Что такое стрибожьи внуки в слове о полку игореве
Что такое стрибожьи внуки в слове о полку игореве
СТРИБОГ — языч. божество вост. славян. В С. употреблено не имя, а притяж. прил. от него: «Се в ѣ три, Стрибожи внуци, в ѣ ютъ съ моря стр ѣ лами на храбрыя плъкы Игоревы» (С. 12). Кроме С. этот бог упоминался в ПВЛ под 980 и в проложном житии Владимира в числе богов, кумиры которых были поставлены Владимиром в Киеве. Известны слав. геогр. названия, образов. от имени Стрибога: Стрибожь в Новгородской губ., Стрибоже озеро, р. Стрибожская на Киевщине, с. Стрибож на Житомирщине, польск. местечко Strzyboga близ Скерневиц (см. у А. Погодина, Е. Ф. Карского, Я. Е. Боровского, М. Фасмера). То, что имя Стрибога известно в польск. топонимике, дает основание предполагать, что Стрибог — общеслав. бог.
Функции Стрибога в слав. языч. пантеоне не установлены. Первые издатели, исходя из контекста С., отождествили его с греч. Эолом, пояснив имя Стрибога так: «славянский Эол, кумир, во время язычества
в Киеве боготворимый; ему приписывали власть над ветрами». М. Касторский в 1841 предложил этимологич. подтверждение такого толкования. Он сообщил, что stri на морав. наречии значит «воздух», «а посему Стрибог есть бог воздуха; его внучата были ветры». Эту этимологию приняли П. Строев, Ф. И. Буслаев, А. Н. Афанасьев, С. Гедеонов, В. И. Петр и др.
Вероятно, исходя из «злой» сущности Стрибога, отраж. в С. (его внуки-ветры губят полки Игоря), некоторые исследователи предлагали видеть в нем не просто бога ветра, а грозного и сурового бога стихии, бога холодных ветров, бури, вихря, вьюги, стремит. ветра (П. Г. Бутков, С. В. Руссов, Е. В. Барсов, Е. Г. Кагаров).
И. В. Сребрянский предложил видеть в Стрибоге мрачную силу «в ее исконной борьбе с началом светлым». Д. К. Зеленин развил эту точку зрения. Он указал на праслав. глагол «стрити» (*sъtьri) — «уничтожать», охарактеризовав Стрибога как «уничтожающего, истребляющего бога». Зеленин отождествил Стрибога с богом войны. Его поддержали А. С. Орлов, Боровский. Богом войны считал Стрибога и Погодин, но исходил при этом из др. этимологии (он возводил имя Стрибог к древневерхненем. strît — спор).
Др. исследователи, напротив, считают, что Стрибог — благое божество: «возвышенный бог» (от древнеиран. Stribaγ a); «бог отец» (от индоевроп. *petēr bhagos); «сеющий бог» (от праслав. *ster, ср. простереть); «устроитель добра» (сближая со *strojiti); «бог, оживляющий природу» (сближая с *strib-recreace, стрьблъ = fortis, стрибати = saltare) (см.: Фасмер М. Этимологический словарь. М., 1987. Т. 3. С. 777; Вей. К этимологии древнерусского «Стрибог»).
Особую точку зрения высказал Е. В. Аничков. Предполагая у автора С. эвгемерич. взгляд на языч. богов, он считал, что Стрибог — не божество, а предок тех, к кому обращается в С. автор, называя их «внуками Стрибога».
Характеристика Стрибога как злого, разрушающего начала хорошо вписывается в контекст С.: ветры, несущие смертоносные стрелы на полки Игоря, выступают как силы, подчиненные злому, губительному божеству. Это вполне соответствует языч. представлению о том, что ветры находятся в ведении бога зла, разрушения. О бытовании такого представления на Руси косвенно может свидетельствовать образ святого Касьяна (возможна нар. этимология имени от «косить», сходного по значению со «стричь»), который, по всей видимости, является христ. заместителем Стрибога. Известны нар. представления о Касьяне как источнике злой, вредоносной и умерщвляющей силы: Касьян на что ни взглянет — все вянет (см. о нем: Мендельсон Н. М. К поверьям о св. Касьяне // Этногр. обозрение. 1897. № 1. С. 1—21; Чичеров В. И. Из истории народных поверий и обрядов: («Нечистая сила» и Касьян) // ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 529—534). Живет Касьян, по поверьям, в аду — он сторож ада. Внеш. облик Касьяна (черный лик, неподнимающиеся веки) соответствует его деяниям. По поверью, Касьян спускает ветры на землю и насылает мор на людей и скот.
Лит.: Руссов С. Опыт об идолах, Владимиром в Киеве поставленных. // СО. 1824. Ч. 98, № 50. С. 147—151; Касторский М. Начертание славянской мифологии. СПб., 1841. С. 59; Срезневский И. Об обожании солнца у древних славян // ЖМНП. 1846. Ч. 51. Отд. 2. С. 43; Костомаров Н. И. Славянская мифология. Киев, 1847. С. 110—111; Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865. Т. 1. С. 320; Барсов Е. В. Критические заметки об историческом и художественном значении «Слова о полку Игореве» // ВЕ. 1878. № 10. С. 809—810; Шеппинг Д. О. Наши письменные источники о языческих богах русской мифологии. Воронеж, 1889; Сребрянский И. В. Мифология «Слова о полку Игореве» // Изв. ист.-филол. ин-та Безбородко в Нежине. 1895. Т. 15. С. 28; Зеленин Д. К. Этимологические заметки // ИОРЯС. 1903. Кн. 4. С. 268; Петр В. И. Об этимологическом значении слова «Стрибог» в связи с индийским Сарамеем и греческим Гермесом // Изборник Киевский. Киев, 1904. С. 106—118; Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. СПб., 1914. С. 340—341; Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Харьков, 1916. Т. 1. § 10 («Стрибог»). С. 30—31; Перетц. Слово. С. 79—80; Вей М. К этимологии древнерусского «Стрибог» // ВЯ. 1958. № 3. С. 96—99; Иванов В. В., Топоров В. Н. 1) Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965. С. 15—16; 2) Стрибог // Мифы народов мира. М., 1980. Т. 2. С. 471; Боровский Я. Е. Мифологический мир древних киевлян. Киев, 1982. С. 20.
13 непонятных слов и выражений из «Слова о полку Игореве»
Грамотность на «Меле»
«Слово о полку Игореве» — поэма, в которой рассказывается о неудачном походе русских князей на половцев — была написана, предположительно, в XII веке и изучается в 7-м классе на уроках литературы. Несмотря на то что современный перевод был сделан в XX веке, в тексте поэмы встречается множество слов и выражений, которые, скорее всего, не знакомы семиклассникам и их родителям.
Все пути им ведомы,
С «яругой» все просто: в переводе с польского языка это «овраг». В Древней Руси слово употреблялось в том же смысле.
Уж лиса на щит червлёный брешет,
Стон и скрежет в сумраке ночном…
«Червлёный» — это слово, которое используется в геральдике (историческая дисциплина, изучающая гербы) и означает любой оттенок красного цвета.
Захватили золота без счёта,
Груду аксамитов и шелков,
Вымостили топкие болота
Япанчами красными врагов.
Слово «аксамит» происходит от греческих «шесть» и «нить». Так в Древней Руси называли плотную ворсистую, напоминающую бархат ткань из шёлка и золотой или серебряной нити. Чтобы выдержать тяжесть золота и серебра, ткань формировали из шести обычных нитей — двух основных и четырёх уточных (поперечных).
«Япанча», или «епанча», в переводе с тюркского языка означает «плащ» или «накидку». Это древнерусская одежда, представляющая собой длинный широкий плащ без рукавов. Епанчи считались одеждой зажиточных людей.
Берега Немиги той проклятой
Почернели от кровавых трав —
Не добром засеял их оратай,
А костями русскими — Всеслав.
«Оратай» — это устаревшее название пахаря, человека, который пашет землю. Слово также встречается в одном из стихотворений Афанасия Фета:
Оглянись: сошла вода,
Зимний дождь не хлещет боле;
На горах опять стада,
И оратай вышел в поле.
А в степи, с ордой своею дикой
Серым волком рыская чуть свет,
Старый Гзак на Дон бежит великий,
И Кончак спешит ему вослед.
Гзак — это имя половецкого хана, который руководил половцами, жившими в XII веке на берегах Дона. Кончак — тоже половецкий хан примерно из тех же краев, с Дона и Придонья. Кончак известен набегами на Киев и Переяславль и вмешательством в междоусобные распри русских князей, привлекавших военную силу половцев.
Вот Стрибожьи вылетели внуки —
Зашумели ветры у реки,
И взметнули вражеские луки
Тучу стрел на русские полки.
Стрибог —это языческий бог древних славян, который традиционно считается богом ветра или воздуха. Соответственно, «стрибожьи внуки» — это ветра.
Где ты ни проскачешь, тур, шеломом
Золотым посвечивая, там
Шишаки земель аварских с громом
Падают, разбиты пополам.
«Шелом» — это русский средневековый шлем, отличительной чертой которого была высокая сфероконическая форма. До того как стать фирменным знаком русских богатырей, такие шлемы, отлитые или выкованные из бронзы, использовали воины Ассирии в третьем тысячелетии до нашей эры.
«Шишак» — это шлем круглой формы с высоким навершием (что-то вроде антенны на макушке). Наибольшее распространение в русском войске шишаки получили в XVI веке, а в XVII форма этих шлемов изменилась на металлические наголовья западноевропейского образца.
Прозван Гориславичем в народе,
Князь Олег пришёл на Русь, как ворог,
Внук Даждь-бога бедствовал в походе,
Век людской в крамолах стал недолог.
Слово «крамола» может означать как бунт, мятеж или восстание, так и все, что противозаконно, запрещено или предосудительно. Здесь имеются в виду частые войны, из-за которых умирало много людей.
День и ночь над полем незнакомым
Стрелы половецкие свистят,
Сабли ударяют по шеломам,
Копья харалужные трещат.
Слово «харалуг» в переводе с персидского языка означает «булат» или «сталь». Соответственно, речь идет о копьях со стальными наконечниками.
В третий день к полудню стяги пали,
И расстался с братом брат родной
На реке кровавой, на Каяле.
Недостало русичам вина,
Славный пир дружины завершили —
Напоили сватов допьяна
Да и сами головы сложили.
Степь поникла, жалости полна.
«Стяг» — это воинское знамя в Древней Руси, которое представляло собой шест с укрепленным на нем пучком конских волос, клином яркой ткани и фигуркой животного или другим предметом, хорошо видным издалека.
8 устаревших слов из «Недоросля», которые нам приходится гуглить
Стрибог — повелитель ветров и владыка воздушной стихии
У Стрибога очи синие — безграничного океана небесного отражение.
Плывёт он в ладье по воздушным просторам лазоревым
да в рог трубит, оповещая о своём приближении.
С трибог — один из верховных богов русского ведического пантеона. Владыка ветров, всегда готовый прийти на помощь богам в их противостоянии силам тёмной Нави. Рождённый искрой света от удара молота Сварога по камню Алатырю. Стрибог властвует над воздушным пространством, простирающимся меж небом и землёй, где по его велению веют ветры — «стрибожьи внуки», стремительные и вольные. В книге «Песни птицы Гамаюн» описывается его рождение от дыхания бога Рода. Он суть воплощение вечного дыхания Творца мироздания. Вместе с Перуном они управляют всеми природными явлениями, которые происходят по их воле в воздушном пространстве. Силу могучую Перун и Стрибог в единстве являют.
Под покровительством Стрибога находятся все духи воздушной стихии, а также птицы. Непоседливым, переменчивым, безмятежным и свободолюбивым нравом отличается Стрибог — вольный, стремительно преодолевающий все преграды на своём пути бог ветров. Он всенаправляющая, движущая сила мироздания, всемогущий бог воздушной стихии, всеобъемлющий, наполняющий пространство между миром земным Яви и миром небесным Прави. Он суть сила движения и перемен во Вселенной. Бог Стрибог является олицетворением таких качеств, как сила, целеустремлённость, непредсказуемость, непобедимость, воля. Он почитается как бог, развеивающий морок и тьму невежества. Он противостоит злоумышлениям и злодеяниям, и того, кто живёт не по Прави, Стрибог строго напутствует, на путь верный наставляя.
Стрибог: значение имени
Есть разные версии происхождения имени «Стрибог». В самом имени бога ветра просматривается указание на «стремительность», «устремлённость».
В словаре В. И. Даля «стрый» — устаревшее слово, означающее «дядя по отцу» или «двоюродный дед». В этом аспекте, вероятно, он являет свою силу как сотворец мироздания, вместе со Сварогом. Что указывает на место Стрибога на вершине пантеона богов, и также может трактоваться как почитаемый или почтенный бог.
По одной из версий, имя Стрибог произошло от древнеиранского Srībaɣa — ‘верховный бог’. Также есть мнение, что этимологию его имени можно усмотреть от слов «строить» или «старый», поэтому также Стрибог предстаёт как один из верховных богов, устроитель мира.
Помимо этого происхождение имени может идти от старославянского стърга — ‘простирающийся’, ‘распространившийся’. Такой же смысл имеет корень «стри» — в значении «простираться, покрывать, охватывать собой», указывающий на Стрибоговы обширные владения воздушной стихией, которой он управляет, и на пространство меж небом и землёй, владыкой коего он является.
Есть также версия, что в имени Стрибога присутствует указание на то, что его владения распространяются на все три мира — он властвует в трёх мирах: в Яви, Слави и Прави. Так Стрибог, поддерживающий беЗконечное движение — изменение материи, мысли и энергии, — проявляется во всех трёх мирах.
Стрибог — бог ветра. Дед ветров
И завыли ветры буйные,
и родился в вихре яростном
могучий Сварожич-Стрибог…»
На физическом плане сила Стрибога проявляется в форме ветра в мире Яви. Стрибог ветрами ярится по земле и наравне с Перуном повелевает огненными проявлениями в воздушном пространстве: громом и молниями.
Известно, что ветер возникает в результате движения воздушных масс. Что приводит их в движение? Наука объясняет это неравномерным распределением атмосферного давления: если на двух разных участках земной поверхности различается уровень атмосферного давления, то это становится причиной образования ветряных потоков. Так, благодаря ветру, ликвидируется появившийся дисбаланс в воздушном пространстве. Отсюда можем сделать вывод, что сила Стрибогова призвана восстанавливать равновесие, нарушенное в его владениях — воздушном пространстве.
Любое отклонение от прямого Правного пути создаёт хаос, и сила Стрибожья призвана уравновесить проявившуюся дисгармонию. Ветер по своей природе призван убирать дисбаланс, уравновешивать энергии пространства. Стрибог на макрокосмическом уровне явлен как гармонизирующая сила Вселенной. Он представляет собой важный аспект Всевышнего. Находится он на границе Яви и Прави, поддерживая равновесие на границе сих миров.
К сожалению, помимо всех благоприятных качеств, ветер обладает также разрушительной природой. Суров бывает Стрибог, штормами на море оборачивающийся, ярится он бурями, ураганами, цунами да смерчами по земле проносится или вьюгой снежной пути-дорожки заносит. Также он может способствовать распространению пожаров, разнося ветром языки огненного пламени, по причине чего огонь распространяется на всё большие территории земли.
В микрокосме человека отражаются все процессы, происходящие на макрокосмическом уровне. Поэтому ветры веют также и в нашем организме, незримые оком, но наполняющие нас энергией. Так жизненная сила движется волею Стрибога устремляемая, восходящим и нисходящим потоками энергии проявляемая.
Внуки и сыновья Стрибога
Летает Стрибог по всему белу свету стремительным ветром, а помогают ему его дети и внуки.
Старший его сын Вихрь-Посвист-Хладовей, бурями сильными да ветрами холодными по миру перемещающийся, является олицетворением северного и северо-западного ветра.
Ветры, с четырёх направлений света веющие, — внуки Стрибоговы. Многообразием имён величают детей и внуков Стрибожьих в разных сторонах нашей необъятной Родины.
Перечислим лишь некоторые из них.
С юга веют: южный ветер по имени Подага, веющий иссушающим горячим дыханием своим, и ветерок тёплый, приносящий полуденную прохладу, названный Полуденником, а также горячий песчаный ветер Суховей, летний ветер Летник и приносящий ненастье Хилок. Им помогают с перекрёстных направлений: юго-восточные Вешник и Обедник — тёплые дневные ветры; а также юго-западные Шалоник, или Шелоник, — предвестник шторма и Паужник, а также штормовой Култук, или Низовик, Мокрик и Горыч, дующий с гористых берегов в сторону водоёмов.
С севера веют: северный ветер Сиверко, или Сивер, Сиверяк, несущий зимние метели, Полуночник — холодный ночной ветерок, порывистый и холодный Бора, вестник морозов Джут, метелями холодными веющий Пурга, северный Верховник, леденящий и неистовый Сарма, разгоняющий свирепые волны мощный ветер Ангара. На перекрёстках им помогают: северо-восточные Заморозник — холодный осенний ветер, нагонный Рекостав — предвестник холодов, тихий Меженец; а также северо-западные, известные под именами Побережник и Голомяник.
Ветры восточные на рассвете дня нового, с восходящим Солнцем, веют свежестью прохладной: Всток, Зимняк и Теплик.
Ветры западные на закате, с уходящим за горизонт светилом, по земле проносятся вестниками дня завершившегося: Варьял и Западняк.
В устьях рек исполняют волю деда своего строгого внучата, такими именами наречённые: Моряна — резкий, сильный ветер, дующий с моря в устьях рек, Низовик — с низовий рек или горных долин дующий против течения, Горыч, с гор и нагорий веющий, Сухмень — сухой и горячий ветер, Верховик, дующий с верховий рек и долин.
Метелью бурной, пургой неистовой вьюжат внуки его: буря-метель снежная по имени Падара, буран, пургой морозной заносящий пути-дорожки, по имени Шурга, метель снежная Волокуша, пронизывающим снежным ветром мчится внук Стрибогов — Погода и вихрем вьюжит Заверть.
Стрибог — бог воздушной стихии
С богом Перуном, неизменным спутником Стрибога, вместе они властвуют в воздушном пространстве. Ветры, по велению Стрибога, от костров, на обрядах возжённых, по воздуху к небесам возносят клубами огненными, требы наши богам светлым.
Стрибог покровительствует всем птицам, обитателям воздушной стихии. Птицей Стратим, считающейся прародительницей всех птиц, оборачивается Стрибог, согласно мифологическим сказаниям. Он также почитается владыкой всех известных нам сказочных птиц: вещей Гамаюн, ярым пламенем сияющей Жар-птицей, Финиста Ясного Сокола, Птицы Феникс, зоревой, рассветной Алконост и сильнокрылой Стратим. Ему также подчиняются все духи воздушной стихии.
В эфирном пространстве, владыкой коего является Стрибог, он создаёт условия для существования жизни в материальном мире. Он суть движущая сила всех изменений. Он наполняет собой Вселенское пространство.
Стрибог — бог плодородия
Известно, что ветер переносит семена, пыльцу, то есть помогает распространению растительности на земле, что также позволяет растениям «переселяться» на новые территории, увеличивая таким образом ареал произрастания своего вида, потому Стрибога именуют Великим сеятелем. Стрибог гонит тучи по небосводу, дабы дожди благодатные водою живительной насытили Землю-матушку. По народным поверьям с первым тёплым дуновением весеннего ветра по велению Стрибога оплодотворяют семена землю, дабы взошли ростки новой жизни. Так, весенний ветер пробуждает к жизни природу, скованную зимним сном.
Так же, как и Перун, Стрибог помогает оплодотворять почву земную, способствуя этому нисхождением с небес вод дождевых, приносящих плодородие и возрождение.
Стрибог — олицетворение перемен
Коло Сварога «Сварга» — небо звёздное, вращение коего происходит согласно Вселенскому закону Прави. Вращают вместе Коло Стрибог и Перун. Перун вращает Вселенское Коло, а Стрибог как установитель проявленного бытия обеспечивает постоянный непрекращающийся процесс изменений, содействующих нашему духовному развитию.
Всем известна фраза «ветер перемен» — образное выражение, которое означает наступление событий, влекущих изменения в жизни. Многих пугают перемены, открывающие новую главу в жизни, своей непредсказуемостью и неизвестностью. Мы чувствуем себя спокойно, когда всё более-менее стабильно, но что такое стабильность? Это всего лишь мнимое отсутствие перемен, хотя они есть всегда. Перемены происходят с нами ежесекундно, каждое мгновение мы меняемся — в этом мире ничто не существует без изменений. Жизнь — это вечное движение.
Одним словом «веяние» обозначены такие понятия, как «дуновение ветра», так и «перемены». Перемены в нашей жизни неизбежны. Как бы люди ни боялись перемен, всё же они настигают каждого человека. Стабильность выступает как защита от неизвестности, основанная на страхе. Там, где есть привязанности, там есть страх потерять объекты привязанности, соответственно нежелание принимать никакие перемены.
Стрибог суть олицетворение любых перемен, будь то смена эпох, циклов времён, периодов существования Вселенной, и изменчивости всего сущего в материальном мире. Ветер сам по себе символизирует процессы обновления. Уносит он всё старое и отжившее, а на их место приносит новые энергии. Сменяются поколения, эпохи, на смену одним величественным цивилизациям приходят другие… и во всём явлена сила перемен.
Стрибог — рождённый дыханием Творца мироздания
В Кузне Сварога раздувает Стрибог мощные меха и вдувает в горн ветры буйные — разгорается пламя небесное, искры падают, будто молнии»
Изначально Творец мироздания бог Род пребывал во вселенском яйце. Когда раскололось Яйцо златое на заре творения Вселенной, из верхней части Яйца Вселенского было создано небо и стихии огненная и воздушная, тогда как нижняя часть его стала основой тверди земной и породила стихии земную да водную. Волею бога-творца Рода к созиданию был порождён верховный владыка небосовода Сварог, в Кузне небесной весь наш мир сотворивший. Согласно мифологическим сказаниям, от удара Сварогом по камню Алатырю, разлетелись искры божественной силы. И из огня небесного, этими искрами в Кузне Сварожьей возжёнными, были рождены боги светлые. Первой искрой, на небесах просиявшей, был солнечный, светом огненным явленный Дажьбог; второй, на землю упавшей, был огненный Семаргл, яркопламенный Огнебог, из жара огня небесного вышедший; а от третьей, в воздухе богом Родом «раздутой», родился Стрый-Стрибог, вышедший из дыхания огненного, повелитель всех ветров, да ураганов; из ещё одной искры, молнией яркой небеса пронзившей, вышел могучий Перун, силой огненной порождённый.
Так Стрибог был рождён вечным дыханием Творца мироздания. Он был славным помощником Семарглу Сварожичу, ибо из любой, даже самой малой искры огненной, мог он «раздуть» пламя великое.
Первое движение в космическом пространстве, по воле Стрибога свершившееся, явлено было во Вселенной как ветер космический. Пульсирует мироздание, вдыхает и выдыхает Род-Прародитель многочисленные Вселенные, а на земном плане бытия, в мире Яви, сила Стрибогова ветрами стремительными проявлена, которые суть отражение Вселенского дыхания Творца мироздания.
Славянский Стрибог: изображение
Стрибога изображают седовласым старцем с длинной бородой, в одеянии светло-голубого цвета. В его руках златой лук, а за спиной колчан со стрелами. Стрелы являются олицетворением ветров быстрых, а тетиву лука натягивает владыка ветров Стрибог, пуская стрелами стремительными ветры во все стороны поднебесной. У Стрибога очи синие — безграничного океана небесного отражение. Плывёт он в ладье по морю лазоревому или по воздушным просторам небесным да в рог трубит, оповещая о своём приближении.
Стрибог. Символ бога ветров
Одним из символов Стрибога является изображение стилизованного лука. Иногда это просто изображение ветровых потоков. Символом бога ветра также является знак «Стрибожич», представляющий собой мощный защитный оберег, защищающий от разрушительного влияния природных явлений. Его второе название «Вихрь». Внешне символ Стрибога похож на лопасти мельницы, «ветряки». Используется в домовой резьбе, дабы уберечь жилище от бурь и ураганов. Также его изображение наносят на лодки, чтобы защитил Стрибог от штормов. А путешественникам помогает поймать «попутный ветер», дабы дорога была легка и благоприятна. Стрибожич также применяется в обережной вышивке на одежде, или его носят как талисман-амулет, когда желают обрести защиту и покровительство могущественного Стрибога. Стрибог, символ которого Стрибожич вы носите как оберег, помогает вам легко пройти период перемен в жизни, адаптироваться к новым условиям. Амулет подойдёт всем, кто не боится исследовать и открывать новое, всем новаторам, тем, кто обладает смелостью и беЗстрашием, а также людям, которые стремятся изменить мир к лучшему и не отступают перед жизненными трудностями и препятствиями.
Стрибог является одним из богов небесной Триады. Так же, как и в ранневедической Тримурти, состоящей из трёх сил мироздания, явленной ликами богов семипламенного Агни, владыки ветров Вайю (иногда царя дэвов Индры) и лучезарного Сурьи, так и в Триаде богов древнерусского пантеона, представляющей собой единство божественных сил бога Семаргла огнепламенного, Стрибога, меж небом и землёй простирающегося (в некоторых версиях вместо Стрибога упоминается имя Перуна-громовержца), и Дажьбога светлоликого, мир поднебесный ярым светом своим озаряющего, — мы видим, как все три ипостаси света небесного разными ликами божественными проявляются как: огонь земной, огонь пространства и огонь небесный.
День Стрибога
Существует четыре дня в году, посвящённых Стрибогу. Весной, когда солнце поворачивает на лето, с тёплых краёв мчится к нам первый тёплый ветерок, возрождающую силу на крыльях своих приносящий и природу оживляющий, отмечается день, посвящённый богу ветра, который именуется как Стрибог Вешний и приходится на 5 апреля. День Стрибога у славян летом приходится на 8 августа и называется Ветрогон, когда с первой прохладой сильные ветры приносят вести о скором наступлении осени. Следующий день в году, когда почитают Стрибога, — 20 сентября — Листобой, совпадающий со временем осеннего равноденствия, когда ветры студёным дыханием своим приносят первые осенние холода. Зимой 21 февраля празднуют Весновей, морозным холодным ветром оповещающий о скором наступлении весны.
Славянский бог Стрибог. Упоминания в летописных источниках
Упоминание о Стрибоге встречается в «Новгородской первой летописи младшего извода» (конец XI века). В ней говорится, что в 6488 году (980 г.), когда начал княжить Владимир в Киеве, по его велению на вершине холма в граде были установлены кумиры богов: «Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла и Макоши. Однако, когда Владимир начал искоренять изначальную веру предков наших на Руси в 6496 году (988 г.), кумиры богов наших сбрасывались в реки, их изрубали или предавали огню. Но жива осталась память о них в сердцах наших.
В «Слове о полку Игореве» ветры называют стрибожьими внуками, стремительно летящим с моря, подобно стрелам: «Се ветри, Стрибожи внуци, веютъ съ моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы». Здесь же в «Плаче Ярославны» обращаются за помощью к Стрибогу могучему, дабы развеял он несчастья, обрушившиеся: «О, Ветр, Ветрило! Зачем так сильно веешь и стрелы мчишь вражьи на крылах своих лёгких на воинов моей лады? Я молю, не мчи стрел ханских на милого друга. Будь милостив и окажи услугу, как прежде дуй на море кораблю».
Боги воздушной стихии в мифологиях разных народов
Во многом схожи описания богов в мифологических сказаниях разных народов мира. Рассмотрим, какие существуют боги воздушной стихии и ветра.
Боги ветров разных сторон света в древнегреческой мифологии следующие: западный ветер — вестник богов Зефир, северный — повелитель стихий Борей, южный — приносящий на своих крыльях туманы да дожди Нот и восточный — переменчивый Эвр. Им же соответствуют боги древнеримского пантеона: Фавоний, дующий с запада, северный ветер Аквилон, Австр, с юга веющий, и восточный Вольтурн. Бог ветра ведического пантеона богов — Вайю, также боги ветров, бурь, помощники Индры — маруты. В скандинавской мифологии бог ветра именуется как Ньёрд, он также является богом плодородия и морской стихии. В древнеегипетской мифологии бог воздушной стихии — Шу, разделивший небо и землю, наполнивший собой пространство между ними и приведший мир в движение. Ацтекский бог бурь и стихийных ветров — Эхекатль, властвующий в срединном пространстве между небом и землёй. Шумерский бог бури — Адад (Ишкур) и его отец Энлиль. Иранский бог ветра — Вайю, владения которого также простираются в воздушном пространстве, проявляющий как разрушающую, так и благотворную силу.
В странах Восточной Азии находим следующие описания богов воздушной стихии: китайский бог ветра Фэй-Лянь, изображаемый в виде птицы с головой оленя, змеиным хвостом и пятами барса; японский бог попутного ветра Футэн, особо почитаемый путешественниками, и Фудзин — бог ветра, выпустивший на заре мироздания из своего мешка ветры, которые были призваны развеять туманы меж небом и землёй, дабы Солнца свет озарил землю, и на ней появилась жизнь.
Да развеет неистовой силой Стрибоговой тьму невежества, мороком туманным мир застлавшую, да воссияет свет Прави в сердцах наших!
Слава богам и предкам нашим!
Слава Роду! Слава Стрибогу!