Что такое стратегия исследования
Что такое стратегия исследования
В настоящее время система образования претерпевает существенные изменения [5, с.16; 8, с. 22; 19, с.12]. Возрастает роль информации в жизни общества, что приводит к повышению требований, предъявляемых к уровню образования [7, с.12]. Хорошее образование предполагает, что выпускник школы овладел методологией научного поиска [2, с.14; 8, с.14]. В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (обязательный минимум содержания основных общеобразовательных программ) [10] указывается, что изучение физики направлено на достижение следующих целей: овладение учащимися умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости, анализировать результаты собственных действий и т.д. Физические знания нужны для общего образования. Усиливается их влияние на развитие учащихся и подготовку их к практической деятельности [2, с.15]. В связи с этим процесс модернизации структуры и содержания учебной физики нуждается в научном обеспечении.
Повышение эффективности обучения невозможно без применения новейших технических средств обучения [3]. В последнее время в учебном эксперименте наблюдается тенденция создания комплектов нового оборудования на базе компьютерной техники, позволяющих автоматизировать управление экспериментом, и методик применения этих комплектов при обучении физике [7, 8]. Этому направлению развития учебного эксперимента посвящены работы Ю.А.Воронина [1], В.А.Извозчикова [6], В.В.Лаптева [9] и др. Как правило, компьютерные измерения осуществляются с помощью датчиков физических величин. Перемещая датчик в пространстве, можно визуализировать распределение измеряемой физической величины с помощью показывающего устройства [4, с.8], функции которого может выполнять компьютер [5, с.12].
В результате изучения физики у учащихся должны быть сформированы такие важные понятия, как физическая величина и физическое поле [3]. Изучение содержания современных учебных программ по физике [20, 21] показывает, что значительная часть учебного материала отводится на изучение волновых полей (Приложение 1, табл. 1, 2, 3).
Лекция 2. Виды и стратегии исследований
I. Определение исследовательской стратегии зависит от глубины знаний исследователей об изучаемом объекте и предмете. Различают три основные исследовательские стратегии.
Первая стратегия – разведывательная (полевая). Она используется в случаях недостатка знаний для формулировки гипотез, определения предмета и постановки задач. Разведывательная стратегия предполагает:
– изучение имеющихся по данной теме литературных источников;
– беседы с компетентными по данной проблеме людьми;
– наблюдение за изучаемым объектом по специальной методике.
Полевым исследованием является процедура сбора информации об объекте, необходимая для отработки методологии исследования, совершенствования системы наблюдения объекта, обоснования моделей выборки и корректировки плановых заданий. Результатом полевых исследований являются рабочие документы, включающие окончательные варианты методик, инструкции по выборке и организации первичных данных.
Вторая стратегия – описательная (монографическая). Она нацелена на получение информации, позволяющей дать достаточно полное описание объекта, всех его важных количественных и качественных характеристик. Эта стратегия возможна при условии такого знания объекта и предмета, которое позволяет определить всю систему гипотез без предварительной разведки. Монографическое исследование – это исследование, направленное на изучение отдельного социального явления, процесса, события, характерной чертой которого является сбор максимально полной информации о состоянии исследуемого объекта. Монографическое исследование основано на предположении, что изучаемый социальный объект типичен для некоторой совокупности и поэтому выводы, полученные на основе его изучения, могут быть распространены на всю совокупность
Третья стратегия – экспериментальная. Ее целесообразно применять лишь тогда, когда, во-первых, – цель исследования сводится к выяснению причинно-следственных связей внутри изучаемого объекта; во-вторых, – гипотезы имеют объяснительный характер, т. е. содержат обоснованные предположения о причинах и следствиях явлений и процессов, происходящих в объекте. Специфическим свойством экспериментального исследования является получение информации об исследуемом объекте путем воздействия на него управляемых и контролируемых факторов (переменных).
II. В зависимости от того, изучается предмет в статике или динамике,различают два вида исследования — точечное и повторное.
Точечное исследование — позволяет получить информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Данную информацию можно назвать статистической, так как она отражает как бы моментальный «срез», но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.
Повторное исследование — ориентировано на выявление динамики изучаемого объекта. Для этого последовательно через определенные промежутки времени проводятся несколько исследований. В зависимости от цели, сбор интересующей повторной информации может осуществляться в два, три и более этапа, а временной интервал между исследованиями может быть самым различным, т. к. разные социальные процессы обладают неодинаковой динамикой. При его проведении нет необходимости сохранять в выборке тех же самых индивидов по изучаемой совокупности. Обязательной должна быть только их принадлежность к одной социальной группе.
Существует несколько разновидностей повторного исследования: панельное и лонгитюдное.
Панельное исследование— это изучение одних и тех же лиц через определенные интервалы времени. Главная цель панельного исследования — это исследование тенденции развития и динамики социального явления или процесса во времени. С помощью его можно изучить изменения, происходящие в какой-либо группе людей, в течение определенного промежутка времени. Например, исследование процесса производственной адаптации молодых рабочих.
Лонгитюдное исследование — вид повторного социально-психологического исследования, при котором ведется описание всех этапов психического и социального развития молодежи в процессе ее жизненного самоопределения. Начальный этап исследования обычно связывается с окончанием учебы в общеобразовательной школе, а завершающий — с достижением социальной зрелости (приобретения устойчивого социального статуса, профессии, создание семьи и т. д.).
Общее для лонгитюдных и панельных исследований — то, что объектом длительного наблюдения в них является один и тот же контингент изучаемых. Различия между этими видами исследований в том, что: в панельных исследованиях в качестве объекта могут выступать любые возрастные группы (например, пенсионеры), а в лонгитюдных исследованиях — только молодежь; в панельных исследованиях время проведения последующих обследований устанавливается по внешним для изучаемого объекта факторам (через год, через три года, после проведения каких-либо социальных мероприятий и т. д.), а в лонгитюдных исследованиях оно устанавливается по мере достижения молодежью определенных стадий в своем социальном развитии.
В лонгитюдных исследованиях важную роль играют понятия «поколение» и «когорта», в связи с чем выделяются еще два вида исследования: поколенное и когортное.
Поколенное исследование — это исследование, главная цель которого — изучение динамики социальной структуры и ценностей общества через исследование взаимоотношений поколений. К одному поколению относятся люди, возраст которых помещается в некотором интервале, при этом последний не всегда остается неизменным. В настоящее время большинство исследователей определяют интервал между поколениями в 20 — 25 лет. Трудности определения границ поколения во многом обусловлены множественностью и противоречивостью его социально-биологических критериев: сроки физического созревания юношества, начало трудовой деятельности, средний возраст вступления в брак, общность образа мыслей, поведения, ценностей. Все перечисленные критерии подвижны и социально обусловлены. В обществе всегда одновременно существуют несколько поколений, отношения между которыми создают ряд проблем, а иногда даже приводят к конфликтам.
Когортное исследование— изучает более специфические совокупности (когорты) в течение определенного времени. Когорта — это группировка, состоящая из индивидов, подобранных по тому признаку, что они переживают одни и те же события, процессы в одни и те же периоды времени. Таким образом, под когортой понимается часть поколения, выделяемая по одному (или более) специфическому признаку. Первоначально наиболее распространенным было понятие «когорта рождения», т. е. группа людей, рожденных в определенные периоды времени (в один и тот же год). В ходе исследования производится опрос членов этой когорты по достижении ими 18, 20, 25, 30 лет и т. д.
Также различают монографическое и сравнительное исследование.
Монографическое исследование— вид исследования, главная цель которого — изучение какого-либо социального явления или процесса на одном объекте, являющимся представителем класса подобных объектов. Объект отбирается на основе имеющейся информации и предполагается, что он характерен для данного класса явлений. Задача монографического исследования заключается в том, чтобы дать детальный анализ нового явления, поскольку отсутствие информации о нем делает невозможным проведение широкого выборочного исследования. В связи с этим монографическое исследование не претендует на получение репрезентативной информации.
Сравнительное исследование — вид исследования, в котором в качестве основного приема используется сопоставление информации, которая может быть получена: 1) в разные периоды исторического развития общества; 2) в разных социальных подсистемах (группах, общностях, институтах и т.д.; 3) разными исследователями или исследовательскими коллективами; 4) разными методами сбора или измерения информации. В сравнительных исследованиях могут решаться различные методологические и методические задачи, как описательные (установление сходства и различия), так и аналитические (объяснение, предсказание, практические рекомендации).
В зависимости от места и условий проведения исследование может быть полевым или лабораторным.
Полевое исследование (синонимы «обследование», «эмпирическое обследование», «полевое обследование», «полевые работы») — в узком смысле — это опрос на «месте» (на дому, в школьном классе, на производстве и т. п.), в широком смысле — изучение объекта исследования в естественных, «полевых» условиях, в условиях повседневной жизни. Обычно полевое исследование направлено на полное и глубокое исследование социальных объектов для получения информации, которая необходима для объяснения социальных явлений и процессов. Поэтому объект полевого исследования всегда должен иметь четкие временные и пространственные границы (конкретный трудовой коллектив, студенты определенного вуза, территориальная общность и т. д.).
Лабораторное (экспериментальное) исследование — антоним понятия «полевое исследование». Если при полевом исследовании изучение социального объекта осуществляется в естественных условиях, а вмешательство социолога в ситуацию наблюдений по возможности сводится до минимума, то при лабораторном исследовании поведение людей изучается в искусственно созданной ситуации.
Стратегия исследования
Стратегия исследования представляет собой определение основных этапов с указанием объема, целей, задач, времени проведения, а также удельного веса этапов исследования, их взаимосвязь и последовательность.
Первый этап — ориентировочный. Он включает в себя предварительное наблюдение за объектом исследования, изучение условий его проявления, формирование догадки о возможной связи каких-либо фактов или событий между собой. Заканчивается этап формулированием предварительной гипотезы исследования.
Второй этапначинается с разработки плана эксперимента, который включает в себя формулирование задач исследования на основе рабочей гипотезы; выделение факторов, которые будут выступать независимой переменной (изменяемой только по плану экспериментатора) и зависимой переменной (изменяющейся в результате изменения независимой переменной). Кроме того, обязательно проводится анализ всех обстоятельств экспериментальной ситуации для выявления дополнительных переменных, которые могут повлиять на результаты эксперимента.
На данном этапе исследования необходимо определить потенциальную выборку испытуемых. Основным требованием к выборке является репрезентативность, то есть группа лиц, участвующих в эксперименте, должна представлять всю часть популяции, по отношению к которой мы можем применять данные, полученные в эксперименте. Определение объема выборки обусловлено исследовательскими задачами. В большинстве случаев для выявления различий на достаточно значимом уровне общий объем экспериментальной и контрольной групп должен стоять примерно из 50 испытуемых, при условии хотя бы приблизительного равенства числа людей в одной и другой группах. Если в последующей обработке экспериментальных данных планируется применять корреляционный анализ, то объем выборки должен быть не менее 30-35 человек.
Если исследование нацелено на изучение межполовых различий в данном психическом явлении, то лучше взять подвыборки мужчин и женщин, равные или близкие по объему.
Также на этапе планирования выбираются методы и разрабатываются методики проведения эксперимента.
В качестве методов исследования могут быть использованы наблюдение, лабораторный, естественный эксперимент, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности, социометрический метод и другие.
В ходе опытной работы необходимо использовать взаимопроверяющие и дополняющие друг друга оригинальные, модифицированные и заимствованные методики исследования.
Собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который даст возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой, позволяют строго формализованные методики: тесты, опросники, методики проективной техники и психофизиологические методики.
Отличительной особенностью тестов является то, что они состоят из заданий, на которые от испытуемого нужно получить правильный ответ.
По форме тесты могут быть индивидуальными и групповыми; устными и письменными; бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными; вербальными и невербальными (практическими).
По содержанию тесты обычно делятся на следующие классы: тесты интеллекта, способностей, личности; особое место занимают тесты достижений, не предназначенные для решения собственно психологических проблем.
Тесты интеллекта предназначены для исследования и измерения возрастного интеллектуального развития человека (мышления, памяти, внимания, восприятия). Об успешности выполнения теста судят по числу правильных ответов.
Тесты достижений предназначены для оценки степени продвинутости знаний, навыков, умений после прохождения человеком соответствующего обучения, общей и профессиональной подготовки. Они измеряют в первую очередь влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий.
В опросниках задания представлены в виде вопросов и утверждений. В опросниках не может быть «правильных» и «неправильных» ответов. Они отражают лишь отношение человека к тем или иным высказываниям, меру его согласия или несогласия.
Личностные опросники можно рассматривать как стандартизированные самоотчеты. Это могут быть опросники с предписанными ответами (закрытые опросники) и со свободными ответами (открытые опросники). По содержанию личностные опросники могут быть подразделены на опросники черт личности, опросники типологические, опросники мотивов, опросники интересов, опросники ценностей, опросники установок.
Для диагностики личности предназначены также методики проективной техники. Их существенным признаком является использование неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т.д.
Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т.п. Эти методики носят в основном индивидуальный характер.
Психофизиологические методики диагностируют природные особенности человека, обусловленные свойствами нервной системы. По форме они могут быть аппаратурными и бланковыми (типа «карандаш и бумага»).
На данном этапе проводится подготовка необходимых для эксперимента материалов, протоколов, журналов, аппаратуры и т.д.
Третийэтап— собственно экспериментирование. Нередко оно включает пробное (пилотажное) исследование, задача которого точнее сформулировать гипотезу, апробировать оригинальные методики с целью определения их надежности и валидности. К пробному эксперименту привлекается небольшое количество испытуемых, и он проводится непродолжительное время.
В том случае, если проводится психолого-педагогический эксперимент, работа имеет форму классической триады.
На втором этапе осуществляется процесс совершенствования (формирования) психических явлений. Испытуемым предлагается система постепенно усложняющихся заданий обучающегося характера. В процессе работы исследователь должен придерживаться принципа педагогизации, сравнительно-генетического принципа, принципа единства сознания и деятельности, объективности, детерминированности.
На этапе контрольного эксперимента вновь осуществляется диагностический срез, в процессе которого определяется, насколько изменились показатели психического развития детей.
При этом активно используются методы математической статистики, приемы шкалирования; обработки данных ЭВМ.
Наиболее широко используются следующие виды анализа:
Альтернативный анализ предполагает изучение признаков, которые могут быть и не быть в изучаемом явлении. Выражение этих признаков в количественных показателях называют альтернативным анализом. При этом используются показатели структуры и соотношения.
Корреляционный анализ определение с помощью специальных формул коэффициента корреляции (тесноту связи) между разными признаками (быстротой и точностью запоминания, гибкостью и устойчивостью мышления и т.п.).
Данные качественного анализа оформляются в диаграммы, гистограммы, таблицы, сопоставляются с результатами подобных исследований других авторов и с выдвинутой в начале работы гипотезой.
Достоверность полученных результатов подтверждается (опровергается) уровнем статистической значимости.
В зависимости от задач исследования могут быть использованы следующие статистические критерии (по Е.В. Сидоренко).
Пятыйэтап — выводы и интерпретация результатов. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы. Исследователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между собственными данными и результатами предшественников. Также он интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. Он должен ответить на вопрос: можно ли считать подтверждение или опровержение эмпирической гипотезы подтверждением или опровержением той или иной теории. Возможно, что ни одна теория не может объяснить полученные в эксперименте результаты. Тогда экспериментатор пытается сам теоретически объяснить результаты. Кроме того, он высказывает предположения о возможности обобщения и переноса своих данных на другие ситуации, популяции и т.д.
Конечным этапом исследования является продукт исследования: курсовая работа, выпускная квалификационная работа, научный отчет, рукопись статьи, монография, письмо в редакцию научного журнала.
Сформулируем итог: экспериментальное исследование проводится по определенной схеме. Важнейшие его тапы: формулировка проблемы и выдвижение гипотезы, конструирование методики, отбор испытуемых, создание плана для контроля переменных, проведение эксперимента, обработка и интерпретация результатов, подготовка научного отчета.
Основные исследовательские стратегии.
Стратегический план исследования.Взависимости от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом объекте, а также ряда других факторов в каждом конкретном случае разрабатывается своя собственная стратегия поиска (стратегический план), которая определяет последовательность операций, осуществляемых исследователем.
Состояние знаний об изучаемом объекте определяет характер плана — поисковый, описательный и экспериментальный.
Поисковый планприменяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. В той области, где мало соответствующей научной литературы или ее нет, исследование начинается с общего поиска.
Поисковый план предполагает следующие основные подходы: изучение документов, опросы экспертов, осуществление наблюдений и других качественных исследований.
Работа по поисковому плану завершается более ясной и четкой формулировкой проблемы и выдвижением гипотез.
Описательный плансоциологического исследования применяется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу, т.е. гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого социального объекта. Цель плана состоит в том, чтобы проверить эту гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно-количественные характеристики изучаемого объекта. При описательном плане исследования, как правило, помимо изучения литературы, использования качественных методов, используются различного рода количественные подходы, например статистический анализ данных предыдущих исследований (вторичный анализ), массовые опросы населения или отдельных его групп, контент-анализ текстов и т. д.
Такое исследование заканчивается классификацией эмпирических данных, относящихся к структуре объекта.
Экспериментальный плансоциологического исследования применяется тогда, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана — установить причинно-следственные связи объекта, раскрыть не только структуру последнего, но и причины, обусловливающие его функционирование или развитие.
Элементы экспериментального плана фактически присутствуют в описательном плане. Явно или не явно социолог стремится разработать классификационные и структурно-функциональные гипотезы, опираясь хотя бы на чисто интуитивные представления о некоторых причинно-следственных связях изучаемых социальных объектов.
В реальной практике социологических исследований редко бывает так, что хотя бы один из трех описанных типов стратегического плана существует в чистом виде.
Исследовательские стратегии.При реализации вышеназванных стратегических планов социологи используют ряд специфических исследовательских стратегий.
Монографическое исследованиенацелено на изучение какого-либо социального явления или процесса на одном объекте, взятом самостоятельно или в качестве представителя целого класса подобных объектов. Например, город может рассматриваться и как самостоятельный объект исследования и как типичный представитель определенной группы городов.
Монографические исследования имеют особое значение при глубинном, системном изучении механизмов социальных закономерностей.
Сравнительное исследованиенацелено на изучение сходства или различий двух или нескольких объектов. Сравнение политических ориентации парламентариев Государственной Думы России и Верховной Рады Украины, факторов безработицы в Москве и Владивостоке и т. д. — примеры сравнительных исследований.
Сравнение и сопоставление явлений и процессов — одни из важнейших моментов практически любого социологического исследования. Однако во многих случаях сравнение выступает как специальная задача.
Выборочные исследованиянацелены на изучение какого-либо социального явления или процесса, на совокупности объектов отобранных по специальной процедуре из всей возможной совокупности объектов. Например, если объектом изучения являются некоторые социальные процессы в городах страны, то в случае монографического исследования необходимо было бы отобрать один «типичный» город и изучать проблему, ограничившись этими городом. В случае выборочного исследования необходимо из всей совокупности городов страны отобрать, основываясь на принципах выборочного метода, группу городов и изучать проблему на этой группе. Выборочный метод позволяет с некоторой вероятностью обобщить на всю совокупность.
Выборочный метод играет фундаментальную роль в социологических эмпирических исследованиях и, как правило, используется внутри каждой из вышеназванных исследовательских стратегий.
Каждая из вышеназванных стратегий может рассматриваться во временном аспекте.
Стратегии временных исследованийориентированы на изучение развития явлений и процессов во времени. Здесь следует различать три главные стратегии:
· При панельных исследованиях изучаются изменения во времени одних и тех же объектов, принадлежащих некоторой совокупности (индивидов, семей и т. д.). Например, если в первый раз базовое исследование включало выборочный опрос школьников десятых классов, то при повторении его через 10 лет надо вновь опросить этих, теперь уже бывших школьников. В результате мы имеем возможность зафиксировать как индивидуальные изменения, так и изменения в социальной когорте в целом.
· Трендовые (или повторные) исследования ориентированы на изучение изменений данной социальной группы как определенной целостности. В отличие от панельного исследования, при повторном опросе нет нужды сохранять в выборке тех же самых индивидов в изучаемой совокупности. Необходимо лишь обеспечить их принадлежность к одной и той же социальной группе.
· Когортные исследования изучают более специфические совокупности (когорты) в течение определенного времени. Типичной когортой является группа людей, родившихся в один и тот же год. В таком исследовании в выборку каждый раз могут попадать разные индивиды, однако все они должны принадлежать одной и той же когорте.
В последние годы в российской социологической литературе часто обозначают этот вид исследований как лонгитюдные.