Что такое структура педагогической деятельности

Структура педагогической деятельности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Педагогическая деятельность – это обучающее и воспитывающее воздействие педагога на учащегося, направленное на его интеллектуальное, личностное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его самосовершенствования и саморазвития.

Спецификой педагогической деятельности является то, что она имеет особенный объект. В качестве объекта труда педагога выступает личность развивающегося человека. Орудием педагога выступают его знания и умение передать эти знания учащимся.

Структура педагогической деятельности имеет три взаимосвязанных компонента: организаторский, конструктивный и коммуникативный.

Конструктивный компонент педагогической деятельности

Конструктивный компонент педагогической деятельности – это деятельность, которая связана с осуществлением отбора, проектированием и композицией учебного материала, а также разработкой и созданием планов.

Данный компонент является основным, так как именно он заложен в фундамент деятельности каждого педагога. В собственной конструктивной деятельности педагог опирается на образовательные программы, учебные планы, методические пособия, учебники и т.д. Однако, все эти материалы подвергаются преобразованию под влиянием тех задач, которые педагог ставит перед собой, в зависимости от цели образовательного процесса, возрастных и индивидуальных особенностей детей, их возможностей и потребностей.

Организацию каждого учебного занятия педагог начинает с его планирования, подбора необходимого вспомогательного и наглядного материала, связывания всех элементов урока в единую логичную цепь. Процесс планирования индивидуален у каждого педагога и во многом зависит от его педагогического мастерства.

Готовые работы на аналогичную тему

Конструктивная деятельность педагога, включает следующие элементы планирования:

Как показывает практика, основные проблемы в конструктивной деятельности, возникают у молодых педагогов. Это связано с тем, что они довольно часто увлечены тем обилием учебного материала, который представлен в настоящее время в различных источниках. Молодые педагоги не владеют достаточными навыками по обобщению и систематизации учебного материала, не умеют связывать его с прошлым опытом школьников, правильно и логично включить его в структуру деятельность учащихся.

Конструктивный элемент педагогической деятельности очень тесно связан с организаторскими умениями. С течением времени, педагоги набираются опыта, овладевают организаторскими способностями в полной мере, что положительно сказывается на их конструктивной деятельности.

Организаторский компонент педагогической деятельности

Организаторский компонент педагогической деятельности – это умение сформировать коллектив, организовать совместную деятельность учащихся.

Организаторский компонент педагогической деятельности учителя представлен тремя аспектами:

Успешность организаторской деятельности педагога во многом зависит от того, как он умеет сочетать все три аспекта в своей работе. Зачастую на практике у педагогов отмечается преобладание одного из них.

Например, педагог дает много интересной и уникальной информации, но учащиеся не любят его уроки, не усваивают учебный материал. Связано это с тем, что педагог увлечен собственным рассказом и не замечает, как реагируют дети на происходящее. Ученикам не предоставляется возможности высказать свою точку зрения или мнения. А ведь основой в педагогической деятельности каждого учителя является достижение того, чтобы учащиеся не только хорошо знали учебный материал, но и умели рассуждать, доказывать, находить истину, приводить аргументы и т.д. Именно поэтому очень важно в педагогической деятельности грамотно организовать не только собственную деятельность, но и деятельность учащихся.

Для того, чтобы правильно организовать деятельность детей в рамках педагогического процесса, необходимо учитывать в первую очередь их возраст и ведущую деятельность. В разные возрастные периоды у детей в качестве ведущего вида деятельности выступают игра, учение, общение и учебно-профессиональная деятельность. Педагог должен уметь направлять каждую из данных сфер деятельности.

Коммуникативный компонент педагогической деятельности

Коммуникативный компонент педагогической деятельности – это один из важнейших факторов успешной профессиональной деятельности педагога.

От коммуникативного компонента педагогической деятельности зависит, как именно сложатся его взаимоотношения с учащимися и в целом успешность всей его профессиональной деятельности.

Представление о том, как педагог будет относиться к учащимся, формируется у них намного раньше, чем педагог начинает с ними взаимодействовать. Первое представление дети получают, оценивая внешний вид педагога, его позу, манеру общения и т.п.

Для того, чтобы коммуникативная деятельность педагога была успешной, ему необходимо учитывать потребности каждого возрастного периода.

Например, учащиеся среднего звена требуют от педагога конкретного и точного объяснения учебного материала, сопровождающегося интересными и яркими примерами. Учащиеся старшего школьного возраста уже имеют сформировавшееся представление о том, каким должен быть процесс обучения. Им важно, чтобы педагог любил свой предмет, вкладывал в его преподавание «душу». Для детей младшего школьного возраста важна личность педагога, они наделяют его ореолом романтики, считают всезнающим и всё умеющим человеком.

Однако, вне зависимости от возраста, учащиеся особенно чувствительны к тому, как педагог их слушает, сколько внимания и терпения уделяет отвечающему. Они любят и ценят внимательных, выдержанных учителей.

Таким образом, каждый из компонентов структуры педагогической деятельности связан с другими, и требует от учителя большего или меньшего внимания в зависимости от уровня подготовленности и мастерства.

Источник

Структура педагогической деятельности

Что такое структура педагогической деятельности. Смотреть фото Что такое структура педагогической деятельности. Смотреть картинку Что такое структура педагогической деятельности. Картинка про Что такое структура педагогической деятельности. Фото Что такое структура педагогической деятельности Что такое структура педагогической деятельности. Смотреть фото Что такое структура педагогической деятельности. Смотреть картинку Что такое структура педагогической деятельности. Картинка про Что такое структура педагогической деятельности. Фото Что такое структура педагогической деятельности Что такое структура педагогической деятельности. Смотреть фото Что такое структура педагогической деятельности. Смотреть картинку Что такое структура педагогической деятельности. Картинка про Что такое структура педагогической деятельности. Фото Что такое структура педагогической деятельности Что такое структура педагогической деятельности. Смотреть фото Что такое структура педагогической деятельности. Смотреть картинку Что такое структура педагогической деятельности. Картинка про Что такое структура педагогической деятельности. Фото Что такое структура педагогической деятельности

Что такое структура педагогической деятельности. Смотреть фото Что такое структура педагогической деятельности. Смотреть картинку Что такое структура педагогической деятельности. Картинка про Что такое структура педагогической деятельности. Фото Что такое структура педагогической деятельности

Что такое структура педагогической деятельности. Смотреть фото Что такое структура педагогической деятельности. Смотреть картинку Что такое структура педагогической деятельности. Картинка про Что такое структура педагогической деятельности. Фото Что такое структура педагогической деятельности

Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельно­сти три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организа­торский и коммуникативный.

Конструктивная деятельность, распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебно­го материала, планирование и построение педагогического про­цесса), конструктивно-оперативную (планирование своих дейст­вий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (про­ектирование учебно-материальной базы педагогического процес­са).

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в раз­личные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитан­никами, другими педагогами школы, представителями обществен­ности, родителями.

А.И.Щербаков относит конструктивный, организаторский и исследовательский компоненты (функции) к общетрудовым, т.е. проявляющимся в любой деятельности. Но он конкретизирует функцию учителя на этапе реализации педагогического процес­са, представив организаторский компонент педагогической дея­тельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций. Реализация исследовательской функции требу­ет от учителя научного подхода к педагогическим явлениям, вла­дения умениями эвристического поиска и методами научно-пе­дагогического исследования, в том числе анализа собственного опыта и опыта других учителей.

Конструктивный компонент педагогической деятельности мо­жет быть представлен как внутренне взаимосвязанные аналити­ческая, прогностическая и проективная функции.

Эффективность педагогического процесса обусловлена нали­чием постоянной обратной связи. Она позволяет учителю свое­временно получать информацию о соответствии полученных ре­зультатов планировавшимся задачам. В силу этого в структуре пе­дагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. В целеполагающую группу входят следующие функции:

· мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);

Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.

2. В организационно-структурную группу входят следующие функции:

Так, конструктивная функция обеспечивает:

а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;

б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;

в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

Организаторская функция реализуется через организацию:

а) информации в процессе сообщения ее учащимся;

б) различных видов деятельности учащихся;

в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.

Коммуникативная функция предполагает:

а) установление правильных взаимоотношений с учащимися;

б) нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.

Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:

а) содержания и способов воздействия на других людей;

б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;

в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков

3-вопрос Профессионально обусловленные требования к личности педагога

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педа­гогической деятельности. с од­ной стороны, психологическую, психофизиологическую и физи­ческую готовность, а с другой — научно-теоретическую и прак­тическую подготовку как основу профессионализма.

Что такое структура педагогической деятельности. Смотреть фото Что такое структура педагогической деятельности. Смотреть картинку Что такое структура педагогической деятельности. Картинка про Что такое структура педагогической деятельности. Фото Что такое структура педагогической деятельности

Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные парамет­ры личности и профессиональной деятельности учителя.

Учителя нового типа характеризуют:

— высокая гражданская ответственность и социальная актив­ность;

— любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

— подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

— высокий профессионализм, инновационный стиль научно-пе­дагогического мышления, готовность к созданию новых ценно­стей и принятию творческих решений;

— потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

— физическое и психическое здоровье, профессиональная рабо­тоспособность.

Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмо­циональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогиче­ское призвание в отличие от педагогического интереса, означает склонность, вырастаю­щую из осознания способности к педагогическому делу.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Среди таких качеств — педагогический долг и ответствен­ность. учитель спешит оказать помощь детям и взрослым, в пределах своих прав и компетенции; он требовате­лен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педа­гогической морали.

Высшим проявлением педагогического долга является самоот­верженность учителя.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобраз­ное мерило объективности учителя, уровня его нравственной вос­питанности.

Качества личности, характеризующие профессионально-педа­гогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности.

Одним из проявлений духовных сил и культурных потребно­стей личности является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования — необходимое условие про­фессионального становления и совершенствования.

Один из главных факторов познавательного интереса — лю­бовь к преподаваемому предмету.

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности — он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и ги­потез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Источник

На тему: «Педагогическая деятельность: понятие, структура и содержание»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

На тему: «Педагогическая деятельность: понятие, структура

ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………. 5

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 6

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..…. 13

Объектом исследования педагогическое явление ;

Предметом исследования воспитательный процесс, способствующий решению возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения ;

1. Изучить литературу и другие источники по проблеме исследования и дать их анализ.

2. Раскрыть происхождение понятия «педагогика».

3. Проанализировать структуру и содержание понятия педагогики.

Теоретической основой послужили такие работы исследователей Анисимова В.В., Вигмана С.Л. Работы данных авторов сформировали представление о понятии педагогики и педагогической деятельности.

В своей работе Каменская Е.Н., Марков А.К., Сластенин В.А. д али понимание о структуре и содержании педагогической деятельности.

ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) постановка учителем педагогических целей и задач;

2) выбор и применение средств воздействия на учащихся;

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Источник

Что такое структура педагогической деятельности

Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Кафедра педагогики
Н.А.Шайденко

Что такое структура педагогической деятельности. Смотреть фото Что такое структура педагогической деятельности. Смотреть картинку Что такое структура педагогической деятельности. Картинка про Что такое структура педагогической деятельности. Фото Что такое структура педагогической деятельностиЧто такое структура педагогической деятельности. Смотреть фото Что такое структура педагогической деятельности. Смотреть картинку Что такое структура педагогической деятельности. Картинка про Что такое структура педагогической деятельности. Фото Что такое структура педагогической деятельности

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Задачи
Словарь

работа, занятие в какой-либо области; работа каких-либо органов, действие сил природы и т.д.

(лат. structura – строение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

обстановка, в которой происходит, протекает что-либо; основа, предпосылка для чего-либо; наличие обстоятельств, предпосылок, способствующих чему-либо; положения, сведения, лежащие в основе чего-либо.

(лат. determinare – определять) – (фил.) свойственное научному миропониманию признание всеобщей объективной закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества, отражаемой в законах науки.

(гр. didaktikos – поучительный) – часть педагогики, излагающая теоретические основы образования и обучения.

(позднелат. tendentia – направленность) – направление развития какого-либо явления, мысли, идеи.

от девиация (позднелат. deviatio – отклонение) – отклонение от норм развития.

(греч. hieros – священный + arche).

Литература
План лекции

I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
(по Б.Т. Лихачеву)

1. Понятие педагогической деятельности

В мире существует множество профессий, и все они отличаются друг от друга той деятельностью, которую осуществляют.

В.1: Что такое деятельность? В чем сущность деятельности художника, писателя, архитектора, строителя, врача, токаря и учителя?

В.2: Каков предмет и продукт деятельности токаря, столяра? Сравнить с предметом и продуктом деятельности учителя.

В.3: На что ориентируются токарь, столяр, делая свои детали, мебель? И на что должен ориентироваться педагог, осуществляя воспитание и обучение ребенка?

В.4: Может ли педагогическая деятельность носить спонтанный (самопроизвольный) характер? Обосновать.

В.5: Что же такое «педагогическая деятельность» (ПД)?

Итак, ПД – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.

ПД есть сознательное вмешательство взрослых людей в объективно-закономерный общественно-исторический процесс воспитания детей.

Цель этого вмешательства – преобразование человеческой природы в «развитую специфическую рабочую силу» (К. Маркс), подготовка члена общества.

Тем самым научная педагогическая теория вооружает педагогическую деятельность достоверными знаниями, помогает ей стать глубоко осознанной, эффективной, способной к разрешению возникающих противоречий.

Знакомство с фрагментом 3-й лекции («Общее и различное в воспитании и педагогической деятельности») учебника «Педагогика» Б.Т. Лихачева (М., 1993.– С. 36–37).

2. Основные компоненты,
составляющие структуру педагогической деятельности
(по Б.Т. Лихачеву)

Структура – это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство.

Начальный компонент педагогической деятельности – знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека надо воспитывать для общества).

Второй компонент ПД – многообразные научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни – мировоззрение.

Третий компонент ПД – собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.

Четвертый компонент ПД – высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя.

3. Функции педагогической деятельности
(основные направления деятельности учителя – по Б.Т. Лихачеву)

Все эти функции ПД взаимосвязаны. Передача ребенку ЗУН, организация его многообразной деятельности закономерно влечет за собой развитие его сущностных сил, потребностей, способностей, дарований. Функции ПД направлены на формирование разносторонне развитой личности учащихся.

4. Цели педагогической деятельности

Центральным звеном всякой педагогической деятельности являются цели воспитания детской личности. Цель – это предвидение желаемого, возможного конечного результата деятельности.

Педагогическая цель отражает в себе философские, экономические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления общества о совершенном человеке и его предназначении в жизни общества.

Значит, цели работы учителя определяются обществом, т.е. учитель не свободен в выборе конечных результатов своего труда.

Но конкретные задачи, исходящие из цели, учитель должен выдвигать сам, сообразуясь с педагогическими условиями. Деятельность учителя – всегда творческая деятельность по управлению другой деятельностью – деятельностью учащихся. При этом учитель должен выстраивать логику своей деятельности с опорой на потребности и интересы воспитанника и преобразовывать их в заданные обществом цели учебно-воспитательной работы.

«Следует помнить, что учителю важно личностное принятие социального заказа общества, чтобы цели общества «прорастали» в педагогической позиции учителя» (Зязюн, И.А. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн.– М., 1989.– С. 7–9).

В качестве цели-идеала обычно выступает идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, ее возможно полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация; бесконечное совершенствование человека и общества на этой основе.

II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ

Своеобразную трактовку понятия педагогической деятельности дает Л.Ф. Спирин, профессор Костромского государственного педагогического университета, разделяя взгляды на деятельность таких видных ученых, как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.В. Кузьмина, П.С. Граве, О.А. Конопкина, И.С. Ладенко, Г.Л. Павличкова, В.П. Симонов. Их взгляды позволяют рассматривать деятельность учителя как в аспекте методологического понимания деятельности человека вообще, так и в узкопрофессиональном ее понимании.

Обратимся еще раз к анализу понятий «человеческая деятельность» и «педагогическая деятельность».

1. Понятие деятельности как совокупности действий

Под «деятельностью» понимается активность индивида (субъекта), направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры.

И.П. Подласый определяет понятие деятельности как «многообразие занятий человека; все то, что он делает» (Педагогика. – М., 1996).

Функциональной клеточкой, единицей деятельности, психологи называют действие, т.е. какой-то отдельный акт, поступок человека.

Эти акты – действия или поступки – основаны на тех или иных побуждениях или мотивах и направлены на определенную цель. Психологами доказано, что целенаправленность деятельности обозначает ее осознанность.

И поскольку в различных условиях цель может быть достигнута различными способами и средствами, действие выступает как решение задачи (Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.– М., 1946.– С. 181).

Авторитетные психологи неоднократно подчеркивали, что весь ход человеческой деятельности обусловлен прежде всего объективной логикой задач, в разрешение которых включается человек, а строение деятельности – соотношением этих задач.

Деятельность человека, и педагога в том числе, раскрывается как иерархия задач разной трудности. При этом образ – цель действий более высокого порядка детерминирует (причинно обусловливает) цели действий более низкого порядка. Например, цель учителя – сформировать нравственное поведение ученика. Для этого он осуществляет много различных действий, соблюдая их определенную иерархию:

Сформировать у ученика:

нравственное поведение
¯
нравственные принципы
¯
нравственное сознание и убеждения
¯
нравственные чувства
¯
представления и понятия о нравственности
¯
нравственные потребности и интересы

Эту точку зрения на деятельность разделяют такие ученые, как А.Н. Леонтьев, В.Ф. Ломов, Н.В. Кузьмина, А.В. Петровский, М.М. Фридман, В.П. Беспалько, В.П. Симонов, Л.Ф. Спирин и др. Данная точка зрения ученых на деятельность позволяет и педагогическую деятельность рассматривать как осознание и решение профессиональных задач в педагогической системе.

2. Понятие педагогической системы. Ее структура.
Иерархия педагогических систем

В.: Что же такое педагогическая система (далее – ПС)?

– Каждому известно, что процесс образования и воспитания происходит в разнообразных объединениях людей: в семье, в школьном классе, в студиях и кружках, в неформальных группах.

Эти объединения – суть социальные системы. Используя понятие «педагогическая система», можно отразить и обобщить в нем различные организации воспитателей и воспитанников, учителей и учащихся.

Любое объединение людей, где ставятся педагогические цели и решаются образовательно-воспитательные задачи, надо рассматривать как педагогическую систему.
Л. Ф. Спирин

Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых людей.
Н. В. Кузьмина

Структурные компоненты – обязательные и постоянные компоненты ПС: субъект деятельности, субъекто-объект деятельности, их взаимоотношения.

Функциональные компоненты изменчивы в разных ПС: цель, содержание, способы, средства, организационные формы деятельности.

Такой системный подход дает возможность целостно (во взаимосвязи) изучать, планировать и организовывать различные объединения людей с позиций их взаимодействия, вскрывать связи управления.

Можно считать, что ПС возникает тогда, когда появляется потребность в воспитании, образовании и обучении каких-либо групп людей.

При этом ПС представляет собой сложную, непрерывно изменяющуюся социальную систему управления, в которой решаются образовательно-воспитательные задачи и достигаются педагогические цели.

Ниже представлена существующая определенная иерархия педагогических систем.

Большие ПС образования страны (система высшего и среднего специального образования) подчиняют себе средние ПС, например государственные и частные школы, внешкольные учреждения. Те, в свою очередь, подчиняют себе малые ПС: классы, учебные группы, ученические производственные звенья и бригады, кружки, секции, группы по интересам.

Малые ПС включают в себя учащихся, педагогов, родителей, непосредственно участвующих в воспитательном процессе.

«В малых педсистемах воспитатели и воспитуемые взаимодействуют непосредственно. Их гражданские и дидактические отношения реализуются в повседневном общении.

Педагоги управляют учебным процессом в подсистемах, участвуют в организации различных объединений школьников, строят целесообразные (или не очень целесообразные) воспитательные отношения, которые способствуют либо позитивному становлению учащихся, формированию и закреплению положительных черт характера и форм поведения, отражающих соответствующий уровень потребностно-мотивационного плана личности; либо стимулируют формирование отклоняющегося (девиантного) поведения на фоне часто возникающих негативных эмоциональных состояний, приводящих к школьной дезадаптации. Как правило, деятельность педагога является одним из действенных способов оказания помощи воспитанникам.

Фактором оказания педагогической помощи является грамотная организация учащихся для различных видов учебной и внеучебной работы на основе учета их индивидуально-типологических особенностей» (Л.Ф. Спирин).

Структура педагогической системы

Предлагаем структуру ПС, разработанную профессором В.П. Симоновым и дополненную профессором Л.Ф. Спириным.

В каждой ПС всегда есть девять основных компонентов: цель деятельности, субъект педагогической деятельности (тот, кто управляет системой), субъекто-объект деятельности (тот, кем управляют: ребенок, ученик, студент), взаимоотношения «субъект – субъекто-объект», содержание деятельности, способы деятельности, педагогические средства, организационные формы и результат деятельности. Все эти компоненты находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Каждая из ПС возникает с определенными целями и выполняет определенные функции. Рассмотрим, например, цели создания малой ПС – спортивной секции: укреплять здоровье учеников, развивать их физические качества – и большой ПС – педагогического института: профессионально обучать человека, чтобы он овладел педагогической специальностью.

Что такое структура педагогической деятельности. Смотреть фото Что такое структура педагогической деятельности. Смотреть картинку Что такое структура педагогической деятельности. Картинка про Что такое структура педагогической деятельности. Фото Что такое структура педагогической деятельности

Рис. 6. Иерархия педагогических систем

Значит, ПС различаются прежде всего своими целями. В системе налицо управляющие педсистемы (учителя, воспитатели) и управляемые педсистемы (воспитуемые).

Сделаем уточнение: каждая личность воспитанника является не только объектом педагогической деятельности, но и субъектом собственной деятельности, саморазвития, самовоспитания. В учебно-воспитательном процессе школьники участвуют в конкретных видах деятельности (учебной, эстетической, трудовой, спортивной и т.д.).

Именно в них реально осуществляется саморазвитие и формирование личности. Вне этого нельзя себе представить решение педагогических задач.

3. Педагогическая задача и ее решение

1. Понятие педагогической задачи, ее компоненты

Понятие «задача» в научной литературе определяется по-разному. Академик А.Н. Леонтьев писал: «. осуществляющееся действие отвечает задаче, задача – это и есть цель, данная в определенных условиях». Профессор О.К. Тихомиров определяет задачу как «цель, заданную в конкретных условиях и требующую эффективного способа ее достижения».

Л.Ф. Спирин и М.Л. Фрумкин определили задачу как результат осознания субъектом деятельности цели деятельности, условий деятельности и проблемы деятельности (проблемы задачи).

Ученый-психолог С.Л. Рубинштейн отмечал: «Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи» (Основы общей психологии.– М., 1946.– С. 369).

Значит, проблема задачи – это результат осознания противоречия между целью задачи и неизвестными путями достижения желаемой цели (отсутствие определенной информации для достижения желаемой цели или отсутствие определенных средств для достижения цели).

В педагогической задаче, как в любой вообще, имеются две стороны.

Первая – известное содержание, вторая – неизвестное, т.е. вопрос: Как? Почему? Зачем? Эти вопросы связаны с выявлением сущности фактов, явлений, процессов. Осмысленность вопроса означает, что субъект (S) педагогического действия осознал оба элемента: что дано и что требуется найти и осуществить. Скажем, задача: как эффективно оказать помощь подростку 6 класса Вите К. с тревожно настроенным характером перед контрольной работой? Педагогу известна цель – помочь ученику справиться с контрольной работой и исходные условия работы: а) предстоит контрольная работа, б) подросток 6 класса Витя К. с тревожно настроенным характером. Но неизвестно (проблема задачи), как лучше организовать помощь, чтобы подросток наилучшим образом выполнил работу. Решить подзадачу – значит найти вариант эффективной педагогической помощи школьнику.

Решение задачи – это творческая мыслительная (речемыслительная) и соответствующая практическая взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. Решить педагогическую задачу – значит помочь ученику подняться с одного уровня развития на другой, более высокий (не знал – стал знать; лгал – становится правдивым).

Учителю следует помнить, что лучше всего он справляется с решением задач, когда опирается на лучшие стороны своей личности.

2. Типы и классификация педагогических задач

В.: Какие задачи решаются в педагогической системе?

Профессор Л.Ф. Спирин подчеркивает, что в реальных школьных ситуациях эти задачи бесконечно разнообразны как по содержанию, так и по формам проявления. Перечислить их в таком ключе невозможно. Поэтому им следует давать характеристику в обобщенном, типизированном виде. Именно так и требует научная педагогика. Используем такое теоретическое исходное положение: все задачи в любой педагогической ситуации являются задачами социально-педагогического управления и помощи учащимся в организации их развивающей деятельности в педагогической системе.

Это значит, что учителя (и все иные люди, осуществляющие образовательно-воспитательные функции) в каждый момент своей работы в той или иной мере управляют процессом физического, интеллектуального и духовного развития учащихся, т.е. стимулируют их самопознание, самоорганизацию, самообразование, самовоспитание, самоосуществление.

При этом всегда налицо система противоречий, и основное из них – противоречие между провозглашенным государственным стандартом образованности и воспитанности и конкретным школьником, не обладающим соответствующими качествами. Разрешить данное противоречие и стараются подлинные учителя-воспитатели.

При этом решаются задачи стратегические, тактические и оперативные.

Стратегические задачи – это сверхзадачи, достижение некоторого педагогического идеала. Для их осуществления требуется длительное время.

Задачи стратегического характера – это формирование мировоззрения, жизненной позиции, знаний о закономерностях освоения человеком объективной реальности, исповедуемых принципов морали.

Тактические задачи – это формирование у ученика определенных новых качеств и устойчивых состояний (не знал – стал знать); они проявляются в способности к планированию деятельности своей и подопечных, в умении диагностировать степень развития культуры учащихся и прогнозировать изменение вверенных учителю педагогических систем (класс, кружок, секция, ученическая группа), управлять учебно-воспитательной деятельностью отдельных школьников и целых классных коллективов и т.д. Задачи тактического характера обеспечивают этапы выполнения стратегической задачи и также осуществляются в определенном временном интервале, но в более коротком.

Оперативные задачи – это элементы решения тактических задач. Они отличаются тем, что их цели осуществляются немедленно после их возникновения. Это способность теоретически обоснованно и потому педагогически целесообразно инструментировать действие, применять адекватные учебно-воспитательным ситуациям рациональные методические приемы воздействия на сознание, чувства, волю и поведение подопечных.

Л.Ф. Спирин предлагает осуществлять классификацию педагогических задач, учитывая структуру этапов цикла педагогического управления (а первооснова – это учет психологической структуры действий педагога).

В.: Вспомнить психологическую структуру педагогического действия.

Итак, мы рассмотрели педагогическую деятельность как осознание и решение профессиональных задач в педагогической системе.

Домашнее задание

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *