Что такое структура города
Планировочная структура города
Планировочная организация города
Если функциональное зонирование отражает, прежде всего, различия в характере использования различных частей города, то планировочная структура города выражается во взаимном расположении основных функциональных зон и системе связей между ними. Планировочная структура города в значительной степени зависит от величины и построения транспортной структуры города. Транспортная инфраструктура не только фиксирует планировочную структуру города, но и во многом предопределяет ее последующее развитие.
При проектировании города необходимо выявить его «каркас» территории наиболее интенсивного освоения и сосредоточения наиболее важных функций, обычно связанных с центром города и главными транспортными магистралями. «Каркас» является наиболее устной во времени основой пространственно-планировочной организации города. В обобщенном виде он фиксирует геометрию плана м самым предопределяет тенденции дальнейшего территориального развития города.
Необходимо учитывать, что элементы транспортной инфраструктуры жестко фиксированы в пространстве, и эта жесткость тем выше, чем выше класс коммуникации. В принципиальном плане можно выделить три вида планировочных схем города: радиально-кольцевую, шахматную и свободную (рис. 2.2).
Радиальные магистрали служат для связи центра города с периферийными районами, а кольцевые улицы соединяют радиальные и обеспечивают перевод транспортных потоков с одного радиального направления на другое. Эта планировка позволяет гармонично расположить застройку вокруг центра, где сосредоточены (сконцентрированы) основные объекты общественной и деловой застройки. При такой планировке можно достаточно легко попасть в центр города. Достоинством радиально-кольцевой схемы является компактная форма плана, при которой в наименьшей степени нарушается природное окружение города.
Шахматная схема, при которой улицы пересекаются под углом 90°, предполагает относительно равномерное освоение территории. Этот тип планировочной структуры широко использовался во все времена. Достоинством шахматной структуры является возможность равномерного распределения транспортных потоков. При такой планировке легко осуществляется размежевание участков.
Однако большое число пересечений улиц увеличивает пробег транспорта, удлиняет поездки. Шахматная схема затрудняет формирование четко выраженного центрального ядра и системы центров жилых районов города.
Линейная (ленточная) схема является своего рода шахматной планировкой, сильно вытянутой в одном направлении. Объекты центральной части города в таком случае располагаются вдоль основной магистрали или вдоль нескольких параллельных магистралей. Линейная схема обеспечивает близость к природному окружению и к иным транспортным магистралям. Такая планировка позволяет обеспечить удобное транспортное сообщение, сокращая затраты на передвижение. Однако, по мере роста города, с удлинением полосы застройки значительная часть территорий оказывается слишком большом удалении от центров различных рангов. Кроме того значительно увеличиваются расстояния между отдельными частями города.
В отдельных старых городах центральная часть может состоять тих и кривых улиц, не имеющих четкого геометрического рисунка. Такая схема называется свободной.
Основные принципы планировочной организации города:
— гибкость планировочной структуры, обеспечивающая беспрепятственное развитие города;
— дифференциация транспортных магистралей;
— организация эффективной системы обслуживания;
— создание экологической инфраструктуры города, включая иную систему зеленых насаждений;
— эффективное и экономичное оснащение города всеми видами инженерного оборудования;
— композиционные требования к плану города (развитие городского центра, районных центров в городе, создание привлекательного силуэта города и обеспечение зрительного восприятия его главных природных и архитектурных доминант).
При всех особенностях планировочной структуры, формирующейся на основе рассмотренных транспортных схем с учетом реальной обстановки, в городах (особенно крупных и крупнейших) могут быть выделены принципиально различающиеся территории по местоположению зон в составе города.
Центральная зона, кроме ядра города, включает в себя близлежащую к нему интенсивно застроенную территорию, как правило, охваченную кольцом железных дорог, вокзалов, промышленных и складских территорий. По мере территориального расширения города эта зона все больше перестраивается, подвергается перепланировке, изменяет свой облик и приобретает функции центра.
Для нее также характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным и постепенное снижение численности постоянного населения.
Эта зона выполняет важную функцию организации отдыха населения города поддержания экологического равновесия, размещения ряда ктов коммунального хозяйства, внешнего транспорта. В пригородной зоне не размещают часть промышленных предприятий и населенных пунктов, непосредственно связанных с городом, а также в ней едятся резервные территории для развития города.
Размещение жилой застройки
Основными элементами планировочной структуры селитебной территории города являются жилые группы (жилой двор), микрорайоны (несколько жилых групп, объединенных культурно-бытовыми объектами (КБО), жилые районы (несколько микрорайонов, объединенных общим центром районного значения) и планировочные районы (несколько жилых районов, объединенных общим центром городского значения).
Жилая группа состоит из расположенных рядом в определенном порядке нескольких домов. Несколько жилых групп, объединенных объектами общественного, культурно-бытового назначения повседневного обслуживания, образуют микрорайон. Микрорайоны размещают в пределах межмагистральных территорий.
Из нескольких микрорайонов, объединенных культурно-бытовыми объектами периодического обслуживания, формируется жилой район. Планировочное построение и композиция жилого района oпределяются его местом в плане города, природными условиями, общей композиционной идеей и исторически сложившейся застройкой. Важным фактором планировочной организации селитьбы является членение ее на межмагистральные жилые территории сетью городских дорог. Жилые районы и микрорайоны формируются в соответствии со структурой межмагистральных территорий. При этом чем интенсивнее используется территория, тем больше требуется транспорта для ее обслуживания и тем больше она членится.
Планировочный район объединяет несколько жилых районов и комплекс объектов эпизодического обслуживания населения. В зависимости от размеров территории города и общей планировочной структуры селитебная зона может формироваться как один или несколько планировочных районов.
Общим принципом формирования селитебной территории города является обеспечение максимальных удобств населению в реализации социально-культурных и бытовых потребностей при рациональном использовании городских земель и других ресурсов.
Территориальное зонирование
В соответствии с Градостроительным кодексом в городских и сельских поселениях проводится территориальное зонирование. Оно основано на выделении зон поселения, объединенных функциональным использованием, параметрами и ограничениями на их застройку.
Примерный перечень территориальных зон городских и сельских поселений установлен в Градостроительном кодексе и включает в себя:
— зоны инженерной и транспортной инфраструктур;
— зонысельскохозяйственного использования;
— зоны специального назначения;
— зоны поенных объектов, иные зоны режимных территорий.
Выделяют несколько типов жилых зон:
— зона усадебных и блокированных жилых домов;
— зона многоквартирных жилых домов до трех этажей;
— зона многоквартирных жилых домов в 4-5 этажей;
— зона многоквартирных жилых домов в 4-12 этажей.
В общественно-деловых зонах осуществляется межселенное городское или районное социально-культурное обслуживание, административное и хозяйственное управление, кредитно-финансовая и общественная деятельность. Общественно-деловая зона может разделяться на несколько видов: центральная, районная, местная учебная зона. Для каждого вида зон устанавливаются разрешения на сопутствующие и требующие специального согласования виды использования.
Зоны производственной застройки предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, обеспечивающих их функционирование объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также для установления санитарно-защитных зон этих объектов.
Зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, а также инженерного оборудования. Типы зон устанавливаются в зависимости от вида и параметров размещаемых сооружений и коммуникаций, а также ограничений на использование этих территорий с учетом обеспечения мер по предотвращению вредного воздействия их на среду жизнедеятельности.
Рекреационные зоны предназначены для организации мест отдыха населения. Они включают в себя зоны открытых пространств, природных ландшафтов, территории лесопарков для организации отдыха населения и зоны дач.
И состав зоны открытых пространств входят парки, скверы, бульвары, прибрежные территории рек, используемые населением отдыха.
В зону природных ландшафтов входят парки, рощи, лесопарки, природные заповедники. Эти объекты предназначены для сохрани ценных природных особенностей и ландшафтов и одновременное стимулирование создания условий для отдыха населения города. Одним из условий их функционирования является минимально (действие на уязвимые элементы окружающей среды
Зоны лесопарков предназначены для сохранения природных особенностей территории и создании условий для полноценного отдыха населения.
В зонах специального назначения размещаются кладбища, крематории; полигоны бытовых отходов, объекты коммунального хозяйства с охранными зонами, а также иные объекты, использование ко торых несовместимо с использованием других видов территориальных зон или невозможно без установления специальных нормам и правил.
Зоны военных объектов и иные зоны режимных территорий предназначены для размещения объектов, в отношении которых усиливается особый режим. В этих зонах допускается размещение иных баз, городков, полигонов, аэродромов, иных объектов безопасности и космического обеспечения, военных образовательных учений, предприятия, учреждения и организации, выполняющие задачи по обороне, безопасности и космическому обеспечению.
7. Планировочная организация города. Планировочная структура. Основные принципы планировочной организации города. Градообразующие и градоформирующие факторы. Влияние природных факторов на развитие городского плана
Время чтения: 10 минут
Определение: планировочная структура – характеризует городской организм в единстве взаимосвязи его частей, элементов.
Наглядно планировочная структура выражается в размещении основных функциональных узлов и конфигурации транспортных связей между различными функциональными зонами. Городские магистрали с прилегающими к ним территориями является наиболее стабильными элементами городского плана (каркас).
При описании планировочной организации градостроительных систем используются следующие группы понятий:
точечные элементы планировочной структуры: города, крупные отдельно расположенные промышленные и энергетические комплексы, основные транспортные узлы, функциональные или композиционные центры (узлы, фокусы).
Центр (узел) – точка концентрации какого-либо признака. В городе это центры общественного обслуживания, транспортные площади, композиционные фокусы и т. д.
Планировочные оси представляют собой концентрацию какого-либо признака вдоль линии (композиционные или транспортные оси, функциональные или визуальные связи и т.п.).
зональные элементы – обширные территории с ярко выраженными природными, хозяйственными и градостроительными особенностями, лесные массивы, водоемы, территории с различной степенью урбанизированности или характером функционирования, зоны исторической охраняемой застройки, месторождения, санитарно-защитные зоны и т.п.
Также часто при описании градостроительных систем употребляется понятие сети (инженерно-транспортные, обслуживающие и торговые сети, сети школьных и дошкольных учреждений и т.п.).
Сети обладают свойствами точечных, линейных и зональных элементов планировочной структуры. Одной из важнейших характеристик сети является ее плотность.
В перечисленных понятиях описываются как природные, так и антропогенные элементы территорий и на разных масштабных уровнях от системы расселения до микрорайона.
В зависимости от конфигурации городского плана выделяют 3 типа планировочных структур:
Рис. 51. а, б – план Костромы и Солигалича, 1781 г., в – теоретическая модель нового города, Л. Кибл, 1961 г.
Рис. 52. Центрическое развитие планировочной структуры Москвы
Достоинства компактной структуры
• хорошая доступность центра;
• наименьшая степень негативного влияния на природное окружение.
Однако преимущества этой схемы могут быть реализованы в полной мере лишь при ограниченных размерах поселения. При увеличении же этих размеров преимущества быстро переходят в свою противоположность.
Недостатки компактной структуры
• удаление от природного окружения центральных районов;
• удаление от центра периферийных районов;• транспортная перегруженность центра города.
Для нейтрализации негативных последствий чрезмерного территориального развития центрических структур предлагается строительство городов спутников (рис. 53) и дисперсное (дискретное) развитие города (рис. 54, 55).
Рис. 53. Р. Энвин, город со спутниками, 1922 г.
Рис. 55. Э. Сааринен, предложения по децентрализации:
а — Хельсинки; б — Таллин; в – Стокгольм
линейная планировочная структура складывается вдоль основной транспортной магистрали или диктуется специфическими природными условиями (условия рельефа, гидрография). Линейные структуры менее компактны и уплотняются по отношению к формирующей их главной транспортной магистрали (рис. 56-60).
Элементарным прототипом линейной структуры является небольшое поселение, основу которого представляет группа домов, построенных вдоль дороги или побережья.
Рис. 56. А.И. Кузнецов и др.
Конкурсный проект «Новый Рис. 57. Схема генерального плана Волгограда,
Чарджуй», 1930 г. 1945 г.
Функционально поточная схема
развития Магнитогорска, 1930 г. Рис. 59. Схема генерального плана Волгограда, 1984 г.
Рис. 60. Ле Корбюзье и Жаннере, проект г. Злина, Чехословакия, 1935 г.
Достоинства линейной структуры
• доступность транспортной артерии (рис. 61), сокращение затрат времени на пешеходное передвижение до остановок ;
Рис. 61
• сравнительная близость к природному окружению (рис. 62), сохраняется в линейных структурах любого размера;
Рис. 62
Недостатки линейной структуры
• расчленение природных ландшафтов, обрыв экологических связей (рис. 63);
Рис. 63
• крайне неравномерная удаленность от центра (рис. 64), усиливается по мере территориального развития города;
Рис. 64
• территориальное развитие приводит к неэффективной работе транспортной системы (рис. 65), по мере роста города происходит растягивание транспортных коммуникаций и резко возрастают затраты времени на передвижение.
Рис. 65
Преодоление недостатков линейной структуры возможно при дополнении основной оси развития города поперечными осями. В этом случае происходит трансформация линейной планировочной структуры в сетевую.
Решетчатая (сетевая) структура отражает относительно равномерное освоение территории, представляет собой комбинацию главных центров и осей, складывается на основе синтеза центрической и линейной структур (рис. 66).
Рис. 66. Предложение по развитию Лондона, 1947 г., группа M.A.R.S. В процессе длительной эволюции градостроительной системы все три формы планировочной структуры могут взаимно дополнять друг друга.
Рис. 67. Варианты территориального развития г. Парижа, материалы конкурса.
На процесс развития города влияет значительное количество факторов. Одной из главных задач градостроительной теории и практики является их изучение и максимальный учет при проектировании. Принято выделять градообразующие и градоформирующие факторы.
В качестве градообразующих факторов (функций) могут выступать: удобное положение в системе расселения, размещение на пересечении транспортных путей, разработка месторождений полезных ископаемых, размещение крупных промышленных предприятий, исследовательских комплексов, курортов.
Комплекс градообразующих факторов (функций) изменяется в процессе эволюции города. Например, Новосибирск возник как важнейший транспортный узел на пересечении водной артерии и железной дороги, впоследствии он трансформировался в крупный многопрофильный город (промышленный и административный, научный и образовательный, торгово-распределительный центр обширного региона).
В процессе градообразования формируется уникальная функциональная структура города (структура занятости населения в отраслях экономики, рис. 68).
Рис. 68. Структура занятости населения города
Определение: градообразующие предприятия (отрасли) – предприятия, группы предприятий, отрасли или виды деятельности, которые являются ведущими (доминирующими) в экономике города, например: комплекс рекреационных объектов и гостиниц в курортном городе, система НИИ в научном городке, крупный завод (предприятие) в промышленном городе, система административных учреждений в столичном центре и т.п.
Градообразующее население – население, занятое на градообразующих предприятиях (в градообразующих отраслях) города.
На стадии предпроектных исследований (технико-экономическое обоснование) проводится анализ градообразующих факторов, на основе которого можно сделать вывод о перспективах развития города – общем экономическом потенциале, динамике изменения функциональной структуры, структуре занятости, демографической структуре и перспективной численности населения и т.п. Это позволяет адекватно сформулировать общую стратегию развития населенного пункта (стратегический план развития муниципального образования), которая является основой для разработки градостроительной документации.
В дальнейшем, анализируется весь комплекс градоформирующих факторов, которые повлияют на развитие городского плана (рис. 69).
Развитие планировочной структуры города подчинено целому комплексу градоформирмирующих факторов: рельефу, гидрографии, климату, наличию планировочных ограничений (водоохранные или санитарно-защитные зоны), трассировка железных дорог и автомагистралей, размещению промышленных объектов и инженерных сооружений.
В процессе градоформирования складывается уникальная форма городского плана (планировочная структура).
Рис. 69. Комплексный градостроительный анализ территории для размещения селитебных и рекреационных функций:
А – инженерно-геологические условия и санитарно-гигиеническое состояние,
Б – микроклиматическая оценка территории; В – архитектурно-ландшафтная оценка территории; Г – итоговая оценка по степени пригодности территории для строительства
Аналитическая работа по выявлению всего комплекса градоформирующих факторов фиксируется в следующих чертежах генерального плана:
Схема ограничений (схема планировочных ограничений) с отображением территорий культурного наследия ( памятники истории, архитектуры, археологии, заповедники и др.), зон с особыми условиями использования (зоны залегания полезных ископаемых, санитарно-защитные, водоохранные, шумозащитные зоны и др.), территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций (территории с угрозой оползней, обвалов, затопления, химического и радиационного заражения, взрывоопасные зоны и др., рис. 71);
Схема комплексной оценки территории с отображением результатов анализа комплексного развития территории (зоны различной градостроительной ценности, степень пригодности территорий для размещения селитебных, промышленных или рекреационных функций, рис. 72).
Рис. 70. Г. Калтан. Схема Рис. 71. Г. Калтан. Схема Рис. 72. Г. Калтан. Схема современного использования планировочных ограничений комплексной оценки территории территории
Влияние градоформирующих факторов на развитие городского плана можно отчетливо проследить на примере городов, развивающихся в уникальных и ярко выраженных природноклиматических и ландшафтных условиях. На планировочную структуру многих сибирских городов значительное влияние оказали гидрография и рельеф местности (рис. 73, 74).
Рис. 73. Влияние природно-ландшафтных условий на формирование городского плана
Рис. 74. Учет гидрографических и ландшафтных условий в градостроительном проектировании (из книги Г.Н. Туманика «Центр крупного города Сибири. Региональные особенности формирования и развития», 2004 г.)
Два принципиальных подхода к природному контексту в градостроительном проектировании
Поселок Эколония, Нидерланды
Проект планировки о. Манхеттен, 1811 г. (Нью-Йорк)
Париж, проект реконструкции, 1925 г., Ле Корбюзье
Москва. Проект реконструкции, Коллектив ВОПРА, 1932 г.
Впрочем, полное подчинение или полное игнорирование природных условий вряд ли возможно, скорее следует говорить о стремлении к одному или другому.
Эта информация о градообразующее предприятие создана для тебя. Если у тебя есть предложения или замечания ты можешь сделать комментарий. так ты поможешь другим Надеюсь, что теперь ты понял что такое градообразующее предприятие, зональные элементы, компактная структура, линейная планировочная структура, линейные элементы, планировочная структура, точечные элементы, центрическая структура и для чего все это нужно, а если не понял, или есть замечания, то нестесняся пиши или спрашивай в комментариях, с удовольствием отвечу. Для того чтобы глубже понять настоятельно рекомендую изучить всю информацию из категории Теория современного градостроительства
6. Пространственное развитие города. Пространственное развитие города, циклические процессы. Иерархия структурно- планировочных единиц в городе
8. Зонирование города. Функциональное зонирование. Основные принципы функциональной организации города. Поясное зонирование. Градостроительное зонирование