Что такое стратегия в экономике

Стратегия экономического развития

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие стратегии и ее виды

Стратегия представляет собой комплексный план по управлению, задача которого состоит в обеспечении координации усилий по укреплению положения компании на рынке, успешной конкуренции, достижению глобальных целей. Основа процесса выработки стратегии – это тщательное изучение вариантов направлений развития хозяйственной деятельности, он позволяет выбрать общее направление, обслуживаемые потребности, осваиваемые рынки, привлекаемые ресурсы, методы конкуренции и т.д.

Стратегия экономического роста устанавливает стратегические цели, определяет долговременные установки, направления развития. Чтобы достичь стратегических целей, необходимо разработать стратегическую долгосрочную программу на основе сформированных правил, способов использования ресурсов, заинтересованности участников данной программы.

Проектирование стратегических решений состоит из:

Готовые работы на аналогичную тему

Стратегические подходы можно подразделить на следующие основные типы:

Государственная экономическая стратегия определяет изменение приоритетов и трансформацию инструментов государственного вмешательства в экономические процессы для осуществления политической стратегии.

Таким образом, экономические стратегии – это набор правил по принятию решений, которые составляют основу деятельности фирмы или предприятия.

Виды экономических стратегий представлены на рисунке 1.

Предпосылки глобализации отечественной экономики

Глобализация представляет собой увеличение объемов хозяйственных связей в мире, которое сопровождается усилением экономической зависимости государств. Глобализация проявляется в виде опережающего роста объемов мировой торговли по отношению к материальным производства, увеличения инвестиционных и финансовых потоков.

Причиной глобализации мировой экономики является целый ряд факторов, которые связаны с качественными изменениями в материальных производствах и инфраструктурной сфере.

Модернизация рынка – это переход экономики к новой технологической основе и одновременное формирование адекватного механизма хозяйствования. Известны два вида модернизации:

Для отечественной экономики характерен второй тип.

Экономическое развитие России имеет свои особенности:

«Догоняющее» развитие экономики может осуществляться на базе двух стратегий: импортозамещающей и экспортоориентированной.

Приоритетом в первой выступает создание диверсифицированных комплексов промышленности, которые призваны наполнить внутренний рынок, а уже затем заняться экспортом. Во главе второй стоит международная промышленная кооперация.

В 21 веке Россия придерживается импортозамещающей стратегии.

Стратегия 2020

Основой стратегии 2020 является новая модель экономического роста и новая социальная политика. Необходимость в новой модели роста возникла потому, что прежняя, опиравшаяся на быстрое увеличение внутреннего спроса и рост цен на продукцию, исчерпала себя. При этом новая социальная политика невозможна без новой модели экономического развития. Для России требуется прирост темпов развития минимум на 5%. Однако, данный рост должен основываться не на перераспределении ресурсов и экспорте сырья.

Основная идея стратегии – маневр, позволяющий задействовать ранее неиспользованные факторы конкурентоспособности, такие как: человеческий и научный потенциал. В новой социальной политике должны учитываться интересы социально незащищенных слоев общества, а также способных реализовать инновационный потенциал.

Построение новой модели роста должно сопровождаться последовательным снижением инфляции, принятием бюджетных правил, которые регулируются бюджетные расходы в зависимости от долгосрочных цен на нефть.

Основной задачей стратегии 2020 является частичная смена приоритетов в бюджетных расходах к 2020 году, а именно: увеличение финансирования человеческого капитала и инфраструктуры на 4% ВВП, при сокращении других расходов на это же значение.

Источник

EREPORT.RU

мировая экономика

Понятие стратегии. Классификация стратегий. Выбор стратегии

«Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.»

«Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.»

Существует четыре основных типа стратегий:

По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. «Она включает общие принципы, на основе которых менеджеры данной организации могут принимать взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей в долгосрочном периоде.»

Существуют четыре различные группы правил:

Основные отличительные особенности стратегии выделил И. Ансофф:

Уровни стратегии в организации:

«Первый уровень – корпоративный – присутствует в компаниях, действующих в нескольких сферах бизнеса.» Здесь принимаются решения о закупках, продажах, ликвидациях, перепрофилировании тех или иных сфер бизнеса, рассчитываются стратегические соответствия между отдельными сферами бизнеса, разрабатываются планы диверсификации, осуществляется глобальное управление финансовыми ресурсами.

Второй уровень – сферы бизнеса – уровень первых руководителей недиверсифицированных организаций, или совершенно независимых, отвечающих за разработку и реализацию стратегии сферы бизнеса. На этом уровне разрабатывается и реализуется стратегия, базирующаяся на корпоративном стратегическом плане, основной целью которой является повышение конкурентоспособности организации и ее конкурентного потенциала.

Третий – функциональный – уровень руководителей функциональных сфер: финансов, маркетинга, НИОКР, производства, управления персоналом и т.д.

Четвертый – линейный – уровень руководителей подразделений организации или ее географически удаленных частей, например, представительств, филиалов.

Недиверсифицированная организация имеет, соответственно, три уровня стратегий.

Разнообразие стратегий, применяемых в стратегическом управлении, весьма затрудняет их классификацию. Среди классификационных признаков наиболее существенны следующие:

Усложняющим фактором является то, что большинство стратегий не могут быть однозначно определены по одному из признаков.

Забелин П. В. и Моисеева Н. К. предлагают классифицировать все стратегии по трем признакам:

Оценка и контроль выполнения стратегии

И. Ансофф в своей книге «Стратегическое управление» формулирует следующие принципы стратегического контроля:

Источник

СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

Смотреть что такое «СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ» в других словарях:

стратегия (экономическая) — долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты … Словарь экономических терминов

СТРАТЕГИЯ — (strategy) План действий в условиях неопределенности. Это набор правил, согласно которым предпринимаемые действия должны зависеть от обстоятельств, включая естественные события и действия других людей. Доминирующая стратегия (dominant strategy)… … Экономический словарь

Экономическая политика — система экономических мероприятий, осуществляемых государством в интересах господствующего класса в досоциалистических формациях, в интересах всего общества при социализме, область экономической науки. Социальное содержание Э. п., её цели … Большая советская энциклопедия

Стратегия государства — Стратегия государства стратегия, определяющая направленность изменений баланса сил социальных слоев на определенном этапе исторического развития. Исходя из стратегических задач, государство поддерживает общественный порядок, регламентирует… … Википедия

Стратегия (математика) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стратегия. В теории игр стратегия игрока в игре или деловой ситуации это полный план действий при всевозможных ситуациях, способных возникнуть. Стратегия определяет действие игрока в любой… … Википедия

СТРАТЕГИЯ НИЗКИХ ИЗДЕРЖЕК — экономическая политика, основанная на снижении издержек производства и обращения товара … Энциклопедический словарь экономики и права

Экономическая стратегия — Сюда перенаправляется запрос Стратегическая игра. На тему «Стратегическая игра» нужна отдельная статья. Стратегическая игра популярный жанр компьютерных игр, в котором залогом достижения победы является планирование и стратегическое мышление.… … Википедия

стратегия — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? стратегии, чему? стратегии, (вижу) что? стратегию, чем? стратегией, о чём? о стратегии; мн. что? стратегии, (нет) чего? стратегий, чему? стратегиям, (вижу) что? стратегии, чем? стратегиями, о… … Толковый словарь Дмитриева

Экономическая культура — совокупность элементов и феноменов культуры, экономического сознания, поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни общества. Структурные элементы экономической культуры сознание, поведение,… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

Стратегия (теория игр) — У этого термина существуют и другие значения, см. Стратегия (значения). В теории игр стратегия игрока в игре или деловой ситуации это полный план действий при всевозможных ситуациях, способных возникнуть. Стратегия определяет действие… … Википедия

Источник

Экономическая стратегия

Понятие и сущность экономической стратегии. Технология планирования экономической стратегии предприятия. Обеспечение устойчивого экономического роста и развития предприятия, повышения конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.

РубрикаМенеджмент и трудовые отношения
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления13.01.2012
Размер файла94,8 K

Что такое стратегия в экономике. Смотреть фото Что такое стратегия в экономике. Смотреть картинку Что такое стратегия в экономике. Картинка про Что такое стратегия в экономике. Фото Что такое стратегия в экономике

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие и сущность экономической стратегии

1.2 Технология планирования экономической стратегии предприятия

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ОАО «СЫЗРАНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»

Актуальность темы исследования заключается в том, что по мере экономического реформирования предприятия в руководстве им все большую роль играет стратегическое управление. В условиях рыночной экономики важное значение для предприятия приобретают вопросы формирования и реализации экономической стратегии. Грамотно сформированная стратегия позволяет предприятию достоверно оценить экономические возможности своего развития и роста, сконцентрировать стратегические ресурсы на наиболее перспективных направлениях его деятельности. Стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.

Но анализ хозяйственной практики свидетельствует, что вопросы выработки эффективной стратегии пока еще являются одной из наиболее важных проблем, осложняющих экономическое положение предприятий. Экономическое реформирование предприятия будет успешным и приведет к улучшению его экономического состояния только в том случае, если на предприятии будет сформирована и осознана комплексная стратегия его развития. Именно продуманная и прошедшая определенные процедуры утверждения стратегия должна стать основой составления системы бизнес-планов предприятия.

Ввиду особой формы обобщения широкого диапазона выводов об экономическом положении предприятия результаты экономического анализа и стратегической оценки позволяют использовать их при рассмотрении концептуальных основ деятельности и формировании оптимальной стратегии хозяйственного развития. Если раньше существенная часть проводимой на предприятии аналитической работы была связана с текущим оперативным управлением, а стратегический анализ носил эпизодический характер, то теперь в рамках формирования экономической стратегии развития необходимо использовать, прежде всего, методический аппарат стратегического анализа.

Особую актуальность теме настоящего исследования придает необходимость стабилизации экономического положения большинства российских предприятий и их перехода на стратегию устойчивого экономического роста. Несмотря на то, что каждое предприятие является уникальным и имеет свои специфические особенности, в условиях современной экономики существенно возрастает значение общих методологических принципов и положений планирования и реализации экономической стратегии.

В связи с этим целью курсового проекта является рассмотрение планирования экономической стратегии предприятия.

Для конкретизации цели необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть понятие и сущность экономической стратегии, ее функции и особенности;

— охарактеризовать основные составляющие экономической стратегии;

— изучить технологию планирования экономической стратегии;

— рассмотреть особенности планирования экономической стратегии ОАО «Сызранский мясокомбинат».

Объектом курсового проекта является ОАО «Сызранский мясокомбинат». Основным видом деятельности которого является переработка мяса и мясопродуктов, производство и реализация колбасных изделий и мясных продуктов.

Предмет исследования: планирование экономической стратегии.

Для написания курсового проекта были использованы: учебная литература по стратегическому управлению и менеджменту таких авторов как Л.Г. Зайцев, А.И. Ильин, Т.Н. Бабич, Н.Ю. Лапыгин; периодические издания «Экономические стратегии», «Управление персоналом»; бухгалтерская отчетность исследуемого предприятия.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие, сущность и составляющие экономической стратегии

Устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг обеспечивает экономическая стратегия. В литературе приводится достаточно большое количество определений понятия «стратегия». Некоторые из них приведены в таблице 1.1.

Автор литературного источника

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение целей.

Стратегия определяется как долгосрочная программа действий, предполагающая такое распределение ресурсов, которое обеспечивает позиционирование компании в соответствии с сильными ее сторонами, создание конкурентных преимуществ, организационной стабильности и рентабельности.

— план, направление развития;

— принцип поведения, следования определенной модели поведения;

— позиция, расположение определенных товаров на конкретных рынках;

— перспектива, основной способ действий организации;

— прием, особый маневр с целью обмануть, запутать, перехитрить конкурентов.

По аналогии с определением военной стратегии экономическую стратегию предприятия можно определить как высшую форму предпринимательского искусства. Экономическая стратегия охватывает вопросы теории и практики подготовки предприятия к ведению бизнеса, исследует закономерности внешней и внутренней среды, разрабатывает способы и формы подготовки и реализации стратегических действий, определяет цели и задачи подразделениям, распределяет ресурсы по стратегически зонам хозяйствования.

Целью разработки экономической стратегии предприятия является выявление главных направлений дальнейшего ее функционирования на основе максимального использования научно-технического, производственного, кадрового потенциала и наиболее полным учетом влияния микро- и макросреды.

Экономическая стратегия предприятия базируется на трех основных посылках:

— ресурсной концепции предприятия как информационной системы, характеризующей совокупность ресурсов, то есть возможностей фирмы определять и достигать долговременных стратегических целей;

— теории конкурентного преимущества как концептуальной основы формирования глобальной и локальных стратегических целей предприятия и экономически эффективных средств их достижения;

— теории трансакционных издержек как концепции, позволяющей конкретизировать отдаленные стратегические цели.

Экономическая стратегия отвечает на те же вопросы, что и любая экономическая система:

— что и в каком количестве производить;

— как и какими средствами производить;

— для кого и когда производить.

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, экономическая стратегия предприятия должна вырабатывать определенные правила и приемы:

исследования условий конкурентного преимущества и выявления предпочтительной миссии предприятия;

— исследования рынков потенциальных товаров и услуг, отвечающих миссии предприятия, и выбора таких стратегических зон хозяйствования, которые способны в длительной перспективе обеспечить внешнюю гибкость предприятия, то есть возможность переориентации предприятия в наиболее благоприятных с экономической, политической, правовой, социально-культурной, научно-технической и экологической точек зрения зонах;

— формирования товарного ассортимента предприятия, в наибольшей степени удовлетворяющего актуальные индивидуальные и производственные потребности потенциальных покупателей внутри страны и за ее пределами и обеспечивающего на этой основе систематическое получение предприятием экономической прибыли, то есть прибыли, позволяющей реализовывать программы расширенного воспроизводства;

— распределения имеющихся в распоряжении предприятия и привлекаемых им дополнительных ресурсов между различными направлениями деятельности, обеспечивающего максимальную продуктивность (рентабельность) использования этих ресурсов;

— взаимодействия с рынками факторов производства, ценных бумаг, валютными рынками, обеспечивающего экономически эффективное поддержание стратегического потенциала предприятия на уровне, достаточном для обладания конкурентным преимуществом на всех этапах жизненного цикла;

— формирования эффективной ценовой политики, обеспечивающей в долговременной перспективе устойчивое положение предприятия в традиционных и вновь осваиваемых сегментах рынка;

— раннего обнаружения кризисных тенденций как в рамках национальной экономики и ее отраслей, так и внутри предприятия, и предотвращения несостоятельности (банкротства) предприятия.

Экономическая стратегия имеет некоторые особенности, отличающие ее от краткосрочного (текущего) управления фирмой.

Третья особенность выражается в существенном усилении роли обратной связи при выработке экономической стратегии. Поскольку в процессе выработки стратегических решений постоянно появляются новые альтернативы, осуществляется целенаправленный поиск наиболее предпочтительных решений, появляется более полная и достоверная информация о тех или иных стратегических трансакциях, первоначально намеченные цели стратегического развития могут быть подвергнуты сомнению или просто отброшены. Вследствие этого разработка экономической стратегии представляет собой циклический процесс с постоянной корректировкой первоначальных целей по мере уточнения информации о факторах, определяющих конкурентный статус предприятия в исследуемой перспективе.

Четвертая особенность экономической стратегии заключается в том, что на уровне стратегического планирования, в отличие от планирования на тактическом уровне, весьма трудно определить абсолютные показатели полезности тех или иных стратегических решений. Это приводит к необходимости пользоваться для выбора предпочтительных решений либо порядковыми мерами полезности, либо псевдоабсолютными показателями, основанными на сочетании параметров, поддающихся квантификации (например, затраты в денежном выражении) и порядковых, качественных показателей, таких как «стратегическая полезность», для выражения которых может использоваться балльная система оценок.

Экономическая стратегия выполняет следующие функции:

— задает направления для деятельности и позволяет лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения потребителей, планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен;

— обеспечивает каждому подразделению конкретные цели, увязываемые с общими задачами предприятия;

— стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений;

— вынуждает предприятие оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения конкурентов, возможности и угрозы в окружающей среде;

— определяет альтернативные действия или комбинации действий;

— демонстрирует важность применения процедур оценки деятельности;

— стратегия организационных изменений;

Наибольший эффект достигается в том случае, если все составляющие экономической стратегии реализуются при координации из единого центра; решения, принимаемые в рамках каждой из составляющих, должны быть увязаны по времени и ресурсам и не противоречить друг другу.

Разработка стратегии развития осуществляется на всех уровнях управления. Это повышает ее эффективность и эффективность деятельности предприятия в целом. С точки зрения уровня управления, стратегии подразделяют на корпоративную, деловую, функциональную и операционную.

Корпоративная стратегия создается руководителями высшего звена предприятия (президент, вице-президент и др.) и распространяется на все предприятие, охватывая все направления деятельности, которыми оно занято.

Деловая стратегия (бизнес-стратегия) включает ряд подходов и направлений, разрабатываемых руководством с целью достижения наилучших показателей работы в конкретной сфере деятельности. Для отдельного предприятия, занимающегося одним видом деятельности, корпоративная и деловая стратегии совпадают; различия между этими стратегиями существуют только на диверсифицированном предприятии. Направления деловой стратегии:

— реагирование на изменения, происходящие в данной отрасли, в экономике в целом, в политике и других значимых сферах;

— разработка конкурентоспособных мер и действий, рыночных подходов, которые могут дать прочное преимущество перед конкурентами;

— объединение стратегических инициатив функциональных отделов;

— решение конкретных стратегических проблем, актуальных в данный момент.

Разработка деловой стратегии имеет три направления:

решение вопроса о том, где предприятие имеет наибольшие шансы выиграть конкурентную борьбу;

— разработка таких характеристик предлагаемой продукции, которые способны привлечь покупателя и выделить предприятие из среды других конкурентов;

— нейтрализация конкретных мер противников.

Стратегия предприятия должна постоянно развиваться, так как невозможно продумать заранее все до мелочей и затем долго жить без изменений. Всегда возникает что-то новое, на что надо реагировать, и в результате этого открываются новые стратегические перспективы.

1.2 Технология планирования экономической стратегии

Как целесообразная деятельность людей процесс планирования стратегии имеет свою технологию, представляющую определенную последовательность работ. Процедура планирования экономической стратегии, основанной на видении, миссии и цели, заключается в определении самих указанных характеристик предприятия в будущем; умозрительном переносе разработчика в то состояние организации, которое соответствует этим характеристикам; проецировании указанного состояния на реальную среду с тем, чтобы определить действия, ведущие к идеальному результату.

После того, как сформулированы видение, миссия и цели, необходимо провести значительную аналитическую работу по выявлению сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз, которые открывает для него внешняя среда; по исследованию проблемного поля и анализу действующей на предприятии экономической стратегии. Стратегическая альтернатива, базирующаяся на соответствии между существующими рыночными возможностями и способностью предприятия эффективно функционировать при заданном уровне риска, будет рассматриваться как экономическая стратегия. Процесс планирования экономической стратегии включает следующие этапы:

— определение видения и миссии предприятия;

— формулирование целей и задач функционирования предприятия;

— анализ и оценка внешней среды;

— анализ и оценка внутренней среды;

— разработка и анализ стратегических альтернатив;

Разработка экономической стратегии предполагает определение идеалов и целей. К идеалам развития предприятия можно отнести видение.

Концепция видения завоевывает все большую популярность в мире бизнеса. Возрастающее значение видения определяется следующими факторами:

— видение является хорошим средством мотивации работников предприятий, особенно крупных, децентрализованных; оно помогает сплачивать, объединять деятельность людей в едином направлении;

— видение создает чувство перспективы в деятельности предприятия, обеспечивает преемственность следующих друг за другом целей предприятия. Любая цель ограничивает рамки действий предприятия, а у видения нет финишной черты, оно создает импульс для постоянного прогресса.

Видение может так и не стать реальностью, но его можно подвергнуть пересмотру по мере достижения определенных результатов.

Формулирование миссии дает для предприятия:

— возможность субъектам внешней среды идентифицировать предприятие, а самому предприятию формировать свой имидж;

— заставляет пересмотреть факторы, лежащие в основе управления, и взглянуть на деятельность предприятия как бы «с высоты птичьего полета» (получить широкую панораму);

— помогает работникам предприятия идентифицировать себя с предприятием, что усиливает мотивацию;

— устанавливает определенную социальную культуру на предприятии.

Перейти от общей формулировки миссии к конкретным планам работы помогает определение целей предприятия. Под целями понимаются конкретные результаты видения. И используются цели в качестве критерия для оценки возможных успехов в реализации той или иной стратегии. Обычно речь идет о целеполагании, под которым понимается выбор цели как образа будущего результата деятельности предприятия.

Деятельность любого предприятия очень разнообразна, поэтому оно не может быть сосредоточено на единственной цели, а должно определять несколько наиболее значительных ориентиров действий. Выделяют несколько ключевых направлений, в рамках которых организация определяет свои цели:

— доходы предприятия (величина дохода, прибыль, доход на акцию и т.п.);

— эффективность (издержки, себестоимость, рентабельность, производительность, материалоемкость и т.п.);

— положение на рынке (доля рынка, объем продаж, относительная доля рынка, доля отдельных продуктов и т.д.);

— ресурсы предприятия, включая финансовые, материальные, трудовые (структура и величина основного и оборотного капитала, активы предприятия, кредиторская и дебиторская задолженность и т.д.);

— производственная мощность предприятия;

— продукция (номенклатура, ассортимент, показатели качества, конкурентоспособность, величина затрат на НИОКР, сроки разработки и освоения и т.д.);

— организационные изменения на предприятии (касающиеся штатного расписания, производственной структуры, функциональных обязанностей работников и т.д.);

— качество работы с покупателями (скорость обслуживания, число жалоб, количество претензий и т.д.);

— социальная ответственность предприятия (благотворительная деятельность, защита окружающей среды и т.п.);

— потребности сотрудников (оплата труда, условия труда и отдыха, социальное развитие коллектива);

— развитие предприятия (темпы роста хозяйственной деятельности).

К целям предъявляются следующие требования:

функциональность, чтобы руководители разных уровней могли трансформировать цели, которые ставятся на более высоком уровне управления, в задачи для нижестоящих звеньев;

— избирательность, чтобы в условиях ограниченности ресурсов можно было выделить основные производственные задачи, на которых необходимо сконцентрировать людские, денежные и материальные ресурсы;

— множественность, то есть необходимо ставить цели во всех сферах, от которых зависит жизнеспособность предприятия;

— достижимость, реальность, то есть не выходить за пределы возможностей исполнителей;

— гибкость, что означает возможность корректировки целей в соответствии с изменениями во внешней и внутренней среде предприятия в процессе их реализации;

— измеримость, что означает возможность количественной и качественной оценки целей как в процессе их постановки, так и в процессе реализации;

— конкретность, то есть возможность однозначно определить, в каком направлении должно функционировать предприятие, что необходимо получить в результате достижения цели, в какие сроки она должна быть реализована, кто должен ее реализовать;

— приемлемость, то есть совместимость целей предприятия с собственными интересами его владельцев и сотрудников, а также учет интересов партнеров, клиентов, поставщиков и общества в целом.

Существуют два подхода к процессу структуризации целей и планирования: централизованный и децентрализованный. В случае централизованного подхода система целей на всех уровнях иерархии предприятия определяется высшим руководством. При децентрализованном методе в процессе структуризации наряду с высшим руководством учитываются все нижестоящие уровни.

С точки зрения технологии обоснования целей, алгоритм их структуризации включает четыре последовательные стадии:

— выявление и анализ тенденций во внешней и внутренней среде;

— установление конечных целей предприятия;

— построение иерархии целей;

Предприятия, как и любые системы, ограничены от внешней среды и в то же время связаны с ней таким образом, что из внешней среды они получают необходимые им ресурсы и передают во внешнюю среду продукты своей деятельности. Поэтому функционирование предприятия определяется уровнем знания об окружающей среде.

Внешняя среда воспринимается предприятием одновременно и как система, содержащая благоприятные для предприятия параметры, то есть возможности развития, повышения эффективности, и как система, включающая неблагоприятные факторы, то есть угрозы.

Анализ внешней среды предполагает исследование двух ее компонентов: дальняя среда (или макроокружение) и ближняя среда (непосредственное окружение).

Дальняя внешняя среда является частью внешней среды, которая общая для всех предприятий. Реакция конкретного предприятия на воздействие макроокружения оказывается специфической, отражающей особенности каждого предприятия и ту конкретную ситуацию, в которой оно находится. Анализ макроокружения включает изучение влияния на предприятие экономических, политических, социокультурных и технологических факторов. Чаще всего проводится PEST-анализ (от сочетания первых букв английских слов политика, экономика, социум (общество), технология). Структурная схема анализа дальней внешней среды предприятия представлена на рисунке 1.

Структура параметров дальней внешней среды предприятия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *