Что такое структура речи
Структура, функции, виды и свойства человеческой речи
Язык и речь
Виды речи
1. Поотношениюкповедению:внешняяивнутренняя речь.
2. По области использования: устная и письменнаяречь.
4. По типу адресации: эгоцентрическая и социальнаяречь.
Функции речи
1. Коммуникативная функция.
2. Интеллектуальная функция.
3. Экспрессивная функция.
4. Регулятивная функция.
5. Функция воздействия.
6. Функция обозначения.
Свойства речи
· Содержательность речи— это количество выраженных в ней мыслей,чувствистремлений,ихзначительностьисоответствиедействительности.
· Понятностьречи — это синтаксическиправильноепостроениепредложений, а также применение в соответствующих местах пауз иливыделения слов с помощью логического ударения.
· Выразительностьречи — это ееэмоциональнаянасыщенность,богатство языковых средств, их разнообразие. Например, яркая,энергичная и, наоборот, вялая, бедная речь.
· Действенность речи— это свойство речи, заключающееся в ее влияниина мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
Взаимосвязь мышления и речи
2. Продукт мышления— это новые понятия и знаки.
3. Проговаривание вслух или «про себя» способствуетрешению сложных мыслительных задач.
Формирование понятий в онтогенезе
Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: уровни речевого мышленияхарактеризуютсявидамиобобщений,которыефиксируются в слове.
Следовательно, этапы развития значений дают названиеформам мышления:
Речь и память
3. Речь формирует систему семантической памяти.
Речь и организация познаниячеловека
ГипотезалингвистическойотносительностиЭдварда Сэпира и Бенджамина Уорфа: структурапознания зависит от структуры родного языка.
Развитие речи в онтогенезе
Этапы развития речи в онтогенезепо А.Н.Леонтьеву
1. Подготовительный этап: до одного года.
2. Преддошкольный этап первоначального овладенияязыком: до трех лет.
3. Дошкольный этап: до семи лет.
4. Школьный этап: от семи до семнадцати лет.
Расстройства речи
Компоненты речевых действий
Доказательства существования отдельных компонентов
· Афазия Вернике (афферентная)— это нарушение пониманияречи.Восприятиедругихзвуковможет сохраняться.
· Афазия Брока (эфферентная)— это нарушениеартикуляции.Другиедвижениямогутсохраняться.
Расстройства речи
· Афазия— это полная или частичная утрата речи, обусловленнаяорганическими локальными поражения ми головного мозга.
· Алалия— это отсутствиеилинедоразвитиеречи удетей,обусловленное органическим поражением головного мозга.
· Дислалия— это нарушение звукопроизношения.
· Дизартрия— это нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностьюиннервации мышц речевого аппарата.
· Заикание— это нарушение плавностиречи,обусловленноесудорогамимышц речевого аппарата.
· Дисграфия— это стойкиеиповторяющиеся ошибки письма.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 601 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Структура речи
В развитии структуры детской речиотправным пунктом является слово-предложение, выполняющее на ранних стадиях ту функцию, которая в речи взрослых выражается целым предложением: «стул» — значит «посади на стул», «придвинь стул» и т. д.; будучи по структуре одним словом, оно функционально приближается к предложению. Затем в среднем между 1,5 и 2 годами у ребенка появляются первые не однословные предложения (из 2–3 слов); они представляют собой сначала как бы цепь однословных предложений. Около 2 лет слова становятся, как в речи взрослых, зависимыми составными частями предложения: ребенок переходит к флексийной речи.
К.Бюлер отмечает этот шаг как второе большое открытие в истории развития детской речи. Ребенок будто бы начинает понимать основной принцип всех флексивных языков, заключающийся в том, что отношения (между словами) могут выражаться посредством звуковых изменений слов. Здесь у Бюлера появляется та же интеллектуалистическая концепция, что и у В.Штерна: сначала понимание общего принципа, затем на основе его практическое употребление соответствующих форм речи. Снова это отношение между сознанием общего принципа и конкретной практикой надо перевернуть; понимание общего принципа не столько основание, сколько следствие речевой практики ребенка, строящейся по этому, в обобщенной форме еще не осознанному, принципу.
Развитие флексийной речи является значительным шагом в речевом развитии ребенка; впервые прокладывается путь к отражению отношений — основного содержания мышления. Первые флексийные формы — склонения, спряжения, сравнительной и превосходной степени — и различные способы сложных словообразований ребенок, конечно, приобретает от окружающих, усваивая их тогда, когда его развитие подготовило его к этому. Но ребенок не ограничивается только механическим закреплением тех словообразований и словоизменений, которым его научили взрослые. На тех конкретных словоизменениях, которым его обучают взрослые, он овладевает практически некоторой совокупностью формообразований как способов оперирования словами. Пользуясь ими, ребенок затем самостоятельно образует словоизменения, не полученные им непосредственно путем обучения; на основе обучения совершается процесс формирования, подлинного речевого развитияребенка.
Своеобразные словообразования и словоизменения, в большом количестве встречающиеся у ребенка 2–5 лет, служат ярким тому доказательством. 150
В первый период появления предложений (2–2,5 года) речь ребенка представляет собой простое рядоположениеглавных предложений; придаточные предложения отсутствуют: ребенок овладел лишь формой паратаксиса(форма главного предложения). Главные предложения не связаны или очень слабо связаны тонкой нитью таких союзов, как «и», «и вот», «и еще». Затем, приблизительно с 2,5 лет, начинает появляться форма придаточного предложения — гипотаксис. Это значит, что в речи ребенка устанавливаются отношения подчинения (между придаточным предложением и главным) и соподчинения (между различными придаточными предложениями). Архитектоника речи усложняется. В ее структуре начинает преодолеваться первоначальное синкретическое, еще не расчлененное единство и внешнее рядоположение. В речи выделяются отдельные, относительно самостоятельные части, которые связываются между собой различными отношениями — пространственными, временными (когда, где). Около 3 лет появляются обычно первые «почему», выражающие причинные отношения.
Факт столь раннего появления в речи ребенка форм, выражающих причинные, а затем и различные логические отношения, выражаемые словами «итак», «поэтому», «следовательно», «хотя», «но», «несмотря на то что» и т. д., в сопоставлении с данными об умственном развитии ребенка говорит в пользу того, что оперирование словами, выражающими отношения причинности, основания, противопоставления и т. д. в более или менее привычных построениях, не доказывает, что ребенок вполне осознал и те принципы или отношения, для выражения которых они служат в речи взрослых: в дошкольном возрасте развитие формальной структуры, грамматических форм речи часто опережает развитие мышления. Между речевой формой и ее мыслительным содержанием, между внешней и внутренней, смысловой, стороной речи у детей часто существует расхождение; первая опережает вторую. Нельзя поэтому их отожествлять: наличие у ребенка определенных речевых форм не означает еще, что он осознал и то мыслительное содержание, для выражения которого они служат; наличие слова или термина не гарантирует еще его понимания, наличия соответствующего понятия. Существенная задача психологического исследования заключается поэтому в том, чтобы проследить, как внутри тех речевых форм, которые ребенок в процессе обучения первоначально усваивает, совершается усвоение их смыслового содержания.
Но если определенный уровень развития мышления является, с одной стороны, предпосылкой для овладения внутренним смысловым содержанием речи и ее форм, то, с другой стороны, само овладение этим речевыми формами ведет к развитию мышления.
Определенный уровень развития мышления является предпосылкой каждого дальнейшего шага в речевом развитии ребенка. Но речь в свою очередь оказывает определенное влияние на умственное развитие ребенка, включаясь в процесс формирования его мышления. Речевые формы, опережая уровень умственного развития того или иного индивида, являются отложившимся в форме речи выражением общественного сознания, сложившегося в результате общественной практики.
Обобщая, классифицируя, речь является по существу первой элементарной формой знания. Язык — общественная форма познания. Через посредство языка общественное познание формирует мышление ребенка и определяет, таким образом, структуру его сознания. Самая формулировка мысли в слове приводит к тому, что ребенок в результате лучше понимает, чем понимал до словесной формулировки своей мысли: формулируясь, мысль формируется. Речь, таким образом, не только сообщает уже готовую мысль, она включается в процесс формирования мышления. В этом ее значение для умственного развития.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Развитие речи
Развитие речи У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и нет ни одной семьи, которая, обращаясь за помощью к специалистам, не задавала бы вопросов по поводу речевых сложностей своего ребенка. Напомним, что основные симптомы задержки и искажения
Темп речи
Темп речи Первое, на что мы обращаем внимание – темп речи.Каждому человеку присущ свой собственный темп речи. Он может изменяться в зависимости от обстоятельств, эмоционального состояния, но в среднем он один и тот же.Не нужно общаться с человеком достаточно долго, чтобы
118. Содержание и структура защитительной речи
118. Содержание и структура защитительной речи Строгих требований к построению защитительной речи нет. Каждый адвокат строит свою речь, исходя из материалов дела и личных пристрастий. В то же время любая речь содержит следующие части: изложение позиции по делу,
Волшебство речи
Волшебство речи Связывайте себя с самыми лучшими проявлениями этого мира и отстраняйтесь от неугодных вам. В этом вам поможет великий, могучий, правдивый и свободный — родной язык. Когда вы произносите: «Я счастлив! Мне улыбнулась удача! У меня отличное настроение!» — я
Формирование и структура внутренней речи
Формирование и структура внутренней речи В течение длительного времени «внутренняя речь» понималась как речь, лишенная моторного конца, как «речь про себя». Предполагалось, что внутренняя речь в основном сохраняет структуру внешней речи; функция этой речи оставалась
Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи
Соотношение устной и письменной речи. Варианты письменной речи Мы хотели бы в заключение остановиться на последнем положении, которое имеет лишь частное значение, но, несмотря на это, представляет существенный интерес для психологического анализа устной и письменной
Структура речи оратора
Структура речи оратора 1. Вступление – 20 %. Постановка проблемы, сообщение основной мысли. Задачи:• понравиться, расположить аудиторию, добиться внимания, вызвать уважение и интерес (сначала к своей персоне, а затем и к теме выступления);• рассказать, о чем пойдет речь,
Манера речи
Манера речи Мерабьян в своем исследовании (Egan 1982, р. 63–64) также останавливается на относительной важности манеры речи: «Вся информация на 7% передается вербально, на 38% — вокально и на 55% — через выражение лица». Таким образом, манера речи почти так же важна, как и
1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений
1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений Женщины говорят о любви и молчат о любовниках. Мужчины — наоборот. Марина Цветаева Пока наши предки были еще относительно низкоразвиты, не обладали эффективными
1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений
1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,
Структура политической речи
Структура политической речи Чтобы лучше понять общую структуру выступления, давайте рассмотрим пример речи политической – инаугурационную речь Путина при вступлении в должность Президента Российской Федерации 7 мая 2004 года.1. Обращение: Уважаемые граждане
1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений
1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений Женщины говорят о любви и молчат о любовниках. Мужчины – наоборот. Марина Цветаева Пока наши предки были еще относительно низкоразвиты, не обладали эффективными
1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений
1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,
Структура речи оратора
Структура речи оратора
1. Вступление – 20 %. Постановка проблемы, сообщение основной мысли. Задачи:
• понравиться, расположить аудиторию, добиться внимания, вызвать уважение и интерес (сначала к своей персоне, а затем и к теме выступления);
• рассказать, о чем пойдет речь, каков регламент.
2. Основная часть – 60 %. Изложение аргументов и доказательств. Задачи:
• представить свое видение ситуации;
• перечислить возможные средства ее улучшения;
• предложить свой способ решения проблемы и аргументировать его;
• призвать к соответствующим решениям и действиям;
• показать преимущества своего предложения и достижимость результата.
3. Заключение – 20 %. Подведение итогов, повторение главной мысли, призыв к аудитории. Задачи:
• резюмировать свое предложение и его преимущества, обращаясь к аудитории, уже знакомой с Вашей идеей в целом;
• призвать аудиторию еще раз к предложенным Вами действиям.
И есть еще одна важная часть в любом выступлении – кульминация – пик рационального и эмоционального воздействия, некое crescendo. Каждый оратор интуитивно чувствует момент ее приближения. Обычно он приходится на третий аргумент в основной части, когда оратор уже свободно владеет аудиторией, а она внимательно его слушает. К этому моменту нарастают темп, громкость, эмоциональная сила речи внутри каждого эпизода повествования, после чего следуют кульминация и спад эмоционального напряжения.
Так как ораторское искусство направлено на мастерство устных выступлений, то любые рекомендации и законы риторики нацелены на устное восприятие речи слушателем. Несмотря на то что аудитория ждет от оратора традиционной композиции, необходимо вставлять в свою речь специальные вербальные сигналы, особые выражения, обозначающие переход от одного блока к другому, либо использовать голосовую технику (паузы, тембр и т. п.).
• В основной части я остановлюсь более подробно на…
• В заключении отмечу, что…,
Числительные как показатели логической структуры изложения воспринимаются аудиторией очень хорошо, поэтому рекомендуется ими пользоваться: во-первых…, во вторых…, в-третьих…
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Как представить оратора
Как представить оратора Достаточно часто приходится видеть, как люди, представляя ораторов, говорят почти так же долго, как сами ораторы. Это первый принцип – те, кто представляют человека, не могут затмевать его собой. Представляющие должны подготовить аудиторию, чтобы
118. Содержание и структура защитительной речи
118. Содержание и структура защитительной речи Строгих требований к построению защитительной речи нет. Каждый адвокат строит свою речь, исходя из материалов дела и личных пристрастий. В то же время любая речь содержит следующие части: изложение позиции по делу,
Структура речи
Структура речи В развитии структуры детской речиотправным пунктом является слово-предложение, выполняющее на ранних стадиях ту функцию, которая в речи взрослых выражается целым предложением: «стул» — значит «посади на стул», «придвинь стул» и т. д.; будучи по структуре
Формирование и структура внутренней речи
Формирование и структура внутренней речи В течение длительного времени «внутренняя речь» понималась как речь, лишенная моторного конца, как «речь про себя». Предполагалось, что внутренняя речь в основном сохраняет структуру внешней речи; функция этой речи оставалась
Глава 2 Восприятие оратора аудиторией
Глава 2 Восприятие оратора аудиторией Невербальная риторика – воздействие, оказываемое сопровождающими речь несловесными сигналами – жестами, мимикой, внешним видом, поведением говорящего и
Харизма оратора
Харизма оратора Харизма – это власть, построенная не на логике или давней традиции, а на силе личностных качеств лидера.Харизма – умение убеждать и вести за собой.Признаки харизмы в человеке:• умение общаться;• запоминающаяся внешность;• сильный характер;• хорошие
Самостоятельная оценка оратора
Самостоятельная оценка оратора После выступления оратор сам может оценить свой ораторский опыт, ответив на следующие вопросы[28, c.250].1. Удалось ли мне привлечь внимание аудитории?2. Удалось ли мне удержать внимание аудитории на протяжении всего выступления?3. Уложился ли
1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений
1.2 Первобытное стадо. Структура иерархии и набор стадных инстинктов. Структура межполовых отношений Женщины говорят о любви и молчат о любовниках. Мужчины — наоборот. Марина Цветаева Пока наши предки были еще относительно низкоразвиты, не обладали эффективными
1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений
1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,
Структура политической речи
Структура политической речи Чтобы лучше понять общую структуру выступления, давайте рассмотрим пример речи политической – инаугурационную речь Путина при вступлении в должность Президента Российской Федерации 7 мая 2004 года.1. Обращение: Уважаемые граждане
Главная задача оратора
Главная задача оратора Главная задача оратора – завладеть вниманием аудитории и его удержать. И чтобы успешно ее осуществить, нужно осознать следующее:? публичное выступление принципиально отличается от обычного разговора и письменного текста;? внимание слушателей
1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений
1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,
Понятие, структура и функции речи
Психологическая сторона речи выражена ее смысловым подтекстом, которая отражает цель (мотив речи) речи, с которой была сказана фраза.
Так как в психологии речь рассматривается как организованная форма сознательной деятельности, значит в ней участвуют два субъекта. Один субъект речевой деятельности формирует речевое высказывание, другой его воспринимает.
К речи относятся говорение (речевой акт) и результаты говорения (текст). Правомерно говорить о речи отдельного человека, о речи молодежи, устной бытовой речи, художественном вещании и т.п. Все это является различным использованием возможностей языка. Язык является системой, т.е. совокупностью взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
В психологии, в основном, различают три формы речи (по определению И.А.Зимней)[3]:
Внешняя устная речь делится на экспрессивную (разговорную) речь и импрессивную речь (восприятие и понимание речи).
Внешняя устная экспрессивная речь включает следующие виды:
— групповая речь (полилог).
Монолог является видом речи, который имеет одного субъекта, представляет собой сложное синтаксическое целое и в структурном отношении не связан с речью собеседника. Коммуникативной целью монолога является сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности, т.е. служить для передачи информации. Основные свойства монологической речи – это односторонний и непрерывный характер высказывания, произвольность, развернутость и логическая последовательность изложения сообщения.
Диалог – это попеременный обмен знаковой информацией двух и более субъектов. Диалог является первичной по происхождению формой речи. Как форма речи он состоит из реплик (отдельных высказываний), из цепи последовательных речевых реакций. Диалог осуществляется в виде разговора (беседы) двух или более участников речевого общения или в виде чередующихся вопросов, ответов и обращений. В диалоге одновременно с языковыми средствами звучащей речи большую роль играют и невербальные компоненты,- жесты, мимика, средства интонационной выразительности.[4]
Овладение речью у всех детей происходит по-разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, который зависит от многих факторов. Причинами отставания в развитии речи могут быть патология течения беременности и родов, действие генетических факторов, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, факторы социальной депривации (недостаточное общение и воспитание).
Следует отметить, что любой вид речи, в том числе устная и письменная речь, выполняют определенные функции.[6]
Коммуникативная функция речи способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.
Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. Речь является неотъемлемой частью жизни любого общества и любой культуры. До поступления в школу и чтения книг дети получают сведения о своей культуре и об окружающем мире из уст взрослых и сверстников. Благодаря речи развиваются представления – память о предметах и явлениях окружающего мира. Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что она позволяет передать представление также и о том, чего в текущей ситуации нет.
Регулирующая функция речи формируется уже на ранних этапах развития ребенка. Однако истинным регулятором деятельности и поведения ребенка слово взрослого становится только к 4-5 годам, когда у ребенка уже значительно развита смысловая сторона речи. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программированной интеллектуальной деятельности.
В любом возрасте нарушения речи ограничивают познавательную деятельность и возможности социальной адаптации человека. Нарушения развития речи сказываются на общем формировании личности детей, их интеллектуальное развитие и характеристики поведения нередко не соответствуют возрастной норме, затруднено общение в коллективе сверстников.[7]
Также функциями речи являются выражение, воздействие, сообщение.[8]
Функция выражения заключается в том, что с помощью речи человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению или к самому- себе.
Функция воздействия характеризуется тем, что с помощью речи человек пытается побудить другого к определенному действию и к определенному мнению.
Функция сообщения заключается в обмене мыслями и информацией между людьми с помощью слов.
Все остальные функции языка, о которых говорится в лингвистической литературе, являются производными от главных. Следовательно, они являются уточнением основных функции языка и их видовой классификацией.[9]
Все функции речи, как правило, реализуются в различных сочетаниях, а не по отдельности, потому каждое высказывание является многофункциональным. В конечном итоге все функции речи работают на общение, и в этом смысле коммуникативную функцию можно считать ведущей.
1.2 Особенности развития речи в раннем возрасте
В этот период жизни у ребенка интенсивно формируется активная речь благодаря совместной деятельности со взрослыми. Также улучшается понимание ребенком речи взрослого.[10]
Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которое все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических процессов протекает в тесном взаимодействии друг с другом.
Важнейшей способностью, формирующейся к трем годам, является способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении. Основными чертами ребенка 2-3-х лет являются открытость, честность и искренность. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение может часто меняться.[11]
Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, у него формируется образ «Я».
Часто члены семьи подлаживаются к языку ребенка, при разговоре лепечут, сюсюкают. Это им кажется чрезвычайно забавным и милым. Так они не только не стимулируют ребенку ко владению нормальным произношением, но еще более закрепляют его детский лепет. Еще Я.А. Каменский порицал родителей за потакания неправильностям детской речи.
Развивающая работа с детьми на ранних стадиях онтогенеза должна строиться с учетом ведущих мотивов и потребностей данного возраста, а также актуальных и потенциальных возможностей ребенка.
Задачи речевого развития детей третьего года жизни:
1. Расширение словаря ребенка, следовательно, и его знакомство с окружающим миром;
2. Развивать речь как средство общения;
3. Формировать интерес к активному взаимодействию с взрослыми и другими детьми.
5. Поощрять стремление ребенка по собственной инициативе включаться в рассказ.
Как отмечает И.В.Дубровина, раннее развитие ни в коей мере не тождественно раннему обучению. Это, прежде всего, развитие психических процессов и личностных качеств ребенка в естественных условиях.[14]
В итоге вышесказанного можно сделать вывод, что ранний речевой опыт ребенка создает фон, который ведет к развитию навыков речи, умения слушать и думать. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни и к людям, наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
Основные этапы, которые проходит развитие речи у ребенка на стадиях онтогенеза.
Довербальный этап развития речи завершается пониманием ребенком простейших высказываний взрослого, возникновением пассивной речи.
Следующим этапом является переход ребенка к активной речи.
Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух. Большое значение для своевременного овладения ребенком речью и для нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения со взрослым: эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, деловое сотрудничество между ними и насыщенность общения речевыми элементами.
На этапе следующем этапе совершенствование речи как ведущего средства общения в речи все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение.
Таким образом, к возрасту около года ребенок произносит отдельные слова; примерно в два года он говорит двух-трехсловными предложениями; к четырем годам дети оказываются в состоянии разговаривать почти так же хорошо, как и взрослые.
Из множества качеств, заключенных в слове как в понятии, дети поначалу усваивают далеко не все, а лишь отдельные свойства, характерные для того предмета, с которым первоначально это слово оказалось связанным в их восприятии. В дальнейшем по мере накопления опыта использования данного слова дети постепенно усваивают более глубокий, обобщенный смысл понятия, отделяя существенное от несущественного в отображенных в нем признаках.
Следующий этап речевого развития приходится на возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. В это время дети начинают комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной самостоятельной речи, направленной на управление поведением окружающих людей и на овладение собственным поведением.[17]
На втором году жизни резко возрастает интерес ребенка к окружающему его миру. Ребенок все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Особенно его интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок не всегда удовлетворяется услышанным, он непременно хочет запомнить название и самостоятельно повторяет его, причем, как правило, заучивает название сразу, без особого труда вспоминая и воспроизводя его. На 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Пассивный словарь ребенка в этом возрасте не намного отличается от активного, и их соотношение в трехлетнем возрасте составляет примерно 1:1,3.
После полутора лет жизни ребенок начинает проявлять собственную активность в речевом общении и сам спрашивает названия окружающих его предметов. Вначале он пользуется языком мимики, жестов и пантомимики для постановки подобного рода вопросов, часто просто указывая взрослому рукой или пальцем на то, что его интересует, и ждет от взрослого названия соответствующего предмета или явления.
Затем к жесту добавляется вопрос ребенка, выраженный словом.
Любопытно, что ребенок, уже слышавший ранее название какого-либо предмета, иногда повторно обращается к взрослому с соответствующим вопросом, касающимся его. Подобными вопросами ребенок раннего возраста как бы проверяет свои знания и запоминает интересующие его названия.[18]
До полутора лет ребенок в среднем усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их крайне редко. После полутора лет наступает резкий скачок в развитии речи. К двум годам активный словарь ребёнка резко увеличивается и достигает 200 – 300 слов. В нём много существительных и глаголов, встречаются прилагательные, наречия и предлоги. Упрощённые слова («ту – ту», «гав – гав») заменяются обычными. Предложения становятся трёх-, четырёхсловными, появляются вопросительные слова и интонации. Родителю необходимо помнить, что задержка речевого развития может привести к задержке интеллектуального и социального развития ребёнка.
Большинство детей к двухлетнему возрасту имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены, правильно их используют. Знакомясь с новыми предметами, дети, прежде всего, стараются определить их функции, задавая взрослому вопрос: «Как это называется?» В ответ на такой вопрос взрослый обычно не только называет предмет, но и показывает ребенку, как им правильно пользоваться.[19]
После интонационного оформления голосовых реакций ребенка начинается процесс становления фонематического слуха. Он в основном завершается к двум годам, когда ребёнок уже может различать слова, отличающиеся друг от друга всего лишь одной фонемой. Дальнейшее развитие процесса овладения речью включает ряд аспектов: семантический, морфологический, синтаксический и прагматический.
Около трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Ему особенно нравится слушать рассказы, сказки, стихи. Это очень важный момент в речевом развитии ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок уже в состоянии познавать действительность не только непосредственно через органы чувств, но и в ее идеальном, понятийном отражении в языке.
К трехлетнему возрасту ребенок владеет набором примерно из 1200-1500 слов. Речь трехлетнего ребенка состоит в основном из простых предложений. Начиная с этого возраста появляются первые признаки эгоцентрической речи.
Двухлетние дети понимают и общие вопросы, требующие ответа типа «да» или «нет», и специальные вопросы, начинающиеся со слов «где», «кто», «что». Они также верно отвечают на вопросы «почему» и «зачем».
К началу 3-го года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения, внутри которых обеспечивается грамматическое согласование всех слов. Примерно в это же время возникает и сознательный контроль за правильностью собственного речевого высказывания со стороны ребенка и речи другого человека.[20]
Предполагается, что тремя основными путями усвоения языка и индивидуального развития речи являются следующие: подражание, образование условнорефлекторных ассоциаций, постановка и опытная проверка эмпирических гипотез.
Функция условнорефлекторного обусловливания в порождении речивыступает в том, что использование взрослыми людьми разнообразных поощрений ускоряет развитие детской речи. Нельзя, однако, сказать, что без этого речь формироваться у ребенка не будет вообще. Известно, что некоторые родители в течение длительного времени в начальный период освоения ребенком речи сознательно не пользуются системой значимых для ребенка поощрений. Это особенно заметно в тех редких семьях, где мать и другие окружающие ребенка взрослые люди вообще мало уделяют времени общению с детьми, а также там, где дети в значительной мере лишены такого внимания, например в домах ребенка. И, тем не менее, в этих условиях к нужному сроку речь ребенка все же оформляется.[22]
Речь тесно связана со всем организмом и непосредственно зависит от состояния психики и органов с помощью которых она осуществляется. Разнообразные недостатки речи у малышей (косноязычие, крикливый, грубый голос, слишком быстрый или медленный темп, заикание и прочее) с течением времени закрепляются, и их бывает очень трудно искоренить. Поэтому необходимо вовремя предупредить возникновения всякого рода речевых дефектов.[23]
Надо щадить слух ребенка, оберегать его от резких или слишком громких звуков, от постоянного шума. Даже когда ребенок крепко спит, шум и крики как физиологически слишком сильные раздражители притупляют его слух.
Для нормального развития речи очень важно здоровое состояние нервной системы. Нервная система у детей находится еще в стадии развития, нежна, хрупка и не выдерживает сильных нагрузок. Поэтому с первых дней жизни ребенка необходимо проявлять о ней особую заботу: оберегать от психических и физических травм, неудержимо бурных проявлений гнева и радости, пребывания среди нервных, беспокойных или заикающихся детей.
Возрастные особенности речи ребенка могут закрепляться и даже расширяться под влиянием несовершенной речи детского коллектива, в котором он живет, если члены семьи и воспитатель не будут учить его правильной речи.
Из выше изложенного видно, что своеобразия детской речи, в частности детского произношения, являются проявлением естественных возрастных особенностей. Подобные своеобразия распространяются на все стороны языка ребенка – фонетическую, словарную и грамматическую.