Что такое стретто в полифонии

Что такое стретто в полифонии

Стретта, стретто

итал. stretta, stretto, от stringere — сжимать, уменьшать, сокращать; нем. eng, gedrдngt — сжато, тесно, Engfuhrung — сжатое проведение

Что такое стретто в полифонии. Смотреть фото Что такое стретто в полифонии. Смотреть картинку Что такое стретто в полифонии. Картинка про Что такое стретто в полифонии. Фото Что такое стретто в полифонии

И. С. Бах. Прелюдия и фуга f-moll для органа, BWV 534.

Что такое стретто в полифонии. Смотреть фото Что такое стретто в полифонии. Смотреть картинку Что такое стретто в полифонии. Картинка про Что такое стретто в полифонии. Фото Что такое стретто в полифонии

П. И. Чайковский. Сюита No 1 для оркестра. Фуга.

Что такое стретто в полифонии. Смотреть фото Что такое стретто в полифонии. Смотреть картинку Что такое стретто в полифонии. Картинка про Что такое стретто в полифонии. Фото Что такое стретто в полифонии

П. Хиндемит. Ludus tonalis. Fuga secunda in G.

Что такое стретто в полифонии. Смотреть фото Что такое стретто в полифонии. Смотреть картинку Что такое стретто в полифонии. Картинка про Что такое стретто в полифонии. Фото Что такое стретто в полифонии

И. С. Бax. «Хорошо темперированный клавир», 2-й том. Фуга D-dur.

Что такое стретто в полифонии. Смотреть фото Что такое стретто в полифонии. Смотреть картинку Что такое стретто в полифонии. Картинка про Что такое стретто в полифонии. Фото Что такое стретто в полифонии

Что такое стретто в полифонии. Смотреть фото Что такое стретто в полифонии. Смотреть картинку Что такое стретто в полифонии. Картинка про Что такое стретто в полифонии. Фото Что такое стретто в полифонии

И. Ф. Стравинский. Концерт для двух фортепиано, 4-я часть.

Что такое стретто в полифонии. Смотреть фото Что такое стретто в полифонии. Смотреть картинку Что такое стретто в полифонии. Картинка про Что такое стретто в полифонии. Фото Что такое стретто в полифонии

И. С. Бах. «Хорошо темперированный клавир», 1-й том. Фуга F-dur.

Что такое стретто в полифонии. Смотреть фото Что такое стретто в полифонии. Смотреть картинку Что такое стретто в полифонии. Картинка про Что такое стретто в полифонии. Фото Что такое стретто в полифонии

А. Бeрг. «Воццек», 3-е действие, 1-я картина (фуга).

Как частное проявление общей тенденции развития новой полифонии наблюдается дальнейшее усложнение стреттной техники (в т. ч. совмещение неполного обратимого и вдвойне-подвижного контрапункта). Впечатляющими примерами служат С. в тройной фуге No 3 из кантаты «По прочтении псалма» Танеева, в фуге из сюиты «Гробница Куперена» Равеля, в двойной фуге in A (такты 58-68) из цикла Ludus tonalis Хиндемита, в двойной фуге e-moll op. 87 No 4 Шостаковича (система репризных С. с двойным каноном в такте 111), в фуге из концерта для 2 фп. Стравинского. В произв. Шостаковича С., как правило, сосредоточены в репризах, что выделяет их драматургич. роль. Высокого уровня технич. изощрённости достигают С. в произв., основанных на серийной технике. Напр., репризная С. фуги из финала 3-й симфонии К. Караева содержит тему в ракоходном движении; кульминационная С. в «Прологе» из «Траурной музыки» Лютославского представляет собой имитационное десяти- и одиннадцатиголосие с увеличением и обращением; идея многоголосной стретты доводится до логического конца во многих современных сочинениях, когда вступающие голоса «спрессовываются» в целостную массу (например, четырёхголосный бесконечный канон 2-го разряда в начале 3-й части струнного квартета К. Хачатуряна).

Общепринятой классификации С. не существует. С., в к-рых используется лишь начало темы или тема со значит. мелодич. изменениями, иногда называют неполными или частичными. Поскольку принципиальной основой С. являются канонич. формы, для характеристики С. оправдано применение осн. определений этих форм. С. на две темы может быть названа двойной; к разряду «исключительных» форм (по терминологии С. И. Танеева) относятся С., техника к-рых выходит за круг явлений подвижного контрапункта, т. е. С., где используются увеличение, уменьшение, ракоходное движение; по аналогии с канонами различаются С. в прямом движении, в обращении, комбинированные, 1-го и 2-го разрядов и т. д.

В гомофонных формах встречаются полифонизированные построения, к-рые не являются С. в полном смысле (благодаря аккордовому контексту, происхождению от гомофонного периода, положению в форме и др.), но по звучанию напоминают её; примерами подобных стреттных вступлений или стреттообразных построений могут служить осн. тема 2-й части 1-й симфонии, начало трио 3-й части 5-й симфонии Бетховена, фрагмент менуэта из симфонии C-dur («Юпитер») Моцарта (такт 44 и далее), фугато в разработке 1-й части (см. цифру 19) 5-й симфонии Шостаковича. В гомофонных и смешанных гомофонно- полифонич. формах нек-рую аналогию С. представляют собой контрапунктически усложнённые заключит. построения (канон в репризе каватины Гориславы из оперы «Руслан и Людмила» Глинки) и сложные комбинации тем, ранее звучавших порознь (начало репризы увертюры из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, заключит. часть коды в сцене торга из 4-й картины оперы-былины «Садко» Римского-Корсакова, кода финала симфонии c-moll Танеева).

\3) Имитация в уменьшении (итал. Imitazione alla stretta); термин в данном значении малоупотребителен.

Источник

Музыкальная энциклопедия
Стретта

Что такое стретто в полифонии. Смотреть фото Что такое стретто в полифонии. Смотреть картинку Что такое стретто в полифонии. Картинка про Что такое стретто в полифонии. Фото Что такое стретто в полифонии

И. С. Бах. Прелюдия и фуга f-moll для органа, BWV 534.

Что такое стретто в полифонии. Смотреть фото Что такое стретто в полифонии. Смотреть картинку Что такое стретто в полифонии. Картинка про Что такое стретто в полифонии. Фото Что такое стретто в полифонии

П. И. Чайковский. Сюита No 1 для оркестра. Фуга.

Что такое стретто в полифонии. Смотреть фото Что такое стретто в полифонии. Смотреть картинку Что такое стретто в полифонии. Картинка про Что такое стретто в полифонии. Фото Что такое стретто в полифонии

П. Хиндемит. Ludus tonalis. Fuga secunda in G.

Что такое стретто в полифонии. Смотреть фото Что такое стретто в полифонии. Смотреть картинку Что такое стретто в полифонии. Картинка про Что такое стретто в полифонии. Фото Что такое стретто в полифонии

И. С. Бax. «Хорошо темперированный клавир», 2-й том. Фуга b-dur.

Что такое стретто в полифонии. Смотреть фото Что такое стретто в полифонии. Смотреть картинку Что такое стретто в полифонии. Картинка про Что такое стретто в полифонии. Фото Что такое стретто в полифонии

Что такое стретто в полифонии. Смотреть фото Что такое стретто в полифонии. Смотреть картинку Что такое стретто в полифонии. Картинка про Что такое стретто в полифонии. Фото Что такое стретто в полифонии

И. Ф. Стравинский. Концерт для двух фортепиано, 4-я часть.

Что такое стретто в полифонии. Смотреть фото Что такое стретто в полифонии. Смотреть картинку Что такое стретто в полифонии. Картинка про Что такое стретто в полифонии. Фото Что такое стретто в полифонии

И. С. Бах. «Хорошо темперированный клавир», 1-й том. Фуга F-dur.

Что такое стретто в полифонии. Смотреть фото Что такое стретто в полифонии. Смотреть картинку Что такое стретто в полифонии. Картинка про Что такое стретто в полифонии. Фото Что такое стретто в полифонии

А. Бeрг. «Воццек», 3-е действие, 1-я картина (фуга).

Как частное проявление общей тенденции развития новой полифонии наблюдается дальнейшее усложнение стреттной техники (в т. ч. совмещение неполного обратимого и вдвойне-подвижного контрапункта). Впечатляющими примерами служат С. в тройной фуге No 3 из кантаты «По прочтении псалма» Танеева, в фуге из сюиты «Гробница Куперена» Равеля, в двойной фуге in A (такты 58-68) из цикла Ludus tonalis Хиндемита, в двойной фуге e-moll op. 87 No 4 Шостаковича (система репризных С. с двойным каноном в такте 111), в фуге из концерта для 2 фп. Стравинского. В произв. Шостаковича С., как правило, сосредоточены в репризах, что выделяет их драматургич. роль. Высокого уровня технич. изощрённости достигают С. в произв., основанных на серийной технике. Напр., репризная С. фуги из финала 3-й симфонии К. Караева содержит тему в ракоходном движении; кульминационная С. в «Прологе» из «Траурной музыки» Лютославского представляет собой имитационное десяти- и одиннадцатиголосие с увеличением и обращением; идея многоголосной стретты доводится до логического конца во многих современных сочинениях, когда вступающие голоса «спрессовываются» в целостную массу (например, четырёхголосный бесконечный канон 2-го разряда в начале 3-й части струнного квартета К. Хачатуряна).

Общепринятой классификации С. не существует. С., в к-рых используется лишь начало темы или тема со значит. мелодич. изменениями, иногда называют неполными или частичными. Поскольку принципиальной основой С. являются канонич. формы, для характеристики С. оправдано применение осн. определений этих форм. С. на две темы может быть названа двойной; к разряду «исключительных» форм (по терминологии С. И. Танеева) относятся С., техника к-рых выходит за круг явлений подвижного контрапункта, т. е. С., где используются увеличение, уменьшение, ракоходное движение; по аналогии с канонами различаются С. в прямом движении, в обращении, комбинированные, 1-го и 2-го разрядов и т. д.

В гомофонных формах встречаются полифонизированные построения, к-рые не являются С. в полном смысле (благодаря аккордовому контексту, происхождению от гомофонного периода, положению в форме и др.), но по звучанию напоминают её; примерами подобных стреттных вступлений или стреттообразных построений могут служить осн. тема 2-й части 1-й симфонии, начало трио 3-й части 5-й симфонии Бетховена, фрагмент менуэта из симфонии C-dur («Юпитер») Моцарта (такт 44 и далее), фугато в разработке 1-й части (см. цифру 19) 5-й симфонии Шостаковича. В гомофонных и смешанных гомофонно- полифонич. формах нек-рую аналогию С. представляют собой контрапунктически усложнённые заключит. построения (канон в репризе каватины Гориславы из оперы «Руслан и Людмила» Глинки) и сложные комбинации тем, ранее звучавших порознь (начало репризы увертюры из оперы «Нюрнбергские мейстерзингеры» Вагнера, заключит. часть коды в сцене торга из 4-й картины оперы-былины «Садко» Римского-Корсакова, кода финала симфонии c-moll Танеева).

3) Имитация в уменьшении (итал. Imitazione alla stretta); термин в данном значении малоупотребителен.

Источник

Стретта

Стре́тта (итал. stretta от итал. stringere — «сжимать, сокращать») — каноническое проведение тем в фуге, при котором каждый имитирующий тему голос вступает до того, как она закончилась в предыдущем голосе, и отдельные части темы звучат одновременно в разных голосах, то есть контрапунктически сочетаются друг с другом. Нередко после окончания темы в начинающем голосе она вступает в третьем голосе, и трёхголосная стретта складывается как цепочка двухголосных канонов (фуга F-dur из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха, такты 37—44). Стретта, представляющая собой канон во всех голосах (последний вступает до момента окончания темы в начинающем), называется магистральной или маэстральной (stretto maestrale — фуги C-dur, b-moll из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха). Особой полифонической полнотой отличаются стретты в виде двойного канона: на две темы (фуга e-moll op. 87 № 4 Шостаковича), на тему с удержанным противосложением (фуга из квинтета op. 57 Шостаковича). Стретта может быть усложнена использованием увеличения, обращения и других способов полифонического преобразования. В сложно построенных фугах образуется система варьированных стретт (фуги dis-moll, b-moll из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» И.-С. Баха).

Полезное

Смотреть что такое «Стретта» в других словарях:

стретта — имитация, завершение Словарь русских синонимов. стретта сущ., кол во синонимов: 2 • завершение (30) • … Словарь синонимов

СТРЕТТА — (итальянское stretta, буквально сжатие) (музыкальное), 1) род имитации (1), в которой имитирующий голос вступает до окончания темы в предыдущем голосе. Типична для фуги. 2) Постепенное ускорение темпа к концу финала, преимущественно в опере буффа … Современная энциклопедия

СТРЕТТА — (итал. stretta букв. сжатие), в музыке,1) род имитации, в которой имитирующий голос вступает до момента окончания темы в начинающем голосе. Встречается главным образом в фуге.2) Завершающий раздел произведения, проходящий в особо ускоренном темпе … Большой Энциклопедический словарь

Стретта — (итальянское stretta, буквально сжатие) (музыкальное), 1) род имитации (1), в которой имитирующий голос вступает до окончания темы в предыдущем голосе. Типична для фуги. 2) Постепенное ускорение темпа к концу финала, преимущественно в опере буффа … Иллюстрированный энциклопедический словарь

стретта — (итал. stretta, буквально сжатие) (муз.), 1) род имитации, в которой имитирующий голос вступает до момента окончания темы в начинающем голосе. Встречается главным образом в фуге. 2) Завершающий раздел произведения, проходящий в особо ускоренном… … Энциклопедический словарь

Стретта — (итал. stretta, буквально сжатие) стретто (музыкальное), 1) род имитации (См. Имитация), в которой голос вступает с темой до того, как она завершилась в др. голосе; применяется в заключительном разделе фуги (См. Фуга). 2) Заключительный… … Большая советская энциклопедия

Стретта — стретто (итал. stretta, stretto, от stringere сжимать, уменьшать, сокращать; нем. eng, gedrдngt сжато, тесно, Engfьhrung сжатое проведение). 1) Имитационное проведение (1) полифонич. темы, характеризующееся вступлением… … Музыкальная энциклопедия

Стретта — ж.; = стретто Заключительный эпизод музыкального произведения или части его, идущий в ускоренном, стремительном темпе. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

стретта — стр етта, ы … Русский орфографический словарь

стретта — іменник жіночого роду фрагмент музичного твору … Орфографічний словник української мови

Источник

Стретто

Смотреть что такое «Стретто» в других словарях:

СТРЕТТО — (итал. stretto букв. сжатый), в музыке ускорение темпа … Большой Энциклопедический словарь

стретто — (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

стретто — сущ., кол во синонимов: 1 • ускорение (16) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

стретто — (итал. stretto, буквально сжатый) (муз.), ускорение темпа. * * * СТРЕТТО СТРЕТТО (итал. stretto, букв. сжатый), в музыке ускорение темпа (см. ТЕМП (в музыке)) … Энциклопедический словарь

Стретто — нескл. ср.; = стретта Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Стретто — … Википедия

стретто — стр етто, неизм … Русский орфографический словарь

стретто — стретто, неизм … Морфемно-орфографический словарь

Стретта — стретто (итал. stretta, stretto, от stringere сжимать, уменьшать, сокращать; нем. eng, gedrдngt сжато, тесно, Engfьhrung сжатое проведение). 1) Имитационное проведение (1) полифонич. темы, характеризующееся вступлением… … Музыкальная энциклопедия

Фуга — высшая форма полифонного стиля, развившаяся из имитации (см.). В двухголосной и многоголосной Ф., как и в имитации, проводится тема, но только по известным установившимся правилам. Приемы проведения темы, установившиеся в Ф. (а именно имитация… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

СТРЕТТА

Смотреть что такое «СТРЕТТА» в других словарях:

стретта — имитация, завершение Словарь русских синонимов. стретта сущ., кол во синонимов: 2 • завершение (30) • … Словарь синонимов

СТРЕТТА — (итал. stretta букв. сжатие), в музыке,1) род имитации, в которой имитирующий голос вступает до момента окончания темы в начинающем голосе. Встречается главным образом в фуге.2) Завершающий раздел произведения, проходящий в особо ускоренном темпе … Большой Энциклопедический словарь

Стретта — (итальянское stretta, буквально сжатие) (музыкальное), 1) род имитации (1), в которой имитирующий голос вступает до окончания темы в предыдущем голосе. Типична для фуги. 2) Постепенное ускорение темпа к концу финала, преимущественно в опере буффа … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Стретта — (итал. stretta от итал. stringere «сжимать, сокращать») каноническое проведение тем в фуге, при котором каждый имитирующий тему голос вступает до того, как она закончилась в предыдущем голосе, и отдельные части темы звучат… … Википедия

стретта — (итал. stretta, буквально сжатие) (муз.), 1) род имитации, в которой имитирующий голос вступает до момента окончания темы в начинающем голосе. Встречается главным образом в фуге. 2) Завершающий раздел произведения, проходящий в особо ускоренном… … Энциклопедический словарь

Стретта — (итал. stretta, буквально сжатие) стретто (музыкальное), 1) род имитации (См. Имитация), в которой голос вступает с темой до того, как она завершилась в др. голосе; применяется в заключительном разделе фуги (См. Фуга). 2) Заключительный… … Большая советская энциклопедия

Стретта — стретто (итал. stretta, stretto, от stringere сжимать, уменьшать, сокращать; нем. eng, gedrдngt сжато, тесно, Engfьhrung сжатое проведение). 1) Имитационное проведение (1) полифонич. темы, характеризующееся вступлением… … Музыкальная энциклопедия

Стретта — ж.; = стретто Заключительный эпизод музыкального произведения или части его, идущий в ускоренном, стремительном темпе. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

стретта — стр етта, ы … Русский орфографический словарь

стретта — іменник жіночого роду фрагмент музичного твору … Орфографічний словник української мови

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *