Что такое строение биология 8 класс
Общий обзор организма человека
Урок 6. Биология 8 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Общий обзор организма человека»
Тело человека характеризуется определённой структурой, то есть оно имеет определённое строение и расположение частей.
Тело состоит из клеток, которые объединяются в ткани, ткани в органы, а органы в системы органов. В совокупности они образуют целостный организм.
Тело человека снаружи. Посмотрите на этого ребёнка. Вы видите голову, ниже располагается шея, туловище, руки и ноги. Это основные части тела. Каждая из этих частей состоит из более мелких. Например, на лице находится рот, нос и глаза.
Наружный покров нашего тела представлен кожей. Она покрывает всё наше тело. Под ней располагаются кости и мышцы. Кости придают нашему телу форму. Они твёрдые и прочные. Все кости в теле человека образуют скелет. Мышцы – это двигатели нашего тела, благодаря которым мы передвигаемся и работаем.
Внутренние органы человека. Слова «организм» и «орган» однокоренные и происходят от греческого слова, которое в переводе означает «инструмент».
Ещё Аристотель говорил, что орган существует ради выполнения определённой функции. И это правда: любой орган, маленький или большой, имеет специальное назначение и приспособлен к выполнению определённой работы – функции.
В голове у человека находится головной мозг, он управляет всеми жизненными процессами, происходящими в организме человека.
Внутри тела находятся две полости – грудная и брюшная, которые разделяются перегородкой – диафрагмой. В этих полостях располагаются внутренние органы.
В грудной полости у человека расположены сердце, сосуды и нервы, дыхательные пути и лёгкие, их два – левое и правое.
Грудная часть туловища защищена грудной клеткой, состоящей из грудины, рёбер и позвонков.
Трубка, по которой продвигается пища, – пищевод – проходит из грудной полости в брюшную через отверстие в диафрагме. В брюшной полости слева под диафрагмой находится желудок, справа – печень с желчным пузырём.
Ниже располагаются кишечник и поджелудочная железа, многочисленные сосуды и нервы. Около позвоночника в области поясницы расположены почки.
Все перечисленные органы работают в теле человека и днём и ночью, практически без отдыха. В организме здорового человека они действуют согласованно, слаженно. Органы, которые выполняют общую работу, образуют системы органов. Так, например, кости и мышцы образуют опорно-двигательную систему; пищевод, желудок, печень, кишечник — пищеварительную, а головной, спинной мозг и нервы — нервную систему.
Итог урока. В общем строении человеческого организма различают части тела, внешние и внутренние органы. Органы – это анатомически обособленные части организма, имеющие чёткую структуру и выполняющие определённые функции. Глаз, сердце, почка – всё это органы. Каждый орган имеет свою, присущую только ему форму и занимает определённое место в организме.
Презентация «Строение организма человека» 8 класс(2)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Строение организма человека подготовила:Мусаева Н.Л учитель биологии
Растительныежгу П Р Е Д С Т А В И Т Е Л И
Домашнее задание Изучить § 5 Ответить на вопросы в конце параграфа
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс повышения квалификации
Авторская разработка онлайн-курса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Презентация «Строение организма человека» 8 класс.Цель урока: Создать условия чтоб изучить что изучает анатомия,методы их.Чтоб сделать выводы о роли биологических знаний в жизни человека. Используются на урокео о борудование;ИКТ, модель скелета человека, таблицы Скелет»,«Строение костей».Даются термины.:анатомия,орган,система органов.В виде рисунков,таблиц,кластеров,схем.
Номер материала: ДБ-1255266
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Клетка. Её строение, состав и жизнедеятельность
Урок 7. Биология 8 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Клетка. Её строение, состав и жизнедеятельность»
Все живые организмы состоят из клеток. Некоторые – всего лишь из одной клетки, например бактерии и протисты.
Клетка – элементарная структурная и функциональная единица живого организма. Клетки обладают всеми признаками живого. Они способны размножаться, расти, обмениваться веществами и энергией с окружающей средой, реагировать на изменения, происходящие в этой среде.
Изучением строения клетки и принципов её жизнедеятельности занимается наука цитология.
Тело человека состоит из огромного количества клеток. Они подразделяются на соматические (нервные, костные, мышечные клетки) и половые клетки, служащие для размножения.
В многоклеточном организме клетки взаимодействуют между собой.
Сходные клетки объединяются в ткани, это позволяет организму успешно работать в тех ситуациях, в которых одиночные клетки обречены на гибель.
Заслуга открытия клетки принадлежит выдающемуся английскому учёному Роберту Гуку. Гук переконструировал первый микроскоп Галилея, усовершенствовал его и применил к изучению различных мелких предметов, в том числе и частей растений.
Большинство клеток имеют очень маленькие размеры, поэтому их нельзя рассмотреть невооружённым глазом.
Если поместить под микроскоп тонкие срезы органов человеческого тела (сердца, кожи, печени, крови или мышц), то мы увидим множество разнообразных по форме и размерам клеток, из которых состоят органы. Клетки могут быть плоскими, веретенообразными, шаровидными, иметь отростки. Как правило, их форма зависит от выполняемой функции и положения в организме.
Несмотря на внешнее многообразие, все клетки организма человека имеют единый принцип организации.
Снаружи клетка покрыта цитоплазматической мембраной, под которой находится цитоплазма, ядро и органоиды.
Органоиды – постоянные структуры цитоплазмы, имеющие разное строение и выполняющие различные функции.
К ним относятся комплекс Гольджи, митохондрии, рибосомы, эндоплазматическая сеть, клеточный центр и лизосомы.
Цитоплазматическая мембрана, или плазмалемма, состоит из белков, липидов и углеводов. Она ограничивает цитоплазму и защищает её от внешних воздействий, а также обеспечивает восприятие и передачу информационных сигналов внутрь клетки, осуществляет перенос одних веществ в клетку, других – из неё.
Цитоплазматическая мембрана обладает свойством избирательной проницаемости: одни вещества она пропускает внутрь клетки, а другие – нет, обеспечивая обмен веществ.
Пройдя через плазматическую мембрану, вещества оказываются в цитоплазме.
Цитоплазма – полужидкая внутренняя среда клетки. Она заполняет всю клетку. В цитоплазме размещаются органоиды и протекают все жизненные процессы клетки и обмен веществ. Она находится в постоянном движении.
Центральное место в цитоплазме занимает плотное округлое тельце — ядро. Ядро – это важнейшая клеточная структура, оно управляет всеми процессами жизнедеятельности клетки. Ядро регулирует процессы, протекающие при размножении, обеспечивает передачу наследственных признаков дочерним клеткам, образующимся при делении.
В ядре находятся хромосомы – носители наследственных признаков и свойств человека.
Все клетки человеческого тела имеют по 46 хромосом. Половые клетки – сперматозоиды и яйцеклетки – содержат по 23 хромосомы.
Внутри ядра выявляется ядрышко – плотное тельце, которое участвует в образовании рибосом.
Эндоплазматическая сеть состоит из канальцев и полостей. Она делит клеточное содержимое на отдельные отсеки, что позволяет разделить различные химические процессы, которые одновременно протекают в цитоплазме. На эндоплазматической сети происходит синтез и последующий транспорт белков, углеводов и липидов.
Комплекс Гольджи представляет собой единый комплекс густо сплетённых трубочек. Сюда по каналам эндоплазматической сети поступают органические вещества. Здесь они накапливаются, упаковываются в пузырьки и в таком виде покидают клетку.
В клетках всех живых организмов содержится множество округлых телец — рибосом. Это мелкие сферические частицы, состоящие из РНК (рибонуклеиновая кислота) и белков. Рибосомы могут находиться свободно в цитоплазме или быть прикреплены к эндоплазматической сети. В них происходит образование белков, и по каналам эндоплазматической сети они транспортируются в разные части клетки.
Митохондрии ─ вытянутые, овальные тельца с многочисленными внутренними перегородками. Они обеспечивают клетку энергией.
Их основной функцией является синтез аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) – универсального аккумулятора и переносчика энергии, которая используется на жизненные процессы клетки. Митохондрии называют «энергетическими станциями» клетки.
Лизосомы — это небольшие округлые тельца, которые содержат пищеварительные ферменты, расщепляющие белки, жиры и углеводы. Лизосомы принимают участие в расщеплении органоидов.
Клеточный центр расположен вблизи ядра и образован двумя полыми цилиндрами – центриолями. Они располагаются перпендикулярно друг к другу. Центриоли участвуют в делении клетки.
Клетки всех живых организмов состоят из одних и тех же химических элементов. В живых организмах обнаружено более 70 химических элементов. Все элементы классифицируют на макроэлементы (содержание которых в живых организмах составляет больше 0,01 %; к ним относят углерод, водород, кислород, хлор, азот, калий, кальций, натрий) и микроэлементы (содержание менее 0,001 %; к ним относят, например, железо, медь, цинк, йод, бром, никель). Основу клетки составляют углерод, водород, кислород и азот – это органогенные элементы. Они занимают примерно 98% клетки.
Большинство элементов в клетке находится в виде соединений – веществ. Различают органические и неорганические вещества. К неорганическим веществам относят воду и минеральные соли. Вода – самое распространённое неорганическое вещество в организме. Её содержание в разных клетках колеблется от 10% в эмали зуба до 85% в нервных клетках. В клетках молодого организма воды содержится значительно больше, чем в клетках стареющего организма. Вода определяет объём и упругость клетки. В водных растворах происходит взаимодействие веществ и их транспорт.
Минеральные соли присутствуют в клетке в малых количествах, но они необходимы для нормальной её жизнедеятельности. Например, азот и сера входят в состав молекул белков, фосфор – в ДНК, РНК и АТФ, железо – в гемоглобин, йод – в гормоны щитовидной железы.
К органическим веществам относятся белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Белки, жиры и углеводы – основной строительный материал цитоплазмы, ядра и органоидов.
Белки занимают в клетке первое место среди органических веществ. Это очень сложные соединения. Например, к белкам относится гемоглобин, он переносит по нашей крови кислород и придаёт ей красный цвет.
Важную роль в организме играют и углеводы. Это хорошо известные всем глюкоза, сахароза и крахмал. Основная функция углеводов – энергетическая. При распаде глюкозы внутри нашего организма образуется энергия, которая необходима нам для жизни.
Жиры выполняют в нашем организме различные функции:
o дают нам энергию;
o накапливаются и защищают от потери тепла;
o при распаде жиров образуется большое количество воды.
Нуклеиновые кислоты образуются в ядре. Нуклеиновые кислоты бывают двух видов: ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) и РНК (рибонуклеиновая кислота). Они входят в состав хромосом и участвуют в хранении и передаче наследственных свойств и функций организма.
Клетка – это сложнейшая химическая лаборатория. В ней происходит много превращений, которые осуществляют белки-катализаторы, или ферменты.
Катализатор – вещество, которое во много раз ускоряет скорость протекания реакции, но само в ней не расходуется. Каждый фермент способен ускорять лишь определённые превращения. Например, в клетках ротовой полости есть фермент каталаза. Он разлагает пероксид водорода на воду и кислород. В клетке находится множество самых разных ферментов.
Одним из обязательных свойств живого является размножение.
Размножение клеток – это увеличение их количества. Клетки размножаются делением надвое. В настоящее время доказано, что ни одна клетка не может возникнуть заново из неживых составляющих. Все новые клетки образуются из уже существующих. Внутри ядра располагаются тонкие нитевидные хромосомы.
1. Перед делением клетки в ядре происходит удвоение числа хромосом. При этом образуются два набора хромосом, несущие одинаковую информацию о жизненных процессах.
2. Происходит удвоение центриолей и их расхождение к разным полюсам клетки. От каждой из них отходят нити веретена деления.
3. Затем все хромосомы укорачиваются, уплотняются. Они превращаются в похожие на палочки структуры. В этот момент хромосомы становятся видны в световой микроскоп.
5. А все другие органоиды отодвигаются к цитоплазматической мембране.
6.Затем хромосомы разделяются на две группы. К парным хромосомам подходят нити веретена деления, соединяя каждую хромосому пары со своей центриолью.
7. Каждая из двух групп хромосом перемещается от центра клетки к одному из её полюсов.
9. Затем хромосомы превращаются из палочковидных в нитевидные.
10. Одновременно с образованием ядерной мембраны начинается построение перегородки от середины центральной части клетки. Она растёт во все стороны, пока не достигнет наружной цитоплазматической мембраны.
11. В этот момент из одной клетки образуются две дочерние.
На этом процесс деления клетки заканчивается. В результате деления из одной материнской образуются две дочерние клетки, являющиеся копиями друг друга и исходной материнской клетки. Дочерние клетки начинают собственную жизнь.
§ 4. Строение организма человека (1)
1. Что такое вещество и физическое тело? 2. Какие частицы являются наименьшими единицами строения вещества и что они образуют? 3. Что такое клетка? Каково её строение? Какие вещества её образуют?
Уровни организации человека
Все живые и неживые объекты на Земле состоят из мельчайших частиц — атомов. Атомы объединяются в молекулы, из которых, в свою очередь, построены клетки. Клетки, которые вместе выполняют какие-либо функции в организме (например, обеспечивают движение), являются основой ткани. Ткани образуют органы, которые объединяются в системы органов. Например, мышечная ткань образует скелетные мышцы, которые входят в состав опорно-двигательной системы. А уж все вместе системы органов составляют целый организм. Таким образом, говоря о строении организма человека, можно выделить следующие уровни организации: атомно-молекулярный, клеточный, тканевый, органный, системный (уровень систем органов) и организменный (рис. 5).
Атомно-молекулярный уровень
Особенности данного уровня организации обусловлены прежде всего его химическим составом. В организме человека обнаружены химические элементы, с которыми вы познакомитесь при изучении химии. Среди них — углерод, водород, кислород, азот, сера, натрий, кальций и др. Нельзя сказать, что они характерны только для человека. Их можно обнаружить как в других живых организмах (растениях, животных и т. д.), так и в неживых объектах, что указывает на связь и единство живой и неживой природы.
Названные химические элементы образуют молекулы веществ, входящих в состав клетки. Среди них такие неорганические вещества, как вода и растворённые в ней соли, а также органические вещества — белки, липиды (жиры), углеводы и нуклеиновые кислоты. Все эти вещества активно взаимодействуют друг с другом и выполняют свойственные им функции.
Клеточный уровень
Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов: растений, животных, грибов и др. Организм человека не является исключением. Его клетки имеют такой же план строения, как и животная клетка (рис. 6).
В состав организма человека входит огромное количество клеток. При этом все они различаются размерами и формой. Это объясняется тем, что каждая клетка выполняет определённые функции в многоклеточном организме человека. 9
Тканевый уровень
Как правило, одна клетка не может справиться с выполнением функции, необходимой многоклеточному организму. Её выполняют множество клеток. Клетки, сходные по строению, происхождению и выполняемым функциям, в совокупности с окружающим их межклеточным веществом объединены в группы, называемые тканями. Выделяют четыре группы тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная (рис. 7). Все эти ткани выполняют определённые функции, обусловленные особенностями их строения, — защитную, опорную, питательную, транспортную, сократительную и др. 10
Эпителиальные ткани образованы тесно прилегающими друг к другу клетками, с незначительным количеством межклеточного вещества. Эти ткани входят в состав наружных и внутренних покровов. Кроме того, они образуют многие железы нашего организма. Основные функции эпителиальных тканей — защитная и всасывающая. Кроме того, эпителиальные ткани хорошо восстанавливаются (регенерируют). Например, каждый раз во время мытья с поверхности кожи удаляется несколько слоёв мёртвых, ороговевших клеток эпителия, которые заменяются клетками нижележащих слоёв. 11
Соединительные ткани образованы разнообразными по форме клетками и большим количеством жидкого или плотного межклеточного вещества. К ним относятся: костная, хрящевая и жировая ткани, кровь, лимфа, дентин зубов. Основные функции соединительных тканей — механическая (опорная) и защитная. Жидкие соединительные ткани (особенно кровь) осуществляют транспортную функцию, обеспечивая : газов, питательных веществ и продуктов обмена веществ. 10
Мышечная ткань образована клетками, обладающими свойствами менять свои размеры — сокращаться. Различают три типа мышечной ткани: поперечно-полосатую (скелетную), гладкую и сердечную. Задача скелетных мышц — перемещение частей (рук, ног и т. д.) или всего тела в пространстве. Поперечио-полосатые мышечные клетки (волокна) очень тонкие и длинные, в них расположено множество ядер. Кроме того, они имеют регулярно чередующиеся светлые и тёмные полоски поперёк волокна, хорошо различимые под микроскопом. Похожее строение имеет сердечная мышца. Гладкие мышцы образованы маленькими одноядерными клетками, которые расположены пучками и не имеют поперечной исчерченности. 12
Нервная ткань образована двумя типами клеток: нервными (нейронами) и глиальными. Как вам уже известно, нейроны состоят из тела и отростков. 13 Между собой и с другими клетками (чаще всего мышечными) нейроны сообщаются через особые контакты, которые называют синапсами. Клетки глии располагаются между нейронами, поддерживают их, защищают от вредных воздействий и снабжают питательными веществами. Без постоянной помощи глиальных клеток нейроны существовать не могут.
Моя лаборатория
Изучение микроскопического строения тканей организма человека
В процессе работы с каждым микропрепаратом обратите внимание не только на строение и количество клеток, образующих ткань, но и на состав и количество межклеточного вещества.
1. Подготовьте в тетради таблицу «Ткани организма человека».
2. Запишите в таблицу название ткани, указанное на микропрепарате.
3. Рассмотрите препарат при малом увеличении.
4. Переведите микроскоп на большое увеличение и снова рассмотрите препарат.
5. Запишите в таблицу характерные особенности строения ткани.
6. Зарисуйте микропрепарат.
Уровни организации человека. Межклеточное вещество. Эпителиальная, мышечная, соединительная и нервная ткани
Ответьте на вопросы
1. Назовите основные уровни организации человека. 2. Что обусловливает особенности атомно-молекулярного уровня организации человека? 3. Что такое ткань? Какие группы тканей в организме человека вам известны?
Опишите общий план строения клетки человека и объясните, в чём заключается причина разнообразия форм и размеров различных специализированных клеток. Приведите примеры.
Почему клетку считают основной структурной и функциональной единицей не только организма человека, но и всех других живых организмов?