Что такое стремянная рюмка водки
Здоровье. Человек. Природа.
Непознанные аспекты религии, астрологии, жизни людей и влияние их на здоровье.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного.
Прости меня грешного, Боже, что мало или совсем не молюсь Тебе.
26 декабря 2014 г.
11. » Подъемная » – при покидании стола.
12. » Запорожская «, или » Запороговая » – при преодолении порога помещения, в котором происходит застолье.
13. » Под бурку » – казак одевает бурку и папаху.
14. » Под саблю » – казак достаёт из ножен саблю и осматривает её.
15. » Придворная » – при выходе во двор.
Значение
Этимология
Прежде чем поставить ногу в стремя, полагалось выпить стременную. Ну а коль гость сумел сесть на лошадь, ему подносили ещё одну стопку.
18. » Седельная » – за то, что поднялся в седло и чтоб удержаться в седле.
Но взяться за вожжи и не упасть с лошади – это еще не конец пути, а только начало. Чтобы спокойно уехать от хлебосольных хозяев, полагалось опрокинуть ещё одну стопочку.
19. » На ход ноги » – нога в стремени, казак забрасывает ногу через коня.
20. » На коня » ( » казак на коне » ).
21. » Привратная » – перед выездом за ворота.
Стременная, курганная и на посошок
«Руси веселье есть пити, и без того не можем быти»,- знаменитая фраза принадлежит князю Владимиру – Красное Солнышко.
Интересные исторические факты и традиции по выпиванию, распитию и употреблению алкоголя в России.
В 4-5 в. до н. э. древнегреческий пир становится своеобразным культом. Количество яств и напитков не регламентировалось, но существовали правила этикета, запрещающие опаздывать к совместному пиру. До нас дошли уставы, где говорится о том, что опоздавший к столь важному событию должен заплатить штраф.
Их во время Великой Отечественной выделял солдатам сам Ворошилов. Еще в 1940 году, когда советские войска в 40-градусный мороз увязли в снегу под Финляндией, Ворошилов распорядился выдавать по 100 грамм для поднятия боевого духа, а также в качестве согревающего средства. Официальный приказ о выдаче «наркомовских» был издан 22 августа 1941 года Государственным комитетом обороны СССР.
Еще при Иване Грозном водками было принято называть различные лекарственные настойки и снадобья. Принимали такой крепкий алкоголь исключительно в лечебных целях. Теперь понятно, почему «за здоровье».
В советские времена мужу на обед было принято выдавать рубль. А водка стоила два восемьдесят семь. Хочешь выпить – ищи третьего (отсюда знаменитое «третьим будешь?»). И даже сдача на сырок «Дружба» еще останется.
В XVII веке такие стаканы делались из сколоченных между собою досочек, отсюда и грани… Первый стеклянный граненый стакан был изготовлен в 1943 г. по эскизам Веры Мухиной. По другой версии дизайн знаменитого стакана принадлежит Казимиру Малевичу. Такой стакан отличался повышенной прочностью – при падении с метровой высоты на твердую поверхность граненый стакан оставался целым.
В ящике водки 20 бутылок
В допетровскую эпоху основной мерой водки считалось ведро. Во времена Петра I в России появляется бутылка, ее заимствуют из Франции. Поскольку стандартная бутылка имела объем 0,6 л., в ведре умещалось ровно 20 бутылок. На основании этих мер велась торговая документация…
Пустую бутылку нельзя ставить на стол
Об этом гласит следующая легенда: привезли этот обычай казаки, вернувшиеся из Франции после военной кампании 1812-14 гг. В те времена парижские официанты не учитывали количество отпущенных бутылок. Гораздо проще выставить счет – пересчитать пустые бутылки, оставшиеся после трапезы на столе. Кто-то из казаков и смекнул, что можно сэкономить, убрав часть пустой тары под стол.
Посошок на дорожку
Издавна на Руси странники и путешествующие пользовались особым уважением. Бродяг не любили, а странников привечали. Ибо странники ходили по белу свету не от безделья, а от потребности душевной — на богомолье (богомольцы) ходили, по святым местам, по делам родственным и торговым. Были специальные молитвы перед началом странствия и после его благополучного завершения, были и обычаи, которые твердо соблюдались.
Странники шли от деревни к деревне, от одного заветного места к следующему, опираясь на посохи. Посох был и опорой в длинных переходах, и защитой от зверя, от лихого встречного. Словом, это был друг-спутник на многие случаи.
Странники и путешествующие перед длинной дорогой, неизвестно что им сулящей, забрасывали котомку на спину, брали в руки посох и на минутку останавливались у калитки родного или приютившего их дома. Тогда и подносилась чарка на посошок. Обычно наливал ее старший в роду. Первому — тому, кого ждала дальняя дорога. Наговоры при этом были разные, но обязательно с пожеланиями удачи: «Чтобы дорога белой скатертью стелилась», «Чтобы лиха беда стороной обошла», «Чтобы нечистая сила с пути не сбила»… и другие с таким же смыслом.
Порою чарку или ковшик в буквальном смысле ставили на посох, на его верхний утолщенный срез. И внимательно следили: если чарка не опрокидывалась — это был добрый знак. Отправляющийся в дорогу должен был выпить чарку до дна, оставив несколько капель, которые следовало выплеснуть через плечо — «смочить дорожку». После этого чарка снова ставилась на посох, но уже вверх донышком —мол, дело сделано.
Это очень давний обычай, также связанный с началом трудного дела — путешествия, охоты, ратного похода. Так и видится: легко вскакивает наш пращур-воин в седло, поправляет шлем, кольчугу, меч. Стремя ему поддерживает стременной. И именно в эту последнюю минуту прощания ему подносится стременная чарка (чаша, кубок). Подносит чарку на подносе любимая супруга. А после того, как чарка (кубок) выпита, ее воин отдает стременному.
Осушить закурганную чарку — обычай казачий, степной. В старину казачьи станицы ставились так, чтобы рядом с ними — на основных дорогах — обязательно были древние курганы. На них располагались сторожевые посты, вышки, сигнальные костры, которые зажигались в случае опасности.
За курганами начиналась беспокойная степь, порою дикая и необжитая, полная опасностей. И было принято провожать уважаемых гостей и родственников именно «за курганы». А дальше уж как судьба с ними обойдется…
Наконец, останавливались там, где в таких случаях делали остановки еще их прадеды. Иногда «закурганная чаша» (штоф, кубок) пускалась по кругу, порою разливали в походные кружки — каждому и обязательно всем, и уезжающим, и провожающим. Пить же не неволили — это было дело личное.
Пили же «закурганную», как правило, без закуски, потому что только-только встали из-за столов, да и все мысли были уже о дороге. Выпивали под пожелания удачи, обязательно недолго молчали, чтобы случайно ее не спугнуть, а потом долго смотрели, как уносятся вдаль по степной бесконечной дороге всадники…
И на посошок, и стременная, и закурганная — эти чарки, по обычаю, выпивались всегда по одной и не повторялись, так как подносились от чистого сердца, а не от хмельных потребностей.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Штрафная, стременная, закурганная и почему нельзя ставить пустую бутылку на стол?
Штрафная, стременная, закурганная и почему нельзя ставить пустую бутылку на стол?
Что такое «штрафная рюмка»?
В 4-5 в. до н.э. древнегреческий пир становится своеобразным культом. Количество яств и напитков не регламентировалось, но существовали правила этикета, запрещающие опаздывать к совместному пиру. До нас дошли уставы, где говорится о том, что опоздавший к столь важному событию должен заплатить штраф.
Их во время Великой Отечественной выделял солдатам сам Ворошилов. Еще в 1940 году, когда советские войска в 40-градусный мороз увязли в снегу под Финляндией, Ворошилов распорядился выдавать по 100 грамм для поднятия боевого духа, а также в качестве согревающего средства. Официальный приказ о выдаче «наркомовских» был издан 22 августа 1941 года Государственным комитетом обороны СССР.
Еще при Иване Грозном водками было принято называть различные лекарственные настойки и снадобья. Принимали такой крепкий алкоголь исключительно в лечебных целях. Теперь понятно, почему «за здоровье».
В советские времена мужу на обед было принято выдавать рубль. А водка стоила два восемьдесят семь. Хочешь выпить – ищи третьего (отсюда знаменитое «третьим будешь?»). И даже сдача на сырок «Дружба» еще останется.
В XVII веке такие стаканы делались из сколоченных между собою досочек, отсюда и грани… Первый стеклянный граненый стакан был изготовлен в 1943 г. по эскизам Веры Мухиной. По другой версии дизайн знаменитого стакана принадлежит Казимиру Малевичу. Такой стакан отличался повышенной прочностью – при падении с метровой высоты на твердую поверхность граненый стакан оставался целым.
Пустую бутылку нельзя ставить на стол.
Об этом гласит следующая легенда: привезли этот обычай казаки, вернувшиеся из Франции после военной кампании 1812-14 гг. В те времена парижские официанты не учитывали количество отпущенных бутылок. Гораздо проще выставить счет – пересчитать пустые бутылки, оставшиеся после трапезы на столе. Кто-то из казаков и смекнул, что можно сэкономить, убрав часть пустой тары под стол.
Посошок на дорожку.
Издавна на Руси странники и путешествующие пользовались особым уважением. Бродяг не любили, а странников привечали. Ибо странники ходили по белу свету не от безделья, а от потребности душевной — на богомолье (богомольцы) ходили, по святым местам, по делам родственным и торговым. Были специальные молитвы перед началом странствия и после его благополучного завершения, были и обычаи, которые твердо соблюдались.
Странники шли от деревни к деревне, от одного заветного места к следующему, опираясь на посохи. Посох был и опорой в длинных переходах, и защитой от зверя, от лихого встречного. Словом, это был друг-спутник на многие случаи.
Странники и путешествующие перед длинной дорогой, неизвестно что им сулящей, забрасывали котомку на спину, брали в руки посох и на минутку останавливались у калитки родного или приютившего их дома. Тогда и подносилась чарка на посошок. Обычно наливал ее старший в роду. Первому — тому, кого ждала дальняя дорога. Наговоры при этом были разные, но обязательно с пожеланиями удачи: «Чтобы дорога белой скатертью стелилась», «Чтобы лиха беда стороной обошла», «Чтобы нечистая сила с пути не сбила»… и другие с таким же смыслом.
Порою чарку или ковшик в буквальном смысле ставили на посох, на его верхний утолщенный срез. И внимательно следили: если чарка не опрокидывалась — это был добрый знак. Отправляющийся в дорогу должен был выпить чарку до дна, оставив несколько капель, которые следовало выплеснуть через плечо — «смочить дорожку». После этого чарка снова ставилась на посох, но уже вверх донышком —мол, дело сделано.
Это очень давний обычай, также связанный с началом трудного дела — путешествия, охоты, ратного похода. Так и видится: легко вскакивает наш пращур-воин в седло, поправляет шлем, кольчугу, меч. Стремя ему поддерживает стременной. И именно в эту последнюю минуту прощания ему подносится стременная чарка (чаша, кубок). Подносит чарку на подносе любимая супруга. А после того, как чарка (кубок) выпита, ее воин отдает стременному.
Осушить закурганную чарку — обычай казачий, степной. В старину казачьи станицы ставились так, чтобы рядом с ними — на основных дорогах — обязательно были древние курганы. На них располагались сторожевые посты, вышки, сигнальные костры, которые зажигались в случае опасности.
За курганами начиналась беспокойная степь, порою дикая и необжитая, полная опасностей. И было принято провожать уважаемых гостей и родственников именно «за курганы». А дальше уж как судьба с ними обойдется…
Наконец, останавливались там, где в таких случаях делали остановки еще их прадеды. Иногда «закурганная чаша» (штоф, кубок) пускалась по кругу, порою разливали в походные кружки — каждому и обязательно всем, и уезжающим, и провожающим. Пить же не неволили — это было дело личное.
Традиции русского застолья: 10 стопок на посошок
Русское застолье отличалось не только хлебосольством, отменными закусками, но и обильным возлиянием. И, если по какой-то причине человек собирался покинуть гостеприимных хозяев, ему предлагались 10 стопок «отходных».
Традиционные 10 стопок «отходных» нужно было выпить в определенной последовательности. Из них пресловутый посошок был на 6 месте, когда участник застолья был уже на дворе. Немногим позволяло здоровье дойти до этого шага. А уж если гость смог удержаться в седле и выехать за ворота, то его и вовсе считали богатырем. Предлагаем вам познакомиться с перечнем прощальных стопок на дорожку.
В знак уважения к хозяевам полагалось опрокинуть застольную стопку. Еще со времен Киевской Руси поднимали чарку, чтобы «пити на ня» – пить за честь и здоровье. Манера употреблять горячительные напитки одним глотком тоже имеет древние корни. Во времена язычества выпивать чашу «одним духом» было сродни молитве божеству (духу) с просьбой о богатстве и благополучии. Впоследствии эта традиция переосмыслилась и стала выражать отношение гостя к хозяевам дома.
«Чтобы не оставить зла в стакане»; «Кто не выпил до дна – не пожелал добра»; «Не допиваешь – так недолюбливаешь», – гласят русские пословицы.
При покидании стола пили подъемную.
Когда гость собирался отходить от стола, ему наливали на ход ноги, желая не споткнуться и, не дай бог, упасть. Если он все еще держался и помнил, что ему пора, полагалась 4 стопка.
Запорожская стопка опрокидывалась, когда гость переступал порог.
Оказавшись на дворе, он выпивал придворную стопку. Учтите, что это только середина русской традиции прощания.
Следующая стадия – на посошок. Ее история также восходит к древности, когда странникам ставили рюмку на посох, предлагая осушить ее до дна на удачный путь. Если у гостя дрогнула рука и он уронил стопку, пролил содержимое или не донес до рта, то его оставляли на ночлег.
Прежде чем поставить ногу в стремя, полагалось выпить стременную. Ну а коль гость сумел сесть на лошадь, ему подносили 8‑ю стопку.
Седельная – за то, чтоб удержаться в седле. Но взяться за вожжи и не упасть с лошади – это еще не конец пути, а только начало. Чтобы спокойно уехать от хлебосольных хозяев, полагалось опрокинуть 9‑ю стопку.
Приворотную стопку гость выпивал перед выездом за пределы двора. А когда он преодолел ворота, полагалась последняя стопка.
Заворотная стопка опрокидывалась за здоровье самого гостя, за его силу и выносливость, за то, что, как его ни удерживали, он сумел отправиться в путь.
Алкогольные суеверия, приметы, тосты
Любое мероприятие – свадьбы, дни рождения, праздники и проводы – сопровождается приметами и суевериями. Ну, любит у нас народ базу под любой чих подвести.
Не обошел он своим вниманием и традиционную русскую (справедливости ради – и не только русскую) забаву – пьянку. Обязательно среди «соображающих на троих» найдется такой знаток, который будет пристально следить за соблюдением питейного этикета и всех известных ему примет, чтобы и водочка лилась в нужное горло, и веселье не убывало, и тосты говорились в традиционно заведенном порядке. Правда, порой такие знатоки изрядно портят настроение другим, менее осведомленным, зато каким-то непостижимым образом умудряются сохранять мир и покой за столом, а также способствуют тому, чтобы культурное распитие не переросло в бескультурную пьянку и мордобой. Вот о традициях, приметах, тостах и суевериях мы сегодня и поговорим. А еще вспомним пословицы и поговорки об алкоголе, которыми так богата земля русская.
Приметы, традиции и суеверия
Каждая традиция и примета, каждое суеверие имеет свою историю, свое обоснование. Поэтому, если эту историю знать, то можно совершенно спокойно эти самые приметы и суеверия игнорировать или, наоборот, тщательно соблюдать, чтобы застолье приносило только положительные эмоции.
Нельзя оставлять на столе пустые бутылки. Считается, что если за столом есть еще не рожавшая девушка, то она так и останется «порожней». Есть, правда, и такие, кто считает, что пустая бутылка на столе – к покойнику. Ну, это уж совсем как-то чересчур. Если только в том смысле, что со стола бутылку удобнее схватить, чтобы по голове собутыльника шарахнуть. Кстати, свое новое рождение данная примета получила в середине 60-х годов прошлого века, когда в пельменных, закусочных и пирожковых не продавали крепкие спиртные напитки и запрещалось приносить алкоголь с собой. Но любителей «беленькой» это не останавливало – они просто прятали пустые водочные бутылки под стол, чтобы «не светиться». Есть еще версия, что данная примета пошла от вернувшихся из французского посольства казаков, которые быстро смекнули, что местные официанты выставляют счет, пересчитывая стоящие на столе пустые бутылки, и если часть тары убрать под стол – спрятать, то можно существенно сэкономить.
Нельзя доливать пиво (обновлять). Считается, что это к несчастью. Это суеверие родилось из культуры употребления пива – свежее пиво, долитое в уже постоявшее, делает напиток, мягко говоря, невкусным.
Нельзя менять руку – кто начал разливать, тот и должен до конца бутылки оставаться «на розливе». Считается, что в противном случае выпивка не принесет удовольствия – либо алкоголь не приживется, либо захмелеешь очень быстро, либо выпивающие перессорятся. Все это произойдет в любом случае, если вы не будете соблюдать меру, которая, как известно, у каждого своя.
Сколько водки ни бери, все равно два раза бегать. Эта примета не нуждается в комментариях. Видимо именно с этой приметой решило бороться наше правительство, когда запретило продавать крепкий алкоголь после 22 часов. Народ быстро перестроился. И теперь примета звучит так: сколько водки ни бери, все равно за пивом бегать.
Подобное лечат подобным. Помните, как у Булгакова? Примета верная. Если вы накануне баловались водочкой, а жить дальше без опохмелки не умеете, то не стоит лечить головную боль пивом. Лучше примите 50 грамм все той же ледяной водки и обязательно закусите ее острой и горячей пищей – похмелье как рукой снимет. Хорош в этом плане густой армянский хаш или русские кислые щи с чесночком.
Мошка попала в стакан – к деньгам. Выливать напиток не стоит, мошку вытащили и спокойно пейте.
Сначала наливать чуть-чуть себе, потом – гостям, и снова себе. Традиция с глубокими корнями. Сейчас так показывают, что в бутылке нет кусочков пробки. А раньше таким образом демонстрировали, что вино не отравлено.
Нельзя пить спиртное из пластиковых стаканчиков. Современная примета и суеверие – считается, что это к бедности – не будет денег на хорошие напитки и дорогую посуду. Правда, под этой приметой есть и веское основание – некачественный пластик в соединении с алкоголем выделяет всякую гадость и можно получить сильнейшее отравление.
Не вовремя выпитая рюмка – напрочь загубленные предыдущие. Долгий перерыв между дозами алкоголя дает время протрезветь. Опытные «питухи» советуют не частить, но и не делать больших перерывов. Опять-таки в этом есть рациональное зерно – закончил пить, значит, закончил, иначе либо доза получится убойной, либо сразу же после первой рюмки (первой после перерыва) голова разболится.
Закуска градус крадет. Еще одно наблюдение алконавтов со стажем. Закуска (особенно жирная) замедляет процесс всасывания алкоголя в кровь, то есть замедляет наступление опьянения. Если вы не поставили себе целью выспаться лицом в салате, то закусывать надо обязательно. Но не запивать! Это плохо для пищеварения.
Пролить вино – к несчастью. Эта примета возникла в глубокой древности и восходит к христианским традициям, согласно которым вино символизирует кровь Христа. То есть пролить вино, значит пролить невинную кровь. В современном застолье все не так страшно, но неприятно – пролить вино – испортить свою или чью-то одежду, пролить вино – бежать в магазин. То есть в современной трактовке можно интерпретировать эту примету так: пролить вино – к ссоре и досадным хлопотам.
Нельзя пить за будущее и за удачу. Считается, что так можно спугнуть Фортуну и вообще остаться без этого самого будущего. Это суеверие берет начало в тех временах, когда выражать вслух свои планы и желания было небезопасно. Молчанием страховались и от злых духов, и от колдунов. А вообще, за абстрактное будущее выпить очень даже можно, просто не конкретизируйте.
Пить «на посошок» – хорошо закончить застолье, и чтобы гости благополучно добрались домой. Отсюда и другие названия: «на ход ноги», «стременная», «заплетенная» (чтобы ноги не заплетались) – как только не называют последнюю рюмку. А пришла эта традиция от казаков (стременная), которым после обильных возлияний надо было еще и домой как-то на коне добираться, а для начала – ногой в стремя попасть. А русичи в прямом смысле ставили чарку сверху на посох, отравляясь в дальние странствия – не опрокинулась чарка – путь будет легким.
Ни одно застолье не обходится без тостов. За что только люди не пьют! За космос и за погоду, за прекрасных дам и за «лося», за любовь, за деньги, за соседа и за его павшую корову. Вообще, как говорится, были бы деньги, а повод найдется. А между тем существует вполне определенная традиция очередности тостов. Итак.
Мы здесь собрались, чтобы выпить, так давайте выпьем за то, что мы здесь собрались. Первый тост традиционно поднимается за встречу (если нет особого повода для выпивки – юбилей, свадьба и т.д.). Считается, что встреча – веский повод выпить, чтобы и в дальнейшем часто и с удовольствием встречаться с приятными нам людьми.
Второй тост – за родителей. Это в День рождения или на свадьбе. Так уж повелось, что родители – главные люди для тех, кто пьет за здоровье именинника или молодых – ведь это родители дали жизнь такому (или таким) замечательному, умному, доброму. Во времена правления Сталина второй тост на любых застольях поднимался за «отца народов». Пили стоя. Вероятно, эта традиция соединила в себе поведение в начале ХХ века эсеров, белых офицеров и других сторонников царя, которые вторую рюмку пили за государя, и восприятие Сталина как родителя.
Третий тост – за тех, кого уже нет рядом. Традиция пошла с древних времен, и представляет собой усеченный вариант ритуала поминовения предков и соплеменников. Сейчас особо почитаема эта традиция среди бывших и действующих военных. Пьют, не чокаясь.
Четвертый тост – за отсутствующих, но ныне здравствующих. Еще одна древняя традиция – призвана облегчать путь домой путешественникам и воинам. Это как пожелание, чтобы в следующий раз эти люди уже сидели бы за этим столом. Чокаются громко, чтобы отсутствующие услышали звон бокалов и поспешили вернуться.
«Господи, прими за лекарство!» «Не пьянства ради, здоровья для». Или: «Давайте выпьем за здоровье тех, у кого оно еще осталось» – варианты пятого тоста. Традиционно считается, что, выпив за здоровье, можно избежать утреннего похмелья. А сама ассоциация спиртного и лекарства пошла со времен правления Ивана Грозного, когда водками называли лечебные настойки.
Все остальные тосты, как правило, поднимаются за присутствующих и выражают пренебрежение к тем, кто проигнорировал данное почтенное собрание:
За тех, кто за бортом. Те, кто в море, сами нахлебаются.
За нас с вами, за … (нужное вставить) с ними.
За хороших людей! Нас так мало осталось.
П ословицы и поговорки на алкогольную тему
Наш народ выпить любит, поэтому за многовековую историю, начиная от Петра Первого и Суворова и заканчивая нашими днями, накопилось огромное количество пословиц и поговорок на эту замечательную тему. Вот вам малая толика наиболее интересных.