Что такое структура библиотеки

Структура библиотек

Деятельность библиотек по обслуживанию читателей осуществляется в двух основных формах. Библиотечный абонементпредоставляет читателю право получить в абонентском отделе библиотеки издание из библиотеки в своё полное распоряжение на определённый срок (не более 2х недель). В другом случае читатель имеет возможность знакомиться с книгой только в помещении библиотеки (как правило, в специально отведённом читальном зале). В некоторых библиотеках работает только абонемент или только читальный зал, в других эти формы обслуживания сочетаются, хотя не для всех единиц хранения возможны обе.

Во многих публичных библиотеках существует отдел краеведения, в котором можно найти прозаические и поэтические произведения местных авторов либо книги об истории, экономике и других особенностях развития данного региона, края, области, населённого пункта. В выставочном зале библиотеки регулярно проходят выставки местных художников, фотографов, народных умельцев и ремесленников.

В отделе искусствоведения можно ознакомиться с дорогими красочными печатными изданиями о кино, театре и других областях искусства: живописи, балете, музыке, графике и т.д. Здесь же можно нередко найти богатейшую видеотеку или фонотеку, содержащих классику жанра. Из отдела искусствоведения литература на дом не выдаётся. Кроме того, в публичных библиотеках крупных населённых пунктов можно найти технический отдел, где посетители библиотеки, при необходимости, могут воспользоваться компьютером, принтером, сканером или ксероксом.

В библиографическом отделе Вы сможете получить исчерпывающую информацию об имеющихся в фондах библиотеки печатных экземплярах. Все библиотечные каталоги делятся на четыре вида: алфавитные, предметные, систематические и каталоги новых поступлений.

С помощью алфавитного каталога можно найти любую книгу, если известны ее название, а также фамилия и инициалы автора. Он представляет собой карточки, на которых расписаны все имеющиеся в библиотеке книги. Большинство из них располагаются в каталоге в алфавитном порядке по фамилиям авторов, но если у книги нет автора (допустим, это сборник нормативных документов) или она написана большим авторским коллективом, то она будет помещена по первой букве названия. Издания на иностранных языках регистрируются в специальном каталоге в порядке латинского алфавита, а для книг на языках, не использующих кириллицу (китайском, иврите, арабском и пр.), существуют специализированные алфавитные каталоги. Учтите, что при поиске издания следует смотреть не только там, где карточка должна находиться, но и поблизости, так как она может оказаться не на своем месте по ошибке библиотечного работника или пользователя каталогом.

Если вы не вполне уверены в том, какая книга вам требуется, либо плохо расслышали название или фамилию автора, то воспользуйтесь предметным каталогом. Он построен по рубрикам, отражающим предметное содержание книг, а сами рубрики и их подрубрики расположены в алфавитном порядке. Название каждой рубрики соответствует определенному предмету, а уточнение аспекта, в котором рассматривается этот предмет, дается в подрубрике.

Систематический каталог похож на предметный тем, что в нем названия книг тоже распределены по тематическим рубрикам, но эти рубрики даны не в алфавитном порядке, а в соответствии с внутренней системой той или иной научной дисциплины.

Каталоги новых поступлений обычно содержат информацию о книгах, полученных библиотекой за последние 3 — 5 лет.

В настоящее время создаются и уже получили достаточно широкое распространение электронные каталоги, которые существенно облегчают механический поиск необходимого издания. Их построение в основном соответствует перечисленным выше правилам учета изданий.

Другой важной характеристикой библиотеки является структура её фонда. В большинстве случаев часть изданий (наиболее востребованная читателями) располагается в открытом доступе и может быть просмотрена читателем непосредственно у книжной полки, тогда как большинство изданий располагается в книгохранилище и может быть оттуда получено лишь через некоторое время посредством заказа по каталогу. В некоторых случаях на выдачу особо редких, повреждённых или содержащих государственную тайну изданий накладываются ограничения, требующие от читателя специального запроса или разрешения. Передвижные библиотечные пункты облегчают доступ к книгам и Интернету для населения удаленных районов, жителей домов престарелых и т. п. Для доставки книг и средств связи используются автобусы, автофургоны (англ. bookmobile, исп. bibliobús), а в некоторых странах (Зимбабве [3] ) даже ишаки.

Социальные виды универсальных библиотек:

Источник

Структура библиотеки

Администрация, заведующие подразделениями, контактные телефоны

Отдел хранения литературы включает в себя книжный фонд библиотеки, кафедру выдачи литературы, группу реставрации и сектор режима хранения и стабилизации фондов.

Сектор действует при отделе основного хранения.

Создан на базе слияния специализированных читальных залов в 2018 году.

Отдел периодики является структурным подразделением ГПИБ. Он был создан в 1988 году на базе отдела газет, организованного в 1938 году, и фонда журналов, выделенного из книгохранилища. Читальный зал периодики рассчитан на 90 мест и обслуживает пользователей всех читальных залов.

Отдел является центром справочно-библиографического обслуживания в библиотеке. Сотрудники СБО оказывают помощь читателям в разыскании и подборе литературы по различным вопросам, проводят индивидуальные библиографические консультации, выполняют письменные справки по запросам иногородних пользователей.

Отдел редких книг был создан в 1922 году как отдел библиотеки Исторического музея. В 1938 году все фонды отдела, за исключением рукописей и старопечатных книг, были переданы в Историческую библиотеку. Сотрудники отдела занимаются выявлением, регистрацией, хранением и экспозицией редких изданий на русском и иностранных языках, выполняя задачу изучения истории книг в процессе их создания, как произведения книжной техники и книжного искусства; в дальнейшем их существовании, как элемента быта и культуры.

Филиал ГПИБ России

Основными задачами в деятельности отдела являются:

— запись читателей в библиотеку,ведение регистрационной картотеки читателей,осуществление контроля входа/выхода;

— оперативное удовлетворение запросов на документы из фондов ГПИБ посредством предоставления во временное пользование этих документов (через индивидуальный абонемент или межбиблиотечный абонемент) или их копий (через службу копирования или службу электронной доставки документов);

— формирование подсобного фонда отдела и организация справочно-библиографического аппарата;

— выполнение библиографических справок и консультаций;

Отдел маркетинга создан в 1991 году, его деятельность направлена на удовлетворение потребностей читателей и населения в исторической книге и исторических знаниях в зависимости от требований рыночного спроса и тенденций его развития. Принимает участие в разработке и обеспечивает выполнение разного рода услуг, в т.ч. посреднических, и проведение мероприятий по договорам с государственными, коммерческими, общественными предприятиями, учреждениями, организациями.

Научно-библиографический отдел (НБО) работает в соответствии со своими задачами и планом работы по трем основным направлениям: I. Подготовка научно-вспомогательных указателей; II. Научно-исследовательская работа; III. Научно-методическая работа.

Отдел отечественного комплектования, руководствуясь Профилем комплектования, пополняет фонды Исторической библиотеки литературой от начала книгопечатания до настоящего времени, включая издания на микрофишах, СD, микрофильмы книг, газет и журналов.

В целях информационного обеспечения исследований в области гуманитарных наук и в соответствии с Уставом ГПИБ России отдел формирует фонд иностранных документов по истории, историческим наукам и смежным дисциплинам.

Источник

Структура, функции библиотеки

2.1 Структура, функции библиотеки

Структура библиотеки – совокупность её подразделений, установление их соподчиненности и взаимоотношений, распределение между ними функций и полномочий. Структура зависит от типа библиотеки, её задач, величины книжного фонда, объема и характера работы по обслуживанию читателей.

В библиотечной практике встречается сочетание лингвистической, видовой, отраслевой, функциональной (или технологической) структур. Чаще всего используется сочетание функциональных структур с отраслевой, в частности, создание читальных залов, отделов по отраслевому признаку; с лингвистической – создание отделов иностранной и национальной литературы; с видовой – создание отделов редких книг и рукописей.

Структура библиотек одного типа, за исключением крупнейших, унифицирована. В библиотеках выделяется абонемент, читальный зал, детское отделение, библиографический отдел. В зависимости от групп системы в библиотеках выделяются следующие отделы:

1) отдел обслуживания,

2) отдел комплектования и обработки литературы,

3) организационно- методический отдел,

4) сектор обслуживания работников сельского хозяйства,

5) нотно-музыкальный отдел,

6) информационно – библиографический отдел,

8) административно – хозяйственный отдел.

Основными функциями библиотеки являются:

1) Кумулятивная функция библиотеки реализуется посредством сбора и концентрации разнообразных по форме, содержанию и целевому назначению документов независимо от времени и места их создания.

2) Мемориальная. Суть мемориальной функции заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи во времени и пространстве.

2) Коммуникативная. Коммуникативная функция библиотеки реализуется посредством удовлетворения информационных и социально-культурных потребностей пользователей

5) Производственно-вспомогательная. Научно-вспомогательные и производственно-вспомогательные функции реализуются путем создания условий для информационного содействия науке, экономике и производству.

6) содействие систематическому образованию, самообразованию;

7) обеспечение возможности для творческого развития личности;

приобщение людей к культурному наследию, развитие в них способности воспринимать искусство, научные достижения;

8) Досуговая. Досуговая функция библиотеки реализуется путем создания условий для организации интеллектуального досуга.

2.2 Задачи, поставленные перед библиотекой; формы работы библиотеки; виды библиотек

Поэтому сегодня перед библиотекой стоят следующие задачи:

1) создание на базе внедрения новых информационных технологий Публичного интеллектуального центра;

2) восстановления на базе уникальной, мемориальной части фонда фундаментальной научной библиотеки, способствующей науке и фундаментальному образованию;

3) создание мощного информационного центра, одним из основных направлений деятельности которого станет информационное обеспечение инновационного развития;

5) создать условия для обеспечения комфортного и оперативного доступа к разного рода информации, как на традиционных носителях, так и на машиночитаемых: CD, DVD, аудиокассеты, видеокассеты, микрофиши, мультимедийные и голографические документы;

6) привлечение новейших технологий по осуществлению сохранности фонда, в частности климат-контроль, контроль влажности;

7) проведение мероприятий по защите документов от несанкционированного выноса посредством маркировки документов специальными маркерами и установки детекторных панелей в контрольно-пропускных местах;

8) В целях обеспечения сохранности фондов необходимо разнообразить деятельность по научной консервации фондов библиотек, переводить печатные документы в машиночитаемую форму для обеспечения широкого доступа к сетевой электронной информации;

9) усовершенствование системы безопасности, защищающей от стихийных бедствий и террористических актов (внедрение новейших технологии предупреждения пожаров и пожаротушения, системы видеонаблюдения);

Основные формы работы библиотеки:

1) предоставление различных каталогов для ознакомления с фондом библиотеки и выбором необходимых документов;

2) выдача книг на дом;

3) возможность оставлять заявки на отсутствующую в данной библиотеки литературу для поиска документов в других библиотеках;

6) тематические вечера;

8) выставки картин, книг, фотографий, периодических изданий, исторических артефактов;

9) реклама фондов библиотеки и проводимых в ней мероприятий;

10) выездная форма работы;

11) составлений библиографических списков для читателей;

12) поэтические и музыкальные вечера;

В соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» в Российской Федерации функционируют следующие виды библиотек:

I) учрежденные организациями государственной власти всех уровней, органами местного управления, юридическими и физическими лицами;

II) в соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделяются я основные виды библиотек:

1) учрежденные органами государственной власти:

библиотеки субъектов РФ,

библиотеки местных и иных федеральных органов исполнительной власти;

2) муниципальные библиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;

3) библиотека Российской академии наук, библиотеки других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений;

4) специализированные библиотеки (предприятий, учреждений, организаций, профсоюзов, музеев);

5) частные библиотеки;

6) библиотеки, учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, международными организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

8) библиотеки высших учебных заведений;

10) массовые, общедоступные (народные) библиотеки;

19) специализированные библиотеки гуманитарного профиля;

20) библиотеки естественнонаучного профиля;

21) библиотеки технического профиля;

22) сельскохозяйственного профиля;

23) медицинского профиля.

Наблюдается беспрерывный процесс дальнейшего дробления функций и структур производства науки, образования, углубляется их специализация в результате чего наблюдается постоянное усложнение типологических структур библиотеки.

Глава 3. Анализ особенностей библиотечного дела в Перми

Целью данной главы автор ставит изучение развития библиотечного дела в Перми в историческом аспекте и на примере библиотеки областного и районного значения. Рассматривает основные направления и формы работы в целях выявления утверждения о том, что библиотека на современном этапе развития не может оставаться статичной, работать по прежним правилам, с применением только традиционных форм и методов работы в контексте современной социально – культурной ситуации, в условиях постоянного возрастания требований людей от учреждений культуры.

С.Ф. Молодьков, З. Лепихина, Л.С. Ведерникова, А.И. Баканова, Б.Т. Уткин, Е.П. Пирогова, С.С. Артамонова изучают в своих работах исторический аспект развития библиотечного дела в Перми.

Вопросы истории, особенности и сущность работы библиотеки имени Горького рассматривается в трудах А.М. Хлебникова, Е.М. и В.Н. Шумиловых, И.Г. Остроумова, К.С. Шилова, А.В. Евсеева, Е.М. Дьяколова, Г.В. Суворова, А.Н. Исаченкова, Л. Вотинова, П.А. Гладких, Н. Прокофьева, О.Г. Базилевич, Е.Н. Городилова.

Источник

Организационная структура библиотеки

Понятие, сущность и значение организационной структуры библиотеки. Преимущества и недостатки дивизиональной, технологической, производственной, финансовой, социальной и информационной структуры управления. Анализ оргструктуры МБУК «Библиотека п. Ханымей».

РубрикаМенеджмент и трудовые отношения
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления09.03.2017
Размер файла93,0 K

Что такое структура библиотеки. Смотреть фото Что такое структура библиотеки. Смотреть картинку Что такое структура библиотеки. Картинка про Что такое структура библиотеки. Фото Что такое структура библиотеки

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Оренбургский областной колледж культуры и искусств»

по дисциплине: «Информационные технологии»

на тему: «Организационная структура библиотеки»

Выполнил(а) Парашуткина Т.Н.

студент(ка) группы 2Б

Преподаватель: Шаргалов Д.В.

1. Теоретические основы изучения организационной структуры библиотеки

1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры библиотеки

1.2 Типы организационных структур, их преимущества и недостатки

2 Анализ организационной структуры МБУК «Библиотека п.Ханымей»

2.1 Краткая характеристика библиотеки

2.2 Анализ соответствия организационной структуры

Список использованных источников и литературы

Роль библиотек в обществе велика. По уровню развития и состоянию библиотечного дела в стране можно судить не только о ее экономическом потенциале, но и уровне культуры. Собираемые в библиотеках коллекции книг, периодических изданий и других видов документов являются не только информационными источниками, но и частью культурного достояния нации. Нация, всерьез думающая о сохранении языка, науки, образования, не может не думать о всемерном развитии библиотек. Организационная структура библиотеки должна соответствовать действующему законодательству, международным нормам библиотечного строительства. В условиях новой организационной структуры библиотеки естественными провайдерами информационных услуг становятся базовые библиотечные методические центры, получающие функции сервис-провайдеров и координаторов сетевой информационной инфраструктуры. В соответствии со спецификой своих методических функций они производят информацию и координируют специализированные библиотечные сервисы, оказывая методическую помощь.

Целью данной работы является выявление особенностей организационной структуры библиотеки.

1. Изучение сущности и типов организационной структуры.

2. Выявление особенностей организационной структуры библиотеки.

3. Анализ организационной структуры библиотеки.

В терминологическом словаре “Библиотечное дело” организация работы библиотеки определяется, как совокупность мероприятий (и правил, по которым они осуществляются), направленных на обеспечение функционирования библиотеки и достижения ею оптимальных результатов посредством упорядочения деятельности.

Библиотека—это учреждение в форме иерархии упорядочения книг которое выполняет одну или несколько специфических функций по выдаче и распределению разнообразных книг и журналов.

Библиотека—это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления.

Библиотека является главным звеном, где происходит непосредственное решение основной задачи по учету редких книг и фолиантов. Оно предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату, путем выплаты налогов участвует в осуществлении социальных программ. Создание оказание услуг происходит, как известно, посредством определенных технологических процессов, орудий труда, материалов, навыков людей и их знаний, основанных на разделении и кооперации труда.

При разработке автоматизированных систем управления на этапах кодирования и тестирования выявляется большое количество ошибок, исправление которых влекло за собой кардинальное изменение всей разрабатываемой системы. Учесть такие ошибки возможно только при моделировании и глубоком, детальном анализе создаваемых проектов. Моделирование позволяет «увидеть» проект в процессе разработки и создать предпосылки для анализа поведения системы в зависимости от начальных условий.

Поскольку система содержит множество отдельных элементов, соединённых определённым образом, то и модель системы должна воспроизводить все подлежащие исследованию отношения и связи внутри объекта, касающиеся взаимоотношений всех элементов или выделяемых групп элементов, рассматриваемых в этом случае как подсистемы. При моделировании изучается влияние и действие одних элементов на другие и последствия этих взаимодействий.

Методы, помогающие предприятию определить план создания информационных систем, удовлетворяющих его ближайшие и перспективные информационные потребности, реализуются в процессе моделирования. Информация является одним из основных ресурсов и должна планироваться в масштабах всего предприятия, информационная система должна проектироваться независимо от текущего состояния и структуры предприятия. Экспериментировать нужно на модели, а не на реальных системах, на которые были потрачены время и средства.

Для достижения эффективности разрабатываемых систем требуется поддержка гибкости и настраиваемости, которые позволят в случае изменения структуры управления безболезненно перестроиться в нужную конфигурацию. Корректировка системы может производиться с использованием модели, созданной в процессе проектирования. Это существенно упрощает внесение изменений, так как можно промоделировать различные сценарии.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ БИБЛИОТЕКИ

1.1 Понятие, сущность и значение организационной структуры библиотеки

Библиотеки для обеспечения выживаемости вынуждены постоянно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, что порождает массу управленческих проблем. Неопределенность функционирования ставит их перед необходимостью проводить работу по совершенствованию организационной структуры управления сознательно или стихийно под воздействием обстоятельств, массовой организационной моды.

Вопросы организационной перестройки, имеющие особое значение для отечественных предприятий, актуальны и для зарубежных фирм. Так, для компаний США среди основных причин неудач наряду с недальновидностью руководства компаний, ориентацией на привычные целевые установки и схемы деятельности, потерей контактов с потребителями называются омертвленная, неподвижная структура организации и лишенный динамизма наемный персонал.

До настоящего времени целостная теория структурного развития систем управления отсутствует.

Изменение внешних условий приводит к необходимости изменения стратегии предприятия, далее к изменению его организационных характеристик и, в конечном счете, к преобразованию организационной структуры.

Среди основных можно выделить технологический, производственный, финансовый, социальный и информационный виды структур.

Технологическая структура определяется характером материально-энергетических процессов, типом используемого оборудования, специализацией используемых мощностей.

Разнообразие структурных срезов одной и той же системы требует установления отношений между ними. Среди этих взаимосвязанных структур организационная структура занимает особое место: она упорядочивает взаимодействие элементов для получения интегрального эффекта по достижению поставленной цели, создает собственно организованное целое.

С понятием «организационная структура управления» тесно связано более емкое и содержательное понятие «организационная форма хозяйствования», которая представляет собой состав и степень хозяйственной самостоятельности отдельных элементов организации. Отличие ее от оргструктуры состоит в учете экономических, правовых и социальных аспектов взаимоотношений элементов, образующих хозяйственный субъект.

Современная управленческая парадигма в качестве технологии эффективного управления в условиях повышенной нестабильности и неопределенности внешней среды предполагает стратегическое управление, под которым понимается «деятельность по экономически эффективному достижению перспективных целей предприятия на основе удержания конкурентных преимуществ и адекватного реагирования на изменения внешней среды».

Ш скорость выполнения работ. Чем сложнее структура, тем, как правило, медленнее темпы работ, и тем медленнее продвигается продукт внутри компании;

Ш способ удовлетворения потребностей покупателей. Для того чтобы надежно защитить покупателей, иногда необходимы крупные, сложные, тщательно контролируемые структуры;

Ш характер поведения людей. Все структуры, как правило, стимулируют элемент внутренней конкуренции; это могут быть конкуренция за ресурсы или соперничество вокруг результатов работы. Структуры влияют на политику организации, на мысли, чувства и поведение.

Таким образом, организационная структура управления предприятием представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов системы управления, состав, взаиморасположение и степень устойчивости отношений которых обеспечивает целенаправленное функционирование и развитие ее как единого целого.

Анализ организационной структуры с позиций процесса выполнения стратегии направлен на получение ответа на два следующих вопроса. Первый: в какой мере существующая организационная структура может способствовать либо же мешать реализации выбранной стратегии? Второй: на каких уровнях в организационной структуре должно осуществляться решение определенных задач в процессе осуществления стратегии? К сожалению, нет алгоритмизированных схем, позволяющих четко и однозначно подойти к поиску ответа на эти вопросы. Однако полезно знать, какие типовые организационные структуры могут применяться в управлении организацией, какие факторы определяют использование той или иной структуры, и, наконец, какими преимуществами и недостатками обладает та или иная организационная структура.

Может быть проведено несколько различных классификаций организационных структур, каждая из которых будет отражать определенный подход к анализу взаимосвязей между частями организации. Широко признано, что существует пять типов организационных структур: элементарная, функциональная, дивизиональная, структура по стратегическим единицам бизнеса и матричная структура.

Функциональная организационная структура возникает там, где появляется разделение труда и специализация. Как только отдельные функции, например, производство, или маркетинг, или финансы получают организационное закрепление, так сразу в организации складывается функциональная организационная структура, связывающая эти подразделения в единое целое и устанавливающая связи подчинения в организации.

Дивизиональная организационная структура складывается в тех организациях, в которых в силу определенных обстоятельств выделяются относительно обособленные и наделенные большими правами в осуществлении своей деятельности структурные подразделения-отделения. Основаниями для их выделения может быть производство различных продуктов в специализированных подразделениях, либо осуществление деятельности на относительно изолированных территориях, либо же работа с различными специализированными покупателями и т.п. Руководство таких подразделений имеет право само вырабатывать стратегию для руководимого ими отделения и подчиняется непосредственно высшему руководству организации.

Организационная структура на базе стратегических единиц бизнеса применяется в организации тогда, когда у нее имеется много самостоятельных отделений близкого профиля деятельности. В этом случае для координации их работы создаются специальные промежуточные управленческие органы, располагаемые между отделениями и высшим руководителем. Данные органы возглавляются заместителями высшего руководства организации (обычно это вице-президенты), и этим частям корпорации придается статус стратегических единиц бизнеса.

Понятие культуры является одним из базовых в антропологии с самого ее возникновения, ему уделялось внимание уже на ранним этапе развития организационного поведения.

организационный библиотека управление дивизиональный

2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ МБУК «БИБЛИОТЕКА П.ХАНЫМЕЙ»

2.1 Краткая характеристика библиотеки

В октябре 1978 года Отдел культуры Пуровского района издал постановление, в котором говорилось: «В виду отсутствия библиотек в поселках Ноябрьск, Ханымей, Пурпе, Старый Уренгой открыть в данных поселках передвижные библиотеки». Так в Ханымее на второй год его существования появилась маленькая передвижка. Начиналась она с двухсот книг, переданных окружной библиотекой. Выделили под передвижку маленькую комнату в общежитии. Предположительно осенью 1978 года (более точной даты установить не представляется возможным, так как пожар в отделе культуры п.Тарко-Сале уничтожил большую часть архива) библиотека переехала в здание Дома культуры.

Самое раннее упоминание о библиотеке сохранилось в акте приема-передачи библиотеки от библиотекаря Попадин Р.П. библиотекарю Выучейской И.Н. в 1979 году. В инвентарной книге №1 есть запись от 31 марта 1979 года на поступление книг. К этому периоду фонд библиотеки насчитывал 1118 экземпляров. Следовательно, в то время библиотека уже была государственным учреждением культуры.

Филиалом 39 Салехардской централизованной библиотечной системы она стала позже в 1980 году. И с этого времени стала комплектоваться регулярно. В 1993 году с выделением в самостоятельную централизованную систему ханымейская библиотека стала филиалом № 8 Пуровской ЦБС.

В 2006 году библиотека переехала в приспособленное помещение бывшего торгового центра «Славянка». Участвуя в программах «Культура России» и «Культура Ямала» в 2008 году ханымейская библиотека получила статус «модельной». Выделенные средства в сумме более 1 миллиона рублей пошли на приобретение компьютерной техники, мебели, книжного фонда. В результате муниципальной реформы в 2006 году библиотеку передали в ведение Администрации. С 2011 года библиотека получила статус юридического лица, стала самостоятельным учреждением со своим Уставом.

Муниципальная услуга: библиотечно-информационное обслуживание населения.

Библиотечный фонд: на 01.01.2017 г. 14470 экземпляров.

Универсальный фонд на различных носителях (книги, аудиокниги, CD, DVD, журналы, газеты);

Справочно-поисковый аппарат, включающий систему каталогов (в печатной и электронной форме), энциклопедии, словари, справочники;

Ресурсы сети Интернет;

Краеведческие полнотекстовые ресурсы.

Библиотека поселка Ханымей является одним из культурных центров поселка, куда приходят люди всех возрастов: дошкольники, учащиеся, студенты, ветераны, люди разных профессий и увлечений. Работа библиотеки направлена на создание благоприятных условий для успешной социализации детей и молодежи, развитие их творческих способностей, удовлетворение познавательных интересов, организацию содержательного досуга.

2.2 Анализ соответствия организационной структуры

В мире происходят стремительные изменения, особенно в области электронной информации и набора предоставляемых услуг. Видоизменяются потребности пользователей, совмещенные со сложностью и трудоемкостью ручной обработки нарастающего информационного потока. Перед многими библиотеками встает вопрос, в каком направлении будет осуществляться их дальнейшее развитие?

Библиотека, как и все социально-культурные институты, представляет собой производственно-организационную систему. Исходными, обязательными элементами этой системы являются:

Ш документ (книга, статья, любая другая публикация на бумажном или электронном носителе);

Ш материально-техническая база (здание, помещения, где хранится библиотечный фонд).

Существование каждого из этих элементов является условием функционирования трех других. Кроме того, они взаимно определяют характеристики друг друга (рис. 1).

Рис.1 Взаимосвязь системных элементов библиотеки

Элемент «документ» (а совокупность документов библиотеки составляет ее библиотечный фонд) влияет на элемент «читатель». Состав, структура, величина, назначение библиотечного фонда определяют то, какой читательский контингент будет обращаться в библиотеку.

Содержание элемента «документ» влияет на содержание элемента «библиотекарь»: оно определяет количество работников и их специализацию. Библиотечные работники, в свою очередь, влияют на содержание элемента «документ», формируя библиотечный фонд и организуя использование документов.

Совокупность всех документов библиотеки образует библиотечный фонд. Библиотечный фонд представляет собой упорядоченную структуру, в которой документы систематизируются по ряду признаков.

Функционально-технологическое разделение труда в библиотеке выражается в трех главных циклах, каждый из которых происходит в соответствующих отделах:

В структуре библиотеки важное место занимает отдел краеведческой литературы.

Вспомогательная деятельность включает хозяйственные, снабженческие, технические и другие виды деятельности. Управленческая деятельность направлена на осуществление коммуникационного процесса, обеспечивающего работу библиотеки как единой системы, и ее связь с внешней средой.

Иерархическое строение составляет стержень линейно-функциональной структуры управления библиотекой, которая сформировалась еще в 1930-х гг., а в последующие десятилетия тщательно отшлифовывалась. Классическая иерархичность с подчинением нижестоящих руководителей вышестоящим позволяет быстро выполнять указания и информировать об этом вышестоящих.

Заведующий сектором по работе с детьми/ Детский отдел

Отдел комплектования и обработки

Рис.2 Организационная структура библиотеки

Специализированные функциональные подразделения библиотеки, осуществляющие предписанные им функции (комплектования, обслуживания, хранения), обеспечивают более или менее четкую работу. Эффективность такой системы управления достигается слаженностью библиотечных процессов, которые подвергаются минимальным изменениям.

В исследуемом учреждении существует линейно-функциональная организационная структура. Ее положительные стороны: просто в управлении, «прозрачность» связей, стабильность и неизменность.

Организационная система управления библиотекой на современном этапе это сложный процесс. И если брать во внимание характеристику каждого типа и вида системы, то к управлению библиотекой необходимо применять адаптивный вид структуры управления (гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды (по аналогии с живыми организмами). Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все эффективные аспекты линейных и функциональных структур, успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире.

Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:

Ш Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания читателей;

Ш Формирование у читателей навыков независимого пользователя, обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации;

Ш Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий;

Ш Обслуживает читателей на абонементе и в читательском зале;

Ш Занимается расстановкой фонда;

Ш Занимается регистрацией и подшивкой периодических изданий.

Ш Ведет индивидуальную и массовую работу с читателями.

Ш Ведет обработку книг;

Ш Проводит работу с задолжниками;

Ш Имеет свободный доступ к информации, связанной с решением поставленных перед библиотекой задач;

Ш Проводит самообразование;

Ш Следит за исполнением Устава и Правил внутреннего трудового распорядка библиотеки, законных распоряжений заведующего библиотекой и локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных инструкцией;

Ш Получает от директора библиотекой информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами. обеспечивает контроль за сохранностью собственности, правильным расходованием средств и материальных ценностей;

Ш Ведут учет и контроль над расходованием фонда заработной платы, начислением и выдачей всех видов премий, вознаграждений и пособий, составляют отчеты и балансы;

Ш Собирают и обновляют базу данных о читателях.

Так же библиотека ведет статистический учет своей деятельности. Осуществляется регистрация, подсчет и количественная характеристика объема, состава и движения библиотечного фонда; числа и состава читателей и книговыдач; объема и состава массовой, библиографической, методической и других видов библиотечной работы. В “Кратком справочнике библиотекаря” содержатся образцы таких документов, как формуляр читателя, дневник работы библиотеки; тетрадь учета книг и других документов, принятых от читателей взамен утерянных; листок ежедневной статистики. Эти документы позволяют изучать деятельность библиотеки, обобщать результаты и планировать дальнейшее развитие.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

2. Иванова Н.Н., Мозгов Н.Н., Герасимов Б.И. Экономический анализ организационных структур промышленного предприятия: Монография / Под науч. ред. Б.И. Герасимова. Тамбов: Издательство Тамбовского гос. техн. ун-та, 2006.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Типы организационной структуры библиотеки как активной системы. Принципы и подходы позволяющие оптимизировать модель структуры управления Красненской Центральной районной библиотеки. Роль руководителя в системе управления отечественной библиотекой.

дипломная работа [144,7 K], добавлен 08.04.2013

Понятие и содержание организационной структуры управления предприятием как системного состава его отделов, служб и подразделений. Преимущества и недостатки линейной, функциональной, дивизиональной и адаптивной структур управления, принципы их построения.

курсовая работа [265,1 K], добавлен 18.12.2012

Сущность, значение организационной структуры предприятия. Типы организационных структур, их преимущества и недостатки. Анализ соответствия организационной структуры предприятия целям и задачам его деятельности. Совершенствование организационной структуры.

курсовая работа [49,8 K], добавлен 17.04.2015

Сущность и задачи организационной структуры управления. Особенности построения, преимущества и недостатки линейной, функциональной, дивизиональной, проектной, матричной структур. Экономическая и функциональная стратегии, их типы и факторы выбора.

контрольная работа [258,6 K], добавлен 18.10.2013

Значение организационной структуры предприятия. Типы организационных структур, их преимущества и недостатки. Проблемы организационных структур и пути их решения. Анализ соответствия организационной структуры ООО «Кураж» целям и задачам деятельности.

дипломная работа [148,4 K], добавлен 07.04.2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *