Что такое структура продукции услуг
Тема 6. Анализ производства и реализации продукции
Цель – усвоить методику анализа объемов производства и продаж.
Задачи:
Оглавление
6.1. Анализ объема и ассортимента выпускаемой продукции
Рост объемов продаж, денежной выручки и прибыли во многом зависит от объемов производства. Объемы производства, в свою очередь, зависят от организации производства.
Различают поточную и непоточную организацию производства. При поточной организации все оборудование и рабочие места установлены по ходу в виде технологических линий, причем на каждой поточной линии выполняется полный цикл операций, связанных с обработкой деталей или изготовлением той или иной продукции. На каждой поточной линии процесс обработки завершается выпуском деталей или готовой продукции. Основные затраты (расход материалов, амортизация оборудования, расход энергии, расходы на оплату труда и др.) можно учитывать по каждой поточной и автоматической линии в зависимости от конкретных особенностей производства.
При непоточной организации производства, как правило, применяется групповая расстановка оборудования. При этом каждая группа оборудования выполняет одну или несколько операций, не имеющих законченного характера. Поэтому обрабатываемые детали по необходимости передаются от одной группы оборудования к другой, а нередко несколько раз возвращаются к одной и той же группе оборудования, что ведет к значительному увеличению длительности производственного цикла и межоперационных заделов незавершенного производства.
В зависимости от роли, которую играет производство в выполнении программы выпуска, его подразделяют на основное и вспомогательное.
К основному производству относятся производства, изготавливающие профильную продукцию, для выпуска которой и создано данное предприятие. Продукция основных производств предназначена для реализации на сторону, и поэтому они имеют решающее значение для экономики предприятия.
Вспомогательные производства обеспечивают нормальную работу основных производств, предоставляя им определенного вида услуги или выполняя работы. Так, во вспомогательных производствах для нужд основных производств могут, например, вырабатываться приспособления, модели, электроэнергия, сжатый воздух, холод, пар, осуществляться ремонт оборудования, изготовление тары и т. п.
В соответствии с разделением промышленного производства на основное и вспомогательное различают цеха основного и вспомогательного производств.
Цех является основной структурной единицей промышленного предприятия, обособленной в административном отношении.
Во многих случаях производственные предприятия представляют собой комбинаты и объединения, выпускающие продукцию нескольких отраслей. В этих условиях экономическая эффективность производства выражается, в основном, в росте производительности труда и снижении себестоимости продукции, в результате рационального использования сырья, материалов, основных фондов, трудовых ресурсов.
В зависимости от характера выпускаемой продукции различают три типа производства: единичное, серийное и массовое.
К единичному производству относят производство, связанное с выполнением индивидуальных заказов по изготовлению неповторяющихся экземпляров какой-либо продукции или строительно-монтажных работ по заказам покупателей и др. Здесь учет затрат осуществляется по заказам.
К серийному производству относится производство, связанное с изготовлением продукции партиями или мелкими сериями. Серийное производство часто подразделяют на мелкосерийное, средне- и крупносерийное.
Массовое производство – это производство непрерывно повторяющейся однородной продукции в течение длительного периода времени при строгой повторяемости производственного процесса на всех участках, линиях и рабочих местах.
По характеру вырабатываемой продукции различают также простое и сложное производства. Производство, состоящее из одного передела и предназначенное для производства одного вида продукции, называется простым производством.
Производство, состоящее и ряда переделов и предназначенное для изготовления нескольких видов продукции, называется сложным. В сложном производстве после каждого передела выпускается полуфабрикат и лишь в последнем переделе выпускается готовая продукция.
Классификацию производств можно представить в следующем виде (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Классификация производств
Главная цель анализа объема производства и продаж – изыскание резервов и возможности увеличения объемов производства конкурентоспособной продукции для увеличения объема продаж, денежной выручки, прибыли и удовлетворения социальных потребностей общества. Источниками информации для анализа являются:
а) №1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации за 20__ год»;
б) № 1–РП (срочная) Сведения о состоянии расчетов за отгруженную продукцию, выполненные работы (услуги);
в) № 1-ИП (пром.) «Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем;
г) № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг»;
Весь объем произведенной продукции за определенный промежуток времени называют валовой продукцией (по всем отраслям, кроме сельского хозяйства. Лишь в сельском хозяйстве к объему валовой продукции прибавляют прирост незавершенного производства).
Часть валовой продукции, которая направлена на продажу, называется товарной продукцией.
.
Например, произведено 10 тонн, а продано 5 тонн, следовательно, уровень товарности составит 50%. Чем выше уровень товарности, тем выше конкурентоспособность продукции и больше возможностей получить прибыль.
Анализ объемов производства продукции начинают с изучения динамики.
Динамика валовой продукции
Годы
Валовая продукция, тыс. руб.
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Тема 2. Анализ производства и реализации продукции
2.1. Анализ формирования и выполнения производственной программы
2.1.1. Анализ объема продукции
2.1.2. Анализ ассортимента продукции
2.1.3. Анализ структуры продукции
2.2. Анализ качества продукции
2.3. Анализ ритмичности выпуска продукции
2.4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции
Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.
Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы :
1. Анализ формирования и выполнения производственной программы;
1.1. Анализ объема продукции;
1.2. Анализ ассортимента продукции;
1.3. Анализ структуры продукции;
2. Анализ качества продукции;
3. Анализ ритмичности производства;
4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.
Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)
Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.
Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.
Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.
Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.
2.1. Анализ формирования и выполнения производственной программы
В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.
Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.
В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты.
где VВП 1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;
VВП 0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;
Ц 0 – цена единицы продукции в базисном периоде.
Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП 1 ЦП ) рассчитываем по формуле
где ВП 1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.
С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.
2.1.1. Анализ объема продукции
Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.4).
Динамика товарной продукции
Изделие | Опт. цена за единицу продукции, руб. | Объем производства продукции в натуральных измерителях | Товарная продукция в ценах плана, тыс. руб. | Изменение ТП за счет структуры, тыс. руб. |
План. | Факт. | План. | Факт пересчи-танный на план. структуру | Факт. |
8= 7-6 | ||||
А | — 3700 | |||
В | -435 | |||
С | ||||
Итого: |
Если коэффициент перевыполнения плана равен 1,003474 (141520 : 141030), то фактический выпуск по изделию А, пересчитанный на плановую структуру, составит 28900 тыс. руб. (28800 : 1, 003474).
Как показывают данные табл.7, отклонение за счет изменения структуры составило 1553 руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,3474% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 81884 тыс. руб., при фактической структуре он выше на 1553 тыс. руб.
При использовании средних цен расчет производится по формуле
,
VВП1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (табл. 18.7), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
Данные графы 5 получены умножением показателя графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (Квп):
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 млн руб. При фактической структуре он выше на 2300 млн руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.
Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, расчитанными на основании стоимостных (Кст) и условно-натуральных показателей (можно в нормо-часах) (Кн) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):
Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 руб ( Цстр) за счет структуры (табл. 18.8):
Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:
Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 18.9).
Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 млн руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.
Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.
Научная электронная библиотека
Кибиткин А. И., Дрождинина А. И., Мухомедзянова Е. В., Скотаренко О. В.,
19.3. Анализ ассортимента и структуры продукции
Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции, работ и услуг.
Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности организации и его конкурентоспособности.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции организация должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:
– определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
– оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
– изучение жизненного цикла изделий на рынках, принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
– оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Обобщающая характеристика изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется с помощью формулы:
К-т изм.ассорт. = Q/Qбаз, (19.5)
коэффициент изменений ассортимента продукции;
объем продукции, принятый в расчет;
базовый объем производства (реализации) продукции.
В расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более
базового.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других – уменьшается.
Важным показателем, характеризующим динамику и структуру готовой продукции является абсолютный прирост (снижение) запасов готовой продукции:
ГПабс = ГПкон – ГПнач, (19.6)
абсолютный прирост (снижение) запасов готовой продукции;
запасы готовой продукции на конец отчетного периода;
запасы готовой продукции на начало отчетного периода.
Этот показатель отражает изменение стоимости готовой продукции в абсолютном выражении.
Существует такой показатель, как удельный вес готовой продукции в общей величине оборотных активов, который также характеризует динамику и структуру готовой продукции:
Уд.вес.ГП = ГП/ОбА, (19.7)
удельный вес готовой продукции в общей величине оборотных активов;
запасы готовой продукции;
Этот показатель отражает долю готовой продукции в общей величине оборотных активов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, затратоемкость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:
?ВПстр = ВПусл1 – ВПусл2, (19.8)
стоимость валового выпуска продукции;
общий объем выпуска продукции в натуральном или условно-натуральном выражении;
удельный вес i-гo вида продукции в общем объеме производства;
цена i-гo вида продукции.
Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки, трудоемкость, материалоемкость, общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики организации.
Таким образом, вторым этапом анализа готовой продукции является анализ ассортимента и структуры продукции, которые оказывают большое влияние на результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации. Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности организации и его конкурентоспособности.
Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)
11.1. Анализ общей суммы затрат на производство продукции
Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить, тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Для анализа себестоимости продукции используются данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам и т. д.
Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам (табл. 11.1).
Элементы затрат | Сумма, тыс. руб. | Структура затрат, % | Затраты на рубль продукции, коп. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
t0 | t1 | +, – | t0 | t1 | +, – | t0 | t1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оплата труда | 13 500 | 15 800 | +2 300 | 20,4 | 19,4 | -1,0 | 16,88 | 15,75 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчисления на социальные нужды | 4 725 | 5 530 | +805 | 7,2 | 6,8 | -0,4 | 5,90 | 5,51 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материальные затраты | 35 000 | 45 600 | +10 600 | 53,0 | 55,9 | +2,9 | 43,75 | 45,45 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В том числе: сырье и материалы топливо электроэнергия и т. д. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Амортизация | 5 600 | 7 000 | +1 400 | 8,5 | 8,6 | +0,1 | 7,00 | 6,98 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочие затраты | 7175 | 7 580 | +405 | 10,9 | 9,3 | –1,6 | 8,97 | 7,56 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Полная себестоимость | 66 000 | 81 510 | +15 510 | 100 | 100 | – | 82,50 | 81,25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В том числе: переменные расходы постоянные расходы |
Уровень себестоимости, руб. | Объем | |||||||
Вид | базовый | текущий | производства, шт. | |||||
продукции | Всего | В том числе | Всего | В том числе | базовый | текущий | ||
перемен- ные | постоян- ные | перемен- ные | постоян- ные | |||||
А | 4 000 | 2 800 | 1 200 | 4 800 | 3 260 | 1 540 | 10 000 | 13 300 |
Б | 2 600 | 1 850 | 750 | 3 100 | 2 100 | 1 000 | 10 000 | 5 700 |
И т. д. |
Объем выпуска продукции | Структура продукции | Переменные затраты | Постоянные затраты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Год | Анализируемое предприятие | Предприятие-конкурент | В среднем по отрасли | |||
Уровень показателя, коп. | Темп роста, % | Уровень показателя, коп. | Темп роста, % | Уровень показателя, коп. | Темп роста, % | |
ххх1 | 84,2 | 100 | 85,2 | 100 | 90,4 | 100 |
ххх2 | 83,6 | 99,3 | 85,0 | 99,7 | 88,2 | 97,6 |
хххЗ | 82,9 | 98,5 | 84,0 | 98,6 | 86,5 | 95,7 |
ххх4 | 82,5 | 98,0 | 83,8 | 98,4 | 85,7 | 94,8 |
ххх5 | 81,25 | 96,5 | 82,0 | 96,2 | 84,5 | 93,5 |
В процессе анализа следует изучить выполнение плана и динамику издержкоемкости продукции, а также провести межхозяйственные сравнения по этому показателю (табл. 11.4).
На основании приведенных данных можно сделать вывод, что издержкоемкость продукции на анализируемом предприятии снижается менее высокими темпами, чем у конкурирующего предприятия и в среднем по отрасли, однако уровень данного показателя остается пока более низким.
Необходимо также изучить изменение уровня издержкоемкости продукции по отдельным элементам затрат (табл. 11.5).
После этого нужно установить факторы изменения общей издержкоемкости, отраженные на рис. 11.4.
Элементы затрат | Затраты на рубль продукции, коп. | ||
t0 | ti | +, – | |
Заработная плата с отчислениями | 22,78 | 21,26 | –1,52 |
Материальные затраты | 43,75 | 45,45 | +1,70 |
Амортизация | 7,00 | 6,98 | –0,02 |
Прочие | 8,97 | 7,56 | –1,41 |
Итого | 82,5 | 81,25 | –1,25 |
Для расчета их влияния можно использовать следующую факторную модель:
Расчет производится способом цепной подстановки поданным табл. 11.3 и нижеприведенным данным о стоимости произведенной продукции.
Стоимость валового выпуска продукции | тыс. руб. |
базового периода ∑(VВПi0·Цi0) | 80 000 |
отчетного периода при базовой структуре и ценах ∑(VBПi1·Цi0) +ΔВПстр | 76 000 |
отчетного периода по базовым ценам ∑(VBПi1·Цi0) | 83 600 |
отчетного периода по текущим ценам ∑(VBПi1·Цi1) | 100 320 |
Расчет влияния факторов на изменение издержкоемкости продукции приведен в табл. 11.6.
Затраты на рубль продукции | Расчет | Факторы | ||||
Объем производства | Структура производства | Количество потребленных ресурсов | Цены на ресурсы (услуги) | Отпускные цены на продукцию | ||
ИЕ0 | 66 000 : 80 000 = 82,50 | t0 | t0 | t0 | t0 | t0 |
ИЕУСЛ1 | 63 675 : 76 000 = 83,78 | t1 | t0 | t0 | t0 | t0 |
ИЕУСЛ2 | 67 285 : 83 600 = 80,48 | t1 | t1 | t0 | t0 | t0 |
ИЕУСЛ3 | 64 700 : 83 600 = 77,39 | t1 | t1 | t1 | t0 | t0 |
ИЕУСЛ4 | 81 510 : 83 600 = 97,50 | t1 | t1 | t1 | t, | t0 |
ИЕ1 | 81 510 : 100 320 = 81,25 | t1 | t1 | t1 | t1 | t1 |
Фактор | |||
Показатель | По плану | Фактически | Отклонение от плана |
2 100 |
И т. д. |