Что такое строптивость в православии
В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)
Святитель Игнатий (Брянчанинов) В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)
Текст предоставлен правообладателемhttp://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=2477585 В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) и творений святых отцов: Сибирская Благозвонница; Москва; 2011 ISBN 978-5-91362-421-5
Аннотация «Исповедь – это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе. Исповедь – это Таинство… Горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости», – так объясняет нам значение Таинства святитель Игнатий (Брянчанинов). Труден путь покаяния, на нем нас подстерегает много опасностей и препятствий. А преодолеть их и очистить душу от грехов и страстей поможет эта небольшая книжечка, составленная по творениям святителя Игнатия. Выделяя страсти и их проявления, он не только подробно рассказывает о каждой, но и преподает нам уроки борьбы с ними. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
Содержание
О добродетелях 5 1.
Блаженный плач 9 6.
Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями.
Пресыщение чрева 13 2.
Дополнения из разных источников 22.
Грехи против Господа Бога 22
Грехи против ближнего 23
Грехи против самого себя 24
Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти, или погибели 25
Грехи хулы на Духа Святого 26
Грехи, вопиющие Небу об отмщении за них 27
Содомские грехи 28
Мытарства преподобной Феодоры 32
Мытарство первое 35
Мытарство второе 36
Мытарство третье 37
Мытарство четвертое 38
Мытарство пятое 40
Мытарство шестое 41
Мытарство седьмое 42
Мытарство восьмое 43
Мытарство девятое 44
Мытарство десятое 45
Мытарство одиннадцатое 46
Мытарство двенадцатое 47
Мытарство тринадцатое 48
Мытарство четырнадцатое 49
Мытарство пятнадцатое 50
Мытарство шестнадцатое 51
Мытарство семнадцатое 52
Мытарство восемнадцатое 53
Мытарство девятнадцатое 54
Мытарство двадцатое 55
«В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова)» 5 Святитель Игнатий (Брянчанинов) В помощь кающимся: из сочинений святителя Игнатия (Брянчанинова) и творений святых отцов О добродетелях
1. Воздержание
Воздержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребле- ния в излишестве вина. Хранение постов, установленных Церковью. Обуздание плоти уме- ренным употреблением однообразной пищи, от чего начинают ослабевать вообще все стра- сти, а в особенности себялюбие, которое состоит в угождении плоти.
2. Целомудрие
Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед, чте- ния развратных книг и рассматривания постыдных изображений, от произношения сладо- страстных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и еще более осязания. Скромность. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде. Начало целому- дрия – ум, неколеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога.
3. Нестяжание
Ограничение себя в жизни самым необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Мило- сердие к нищим. Любление нищеты евангельской. Упование на Промысл Божий, что все нужное для жизни будет подано Богом. Спокойствие, свобода духа и беспопечительность.
4. Кротость
Уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростию. Терпение. После- дование Христу, призывающему ученика Своего на Кр ест. Мир сердечный. Тишина ума. Твердость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.
5. Блаженный плач
Ощущение падения, общего всем человекам, и собственной нищеты душевной. Сето- вание о них. Плач ума. Болезненное сокрушение сердца. Прозябающая от них легкость сове- сти, благодатное утешение и радование. Надежда на милосердие Божие. Благодарение Бога в скорбях, покорное их переношение от зрения множества грехов своих. Готовность терпеть. Очищение ума. Облегчение от страстей. Умерщвление миру. Желание молитвы, уединения, послушания, смирения, исповедания грехов своих.
6. Трезвение
Усердие ко всякому доброму делу. Неленостное исправление церковного и домашнего правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами, помы- шлениями и чувствами своими. Недоверие к собственному разуму. Предоставление своих мнений на суд духовного отца. Непрестанное пребывание в молитве и размышлении о Свя- щенном Писании. Благоговение. Хранение себя от многого сна и изнеженности, праздносло- вия, шуток и острых слов. Любление нощных бдений, поклонов и прочих подвигов, доста- вляющих бодрость душе. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.
7. Смирение Страх Божий
Ощущение его при молитве. Крайнее смирение, видение себя недостой- ным, повинным праведному осуждению за грехи. Потеря всякой надежды на все и всех, кроме Бога. Глубокое познание себя. Изменение воззрения на ближних, причем они, без вся- кого принуждения, кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях. Явление мудрого простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обви- нение и укорение себя. Правдивость и прямота. Беспристрастие. Мертвость ко всему удаля- ющему от Бога. Умиление. Познание спасительного Таинства, сокровенного в Кресте Хри- стовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение лживых обычаев и слов, лукавства и лицемерия. Восприятие евангельского сми- рения. Отвержение премудрости земной, как непотребной перед Богом. Презрение всего, что в человеках высоко, то мерзость перед Богом (см.: Лк. 16, 15). Оставление словооправ- дания. Молчание перед обижающими. Отложение всех собственных умствований и приятие разума евангельского. Низложение всякого богопротивного помысла. Смиренномудрие, или духовное рассу- ждение. Сознательное и полное во всем послушание Святой Православной Церкви.
8. Любовь
Достижение во время молитвы, сопровождаемой страхом Божиим, любви Божией. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа; происте- кающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних, благоговейное почи- тание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, беспристрастная, радостная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела. Несказанная радость духов- ная. Упоение духовное. Глубокий мир сердца, души и тела. Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка. Прекращение молитвы от духов- ной сладости. Молчание ума. Просвещение ума и сердца. Молитвенная сила, побеждающая грех. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение всех разумений все превос- ходящим разумом Христовым. Богословие. Познание во всем всесовершенного Пр омысла Божественного. Сладость и обильное утешение при скорбях. Зрение устроений человече- ских. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения… Конец бесконечен!
Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями
1. Пресыщение чрева Объядение, пьянство, нехранение и самовольное нарушение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее довольства и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям. 1 Заимствовано из святоотеческих писании.
2. Любодеяние Блудное разжжение, блудные ощущения и пожелания тела, души и сердца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блу- дные мечтания и пленения. Осквернение истицанием. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладо- страстных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные проти- воестественные: малакия (рукоблудие), мужеложство (мужчина с мужчиной), лесбиянство (женщина с женщиной), скотоложство и им подобные.
3. Сребролюбие Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обогащению. Мечтание о богатстве. Опасение старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его Промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Жела- ние получать подарки. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.
4. Гнев Вспыльчивость, принятие гневных помыслов; мечтание в помыслах гнева и отмще- ния, возмущение сердца яростию, помрачение ею ума; непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.
5. Печаль Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, небла- годарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от подвига многотрудной христианской жизни, поползнове- ние сойти с сего поприща. Уклонение от бремени креста – борения со страстями и грехом.
6. Уныние Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церков- ного и молитвенного правила. Потеря памяти о Боге. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагогове- ние. Праздность. Излишнее успокоение плоти сном, лежанием и всякого рода негою. Иска- ние беструдного спасения. Перехождение с места на место с целью избегнуть тягот и лише- ний. Частые прогулки и посещения друзей. Празднословие. Кощунственные высказывания. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение запо- ведей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.
7. Тщеславие Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных поче- стей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и роскошных вещей. Внимание к кра- соте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Занятие науками и искус- ством сего века ради временной, земной славы. Ложный стыд исповедовать грехи свои перед духовником. Лукавство. Самооправдание. Пр екословие. Следование своему разуму. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство страстям, бессовестность. Уподобление по нравам и жизни демонам.
Дополнения из разных источников Кратчайшая исповедь Грехи против Господа Бога
Верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам. Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность во время нее. Нехождение по лености в церковь, к исповеди и Святому Причастию. Лицемерие в Богопочтении. Хула или ропот на Бога в душе и на словах. Намерение поднять на себя руки. Упоминание имени Божия всуе. Неисполнение обещаний Богу. Кощунство над священным. Гнев с упоминанием нечистой силы. Нарушение постов и постных дней (среды и пятницы). Работа в дни больших церковных праздников.
23 Грехи против ближнего Неусердие к своей должности или к своему делу. Непочтение к начальству или стар- шим по должности и возрасту. Непочтение к родителям. Небрежение о христианском воспи- тании детей. Неисполнение обещания человеку. Неуплата долгов. Отнятие силой или тайное присвоение себе чужого. Скупость на милостыню. Причинение обид ближнему. Напрасные подозрения. Пересуды. Оклеветание. Соблазнение на грех. Проклятие ближних. Незащище- ние невинного человека или правого дела с ущербом для них. Вражда и раздоры в семейной жизни. Гнев. Убийство.
24 Грехи против самого себя Пребывание в праздных или скверных мыслях. Желание зла ближнему. Лживость. Раздражительность. Строптивость. Самолюбие. Зависть. Ненависть. Жестокосердие. Памя- тозлобие. Мстительность. Сребролюбие. Страсть к наслаждениям. Сквернословие. Нетрез- вость и многоядение. Блуд. Противоестественные грехи. Неисправление своей жизни. Из числа всех сих грехов против десяти Заповедей Божиих некоторые, достигая в человеке высшей степени развития своего, переходя в порочные состояния и ожесточая его сердце нераскаянностью, признаются особенно противными Богу, смертными. С. (Брянчанинов).
Грехи смертные, то есть делающие человека повинным вечной смерти, или погибели
1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, сатанинская гордость до самообожения.
2. Несытая душа, или иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном. Воровство.
3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцов- ское имение.
4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.
5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страст- ною привязанностью к различным увеселениям, по примеру Евангельского богача, который веселился во все дни.
6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные преступления, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев. Убийство.
7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как например, во дни Ноя.
Грехи хулы на Духа Святого Чрезмерное упование на долготерпение Божие или продолжение тяжко греховной жизни в самооправдании.
Лицемерное и лукавое отвержение покаяния. Отчаяние или противоположное упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге Отеческую благость и доводящее да самоубийства. Упорное неверие в Бога и истины веры, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже чудесами Божиими, отвергающее очевидную истину.
Грехи, вопиющие Небу об отмщении за них Умышленное человекоубийство (в частности, аборты), а в особенности мерзки грехи отцеубийства, братоубийства и цареубийства.
Содомские грехи Несправедливое притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и обиды малолетних сирот. Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у сирот, военнослужащих и заключенных в темнице милостынь, пропитания и одежды, которые определены им, и вообще угнетение их. Огорчение и обиды родителям, доходящие до дерзких побоев.
Исповедь
Тунедаром, незаконно; яствоядение. Даром есть хлеб лестью, обманом, лицемерием, пересудами, сплетнями, спорами, упрямством, нежеланием уступить и услужить ближнему; согрешил злорадством, зложелательством, злосетованием, оскорблением, насмешками, поношением и человекоугодием. Прости мя, честный отче. Согрешил: нетерпением болезней и скорбей, привязанностью к удобствам жизни сей, пленением ума и окаменением сердца, непонуждением себя на всякое доброе дело. Прости мя, честный отче. Согрешил: невниманием к внушениям совести своей, леностью к чтению Слова Божия и нерадением о стяжании Иисусовой молитвы, любостяжанием, сребролюбием, неправедным приобретением, хищением, воровством, скупостью, привязанностью к раз- ного рода вещам и людям. Прости мя, честный отче. Согрешил: осуждением и ослушанием отцов духовных, ропотом и обидой на них и неисповеданием пред ними грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду. Прости мя, честный отче. Согрешил: немилосердием, презрением и осуждением нищих; хождением в храм Божий без страха Божия, рассеянной молитвой, молился, имея неприязнь на ближнего сво- его, с холодным сердцем, без внимания, без усердия и благоговения; уклонялся в ересь и сектантское учение. Прости мя, честный отче. Согрешил: празднословием, смехотворством, слушанием и воспоминанием нечистых песен, чтением книг развратных, рассматриванием соблазнительных картин, услаждением при воспоминании прежних грехов своих, соблазнительным поведением с желанием нра- виться и прельщать других, вольностью, дерзостью, потворством духу времени и мирским обычаям, противным вере Православной, терял время в пустых и праздных занятиях. Прости мя, честный отче. Согрешил: невоздержанием душевных и телесных чувств; нечистотою душевною и телесною; услаждением и медлением в нечистых помыслах, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на жен и юношей. Прости мя, честный отче. Согрешил: леностью, расслаблением, негою, многоспанием, сладострастными мечта- ниями и осквернением во сне, пристрастными воззрениями, бесстыдными телодвижениями, прикосновениями, блудом, прелюбодеянием, растлением, рукоблудием, невоздержанием в супружеской жизни, невенчанным браком, детоубийством (склонял кого-нибудь к этому великому греху). Прости мя, честный отче. Согрешил: унынием, малодушием, нетерпением, ропотом, отчаянием в спасении, неимением надежды на милосердие Божие, бесчувствием, невежеством, наглостью, бес- стыдством, подсматриванием чужих грехов и подслушиванием чужих разговоров. Прости мя, честный отче. Согрешил: холодностью и бесчувственностью на исповеди, умалением своих грехов, вместо самоосуждения – обвинением ближних. Прости мя, честный отче. Согрешил: против Животворящих и Святых Таин Христовых, приступая к ним без должного приготовления, без сокрушения сердца и страха Божия. Прости мя, честный отче. Согрешил: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием – волею и неволею, ведением или неведением, в разуме и неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их. Но во всех сих открытых
Мною, как и в грехах, неисповеданных мною по забвению, раскаиваюсь, и жалею, и впредь с помощью Божиею обещаюсь блюстись. Ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне, грешном, а в оный Судный день засвидетельствуй пред Богом об исповеданных мною грехах моих. Аминь. Грехи, исповеданные и разрешенные ранее, повторять на исповеди не следует, ибо они, как учит Святая Церковь, уже прощены, но если мы их снова повторяли, то снова в них нужно каяться. Надо в тех грехах каяться, которые были забыты, но вспомнились теперь. От кающегося требуется: Сознание своих грехов. Осуждение себя в них. Самообличение пред духовником. Покаяние не только словом, но и делом. Покаяние есть исправление жизни по Запове- дям Христовым. Для омытия грехов требуются сокрушение и слезы. Необходимо воз- ненавидеть прежние грехи. Желающим искренно и должным образом покаяться полезно прочесть о мытарствах.
Укрощение строптивого
Кротость уподобляет христианина Учителю-Христу и позволяет вступить в наследование нетленных благ как здесь, на Земле, так и в Вечности. Как укротить самого себя к радости всех окружающих – об этом размышляет игумен Киприан (Ященко).
Главный пример кротости – Сам Господь Иисус Христос. Пророк Исаия говорит о Нем: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы» (Мф. 12:18–21, Ис. 42:1–4). Святитель Иоанн Златоуст так толкует это место в Священном Писании: «Этим пророк прославляет кротость и неизреченное могущество Христово, возвещая о кротости Его, говорит: «…не воспрекословит, не возопиет». Христос желал исцелить их больных, но когда они отвергли Его, то Он и не противодействовал им. Далее, показывая Его силу, а их слабость, говорит: «трости надломленной не переломит». Ибо легко было Христу переломить их всех, как трость, и притом уже надломленную».
Старец Фаддей Витовницкий
Преподобный Иоанн Лествичник дает следующее определение кротости: «Кротость есть недвижимое устроение души, в бесчестии и чести пребывающее одинаковым». Видите, необходимо постоянство, а не так, что сегодня я кроткий, а завтра лучше не попадаться мне на глаза. Или с утра кроткий, а потом душа пошла вразнос. Нет, какие бы обстоятельства ни случались со мной: бесчестия, или наоборот – особой славы удостоился я в этот день, – моя душа пребывает в ровном состоянии. Наградили вас орденом Президента РФ или исключили из семинарии – с одинаковым смирением и кротостью принимайте всякое событие, даже то, которое кажется невероятным для вас.
«Кротость – смиренная преданность Богу, соединенная с верой, осененная Божественной Благодатью», – говорил святитель Игнатий (Брянчанинов).
Дух кротости, который пребывает на отцах Псково-Печерской обители, сумел передать автор книги «Несвятые святые» архимандрит (ныне митрополит Псковский и Порховский) Тихон (Шевкунов). Эта книга выдержала 17 изданий общим тиражом 3 млн экз. (данные 2019 г.). Она была востребована в качестве своеобразного откровения для нашего современника о Боге и Церкви Его Святой. Книга о русском православии. Никто не ожидал, что такое произведение может появиться. Читатели действительно открыли для себя Церковь через эту книгу.
Старец Паисий Святогорец
Однако какое отношение к теме кротости имеет этот бестселлер? Книга пронизана духом кротости, свойственном Псково-Печерскому монастырю. В ней множество рассказов о людях кротких, тихих, смиренных, о которых большинство из тех, кто прочел книгу, возможно, вообще ничего никогда бы не узнали. А теперь их пример стал известен и повлиял на многих.
По милости Божией, мне тоже удалось побыть в этом монастыре не один месяц. Очень многих отцов, которые описаны в книге, я лично знал, мне посчастливилось общаться с ними, жить рядом с ними изо дня в день, трапезничать, молиться, послушаться. Может быть, и с неким художественным вымыслом, который неизбежен при воссоздании реальности в литературе или в кино, но все-таки отец Тихон действительно смог передать тот дух кротости, который пребывает на отцах Псково-Печерской обители.
Святой праведный Иоанн Русский
А как выглядит кроткий человек? Тих, спокоен, немногословен, сдержан в движениях, умерен во всем. Кротость прежде всего, как учат святые отцы, выражается в молчании во время оскорблений. Неслучайно мы самых любимых наших святых – Святителя Николая Чудотворца, Преподобного Сергия Радонежского – славим как правило веры и образ кротости. Вспомнили их, и сразу светло, тихо на душе. Их лики очищены, точно светятся. А теперь можно попробовать представить себе лицо, например, Наполеона. Вглядевшись в него, можно угадать владеющие этим человеком страсти. Известно, что Наполеон, когда вел битву, доводил себя до состояния страшного гнева. Гонял всех, кто находился рядом с ним, мог прибить, как-то внезапно страшно наказать. Во время битвы в Бородине он заболел, у него была высокая температура, все тело ломило, но физическая боль только способствовала его злости. Он считал, что для того, чтобы победить, надо быть разъяренным.
Многие убийства совершаются в страсти гнева, в состоянии аффекта. Собою такой человек уже не владеет. Гнев, многие святые отцы так и определяли, – временное беснование. Часто потом человек даже не помнит, что он натворил.
Святой старец Паисий Святогорец пишет о том, что гневливые люди имеют силу, которая может им помочь в духовном совершенствовании: «Гнев, чистый гнев – это сила души. Если человеку от природы кроткому это свойство его характера помогает в духовном совершенствовании, то человеку гневливому в два раза больше пользы от силы, которая заключена в его характере, только бы он эту силу гнева использовал против страстей и против лукавого. Если он не будет пользоваться этой силой правильно, то ею воспользуется диавол. Если человек по природе мягкий не постарается приобрести мужества, то не будет способен к большим делам. А гневливый, если решится на что-то большое и обратит свой гнев против зла, то считай – дело сделано. Поэтому высот в духовной жизни достигают люди, в которых есть искра сумасбродства».
Преподобный Тит, пресвитер Киево-Печерский
А святой Иоанн Златоуст говорил: «Ты гневлив? Будь таким по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судьей и грозным карателем своих собственных грехов – вот польза гнева, для этого Бог и вложил его в нас». Более того, уму естественно и необходимо гневаться на страсти, как пишет об этом преподобный Исаия Отшельник: «Без гнева и чистоты не бывает в человеке, то есть если не будет он гневаться на все, всеваемое в него врагом».
С детьми – особая тема. Кто-то по природе своей кроткий, родился таким тихоней. А другой, наоборот, раздражительный. Ну и что? Это вовсе еще не значит, что этот последний не может опередить в духовной жизни кроткого. Просто надо помочь ему направить энергию гнева в конструктивное русло.
Как разобраться, кроткий человек или просто равнодушный?Когда йог впадает в нирвану, ему уже ни до чего нет дела: пусть хоть атомная война начнется. Состояние кротости принципиально не таково. Если вас обижают, а вы не мстите, это не значит, что вы безразличны. Напротив, кроткий человек очень участлив, он молится за обижающих, как Господь молился за тех, кто Его распинал. Вспомните святого праведного Иоанна Русского. Кто он был по статусу? Воином, который в плену стал рабом. Практически всю жизнь он провел в рабстве у мусульман. Они его вообще сначала за человека не считали, он и жил в конюшне со скотом. Но сам он молился за своих истязателей, а после и за хозяев. И они его начали почитать. Ощущали, что у них живет великий святой. Рабство ему не помешало стать святым.
Многие были в рабстве, но не все стали святыми. Дело не в этом, другого хоть епископом поставь, хоть в раба обрати, но если нет христианского устроения, ничего не поможет. Приснопамятный архимандрит Кирилл (Павлов) – я 20 лет у него окормлялся и могу засвидетельствовать – был одним из кротчайших людей, человеком удивительной деликатности. При общении с отцом Кириллом (Павловым) все испытывали такое чувство: едешь к нему, что-то в тебе бурлит, какие-то страсти, не знаешь, как поступить, как разрешить все эти скопившиеся, кажущиеся безвыходными, ситуации. Подъезжаешь к батюшке – все потихонечку утихает, у него побыл, даже просто постоял рядом – вообще все утихло, мир на душе. И бывает, что даже не успел спросить, а вопроса уже нет, он как-то разрешился сам собою. Все устроилось.
Игумен Киприан (Ященко)
Архимандрит Кирилл (Павлов) одним своим присутствием успокаивал людей. Вот как вспоминает одна из его духовных чад: «Сидели мы за столом мирно, тихо. Ворвался вдруг мой брат в разорванной рубашке. Раздраженно закричал, что у него украли колеса с машины. Все замолчали. Наступила напряженная пауза. Я глянула на отца Кирилла. Он, как будто ничего не случилось, улыбнулся и ложечкой стал есть суп. Происходит что-то невероятное. Мой взбешенный брат начинает говорить все тише и тише. Успокоился, сел в уголочке. Я подала ему тарелку супа. Он стал есть. Батюшка про себя, в душе своей посочувствовал, что он трудился, а его обокрали, но чтобы страсти улеглись, не подал и виду, не поддержал брата в гневе».
Когда я не знал, как мне себя вести с каким-нибудь неадекватным человеком, пребывающим в колоссальной гордыне и прелести, я обращался за советом к отцу Кириллу. Он говорил: «А ты его кротостью, кротостью, тут только кротостью действовать можно». Это Евангельский закон: гордого усмирить может только кроткий!
Одна из особенностей кротости – терпеть обиды не только от тех, кто выше и значительнее тебя, но и даже от тех, кто просто обязан относиться к тебе с почтением. Про святителя Тихона Задонского известно, что он, будучи настоятелем, много терпел от прислуги и не только не мстил, но и всячески благотворил им.
Если вы знаете житие святителя Тихона, то помните, в какой тяжелой ситуации он был, когда отказался от архиерейства и ушел за штат. Будучи архиереем, он наводил порядок, был очень ревностен и строг. Особо доставалось одному архимандриту, которого потом поставили игуменом Задонского монастыря – именно той обители, куда самого владыку в итоге отправили на покой. Он прожил там 15–20 лет, и все это время архимандрит «отыгрывался» на нем. Игумен за все годы ни разу не дал ему послужить, даже сослужить литургии. Святитель Тихон просто был на службе и причащался в алтаре, но это единственное, что ему разрешали. И это только один из фактов: и на трапезе он не мог появиться, и по всяческим мелочам над ним издевались. Но за эти годы он написал лучшие свои труды, в том числе «Сокровище духовное, от мира собираемое».
Сербский старец Фаддей Витовницкий рассказывает о том, как одна из его чад хотела уйти с работы, где в коллективе были нестроения, все обижали друг друга, ссорились. Старец ей отвечал: «Тебя обижают, а ты не обижай, не отвечай обидными словами и не только словами, но и в мыслях; вместо этого молись Богу, чтобы Он послал им благого Ангела, тогда и тебя Господь не забудет. Не сразу у тебя получится, но если будешь упорно молиться, увидишь со временем, как изменится круг твоих мыслей, заметишь, как люди меняются. И сама изменишься». Позднее старец встретил эту женщину, и та с удивлением рассказала, как все переменилось: «Ох, отче, я и не знала, что все такие хорошие. Все изменилось, чудо как все изменилось, никто больше меня не обижает, да и я сама другая». Старец Фаддей, рассказывая эту историю, заключает: «Видите, как строится мир! Кроткая и смиренная душа, которая все прощает и всех любит, излучает мир, и мы в ее присутствии с Божией помощью освобождаемся от тяжелых депрессивных мыслей».
Отец Кирилл (Павлов) не благословлял к переходу на другое место работы даже при определенных скорбных обстоятельствах. Вот человек не претерпел, ушел, вначале было хорошо, а потом все рушилось, и ситуация становилась еще хуже, чем та, которую он не претерпел. Поэтому, конечно, с кротостью можно выдержать все и на своем рабочем месте.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Так и мы, как этот лягушонок, должны себя вести. Если перед тобой разъяренный человек, сиди тихо, не трепыхайся. На вопрос, как себя вести с разгневанным человеком, старец Паисий отвечал: «Терпеливо. Если человек кипит от гнева, то ему без толку что-нибудь говорить, лучше помолчать и читать про себя Иисусову молитву. А когда от молитвы он успокоится, притихнет, то можно и договориться с ним. Даже рыбаки в шторм не выходят на лов, а ждут, когда море утихнет». Молитва – главное наше средство при гневе.
А еще преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Если хочешь иметь любовь, то делай дела любви, хотя сначала и без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».
Кроткий человек обладает способностью укрощать ссорящихся, водворять мир вокруг себя. В некотором смысле он всегда миротворец.
Какова награда за кротость? «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю»(Мф. 5:5) – это обетование кротким из Нагорной проповеди Спасителя, наверно, все помнят. Из истории нашего Отечества очень показателен пример святого благоверного князя Даниила Московского, младшего сына Александра Невского. Он, будучи тихим и получив самую маленькую часть удела, сохраняя добрые отношения со всеми и по возможности избегая конфликтов, расширил эту землю и положил начало объединению земель вокруг Москвы.
Кроткие могут приводить в раскаяние даже самых закоренелых грешников. А если на небесах ликование об одном кающемся грешнике превосходит радость о девяносто девяти праведниках, то и сердце виновника покаяния преисполняется радостью неземной.
В Древнем Патерике есть пример терпения и кротости старца по отношению к разбойникам, которое привело их к совершенному раскаянию: «Пришли разбойники в монастырь одного старца и сказали ему: «Мы пришли взять все, что есть в твоей келье». Он же сказал: «Что вам угодно, чада, то и берите». Итак, они взяли все, что нашли в келье, и ушли. Но они забыли кошелек, который был там спрятан. Взяв его, старец погнался за ними, крича: «Чада! возьмите, что вы забыли». Удивившись терпению старца, разбойники возвратили все и раскаялись, сказав друг другу: «Это человек Божий».
Люди, в конце концов, начинают просто любить кротких. Иоанн Златоуст так пишет о кротком человеке: «Кроткий любезен для видящих, любезен и для знающих по слуху; нет никого, кто бы, слыша, что хвалят человека за кротость, не пожелал на него взглянуть, приветствовать и постоянно видеть».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) называет незлобие и кротость основанием молитвы: «Враг… старается поколебать самое основание молитвенного подвига – незлобие и кротость».
У человека, который находится в гневе, не может быть молитвы. В частности, Ефрем Сирин пишет о том, что человек, находящийся во вражде, не может приближаться к Богу: «Кто к брату своему расположен враждебно, ненавидит его и ругается над ним, тот примирись сперва с братом и прости его; тогда уже может он приближаться ко Господу. Кто хочет предстать Богу, тот должен наперед оставить брату долг его, только такового пост и молитва угодны Богу».
У людей, которые претерпели что-то скорбное и неприятное, открывается молитва. Про афонского старца Иосифа Исихаста, который воспитал в своих послушниках высочайшую молитву, его ученик писал, что старец довольно сурово к ним относился, пытаясь уврачевать их самолюбие: «Например, за 12 лет, которые мы прожили вместе, всего лишь несколько раз я услышал свое имя из его уст. Чтобы обратиться ко мне, он использовал всевозможные бранные слова и соответствующие им эпитеты. Но сколько любви было в этих искусных колкостях, какое чистое сочувствие стояло за этой бранью!»
И наконец, награда из наград для кротких – Царство Небесное. Из патерика Киево-Печерской Лавры известен следующий случай. Двое монахов, Тит и Евагрий, были во вражде друг ко другу. И вот один из них, Тит, сильно заболел и уже должен был умереть. Он стал просить прощения у своего брата, но тот отказался его простить, после чего внезапно упал замертво. Тит же также неожиданно выздоровел и рассказал о себе следующее: «Во время болезни, – так начал блаженный Тит свой рассказ, – я, еще одержимый гневом, увидел, как Ангелы отступили от меня. Они рыдали о гибели моей души, а бесы радовались, что я имею гнев на своего брата. Посему-то я и начал просить вас, чтобы вы пошли и испросили мне у брата моего прощения. Когда вы привели его ко мне и я поклонился ему, а он отвернулся от меня, я увидел одного немилостивого Ангела с пламенным копьем, коим он ударил непростившего меня, и тот упал мертвым. Тот же Ангел подал мне руку, поднял меня, и вот я выздоровел».
Подготовила Ольга Орлова