Что такое стример аудио
Как правильно выбрать сетевой музыкальный плеер
Сохранить и прочитать потом —
Сетевые музыкальные плееры (или стримеры) существуют в разных формах: от встроенных в беспроводные колонки или системы «все в одном» до автономных компонентов аудиотракта.
Если работа проигрывателя винила или CD-плеера достаточно проста – воссоздать музыку, записанную на физическом носителе в единственном формате, то стримеру приходится управлять несколькими разнородными источниками контента – от Bluetooth-совместимых устройств до сервисов наподобие Spotify и Tidal, а также воспроизводить файлы с локальных устройств домашней сети.
Это непростое дело становится еще сложнее из-за постоянно растущего спектра функций, с которыми должны справляться сетевые плееры: к примеру, всего несколько лет назад от них никто не ждал поддержки AirPlay и Chromecast.
Границы бюджета
Какую сумму стоит потратить на сетевой музыкальный плеер? Это зависит от остальных компонентов системы. Мы рекомендуем взять в качестве отправной точки стоимость вашего усилителя – хотя, как всегда, еще более гибкий подход приносит оптимальный результат.
Даже в бюджетной категории есть вполне неплохие плееры; из недорогих моделей нам понравился Audiolab 6000N. Среди моделей с более высокими ценами немало интересного; жаль, что разработчики пока что не освоили выпуск недорогих стримеров с убедительным качеством звучания.
Функции потоковой трансляции
Превосходный плеер Audiolab 6000N Play
Большинство моделей на рынке поддерживают все основные функции, так что сделать выбор на основе списка характеристик едва ли получится.
Практически в любом случае у вас будет возможность воспроизведения музыкальных файлов с NAS-сервера, подключения к тысячам интернет-радиостанций, а также трансляции со Spotify (как минимум) и, весьма вероятно, с таких сервисов повышенного качества, как Tidal или Qobuz.
Наличие Bluetooth практически обязательно; во многих случаях поддерживается наиболее современный кодек aptX HD. Большинство сетевых плееров оснащены цифровыми входами, благодаря чему музыкальные файлы можно принимать не только с USB-флэшки, но и с оптического и коаксиального разъемов, что превращает стример в цифровой центр Hi-Fi-системы.
Если производитель предлагает соответствующее программное обеспечение, его также можно успешно включить в состав мультирумного комплекса.
Качество звучания
Топовый сетевой плеер Naim ND555/555 PS DR
Учитывая единообразие оснащенности и то, что многие производители используют готовые модули потоковой трансляции от нескольких OEM-поставщиков, можно было бы предположить, что качество звучания у разных моделей не должно заметно отличаться. Однако на деле это не так.
Несмотря на то, что в стримерах разных марок применяются одни и те же модули потоковой трансляции, особенности конкретной реализации, а также качество блока питания и аудиоконтуров вносят существенный вклад в итоговое звучание. Не верите? Просто сравните великолепный плеер начального уровня Naim ND5 XS2 с верхней моделью той же линейки ND555/555 PS DR – и вы сами оцените, насколько оно у них различается.
Поддержка форматов
В первые годы существования технологии нередко возникали проблемы из-за несовместимости форматов файлов, однако они давно потеряли актуальность. Большинство сетевых плееров поддерживают приём файлов Hi-Res-аудио, хотя верхняя граница может различаться – от 24 бит/96 кГц PCM у устройств среднего уровня до 32 бит/768 кГц у топовых моделей. Та же картина и с DSD: более дорогие модели поддерживают трансляцию файлов этого формата с вплоть до учетверенной частотой дискретизации.
Впрочем, не стоит слишком полагаться на цифры. Из музыки, которую мы слушаем, только небольшая часть доступна в таких экзотических форматах. Чаще всего все мы ограничиваемся CD-качеством с параметрами 16 бит/44,1 кГц, а прочие изыски почти никогда не выходят за границы 24/192. Что касается DSD, то поддержки базового формата DSD с одинарной частотой дискретизации тоже будет достаточно почти для всех. Не забывайте простую вещь: большие числа эффектно смотрятся, но вовсе необязательно обеспечивают лучший звук.
Удобство
Подключения на задней панели плеера Cambridge 851N
В комплект многих сетевых плееров входит традиционный пульт ДУ, но намного удобнее управлять ими со смартфона или планшета. С помощью приложения для такого устройства можно легко находить нужные записи в масштабных аудиотеках и быстро создавать плейлисты.
Раз уж мы перешли к практическим вопросам, напомним, что первое, о чем стоит побеспокоиться после доступности розетки электропитания – это наличие стабильной домашней сети с выходом в Интернет. От нее зависит возможность подключения к внешнему миру, а без нее невозможно использовать стриминговые сервисы и даже управлять устройством при помощи приложения.
Кроме того, следует решить, как вы будете подключать плеер к Ethernet – напрямую при помощи кабеля или по беспроводному каналу. Второй вариант определенно удобнее и при наличии стабильной сети будет вполне достаточным для многих владельцев. Но мы рекомендуем по возможности использовать первый, поскольку он будет значительно более надежным в долгосрочной перспективе.
Выбирайте мудро
Благодаря своим широким возможностям и высокой универсальности сетевые музыкальные плееры стали для многих меломанов самым популярным источником, заменив CD-проигрыватели и виниловые вертушки.
Владельцы простых беспроводных АС с их помощью смогут значительно повысить качество звучания. Если вы цените удобство, но хотите получить более качественный звук, и у вас найдутся место и бюджет для пары хороших колонок, все остальные функции может взять на себя сетевой плеер.
Какую бы модель вы ни выбрали, вам откроется почти безбрежный мир музыки; отнеситесь к выбору устройства внимательнее – и вы получите от нее максимум удовольствия.
Подготовлено по материалам портала «What Hi-Fi?», апрель 2020 г.
5 лучших стримеров музыки: Hi-Fi.ru рекомендует
«Цифра» с каждым годом все в большей степени уходит в сети, а значит все более востребованы устройства для воспроизведения музыкального контента в подобном формате. Вариант использования для решения этой задачи универсального компьютера возможно и позволит сэкономить деньги, но для бескомпромиссных аудиосистем предпочтительнее обратить внимание на специализированные стримеры.
Цена – 220 000 руб. (3300$ в США)
Силовой блок и основная плата устройства разделены экранирующей стальной пластиной, что исключает паразитные наводки на цифровую часть. Антирезонансные ножки из специального синтетического полимера надежно защищают аппарат от внешних вибраций. Поддерживается воспроизведение материала в формате PCM с параметрами вплоть до 32 бит / 768 кГц и DSD512. Для управления воспроизведением можно использовать Roon, Signalyst HQ Player, Linn Songcast, MPD или любое программное решение, совместимое с DLNA DMC (Digital Media Controller).
Цена – 175 000 руб. (2600$)
Еще один настоящий американец в нашей подборке. Для подключения ЦАП кроме интерфейса USB предлагает использовать коаксиальный SPDIF (можно даже заказать вариант с разъемом BNC), либо балансный AES/EBU. Таким образом, позволяет работать с блоком ЦАП, не оснащенным портом USB, что существенно расширяет возможности выбора. Для интеграции в компьютерную сеть предусмотрен порт Ethernet, но при необходимости возможно и подключение к беспроводной сети Wi-Fi с помощью опционального USB-адаптера. Правда, порт USB у стримера один, так что придется выбрать между беспроводной работой и использованием USB для трансляции цифрового потока на ЦАП.
Bricasti M5 выполнен в солидном корпусе, фрезерованным из цельного бруска алюминия, и оснащен таким же линейным источником питания, как популярный ЦАП Bricasti M1. Цифровые выходы AES/EBU и SPDIF поддерживают сигналы PCM с разрешением вплоть до 24 бит / 192 кГц и DSD вплоть до DSD64. При использовании интерфейса USB эти параметры возрастают до 32 бит / 384 кГц и DSD128. Для управления воспроизведением производитель рекомендует использовать Roon, Jriver Media Center, либо Audirvana. Но ничего не мешает выбрать любое программное решение, совместимое со спецификацией DLNA DMC.
Цена – 4650 евро (в Европе)
Через порт USB или Ethernet на ЦАП Antipodes EX способен транслировать музыкальный материал в формате PCM высокого разрешения с параметрами вплоть до 32 бит / 768 кГц и DSD вплоть до DSD512. Для управления воспроизведением может использоваться Roon, Signalyst HQ Player, MPD, Plex или любой совместимый с DLNA DMC софт.
Аппаратное обеспечение стримера базируется на платформе Stream 820 фирмы Stream Unlimited. Цифровой процессинг реализован на нескольких чипах ПЛИС (программируемых логических интегральных схемах) и использует фирменные алгоритмы dCS. Причем, системное программное обеспечение можно обновлять через Интернет. Для интеграции в компьютерную сеть можно использовать как гигабитный порт Ethernet, так и встроенный адаптер беспроводных сетей Wi-Fi. Для подключения ЦАП предусмотрена пара балансных выходов AES/EBU (каждый отдельно поддерживает трансляцию сигнала PCM с разрешением 24 бит / 192 кГц и DSD вплоть до DSD64, а используя их параллельно можно передавать на ЦАП материал PCM с частотой до 384 кГц и DSD до DSD128), коаксиальный SPDIF (PCM 24 бит / 192 кГц и DSD64) и SDIF на разъемах BNC. Кроме того, dCS Network Bridge единственный в подборке, поддерживающий внешнюю синхронизацию, для чего предусмотрены два BNC-разъема Wordclock. Но порт USB 2.0 здесь предназначен лишь для подключения внешнего накопителя для организации собственного хранилища. То есть, работать с ЦАП по USB стример не сможет, и это, пожалуй, хоть и единственный, но весьма серьезный недостаток dCS Network Bridge. Это тем более странно, с учетом того, что все фирменные ЦАП компании интерфейсом USB оснащены. Предположу, что производитель отдает предпочтение варианту использования для коммутации с ЦАП пары балансных каналов AES/EBU. Для совместимости с ЦАП, не поддерживающими обработку материала высокого разрешения, dCS Network Bridge умеет понижать частоту дискретизации потока вплоть до стандартного разрешения, а также преобразовывать поток DSD в PCM. При желании аппарат способен выполнять и обратную операцию, повышая разрешение сигнала.
10 лучших стримеров сезона 2020-2021 – выбор редакции
Цифровые итоги года
10 лучших стримеров сезона 2020-2021 – выбор редакции
Цифровые итоги года
Современный цифровой аудиотракт, как правило, обходится без дискового транспорта – источником аудио-потока на цифро-аналоговый преобразователь служит стример. Устройство, которое забирает данные с облачных музыкальных сервисов или с сервера домашней сети и бережно передает «цифру» на ЦАП. Прогресс в этой области шагнул далеко вперед именно за последние годы – тем интереснее наша подборка лучших стримеров сезона 2020-2021.
Yamaha NP-S303
Масса возможностей за сравнительно небольшие деньги. Yamaha NP-S303 играет почти всё (AIFF, FLAC, DSD, PCM до 24/192, имеет вшитые клиенты Tidal, Spotify, Deezer, Napster, Pandora, не забыт и протокол AirPlay), поддерживает и технологию MusicCast. Нашлось тут место и ЦАП’у на базе Burr-Brown DSD1791, а также – адаптеру Bluetooth. По части звука все в порядке – пусть аппарат и не похвастается фактурными басами, но обеспечит весьма хорошее пространственное разделение образов.
Primare NP5 PRISMA
Малютка Primare NP5 PRISMA – идеальный способ расширить функционал любой системы с цифровым входом до стриминга. Здесь есть и AirPlay2, и Bluetooth, и Chromecast, и Spotify Connect. Компонент сертифицирован Roon Ready, может контролировать по RS232 другие устройства фирмы и щеголяет действительно блестящим для своей ценовой категории качеством звучания.
AudioLab 6000N
Представитель традиционной британской школы звука, AudioLab 6000N, умеет многое. Технология DTS Play-Fi, работа через порт Ethernet по UPnP, целая россыпь выходов, включая USB, работа с сигналами до 24/192. Для вывода звука на аналоговые выходы используется модный чип ES9018K2M, а собственное приложение Play-Fi позволяет управлять системой из любой точки помещения. Исключительное внимание уделено и системе питания. Итог? Натуральное звучание, к которому (с учетом ценовой категории устройства), решительно нельзя высказать ни единой претензии.
cocktailAudio N15D
Мощная штучка. cocktailAudio N15D работает на базе двухъядерного процессора ARM Cortex A9 1 ГГц, поддерживает UPnP, имеет «на всякий случай» ЦАП Sabre ES9018K2M Reference и допускает установку 2,5” накопителей. Есть у модели и вшитые клиенты Tidal, Qobuz, Deezer, Airable, а также – поддержка Airplay и Google Cast. Работа с сигналами ведется до форматов РСМ 24/192 и DSD256; звучание отличается хорошей детализацией и прекрасно проработанными средними частотами.
Sonore ultraRendu
Цена – 62 000 руб. (без блока питания)
Проверенная классика, которая не сходит с хит-парадов уже достаточное время. Sonore ultraRendu щеголяет «тем самым» слитным звучанием без тени дискретного цифрового налета, обеспечивает отличную тембральную достоверность и пространственную картину. Чистый стример – никаких излишеств в виде внутренних или внешних накопителей, арсенала интерфейсов – прием данных по сети через проводной Ethernet, выдача цифрового потока на ЦАП – только по USB.
Sonore opticalRendu
Цена – 94 000 руб. (без блока питания и оптического интерфейса)
На сегодня это один из самых современных и элегантных стримеров. Модель умеет конвертировать сигнал, принятый по fiber optic Ethernet, в USB – для последующей передачи на цифро-аналоговый преобразователь. Sonore opticalRendu работает более эффективно благодаря гальванической развязке сигнала по оптической сети – в идеале с аппаратом использовать фирменный opticalModule (20 000 руб.) с дополнительным тактовым генератором FEMTO. Качество звучания – ошеломляющее, саунд щеголяет настоящим «бриллиансом» и демонстрирует исключительно твердые музыкальные образы. Сертификация RoonReady есть, работа ведется с сигналами до PCM 32/784 и DSD512. Блока питания в комплекте нет, лучше всего использовать линейный Uptone Audio UltraCap LPS-1.2.
Cambridge Audio CXN v2
На Cambridge Audio CXN v2 можно просто любоваться – дизайн модели вызывает восхищение. Столь же продвинута начинка этого стримера – мощный DSP-процессор, поддержка технологии адаптивной потоковой передачи данных MPEG-DASH, протокол HLS, модуль апсемплинга Adaptive Time Filtering (с помощью которого все сигналы масштабируются до параметров 24/384). Bluetooth, Spotify Connect, Tidal, Chromecast – все в наличии. В звучании проявляются роскошные и чарующие нотки, так высоко ценимые аудиофилами.
Auralic Aries G2.1
Серьезный апгрейд – в версии G2.1 Auralic Aries обзавелся двойным корпусом с шикарным экранированием, новыми антивибрационными опорами, а также – новой версией ОС Lightning D. Существенно увеличена и мощность питания на интерфейсах USB, что обеспечивает совместимость с куда большим парком техники. В остальном, все тоже прекрасно – двойная гальваническая развязка, двойные часы Femto Clocks и платформа Tesla G2 (2 Гб RAM, 1 Гб кеш-памяти и 8 Гб внутреннего хранилища, Bit-Perfect Multi-Room). Стриминг до DSD512, PCM 32/384. Роскошный, пластичный, насыщенный саунд Auralic Aries G2.1 увлекает сразу – перед нами представитель настоящей High End лиги.
Antipodes Audio EX
Максимально кастомизированный стриминговый компьютер – корпус из фрезерованного алюминия, пассивное охлаждение, тщательно подобранное и оптимизированное железо, модифицированная «чистая» ОС на базе Linux. Antipodes Audio EX можно использовать и как стример, и как сервер, и в качестве сетевого хранилища (PCM до 32/768, DSD512). Но, максимум возможностей устройство показывает именно как стример – когда все его процессорные мощности направляются на работу с цифровым потоком. В этом случае саунд выходит на новый уровень и заставляет усомниться так ли долог век чистого аналога. Кристально чистый звук Antipodes Audio EX заставляет поверить в невозможное.
Aurender W20
Цена – 2 100 000 руб.
Высшая лига, вне всяческих сомнений, полноценный Ultra High End. Aurender W20 обладает полным функционалом и стримера, и аудиосервера. Перед нами прецизионная разработка во всех смыслах – батарейное питание LiFe PO4 (револьверный режим работа литий-железо-фосфатных аккумуляторов), схема ADPLL (All Digital Phase-Locked Loop) на FPGA-матрице, термостатированный кварцевый генератор OCXO, два диска по 6 Тб и 256 Гб кеш на SSD и собственная контрольная точка на базе Aurender Conductor App. Саунд модели заставляет поверить в невозможное – в нем лоск и шарм, пресловутый «бриллианс», так любимый аудиофилами. И, конечно же, голография и выдающаяся детальность.
Стриминг для меломана и аудиофила: баловство, или реальный сервис?
Стриминг – это удобство
Любителей музыки, в зависимости от степени и направленности их увлечения, принято делить на меломанов и аудиофилов.
Первым важней содержательная часть, вторых же заботит форма, то есть качество записи и воспроизведения. Но фактически, обе эти категории раньше можно было смело относить к филофонистам, потому что физическая природа носителей фонограмм обязывала их прежде всего озадачиваться приобретением пластинок, катушек, кассет, дисков и т. д., а уж потом задумываться над условиями для их прослушивания. Исключение составляли разве что заядлые поклонники радиовещания.
И вот пришла Цифра
С переходом записей в цифровой домен влияние на качество звучания непосредственно носителя стало постепенно утрачивать свое значение. Если в каком-нибудь сравнительном прослушивании компакт-диск звучит лучше файла, это значит лишь то, что используемый CD-проигрыватель как источник аудиосигнала спроектирован и изготовлен лучше, нежели медиапроигрыватель, но вовсе не означает, что биты на куске поликарбоната записаны лучше, чем они же на винчестере или флешке. А уж с развитием звукозаписи высокого разрешения роль компакт-диска с его архаичными 16/44.1 и вовсе нивелируется.
Цифровой формат музыкальных записей позволяет получить их из удалённого хранилища «здесь и сейчас»
По причине эфемерности контента эфемеризация его носителя была лишь вопросом времени, однако же подзатянулась вследствие задержки в развитии «средств доставки». Поясню. Компакт-диску, как, объективно, самому массовому цифровому аудионосителю, вот уже 35 лет. Казалось бы, что мешает, условно говоря, включать его в одном месте, а получаемый с него цифровой поток передавать в другое? В первую очередь – наличие линий передачи (и их пропускной способности), которых ранее катастрофически не хватало: достаточно вспомнить модемный вариант подключения к интернету, скажем, 20-летней давности. А вот около 10 лет назад положение уже существенно изменилось.
Так что же такое стриминг?
Стриминговые сервисы – это компании, которые имеют доступ к хранилищам музыкального контента в цифровом виде и обеспечивают его воспроизведение по запросу пользователей через интернет на различных устройствах (смартфонах, беспроводных колонках, медиапроигрывателях и т.д.)
Управляйте музыкальным контентом со своего мобильного устройства
Возникает резонный вопрос: почему же стриминг появился только сейчас? А вы представьте себе десятки миллионов песен и столько же слушателей, а затем попытайтесь посчитать нагрузку на серверы и загруженность линий при их одновременной передаче. Собственно говоря, именно по этой причине стриминг начинался с форматов со сжатием — mp3 и им подобных.
Основные игроки
Интерфейс Deezer отличается удобством в использовании и функциональностью
Сразу внесу ясность – пока что ни Tidal ни Qobuz официально у нас не поддерживаются, а возможность подключения к ним хоть и имеется, однако требует навыков настройки VPN или других подобных ему «неофициальных» способов получения доступа.
Хайрез у Tidal воспроизводится посредством кодека MQA, разработанного британской компанией Meridian, и, кстати сказать, тоже осуществляющего сжатие с потерями.
А вот что касается Qobuz, то их стриминг полноценный, более того – файлы с разрешением вплоть до 24/192 можно сохранять и на локальных накопителях, правда годовая подписка обойдётся вам аж в £350!
Сервис Qobuz позволяет скачивать файлы Hi-Res-audio
Современный стриминг – это не только практически произвольный выбор музыки по жанрам, артистам, альбомам и песням, но и самые различные плейлисты, как составленные лично вами, так и подготовленные для вас музыкантами, обозревателями, компаниями и т. д. Кроме того, подборки могут делаться под настроение или повод, например для прогулок, пробежек, занятий спортом или вечеринок. Не будем забывать и про «непрофильный» контент, в частности фильмы, сериалы, программы и клипы. Напомним, что из «большой четвёрки» официально в России сейчас работает только Deezer, однако ситуация в отрасли меняется стремительно.
А что у других?
Естественно, свои собственные музыкальные сервисы есть и у многих IT-корпораций – например, Apple, Amazon, Google или Яндекс. Но, насколько мне известно, пока не существует ни некоего всеобъемлющего каталога, ни хотя бы агрегатора подобных сервисов со, скажем так, единым механизмом поиска. С другой стороны, например, стриминговые сервисы самых известных в мире и в России поисковых систем Google Play Музыка и Яндекс.Музыка, в числе прочих приятных бонусов, практикуют эксклюзивные релизы некоторых артистов, а количество доступных треков исчисляется десятками миллионов. Однако оба эти сервиса пока не могут похвастаться HD-качеством.
Резюме
Раньше пользователь покупал некие материальные свидетельства чьего-то музыкального творчества, потом появились неосязаемые файлы, а сейчас, фактически, практикуется аренда музыкального контента.
Стриминг – это просто и удобно
Удобства эти совершенно очевидные и наглядные: