Что такое страны векца

Что такое страны векца

Обзор дискуссий НПО стран ВЕКЦА по вопросам Стратегии

Подготовлено участниками семинара НПО региона, 1-2 февраля 2003 года

1. ОБСУЖДЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СТРАТЕГИИ

Большинство НПО признает, что страны ВЕКЦА имеют ряд общих проблем и особенностей в сфере охраны окружающей среды и считают важным разработку документа, направленного на решение экологических проблем ВЕКЦА. НПО осознают важность объединения усилий стран ВЕКЦА, а также других стран и партнеров процесса «Окружающая среда для Европы».

При этом ряд НПО Украины и Молдовы имеют иную точку зрения. Они не считают целесообразным участие этих стран в Стратегии, полагая, что у них нет общих проблем со странами региона ВЕКЦА, из которых бы вытекала необходимость Стратегии, а также отмечая, что Стратегия толкает эти страны в советское прошлое, а не способствует их сближению с Европейским Союзом. Некоторые НПО отрицают целесообразность разработки Стратегии, так как считают, что необходим не новый документ, а анализ причин невыполнения старых документов и недостаточной эффективности существующей экологической политики.

Некоторые НПО считали нецелесообразным разработку Экологической стратегии, считая гораздо более важным подготовку документа, посвященного устойчивому развитию региона. Другие организации, признавая важность деятельность по устойчивому развитию, ставили под сомнение возможность подготовки такого документа в рамках процесса «Окружающая среда для Европы», так как в нем принимают участие только экологические министры.

В результате дискуссии среди НПО, в целом поддерживающих необходимость Стратегии ВЕКЦА, признана заслуживающей внимание идея о том, что осуществление Стратегии – партнерская задача всех стран-участниц и других сторон процесса «Окружающая среда для Европы», и что Стратегия могла бы стать инструментом реализации идеи «регионального договора».

НПО, в целом поддерживающие идею «Экологического Партнерства Восток-Запад: Экологической стратегии для Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии на первую декаду 21 столетия», отмечают, что существующий текст проекта Стратегии неудовлетворителен и должен быть существенно доработан при активном участии НПО. Подавляющее большинство НПО согласны с тем, что при существенной доработке, документ может быть принят на Киевской конференции министров в мае 2003 года.

При этом важно не только формально одобрить Стратегию в Киевской декларации Министров, но и разработать и осуществить конкретные партнерские инициативы по осуществлению стратегии (как основанные на сотрудничества Восток-Запад и Восток-Восток, так и на усилиях различных секторов – государственного, общественного, бизнеса и других).

2. ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

НПО неудовлетворены тем, что проект Стратегии четко не излагает ее цели. НПО считают крайне важным четко обозначить:

По мнению НПО, цель Стратегии – определить приоритетные проблемы охраны окружающей среды стран ВЕКЦА и пути их решения. Основным методом Стратегии является организация сотрудничества стран ВЕКЦА, имеющих разный экономический и экологический потенциал, для стабилизации экологической ситуации в регионе и предотвращения экологически опасных последствий.

В) Цели стран ВЕКЦА.

Страны ВЕКЦА должны четко обозначить, какие цели они преследуют в рамках Стратегии (в частности, сохранение экосистем стран ВЕКЦА, предотвращение дальнейшей деградации экосистем стран ВЕКЦА, обеспечение укрепления экологической составляющей устойчивого развития региона и такие тактические цели, как реструктуризация систем управления природными ресурсами, пересмотр принципов экономической политики, повышение роли различных социальных групп в принятии решений и др.).

Цели конкретных направлений Стратегии должны содержать количественные показателями и временные рамки, насколько это возможно. НПО предлагают установить этапы выполнения тех или иных мер в самой Стратегии, взяв за временные рамки 2006, 2009 и 2012 годы.

С) Общие принципы Стратегии.

Любые программы и механизмы в рамках Стратегии должны соответствовать таким принципам, как: открытость в принятии решений, обеспечение широкого активного доступа к информации о Стратегии и ее механизмах, просчет рисков при принятии любых решений в рамках Стратегии.

Структуру Стратегии следует переделать. Все НПО согласны с тем, что необходимо существенно сократить введение/историю процесса или, возможно, дать ее в приложении. Существуют различные предложения по структуре Стратегии, в частности:

Предлагается разбить стратегию на 4 больших блока. Определить одно-два приоритетных действия для каждого блока. Предлагаются следующие блоки:

I. Цели и приоритеты Стратегии.
II. Механизм выполнения, индикаторы и отчетность.
III. Целевые блоки (тематические)

3.1. Экологическое законодательство, политика и институты.
3.2. Загрязнение окружающей среды и здоровье.
3.2.1 Качество воздуха
3.2.3. Качество радиационной среды.
3.4. Секторальная политика.
Вступительная часть
3.4.1.Энергетика
3.4.2. Сельское хозяйство
3.4.3. Лесное хозяйство
3.5. Институциональное развитие и участие общественности.
3.5.1. Доступ к информации.
3.5.2. Участие общественности.
3.5.3. Участие частного сектора.
3.5.4. Образование, наука и укрепление потенциала.
3.6. Финансовые и экономические механизмы.
3.7. Трансграничное сотрудничество.

IV. Организационные механизмы осуществления стратегии.

4. ФОРМАТ СТРАТЕГИИ

Стратегия не будет работать, если не добавить механизмы осуществления, план действий, количественные индикаторы (то есть конкретные показатели, которых необходимо достичь) и временные рамки. Показатели успеха должны адекватно отражать интересы всех стран. Также НПО подчеркивали необходимость «адресности» положений Стратегии с тем, чтобы все организации знали, что они будут делать для ее выполнения.

При этом некоторые НПО отмечали, что главное – дух Стратегии. Она может не быть длинным и подробным документом, но должна четко выражать политическую волю к решению проблем региона путем партнерства в рамках процесса «Окружающая среда для Европы».

5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РАМКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ

Крайне важно четко определить, кто и как будет координировать осуществление Стратегии. НПО едины в том, что следует использовать существующие институты, а не создавать новые. В принципе, НПО согласны с тем, чтобы СРГ по реализации ПДООС играла ключевую роль в координации процесса осуществления Стратегии. Орган по координации необходимо расположить на территории ВЕКЦА на базе одного из представительств (ОЭСР или другой международной организации), укрепив его статус и финансирование. НПО считают крайне важным создание Общественного наблюдательного совета по реализации Стратегии.

6. ДОПОЛНЕНИЯ К ТОМУ, ЧТО НЕ ОТРАЖЕНО ИЛИ ОТРАЖЕНО НЕДОСТАТОЧНО

НПО полагают, что следующие вопросы/разделы не проработаны в Стратегии:

Раздел по интеграции экологических принципов в секторальную политику прописан недостаточно. Прежде всего, необходимо поставить проблему в целом, а также более подробно рассмотреть дополнительные сферы – в частности, военную деятельность, лесное хозяйство, торговую политику.

Необходимо прописать не только опасные отходы, но и другие отходы и иные воздействия.

Необходимо дать тезаурус / словарь терминов, используемых в Стратегии.

Необходимо четко отразить понимание «партнерства» в Стратегии («Восток-Запад», межсекторальное)

7. НЕГАТИВНОЕ В СТРАТЕГИИ

По вопросам, связанным с повышением тарифов на воду, – Стратегия плохо учитывает необходимость предотвращения социальных конфликтов.

Многие НПО не согласны с положениями о кардинальном изменении стандартов.

Многие НПО не согласны с положениями о лучших имеющихся технологиях.

Стратегия игнорирует вопросы АЭС и ОЯТ.

НПО предлагают включить в раздел по сельскому хозяйству или биоразнообразию отдельный пункт по проблеме ГМО, а не упоминать об этом вскользь и в качестве положительного опыта.

Источник

Что такое страны векца

Сеть водохозяйственных организаций стран Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии (СВО ВЕКЦА) создана для обмена мнениями, опытом, информацией по самым разным аспектам водохозяйственной деятельности.

Что такое страны векца. Смотреть фото Что такое страны векца. Смотреть картинку Что такое страны векца. Картинка про Что такое страны векца. Фото Что такое страны векцаРешение об открытии данной сети было принято на семинаре заинтересованных сторон 11 декабря 2008 г. в Москве.

Сеть развивается при активном участии Научно-информационного центра МКВК, АО “Водстрой” и поддержке Правительства Российской Федерации и Европейской экономической комиссии ООН в тесной увязке с работой Международной сети бассейновых организаций.

Участие в данной сети является полностью добровольным, основано на профессиональном единстве и взаимопонимании и не предполагает никаких финансовых взносов.

Данный веб-сайт является своеобразным «центром знаний» сети, аккумулирующим и дающим представление о имеющихся у членов сети научных наработках и интеллектуальных продуктах.

Водное хозяйство и мелиорация земель в зоне ВЕКЦА переживает период неустойчивого развития, протекающего в самых разных направлениях и преподносящих различные сложности, а иногда и неожиданные, порою печальные результаты. Это характерно не только для стран бывшего Советского Союза, но и для восточно-европейских стран, считавшихся некогда оплотом развития рыночной экономики (Польша, Венгрия, Румыния) с достаточно высоким экономическим потенциалом и уровнем национального дохода на душу населения. Они также оказались неподготовленными к нынешнему периоду, как и все страны СНГ, включая таких лидеров в прошлом как Россия, Украина и др.

При этом можно выделить общие для всех тенденции:

Источник

Что такое страны векца

Пятая ежегодная встреча Сети ННГ
по правоприменению и соблюдению природоохранного законодательства

16-18 октября 2003 г., Киев, Украина

ПРОЕКТ 1: УКРЕПЛЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

ЗАДАНИЕ 1.1:
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМЫ ПРИРОДООХРАННЫХ РАЗРЕШЕНИЙ

Содействие регулирующим природоохранным органам стран ВЕКЦА в совершенствовании и интеграции процедур выдачи и требований природоохранных разрешений.

Ряд стран ВЕКЦА выразил готовность постепенно переходить к единой, интегрированной системе разрешений, которая заменила бы существующую громоздкую, неэффективную систему выдачи многочисленных разрешений по различным видам воздействия на окружающую среду. В качестве образца страны ВЕКЦА определили Директиву Европейского Союза по Комплексному предотвращению и сокращению загрязнения (IPPC), позволяющую контролировать крупные источники загрязнения в ряде промышленных секторов через процедурную и техническую интеграцию выдачи природоохранных разрешений.

Определенная работа по реформе системы разрешений в регионе ВЕКЦА была проделана СРГ ПДООС в 2001-2003 гг. В ее рамках было проведено несколько региональных семинаров, в частности, посвященных вопросам выдачи разрешений; переведена и распространена справочная публикация ОЭСР «Природоохранные требования к выдаче разрешений в промышленности»; подготовлен «Обзор систем природоохранных разрешений в ВЕКЦА»; а также осуществлялась поддержка демонстрационных проектов по выдаче разрешений в Армении, Грузии и Кыргызстане.

Россия, Украина и Молдова стали первыми странами ВЕКЦА, начавшими активно изучать возможности сближения с Директивой IPPC в рамках проектов, поддерживаемых различными донорами (EuropAID, Швецией и Финляндией в России, Генеральным Директоратом ЕС по окружающей среде в Молдове, Всемирным Банком в Украине).

Работа в области природоохранных разрешений будет включать два направления деятельности: (1) содействие в совершенствовании процедур выдачи разрешений; и (2) содействие в реформе систем выдачи разрешений в странах ВЕКЦА на основе оценки роли различных подходов в области природоохранных разрешений в промышленности – подхода на базе технических методов и подхода на базе качества окружающей среды.

1. Содействие в совершенствовании процедур выдачи разрешений (июль 2003 г. – июнь 2005 г.). Полностью интегрированная система разрешений – это долгосрочная цель для стран ВЕКЦА, а переход к ней займет много лет. На краткосрочную перспективу должна быть поставлена цель усовершенствовать процедуры выдачи разрешений путем консолидации существующих разрешений по компонентам окружающей среды в одно природоохранное разрешение (сохраняя при этом компонентный подход при установлении условий разрешения). Одновременно, необходимо увеличивать прозрачность и улучшать координацию деятельности органов, выдающих разрешения, на различных этапах процесса выдачи разрешений. Задачи будут следующими:

Разработка в тесном сотрудничестве с экспертами стран ВЕКЦА удобного для пользователя Руководства по выдаче разрешений для правительственных органов и промышленных предприятий, которое будет включать:

модельную административную процедуру (адаптированную к условиям ВЕКЦА) выдачи консолидированного природоохранного разрешения;

форму заявки на выдачу разрешения, которая может быть заполнена и обработана на компьютере;

форму модельного разрешения, в которой будут определены предельно-допустимые выбросы/сбросы (ПДВ/ПДС), самоконтроль, ведение учета, отчетность, действия в аварийной ситуации, условия продления разрешения, а также, если нужно, меры и графики соблюдения требований.

Проведение одного регионального экспертного совещания (апрель-май 2004 г.) и одного совещания региональной сети по реализации экологической политики (сентябрь-октябрь 2004 г.) по вопросам совершенствования процесса выдачи природоохранных разрешений.

Осуществление, в сотрудничестве с донорами, демонстрационных проектов по применению новых процедур выдачи разрешений в странах ВЕКЦА.

Проведение обучения (в зависимости от имеющегося финансирования, май-июнь 2005 гг.) использованию Руководства по выдаче разрешений.

Подготовка аналитического отчета и руководства по экологическим требованиям к выдаче разрешений крупным предприятиям в соответствии с принципами Директивы IPPC – сочетание подходов ВАТ и ЦКОС. Отчет даст характеристику наилучшим международным методам и будет включать один или несколько примеров отдельных стран ВЕКЦА по установлению перечня отраслей и минимального размера предприятий (по производственной мощности или объему выпускаемой продукции), охватываемых интегрированной системой выдачи разрешений.

Подготовка аналитического отчета и руководства по методологии выдачи разрешений малым и средним предприятиям, способствующих использованию упрощенного подхода с учетом как природоохранных, так и технических соображений.

Проведение двух региональных экспертных совещаний для оценки различных подходов в регулировании крупных, средних и малых предприятий и содействия диалогу между регулирующими органами и регулируемыми предприятиями: март-апрель 2005 г. и сентябрь-октябрь 2005 г. (в связи с ежегодной встречей Сети).

Инициирование донорских демонстрационных проектов по реформе системы природоохранных разрешений в странах ВЕКЦА и участие в них.

Содействие в совершенствовании процедур выдачи разрешений:

Руководство по выдаче разрешений (модель административной процедуры, форма заявки на разрешение и модельное разрешение): первый вариант в апреле 2004 г., окончательный проект – в декабре 2004 г., окончательный вариант – март 2005 г.

Материалы встречи региональной сети по реализации экологической политики, представляющие различные подходы в регулировании работы крупных, средних и малых предприятий и развитие диалога между регулирующими органами и объектами регулирования: декабрь 2004 г.

Отчеты по демонстрационным проектам в странах (2005-2006 гг.).

Подходы к выдаче разрешений предприятиям:

Отчет по выдаче разрешений крупным предприятиям: проект – декабрь 2004 г., окончательный вариант – июнь 2005 г.

Отчет по выдаче разрешений малым и средним предприятиям: проект – август 2005 г., окончательный вариант – декабрь 2005 г.

Отчеты по демонстрационным проектам в странах (2005-2006 гг.).

Регулирующие природоохранные органы национального и субнационального уровней в странах ВЕКЦА приобретут руководящие пособия по реформированию системы природоохранных разрешений, которые позволят им повысить эффективность их программ экологического управления.

Предприятия выиграют от более выполнимых, реалистичных и прозрачных процедур выдачи разрешений и их условий, что позволит сократить затраты на соблюдение требований, будет стимулировать технологические инновации и содействовать производственному планированию.

Другие заинтересованные стороны, в том числе общественность, также выиграют от большей прозрачности системы разрешений и возросших возможностей для общественного участия.

Содействие странам ВЕКЦА в установлении реалистичных, достижимых экологических стандартов (стандартов качества воздуха и воды и стандартов управления отходами) в соответствии с требованиями ЕС.

Реформа системы разрешений в регионе ВЕКЦА должна быть тесно увязана с пересмотром стандартов качества окружающей среды (для воздуха и воды) и установлением технологических стандартов управления отходами. В результате прошлого сотрудничества между Европейской Комиссией, СРГ ПДООС и странами ВЕКЦА была заложена основа реформы, которая включает анализ рамочных Директив ЕС в области охраны воздуха, воды и управления отходами (а также их «дочерних» директив) и представляет концепции и ориентиры для этих реформ. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, заключенные между отдельными странами ВЕКЦА и Европейским Союзом, являются важной основой сближения экологических стандартов ВЕКЦА и ЕС. Пересмотр экологических стандартов потребует не только изменения численных параметров, но и осуществления широкомасштабной реформы, охватывающей принципы и правовую основу установления стандартов. В зависимости от наличия донорской помощи в целях содействия проведению реформы будут осуществляться демонстрационные проекты в отдельных странах.

Работа будет проводиться в тесном сотрудничестве с Европейской Комиссией (Генеральный Директорат ЕС по окружающей среде и EuropAid, двусторонние доноры (в том числе датский проект поддержки реформы стандартов в России) и международными организациями, работающими в данной области, и будет заключаться в следующем:

Эта деятельность зависит от наличия донорского финансирования таких демонстрационных проектов.

Оказание содействия странам ВЕКЦА в реформировании существующих и внедрении новых экономических инструментов охраны окружающей среды.

СРГ ПДООС и другие организации провели несколько обзоров систем экономических инструментов охраны окружающей среды в регионе ВЕКЦА. Основной вывод этих обзоров заключается в том, что страны ВЕКЦА должны осуществить ряд согласованных действий, чтобы ликвидировать наиболее очевидные недостатки существующей системы платежей за загрязнение и повысить ее стимулирующее воздействие, в том числе:

Кроме того, было рекомендовано ввести налоги на неэкологичную продукцию, как более эффективный способ сбора средств. Осуществление этих реформ требует твердой приверженности со стороны национальных правительств, существенных административных ресурсов, а также опыта в экономической и правовой сферах. Поскольку доходы, поступающие от экономических инструментов, идут на природоохранные цели, это направление деятельности тесно связано с работой в области расходов на охрану окружающей среды в рамках Программы по природоохранному финансированию.

Работа будет концентрироваться на текущих и новых проектах технического содействия странам ВЕКЦА по идентификации ключевых элементов реформы и на распространении полученного опыта. Деятельность будет заключаться в следующем:

ЗАДАНИЕ 2.1.
ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИ ЭФФЕКТИВНЫХ И ФИНАНСОВО ЖИЗНЕСПОСОБНЫХ ПРОГРАММ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ

Эмпирические данные и анализ, проведенный в ВЕКЦА и других регионах, показал, что неадекватная система обеспечения соблюдения требований и правоприменения может привести к существенным потерям. Прежде всего, эти потери сопряжены с необходимостью вложения значительных средств на ликвидацию негативных последствий загрязнения для здоровья людей и качества окружающей среды. Пренебрежение вопросами природоохранной деятельности может повлечь за собой дополнительные затраты предприятий. Наконец, недостаточно продуманные стратегии обеспечения соблюдения требований могут привести к росту государственных расходов, не принося при этом ожидаемых результатов.

В регионе ВЕКЦА оценка экономических и финансовых аспектов стратегии и организационной структуры обеспечения соблюдения требований является редкостью. Несмотря на то, что в странах ОЭСР существует информация о структуре стимулов по ведению предпринимательства, ответственного с экологической точки зрения, прямое сравнение между странами ОЭСР и ВЕКЦА невозможно в силу существенных различий между экономическими стимулами деятельности компаний и общей деловой среды.

На совещании Сети обеспечения соблюдения экологических требования и правоприменения, которое проходило в Алматы в 2002 г., руководители экологических инспекций и эксперты из региона ВЕКЦА подчеркнули необходимость получения помощи в разработке подхода, который позволит анализировать экономические аспекты использования разных методов правоприменения в переходный период и поможет определить оптимальную стратегию обеспечения соответствия природоохранным требованиям. В этой работе необходимо учитывать роль рыночных факторов, взаимодействие различных организаций, участие граждан, а также внутренние проблемы компаний. Оценка должна способствовать оптимизации государственных расходов по правоприменению, а также обеспечению эффекта сдерживания нарушений и соблюдения требований.

Руководители органов правоприменения попросили оказать им помощь в разработке финансовых стратегий и режимов управления для правоприменительных учреждений в соответствии с национальными нормами и принципами эффективности и результативности. Разработка таких стратегий позволит покрывать инвестиционные, эксплуатационные затраты и затраты по техобслуживанию, позволит обеспечить соответствующую зарплату и социальную защиту, и при этом избежать злоупотреблений положением и предотвратить коррупцию в правоприменительных учреждениях.

Содействие обеспечению соблюдения природоохранных требований через помощь правительствам в разработке и применении инструментов информационного характера, позволяющих оценивать работу предприятий и обеспечивать лучший доступ общественности к информации, а также укрепление сотрудничества между государственными правоприменительными органами, НПО и общественностью.

Традиционный командно-контрольный метод охраны окружающей среды принес достаточно ограниченные результаты в регионе ВЕКЦА. Поэтому правительства стран ВЕКЦА выразили заинтересованность в использовании новых подходов, которые позволят обеспечить добровольное соблюдение требований, в дополнение к выявлению нарушений и принятию ответных мер. Один из таких подходов предполагает раскрытие информации о природоохранной деятельности компаний и оценку их работы. Некоторые примеры в странах с переходной экономикой и в развивающихся странах, в том числе введение реестров выбросов и переноса загрязняющих веществ (РВПЗ), а также раскрытия информации и рейтинга экологической деятельности предприятий показывают, что использование этих схем дает положительный эффект, а затраты на их разработку и реализацию не являются чрезмерно высокими. Информация о воздействии предприятий на окружающую среду может быть фактором, влияющим на принятие инвестиционных решений, и может заставить общественность оказывать более сильное давление на предприятия в плане мер по уменьшению загрязнения.

Деятельность СРГ ПДООС в данной сфере поможет природоохранным органам создать системы регулирования, использующие потенциал для повышения уровня соблюдения природоохранных требований при помощи лучшего доступа к экологической информации, в том числе к информации по правоприменению. Деятельность в рамках этой задачи будет включать анализ проделанного, освещение достижений и разработку рекомендаций по дальнейшим шагам в области обеспечения соблюдения природоохранных требований объектами регулирования. В этой деятельности будут участвовать различные заинтересованные стороны, в том числе деловые круги, НПО. Участие общественности необходимо, чтобы обеспечить достаточную реализуемость и целостность схемы и эффективное распространение результатов.

Оптимизация структуры систем контроля за соблюдением природоохранных требований в странах ВЕКЦА, в частности, путем развития производственного экологического самоконтроля, осуществляемого предприятиями.

Без регулярного, методического, тщательного контроля и своевременной и точной отчетности по его результатам ни правительство, ни объект регулирования не смогут принимать обоснованные решения по вопросам соблюдения природоохранных требований. Нередко государственные системы обеспечения соответствия требуют существенных расходов на мониторинг качества окружающей среды. Однако во многих странах ВЕКЦА системы мониторинга деградировали из-за финансовых ограничений. Разрешение этой ситуации требует альтернативных подходов. Производственный самоконтроль и отчетность, требуемые и поощряемые государственными органами, могут быть средствами, дополняющими деятельность по государственному мониторингу, и сократить затраты без потери эффективности системы. Своевременная и точная отчетность также может сыграть положительную роль в определении ответственности компаний в случае возникновения аварийных ситуаций, и может быть принята в расчет при судебных разбирательствах.

Хорошо организованная система самоконтроля может также способствовать более качественному управлению предприятием: снизить риск возникновения аварий и связанные с ними затраты, контролировать технологические процессы, выявлять нерациональное расходование ресурсов, планировать развитие производства и т.д. Данные по самоконтролю являются ценным источником информации для инвестиционного планирования и принятия решений.

Имеющийся в настоящее время опыт говорит о необходимости пересмотра современных подходов к мониторингу и расширения самоконтроля в регионе ВЕКЦА. В то время как проблема совершенствования системы государственного контроля за соблюдением нормативно-правовых требований, а конкретнее – мониторинга качества окружающей среды, хорошо известна, и на ее решение выделяется помощь международными организациями и странами-донорами, проблема укрепления самоконтроля и инспектирования остается в значительной степени не понятой. После сравнения статистических данных по предприятиям, осуществляющим самоконтроль (в среднем
5-10%), и принимая во внимание тот факт, что в большинстве стран ВЕКЦА доступ на предприятия ограничен одним разом в год, представители природоохранных министерств и инспекций призвали к активизации действий в этом направлении.

Деятельность СРГ ПДООС будет направлена на оказание содействия странам ВЕКЦА в выработке требований и правил для создания эффективной и результативной системы производственного экологического самоконтроля на базе международного опыта (особенно накопленного INECE и IMPEL) и конкретного опыта, полученного в результате реализации демонстрационных проектов в отдельных странах ВЕКЦА (Казахстан). Результаты этой работы будут согласовываться с работой по экологическому мониторингу в рамках ЕЭК ООН.

Организация процесса проведения «взаимных обзоров», который будет способствовать обмену опытом и поиску реальных путей укрепления государственных органов контроля в области охраны окружающей среды (ОГК), а также создаст достаточное международное воздействие в этой сфере для ускорения реформы систем обеспечения соблюдения природоохранных требований.

Страны ВЕКЦА признали необходимость реформирования существующих систем обеспечения соблюдения природоохранных требований в целях содействия эффективной и результативной реализации экологической политики, укрепления национального и международного законодательства и обеспечения надежного регулирования. Разработанные СРГ ПДООС «Руководящие принципы реформирования деятельности государственных органов контроля в сфере охраны окружающей среды в странах с переходной экономикой ВЕКЦА» стали важным шагом в достижении консенсуса по целям развития на основе использования положительного международного опыта. Руководящие принципы были одобрены на Конференции министров в Киеве в мае 2003 г. как средство содействия проведению реформы и как основа для организации сотрудничества.

Руководящие принципы составят основу для проведения взаимных обзоров систем и органов обеспечения соблюдения природоохранных требований в регионе ВЕКЦА. Ставится цель помочь странам улучшить деятельность ОГК, оказать содействие правительствам в достижении прогресса в этом направлении, обеспечить большую степень ответственности перед общественностью и международными партнерами, и оказание взаимной поддержки ОГК, осуществляющих реформирование своих организационных основ. Обзоры станут источником описательной и количественной информации по системам правоприменения и обеспечения соблюдения природоохранных требований, давать оценку стратегий в области правоприменения, их инструментов и воздействия. Они также будут оценивать мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения природоохранных требований, в том числе роль общественности и объектов регулирования.

Методология и процесс осуществления экспертных оценок, которые будут разработаны и апробированы в двух – трех странах ВЕКЦА в течение трехлетнего периода. В частности, деятельность будет сконцентрирована на:

Намечаемая деятельность обеспечит содействие реформированию программ и учреждений стран ВЕКЦА, контролирующих соблюдение природоохранных требований, в соответствии с положительным международным опытом, выявление направлений, требующих дальнейших усилий по укреплению методов правоприменения и обеспечения соблюдения природоохранных требований, а также позволит предложить пути преодоления барьеров на пути осуществления реформы. Она укрепит сотрудничество между инспекциями ВЕКЦА, будет способствовать обмену опытом, выявлению и распространению инновационных методов.

Содействие правоприменительным органам в оценке своей деятельности и совершенствовании управления, а также в демонстрации результатов деятельности государственных органов при помощи разработки показателей действенности программ обеспечения природоохранного соответствия.

Вместе с развитием систем контроля за соблюдением природоохранных требований растет потребность в надежной, гармонизированной и понятной информации не только у разработчиков экологической политики, но и у других органов государственной власти, бизнесменов, общественности, природоохранных НПО и других заинтересованных сторон. Показатели деятельности по обеспечению соблюдения природоохранных требований должны стать источником достоверной, сравнимой информации в этой сфере и способствовать лучшей разработке экологической политики, увеличению прозрачности и подотчетности правоприменительной системы.

В настоящее время для оценки реализации правоприменительных программ в странах ВЕКЦА используются целый ряд параметров. В большинстве стран анализируется активность контроля при помощи таких показателей, как количество проведенных инспекций и осуществленных правоприменительных действий. В некоторых странах дается качественная оценка выполнения программ. Очень редко оценивается воздействие правоприменительных действий, например уровень соблюдения природоохранных требований и фактическое влияние мероприятий по обеспечению соблюдения природоохранных требований на улучшение качества окружающей среды.

Руководящие принципы реформирования деятельности государственных органов контроля в сфере охраны окружающей среды в странах с переходной экономикой ВЕКЦА предусматривают разработку показателей, с помощью которых можно оценивать и постоянно совершенствовать работу этих органов. В соответствии с этими рекомендациями будет поставлена задача оказания содействия органам контроля стран ВЕКЦА в разработке показателей деятельности и ее результативности. Работа в этом направлении будет также содействовать в создании процедур применения количественных и качественных показателей с регулярной обратной связью с руководителями, политическими деятелями и законодательными учреждениями. Она также будет вкладом в проведение взаимных обзоров систем правоприменения и обеспечения соблюдения природоохранных требований. Работа будет осуществляться в тесном сотрудничестве с Программой экологических индикаторов ОЭСР, а также с другими региональными и мировыми сетями обеспечения соблюдения природоохранных требований и правоприменения (INECE, IMPEL, BERCEN), и учитывать международную деятельность по гармонизации показателей правоприменительной.

Создание потенциала руководителей и персонала природоохранных инспекторатов для разработки и реализации эффективных стратегий в области правоприменения, профессиональных систем управления и инструментов соблюдения природоохранных требований.

Усилия по укреплению правоприменительных органов, предпринимавшиеся в прошлом, зачастую подразумевали постоянную организационную реформу, при этом процесс принятия решений, подходы к управлению и квалификация сотрудников не претерпевали положительных изменений. Это привело к потере институциональной стабильности, искажению приоритетов и утечке (или потере квалификации) профессиональных кадров. Чтобы решать проблемы эффективного и результативного осуществления природоохранного регулирования, сотрудники органов контроля должны внедрять хорошо сформулированные стратегии и инструменты соблюдения природоохранных требований и применять их последовательно и постоянно. Им также необходимо использовать системы внутреннего управления, характеризующуюся планомерностью, хорошей организацией и соответствующую существующим возможностям в области правоприменения и обеспечения соблюдения природоохранных требований. Инспекторы должны пройти основательное обучение процедурам, подкрепленное прочной научной, экономической и правовой подготовкой.

В рамках программы работ на 2001-2003 гг. СРГ ПДООС подготовила учебные и методологические материалы на базе наилучших международных методов в области правоприменения и соблюдения природоохранных требований. К ним относится Руководство для инспектирования, охватывающее ряд управленческих, процедурных и материальных аспектов организации системы контроля. Члены Сети на встрече в 2002 г. высказали просьбу об организации учебных сессий для руководства и персонала природоохранных инспекторатов. «Руководящие принципы» также предусматривают повышение уровня подготовки сотрудников органов правоприменения и других учреждений через обучение и другие механизмы повышения профессионального уровня. В ответ на этот запрос, в июне 2003 г. Был проведен первый региональный семинар инспекторов в Кавказском регионе, где в качестве основного обучающего материала использовалось Руководство. Дальнейшая деятельность будет сосредоточена на работе с организациями и учебными центрами ВЕКЦА по разработке более устойчивых механизмов повышения квалификации сотрудников правоприменительных органов ВЕКЦА.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *