Что такое стратегический риск
Discovered
О финансах и не только…
Стратегический риск
Что такое стратегический риск?
Стратегический риск — это имеющийся или потенциальный риск для поступлений и капитала, который возникает из-за неправильных управленческих решений, ненадлежащей реализации принятых решений и неадекватного реагирования на изменения в бизнес-среде. Этот риск возникает вследствие несовместимости:
Ресурсы, необходимые для реализации бизнес-стратегий, могут быть как материальными, так и нематериальными. К ним относятся каналы взаимодействия и обмена информацией, операционные системы, сети предоставления услуг и продуктов, управленческий потенциал и возможности. Внутренние характеристики банка должны оцениваться с точки зрения влияния экономических, технологических, конкурентных, надзорных и других изменений внешней среды (см. Стратегическое управление).
Компоненты системы управления рисками по стратегическому риску
Система управления стратегическим риском банка состоит из регламентных документов — политик, положений, процедур, процессов и т.п., которые утверждаются в соответствии с выбранной им формой корпоративного управления с учетом размера банка и сложности его операций.
Система управления стратегическим риском должна включать следующее:
Для повышения эффективности управления стратегическим риском рекомендуется дополнительная разработка аналитического процесса (похожего на процесс SWOT — определение сильных и слабых сторон, угроз и возможностей) для определения экономических угроз для банка.
Оценка стратегического риска
Для оценки стратегического риска сотрудниками банковского надзора учитываются следующие факторы:
Совокупный стратегический риск определяют как «низкий», «умеренный» или «высокий», а направление его изменения — «уменьшающееся», «стабильное» или «растущее».
В зависимости от преимущественной оценки количества риска и качества управления по каждому конкретному виду риска инспектор составляет матрицу определения совокупного риска, которая позволяет определить объем стратегического риска в зависимости от его количества и качества управления в целом в банке.
Стратегический риск
Основы трансформации системы управления рисками
Стратегические риски могут нанести серьезный ущерб организации за короткий срок. Подобные риски могут создать угрозу для цепочек поставок, производства, технологий, персонала, капитала, репутации и базовых факторов создания стоимости. Несмотря на это большинство программ по управлению рисками предприятий их не учитывает, поэтому такие риски сложно оценивать, отслеживать и управлять ими. Для борьбы с ними руководству необходимо искать новые перспективы и применять новые подходы. Им нужны инструменты для изучения среды, отслеживания результатов развития и визуализации данных о рисках. Им также необходимо разработать эффективные методы реагирования, так как ответственность за управление стратегическими рисками лежит на представителях высшего руководства и совете директоров.
Ознакомиться с содержанием
Трансформация системы управления рисками позволяет компании осуществлять такое управление не на уровне функциональных возможностей, а на уровне предприятия. При этом риск больше не рассматривается в качестве объекта ответственности исключительно службы управления рисками. Напротив, каждое подразделение, функция и сотрудник несут ответственность и предпринимают меры по борьбе с рисками в пределах своей компетенции. Это позволяет организации повысить эффективность внедрения стратегий и достигать целей, одновременно управляя рисками и соблюдая регулятивные требования.
В данной публикации рассматриваются задачи и методы внедрения программы трансформации стратегических рисков и варианты использования рисков для повышения эффективности на уровне предприятия. Узнайте больше:
Согласно данной публикации клиенты, инвесторы, регуляторы и прочие заинтересованные стороны не ожидают от руководства и совета директоров предсказания будущих событий. Однако они надеются, что организация будет готова к выявлению таких событий и реагированию на них.
Стратегический риск в рамках риск-менеджмента
Стратегический риск
БЛОК 1. Пример «Нокиа»
Примером стратегического риска из сектора небанковских услуг является событие, когда финская компания «Нокиа», желая оказаться на вершине целого рынка, наткнулась на преграды и трудности всего лишь на середине пути
Итак, более 20 лет назад, в 1999 году организация «Нокия» (Nokia) заявила о старте крупного и дорогостоящего проекта изучения нового рынка мобильных телефонов, позволяющих пользователям получать доступ в глобальную сеть Интернет, просматривать фильмы и играть в видеоигры.
Руководством организации было потрачено несколько сотен миллионов долларов США на то, чтобы выпустить линейки смартфонов, потратив около 80 % бюджета на изучение и разработки (3,6 млрд долл.) программного обеспечения. Разработчики большую часть денежных средств направили на то, чтобы телефон был по своему функционалу и возможностям с компьютером.
Помимо этого, Нокиа также ввязалась в конкурентную борьбу, чтобы не допустить выхода компании Майкрософт (Microsoft) первой на рынок с похожим продуктом для смартфонов (надо отметить, что этот процесс задал особые стандарты на данном неизведанном рынке).
При изучении данных маневров, можно сказать, что Нокиа сосредоточила свое внимание не на той борьбе и вступила в нее абсолютно не с тем соперником. Смартфоны были чрезмерно громоздкими, а также дорогими для превалирующего числа потребителей, а также на тот промежуток времени занимали совсем малую рыночную долю.
Кроме того, установив свой фокус на смартфоны, Нокиа недооценила один из самых быстро развивавшихся секторов мобильных телефонов – более дешевый средний ценовой сегмент с контрастными цветными экранами и камерами. Данное упущение предоставило противникам (таким, как Самсунг Электроникс (Samsung Electronics) и главному конкуренту– Моторола (Motorola) возможность захватить ощутимую долю рынка.
Таким образом, можно сказать, что ставка Нокиа на то, что телефоны однажды станут конкурировать с компьютерами, являлась преждевременной.
Стоит отметить, что доля совокупного рынка организации «Нокиа» снизилась с 35 до 29 % в середине 2003 года. Это подтверждалась тем фактом, что за весь этот год Нокиа продала 5,5 млн телефонов, что было гораздо меньше, нежели запланированные 10 млн. А уже в первой половине 2004 года продажи Нокиа снизились на 2 % на рынке телефонов, выросшем на целых 40 % (по количеству проданных устройств) относительно предыдущего года.
Банковские предприятия, к примеру, однозначно подвержены деловым и стратегическим рискам, что отображено в блоке ниже. Ряд из данных рисков очень схож с теми, которые появляются в некоммерческих организациях, в то время как остальные определяются рыночными либо кредитными переменными, невзирая на то, что они не рассматриваются традиционно в качестве рыночных или кредитных рисков.
БЛОК 2. Примеры риска
Примерами делового и стратегического риска в банковской отрасли можно считать:
Исправление будущих ошибок: как технологии риск-менеджмента помогут вам уверенно смотреть в будущее
Управление стратегическими рисками является одним из наиболее интересных и широких блоков в технологии риск-менеджмента. В основе стратегических рисков лежат ошибки, допущенные при принятии решений о стратегии развития организации.
Стратегические риски обладают тремя важными свойствами:
Как распознать стратегические риски
1. Конкуренты. Чтобы оценить вероятность и влияние рисков, связанных с появлением новых конкурентов, нужно в первую очередь определить, насколько велики барьеры вхождения в отрасль. Чем они выше, тем ниже риск того, что вашу рыночную нишу кто-то сможет занять. Для того, чтобы его оценить, нужно проанализировать следующие факторы.
2. Услуги-субституты (заменители). Именно такой риск реализовался в случае всех пейджинговых компаний, компаний Polaroid и Kodak.
3. Клиенты. Чтобы увидеть стратегические риски, необходимо проанализировать и спрогнозировать поведение наших клиентов. Важными здесь являются следующие факторы:
Стратегические риски и стратегическое планирование
Цепочка, которую мы только что рассмотрели — это всего лишь одна итерация стратегического планирования. Чтобы стратегическое планирование на самом деле стало процессом, необходим систематический анализ достижения целей, возможностей их пересмотра, самой стратегии и т. д.
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На курсе повышения квалификации осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>
Понятие и классификация стратегических рисков
Содержание
История развития риск-менеджмента…………………………………………..5
Понятие и классификация стратегических рисков…………………………. 11
Список использованной литературы…………………………………………..31
Введение
Каждое новое предприятие или новый проект неизбежно сталкивается на своем пути с определенными трудностями, угрожающими его существованию. Для предпринимателя очень важно уметь предвидеть подобные трудности и заранее разработать стратегии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться бизнес.
Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от правильности и обоснованности выбранной стратегии предпринимательской деятельности. При этом должны учитываться вероятности критических ситуаций. Было бы в высшей степени наивным считать возможной предпринимательскую деятельность без риска.
Угроза может исходить от конкурентов, от собственных просчетов в области маркетинга и производственной политики, ошибок в подборе руководящих кадров. Опасность может представлять также технический процесс, который способен мгновенно «состарить» любую новинку.
Для любого бизнеса важным является не избежание риска вообще, а предвидение и снижение его до минимального уровня.
Для снижения потерь от возможных просчетов предусматриваются специальные процедуры, помогающие учесть неопределенности и риски на всех этапах реализации проекта.
Зная виды и значимость рисков можно на них воздействовать снижая их влияние на эффективность проекта. Иными словами перед экспертом стоят следующие задачи: выявление рисков; оценка рисков; определение способа снижения риска на каждом этапе осуществления проекта; организация работы по управлению рисками.
Проблема управления риском очень актуальна. Деятельность любой организации связана с опасностью возникновения непредвиденных потерь. Именно поэтому для каждой компании важно предусмотреть изменение факторов и условий, способных оказать существенное влияние на ее функционирование.
Риском можно управлять. Наиболее удачной будет деятельность фирмы, правильно рассчитавшей свои возможности, выбравшей направление деятельности с оптимальным соотношением риска и доходности.
По мере увеличения уязвимости бизнеса от финансовых рисков многие компании признают, что поиск решений проблем риска должен быть поставлен на профессиональную основу. Менеджер должен обеспечивать защиту всех активов и прибылей фирмы от потерь из-за изменений и колебаний процентных ставок и валютных курсов, управлять затратами по проценту. Только достаточно опытный и квалифицированный управленец справится с этой нелегкой задачей. Мне кажется, что управление риском должно стать одним из основных направлений деятельности современного менеджера.
Актуальность данной работы заключается в том, что множество условий и факторов влияют на исход принимаемых людьми решений, действие некоторых из них предсказать очень сложно, многие решения в предпринимательской деятельности приходится принимать в условиях неопределенности. Риск присущ практически любой сфере человеческой деятельности. Сейчас все больше внимания уделяется исследованию, прогнозированию, анализу рисков. Умение предвидеть последствия тех или иных действий просто необходимо для нормального функционирования организаций.
Целью данной работы является определение понятия риска-менеджмента, его влияния на деятельность рисковых предприятий, описание методов оценки, анализа риска и способов его снижения. В общем, будут рассмотрены вопросы, необходимые для эффективного управления риском.
В соответствии с данной целью работы ставятся следующие задачи:
Рассмотреть историю развития риск-менеджмента;
Изучить понятие и классификацию стратегических рисков;
Рассмотреть методы оценки риска и меры по их снижению риска.
Информационной базой для написания работы послужила: учебная и периодическая литература и ресурсы Интернета.
1. История развития риск-менеджмента
Современные проблемы и тенденции развития риск-менеджмента в последнее время всё больше привлекают внимание отечественных исследователей и предпринимателей. Как и их западные коллеги, российские учёные, исследователи и предприниматели сталкиваются с многочисленными рисками, связанными с рыночными изменениями курсов акций, валют, сырьевых товаров и т.п. Либерализация национальной экономики, а так же увеличение степени открытости вносит свой вклад в ужесточение конкуренции, вызывая дополнительные сложности у хозяйствующих субъектов.
Становление риск-менеджмента как новой парадигмы стратегического управления в современном бизнесе относится к середине 90-х годов. Передовые технологии, глобализация мировой экономки, дерегуляция, реструктуризация, Интернет, развитие рынка производных инструментов, информационно-технологическое развитие и другие немаловажные факторы, влияющие на современный бизнес, радикально изменили подходы к управлению рисками. До 90-х годов управление рисками осуществлялось только на уровне отдельных лиц.
До недавнего времени применялся узкоспециализированный, фрагментированный подход к управлению рисками «снизу вверх», который рассматривал все возникающие риски как отдельные не взаимосвязанные элементы. При этом их оценки имели разнородный характер, что не давало возможности сопоставить их друг с другом и проанализировать получаемые результаты.
За последние года изменились взгляды и подходы на сложившиеся проблемы в области управления риском, что незамедлительно привело к образованию новой модели риск-менеджмента, которая комплексно рассматривает риски всех отделов и направлений деятельности организации. Появилась возможность получать сопоставимые оценки по всем видам риска благодаря оптимальному подходу между методами и моделями для определения специфических видов рисков.
Многие эксперты считают, что риск-менеджмент должен стать неотъемлемой частью каждого преуспевающего предприятия, следовательно, он должен включать:
идентификацию, анализ и оценку рисков;
разработку программы мероприятий по ликвидации последствий рисковых ситуаций;
разработку механизмов выживания предприятия;
сохранение целей предприятия;
обеспечение сохранности успеха предприятия;
создание системы страхования;
прогнозирование развития предприятия с учетом возможного изменения конъюнктуры и другие мероприятия.
Руководители большинства организаций традиционно считают риск-менеджмент специализированной и обособленной деятельностью. Например, это касается управления страховыми или валютными рисками. Новый подход заключается в ориентировании служащих и менеджеров всех уровней на риск-менеджмент. В табл. 1.1. представлены основные черты новой и старой парадигм риск-менеджмента. Как показано в табл. 1.1., ранее предприятия использовали систему риск-менеджмента, фрагментировано, эпизодически и в ограниченном направлении. Новые тенденции в экономике заставляют руководство переходить к новой парадигме, используя риск-менеджмент — интегрировано, непрерывно и расширенно во всей организации. Отсюда следует, что развитие различных рисковых ситуаций в настоящем и будущем должно контролироваться и отслеживаться, иными словами организация должна внедрять в управление стратегический риск-менеджмент.
На наш взгляд термин стратегический риск-менеджмент более точно отражает новые тенденции и веянья в современной экономике, так как предвиденье развития той или иной ситуации даёт возможность избежать или снизить риск попадания предприятия в неопределённое состояние, которое в дальнейшем может отразиться на его финансах или репутации.[10]
Стратегический риск-менеджмент — это искусство управления риском в неопределённой хозяйственной ситуации, основанное на прогнозировании риска и приёмов его снижения.
Основные черты новой и старой парадигм риск-менеджмента
Старая парадигма | Новая парадигма |
Фрагментированный риск-менеджмент: каждый отдел самостоятельно управляет рисками (в соответствии со своими функциями). Прежде всего это касается бухгалтерии, финансового и ревизионного отделов | Интегрированный, объединенный риск-менеджмент: управление рисками координируется высшим руководством; каждый сотрудник организации рассматривает риск-менеджмент как часть своей работы |
Эпизодический риск-менеджмент: управление рисками осуществляется тогда, когда менеджеры посчитают это необходимым | Непрерывный риск-менеджмент: процесс управления рисками непрерывен |
Ограниченный риск-менеджмент: касается прежде всего страхуемых и финансируемых рисков | Расширенный риск-менеджмент: рассматриваются все риски и возможности их организации |