Что такое стратегия поведения
Характеристика основных стратегий поведения
1. Принуждение (борьба, соперничество)
Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте, как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.
Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других и т.п. И, во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация «Кто кого…». Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия (учреждения) предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер. И в этих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.
2. Уход
Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка.
При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:
а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;
б) когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.
В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.
Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.
3. Уступка
Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.
Стратегия уступки имеет некоторое сходство и со стратегией принуждения. Это сходство заключено в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы, в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.
При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты.
При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь в виду, что она оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
4. Компромисс
Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.
Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию.
При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов.
Пассивный компромисс – это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе говоря, в конкретных условиях перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия. В предыдущем примере компромисс между двумя сотрудниками состоял в том, что никто из них не предпринимал ни прямых ни косвенных активных действий по отношению друг к другу. Через три месяца должность, на которую они претендовали, была сокращена, каждый остался при своих интересах, а отсутствие ненужных «баталий» позволило сохранить между ними нормальные отношения.
Анализируя стратегию компромисса, следует иметь в виду и то, что условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.
Понятие «компромисс» близко по своему содержанию к понятию «консенсус». Сходство их заключается в том, что и компромисс, и консенсус по своей сущности отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия. Поэтому при анализе и обосновании стратегии компромисса важно опираться на правила и механизмы достижения консенсуса в социальной практике.
5. Сотрудничество
Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.
Анализируя стратегию сотрудничества в конфликтном взаимодействии, следует учитывать некоторые обстоятельства.
Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.
7 эффективных стратегий поведения в конфликте
Все люди являются абсолютно разными, у них разное поведение, взгляды на определенные вещи, а также характер. Невозможно найти на этой планете ни одного человека, который бы имел с кем-то схожесть. Именно поэтому частым явлением в жизни являются конфликтные ситуации.
Для того, чтобы научиться решать конфликты и эффектно из них выходить, человек должен понять, как правильно себя вести в определенной ситуации. Большой ошибкой многих людей является то, что они начинают вести себя одинаково, не пытаясь ничего предпринять для изменения стратегии своего поведения.
По мнению Кеннета Томаса поведение, к которому прибегают люди во время конфликта имеют два основных вида. Первый заключается в желании субъекта отстоять свои интересы и позиции, во втором случае субъект пытается отстаивать чужие интересы. Исходя из этих ситуаций можно выделить 7 основных стратегий того, как ведут себя люди в конфликтных ситуациях, среди них:
Виды поведенческих стратегий при конфликтах
Соперничество проявляется тогда, когда субъект старается отстаивать свои интересы, не ориентируясь и не учитывая интересы оппонента. В данном случае человек полностью уверен в том, что победу в данном споре может одержать только один, поэтому он будет использовать все эффективные способы, чтобы гнуть свою линию до победного.
Используя этот метод субъект оказывает давление на оппонента, применяет обман, и старается, чтобы противоположный субъект поддался на провокацию. Такая стратегия является эффективной, однако, ее не следует применять, если в дальнейшем люди планируют долго общаться.
Способ приспособления часто выбирают неуверенные в себе люди. Они готовы уступить оппоненту, задвигая свои интересы на задний план. При этом способе субъектом часто используется лесть, а также отсутствуют какие-либо претензии к сопернику.
Суть этого способа заключается в том, что личность просто старается избежать конфликтной ситуации. Такое поведение может оказаться выигрышным, если суть конфликта не слишком важна и в дальнейшем с соперником не будут продолжаться никакие отношения.
Компромисс учитывает интересы обеих сторон и основывается на равенстве позиций. Главная задача такой стратегии – прийти к взаимовыгодному решению. Несмотря на пользу для обеих сторон, такую стратегию лучше использовать в случае промежуточного этапа, пока не нашлось другое решение.
Выбирая сотрудничество, субъект готов разрешить конфликт таким образом, чтобы окончательный исход был выгоден всем участникам конфликта. Для этого необходимо собрать информацию об участниках и предмете конфликта, обсудить ситуации и вместе найти пути решения. Такая стратегия помогает добиться взаимоуважения и взаимовыгоды.
Подавление становится возможным, если суть конфликта неясна или же это угрожает здоровью участников. Для этого нужно создать условия, которые препятствуют разжиганию конфликта, а также сократить количество оппонентов. Прибегая к такой стратегии, нужно грамотно рассчитать свои силы, во избежание усугубления ситуации.
Переговоры считаются наиболее популярным видом, при помощи которого можно решить практически любую конфликтную ситуацию. В данном случае необходимо избегать агрессии, тщательно обдумывать все действия, иметь посредника и проявлять внимание к позиции соперника. Выйти победителем из любого спора помогут навыки, которым можно научиться в курсе «Мышление Шерлока».
5 стратегий поведения в конфликтной ситуации
Трудно найти двух людей с абсолютно одинаковыми вкусами, привычками или интересами, поэтому в любых продолжительных отношениях между людьми рано или поздно возникают разногласия, противоречия, конфликтные ситуации.
С одной стороны, такие ситуации могут навредить существующим отношениям, но с другой, именно несовпадение во взглядах и существование нескольких мнений могут быть ресурсом, обогащающим отношения и способствующим укреплению доверия и взаимопонимания.
Чтобы конструктивно преодолевать существующие конфликты, надо знать о различных способах поведения в конфликте и уметь выбрать такой способ поведения, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации. Как правило, человек в конфликтной ситуации ведет себя единственным, привычным для него способом, и не догадывается о существовании других способов поведения.
Психолог К. Томас классифицировал все способы поведения в конфликте по двум критериям: стремление человека отстаивать собственные интересы (напористость) и стремление человека учитывать интересы другого человека (кооперация). На основании этих критериев К. Томас выделил пять основных способов поведения в конфликтной ситуации. Для удобства их можно представить и в виде образов животных:
Каждый из этих способов поведения имеет свои плюсы и минусы, может соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для других.
Соревнование – такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого. Человек, который следует этой стратегии, уверен, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного участника неизбежно означает поражение второго. Такой человек будет настаивать на своем во, чтобы то ни стало, а позицию другого человека не будет принимать во внимания.
Плюсы и минусы данной стратегии: упорное отстаивание своих интересов в ущерб интересов другого человека может помочь человеку временно удержать вверх в конфликтной ситуации. Однако к длительным отношениям (будь то дружеские отношения, отношения с любимым человеком, в семье, на работе и т.д.) такой подход не применим. Длительные отношения могут быть устойчивыми только в том случае, если учитываются желания и интересы всех участников, а проигрыш одного человека, как правило, означает проигрыш всех. В длительных отношениях возможны лишь элементы соревнования, при условии, что оно проводится честно и по заранее определенным правилам и его результаты не окажут сильного влияния на отношения между его участниками. В этом случае соревнование, может помочь оживить обстановку и заставить людей более активно добиваться своих целей.
Для такой стратегии характерен тип поведения, который образно можно представить поведением акулы в момент нападения. Этот тип поведения жестко ориентирован на победу, не считаясь с собственными затратами, что можно определить выражением «прет напролом». Предпочтение такого поведения в конфликте нередко объясняется подсознательным стремлением оградить себя от боли, вызываемой чувством поражения, т.к. эта стратегия отражает такую форму борьбы за власть, при которой одна сторона выходит несомненным победителем. Эта стратегия оказывается необходимой в том случае, если определенное лицо, обличенное властью, должно навести порядок ради всеобщего благополучия. Она, несомненно, оправдана, если кто-то берет контроль в свои руки, для того чтобы оградить людей от насилия или опрометчивых поступков. Однако стратегия поведения «Акулы» редко приносит долгосрочные результаты – проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле, или даже попытаться саботировать его. Тот, кто проиграл сегодня, может завтра отказаться от сотрудничества.
Тактические действия «Акулы»:
— жестко контролирует действия противника и его источники информации;
— постоянно и преднамеренно давит на противника всеми доступными средствами;
— использует обман, хитрость, пытаясь завладеть положением;
— провоцирует противника на непродуманные шаги и ошибки;
— выражает нежелание вступать в диалог, так как уверен в своей правоте, и эта уверенность переходит в самоуверенность.
При столкновении с таким типом поведения в конфликте нужно помнить, что «Акула» боится, когда о ней собирается информация, и старается перекрыть все информационные источники о себе, а также не хочет и боится открытого обсуждения проблемы конфликта, так как она ее не интересует, для нее важна лишь своя позиция. Вступая в конфликтный процесс, она предпочитает, чтобы другие избегали или улаживали конфликты.
— нетерпение к разногласиям и инакомыслию;
— ориентировка на сохранение того, что есть;
— боязнь нововведений, неоднозначных решений;
— боязнь критики своего стиля поведения;
— использование своего положения с цепью достижения власти;
— игнорирование коллективных мнений и оценок в принятии решений в критических ситуациях.
Приспособление – это такой способ поведения участника конфликта, при котором он готов поступиться своими интересами и уступить другому человеку ради того, чтобы избежать противостояния. Такую позицию могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание.
Плюсы и минусы данной стратегии: если предмет спора не так уж важен, а важнее сохранить хорошие взаимоотношения с другим человеком, то уступить, дать ему таким образом самоутвердиться может быть наиболее подходящим вариантом поведения. Но если конфликт касается важных вопросов, которые затрагивают чувства участников спора, то такую стратегию нельзя назвать продуктивной. Её результатом будет отрицательные эмоции уступившей стороны (злость, обида, разочарование и др.), а в долгосрочной перспективе потеря доверия, уважения и взаимопонимания между участниками.
Для наглядности этой стратегии поведения в конфликте дано условное название мягкой игрушки, которая безо всяких усилий с нашей стороны дает нам ощущение тепла и мягкости. Стратегия улаживания в конфликте направлена на максимум во взаимоотношениях и минимум в постижении личных цепей. Основной принцип поведения: «Все, что Вы хотите – только давайте жить дружно». Это установка на доброжелательность за счет собственных потерь, так называемая «игра в прятки», но, конечно, до определенного предела, так как инстинкт самосохранения сильно развит у всех людей. Часто такой стратегии придерживаются альтруисты, иногда внешне, а иногда по убеждению. Здесь важно соотношение сил противников. Если соотношение сил не в его пользу и дальнейшая борьба не имеет смысла, то происходит переориентация на установку, девиз которой: «Сдаюсь на милость победителя». Стратегия улаживания может быть разумным шагом, если конфронтация по поводу незначительных разногласий может вносить чрезмерный стресс во взаимоотношения на данном этапе или в том случае, если другая сторона не готова к диалогу. Бывают и такие случаи, когда нужно сохранить добрые отношения. Конфликты иногда сами разрешаются только за счет того, что мы продолжаем поддерживать дружеские отношения. В случае же серьезного конфликта стратегия поведения «Плюшевого мишки» приводит к тому, что не затрагиваются главные спорные вопросы и конфликт остается неразрешенным.
Тактические действия «Плюшевого Мишки»:
— постоянное соглашательство с требованиями противника, т.е. делает максимальные уступки;
— постоянная демонстрация непритязания на победу или серьезное сопротивление;
— потакает противнику, льстит.
— бесхребетность – отсутствие собственного мнения в сложных ситуациях;
— желание всем угодить, никого не обидеть, чтобы не было раздоров и столкновений;
— идет на поводу у лидеров неформальных групп, его поведением часто манипулируют;
— преобладает тенденция отвлекаться при участии в беседе.
Часто люди стараются избежать обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения «на потом». В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других.
В виде образа избегание можно представить как уклонение «черепаха».
Стратегия поведения «Черепахи» может быть, тем не менее, вполне разумным шагом, если конфликт не затрагивает прямых интересов человека или вовлеченность в него не отражается на его развитии. Такой шаг может быть также полезен, если он привлекает внимание к запущенной проблеме.
С другой стороны, такое поведение может толкнуть противника на завышение требований или ответный уход вместо принятия участия в совместном поиске решений, может также привести к непомерному росту проблемы. Нередко уклонение от конфликта сознательно или бессознательно применяется в качестве наказания, чтобы заставить другую сторону изменить свое отношение к конфликту.
Стратегия поведения «Черепахи» приводит к тому, что загоняются внутрь истинные причины и конфликт остается, он как бы смещается в другую плоскость, становится глубже и сложнее.
Неразрешенный конфликт опасен тем, что воздействует на подсознание и проявляется в нарастании сопротивления в самых различных областях, вплоть до заболеваний.
Тактические действия «Черепахи»:
— отказывается вступать в диалог, применяя тактику демонстративного ухода;
— избегает применения силовых приемов;
— игнорирует всю информацию от противника, не доверяет фактам и не собирает их;
— отрицает серьезность и остроту конфликта;
— систематически медлит в принятии решений, всегда опаздывает, так как боится делать ответный ход. Это ситуация упущенных возможностей.
— застенчивость в общении с людьми;
— нерешительность в критических ситуациях, действует по принципу: «Авось обойдется»;
— неумение предотвратить хаос и беспредметность в беседе.
Плюсы и минусы данной стратегии: хотя при компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, и этот исход можно назвать справедливым, необходимо помнить, что в большинстве случаев – компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью.
Для этой стратегии характерен тип поведения лисы, в котором сочетаются осторожность и хитрость. «Лиса» действует по принципу: «Я уступлю немного, если вы тоже готовы уступить». Взвешенность, сбалансированность и осторожность – основная установка этого типа поведения. Для данной стратегии одинаково значимы и личные цепи и взаимоотношения. Стремление в любом случае идти на нормализацию отношений является слабым местом этой стратегии в конфликте с «Акулой». Стратегия компромисса не предполагает анализа объема информации, «Лиса» терпит обмен мнениями, но чувствует себя неловко, т.к. у нее нет своей позиции, ее поведение зависит от уступок с другой стороны. Компромисс требует определенных навыков в ведении переговоров, чтобы каждый участник чего-то добился. Такое решение проблемы подразумевает, что делится какая-то конечная величина, и что в процессе ее раздела нужды всех участников не могут быть удовлетворены полностью. Тем не менее, раздел поровну нередко воспринимается как самое справедливое решение и, если стороны не могут увеличить размер делимой вещи, равноправное пользование имеющимися благами – уже достижение. Недостатки стратегии компромисса в том, что одна сторона может, например, увеличить свои претензии, чтобы потом показаться великодушной, или сдать свои позиции намного раньше другой. В таких случаях ни одна из сторон не будет придерживаться решения, которое не удовлетворяет их нужд. Если компромисс был достигнут без тщательного анализа других возможных вариантов решения, он может быть не самым оптимальным способом разрешения конфликта.
Тактические действия «Лисы»:
— торгуется, любит людей, которые умеют торговаться;
— использует обман, лесть для подчеркивания не очень выраженных качеств у противника;
— ориентирована на равенство в дележе, действует по принципу: «Всем сестрам – по серьгам».
— предельная осторожность в оценке, критике, обвинениях в сочетании с открытостью. Такие качества являются, несомненно, элементом высокой культуры личности;
— настороженное отношение к критическим оценкам других людей;
— ожидание мягких формулировок, красивых слов;
— желание убедить людей не выражать свои мысли слишком резко и открыто.
При выборе этой стратегии участник стремиться разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена.
Плюсы и минусы данной стратегии: стремление выслушать другого человека, понять его точку зрения, учесть его интересы и найти в спорной ситуации решение, устраивающее все стороны – необходимо в любых долгосрочных отношениях. Такой подход способствует развитию взаимного уважения, понимания, доверия, и, тем самым, делает отношения более прочными и стабильными. Если предмет спора важен для обоих участников, этот способ разрешения конфликта можно воспринимать как наиболее конструктивный. Отметим, что во многих ситуациях найти решение, устраивающее обе стороны, может быть очень трудно, особенно если противоположная сторона не настроена на сотрудничество, и в этом случае процесс разрешения конфликта может быть длительным и тяжелым.
Этой стратегии поведения в конфликте можно условно дать название птицы, которой люди издавна приписывали такие качества, как мудрость и здравый смысл. «Сова» открыто признает конфликт, предъявляет свои интересы, выражает свою позицию и предлагает пути выхода из конфликта. От противника ожидает ответного сотрудничества. Основной принцип данной стратегии: «Давайте оставим взаимные обиды, я предпочитаю. А Вы?». Стратегия сотрудничества направлена на конструктивное разрешение конфликта, то есть на работу с проблемой, а не с конфликтом. «Сова» не принимает тактики избегания, так как уважает партнера, она не эксплуатирует слабости «Черепахи» и «Плюшевого медвежонка», потому что стремится к диалогу в решении проблемы. По отношению к «Акуле» она тоже ведет себя честно, противопоставляет ей мирные средства и здравый смысл. «Сове» свойственна установка на прекращение конфликта ввиду его эскалации, в случае необходимости она склонна к переговорному процессу, где всегда имеет веер предложений-альтернатив. При использовании стратегии сотрудничества участники конфликта становятся равными партнерами, а не противниками, которые интересны друг другу как люди со своими индивидуальностями. Их всегда интересуют не только противоречивые потребности друг друга, но и их мотивация. Они стремятся к искренности в отношениях и максимальному доверию. Партнеры признают свой конфликт, подчеркивая общую основу для взаимодействия, которой может стать даже одно желание вместе найти выход из создавшейся ситуации. Они не занимаются взаимной перепалкой и обвинениями – в интересах дела эмоции отбрасываются. В ходе поиска совместных решений партнеры могут интересоваться историей возникновения конфликта, но это не является самоцелью. Они трезво оценивают свои возможности и поэтому склонны к посредничеству, а в случае необходимости – к переговорному процессу.
Тактические действия «Совы»:
— собирает информацию о конфликте, о сути проблемы, о противнике;
— ведет подсчет своих ресурсов и ресурсов противника для выработки альтернативных предложений;
— обсуждает конфликт открыто, не боится разногласий, старается опредметить конфликт;
— если противник предлагает что-то здравое, разумное, то это принимается.
— в любом конфликте направлен на решение проблемы, а не на обвинение личности;
— положительно относится к новациям, переменам;
— умеет критиковать, не оскорбляя личности, как говорят, «по делу», опираясь на факты;
— использует свои способности для достижения влияния на людей.
Лига психотерапии
4.2K постов 22.7K подписчиков
Правила сообщества
Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.
Задавайте любое количество уточняющих вопросов.
Ведите диалог уважительно.
Все посты и обсуждения по датам
Онлайн сейчас и за последние сутки
Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.
Интересно, но мне тут не хватает ёжика)
Классная тема, спасибо!
Навязчивые и дублирующие действия
Всем привет! Иногда возникает довольно интересный вопрос, а чем навязчивые действия отличаются от обычных, в чём же здесь принципиальные различия? Где граница между нормой и патологией?
Специально не уходил в дебри и попытался объяснить информацию максимально кратко. Всем спасибо за внимание. И берегите себя.
Формулы для расчёта тревожного расстройства и ОКР
К сожалению, при первом варианте упускается этиология (происхождение, основная причина) навязчивых мыслей или действий. Более того. Например, лёгкая и средняя депрессия могут тоже порождать навязчивости и добавлять баллы по шкале Йеля-Брауна. Даже обычная психотравма может показать в опроснике от 1 до 7 пунктов.
Всё это привело к соображениям, что под тревожными расстройствами и навязчивостями часто маскируются первопричины этих недугов.
Поэтому психологический или психиатрический диагноз «тревожное расстройство» есть смысл ставить тогда, когда по тесту Бека (на депрессию), по тесту Леонгарда (на личностные особенности и расстройства), по Роршаху (проверка на шизофрению и психозы) и по опроснику Тейлора (проверка на тревожность) нет особенных зацепок.
Можно рассчитывать по формулам и пяти методикам. Это неофициальные данные, из моих исследований, но они логичны, в них есть здравый смысл.
ТР (тревожное расстройство) = тест Йеля-Брауна (0-7 баллов, при беседе с психологом респондент не может вспомнить сильных психотравм) + тест Бека (нет депрессии) + тест Леонгарда (нет акцентуаций характера) + тест Роршаха (всё в пределах нормы) + опросник Тейлора (слабая или средняя тревожность).
Невротический ОКР = тест Йеля-Брауна (больше 8 баллов, но не более 24, при беседе с психологом респондент вспомнил несколько сильных психотравм)+ тест Бека (нет депрессии) + тест Леонгарда (значимая пара акцентуаций: тревожность и дистимичность) + тест Роршаха (одна или несколько карточек ассоциируются с тревожными образами) + опросник Тейлора (слабая или средняя тревожность).
Депрессивный ОКР = тест Йеля-Брауна (0-23 балла) + тест Бека (показывает слабую, среднюю или сильную депрессии) + тест Леонгарда (регистрирует дистимичность) + тест Роршаха (несколько карточек ассоциируются с кровью, депрессивностью, есть суицидальные мотивы) + опросник Тейлора (слабая или средняя тревожность).
Личностный (психопатический) ОКР = тест Йеля-Брауна (0-23 балла) + тест Бека (нет депрессии или слабая депрессия) + тест Леонгарда (циклотимная акцентуация, значимые для ОКР пары: застревающая и эпилептоидная акцентуации, эмотивная и эпилептоидная, циклотимная и экзальтированная; личностный ОКР может быть при пограничном расстройстве личности, которое можно рассчитать тоже по тесту Леонгарда) + тест Роршаха (много карточек ассоциируется с тревожными образами) + опросник Тейлора (слабая или средняя тревожность).
Следует понимать, что у человека может быть несколько разновидностей ОКР-ов (обсессивно-компульсивные расстройства в нескольких регистрах). Это сложные случаи и думаю, мы когда-нибудь их разберём.
Материал непростой, поэтому если что-то не понятно, пишите комментарии. Я здесь всё это написал с учётом той идеи, что вышеперечисленные тесты вы знаете, хотя бы раз в жизни их заполняли.
Всем спасибо за внимание и берегите себя.
Как правильно общаться?
Мне 19. Сколько я себя помню я был так называемым “одаренным ребенком”. Выигрывал различные олимпиады, учился в элитных школах, недавно вот на физтех поступил. И до недавнего времени я откровенно пренебрегал общением со сверстниками. А зачем? Что они мне могут интересного рассказать? Проще уж книжку почитать, в компьютерные игры поиграть… Да и, если честно, книги не такие опасные как люди – они тебя не оскорбят, не предадут, не будут над тобой смеяться. Конечно, друзья у меня все же были. Вот только, отбирал я их, похоже, по принципу любой более-менее норм чувак рядом. И их никогда не было больше одного-двух человек единовременно. Счастливые годы полового созревания (с 8 класса до первого курса) я провел в депрессии по поводу неразделенной любви. В это время даже с простым привет-пока я справлялся через силу.
Сейчас я заканчиваю второй курс. Я оклемался, освоился. И, когда я уже начал справляться с нагрузкой, которую дает мне физтех, я осознал в какой глубокой жопе я нахожусь. Мне не с кем встретиться, некому выговориться, некому довериться, не с кем побухать… У меня очень хорошая группа, там классные люди, вот только я не представляю как общаться с ними на действительно интересные темы. Наше общение не выходит за некие рамки: разговоры об учебе, о преподах, о быте. Мне такие темы откровенно скучны. Я искренне не понимаю о чем вообще можно говорить с людьми? Как находить эти интересные темы? Как при общении их поднимать и переходить от разговора ни о чем на что-то серьезное?
Все же стоит признать – я в общении не прям дуб-дубом. Сложно отрицать тот факт, что я умный и начитанный. Мне люди периодически говорят, что я довольно интересный собеседник, и вообще не похоже, что у меня есть какие-то проблемы. У меня возникает ощущение, что люди считают, что я ними так общаюсь потому что они просто мои знакомые, а где-то там у меня есть настоящие близкие друзья. Но на самом деле у меня никого нет. После учебы я просто еду домой, где кроме собаки меня никто не ждет. Я как будто держу других людей на некоей дистанции и не понимаю как к ним можно приблизиться. Как эту дистанцию сократить? Как начать общаться с одногруппниками за пределами учебного корпуса? Как начать общаться с кем-то кроме одногруппников?
Возможно, мои проблемы частично связаны с моими страхами. Я действительно боюсь делиться своими эмоциями, боюсь показаться слабым, боюсь встречаться с новыми людьми. Как мне справляться со своими эмоциями?
Я не жду от вас какой-то особой поддержки, или сверхценного знания. В первую очередь этот текст я написал для того, чтобы структурировать свои мысли и самому приблизиться к ответам на свои вопросы. Но если кто-то вдруг захочет объяснить технарю, который мыслит блок-схемами, теоремами и доказательствами как работает такая сложная штука как простое человеческое общение, то я буду очень благодарен.
Отличный план
5 сильных уловок психологического и эмоционального манипулирования
Важно отличать здоровое социальное влияние от психологического манипулирования. Здоровое социальное влияние происходит между всеми людей и является частью конструктивных отношений.
В психологической манипуляции один человек используется другим. Манипулятор сознательно создает дисбаланс сил и эксплуатирует жертву в своих целях.
Есть несколько сильнодействующих «уловок», которые манипуляторы часто используют, чтобы заставить других оказаться в невыгодном положении. Это не исчерпывающий список, а скорее набор определенных примеров принуждения:
1. Вытянуть вас из зоны вашего комфорта, в область своей привычной территории и погрузить в свою атмосферу.
Жизненный пример: назначить встречу в комфортном для себя, но не для вас месте. Человек, склонный к манипуляциям, может настаивать на том, чтобы вы встречались и взаимодействовали с ним в физическом пространстве, где он может проявить доминантность и контроль. Это может быть офис манипулятора, дом, машина или другое место, где он чувствует свою контролируемую территорию.
2. Поставить вас в позицию отвечать первым, заставить описать ситуацию, пояснить свои действия и так далее.
С целью выяснить исходный уровень информированности и найти слабые места в позиции, по которым бить и “цеплять за слова”. Жизненный пример более простой ситуации: многие продавцы задают вам общие и зондирующие вопросы, они устанавливают основу, на которой они могут затем оценить ваши желания и предпочтения.
3. Манипулирование сенсационными, серьезными и важными фактами, которые таковыми не являются и есть преувеличением, а часто откровенной ложью.
4. Повышение голоса и проявление отрицательных эмоций.
Нормальные социальные взаимодействия происходят обычно в ровном и спокойном или позитивно-приподнятом настроении. Некоторые люди повышают голос, показывая форму агрессивной манипуляции. Агрессивный голос часто сочетается с активным языком тела: возбужденными жестами, чтобы усилить воздействие.
5. Манипуляция неотложной срочностью в решении поставленной проблемы.
Когда говорят вам, что у вас мало времени для принятия решения. Оценивайте ситуацию по себе и знайте – вас могут намеренно провоцировать, пугая нехваткой времени. Это обычная тактика продаж и переговоров, когда манипулятор оказывает давление на вас, чтобы вы приняли решение до того, как вы оцените ситуацию правильно и выработаете свою взвешенную позицию.
Не все, кто действует следующим образом, могут намеренно манипулировать вами. У некоторых людей просто очень плохие манеры. Тем не менее, важно распознавать такое поведение в ситуациях, когда на карту поставлены ваши права, интересы и безопасность.
Разговор с незнакомцем
Доброго времени суток, уважаемые!
Я расскажу сегодня о недавней книжке известного нью-йоркского журналиста Малкольма Гладуэлла «Разговор с незнакомцем». Книга вышла пару лет назад и стала, подобно другим творениям автора, бестселлером. Её даже успели перевести на русский.
Подзаголовок гласит: «что мы должны знать о людях, которых мы не знаем».
В продолжение рассказа следует история Халида Шейха Мохаммеда, которого црушники запытали до такого состояния, что тот признался во всех мыслимых и немыслимых деяниях. Ну типа как Шурик был готов взять на себя развалины часовни. Из этого автор делает вывод об иллюзорности попыток найти истину в последней инстанции при общении с незнакомцами. Как по мне, довольно сомнительный вывод.
Один рецензент на Амазоне выразился: годное чтиво после отмены рейса в аэропорту, но не более. Коротко и ясно. Закрываем томик и без сожаления откладываем в сторону.