Что такое структура общения в психологии
Структура общения в психологии
Общение – важный процесс в жизни каждого человека. При помощи него люди делятся опытом и мыслями. Обмен информацией происходит всегда при совместной деятельности. Ознакомиться со всем разнообразием этого вида коммуникации можно, только поняв, что представляет собой структура общения и каковы ее основные уровни.
Структура общения в психологии
При общении реализуется социальное отношение людей друг к другу. Во время обмена информацией каждый человек укореняется в качестве полноправного члена общества. Понятие «общение» является сложной формой взаимодействия, поэтому, чтобы разобраться в его сути, необходимо изучить его составные части:
На схеме видно, что каждая из частей отвечает за одну из сторон общения.
Стороны общения
Давая характеристику структуре общения, в психологии выделяют 3 взаимосвязанные стороны:
Каждая из них имеет свои особенности.
Коммуникативная сторона общения
Термин «коммуникация» возник от англ. communicate, что в переводе означает «передавать», «сообщать». Этот вид контакта направлен на обмен информацией, которая включает в себя:
Коммуникативный процесс, согласно исследователю Гарольду Лассуэллу, состоит из 5 элементов, которые помогают информации дойти до адресата:
Коммуникативная сторона во многом зависит от субъективной информативности личности, то есть от характеристики человека, его степени осведомленности о собеседнике и теме разговора.
Важно! Если уровень знаний человека будет низким, велика вероятность возникновения недопонимания.
Пример 1. Педагог рассказывает новый материал на уроке обществознания. Если он будет общаться с детьми на профессиональном языке, не упрощая научную терминологию, ни один ученик не сможет понять содержание информационного посыла.
Пример 2. Человек, который не знает этикета, будет не принят в обществе, где все стараются действовать по правилам. Некультурного человека просто не поймут.
Обмен информацией между людьми может происходить по 2-м каналам:
Согласно мнению психолога Аллана Пиза, 60-70% всей информации передается при помощи краткого невербального контакта.
Перцептивная сторона общения
Перцепция, или перцептивная сторона общения в психологии – это такая форма взаимодействия людей, которая направлена не только на восприятие и понимание собеседника, но и на его принятие.
Дополнительная информация. Если 2 человека будут разделять убеждения, культуру и ценности друг друга, между ними могут развиться привязанность, дружба или влюбленность.
Перцептивное общение способствует «чтению» окружающих людей. Анализируя собеседника, можно «увидеть», что он о себе не рассказал. В случае неверного истолкования собственного восприятия может образоваться конфликт.
Социальная перцепция помогает:
Благодаря перцепции, личность способна понять общество, в котором живет, а также выстроить отношения с людьми, используя полученные знания.
Интерактивная сторона общения
Основным направлением интерактивной стороны общения является выстраивание стратегии для последующей эффективной коммуникации.
Важно! Качественный обмен информации необходим людям для организации совместной деятельности.
Среди основных принципов построения интерактивного общения можно выделить следующие четыре варианта:
Несмотря на то, что все требования одинаковы для всех лиц, задействованных в коммуникации, поведение участников может отличаться друг от друга. Чаще всего взаимодействие людей подразделяется на 2 основных вида:
Помимо основных видов, в психологической литературе можно встретить другие стратегии поведения, например:
Все стороны общения, которые входят в структуру коммуникации, дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Эффективный контакт возможен только при задействовании всех 3-х процессов.
Разделение структуры общения на уровни
Структурные компоненты общения подразделяются на уровни, каждый из которых позволяет анализировать особенности воздействия одного человека на другого, а также характер их коммуникации.
Уровни по А.Б. Добровичу
А.Б. Добрович подразделил структуру взаимодействия людей на 7 уровней:
В 2 раза меньше уровней предложил выделить Б.Ф. Ломов:
Микроуровень в структуре общения является фундаментом, лежащим в основе всех остальных коммуникаций.
Общение людей может быть гармоничным и полноценным только при тесной взаимосвязи невербальных и вербальных сигналов с поведенческими действиями участников. Чем больше индивиды нацелены на качественный контакт, тем сильнее необходимо проявлять эти факторы.
Видео
Общение: функции, структура, средства
Функции и структура общения в психологии
Необходимо рассмотреть структуру и функцию общения для того, чтобы понимать его механизм и дать полноценное определение.
Общение – взаимодействие людей, при которых реализуются их социальные отношения.
В общении существует три взаимосвязанные составляющие:
Общение выполняет ряд функций:
Рассмотрим каждую из них.
Средства общения
Средство общения – это поведенческие аспекты, которые во время коммуникации проявляются и адресуются партнеру в ходе общения.
Средства общения бывают двух видов:
К вербальным средствам относят:
Язык – это система единых слов, выражений, правил, которые используются в момент коммуникации.
Интонация – это эмоциональная выразительность, придающая разный смысловой окрас одной и той же фразе.
К невербальным средствам относят:
Классификация дистанции
Рассмотрим отдельно виды дистанции. Она бывает 4 видов:
При нарушении данной дистанции у человека наблюдаются физиологически изменения: учащение сердцебиения, повышение адреналина и т.д. Раннее вторжение в интимную зону в момент коммуникации говорит о покушении на неприкосновенность собеседника.
Ученые вывели процентную составляющую использованных средств человека во время коммуникации:
Структура общения в психологии
Таким образом, исследователи выделяют 7 этапов общения:
Структура общения в психологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Какова структура и компоненты общения в психологии?
Человека выделяет его умение многообразно общаться с себе подобными, формирование речи сделало человека культурным и социальным. Речь привела к организации человека и его взаимодействию с окружающими людьми.
В психологии можно выделить значительное число определений общения, но все же все их объединяют следующие особенности:
Общение ‒ это довольно сложный процесс, который подразумевает формирование и поддержание контактов между людьми, а его многоплановость делает важным структурирование его отдельных аспектов.
Различные психологи выделяли различную структуру общения, под которой подразумевали комплекс элементов, которые складывают в целостном виде весь процесс общения.
Описание структуры может затрагивать и совокупность общих компонентов, и каждый из них по-отдельности.
Универсальной считается структура общения, которая была выделена советским и российским психологом, профессором и членом РАО Галиной Михайловной Андреевой.
Она предложила выделить три структурных элемента процесса общения:
Все вместе они формируют процесс общения разного уровня ‒ социально нацеленного (скажем, лекции перед аудиторией), ориентированного на предметную область (при профессиональной деятельности), а также общения на личностном уровне.
Коммуникативная сторона общения
Готовые работы на аналогичную тему
Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме идей, чувств, знаний, мнений.
Источники информации в общении:
В зависимости от требований момента на первый план выходят различные источники информации и различное их содержание.
Передача любой информации возможна только при наличии знаковых систем, при помощи которых она передается. Выделяют несколько концепций знаков, которые применяются в процессе коммуникации:
Перцептивная сторона общения
Перцептивная сторона общения ‒ это форма диалога, которая предполагает формирование между собеседниками глубокого взаимопонимания.
В психологии понятие «перцепция» применяется для отображения функции психики, которая отвечает за восприятие окружающих людей и создание целостного образа личности оппонента. В соответствии с мнением ученых, оценка незнакомого человека складывается на половину из неверного мнения и на 50 процентов из правильного восприятия. Этот факт можно объяснить воздействием трех факторов, которые проявляют воздействие на перцептивную сторону общения.
В ее состав должны входить:
Значительной ошибкой при оценке личности является восприятие внешней привлекательности человека. Люди, которые вызывают интерес собственной внешностью или другими персональными качествами, воспринимаются как наиболее интересные собеседники. В отдельных случаях подобным людям могут приписываться те качества, которые могут быть абсолютно нехарактерны для их темперамента.
Характеристика механизмов перцепции:
Идентификация – один из инструментов познания личности собеседника, при котором заключение о внутреннем мире человека базируется на специфичной попытке представить себя на месте собеседника.
Аттракция – механизм познания человека, который подразумевает привлечение. Определенное отношение к оппоненту формируется на основе устойчивых положительных чувств.
Эмпатия – механизм чувственного и эмоционального сопереживания окружающим людям.
Понимание чувств, желаний и мотивов окружающих людей тесным образом взаимосвязано с перечисленными выше механизмами. Необходимо также обозначить, что перцептивная сторона общения также связана с механизмами казуальной рефлексии и атрибуции.
Казуальная атрибуция – способ интерпретации действий и эмоций окружающих людей, при присутствии желания установить мотивы избранной ими модели поведения.
Рефлексия принадлежит к инструментам самопознания своей личности с помощью формирования коммуникативных связей.
Представленный механизм предполагает представление собственной личности так, как ее воспринимает партнер.
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона общения (от слова «интеракция» ‒ взаимодействие) состоит в обмене действиями, то есть в формировании взаимодействия на межличностном уровне, что дает возможность общающимся воплотить для них общую деятельность.
В процессе взаимодействия для участников имеет большое значение не только информационный обмен, но и сам процесс организации общей деятельности.
В социальной психологии предпринимались множественные попытки структурировать взаимодействие – это транзактный анализ Э. Берна, который предполагал присутствие в структуре личности трех подструктур: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок»; теория Парсонса, подход польского социолога Я. Щепаньского и т. д.
Взаимодействие может быть следующих типов:
Таким образом, структуру общения можно определить путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Коммуникативный аспект общения состоит в обмене информацией между людьми, которые находятся в процессе общения. Интерактивный аспект общения состоит в организации между людьми взаимодействия, т.е. в обмене не только идеями и знаниями, но и действиями. Перцептивный аспект общения обозначает процесс познания, восприятия друг друга собеседниками в общении и установления на данном основании взаимопонимания.
Структура общения
Структура общения в психологии: из каких сторон состоит
Общение — это процесс взаимодействия между отдельными личностями или группами людей, состоящий в обмене информацией и удовлетворяющий потребность человека в социальных контактах.
Существуют разные подходы к определению структуры общения. Самой распространенной и общепринятой считается классификация Г.Андреевой. Согласно этому подходу в структуре общения выделяются три стороны:
Взаимоувязанные между собой, все стороны общения целостно дополняют друг друга.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Коммуникативная сторона
Общение невозможно без коммуникации — двустороннего обмена информацией. К информации относятся:
Информационный обмен влияет на каждого участника общения. Таким образом, коммуникация — это главная составляющая социального взаимодействия.
Процесс коммуникации происходит с помощью обязательных элементов:
Коммуникация реализуется через знаковую систему. И коммуникатор, и реципиент обязаны использовать единую систему кодификации и декодификации передаваемого сообщения — только таким образом возможен коммуникационный процесс, а стороны общения поймут друг друга.
При общении происходит постоянная смена ролей — коммуникатор становится реципиентом, а реципиент — коммуникатором. Таким образом, происходит диалог. Но на практике человеческое общение — более сложное явление, которое характеризируется рядом особенностей:
Процесс коммуникации состоит из пяти последовательных этапов:
Информация, транслируемая коммуникатором, делится на два типа:
Для коммуникатора возможны разные позиции:
Передача информации происходит в таких направлениях:
Коммуникативное воздействие принято разделять на два типа:
Часто случается, что в процессе общения между его участниками возникают коммуникативные барьеры социального или психологического характера. Такие барьеры — препятствия на пути нормального обмена информацией между людьми.
Барьеры классифицируются по ряду признаков.
Барьеры понимания:
Социально-психологические барьеры:
Барьеры отношения — появление чувств неприязни и недоверия к собеседнику, что отражается на передаваемой информации.
Вербальная и невербальная коммуникация
Различают вербальную и невербальную коммуникации. Они основываются на разных знаковых системах. Для вербальной коммуникации такую систему составляет речь — универсальное средство общения. Она выполняет следующие функции:
Вербальная коммуникация делится на два вида:
Особый вид коммуникации — дактильная речь — азбука, помогающая в общении людям с нарушениями слуха.
Вербальное общение чаще проявляется в форме разговора, который строится за правилами. Известно три типа разговоров:
Важная составляющая процесса общения — слушание. От умения слушать зависит правильное восприятие информации. Известно два способа слушания:
Другая составляющая коммуникации — невербальное общение. Выделяют следующие группы невербальных средств общения:
Психологи выделяют четыре дистанции общения:
Визуальное общение — передача невербальной информации через движения глаз и взгляд.
Своеобразным видом невербального общения выступает мимико-жестовая речь, используемая неслышащими людьми.
Приемы вербального и невербального общения в своей совокупности способствуют полноценному обмену информацией между людьми.
Интерактивная сторона общения
Интерактивная сторона по существу предполагает организацию взаимодействия людей, обмен между ними не информацией, а поступками и делами.
В психологической основе этого процесса лежат три составляющие:
Главные признаки совместной деятельности:
В зависимости от ситуации участники общения проявляют различные стили поведения и действия. Типичные стили взаимодействия:
Среди типов взаимодействия чаще отмечают два из них:
Своеобразный вид конкуренции — продуктивная конкуренция, которая вмещает в себе элементы состязания, но не приводит к конфликту. Выделяют три её степени:
Не стоит считать конкуренцию сугубо негативным явлением, а кооперацию — позитивным. Их оценка зависит от конкретной ситуации, в которой пребывают участники взаимодействия. Внутри кооперации иногда возникают конкурентные отношения, часто внося новые веяния и препятствуя застою деятельности.
Возможные формы организации совместной деятельности:
Ключевые стратегии во взаимодействии:
Люди воздействуют друг на друга различными способами:
Знания об особенностях человеческого взаимодействия полезны как для построения межличностных отношений, так и ведения профессиональной деятельности.
Перцептивная сторона общения
Все люди имеют значимую психологическую особенность: обращать внимание на внешние характеристики других людей, знакомых и не знакомых. Происходит оценка всех внешних признаков, на основе чего, строятся умозаключения относительно внутренней наполненности конкретного человека и устанавливается определенное отношение к нему. Таким образом, проявляется социальная перцепция: восприятие внешних отличительных свойств человека, привязка их к его внутреннему миру, толкование на этом основании его поведения и прогнозирование действий.
Социальная перцепция исполняет следующие функции:
Деятельные механизмы перцептивной стороны общения:
При исследовании казуальной атрибуции выявлено главные способы интерпретации в процессе межличностного восприятия:
Значительный аспект межличностного восприятия — формирование первого впечатления о человеке. Благодаря изучению явления был выделен ряд эффектов восприятия людьми друг друга.
Эффективное межличностное понимание возможно при наличии адекватности, то есть достоверном и справедливом психологическом портрете человека. Адекватность восприятия зависит от возраста и пола, для нее требуется социальный опыт.
Раскрытие понятия «общение» в психологии
В общение, как правило, входит практическое взаимодействие людей в виде совместного труда, обучения, коллективных игр. Общение в психологии способствует планированию, осуществлению и контролированию деятельности людей.
Отношение определяется через понятие «связи», а общение является процессом взаимодействия людей, который осуществляется при помощи речевого и неречевого взаимодействия. Понятие об общении преследует цель достижения изменений в мотивационной, познавательной, поведенческой и эмоциональной сферах лиц, которые участвуют в общении. Во время общения между участниками происходит обмен не только физическими действиями, результатами труда или продуктами, но и идеями, намерениями, мыслями, переживаниями и т.д.
Человек учится общаться с самого детства, изучает разные виды общения в зависимости от среды, в которой проживает, от людей, с которыми происходит взаимодействие. Все это имеет стихийный характер, происходит в житейском опыте. Зачастую данного опыта не хватает, к примеру, для овладения определенными профессиями, а в ряде случаев и просто для цивилизованного и продуктивного общения. И в данной ситуации особое место необходимо отвести совершенствованию и изучению закономерностей общения, навыков и умений их использования и учета.
Любые общности людей располагают своими методами воздействия, используемые в различных формах коллективной деятельности, где происходит концентрация на социально-психологическом содержании образа жизни. Все это находит отражение в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах, танцах, праздниках, песнях, мифах, сказаниях, в театральном, музыкальном и изобразительном искусстве, в литературе, радио, телевидении и кино. Все эти массовые формы общения имеют мощный потенциал взаимовлияния людей. В истории человечества они воспринимались в качестве средств воспитания, приобщения человека посредством общения к духовной атмосфере жизни.
Основное внимание во всех аспектах общения отводится проблеме человека. При увлечении исключительно инструментальным аспектом общения ведет за собой нивелирование его духовной (человеческой) сущности и приводит к упрощенной трактовке понятия «общение» в виде информационно-коммуникативной деятельности. Во время неизбежного научно-аналитического деления общения на составные части необходимо не потерять в них человека в качестве духовной и активной силы, которая преобразует в данном процессе и других и себя.
Формы проявления и функции общения
Существует пять сторон, в которых проявляется общение:
Межличностная сторона общения служит для отражения взаимодействия человека с его непосредственным окружением. Речь идет о других людях и общностях, с которыми человек связан в жизни.
Когнитивная сторона служит ответом на вопросы о том, кто является собеседником, какой он человек, что от него можно ожидать, а также на множество других вопросов, которые связаны с личностью партнера.
Коммуникативно-информационная сторона необходима для обмена между людьми разными идеями, представлениями, интересами, чувствами, установками, настроениями и т. д.
Эмотивная сторона является важнейшим компонентом во время функционирования чувств и эмоций, настроения в личных контактах людей.
Конативная, или как ее еще называют поведенческая сторона, общения важна для целей согласования внешних и внутренних противоречий в позициях партнеров.
Существует несколько функций общения:
Виды общения
Понятие общение в психологии имеет множество сторон. Существует ряд видов общения.
Существует межличностное и массовое общение. Межличностное общение подразумевает непосредственные контакты людей в парах или группах, в которых состав участников является постоянным. Массовое же общение является множеством непосредственных контактов людей, которые незнакомы, а также коммуникация, которая опосредована разными видами СМИ.
Помимо этого существует еще межперсональное и ролевое общение. При межперсональном общении конкретные люди являются участниками общения, они обладают рядом специфических индивидуальных качеств, раскрывающихся во время общения и организации коллективных действий. Во время ролевого общения участники общения являются носителями определенных ролей. К примеру, учитель – ученик, покупатель – продавец или начальник – подчиненный. Ролевое общение лишает человека спонтанности своего поведения, потому что совершаемые действия диктуются исполняемой ролью.
Данный вид общения подразумевает проявление человека не в качестве индивидуальности, а как некоторую социальную единицу, которая выполняет определенные функции.
Еще есть доверительное и конфликтное общение. Особенность доверительного общения заключается в том, что во время него передается особо важная информация. Доверительность считается существенными признаком всех видов общения, без него невозможны переговоры, решение интимных вопросов. Конфликтное же общение проявляется во взаимном противостоянии людей, выражении неудовольствия и недоверия.
Также бывает личный вид общения, который подразумевает обмен между людьми информацией, имеющей неофициальный характер. Деловой вид общения характеризуется процессом взаимодействия людей, которые выполняют совместную работу или включены в один вид деятельности.
Кроме того, существует прямой и опосредованный вид общения. Прямое общение предстает как исторически более ранняя форма взаимодействия людей. Данный вид общения служил поводом возникновения различных видов опосредованного общения во время более поздних периодов развития цивилизации. Опосредованное общение является взаимодействием с использованием дополнительных средств, таких как письма, видео- и аудиотехника и т.д.
Знаковые системы делают общение возможным. И тут выделяют вербальное и невербальное общение. Вербальное общение подразумевает устную и письменную речь. При невербальном общении используются неречевые способы общения.
Во время вербального общения, как правило, используются два вида речи: устная и письменная. Устная речь предстает в виде самостоятельной речи, имеющей свои правила и грамматику. Письменной же речи обучают в школе, она является признаком образованности человека.
Для регулирования течения процесса общения, создания психологического контакта между людьми, обогащения значения, которое передается через слова, направления истолкования словесного текста, выражения эмоций и отражения ситуации служат невербальные средства общения. Существует несколько разновидностей невербальных средств общения:
Структура общения
Существует структура общения. Она включает в себя ряд компонентов:
Соотношение мотивов общения может колебаться от конфликта до полного совпадения. Исходя из этого, общение может быть дружественного или конфликтного характера.
В качестве основных целей общения можно выделить получение или передачу определенной полезной информации, снятие напряженности, активизацию партнеров, управление совместной деятельностью, оказание влияния на других людей.
Цели партнеров могут противоречить, совпадать или исключать друг друга. Это и влияет на характер общения.
Важно отметить, что при взаимной социальной перцепции во время общения высока вероятность ее субъективизма. Это проявляется и в неправильном определении целей партнера, его мотивов, установок на взаимодействие и отношений.
Особая роль в общении отводится коммуникативному компоненту.
Под коммуникацией понимается связь, в процессе которой происходит обмен информацией между людьми во время межличностных отношений.
Коммуникативный компонент имеет несколько особенностей:
Есть два типа информации:
Стимуляция бывает трех видов:
Информация в обществе распространяется посредством своеобразного «фильтра доверия-недоверия», действующего таким образом, что истинные данные могут быть отвергнутыми, а ложные – принятыми. Помимо этого, есть средства, которые способствуют принятию информации и которые ослабляют действие фильтров. Синтез данных средств называют фасцинацией. В качестве примера можно привести музыкальное, цветовое или пространственное сопровождение речи.
Существует пять элементов, которые входят в модель коммуникативного процесса. Таким образом, модель коммуникативного процесса выглядит так: коммуникатор – сообщение в виде текста – канал – аудитория или иными словами реципиент – обратная связь.
Основной целью информационного обмена в общении является формирование общего смысла, одной точки зрения и приход к согласию по теме разных ситуаций или проблем. Для данного обмена, как правило, применяется механизм обратной связи. Согласно ему процесс обмена информацией во время межличностной коммуникации удваивается, а также кроме содержательных сторон, информация, которая поступает к реципиенту от коммуникатора, может содержать данные о том, как реципиент оценивает и воспринимает поведение коммуникатора.
Во время коммуникации участники общения должны не только передать друг другу информацию, но и прийти к ее адекватному пониманию. Иными словами, во время межличностной коммуникации особой проблемой является интерпретация сообщения, которое поступает от коммуникатор к реципиенту.
Во время коммуникации возможно возникновение барьеров – психологического препятствия на пути к корректной передачи данных между партнерами по общению.
Особенности во взаимопонимании между людьми
Под взаимопонимание понимается социально-психологическая особенность, сущность которой проявляется в нескольких нюансах:
Для того чтобы достичь взаимопонимания между партнерами по общению важно обеспечить специальные условия. Рассмотрим некоторые из них:
При соблюдении рассмотренных выше условий в практике повышает шансы на взаимопонимание, которое будет тем выше, чем более приемлемы для коллективной деятельности созданные правила взаимодействия.
Правила, которые разработаны для взаимодействия, не должны сковывать партнеров, поэтому важно их периодически корректировать, то есть согласовывать коллективные усилия людей и обстоятельства, которые позволят реализовать эти правила. Наилучшим способом это делать в случаях равноправного положения людей.
Для того чтобы достигнуть взаимопонимания важно, чтобы люди исходили из одинаковых постулатов общения и взаимодействия. Также важно соотносить предмет общения с единым социальным образцом, нормой поведения. Невозможно понять другого человека, пока не вступишь с ним в отношения, которые имеют личный характер, не проявив к нему эмпатию.
Возможно спланировать взаимопонимание, если в качестве основы рассматривать отношения индивидов к их ценностно-смысловым и психологическим позициям. В данной ситуации критерии, которые помогут сложить мнение о вероятном взаимопонимании, являются:
Но важно отметить, что всегда возможен факт непонимания, которое возникает между людьми. И на это есть несколько причин: