестороннее развитие спортсмена. Средствами ее служат самые разнообразные физические упражнения: кроссовый бег, гимнастика, упражнения на гибкость, координацию, с отягощениями и без них, спортивные игры, плавание, лыжные гонки, гребля и др. Задачи специальной физической подготовки (СФП) в спортивном ориентировании заключаются в совершенствовании физических качеств, наиболее характерных для этого вида спорта: специальной
и силовой выносливости, координационных способностей. Средствами СФП являются: бег на тренировочных и соревновательных трассах с ориентированием, легкоатлетические кроссы, беговые
и специально-подготовительные упражнения, направленные на избирательное развитие функциональных систем и групп мышц, участвующих в проявлении выносливости, силы, быстроты, ловкости.

Исследователи в нашей стране, Швеции, Чехословакии проводили оценки соотношения объемов технической и физической подготовки на различных стадиях занятий спортивным ориентированием. Их результаты оказались достаточно сходными и указывают на то, что с повышением спортивного мастерства соотношение между этими двумя видами подготовки систематически изменяются
в пользу физической подготовки (табл. 3).

Тренировочная деятельность ориентировщика характеризуется выполнением большого объема бега, продолжительного в аэробном режиме. В этом отношении здесь много общего с легкоатлетическим кроссовым бегом и бегом на длинные дистанции. Согласно вышесказанному, для достижения высоких результатов в ориентировании необходима разносторонняя физическая подготовка, в которой главным физическим качеством, обусловливающим результат, является выносливость, что требует использования высоких по объему тренировочных нагрузок.

Соотношение времени, рекомендуемого для технической и физической подготовки ориентировщиков различных категорий (в %)

Возрастная категорияСпортивная категорияТехническая подготовкаФизическая подготовка
ДетиНовички
Разрядники
ВзрослыеНовички
Разрядники
Мастера спорта

Контрольные вопросы:

1. Расскажите кратко историю развития спортивного ориентирования.

2. Перечислите виды спортивного ориентирования.

3. Назовите компоненты, необходимые для прохождения дистанции в спортивном ориентировании.

4. Особенности общей физической подготовки в спортивном ориентировании.

5. Особенности специальной физической подготовки в спортивном ориентировании.

6. Какова сущность интеллектуальной деятельности в спортивном ориентировании?

Список литературы

19. Книга тренера по легкой атлетике. / Под ред. Л.С. Хоменкова. – М., 1987.- 452 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *