Что такое стратегия устойчивого развития
Устойчивое развитие: что это такое и в чем его значимость
Длительное глобальное развитие экономики, нацеленное только на максимизацию прибыли и минимизацию издержек и не имеющее других фундаментальных основ, привело к серьезной деградации природной, социальной и даже духовной среды. Экологические проблемы, глобальное изменение климата, социальное и гендерное неравенство — только часть системных кризисов и глобальных вызовов, с обострением которых столкнулись страны, корпорации и люди в конце XX — начале XXI века. Это столкновение привело к пересмотру глобального взгляда на мир и осознанию важности устойчивого развития.
Что такое устойчивое развитие, которое обсуждается на международном уровне под эгидой ООН уже 40 лет, но в последние годы стало особенно актуальным для бизнеса и государственного управления?
С чего все начиналось
Мысли об ограниченности природных ресурсов и необходимости сдерживать бесконтрольный рост потребления впервые были высказаны еще древнегреческими философами. Но обычно понятие устойчивого развития связывают с английским священником и экономистом Томасом Робертом Мальтусом. В начале XVIII века Мальтус высказал гипотезу о том, что рост населения происходит в геометрической прогрессии, а рост производства продуктов питания и ресурсов — в арифметической и это в долгосрочном периоде приводит к бедствиям: голоду, войнам и даже революциям.
Особо бурный всплеск идей об ограниченности природных ресурсов и важности осознанного производства и потребления произошел спустя 170 лет после публикации первых работ Мальтуса. В 1972 году международная общественная организация «Римский клуб» выпустила первый доклад — знаменитые «Пределы роста» (The Limits to Growth) — результаты математического моделирования исчерпания природных ресурсов вследствие роста населения. Модель содержала 12 сценариев, пять из которых описывали катастрофическое снижение населения до 1-3 млрд человек из-за избыточного роста потребления, а семь сценариев были благоприятнее и опирались на повышение экологической, демографической и социальной осознанности человечества.
В том же 1972 году была создана Программа Организации Объединенных Наций (ООН) по окружающей среде, положившая начало обсуждению экологических проблем на глобальном уровне.
Не экологией единой
Текущее понимание устойчивого развития утвердили в 1983 году, когда ООН созвала Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию, названную позже комиссией Брундтланд (по фамилии председателя). Утвержденный комиссией термин «устойчивое развитие» (sustainable development) и его объяснение через связь поколений широко используется по сей день, хотя, к слову, довольно противоречиво в переводе на русский язык.
Устойчивое развитие — комплекс мер, нацеленных на удовлетворение текущих потребностей человека при сохранении окружающей среды и ресурсов, то есть без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Устойчивое развитие возможно при равновесии трех основных составляющих: экономический рост, социальная ответственность и экологический баланс. Согласно программному документу ООН «Повестка дня в области устойчивого развития» от 2015 года, выделяется 17 целей устойчивого развития. Не все из них одинаково актуальны для разных частей мира, однако их достижение в целом позволит повысить качество жизни нынешних и будущих поколений.
Существенный вклад в устойчивое развитие внесли социальные медиа и всеобщая открытость. Когда контент может создавать каждый, а распространяется он моментально, не могут быть скрыты крупные экологические катастрофы или акты социального неравенства — все получает максимальную огласку. В итоге осознанность людей во всем мире привела к тому, что устойчивое развитие стало частью нашей жизни и повесткой не только для международных организаций и стран, но и компаний. Декларируемые ООН цели устойчивого развития все активнее внедряются в стратегии развития компаний, в том числе и российских.
Начавшаяся с крупных компаний повестка устойчивого развития бизнеса увеличивает социальную, экономическую и экологическую ответственность компаний — от прямых инвестиций в медицинскую и социальную сферы до улучшения качества жизни через социальные программы для локальных сообществ коренных жителей, затронутых добывающей промышленностью. Исследования последних лет показывают, что приверженность принципам устойчивого развития в компаниях делает сотрудников более лояльными, особенно представителей поколения Z и миллениалов: в меняющемся мире компаниям необходимо быть более осознанными для того, чтобы их выбирали молодые сотрудники.
А что в России?
Об устойчивом развитии на территории России можно сказать, что российские компании зачастую не уступают мировым в уровне и применении решений: девять из десяти зарубежных инвесторов обращают внимание на приверженность компании целям устойчивого развития.
Но существует страновая специфика, которую большинство исследователей не учитывают при замерах. Географические, социально-экономические и институциональные особенности развития стран влияют на важность восприятия и реагирования на различные цели устойчивого развития. Например, российские компании долгое время концентрировались на экологической составляющей устойчивого развития. Но в последнее время все чаще обращаются к целям устойчивого развития городов, образованию и росту качества жизни в охватываемых территориях.
Так, группа ЧТПЗ профинансировала разработку мастер-плана по благоустройству и развитию городской среды Первоуральска Свердловской области, где находятся предприятия компании. Документ предусматривает создание концепции качественной среды для горожан разного возраста, стратегические направления преобразования общественных пространств, а также дорожную карту развития, которая будет способствовать привлечению в город человеческого капитала.
Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) вкладывается в улучшение городской среды в Магнитогорске и строит не имеющий аналогов в мире парк «Притяжение» размером в 400 га. На территории парка сконцентрируются современные спортивные, медицинские, музейные, образовательные и культурные объекты.
И это только два примера, а их на самом деле десятки. По разным данным, в стратегии развития подавляющего большинства (свыше 90%) крупнейших российских компаний внедряются цели устойчивого развития.
Среднему бизнесу этот процесс только предстоит — тем интереснее наблюдать за ним сейчас.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
30 самых экологичных компаний России. Рейтинг Forbes
30 самых экологичных компаний России. Рейтинг Forbes
Как и зачем компании внедряют принципы устойчивого развития
Что такое устойчивое развитие
Долгое время у мировой экономики было только две цели — получить как можно больше прибыли и максимально сократить производственные издержки. В результате ухудшилась экологическая ситуация: вымерло 8% животных, вырублено 420 млн га лесов, пресной воды стало на треть меньше, а среднемировая температура выросла на 1,5 °C по сравнению с доиндустриальным временем.
В 1992 году на саммите ООН в Рио-де-Жанейро была сформулирована стратегия «устойчивого развития». Тогда ее описали в общих чертах, и главы 193 государств договорились, что будут развивать экономику без вреда для окружающей среды и сохранять природные ресурсы для будущих поколений.
В 2015 году на новом саммите ООН были определены более конкретные цели устойчивого развития, которые должны быть достигнуты к 2030 году. Глобально их можно разделить на две группы:
Каждые два года ООН встречается с делегациями из разных стран, чтобы обсудить темпы выполнения задач. На примере некоторых принципов разберемся, какие действия предпринимают государства и отдельные компании, чтобы достичь устойчивого развития.
Принцип 1. Недорогая и чистая электроэнергия
Сегодня человечество пользуется в основном невозобновляемыми природными ресурсами, и они стремительно заканчиваются. В 2021 году «день экодолга» — когда заканчиваются воспроизводимые Землей на год ресурсы — наступил 29 июля, это значит, что следующие пять месяцев мы забираем ресурсы у будущих поколений.
Чтобы не истощать запасы нефти, газа, урановой руды и угля, многие страны переходят на альтернативные источники электроэнергии. Они получают ее от солнца, воды (колебания волн, приливов и отливов), ветра, биомассы (метана из отходов растениеводства и животноводства), а также из недр земли (энергию, которую дают гейзеры).
Ученые каждый год придумывают новые изобретения и конструкции, которые помогут добывать возобновляемую энергию. Например, в 2019 году британская компания Mocean Energy представила прототип установки для получения электроэнергии из морских волн. А в 2020 году американские ученые разработали Air-gen — генератор, который создает электричество из влаги и воды.
По данным отчета о состоянии энергетики, только за 2019 год были установлены объекты возобновляемой электроэнергии общей мощностью 200 ГВт. Это рекорд за все время существования концепции устойчивого развития.
Принцип 2. Ответственное потребление и производство
Согласно отчету Международного союза охраны природы, каждый год в мире производится более 300 млн т пластика, больше половины — это одноразовые товары и упаковка. На Россию приходится примерно 3 млн т, из них 90% отправляется на полигоны. Там мусор разлагается сотни лет, например, пластиковые бутылки из-под воды полностью исчезают только за 450 лет.
Пластик загрязняет почву, прибрежные зоны и воду. В 2019 году члены экспедиции Greenpeace собрали 3 975 фрагментов мусора на берегу Байкала и рассортировали его. 86,6% оказалось пластиком, а 87% от этого количества — одноразовой посудой.
Экологи из организации Global Alliance for Incinerator Alternatives (GAIA) считают, что лучший вариант — одновременно налаживать переработку пластика и сокращать его производство. Многие компании поддерживают эту точку зрения. Например, PepsiCo в своей новой стратегии pep+ отмечает ключевые направления работы: сокращение первичного пластика, использование переработанных материалов, распространение новых бизнес-моделей с отказом от одноразовой упаковки, развитие инфраструктуры по сбору и переработке упаковки.
К 2022 году PepsiCo планирует выпускать напитки Pepsi в упаковке из полностью переработанного пластика (rPET) в 11 странах Европы. Компания также отказалась от пластиковых крышек на некоторых видах молочной продукции — «Имунеле» и «Домик в деревне». А еще к концу 2021 года в перерабатываемой упаковке будут выпускать напиток Mountain Dew. Уже сейчас компания использует около 30% переработанного пластика rPET в упаковке напитков и некоторых молочных продуктов.
Кроме того, PepsiCo старается сокращать одноразовую упаковку и другими методами, например, предлагает пользователям установить у себя дома аппараты для производства напитков SodaStream. С их помощью из обычной водопроводной воды можно за несколько секунд сделать газированную и ароматизированную, как из магазина.
Принцип 3. Рациональное использование водных ресурсов
Деятельность человека сильно изменила экосистемы водоемов за последние 50 лет. Из-за выбросов общемировые запасы пресной воды сократились с 90% до 69%.
Загрязнение водоемов и береговой линии вредит не только экологии, но и здоровью человека. Например, из-за сброса нечистот возникает микробное заражение, которое каждый год забирает 4 млн человеко-лет. Чтобы исправить ситуацию, ООН берет морские ресурсы под охрану, например, не допускает сбросов сточных вод и незаконной ловли рыбы. В 2010 году под национальной юрисдикцией было 8% мировых морских вод, в 2020-м — уже 17%. Большая часть ресурсов сосредоточена в Океании, Латинской Америке и Карибском бассейне.
Также ООН призывает развивать научное сотрудничество между странами, это поможет сократить последствия закисления океана. Из-за деятельности человека в него регулярно попадает углекислый газ, и это приводит к гибели многих организмов, например кораллов, морских ежей, атлантической трески.
Принцип 4. Сохранение экосистем суши
По данным отчета о глобальной оценке биоразнообразия и экосистем за 2019 год, почти 1 млн животных находится под угрозой полного исчезновения — 22% от всех существующих видов. Это происходит в результате деятельности человека: только с 1990 года из-за сельского хозяйства было потеряно около 420 млн га лесов, а это влияет на биоразнообразие.
Если не заботиться о состоянии почв, они станут скудными и не смогут давать такой же хороший урожай, как раньше. Значит, придется вырубать больше лесов и еще сильнее сокращать видовые популяции. Совсем отказаться от земледелия не получится: оно влияет на качество жизни 2,6 млрд человек, посевные культуры — основа их рациона.
Некоторые компании внедряют практики устойчивого земледелия, чтобы остановить деградацию почв и не вырубать под свои нужды новые леса. Например, PepsiCo планирует внедрить практики устойчивого земледелия более чем на 3 млн га и сократить выбросы углекислого газа от молочного животноводства. Компания продвигает бережное отношение к почве и призывает своих поставщиков чередовать сельхозкультуры на разных полях, использовать «зеленые» удобрения, а не химикаты, отслеживать состояние земель с помощью ИТ-технологий, чтобы вовремя заметить болезни растений или истощение почвы.
Принцип 5. Хорошее здоровье и благополучие
Пандемия COVID-19 показала, что, несмотря на быстрое развитие науки, в развивающихся странах система здравоохранения не соответствует мировым стандартам. В связи с этим ООН скорректировала задачи до 2030 года и сосредоточила внимание на увеличении финансирования в области медицины.
По словам потребителей по всему миру, во время пандемии COVID-19 они поняли, что хотят перейти на более здоровые продукты. В 2020 году IFIC (международная некоммерческая организация, которая занимается вопросами питания) провела опрос, который показал: по сравнению с 2010 годом 54% респондентов стали больше заботиться о том, что они едят и пьют.
В ответ на это многие компании стараются производить более полезные и низкокалорийные продукты — из растительных белков, цельнозерновых злаков, нута и орехов. Например, в 2019 году «PepsiCo Россия» вместе с другими ответственными участниками отрасли подписала обязательства по снижению сахара в напитках. К концу 2020 года компания добилась того, что доля напитков с нулевой калорийностью в производстве составила 15%, а со сниженной калорийностью — 8%.
Также PepsiCo использует для своих продуктов более полезные растительные масла, а ассортимент чипсов пополнился снеками, которые не жарят, а выпекают.
Что такое стратегия устойчивого развития
Устойчивое развитие (sustainable development) — концепция, зародившаяся в 1970-1980 годы на фоне признания мировым сообществом проблем развития общества и науки, ограниченности природных ресурсов и экологической обстановки.
Условно говоря, устойчивое развитие — это такое развитие, при котором текущая деятельность и удовлетворение потребностей современного общества не наносит вреда для последующих поколений, а находит баланс между ними. Именно в такой формулировке в 1987 г. в докладе комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» впервые прозвучало название концепции.
Сейчас, под «устойчивым развитием» понимают экономический рост, который не наносит вреда окружающей среде, и способствует разрешению социальных проблем, находя баланс между экономическим, экологическим и социальным развитием.
Цели в области устойчивого развития
«Повестка дня в области устойчивого развития» — документ, подготовленный в ООН в 2015 году. Он содержит ближайшие цели до 2030 года, к которым нужно стремиться обществу, обозначая его основные проблемы, решением которых могут и должны озаботиться каждая страна и субъект в отдельности.
«Цели в области устойчивого развития являются своеобразным призывом к действию, исходящим от всех стран — бедных, богатых и среднеразвитых. Он нацелен на улучшение благосостояния и защиту нашей планеты. Государства признают, что меры по ликвидации бедности должны приниматься параллельно усилиям по наращиванию экономического роста и решению целого ряда вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства, а также борьбе с изменением климата и защите окружающей среды»
Устойчивое развитие в России
Кроме 17 целей, концепция содержит 169 конкретных задач, сформулированных в форме рекомендаций глобального характера, но при этом, правительство каждой страны устанавливает свои собственные национальные задачи, руководствуясь глобальными пожеланиями, но принимая во внимание национальные условия. Каждая страна решает, как обеспечить учет этих глобальных задач в форме рекомендаций в процессах национального планирования, мерах и стратегиях.
В 2016 г. Аналитический центр при Правительстве РФ подготовил доклад о человеческом развитии в Российской Федерации. Так же существует его краткая версия.
В этом докладе большинство целей из списка ООН рассматриваются в разрезе нашей страны: анализируется текущая ситуация, оценивается прогресс в их достижении и намечаются потенциальные пути развития.
Авторы доклада отмечают, что авторы отдельных глав имели возможность выбрать из массы индикаторов ООН те, которые важны для России (и поддаются статистическому и качественному анализу).
26 июня 2020 года, на сайте ООН опубликован первый Добровольный национальный обзор достижения РФ Целей устойчивого развития. В нём представлены результаты мониторинга социально-экономического развития России за период с 2015 года. Текст на русском языке доступен на сайте Министерства экономического развития РФ.
Устойчивое развитие и бизнес
Успешное внедрение и реализация целей и задач устойчивого развития во многом зависит от прямого участия в этом бизнеса.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выделяет следующие направления вовлечения бизнеса в деятельность по достижению ЦУР:
Так отмечается, что компании, которые станут применять в своей работе принципы Устойчивого развития, смогут лучше управлять своими рисками, прогнозировать рынок, выстраивать надежные и доверительные отношения с партнерами и работниками и тем самым обеспечивать себе конкурентные преимущества, в том числе бо́льшую инвестиционную привлекательность.
С тех пор, как РФ поддержала инициативу ООН, российский бизнес начал активно включаться в повестку и интегрировать цели устойчивого развития в свою деятельность. В том же обзоре достижений Российской Федерацией целей устойчивого развития представлено более 40 успешных кейсов российских компаний.
Принципы ЦУР в стратегии ГК «Центр Корпоративной Медицины»
Группа Компаний «ЦКМ» является участником Глобального договора ООН.
В своей деятельности мы руководствуется десятью принципами Глобального договора в области прав человека, трудовых отношений, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией; Целями Устойчивого Развития (ЦУР) и рекомендациями ВОЗ.
С.А. Антипов, генеральный директор ГК ЦКМ
Приоритеты компании в рамках Устойчивого развития:
1. Экологическая устойчивость. Безопасное управление отходами
В первую очередь, достигается через создание и внедрение безопасного управления отходами медицинской деятельности.
Согласно Экологической политике Компании, при выборе различных методов переработки (систем утилизации медицинских отходов) приоритет отдается методам, которые помогают сократить до минимума формирование или высвобождение химикатов или опасных выбросов.
В настоящий момент активно ведется разработка портативного утилизатора для здравпунктов с возможностью безопасного обеззараживания отходов методом автоклавирования с их последующей деструктуризацией, что позволит быстро и безопасно перевести опасные медицинские отходы в «бытовые».
Выбирая расходные медицинские материалы, по рекомендациям ВОЗ, приоритет отдается материалам, технологиям и оборудованию безопасным для окружающей среды, сертифицированных в соответствии с российскими и международными экологическими стандартами.
2. Качество оказания медицинской помощи. Отсутствие смертей на производстве.
Компания придерживается 4-х основных критериев качества медицинской помощи: эффективная и своевременная помощь, эффективное использование ресурсов, удовлетворение потребностей пациентов и результативность лечения.
Управление качеством достигается через:
3. Социальная активность и партнерство. Социальная ответственность
Совместно с нашими Заказчиками мы внедряем в их бизнес-структуру интегрированную систему здоровьесбережения, которая позволяет влиять на ключевые показатели устойчивого развития. В будущем, это позволяет продлить профессиональное долголетие работников и сформировать благоприятные условия для них.
Компания ЦКМ рассматривает Устойчивое развитие как свою социальную миссию, а реализацию ЦУР как долгосрочную перспективу, отвечающую экономическим интересам бизнеса.
Стратегия устойчивого развития до 2030 года: достижение отраслевых целей и задач
Цели в области устойчивого развития (ЦУР) составляют основу Стратегии в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятой международным сообществом 25 сентября 2015 года, новой основы развития, которая нацелена на преобразование мира и будет определять направление развития на глобальном, региональном и национальном уровнях. Представление Организации Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) о путях решения сегодняшних экономических, социальных и экологических проблем закреплено в Лимской декларации, принятой в декабре 2013 года. На этой основе Организация стремится к инклюзивному и устойчивому промышленному развитию (Inclusive and Sustainable Industrial Development, ISID), чтобы в полной мере использовать потенциал промышленности для обеспечения долгосрочного процветания для всех. ISID подразумевает, что каждая страна достигнет более высокого уровня индустриализации в своей экономике и получит выгоду от глобализации рынков промышленных товаров и услуг; в рамках экологически устойчивых основ будет поддерживаться более широкий экономический и социальный рост; уникальные знания и ресурсы всех участников процесса развития будут объединены для максимизации влияния ISID на развитие.
В рамках ЦУР № 9 государства члены Организации Объединённых Наций призывают международное сообщество «создать прочную инфраструктуру, содействовать обеспечению всеохватной и устойчивой индустриализации и внедрению инноваций». Таким образом, ISID может служить главным двигателем не только для создания рабочих мест и экономического роста, но также для передачи технологий, потоков инвестиций и развития навыков, что также было признано в Аддис-Абебской программе действий третьей Международной конференции по финансированию развития, состоявшейся в июле 2015 года. В соответствии с обновлённым кругом полномочий, предоставленным как ЮНИДО, так и системе развития Организации Объединённых Наций, программный подход ЮНИДО определяется тремя взаимосвязанными тематическими приоритетами, каждый из которых представляет различные аспекты ISID: достижение общего процветания, содействие экономической конкурентоспособности и охрана окружающей среды.
Руководствуясь вышеуказанными приоритетами, в данном докладе ЮНИДО подробно раскрывает свои конкретные цели и задачи в достижении каждой из ЦУР. Так, в рамках достижения ЦУР № 1 «Повсеместная ликвидация нищеты во всех её формах» ЮНИДО планирует к 2030 году искоренить крайнюю нищету для всех людей во всём мире, в настоящее время определяемую как доход, составляющий менее чем 1,25 доллара в день; сократить как минимум вдвое долю мужчин, женщин и детей всех возрастов, живущих в нищете во всех её степенях в соответствии с национальными определениями, и т. д. Для достижения ЦУР № 4 «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех» ЮНИДО планирует к 2030 году гарантировать всем детям получение бесплатного, справедливого и качественного начального и среднего образования, что обеспечит соответствующие эффективные результаты обучения; гарантировать равный доступ для всех женщин и мужчин к недорогому и качественному техническому, профессиональному и высшему образованию, включая университетское, и т. д.