Что такое структура продукции

Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Тема 2. Анализ производства и реализации продукции

2.1. Анализ формирования и выполнения производственной программы

2.1.1. Анализ объема продукции

2.1.2. Анализ ассортимента продукции

2.1.3. Анализ структуры продукции

2.2. Анализ качества продукции

2.3. Анализ ритмичности выпуска продукции

2.4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы :

1. Анализ формирования и выполнения производственной программы;

1.1. Анализ объема продукции;

1.2. Анализ ассортимента продукции;

1.3. Анализ структуры продукции;

2. Анализ качества продукции;

3. Анализ ритмичности производства;

4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.

Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

2.1. Анализ формирования и выполнения производственной программы

В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.

Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты.

где VВП 1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;

VВП 0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;

Ц 0 – цена единицы продукции в базисном периоде.

Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП 1 ЦП ) рассчитываем по формуле

где ВП 1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.

2.1.1. Анализ объема продукции

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.4).

Динамика товарной продукции

Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб

где ТПi-1; ТПi – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции,

Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции производят на основе данных табл. 5.

Выполнение плана по выпуску товарной продукции за 20..год

Источник

ТЕМА 2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:
1. Анализ формирования и выполнения производственной программы;
1.1. Анализ объема продукции;
1.2. Анализ ассортимента продукции;
1.3. Анализ структуры продукции;
2. Анализ качества продукции;
3. Анализ ритмичности производства;
4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.)

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки – в оптовых ценах.

Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция – стоимость всей продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство, выраженная в сопоставимых ценах.

Товарная продукция – валовая продукция за минусом внутризаводского оборота и незавершенного производства.

2.1. Анализ формирования и выполнения производственной программы

В ходе анализа динамики объема производства продукции могут применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний показатель является более предпочтительным.

Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции. Первая соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты.

Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы:
— пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);
— корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом:

где VВП1 – выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;
VВП0 – выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;
Ц0 – цена единицы продукции в базисном периоде.

Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП1 ЦП ) рассчитываем по формуле

где ВП1 – объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.

2.1.1. Анализ объема продукции

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.4).

Динамика товарной продукции

Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб

Источник

Анализ структуры продукции. Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее

Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.

Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции,

где Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции – изменения объема выпуска продукции за счет структуры;

ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре;

ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.

Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

Анализ структуры продукции

ИзделиеОпт. цена за единицу продукции, руб.Объем производства продукции в натуральных измерителяхТоварная продукция в ценах плана, тыс. руб.Изменение ТП за счет структуры, тыс. руб.
План.Факт.План.Факт пересчи-танный на план. структуруФакт.
8= 7-6
А— 3700
В-435
С
Итого:

Если коэффициент перевыполнения плана равен 1,003474 (141520 : 141030), то фактический выпуск по изделию А, пересчитанный на плановую структуру, составит 28900 тыс. руб. (28800 : 1, 003474).

Как показывают данные табл.7, отклонение за счет изменения структуры составило 1553 руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,3474% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 81884 тыс. руб., при фактической структуре он выше на 1553 тыс. руб.

При использовании средних цен расчет производится по формуле

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции,

VВП1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (табл. 18.7), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции

Данные графы 5 получены умножением показателя графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (Квп):

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции

Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 млн руб. При фактической структуре он выше на 2300 млн руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.

Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, расчитанными на основании стоимостных (Кст) и условно-натуральных показателей (можно в нормо-часах) (Кн) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции

Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 руб ( Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукцииЦстр) за счет структуры (табл. 18.8):

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции

Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции

Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 18.9).

Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 млн руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции

Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

Источник

Анализ структуры продукции

Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета по всем изделиям, метод средних цен и пр.

Прямой счет по всем видам изделий производится по формуле

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции,

где Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции – изменения объема выпуска продукции за счет структуры;

ВП1 – фактический выпуск продукции при фактической структуре;

ВП1,0 – фактический выпуск продукции при плановой структуре.

Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

Анализ структуры продукции

ИзделиеОпт. цена за единицу продукции, руб.Объем производства продукции в натуральных измерителяхТоварная продукция в ценах плана, тыс. руб.Изменение ТП за счет структуры, тыс. руб.
План.Факт.План.Факт пересчи-танный на план. структуруФакт.
8= 7-6
А— 3700
В-435
С
Итого:

Если коэффициент перевыполнения плана равен 1,003474 (141520 : 141030), то фактический выпуск по изделию А, пересчитанный на плановую структуру, составит 28900 тыс. руб. (28800 : 1, 003474).

Как показывают данные табл.7, отклонение за счет изменения структуры составило 1553 руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,3474% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 81884 тыс. руб., при фактической структуре он выше на 1553 тыс. руб.

При использовании средних цен расчет производится по формуле

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции,

VВП1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (табл. 18.7), который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции:

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции

Данные графы 5 получены умножением показателя графы 4 по каждому виду продукции на коэффициент выполнения плана по товарной продукции в целом по предприятию в условно-натуральных единицах (Квп):

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции

Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6025 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98 500 млн руб. При фактической структуре он выше на 2300 млн руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.

Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разностей. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, расчитанными на основании стоимостных (Кст) и условно-натуральных показателей (можно в нормо-часах) (Кн) умножим на запланированный выпуск валовой продукции в стоимостном выражении):

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции

Для расчета влияния структурного фактора на объем производства продукции в стоимостном выражении можно использовать также способ абсолютных разниц. Сначала необходимо определить, как изменится средний уровень цены 1 руб ( Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукцииЦстр) за счет структуры (табл. 18.8):

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции

Затем, умножая полученный результат на общий фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении, узнаем изменение объема товарной продукции в стоимостном выражении:

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно произвести и с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический общий объем производства продукции в условно-натуральном выражении:

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции

Аналогичным образом определяется влияние структуры реализованной продукции на сумму выручки (табл. 18.9).

Приведенные данные показывают, что за счет изменения структуры продукции выручка от ее реализации увеличилась на 2185 млн руб. Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий С и D в общем объеме продаж.

Что такое структура продукции. Смотреть фото Что такое структура продукции. Смотреть картинку Что такое структура продукции. Картинка про Что такое структура продукции. Фото Что такое структура продукции

Используя описанные выше приемы, можно определить влияние структуры продукции и на другие показатели деятельности предприятия: трудоемкость, материалоемкость, на общую сумму затрат, прибыль, рентабельность и другие экономические показатели, что позволит комплексно, всесторонне оценить эффективность ассортиментной и структурной политики предприятия.

Источник

Анализ структуры продукции экономического анализа

Неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции приводит к отклонению ее фактической структуры от плана.
Структура продукции – это соотношение объема выпуска отдельных изделий в общем их выпуске.

Выполнить план по структуре означает сохранить запланированное соотношение отдельных ее видов.

Пример 7. Анализ структуры товарной продукции.

Цена за 1 усл. ремонт

Тов. продукция в ценах плана, тыс. руб.

Изменение товарной продукции за счет структуры

Факт. при план. Структуре

Товарная продукция в ценах плана по плану рассчитывается следующим образом:
Тпл = Цпл * Vпл.
Товарная продукция в ценах плана фактически: Т = Цпл * Vф.
Товарная продукция в ценах плана фактическая при плановая структуре:
Тф п/с = Квп * Тпл, где Квп – коэффициент выполнения плана.
Квп = Vф / Vпл = 164400 / 160230 = 1,026025.

Для того, чтобы определить на сколько изменилась товарная продукция за счет структуры необходимо от товарной продукции фактической в ценах плана отнять товарную продукцию в ценах плана фактическую при плановой структуре.

Вывод: коэффициент выполнения плана составил 1,026025 или 102,6025%. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на эту величину по всем видам продукции и не нарушилась бы запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 98500 тыс. руб.

При фактической структуре он выше на 2300 тыс. руб., так как увеличилось производство более дорогих видов продукции С и D. Рост товарной продукции за счет сверхпланового производства изделия D составил 5385 тыс. руб. Рост товарной продукции за счет увеличения производства изделия C составил 2475 тыс. руб.

По относительно более дешевым изделиям А и В план по объему производства не выполнен. Снижение товарной продукции за счет невыполнения плана по изделию В составило 1210 тыс. руб., а невыполнение плана по производству изделия А повлекло снижение товарной продукции на 4350 тыс. руб.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *