Что такое структура продукции услуг

Тема 6. Анализ производства и реализации продукции

Цель – усвоить методику анализа объемов производства и продаж.

Задачи:

Оглавление

6.1. Анализ объема и ассортимента выпускаемой продукции

Рост объемов продаж, денежной выручки и прибыли во многом зависит от объемов производства. Объемы производства, в свою очередь, зависят от организации производства.

Различают поточную и непоточную организацию производства. При поточной организации все оборудование и рабочие места установлены по ходу в виде технологических линий, причем на каждой поточной линии выполняется полный цикл операций, связанных с обработкой деталей или изготовлением той или иной продукции. На каждой поточной линии процесс обработки завершается выпуском деталей или готовой продукции. Основные затраты (расход материалов, амортизация оборудования, расход энергии, расходы на оплату труда и др.) можно учитывать по каждой поточной и автоматической линии в зависимости от конкретных особенностей производства.

При непоточной организации производства, как правило, применяется групповая расстановка оборудования. При этом каждая группа оборудования выполняет одну или несколько операций, не имеющих законченного характера. Поэтому обрабатываемые детали по необходимости передаются от одной группы оборудования к другой, а нередко несколько раз возвращаются к одной и той же группе оборудования, что ведет к значительному увеличению длительности производственного цикла и межоперационных заделов незавершенного производства.

В зависимости от роли, которую играет производство в выполнении программы выпуска, его подразделяют на основное и вспомогательное.

К основному производству относятся производства, изготавливающие профильную продукцию, для выпуска которой и создано данное предприятие. Продукция основных производств предназначена для реализации на сторону, и поэтому они имеют решающее значение для экономики предприятия.

Вспомогательные производства обеспечивают нормальную работу основных производств, предоставляя им определенного вида услуги или выполняя работы. Так, во вспомогательных производствах для нужд основных производств могут, например, вырабатываться приспособления, модели, электроэнергия, сжатый воздух, холод, пар, осуществляться ремонт оборудования, изготовление тары и т. п.

В соответствии с разделением промышленного производства на основное и вспомогательное различают цеха основного и вспомогательного производств.

Цех является основной структурной единицей промышленного предприятия, обособленной в административном отношении.

Во многих случаях производственные предприятия представляют собой комбинаты и объединения, выпускающие продукцию нескольких отраслей. В этих условиях экономическая эффективность производства выражается, в основном, в росте производительности труда и снижении себестоимости продукции, в результате рационального использования сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов.

В зависимости от характера выпускаемой продукции различают три типа производства: единичное, серийное и массовое.

К единичному производству относят производство, связанное с выполнением индивидуальных заказов по изготовлению неповторяющихся экземпляров какой-либо продукции или строительно-монтажных работ по заказам покупателей и др. Здесь учет затрат осуществляется по заказам.

К серийному производству относится производство, связанное с изготовлением продукции партиями или мелкими сериями. Серийное производство часто подразделяют на мелкосерийное, средне- и крупносерийное.

Массовое производство – это производство непрерывно повторяющейся однородной продукции в течение длительного периода времени при строгой повторяемости производственного процесса на всех участках, линиях и рабочих местах.

По характеру вырабатываемой продукции различают также простое и сложное производства. Производство, состоящее из одного передела и предназначенное для производства одного вида продукции, называется простым производством.

Производство, состоящее и ряда переделов и предназначенное для изготовления нескольких видов продукции, называется сложным. В сложном производстве после каждого передела выпускается полуфабрикат и лишь в последнем переделе выпускается готовая продукция.

Классификацию производств можно представить в следующем виде (рис. 6.1).

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

Рис. 6.1. Классификация производств

Главная цель анализа объема производства и продаж – изыскание резервов и возможности увеличения объемов производства конкурентоспособной продукции для увеличения объема продаж, денежной выручки, прибыли и удовлетворения социальных потребностей общества. Источниками информации для анализа являются:

а) №1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации за 20__ год»;

б) № 1–РП (срочная) Сведения о состоянии расчетов за отгруженную продукцию, выполненные работы (услуги);

в) № 1-ИП (пром.) «Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем;

г) № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;

Весь объем произведенной продукции за определенный промежуток времени называют валовой продукцией (по всем отраслям, кроме сельского хозяйства. Лишь в сельском хозяйстве к объему валовой продукции прибавляют прирост незавершенного производства).

Часть валовой продукции, которая направлена на продажу, называется товарной продукцией.

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг.

Например, произведено 10 тонн, а продано 5 тонн, следовательно, уровень товарности составит 50%. Чем выше уровень товарности, тем выше конкурентоспособность продукции и больше возможностей получить прибыль.

Анализ объемов производства продукции начинают с изучения динамики.

Динамика валовой продукции

Годы

Валовая продукция, тыс. руб.

Источник

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Тема 2. Анализ производства и реализации продукции

2.1. Анализ формирования и выполнения производственной программы

2.1.1. Анализ объема продукции

2.1.2. Анализ ассортимента продукции

2.1.3. Анализ структуры продукции

2.2. Анализ качества продукции

2.3. Анализ ритмичности выпуска продукции

2.4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы :

1. Анализ формирования и выполнения производственной программы;

1.1. Анализ объема продукции;

1.2. Анализ ассортимента продукции;

1.3. Анализ структуры продукции;

2. Анализ качества продукции;

3. Анализ ритмичности производства;

4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.

Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

2.1. Анализ формирования и выполнения производственной программы

В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.

Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты.

где VВП 1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;

VВП 0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;

Ц 0 – цена единицы продукции в базисном периоде.

Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП 1 ЦП ) рассчитываем по формуле

где ВП 1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.

2.1.1. Анализ объема продукции

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.4).

Динамика товарной продукции

Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб

где ТПi-1; ТПi – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг,

Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции производят на основе данных табл. 5.

Выполнение плана по выпуску товарной продукции за 20..год

Источник

Анализ структуры продукции. Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее

Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.

Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг,

где Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг – изменения объема выпуска продукции за счет структуры;

ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре;

ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.

Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

Анализ структуры продукции

ИзделиеОпт. цена за единицу продукции, руб.Объем производства продукции в натуральных измерителяхТоварная продукция в ценах плана, тыс. руб.Изменение ТП за счет структуры, тыс. руб.
План.Факт.План.Факт пересчи-танный на план. структуруФакт.
8= 7-6
А— 3700
В-435
С
Итого:

Если коэффициент перевыполнения плана равен 1,003474 (141520 : 141030), то фактический выпуск по изделию А, пересчитанный на плановую структуру, составит 28900 тыс. руб. (28800 : 1, 003474).

Как показывают данные табл.7, отклонение за счет изменения структуры составило 1553 руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,3474% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 81884 тыс. руб., при фактической структуре он выше на 1553 тыс. руб.

При использовании средних цен расчет производится по формуле

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг,

VВП1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (табл. 18.7), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

Данные графы 5 получены умножением показателя графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (Квп):

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 млн руб. При фактической структуре он выше на 2300 млн руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.

Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, расчитанными на основании стоимостных (Кст) и условно-натуральных показателей (можно в нормо-часах) (Кн) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 руб ( Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услугЦстр) за счет структуры (табл. 18.8):

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 18.9).

Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 млн руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

Источник

Научная электронная библиотека

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

Кибиткин А. И., Дрождинина А. И., Мухомедзянова Е. В., Скотаренко О. В.,

19.3. Анализ ассортимента и структуры продукции

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции, работ и услуг.

Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности организации и его конкурентоспособности.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции организация должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

– определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

– оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

– изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

– оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Обобщающая характеристика изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется с помощью формулы:

К-т изм.ассорт. = Q/Qбаз, (19.5)

коэффициент изменений ассортимента продукции;

объем продукции, принятый в расчет;

базовый объем производства (реализации) продукции.

В расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более
базового.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других – уменьшается.

Важным показателем, характеризующим динамику и структуру готовой продукции является абсолютный прирост (снижение) запасов готовой продукции:

ГПабс = ГПкон – ГПнач, (19.6)

абсолютный прирост (снижение) запасов готовой продукции;

запасы готовой продукции на конец отчетного периода;

запасы готовой продукции на начало отчетного периода.

Этот показатель отражает изменение стоимости готовой продукции в абсолютном выражении.

Существует такой показатель, как удельный вес готовой продукции в общей величине оборотных активов, который также характеризует динамику и структуру готовой продукции:

Уд.вес.ГП = ГП/ОбА, (19.7)

удельный вес готовой продукции в общей величине оборотных активов;

запасы готовой продукции;

Этот показатель отражает долю готовой продукции в общей величине оборотных активов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, затратоемкость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

?ВПстр = ВПусл1 – ВПусл2, (19.8)

стоимость валового выпуска продукции;

общий объем выпуска продукции в натуральном или условно-натуральном выражении;

удельный вес i-гo вида продукции в общем объеме производства;

цена i-гo вида продукции.

Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики организации.

Таким образом, вторым этапом анализа готовой продукции является анализ ассортимента и структуры продукции, которые оказывают большое влияние на результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации. Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности организации и его конкурентоспособности.

Источник

Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)

11.1. Анализ общей суммы затрат на производство продукции

Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить, тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Для анализа себестоимости продукции используются данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т. д.

Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам (табл. 11.1).

Таблица 11.1. Затраты на производство продукции

25 200
5 600
4 200

31 500
7 524
6 576

31,40
7,50
6,55

При изменении объема производства продукции возрастают только переменные расходы (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги); постоянные расходы (амортизация, арендная плата, повременная зарплата рабочих и административно-управленческого персонала, общехозяйственные расходы) остаются неизменными в краткосрочном периоде при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия (рис. 11.1).

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

где Зобщ — общая сумма затрат на производство продукции;

VBП — объем производства продукции (услуг);

b — уровень переменных расходов на единицу продукции (услуг);

А — абсолютная сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции.

Данные для факторного анализа общей суммы затрат с делением затрат на постоянные и переменные приведены в табл. 11.2 и 11.3.

Элементы затратСумма, тыс. руб.Структура затрат, %Затраты на рубль продукции, коп.
t0t1+, –t0t1+, –t0t1
Оплата труда13 50015 800+2 30020,419,4-1,016,8815,75
Отчисления на социальные нужды4 7255 530+8057,26,8-0,45,905,51
Материальные затраты35 00045 600+10 60053,055,9+2,943,7545,45
В том числе:
сырье и материалы
топливо
электроэнергия и т. д.
Амортизация5 6007 000+1 4008,58,6+0,17,006,98
Прочие затраты71757 580+40510,99,3–1,68,977,56
Полная себестоимость66 00081 510+15 51010010082,5081,25
В том числе:
переменные расходы
постоянные расходы
Таблица 11.2. Затраты на единицу продукции, руб.

Уровень себестоимости, руб.Объем
Видбазовыйтекущийпроизводства, шт.
продукцииВсегоВ том числеВсегоВ том числебазовыйтекущий
перемен-
ные
постоян-
ные
перемен-
ные
постоян-
ные
А4 0002 8001 2004 8003 2601 54010 00013 300
Б2 6001 8507503 1002 1001 00010 0005 700
И т. д.

Таблица 11.3. Данные для факторного анализа общей суммы затрат на производство продукции

Факторы изменения затрат

базового периода, пересчитанные на фактический объем производства продукции отчетного периода при сохранении базовой структуры:

по базовому уровню на фактический выпуск продукции отчетного периода:

отчетного периода при « базовой величине постоянных затрат:

Из табл. 11.3 видно, что в связи с сокращением выпуска продукции на 5% (IVBП = 0,95) сумма затрат уменьшилась на 2 325 тыс. руб. (63 675 – 66 000).

За счет изменения структуры продукции сумма затрат возросла на 3 610 тыс. руб. (67 285 – 63 675). Это свидетельствует о том, что в общем объеме производства увеличилась доля затратоемкой продукции.

Из-за повышения уровня удельных переменных затрат общая сумма затрат увеличилась на 7 543 тыс. руб. (74 828 – 67 285).

Постоянные расходы выросли на 6 682 тыс. руб. (81 510 — 74 828), что также явилось одной из причин увеличения общей суммы затрат.

Таким образом, общая сумма затрат выше базовой на 15 510 тыс. руб. (81 510 – 66 000), или на 23,5%, в том числе за счет изменения объема производства продукции и ее структуры — на 1285 тыс. руб. (67 285 – 66 000), а за счет роста себестоимости продукции — на 14 225 тыс. руб. (81 510 – 67 285), или на 21,5 %.

Углубить анализ общей суммы затрат на производство продукции (услуг) можно за счет факторного разложения удельных переменных затрат и суммы постоянных затрат (рис. 11.2).

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

Математически эту зависимость можно представить следующим образом:

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

В целом сумма переменных затрат на фактический выпуск продукции и сумма постоянных затрат в отчетном периоде выше плановой на 14 225 тыс. руб. (81 510 – 67 285), в том числе за счет:

а) количества потребленных ресурсов

64 700 – 67 285 = –2 585 тыс. руб.;

б) цен на потребленные ресурсы и услуги

81 510 – 64 700 = +16 810 тыс. руб.

Следовательно, рост себестоимости продукции на данном предприятии обусловлен в основном повышением цен на потребленные ресурсы. Одновременно следует положительно оценить усилия предприятия, направленные на экономное использование ресурсов, из-за чего себестоимость фактического выпуска продукции снизилась на 3,84 % (2585 : 67 285).

В процессе анализа необходимо также оценить изменения в структуре по элементам затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля комплектующих деталей, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации предприятия.

Как видно из табл. 11.1 и рис. 11.3, рост произошел по всем элементам и особенно по материальным затратам. Увеличилась сумма как переменных, так и постоянных расходов. Изменилась несколько и структура затрат: увеличилась доля материальных затрат и амортизации основных средств в связи с инфляцией, а доля зарплаты несколько уменьшилась.

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

11.2. Анализ издержкоемкости продукции

Издержкоемкость (затраты на рубль произведенной продукции) очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Во-первых, он универсален: может рассчитываться в любой отрасли произведства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется данный показатель отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции (Зобщ) к стоимости произведенной продукции в действующих ценах. При его уровне ниже единицы производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы — убыточным.

Объем выпуска продукцииСтруктура продукцииПеременные затратыПостоянные затраты
Таблица 11.4. Динамика издержкоемкости произведенной продукции

ГодАнализируемое предприятиеПредприятие-конкурентВ среднем по отрасли
Уровень показателя, коп.Темп роста, %Уровень показателя, коп.Темп роста, %Уровень показателя, коп.Темп роста, %
ххх184,210085,210090,4100
ххх283,699,385,099,788,297,6
хххЗ82,998,584,098,686,595,7
ххх482,598,083,898,485,794,8
ххх581,2596,582,096,284,593,5

В процессе анализа следует изучить выполнение плана и динамику издержкоемкости продукции, а также провести межхозяйственные сравнения по этому показателю (табл. 11.4).

На основании приведенных данных можно сделать вывод, что издержкоемкость продукции на анализируемом предприятии снижается менее высокими темпами, чем у конкурирующего предприятия и в среднем по отрасли, однако уровень данного показателя остается пока более низким.

Необходимо также изучить изменение уровня издержкоемкости продукции по отдельным элементам затрат (табл. 11.5).

После этого нужно установить факторы изменения общей издержкоемкости, отраженные на рис. 11.4.

Таблица 11.5. Изменение издержкоемкости продукции по элементам затрат

Элементы затратЗатраты на рубль продукции, коп.
t0ti+, –
Заработная плата с отчислениями22,7821,26–1,52
Материальные затраты43,7545,45+1,70
Амортизация7,006,98–0,02
Прочие8,977,56–1,41
Итого82,581,25–1,25

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

Для расчета их влияния можно использовать следующую факторную модель:

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

Расчет производится способом цепной подстановки поданным табл. 11.3 и нижеприведенным данным о стоимости произведенной продукции.

Стоимость валового выпуска продукциитыс. руб.
базового периода ∑(VВПi0·Цi0)80 000
отчетного периода при базовой структуре и ценах ∑(VBПi1·Цi0) +ΔВПстр76 000
отчетного периода по базовым ценам ∑(VBПi1·Цi0)83 600
отчетного периода по текущим ценам ∑(VBПi1·Цi1)100 320

Расчет влияния факторов на изменение издержкоемкости продукции приведен в табл. 11.6.

Таблица 11.6. Расчет влияния факторов на изменение издержкоемкости продукции

в том числе за счет:

Аналитические расчеты, приведенные в табл. 11.6, показывают, что размер затрат на рубль продукции изменился за счет следующих факторов:

уменьшения объема производства продукции: 83,78 – 82,50 = +1,28 коп;

После этого можно установить влияние исследуемых факторов на изменение суммы прибыли. Для этого абсолютные приросты издержкоемкости продукции за счет каждого фактора необходимо умножить на фактический объем реализации продукции отчетного периода, выраженный в ценах базисного периода (табл. 11.7):

На основании приведенных данных можно сделать вывод, что сумма прибыли выросла в основном за счет роста цен на продукцию предприятия, увеличения удельного веса более рентабельной продукции и более экономного использования ресурсов.

Затраты на рубль продукцииРасчетФакторы
Объем производстваСтруктура производстваКоличество потребленных ресурсовЦены на ресурсы (услуги)Отпускные цены на продукцию
ИЕ066 000 : 80 000 = 82,50t0t0t0t0t0
ИЕУСЛ163 675 : 76 000 = 83,78t1t0t0t0t0
ИЕУСЛ267 285 : 83 600 = 80,48t1t1t0t0t0
ИЕУСЛ364 700 : 83 600 = 77,39t1t1t1t0t0
ИЕУСЛ481 510 : 83 600 = 97,50t1t1t1t,t0
ИЕ181 510 : 100 320 = 81,25t1t1t1t1t1
Таблица 11.7. Расчет влияния факторов на изменение
суммы прибыли

Изменение суммы прибыли, тыс. руб.

Объем выпуска продукции

Структура продукции

Ресурсоемкость продукции

Цены на потребленные ресурсы

Изменение среднего уровня отпускных цен на продукцию

Следует отметить также, что темпы роста цен на ресурсы опережают темпы роста цен на продукцию предприятия, что свидетельствует об отрицательном эффекте инфляции.

11.3. Анализ себестоимости отдельных видов продукции

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых периодов, других предприятий в целом и по статьям затрат.

Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

где Ci — себестоимость единицы i-гo вида продукции;
Аi — постоянные затраты, отнесенные на i-й вид продукции;
bi — переменные затраты на единицу i-гo вида продукции;
Таблица 11.8. Исходные данные для факторного анализа себестоимости изделия А

Объем выпуска продукции (VBП), шт.

Сумма постоянных затрат (А), тыс. руб.

Сумма переменных затрат на одно изделие (b), руб.

Себестоимость одного изделия (С), руб.

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

Что такое структура продукции услуг. Смотреть фото Что такое структура продукции услуг. Смотреть картинку Что такое структура продукции услуг. Картинка про Что такое структура продукции услуг. Фото Что такое структура продукции услуг

Общее изменение себестоимости единицы продукции составляет

в том числе за счет изменения:

а) объема производства продукции

б) суммы постоянных затрат

в) суммы удельных переменных затрат

Аналогичные расчеты делают по каждому виду продукции (табл. 11.9).

Фактор
ПоказательПо плануФактическиОтклонение от плана
Таблица 11.9. Расчет влияния факторов первого порядка на изменение себестоимости отдельных видов продукции

Объем производства продукции, шт.

Постоянные затраты на весь выпуск продукции, руб.

Переменные затраты на единицу продукции, руб.

1 850

2 100
И т. д.

Окончание табл. 11.9

Себестоимость изделия, руб.

Изменение себестоимости, руб.

В том числе за счет

После этого более детально изучают себестоимость продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравнивают с данными плана, прошлых периодов, других предприятий (табл. 11.10).

Приведенные данные показывают рост по всем статьям затрат и в особенности по материальным затратам и заработной плате производственного персонала.

Аналогичные расчеты делаются по каждому виду продукции. Установленные отклонения по статьям затрат являются объектом факторного анализа. В результате постатейного анализа себестоимости продукции должны быть выявлены внутренние и внешние, объективные и субъективные факторы изменения ее уровня. Это необходимо для квалифицированного управления процессом формирования затрат и поиска резервов их сокращения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *