Что такое страна мертвых история 5 класс у первобытных людей
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСКУССТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОВАНИЙ
Объясните значение слов: пещерная живопись, колдовство, душа, «страна мёртвых», религиозные верования.
1. Как была открыта пещерная живопись?
В 1879 году испанский археолог-любитель Марселино-Санс де Саутуола, вместе со своей 9-летней дочкой, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира в Северной Испании, своды которой были украшены множеством рисунков животных, сделанных древними людьми. Не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Впоследствии произведения первобытного искусства были найдены и во многих других пещерах, в которых жили древние люди.
2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?
Древнейшие художники рисовали зверей, на которых они охотились. Авторам удавалось передать точный облик и характер зверей: олени показывались чуткими и настороженными, лошади — быстрыми и стремительными, мамонты — массивными, тяжелыми с высоким выпуклым затылком. Эти звери играли огромную роль в жизни первобытных людей, которые использовали их мясо в пищу, жилы — в качестве крепежного материала, кости — для изготовления наконечников и других орудий труда, шкуры — для изготовления одежды.
3. Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?
Древние люди верили в охотничью магию, в душу человека и «страну мертвых», куда отправляются души предков.
4. Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мёртвых»?
Подумайте и обсудите
1. О чём хотел рассказать художник, создавший сцену с бизоном и поверженным охотником (см. рис. на с. 22)? Догадайтесь, что предшествовало тому, что изображено.
Вероятно, художник запечатлел историю одной из охот, в которой погиб член общины, но был повержен бизон, при этом охотники сумели избежать встречи с носорогом. Возможно, это часть так называемой первобытной «охотничьей магии», и рисунок символизирует и предсказывает удачную охоту, избежание опасности от более крупных животных, но показывает и неизбежность жертв во время охоты.
2. Почему первобытные художники иногда изображали руку на теле животного, нарисованного в пещере?
Возможно, так первобытные художники стремились показать власть человека над животным, т.е. прирученное животное.
3. С какими целями археологи раскапывают древние могилы? Что и почему в них можно найти? (См. рис. на с. 22.)
Подведём итоги и сделаем выводы
Кого называют первобытными людьми? Где и когда, по предположениям учёных, жили древнейшие люди?
Первобытными людьми называют представителей многочисленных человекоподобных видов, живших до эпохи изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Человек прошел долгий путь эволюции от примитивных обезьян, австралопитеков, человека умелого (Homo habilis), человека прямоходящего (Homo erectus) до человека разумного (Homo sapiens).
Эволюция человека насчитывает 5 млн. лет. Древнейший предок современного человека – человек умелый (Homo habilis) появился в Восточной Африке 2,4 млн. лет назад. Он умел добывать огонь, строить несложные укрытия, собирать растительную пищу, обрабатывать камень и пользоваться примитивными каменными орудиями труда. Множество каменных орудий труда различной формы и размеров были найдены в Олдувайском ущелье (Танзания).
Человек умелый жил только на территории Африки. Первым покинул Африку и проник в Азию, а потом в Европу человек прямоходящий (Homo erectus). Он появился 1,85 млн. лет назад, а исчез 400 тыс. лет назад. Удачливый охотник, он изобрел множество инструментов, обзавелся жилищем и научился пользоваться огнем. Орудия, которыми пользовался человек прямоходящий, были крупнее, чем орудия ранних гоминид (человек и его ближайшие предки). При их изготовлении применялась новая технология – оббивка каменной заготовки с двух сторон. Они представляют следующую ступень культуры – ашельскую, названную по первым находкам в Сент-Ашеле, предместье Амьена во Франции.
Сравните древнейших людей и людей разумных. В чём между ними различие? В чём сходство?
Древний же человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжелая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик. Походка у людей была еще не вполне прямая, прыгающая, длинные руки свисали ниже колен. Люди еще не умели разговаривать. Человек разумный отличался от древнейших людей рядом анатомических особенностей, относительно высоким уровнем развития материальной и нематериальной культуры (включая изготовление и использование орудий труда), способностью к членораздельной речи и развитому абстрактному мышлению.
Однако у древнейших людей и людей разумных были и сходства. Все они жили группами, осуществляли совместную деятельность по добыче пропитания, обустройству жилищ и защите от хищников.
Кого изображали древнейшие на Земле художники? Что вы знаете о религиозных верованиях первобытных людей?
Значение слов : пещерная живопись, колдовство, душа, «страна мёртвых», религиозные верования?
Значение слов : пещерная живопись, колдовство, душа, «страна мёртвых», религиозные верования.
Объясните значение слов : пещерная живопись, колдовство, душа и религиозные верования?
Объясните значение слов : пещерная живопись, колдовство, душа и религиозные верования.
Как была открыта пещерная живопись?
Как была открыта пещерная живопись?
Почему первобытные художники изображали мамонтов бизонов оленей лошадей?
Какую роль играли эти звери в жизни людей?
Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?
Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в стране мёртвых?
Объясните значения слов : пещерная живпись, колдовство, душа, «страна мертвых», регелиозные верования?
Объясните значения слов : пещерная живпись, колдовство, душа, «страна мертвых», регелиозные верования.
Скажите пожалуйста краткое значение слов : : : пещерная живопись, колдовство, душа, «страна мертвых», религиозные верования?
Скажите пожалуйста краткое значение слов : : : пещерная живопись, колдовство, душа, «страна мертвых», религиозные верования.
Религиозные верования объясните значения слов?
Религиозные верования объясните значения слов.
Обьясни значения слов пещерная живопись?
Обьясни значения слов пещерная живопись.
Значение слова Религиозные верования?
Значение слова Религиозные верования.
Пожалуйста подскажите что такое пещерная живопись, колдоство, душа, страна мёртвых, религиозные верования?
Пожалуйста подскажите что такое пещерная живопись, колдоство, душа, страна мёртвых, религиозные верования.
1. КАК БЫЛА ОТКРЫТА ПЕЩЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ 2?
1. КАК БЫЛА ОТКРЫТА ПЕЩЕРНАЯ ЖИВОПИСЬ 2.
КАКИЕ ДРЕВНЕЙШИЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ВЫ ЗНАЕТЕ 4.
КАК ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ ПРЕДСТАВЛЯЛИ СЕБЕ ЖИЗНЬ ПРЕДКОВ В СТРАНЕ МЁРТВЫХ.
Значение слова религиозные верование?
Значение слова религиозные верование.
Cосредоточение всей власти в руках монарха, прекращение деятельности сословно–представительных учреждений ; Наличие разветвленного бюрократического аппарата, благодаря которому монарх управляет страной ; Наличие постоянной армии. Монарх опирается не..
85 субъектов — республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Это 22 республики, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных круга и 3 городафедерального значения.
Всемирная история
§ 3. ИСКУССТВО И РЕЛИГИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
1. Человек становится художником. На стенах и потолках глубоких пещер сохранились изображения животных. Словно живые, бегут нарисованные олени, тяжело ступают неуклюжие мамонты, падают под ударами копий бизоны и носороги. Животные нарисованы с таким поразительным мастерством, что вначале многие не верили, что их создали первобытные художники (см. с. 26).
Одни считали, что людям каменного века было не до живописи, а все эти картины — подделка. Другие доказывали, что это произведения первобытных мастеров, ведь на них изображены давно вымершие животные, например мамонты и шерстистые носороги. К тому же в пещерах найдены куски затвердевшей краски и раковины, в которых её растирали.
Так спорили учёные ещё 100 лет назад. В наше время уже никто не сомневается, что эта пещерная живопись возникла в каменном веке. Рисунки древних художников найдены также на скалах. Правда, они выполнены не красками, а высечены на камне.
Первобытный художник заканчивает рисунок тура на стене пещеры. Современный рисунок
Изображение бизона в пещере Альтамира
Но, возможно, была и живопись. Просто под открытым небом за многие тысячи лет краски выцвели на солнце, их смыли дожди и стёрли ветры. Зато хорошо сохранились маленькие скульптурки животных и даже людей, сделанные из камня, кости или глины. Есть и большие каменные изваяния.
Значит, первобытный человек думал не только о том, как прокормиться и выжить. Но почему и когда он стал художником, скульптором, искусным мастером?
Чем можно доказать, что пещерная живопись была создана в каменном веке?
2. Что такое искусство. Искусство — это художественное творчество человека, рисунки и картины, скульптуры и различные украшения. Оно требует особенного мастерства и вдохновения. Древнейший человек не создавал произведений искусства. Его воображение было неразвитым, а руки слишком неловкими. Но неужели он творил просто ради развлечения?
Некоторые учёные считали, что первобытные художники хотели оставить память об удачной охоте. Но изображения животных нередко высечены поверх старых, в два слоя. К тому же они сделаны в труднодоступных местах, явно не для всеобщего обозрения. А может, предполагали другие учёные, опытные охотники так учили молодёжь? Но и это маловероятно. Как же тогда объяснить появление небольших скульптурок или огромных изваяний?
Всё говорит о том, что для наших далёких предков произведения искусства имели особый смысл.
1. Как вы можете объяснить слово «искусство»? Зачем, по вашему мнению, оно было нужно первобытным людям?
2. В чём проявлялось мастерство древних художников?
Могила первобытного человека. Современный рисунок
Всё в мире связано между собой. Солнце даёт тепло, дождь несёт влагу — потому растут деревья и травы. Молния попадает в дерево — и вспыхивает огонь. Значит, считал человек, миром управляют высшие одушевлённые силы — духи, или боги.
Как вы думаете, почему возникла вера в душу?
4. Идолы и колдуны. Первобытный человек представлял себе богов в виде людей или животных. Из камня или дерева он создавал изображение бога — идола, думая, что бог вселяется в него. Человек верил, что боги могут оказать помощь, нужно только, чтобы они услышали просьбу. Он думал, что сделать так, чтобы боги и духи помогли, умеют только шаманы, колдуны. Для этого они приносят идолам жертвы (убивая животных или даже человека), устраивают пляски, твердят заклинания. С помощью магии (волшебства, колдовства) они вызывают дождь или солнце, делают охоту успешной, изгоняют болезни.
Идол. Древняя скульптура
Перед началом охоты или другого важного дела люди совершали особые действия — обряды, с помощью которых они стремились задобрить богов и духов, добиться их помощи. Рисуя на стене пещеры раненое животное или поражая изображение копьём, древний человек верил, что охота будет успешной. Так появилась религия — вера в сверхъестественные силы, управляющие жизнью людей и природой, и поклонение им.
Рассмотрите рисунок на с. 22. Предположите, что будет происходить после того, как первобытный художник закончит работу.
5. Что такое мифы. Первобытные люди не знали истинных причин природных явлений и объясняли окружающий мир так, как они себе представляли. Например, что молния — это небесное копьё или стрела, что вулкан — это великан, напавший на небо с камнями и пламенем в руках. В глубокой древности возникли мифы — посильные для понимания людей объяснения того, что происходит в окружающем мире. За десятки тысяч лет люди придумали бесчисленное множество мифов.
Миф основан на жизненном опыте человека. В одном древнем мифе, например, говорится, что солнце — это бог, проезжающий по небу в огненной колеснице. Могли такой миф придумать древний охотник? Нет, его создал человек, который уже приручил лошадь и изобрёл колесо. Изучая мифы, учёные узнают многое о жизни и мышлении людей в древности.
Постигая дальше историю человечества, вы узнаете и о том, какие новые сказания или мифы придумали люди.
1. Как вы понимаете слово миф? Знакомы ли вы уже с какими-либо мифами?
2. Как вы считаете, откуда учёные узнают мифы древних племён и народов?
1. Что изображали первобытные художники? Какую роль играли животные в жизни людей?
2. Почему у первобытных людей возникла религия?
3. Что нового вы узнали о первобытных людях, познакомившись с их искусством и религиозными взглядами?
ОТКРЫТИЕ ПЕЩЕРНОЙ ЖИВОПИСИ
Немало пещер обследовали археологи. Им удавалось находить орудия труда, кости, золу и угли древних очагов. Но никто не находил в пещерах рисунков древних художников и даже не думал, что они могут там быть.
Открытие пещерной живописи стало настоящей мировой сенсацией. Это произошло в 1879 году в Испании.
В тот день археолог Саутуола пришёл в пещеру под названием Альтамира. Он бывал в ней раньше и уже находил орудия каменного века. На этот раз учёный взял с собой 12-летнюю дочь Марию.
Пока отец при свете фонаря собирал и рассматривал камни, девочка оглядывалась по сторонам. Дети часто замечают то, чего не видят взрослые.
— Папа, смотри, быки! — вдруг закричала девочка, указывая на свод пещеры. Саутуола поднял фонарь повыше. Он не верил своим глазам. Из мрака выступили бизоны, зубры, кабаны, олени, нарисованные красной, жёлтой и чёрной красками. В 1895 году во Франции были найдены новые пещерные рисунки. И опять их нашли не взрослые, а двое местных мальчишек, интересовавшихся пещерами.
Расскажите об открытии пещерной живописи. Сосчитайте, сколько лет тому назад она была открыта.
Вопросы и задания к главе 1
1. Процесс развития человека занял почти 2 миллиона лет. Что вы считаете главным на этом историческом пути?
2. Начните заполнять в тетради таблицу «Важнейшие открытия первобытных людей».
ГЛАВА XV. ЦАРСТВО МЕРТВЫХ
Наше отношение к тому несомненному для нас факту, что оридет день, когда перестанет биться и наше собственное сердце, зависит от нашей личной жизненной философии и от тех взглядов, которые примиряют нас с фактом неизбежности смерти. Осужденный на казнь в одном из произведений Виктора Гюго утешал себя под сенью гильотины такими словами: «Все люди приговорены к смерти, неизвестен только день казни». Размышления о неизбежной смерти обычны у людей высокой культуры; но это находится в резком противоречии с миром представлений первобытных народов. Хотя первобытные люди постоянно сталкиваются со смертью, неотвратимость которой гораздо более очевидна среди девственной природы, чем в цивилизованном мире, и хотя им приходится поддерживать свое существование главным образом за счет охоты на зверей, все же тот факт, что рано или поздно и они сами также должны будут умереть, не воспринимается первобытными людьми как неумолимый закон природы. Примитивный человек не убежден в неизбежности смерти.
Но что бы ни думали различные народы о смерти, ясно одно: у всех племен на земле имеется вполне определенное представление о том, чего должны ожидать умершие после своей смерти. В большинстве случаев они представляют себе вполне определенное место, где мертвые (продолжают существовать точно таким же образом, как и на земле, и все народы хоронят своих умерших в точном соответствии с этими своими представлениями.
Череп, пробитый гвоздем (Пуиг Кастельяр, Испания)
Приемы, которыми пользуются для того, чтобы заставить трупы оставаться в своих могилах, отличаются чрезвычайным разнообразием. В Австралии дуплистое дерево, служащее в качестве гроба, пронзается иногда еще копьем, чтобы прочно «пришпилить» шею мертвого, в иных случаях все дерево ожигается после погребальной церемонии. Тасманийцы перед погребением связывали трупы по рукам и ногам, чтобы пресечь всякую попытку с их стороны освободиться. В доисторической Испании прибивание мертвых гвоздями к доскам, на которые их клали в могилу, было традиционным погребальным обычаем. Были обнаружены целые кладбища, где скелеты похороненных людей носили все признаки «повторного убийства». Чаще всего это были черепа, пробитые огромными гвоздями. Обычай этот существовал в течение очень длительного времени и позднее сохранился лишь у некоторых групп населения.
Череп, раскрашенный белой, красной и желтой красками (племя копа-бита, земля Артем, Австралия)
Так, первобытные народы во всем мире принимают меры к тому, чтобы лишить возможности немого пленника покинуть его могилу и направить свои магические силы против общества. Многие формы существования, в которых продолжают жить мертвые, делают их появление вновь особенно опасным. В юго-восточной Австралии они пребывают на небе в виде звезд и иногда тайком встречаются с колдунами племени. Даже менее просвещенные члены племени слышат по временам их голоса и видят по утрам следы их ног на земле. Само тело также может продолжать свое существование, хотя бы и в несколько измененном виде. В различных местностях Австралии, Африки и Южной Америки первые белые, проникавшие на племенную территорию, принимались за духов умерших членов племени.
Для того чтобы умерший оставался на месте своего погребения, его друзья и близкие стараются устроить ему его новый дом как можно уютнее. Иногда лицо и тело предохраняют от непосредственного соприкосновения с землей, в других случаях труп кладут в нишу в скале, которая защищает его от ненастья. Как-то австралийское племя виммера похоронило в земле одного красивого юношу. Но когда начались ноябрьские дожди, соплеменники решили, что ему «очень неуютно» в его могиле. Поэтому труп выкопали и похоронили снова в дуплистом дереве, тщательно заделав дупло.
Домик для черепа (Восточная Меланезия)
Кроме того, мертвым оказывают почести, произнося над ними речи и давая обещания. Однако, доказав покойнику таким образом свою преданность, живые спешат скорее уйти подальше от могилы, чтобы умерший не догнал их. Но и у отсталых народов мы уже встречаем обычай просто бросать трупы на произвол судьбы в каком-иибудь отдаленном месте. Этот обычай, хотя и по другим причинам, типичен для народов арктических культур и для скотоводов. Иногда люди не хотят тратить времени даже на то, чтобы подождать момента наступления смерти, и убегают от страшного духа мертвого, прежде чем умирающий успел испустить последнее дыхание.
Когда у живущих в Восточной Боливии индейцев мохос кто-то утонул в результате несчастного случая, они немедленно покинули свои жилища и бежали в леса, чтобы помешать таким образом мертвому взять с собой за компанию кого-нибудь из товарищей. Обитающие там же неозе завертывают умерших в цыновки и сооружают над трупом маленькую хижину из листьев мотаку, после чего как можно скорее покидают место погребения. Там, где мертвых хоронят на помостах или на деревьях, позже часто подбирают кости, чтобы их похоронить, и носят с собой в качестве амулетов части скелета, чтобы заверить мертвого в том, что память о нем хранится, и в то же время использовать к своей выгоде свойственную этим останкам магическую силу.
Череп, облепленный глиной и раскрашенный, с вставленными вместо глаз раковинами (Меланезия)
Австралийцы раскрашивают кости и черепа покойников красной и желтой охрой и хранят их как магические фетиши. Андаманцы, которые хоронили своих мертвых в земле в сидячем на корточках положении или в лежачем положении на деревянных помостах, скрытых в кронах деревьев, собирали затем их кости, и друзья и родственники носили эти кости в виде украшений.
Тасманийцы западной части острова тщательно собирали остававшиеся на месте тлеющего костра кости умершего, завязывали их в куски кожи и носили с собой в качестве амулетов, оберегающих их от болезни или несчастья. Этот обычай существует и по сие время в современной Японии, где собирают кости мертвых, преданных сожжению. Оплакивающие своих детей отцы, например, выбирают их кости из золы, чтобы хранить их в каком-нибудь освященном месте.
Еще одним страшным напоминанием о мертвых является жидкость, капающая с трупов, похороненных па деревьях или помостах. Ей тоже приписываются магические свойства, которые живые стараются использовать к своей выгоде. В Восточном Квинсленде, например, у племени куинмурбурра, которое хоронит тела своих героев на помостах, юноши становились так, чтобы эта жидкость стекала по их телам, вливая в них храбрость мертвого. Туземцы области Беленденкер натирались этой жидкостью, чтобы быть сильными, а нарриньери собирали ее в сосуды и употребляли во время своих магических обрядов. Жители Центральной Азии натирают себе ноги могильной землей, чтобы «не уставать при долгих переходах».
Во многих местах, в том числе и на Ново-Гебридских островах, туземцы считают, что души умирают дважды или трижды, прежде чем они умрут окончательно. Часто духи предков могут, невидимому, продолжать существование лишь в том случае, если их связывает с живыми постоянная память о них и преподносимые им жертвенные дары. Многие земледельческие народы верят в ряд последовательных возрождений, хотя вера эта и не связана с этическими представлениями, которые характеризуют идею возрождения у народов высоких культур. Так, даяки Борнео верят, что душа живет на том свете в семь раз дольше, чем на земле, что затем она вновь возвращается на землю и возрождается там в виде гриба, плода, травы или цветка. Если человек съедает такое растение, то у него родится ребенок, в котором продолжает жить душа умершего.
Набитая человеческая голова (Новая Гвинея)
Во времена крайней нужды и опасности живые обращаются к мертвым, умоляя их о защите и помощи. Такими призывами о помощи являются магические формулы или молитвы, с которыми обращаются к мсртвьш, сопровождая их подарками. Этот постоянный контакт с мертвыми совершенно чужд взглядам и обычаям собирателей и охотников, которые не приносят мертвым никаких жертв.
Деревянная танцевальная маска (Южное Конго)
Желание использовать присущие черепам магические силы в интересах общества выражается не только в ритуальном хранении черепов предков, но и в стремлении захватить как можно больше черепов, хотя бы они и принадлежали чужим. Поэтому случается, что мужчин, женщин и детей других племен убивали с единственной целью заполучить их черепа. К местностям, где распространена была охота за головами, принадлежат прежде всего Новая Гвинея и некоторые места северной части Южной Америки. С аналогичными же представлениями связана и охота за скальпами у североамериканских индейцев; окалыпы пользовались очень большим почетом как магические фетиши. Чем большим могуществом и значением обладает жертва, тем могущественнее магические силы ее головы или черепа.
Тщательно мумифицируют, впрочем, не только черепа, но и мягкие части головы. Особое развитие этот обычай получил при препарировании знаменитых головных трофеев индейцев хиваро.
Привилегией изготовлять такие трофеи пользовались только воины, убившие врага и обагрившие свое копье его кровью. Препарирование человеческой головы производилось следующим образом: тщательно разделив волосы жертвы на пробор, делали надрез от лба до затылка и сдирали с черепа кожу, оставляя только язык и глаза. После этого мускулы сшивали растительными волокнами, а губы плотно скалывали бамбуковыми щепочками. Открытым оставалось только затылочное отверстие. Такие мешки из кожи нагревали затем в воде, и вынимали их прежде, чем закипит вода. После этого они съеживались до трети своей первоначальной величины. Знахари племени, которые придирчиво следили за всем процессом изготовления трофеев, подавали знак, что теперь можно приступать к окончательному препарированию голов. Кожи с голов наполнялись через шейные отверстия горячим песком, затем набитые головы очень медленно, примерно в течение сорока восьми часов, «разглаживались», пока кожа не станет гладкой, твердой и прочной и не приобретет свойства прочной кожи животных.
Барабан для хранения черепов у пангве
С точки зрения сходства с живыми, набитые головы Новой Гвинеи не идут ни в какое сравнение с трофеями хиваро. Охотники за головами племени дорро, которые главным образом занимались изготовлением таких голов, набивали их корой и волокнами кокосового ореха, удаляли с головы волосы и заполняли глазные впадины глиной.
Вера земледельческих народов в магические силы головы привела к развитию резных масок, являющихся изображением духов мертвых. Смысл танцев, во время которых надевают эти маски, заключается не только в стремлении почтить души предков, но и прежде всего в желании использовать в интересах общества силы душ мертвых.
Ньомбо западноафриканского племени бабвенде
Примером тесной связи между почитанием черепов и костей и резньИми масками служит один из обычаев папуасов нор на Новой Гвинее; они тотчас же после похорон кладут на обычное место мертвого маску, воздавая ей вместо него почести до тех пор, пока не станет возможным выкопать из земли его нижнюю челюсть. Близкие хранят эту челюсть как талисман и смотрят на нее как на связующее звено между миром смертных и миром духов предков.
Могила на помосте у индейцев кроу (‘воронов’)
Могилы с ящикообразными домиками у индейцев оджибве. Слева: могила ребенка (озеро Нетт, Миннесота)
Тибетский чортен, где хранится пепел ламы
Прежде чем умерший пангве последует приглашению душ предков отправиться вместе с ними в страну Нсамбе (он узнает об их присутствии во время агонии и приветствует их словами: «Вот они!»), он часто остается еще на некоторое время в тени деревьев, где по ночам можно слышать его шопот. Примерно через год родственники полагают, что он уже приготовился к тому, чтобы отправиться в страну Нсамбе. Перед его хижиной торжественно выставляют напоказ его лучшие одежды, и в честь покойного устраивают танцы и пир.
Управляемая Нсамбе, богом-творцом, страна душ представляет собой счастливое место, где живут так же, как и на земле, но только без человеческих забот. Нсамбе дарит живущим там душам большие плантации, животных и топливо, и всем членам этой блаженной страны предоставляется в распоряжение столько пищи и женщин, сколько они захотят. «Злые люди» получают там прощение, и каждый находящийся там мертвый безмятежно счастлив. Однако души тоже стареют и не могут оставаться на небе до бесконечности. Когда они становятся совсем дряхлыми, Нсамбе, «который не терпит ничего безобразного», выбрасывает их вон из страны мертвых. Они падают вниз на землю пангве, где продолжают существовать, слабые и невидимые. Только некоторые животные, особенно термиты, чувствуют их присутствие и воздвигают свои гнезда над «трупами» этих старых слабых душ. Когда гнездо термитов под конец распадается в пыль, это означает, что и души вновь превратились в свое исходное состояние, то есть в пыль, из которой образовались не только солнце, луна и мир, но и все живые существа.
Мертвый продолжает жить теперь только в своем черепе, который его семья выкапывает, чтобы положить вместе с другими более старыми черепами в барабан для черепов, хранящийся в хижине. Во времена нужды, когда Нсамбе насылает на пангве болезнь или неурожай, черепа вынимают из барабана и носятся с ними в священном танце, прося их замолвить перед ботом племени словечко за живых. Если эта просьба о помощи остается втуне, то черепа впадают в немилость, им угрожают, их ругают и на долгое время упрятывают подальше.
Так как в гнездах термитов содержится частица магического вещества душ мертвых, куски этих гнезд собирают и носят их в качестве амулетов. Верование в то, что термиты являются носителями вещества человеческой души, распространено и в других местах, особенно в Океании.
Обычай устраивать пляски в честь отправления душ в страну мертвых общепринят среди земледельческих народов как в Африке, так и в Океании, и в Америке. В большинстве случаев пляски устраивают примерно через год после смерти.
Для того чтобы доставить мертвым удовольствие, часто вместе с ними закапывают их имущество или симоволические изображения этого имущества, с тем чтобы во время путешествия в страну душ они были снаряжены надлежащим образом. Некоторые племена уничтожают все земное имущество умершего, чтобы показать ему, что оставшиеся в живых не собираются его «грабить», и чтобы одновременно уничтожить всех носителей «смертельной заразы».
Деревянные фигуры предков земледельческих народов часто воспроизводят это типичное положение трупов, как бы сидящих на корточках. В этой же позе было найдено очень много доисторических скелетов. Индейцы хопи моют волосы умерших экстрактом из пальмовой лилии и придают телу покойника желаемую позу сидящего на корточках, связывая его, если это требуется, шнурами из волокон. Затем его украшают молитвенными перьями, кладя по одному перу в каждую руку мертвого и одно на пупок, «место, где пребывает дыхание человека». Выкопав глубокую могилу, труп кладут так, чтобы его лицо было обращено к западу. Как пишет Биглхол, «могилу быстро засыпают» и «над ней устанавливают палку, которая служит проводником для дыхания, когда оно отправляется на запад».
Это же стремление обеспечить душе возможность покидать могилу и вновь возвращаться в нее находит свое выражение в существующем на Новой Гвинее обычае втыкать около головы похороненного бамбуковую палку, которая выступает над могилой. Потому что, хотя его предки и его тотемное животное приходят сразу же после смерти, чтобы отнести его в лучшую страну мертвых, все же у него может возникать по временам желание посетить свое прежнее тело в могиле.
Мертвых в позе сидящих на корточках хоронят не только в земле, но и в больших глиняных урнах, корзинах и тому подобных вместилищах. Так, тупи в Южной Америке помещают трупы в огромные глиняные сосуды, чтобы предохранить их от соприкосновения с землей и одновременно быть в полной уверенности, что «дух мертвого не сможет возвратиться». Часто впоследствии кости обмывают, очищают, раскрашивают и хранят в особых корзинах. Бороро обклеивают кости мертвецов разноцветными перьями и устраивают в их честь большие празднества. При этом, «чтобы умиротворить духов», в роли покойников выступают актеры. Такие погребения в урнах в качестве первых или вторых похорон (после очищения костей) в обычае и у чиригуано и у других племен.
Похороны в урне у дусунов Борнео особенно хорошо описаны Дж. Стаалем, побывавшим в маленькой хижине, которая была сооружена над покойником сразу же после его смерти:
«На хижину и вокруг нее кладутся украшения из латуни и дорогие ткани. Приходят друзья и соседи, чтобы оплакать утрату друга, который был добрым соседом и умел пить так хорошо, что, даже будучи пьяным, оставался приветливым и миролюбивым. На ночь у тела покойника остаются двое мужчин, которые, чтобы не заснуть, бьют в гонги и для храбрости пьют свое «шампанское». На третий день тело кладут в глиняную урну. Глядя на эти урны, просто не представляешь себе, как может там поместиться взрослый человек. Однако такую урну разрезают острыми ножами на высоте ее самого широкого диаметра. Затем в ее нижнюю часть засовывают тело ногами вниз, сгибают его колени и втискивают туловище. Голова покоится на коленях или между ними. После этого надевается верхняя часть урны, скрепляемая с нижней смолой и глиной. Жрица размахивает над урной чадящим куском дерева и поет при этом песню, состоящую из непонятного набора слогов. Это делается с целью помешать душам присутствующих прыгнуть в урну».
Так как ни во время полнолуния, ни накануне новолуния похорон не устраивают, урна часто в течение длительного времени остается стоять в доме, где жил умерший. Обитателей дома нисколько не беспокоит ни «ужаснейшее зловоние», ни слетающиеся мухи, они продолжают быть веселыми, «едят, пьют, болтают и спят» до тех пор, пока, наконец, урна не будет предана земле.
Африканцы джур хоронят в положении на корточках только тех покойников, которые пали «в бою с человеком или животным». Детей же и людей, умерших в постели, хоронят в горизонтальном положении. Могилы окружают оградой и держат их в чистоте и порядке до тех пор, пока термиты не съедят труп. После этого о могиле больше уже не заботятся.
С погребениями в урнах сходны погребения в так называемых «mound» (курганах) американских индейцев в долине верхнего течения Миссисипи и в других местах. Но эти курганы могут насчитывать самое большее двести лет, потому что среди тысяч найденных в них предметов культуры, лежавших в урнах или в могилах с намогильными плитами, были обнаружены вещи, несомненно принадлежавшие к культуре белых завоевателей. Китинг объясняет расположение этих погребений тем, что могилы устраивались в курганах прерий, которые представляли собой самые высокие возвышенности на равнине и, следовательно, лучше всего были защищены от наводнений.
За это время друзья и родственники покойного успевают накопить целые горы цыновок из луба, хлопчатобумажных тканей и тому подобных материй, «чтобы он вступил в потусторонний мир не как жалкий и презренный нищий». В хижину призывают мастера-профессионала по изготовлению ньомбо, и он является с уже готовой головой будущего ньомбо, над которой мастер работал с момента смерти высокого сановника. Голова эта представляет собой произведение искусства, Сделанное из красной хлопчатобумажной материи и набитое травой и другими материалами. «Черты лица ее очень живы, щеки мягко округлены, рот с толстыми губами приоткрыт и в нем виднеются заостренные зубы. Глаза эффектно обведены черными и красными кругами. Подбородок украшает борода. Мастер, изготовляющий ньомбо, обвертывает затем черное ссохшееся тело покойника сотнями метров матери, так что получается гигантский сверток. К свертку приставляются руки, ноги и ступни, поддерживаемые искусно
сооруженным внутренним каркасом. В заключение грудь фигуры расписывается татуировкой покойника. Готовый ньомбо превышает размеры хижины».
В день похорон вся деревня принимает участие в большом пиршестве, после которого группа мужчин, неся на себе ньомбо, начинает исполнять с ним погребальную пляску. Ньомбо кружится в танце, возвышаясь над хижинами. Но внезапно дикие движения прекращаются и участники погребальной церемонии выстраиваются молчаливой процессией, чтобы торжественно, как на параде, отнести раскрашенную в красный цвет* гигантскую фигуру к месту погребения. Когда ньомбо в стоячем положении опускают, наконец, в могилу, все близкие покойника высоко подпрыгивают в воздух. Если кто-либо не захочет или не сможет прыгнуть, он должен будет вскоре последовать за ньомбо. Все присутствующие помогают затем забросать землей огромную могилу, на которую возлагают под конец инструменты и другое имущество покойного, а его хижина сжигается;
Куда же отправляется после этого умерший? Так как он был уважаемым и влиятельным человеком, он отправляется в страну вечного блаженства. Никто не сомневается в том, что щедрость его друзей и родных, которые столь великолепным образом снарядили его в путь, не преминет произвести глубокое впечатление на его новых сограждан в стране душ.
Как нам уже известно по обычаям пангве, страна мертвых в верованиях земледельческих народов отнюдь не является местом ужасов. Души живут там так же, как и на земле, только без всяких забот и страданий. Их общественная жизнь похожа на общественную жизнь племени, которое они покинули. Они сажают или сеют и собирают урожай, сражаются и борются, но делают все это в идеальных условиях. Земледельческие народы точно знают, что ожидает их на том свете. В соответствии с их мировоззрением у них нет никаких мучительных сомнений.
Иногда форма погребения у первобытных народов определяется обстоятельствами, при которых умирает человек. Так, например, миссисауга хоронят умершего охотника на очень высоком помосте, в то время как павших на войне сжигают. Пепел их относят затем к месту погребения поблизости от деревни. Обычай чейенов хоронить мертвых на платформах в корзинах-волокушах является отражением кочевой жизни этих индейцев прерий.
Такую же цель преследовали и так называемые «трупопожи-рающие» гробы Аососа. Как пишет о них Плиний, «тела покойников пожирались в них в течение четырех дней». До сих пор еще такие гробы высятся на пьедесталах Ассоса. Современная наука доказала, что они обмазывались содержащей алюминий известью и закрывались не настолько плотно, чтобы помешать проникновению к ним мясных мух, о которых Линней писал: «Потомство трех мясных мух съедает дохлую лошадь скорее, чем лев».
Согласно взгляду многих пастушеских племен и родственных им трупп народов, труп человека представляет собой не имеющую никакого значения мертвую оболочку. Следствием этого явился обычай оставлять тело покойника там, где он умер; этот обычай особенно широко распространен в Восточной Африке. В Полинезии трупы иногда относят в пещеры, где они и остаются без всякого попечения, предоставленные своей собственной судьбе.
Любопытно, что именно народы, обычно очень мало заботящиеся о телах своих мертвых, консервируют «на вечные времена» трупы знатных людей и аристократов, затрачивая на это очень много труда. Но этот обычай мумифицировать или бальзамировать трупы отнюдь не связан с желанием почтить бессмертную душу усопшего. Он коренится скорее в стремлении подчеркнуть славу и признание, какими покойник пользовался при жизни, превратив его самого, так сказать, в памятник.
Обычай убивать людей в честь умерших является по преимуществу обычаем народов высоких культур. Он развился из представления о том свете как о точной копии жизни на земле. Так, у древних китайцев небо и преисподняя были населены целой чиновничьей иерархией, выполнявшей те же функции, что и земные их прообразы. И действительно, ни один народ не может представить себе такой потусторонний мир, где общие жизненные условия и блата не соответствовали бы в основном земным образам. Когда папа во время торжественной церемонии канонизирует нового святого, он публично обращается «ко всем членам небесного судилища».
Представление о загробной жизни получило развитие главным образом из анимистического мировоззрения земледельческих народов, с которым в дальнейшем смешались этические представления различных высококультурных религий. Классовый и кастовый строй пастушеских народов находит свое отражение в стремлении как можно великолепнее снарядить отбывающую душу для путешествия на тот свет.
Из древнего обычая опутывать тело веревками, завязав их узлами, получил развитие обычай искусного обвивания мумифицированного трупа очень длинными бинтами, концы которых ловко связывались и часто даже прикрывались страшными изображениями, чтобы путем запугивания отбить у трупа всякую охоту вернуться назад.
Точно подогнанный к формам человеческого тела гроб преследовал прежде всего цель служить защитной броней; кроме того, он был снабжен сложными замками, которые невозможно было открыть изнутри. В качестве еще одной меры предосторожности на самих саркофагах делались надписи, в которых прелести потустороннего мира расписывались столь радужными красками, что покойник, быть может, уже и приготовившийся к бегству, после прочтения их должен был наверняка отказаться от своих планов.
Инки Перу мумифицировали своих владык и надевали на них парадные одежды. После этого их завязывали в позе сидящего на корточках в четырехугольный сверток. Иногда в таких свертках было по нескольку трупов, которым приставляли искусственную голову, чтобы создать впечатление, что это одна только мумия. Считалось, что такие законсервированные тела обладают магическими свойствами, и их брали с собой в походы в качестве талисманов. В храме солнца в Куско были обнаружены сидящими на золотых стульях вокруг изображения солнца мумии бывших владык с золотыми масками и драгоценными украшениями на руках и в волосах. Ацтеки также мумифицировали своих наиболее чтимых покойников, к которым относились павшие в бою воины и умершие от родов женщины. Одни только эти избранные были бессмертны; души их начинали жить новой жизнью на солнце.
Чибча хоронили своих умерших владык в скрытых мотилах, где они лежали окруженные телами убитых в их честь жен и слуг, а рядом с ними лежали мешки, полные бобов какао, и стояли кувшины, наполненные чичей (маисовой водкой). «Скрытой» могиле у древних египтян соответствовали ложные ходы и лабиринты внутри пирамид, которые должны были не только предохранять мумии от грабителей могил, но и затруднять мертвым возвращение назад.
В старом Тибете типичные патриархальные приемы полного уничтожения трупов сочетались с мумификацией трупов знати (главным образом, лам). В то время как труп умершего из низшего класса отдавался на растерзание зверям, пепел или мумию ламы хранили в монументах, часто имевших форму храма. Когда на брошенное тело набрасывались звери, то в случае, если это были птицы, которые его клевали или уносили с собой куски его мяса, считалось, что душа покойного отправляется на небо. Если же труп сжирали свиньи или собаки, то душе предстояло вновь возродиться на земле. Хорошего человека звери поедали быстро, а дурной, которого на том свете ждало наказание, долго оставался несъеденным. Трубы и барабаны лам, изготовленные из человеческих костей, представляют собой пережиток древних анимистических представлений примитивных племен, заимствованных высокой культурой. К таким же пережиткам принадлежит и обычай произносить надгробные речи, так как считалось, что умершие прекрасно могут слышать то, что им говорят, хотя и не в состоянии ответить.
Столь же древен и обычай носить в случае смерти определенные знаки траура. Уже первобытные народы раскрашивают себе лица черной, белой или другими красками, чтобы умерший поверил, что и они являются духами, а не живыми существами, которые могли бы вызвать у покойников чувство зависти к себе. Лишения, которым подвергают себя оставшиеся в живых, имеют целью утешить горе и ревность покойника и заставить его отказаться от желания вновь вернуться к живым.