Что такое структура финансов
Структура финансов
Взаимосвязанные группы финансовой системы
Структура финанасов это:
Простыми словами, структура финансов — это система, которая регулирует нормы и процессы, протекающие в финансовой среде. Система контролирует сферу образования, а также формирование и распределение финансовых потоков.
Виды инвестирования
Финансовая структура предполагает несколько видов инвестирования:
Финансы, сходящиеся в общем государственном потоке, со временем распределяются между всеми сферами социальных отношений. Иными словами, осуществляется:
Цели управления финансами
Прежде всего финансовую структуру контролируют органы власти, обращаясь к принципу финансовой политики. Финансовой политикой является совокупность решений, которые принимают экономические субъекты при получении денежных ресурсов. Совокупность всех группы финансовой структуры всегда находится под управлением. Целями управления при этом являются:
Контроль финансов
В Российской Федерации существуют несколько институтов, которые осуществляют всесторонний контроль денежных потоков, при этом они делятся на несколько уровней:
Федеральный уровень
К таким институтам относятся Госдума, Служба безопасности, Совет Федерации, таможенная служба, госслужба по рынкам и финансам, то есть институты, которые управляют структурой финансов.
Региональный уровень
К данным институтам относятся следующие субъекты управления:
Муниципальный уровень
Система финансов предполагает существование институтов муниципального уровня, в который входят городские, а также районные подразделения, осуществляющие управление банковской системой государства, а также подразделения комиссий и налоговых служб, утвержденные органами местного самоуправления с целью контролироля финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.
Урок 3. Финансовая система и финансовые организации
Часто мы смотрим или читаем новости, где говорится о Всемирном банке или централизованных финансах. Даже если удается уловить главную суть, человек не может понять, как же работает мировая экономика и какое отношение это имеет к нему лично. Он едва справляется со своими финансами и его редко волнует финансовая система как таковая. Однако финансово грамотный человек должен знать такие вещи — для себя лично или серьезной дискуссии.
Если вы научитесь разбираться в финансовой системе, то сможете отстаивать свою точку зрения и разбираться во многих экономических вопросах. Мы не только рассмотрим каждую подсистему отдельно, но и коснемся такой щекотливой темы, как коррупция.
Каждый человек наверняка часто задумывается о том, что случается с его деньгами после того, как он их потратил или зачем нужны налоги. К сожалению, дальше интереса дело не заходит и он продолжает жить как прежде. Мы постараемся частично охватить эти вопросы и рассмотреть, из чего же состоит финансовая система государства и всей планеты.
Содержание:
Структура финансовой системы
Финансовая система — это форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.
Если говорить проще, то финансовая система представляет собой накапливание денежных доходов и последующего его распределения. Этим может заниматься банк, государство и даже вы, потому что тоже являетесь частью финансовой системы.
Вы должны понимать, что некоторые вещи в экономике объяснить очень просто. Любая финансовая система имеет дело с доходами и расходами. Всегда помните эти два простых слова — это поможет вам понять многие сложные вещи. Так же как финансовая система имеет дело с доходами и расходами, точно так же и сами финансы можно потратить или приобрести (или же временно приобрести).
Финансовая система делится на два вида: на централизованные и децентрантрализованные финансы.
Далее мы рассмотрим эти два вида более подробно, а пока предлагаем вам решить этот кейс, чтобы вы могли посмотреть, как финансовая система влияет непосредственно на вас и ваши решения.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Централизованные финансы
Централизованные финансы — это фонды денежных средств, предназначенные для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Соответственно, они делятся на муниципальные и государственные финансы.
Муниципальные финансы — составляют основу экономической состоятельности муниципальных образований. При этом каждое такое муниципальное образование имеет свой собственный бюджет, который называется местным.
Местный бюджет — это денежные средства, предназначенные для финансового обеспечения функций и задач местного самоуправления.
Давайте возьмем любой городок. Правят им органы местного самоуправления (мэрия и городской совет), которому необходимы муниципальные финансы для формирования местного бюджета. Любой город требует большого количества расходов, что становится возможным только когда есть такая же сумма доходов.
Посмотрим, какие способы дохода местного бюджета существуют:
Из имеющихся доходов органы муниципальной власти формируют расходы местного бюджета.
Расходы местного бюджета могут быть такими:
В графу «Прочие расходы» входят десятки других видов расходов местного бюджета. Иногда они могут серьезно отличаться в зависимости от требований избирателей и возможностей бюджета. Также могут быть большие различия в разных странах.
Второй вид централизованных финансов — государственные финансы.
Государственные финансы — это форма организации финансовых отношений, где участником в той или иной форме является государство. Любое государство требует необходимого количества денег на функционирование и исполнение своих обязательств перед учредившим его обществом.
У государственных финансов имеются три основные функции:
Государственные финансы формируют государственный бюджет. Государственный бюджет — это документ, в котором указаны доходы и расходы конкретного государства на определенный период времени. Как правило, на один год — с 1 января по 31 декабря. Через бюджет проходят значительные денежные потоки и он непосредственно влияет на такие экономические показатели как уровень безработицы, величину денежной массы, валютный курс, инфляцию, государственный долг, инвестиции, объемы производства и прочее.
Давайте посмотрим, какими могут быть государственные доходы и расходы.
Доходы государственного бюджета:
Как видим, основной источник дохода государственного бюджета это налоги. Поэтому столь соблазнительным для государственного руководителя будет сделать упор именно на этом виде пополнения государственной казны. В странах с социальным уклоном налоги очень высокие, там идет перераспределение ресурсов от богатых к бедным. Что может привести к печальным последствиям: эмиграции богатых людей в страны с низкими налоговыми ставками.
Например, город-государство Сингапур обладает одной из самых совершенных и справедливых налоговых систем мира. Это не делает Сингапур отличным местом для туристов, потому что там достаточно высокие цены, однако это рай для инвесторов. Возможно в самое ближайшее время по размеру размещенных активов Сингапур обгонит Швейцарию — мирового лидера в этой сфере. Этот город-государство является просто мечтой для любого инвестора, к тому же многие из них могут получить статус постоянного резидента, если вложат достаточно денег в экономику. Тогда как Франция, например, идет в обратном направлении.
Расходы государственного бюджета:
Если в государственном бюджете соотношения доход и расходов равны, то о нем говорят, как о сбалансированном. Когда расходы превышают доходы это называется дефицитом бюджета и государство часто выпускает новые деньги, что становится причиной инфляции. Если доходы превышают расходы, речь идет о профиците бюджета. Мы касались этой темы в прошлом уроке, но теперь видим как это происходит на практике, так как понимаем какие конкретно могут быть доходы и расходы.
Впрочем, есть и другие способы пополнения государственной казны в случае серьезного дефицита. Государство может принять решение выпустить и продавать ценные бумаги (облигации и векселя). В этом случае богатый предприниматель может стать банком для такого государства и оно будет ему должно. Можно использовать средства центрального банка, но это должно стать последним делом. Некоторые страны обращаются за кредитом к другим странам или банкам. Это все помогает временно залатать дыру в бюджете и показать населению, что все под контролем.
Коррупция
Нельзя не обойти вниманием хищения финансов в сфере управления государственных финансов. Именно здесь уровень коррупции любой страны просто поражает. Почему? Потому что по сути у государственных денег нет хозяина, к тому же крайне мало людей заинтересованы в постройке государственного объекта и очень много людей хотят получить с этого большую прибыль.
Очень показательная история случилась в 19 веке после создания в США железной дороги Pacific. Это была государственная компания и она была признана банкротом несколько раз, несмотря на то, что в ее развитие государством были вложены гигантские деньги. Рабочим и управляющим платили за каждую проложенную милю, поэтому они были заинтересованы в том, чтобы строить ее виляющей, а не прямой. К тому же конструкция постоянно переделывалась, потому что она была словно нарочно построена неправильно. Рабочие были заинтересованы в увеличении длины железной дороги и долговременном строительстве, а управляющие только поддерживали первых в этом. Помимо этого деньги постоянно куда-то исчезали.
В то же самое время Джеймс Хилл на собственные деньги построил свою железную дорогу под названием Great Northern Railway. Он нашел инвесторов, вложил свои деньги и очень быстро построил невероятно эффективную железную дорогу. Чтобы получить прибыль, Хилл знал простую истину: дорога должна быть прямая и устойчивая. Когда физический объект строится на приватные деньги конкретных людей, можете быть уверены, что уровень коррупции в ней будет минимальным.
Если вы услышали в новостях о чудовищном уровне коррупции, то тоже можете быть уверенным, что речь идет именно о государственных деньгах и скорее всего при правительстве много кто заинтересован в этом. Даже если предположить, что главный при строительстве на государственные деньги человек будет очень порядочным, этот объект все равно будет построен за большие деньги, чем если бы он же его строил за свои личные. Так устроена человеческая психология.
Децентрализованные финансы
Децентрализованные финансы — это форма организации денежных отношений, формируемых предприятиями, организациями, иными субъектами хозяйственной деятельности, а также отдельными домашними хозяйствами и гражданами. Они принадлежат коммерческим и юридическим лицам. Часть доходов с такого бизнеса уходит в государственный и местные бюджеты, с их помощью финансируются бюджетные организации, а также выплачиваются субсидии, пенсии, стипендии.
Децентрализованные финансы двигают экономику любой страны вперед, потому что подавляющее большинство подобных организаций являются коммерческими и налоговые сборы с их доходов позволяют пополнять бюджет. Если представить на секунду, что такие организации массово покинут страну, ее будут ждать очень тяжелые времена, потому что не с чего будет собирать налог. В этом случае государство переключится на свое население, поднимет налоги и все это закончится очень плохо, возможно даже дефолтом.
Также именно такие финансовые организации привлекают в страну новые инвестиции, что позволяет больше строить и производить. Кроме того они берут кредиты для своего бизнеса в банках, что позволяет функционировать банковской системе страны.
Рассмотрим виды субъектов, которые содержат в себе децентрализованные финансы. Выделим три основных — финансы домашнего хозяйства, организаций и международные.
Финансы домашнего хозяйства
Это совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для жизнедеятельности членов домашнего хозяйства. Под этим понимается группа лиц, чаще всего связанная родственными отношениями, совместно принимающих денежные решения и формирующих домашний бюджет. Хотя домашнее хозяйство может состоять и из одного лица, которое самостоятельно и независимо формирует свой бюджет. Так что хочется вам или нет, но вы являетесь членами домашних хозяйств.
В системе рыночных отношений домашнее хозяйство выступает в качестве:
У членов домашнего хозяйства возникают внутренние и внешние финансовые отношения. Внутренние возникают среди членов домашнего хозяйства. Внешние же отношения бывают:
Бюджет домашних хозяйств
Это баланс доходов и расходов хозяйства за определенный период времени (месяц, квартал, год).
Доходами домашних хозяйств выступают:
О способах формирования дохода мы поговорим в следующем уроке. Сейчас же стоит добавить, что финансово грамотный человек всегда свои доходы держит выше расходов. Хотя их имеется большое количество.
Расходами домашних хозяйств являются:
Налоги и сборы:
Коммунальные и другие ежемесячные платежи:
Текущие расходы на потребление:
Капитальные расходы на потребление непродовольственных товаров:
Капитальные расходы на получение прибыли в дальнейшем:
Также к расходам можно отнести накопление денежного капитала или страхового резерва на черный день.
Финансовые организации
Это денежные отношения, которые связаны с формированием и распределением денежных доходов и их использованием на различные цели. Финансовая организация использует деньги от реализации продукции — продажи товаров, услуг и работ. Если у такой организации нет денежных средств, то обычно для их получения на краткосрочный период используются кредиты. Если же на долгосрочный, то могут выпускаться акции и облигации. И соотношение кредитов к выпуску акции формирует структуру капитала.
Эти организации могут принять решение об инвестициях, то есть получение дополнительного дохода. Они оценивают риски, анализируя экономические факторы.
Можно выделить три типа финансовых организаций:
Коммерческий банк
Они делятся еще на три типа:
Такое деление является весьма условным, потому что некоторые банки работают во всех трех направлениях.
Небанковская кредитная организация
Ее виды:
Инвестиционные институты
Ее виды:
Международные финансы
Это понятие, характеризующее совокупность международных финансовых ресурсов в их движении. Глобализация привела к развитию и росту международных финансов и возникновению мировых финансовых рынков.
Основными участниками мировой системы являются банки, портфельные инвесторы, транснациональные корпорации и многие другие.
Таким образом появилась международная финансовая организация. Это финансовый институт, участниками которого являются государства и негосударственные институты, поэтому они все выступают субъектами международного права. Международные финансовые организации возникли после мирового кризиса 1929-1933 гг.
МФО создается для того, чтобы страны-участники собирались для решения задач в области развития мировой экономики. Целями могут быть развитие сотрудничества, сглаживание противоречий и обеспечение целостности мировой экономики. Также такие организации анализируют тенденции в экономике, проводят операции на фондовом рынке, финансируют научные исследования и занимаются благотворительной деятельностью.
Примеры международных финансовых организаций:
В следующем уроке мы с вами займемся одним из самых важных аспектов финансового благополучия — изучением источников пассивного дохода. Также поймем важность накопления, что позволит в будущем заниматься инвестированием.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
В следующем уроке мы поговорим об инвестировании.
Финансы. Финансовая система. Сущность финансовой системы и ее причины
Содержание:
Предмет: | Экономика |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 26.04.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы найдёте много образцов и примеров готовых тем для рефератов по экономике:
Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Финансы это система экономических отношений в образовании, распределении и использовании денежных средств. Другими словами, денежные отношения, реализация которых происходит через специальные фонды, являются финансовыми отношениями. Таким образом, финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений. Однако не все денежные отношения являются финансовыми отношениями. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по функциям.
Финансы это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, инструмент контроля за формированием и использованием фондов.
Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительных, контрольных, стимулирующих, фискальных.
Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений, он состоит из централизованных, децентрализованных финансов и финансирования домашних хозяйств. С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики государственные финансы имеют особое значение. Принцип их построения, характерный для финансовых систем современных развитых стран, это принцип фискального федерализма, при котором функции четко разграничены между разными уровнями системы. В соответствии с этим принципом в унитарных государствах местные бюджеты не включаются в государственный бюджет; в федеральных землях местные бюджеты не включаются в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет. Например, государственные финансы Российской Федерации также построены по принципу фискального федерализма.
В системе финансовых отношений государства налоги играют важную роль с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности влияния на экономику страны в целом и на отдельные ее сферы. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Как инструмент перераспределения налоги также призваны «гасить» возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или ограничивать деятельность определенных экономических субъектов.
В соответствии с этим налоги выполняют следующие функции: регулирующие, стимулирующие, распределительные и фискальные. Финансовая политика государства состоит из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области бюджетного регулирования (бюджетная политика).
Основным рычагом фискальной политики государства является изменение налоговых ставок в соответствии с целями его экономической политики. Влияние налогов на объем ВНП осуществляется через механизм налогового мультипликатора. Вторая составляющая фискальной политики это изменение государственных расходов. Влияние государственных расходов на совокупный спрос аналогично влиянию инвестиций. И, как и инвестиции, государственные расходы имеют мультипликативный эффект.
Бюджетная политика государства может основываться на различных теоретических концепциях: концепции ежегодно сбалансированного бюджета; концепция балансировки бюджета в течение экономического цикла; концепция, основанная на идее функциональных финансов.
Бюджетный процесс предполагает балансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. Величина превышения расходов бюджета над доходами называется дефицитом бюджета.
Сумма бюджетного дефицита, накопленная за определенный период времени, образует государственный долг. Различают внешний и внутренний государственный долг.
Концепция финансовой системы
Анализ закономерностей развития финансов в различных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих черт в сути финансовых отношений, что обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и наличие государства как субъекта этих отношений. В отличие от других категорий стоимости, таких как деньги, кредит, заработная плата и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.
Однако наличие общих черт в сути всех финансовых отношений не исключает определенных различий между ними. Это определяет наличие относительно отдельных сфер этих отношений в рамках единой экономической категории финансов.
Финансовая система это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями формирования и использования фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.
Финансовая система развитых стран включает следующие звенья финансовых отношений:
Страхование выделено в отдельную группу в связи со спецификой страховых отношений, в том числе механизмом формирования фондов страховых организаций, их использованием методами, отличными от тех, которые используются в других сферах финансовых отношений.
Все финансовые отношения можно разделить на две подсистемы: государственные финансы, за счет которых реализуются функции государства и удовлетворяются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения расширенного воспроизводства средств на микроуровне и реализации интересов собственников предприятий.
Дифференциация финансовой системы на отдельные звенья обусловлена различиями в задачах каждого звена, а также в способах формирования и использования средств фондов. Многообразие фондов фондов и соответствующих финансовых отношений привело к их разделению на уровни. Государственные фонды принято называть централизованными, все остальные децентрализованными. Национальные централизованные фонды создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, создаваемого в отраслях материального производства.
Важная роль государства в области экономического и социального развития приводит к необходимости централизовать значительную часть имеющихся в его распоряжении финансовых ресурсов. Формы их использования бюджетные и внебюджетные фонды. За счет централизованных средств обеспечивается решение проблем общества на макроуровне. Это, прежде всего, удовлетворение потребностей государственной важности: защита страны; содержание центральных органов государственной власти и управления; поддержка отраслей народного хозяйства государственного значения; выравнивание уровня экономического и социального развития отдельных регионов; защита окружающей среды; поддержка фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу. Другие формы и методы формирования и использования денежных средств используются кредитным и страховым звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды фондов формируются из денежных доходов и сбережений самих предприятий.
Несмотря на разграничение сферы деятельности и использование специальных методов и форм формирования и использования средств в каждом отдельном звене, финансовая система является унифицированной, так как основана на едином источнике ресурсов для всех звеньев этой системы.
Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Национальные финансы играют ведущую роль в обеспечении определенных темпов развития всех секторов национальной экономики, в перераспределении финансовых ресурсов между секторами экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельных групп и слоев населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно только на основе активной финансовой политики государства.
Финансирование сектора государственного управления органически связано с финансированием предприятий. С одной стороны, основным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением средств национального фонда в виде бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостаточности собственных средств предприятие может привлекать средства от других компаний на основе акционеров, а также заемные средства на основе операций с ценными бумагами. Бизнес-риски страхуются путем заключения договоров со страховыми компаниями.
Взаимосвязь и взаимозависимость составляющих звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
Через финансовую систему государство влияет на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя налоги, расходы федерального бюджета и государственные займы.
Сущность и структурная структура финансов
Изучение финансов, их роли в обществе основывается на двух факторах: на определении сущности финансов как социального явления; об определении их сущности как структурировании финансовых отношений путем выделения отдельных составляющих финансов.
Вопрос о сущности и структурной структуре финансов давно является предметом научных дискуссий. Но в настоящее время гораздо более актуальным является создание новых концептуальных основ финансовой теории и практики.
На основе сравнительного анализа можно выделить два ключевых вопроса определение сущности финансов и структуры финансовой системы. Что касается определения сущности финансов, то здесь, на первый взгляд, совершенно разные подходы. Отечественная финансовая наука определила финансы как совокупность экономических отношений, касающихся распределения и перераспределения ВВП. У каждого автора были свои пояснения относительно характера, форм и методов этих отношений, но в основе основ лежало то, что финансы определялись и определялись именно как отношения распределения.
Следует отметить, что существовало и так называемое расширенное толкование финансов как отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов. Фактически это привело к тому, что обменные отношения также были включены в финансы, поскольку часть ресурсов поступает от продаж.
Западная финансовая наука также дает разные определения финансов. Однако в центре ее внимания всегда находятся денежные потоки движение средств от одного субъекта к другому. По сути, расширенная трактовка сущности финансов советской финансовой наукой очень близка к этому определению. Такой подход снимает вопрос, который никогда не решался в былые времена: относятся ли отношения купли-продажи к финансам? В одних учебниках и статьях они входят в состав финансов, в других нет. Однако, как бы это ни было в теории, на практике финансовая работа всегда начиналась с обеспечения поступления выручки от продаж. Формирование дохода было и всегда будет основой финансовой деятельности каждого предприятия.
Рациональное ядро в отношении определения сущности финансов существует в любом из этих подходов. Одно время на Западе теория конвергенции обществ была довольно популярна (в конце концов, так и произошло). Эта теория может быть полностью применена к дальнейшему развитию финансовой науки, которая всегда шла не за счет отказа от предыдущих предположений и теорий, а в основном путем селективного отбора всего рационального и положительного.
Такой подход в современных условиях будет наиболее рациональным и будет способствовать дальнейшему углублению теории финансов. Нет смысла защищать только распределительный характер финансов и игнорировать подходы западной финансовой науки. Но безосновательно отказываться от всего накопленного опыта только потому, что он сформировался в условиях иной экономической системы.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать такое определение финансов совокупность отношений, касающихся обмена, распределения и перераспределения созданной в обществе стоимости ВВП, опосредованной движением денежных потоков между их субъектами юридическими лицами. и частные лица и государство.
Это довольно обобщенное определение, которое, конечно, может быть дополнено различными пояснениями. Однако любое определение может быть максимально коротким, с указанием только основных признаков того или иного явления. Вряд ли целесообразно указывать в определении абсолютно все детали. С одной стороны, это практически невозможно, с другой только усложняет восприятие этого явления.
Финансовая система, ее звенья
По определению финансовая система это совокупность финансовых отношений. По своей природе финансовые отношения распределительные, а распределение стоимости осуществляется, прежде всего, субъектами. Субъекты формируют целевые денежные фонды в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли они его непосредственными участниками, организуют ли они страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает первым объективным критерием классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общем наборе финансовых отношений можно выделить три крупных направления: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; общественные финансы.
Внутри каждого из названных направлений выделяются связи, а группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, который оказывает решающее влияние на состав и назначение целевых денежных средств. Этот критерий позволяет выделить в области финансирования предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансирование предприятий, действующих на коммерческой основе; финансы учреждений и организаций, занимающихся некоммерческой деятельностью; финансирование общественных объединений. В сфере страхования, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, действуют следующие звенья: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов соответственно госбюджет, внебюджетные фонды и госзаймы.
Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.
Различные звенья финансовой системы обслуживают разные типы финансового распределения: внутрифирменное финансирование предприятий, внутриотраслевое финансирование предприятий, комплексов, объединений, межотраслевой и межтерриториальный государственный бюджет, внебюджетные фонды.
Каждое звено финансовой системы, в свою очередь, подразделяется на подсвязи в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых отношений. Так, в составе финансов предприятий, работающих на коммерческой основе, в зависимости от отраслевой направленности можно выделить финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и др., а в зависимости от формы собственности финансы государственных предприятий, частных кооперативов и др. Отраслевые и экономические характеристики предприятий, действующих на коммерческой основе, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав целевых денежных средств, порядок их формирования и использования.
В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленных особой отраслью страхования, подразделяется на виды страхования. В рамках публичных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем власти (федеральный, субъекты федерации, местный).
Одним из основных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью государство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемую финансовыми методами. Это звено концентрирует самые большие доходы и наиболее важные политические и экономические расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, действует как координирующий центр и оказывает им необходимую помощь в виде бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальной части финансовой системы.
Еще одно важное звено местные финансы, роль и влияние которых возрастают. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и обладают определенной степенью самостоятельности. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральной власти.
Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в некоторых случаях и местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, бюджетные отчисления и специальные взносы Российской Федерации.
Структура финансовой системы
Финансовую систему можно рассматривать с точки зрения ее внутренней структуры и организационной структуры.
По своей внутренней структуре финансовая система представляет собой совокупность относительно изолированных взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, отражающих определенные формы и методы обмена, распределения и перераспределения ВВП. В соответствии с организационной структурой финансовая система представляет собой совокупность финансовых органов и учреждений, управляющих денежными потоками.
Выделение составных элементов внутренней структуры финансовой системы производится исходя из каналов движения денежных средств и места концентрации финансовых ресурсов. Концентрация финансовых ресурсов осуществляется в соответствующих денежных фондах, что может быть признаком выделения отдельных звеньев финансовой системы.
Внутренняя сторона финансовой системы отражает объективную совокупность финансовых отношений и является общей для всех стран. Он состоит из сфер и ссылок. Сфера характеризует совокупность финансовых отношений, обобщенных по определенным признакам. Выбор сфер обычно основан на уровне экономической системы. Выделяют четыре направления: уровень микроэкономики финансы хозяйствующих субъектов; уровень макроэкономики государственные финансы; уровень мировой экономики международные финансы; обобщающий уровень финансовый рынок. Ссылки показывают изолированную часть финансовых отношений. Его распределение производится исходя из наличия либо отдельного фонда финансовых ресурсов, либо конкретных форм и способов финансовых отношений.
Сфера финансов хозяйствующих субъектов не разделена на отдельные звенья, поскольку у них общие принципы организации и методы ведения финансовой деятельности. Есть определенные особенности, связанные с формой собственности или отраслевой спецификой. Однако они не настолько существенны, чтобы на их основе выделять отдельные ссылки. Эти особенности влияют на организацию финансовых отношений, но не меняют их сути.
Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность государства. Он включает в себя следующие звенья: государственный бюджет, государственный кредит, целевые фонды и финансы государственного сектора.
Сфера международных финансов отражает обменные и перераспределительные отношения на мировом рынке и включает три области: международные расчеты; финансы международных политических, экономических, гуманитарных организаций, международных финансовых институтов.
Сфера финансового рынка охватывает обращение финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капитала.
Отдельным звеном финансовой системы является страхование, не относящееся к определенной сфере.
Организационная структура финансовой системы характеризуется набором финансовых органов и институтов, отражающих систему финансового управления. Необходимость распределения и перераспределения ВНП явление объективное, формы и методы финансовых отношений отражают сложившуюся в мировой практике внутреннюю структуру финансовой системы. При этом движение денежных потоков не осуществляется само по себе, а осуществляется определенными структурами управления, юридическими и физическими лицами. Это субъективная сторона построения финансовой системы, которая отражает условия конкретной страны с определенными закономерностями.
Разделение органов управления финансовой системой основано на ее внутренней структуре. Общее руководство финансовой деятельностью в любой стране осуществляется государственными органами и администрацией.
Государственный бюджет
Государственный бюджет главное звено финансовой системы. Это форма формирования и использования централизованного фонда фондов для обеспечения функций государственных органов.
Государственный бюджет это основной финансовый план страны, утвержденный Федеральным Собранием Российской Федерации в виде закона.
В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года и рядом других законов и постановлений Правительства Российской Федерации государственная бюджетная система России в настоящее время включает три ссылки:
Местные бюджеты
Все эти бюджеты работают автономно. Местные бюджеты с их доходами и расходами не включаются в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.
Федеральный бюджет. Он сформирован для выполнения общих функций государства. Средства федерального бюджета используются на:
Бюджеты субъектов Федерации. Привлеченные средства направляются на выполнение своих государственных функций субъектами Федерации.
Также к направлениям потребления финансовых ресурсов этого уровня относятся:
Местные бюджеты. В настоящее время возрастает роль местных бюджетов. Сотня связана с ростом масштабов местной экономики, что приводит к расширению и усложнению функций местных властей.
Местные бюджеты играют важную роль в:
Управление финансовой системой государства
Финансовая система государства обладает всеми свойствами сложных систем: большое количество разнородных элементов, возникновение, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, стабильность и т. д.
Необходимо разработать финансовую систему. Для этого могут быть использованы типовые представления и, в частности, метод функционального и логического проектирования финансовой системы.
При проектировании финансовой системы необходимо обеспечить вероятность нахождения объекта проектирования в зоне контролируемых состояний не ниже заданной и осуществлять контроль в реальном времени.
Наряду с прямым администрированием, информационным воздействием, законодательной и регулирующей деятельностью финансы являются одним из инструментов социального управления.
История экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного процветания и устойчивого развития государства используется либеральный подход для оживления деловой активности, а в периоды кризисов и роста социальной напряженности роль государства и общества финансов в социально-экономических преобразованиях увеличивается.
Финансовый менеджмент включает в себя планирование финансов, организацию управления ими, стимулирование выполнения финансовых планов и финансовый контроль. Финансовый менеджмент осуществляется посредством разработки финансовой политики и ее реализации.
Начальным этапом финансового менеджмента является составление финансовых планов, основной формой которых является бюджетирование. На макроуровне это разработка проектов бюджетов (государственных, региональных), на микроуровне, то есть подготовка организациями прогнозных балансов доходов и расходов, балансы, балансы денежных потоков и т.д. Качество финансового планы зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа финансовой деятельности за предыдущие периоды. На основании утвержденных финансовых планов организован процесс их реализации.
Заключительный этап процесса финансового менеджмента финансовый контроль. Основные формы финансового контроля предварительный, текущий и последующий контроль. Основные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями с точки зрения их целевого использования и своевременного возврата.
Финансы это сфера общественных отношений, подверженная политическому влиянию. Влияние на финансы осуществляется через финансовую политику. Основная задача финансовой политики предоставить соответствующие финансовые ресурсы для реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.
Финансовая политика это совокупность государственных мер, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.
Финансовая политика, в первую очередь, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, поскольку они являются материальной базой любых преобразований.
В период эволюционного развития общественной жизни и устойчивого государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика решает задачу обеспечения сохранения и укрепления существующей в данном государстве системы общественных отношений. В период революционных изменений политика направлена на формирование новой системы общественных отношений, которая проявляется в радикальном перераспределении финансовых ресурсов.
Взаимосвязь между звеньями государственных финансов
Основа единой финансовой системы это финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
Национальные финансы играют ведущую роль: в обеспечении определенных темпов развития всех секторов национальной экономики; перераспределение финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно только на основе активной финансовой политики государства.
Финансирование сектора государственного управления органически связано с финансированием предприятий. С одной стороны, основным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением средств национального фонда в виде бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. В случае нехватки собственных средств предприятие может привлекать средства от других компаний на основе акционеров, а также заемные средства на основе операций с ценными бумагами. Бизнес-риски страхуются путем заключения договоров со страховыми компаниями.
Взаимосвязь и взаимозависимость составляющих звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
Заключение
Финансовые системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства.
Финансовая система обладает всеми свойствами сложных систем: большое количество разнородных элементов, иерархия, надежность, гибкость, уязвимость, стабильность и т. д.
Финансовая система это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями формирования и использования фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве.
Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в способах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов фондов. Национальные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем перераспределения части ВНП.
Несмотря на разграничение сфер деятельности, использование специальных методов и форм обучения и использование средств в каждом отдельном звене, финансовая система унифицирована, так как базируется на едином источнике ресурсов для всех звеньев этой системы.
Через финансовую систему государство влияет на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя налоги, расходы федерального бюджета и государственные займы.
Таким образом, финансы представляют собой целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов в финансовой системе объясняется тем, что финансы обслуживают разнообразные потребности общества, охватывают всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности. Под финансовой системой Российской Федерации понимается: совокупность финансовых институтов, каждое из которых способствует формированию и использованию соответствующих денежных средств; совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность в пределах своей компетенции.
Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование денежных средств, образует финансовую систему, отражающую особенности развития государства при переходе к рынку.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.