Что такое структура службы безопасности предприятия

Служба безопасности в современной компании

Оглавление журнала

      Глубоко заблуждается тот, кто считает, что безопасность бизнеса — эдакое «отдельно стоящее пугало» — зависит только от наличия крепких мускулистых парней и высоких заборов. Настоящая безопасность не должна быть очевидной. Здесь совершенно неуместны разовые меры или кавалерийские наскоки, дающие сиюминутный результат. Эффективная безопасность подразумевает целую систему мер при общей заинтересованности каждого сотрудника в пользовании ею.

Безопасность — фундамент бизнеса
Оперативная обстановка в компании, непосредственно влияющая на состояние ее дел, если она занимается металлоторговлей, и вытекающие из этого задачи службы безопасности — фундамент, на котором строится защита бизнеса. По понятным причинам уровень требований к прочности такого фундамента весьма высок.
Прежде всего, хотелось бы обозначить видение проблемы, без понимания которой нецелесообразно не только организовывать службу безопасности, но даже и обсуждать эту тему. Речь идет об устойчивых заблуждениях руководителей некоторых компаний насчет истинной роли безопасности. Неверные представления приводят к ситуации, когда руководитель превращает систему защиты либо в пугало, либо в подразделение типа «чего изволите?». И то и другое бесперспективно — примеров множество, в том числе и в мировой истории. Когда усилия безопасности были направлены на ложный путь, бесследно исчезали не только фирмы и медиагруппы, но и целые государства с хорошо обученной армией с высоким боевым духом.
Средств обеспечения безопасности работы компании много. Рекомендации по их применению тоже встречаются часто — выбор есть. Дело за малым: что именно взять на вооружение? Перед тем как принять решение, руководителю нужно, во-первых, максимально четко обозначить конкретные задачи подразделения безопасности, а затем доверить организацию этой работы профессионально подготовленному специалисту. Уважающий себя профессионал не возьмется за создание системы безопасности, если ее задачи размыты или неконкретны. Во-вторых, если специалист взялся за их выполнение, то теперь уже руководитель фирмы должен проявить терпение. Особенно если решение о создании службы безопасности принято не одновременно с основанием фирмы, а на пятом, шестом и т. д. году ее существования.

Если появляются недовольные, значит, вы на правильном пути
От руководителя службы безопасности невозможно ждать сиюминутных результатов, какие бы меры он ни принимал.

      Настоящая безопасность достигается не столько за счет отдельных мер, сколько за счет внедрения их системы. А чтобы эта система заработала, нужно время.

В первую очередь, к требованиям безопасности должен адаптироваться персонал компании, особенно если ранее такое подразделение на предприятии отсутствовало. Что особенно важно в период становления подобной службы?
1. Задача службы безопасности — вырабатывать, координировать и совершенствовать меры безопасности. Но свою причастность к обеспечению безопасности должны усвоить все сотрудники без исключения.
2. Не старайтесь понравиться всем. Главное внимание уделяйте своим задачам и их профессиональному выполнению. Не стоит бояться недовольных вашей работой: если таковые появляются — скорее всего, вы на правильном пути.
3. Объективно оценивайте оперативную обстановку. Для максимально полной оценки ситуации учитывайте информацию разного «калибра»: от финансово-экономического состояния конкурентов, криминальных структур, проявляющих интерес к предприятиям, работающим на рынке металлоторговли), до социально-психологического климата в коллективе, стиля работы руководителей, их планов, видения перспектив, наличия в компании «неформальных лидеров», их роли и т. д.
А теперь главное: какой должна быть система мер по обеспечению безопасности предприятия (см. рис. 1).

Что такое структура службы безопасности предприятия. Смотреть фото Что такое структура службы безопасности предприятия. Смотреть картинку Что такое структура службы безопасности предприятия. Картинка про Что такое структура службы безопасности предприятия. Фото Что такое структура службы безопасности предприятия

Предлагаемая схема довольно проста, но требует некоторых комментариев. Подразделения безопасности, подчиненные руководителю службы, создаются с учетом каждого конкретного предприятия. Они могут формироваться по линейному принципу (например, «организация работы по предотвращению хищений на объектах компании») или по объектовому («комплекс мер по обеспечению безопасности цеха пластмасс»). Если бизнес компании имеет специфические особенности, можно использовать смешанный принцип.
На большинстве предприятий подразделения безопасности формируются по следующим направлениям: экономическая безопасность, внутренняя безопасность, информационная безопасность, информационно-аналитическая работа. Перечисленные направления организационно входят в обозначенный на схеме блок «Подразделения безопасности». Смысл функционирования системы заключается в следующем.
Наряду с выполнением своих прямых должностных обязанностей руководитель подразделения безопасности опосредованно влияет на действия персонала компании, используя утвержденные генеральным директором нормативные документы компании (приказы, указания, инструкции и т. п.). При их подготовке руководитель службы безопасности органично вписывает в регламентирующие документы задачи безопасности или какую-то их часть.
Для качественной организации работы предлагается схема управления и контроля эффективности функционирования системы, представленная на рис. 2.

Анализируй и совершенствуй
Результаты аналитической работы должны привносить качественные изменения в задачи, нормативные документы, должностные инструкции и т. д. в целях обновления фундаментальной базы безопасности путем ее подъема на более высокий и качественный уровень.
Каждое направление блока имеет свою систему организационной деятельности. В качестве примера можно детализировать и представить схематически работу по направлению «экономическая безопасность» (рис. 3).
В свою очередь каждый из вышеперечисленных элементов экономической безопасности также может быть конкретизирован, снабжен соответствующей нормативной базой. Для примера возьмем такое направление, как «возврат просроченной дебиторской задолженности», и изобразим схематично, как можно организовать подобную работу (рис. 4).
Каждое направление блока имеет свою систему организационной деятельности. По аналогии с разделом «экономическая безопасность» организуется работа и по другим направлениям. Возникает своеобразная цепная реакция. Контроль службы безопасности присутствует практически во всех звеньях компании. Из рис. 4 видно, как вовлекается в обеспечение безопасности персонал компании.

Что такое структура службы безопасности предприятия. Смотреть фото Что такое структура службы безопасности предприятия. Смотреть картинку Что такое структура службы безопасности предприятия. Картинка про Что такое структура службы безопасности предприятия. Фото Что такое структура службы безопасности предприятия

      Существенный элемент системы — аналитическая работа подразделения, постоянные интеллектуальные усилия всех и каждого по выработке основного аналитического продукта, отвечающего на вопрос: что делать компании завтра?

Защищая бизнес, мы приумножаем доходы от него
Главный признак стабильного бизнеса — наличие команды. Ее основные характеристики знакомы всем: общая нацеленность на результат, взаимозаменяемость, единая система вознаграждения. Важно, чтобы работали все организационные принципы команды. Баланс интересов обязателен. В противном случае, особенно если баланс нарушается довольно часто, команда превращается в группу со всеми вытекающими отсюда последствиями, в том числе и для фирмы.

Подведем итог
Меры безопасности должны не только действовать в каждом звене компании, но и вплетаться во все виды коммерческой, хозяйственной и иной деятельности. Поскольку важнейшим показателем эффективности работы коммерческой структуры является прибыль, умело выстроенная система мер обязана стать активом в достижении этой цели.
Став равноправными членами команды, обеспечивая стабильность, сотрудники службы безопасности завоюют репутацию не только надежных защитников бизнеса, но и активных его участников.

Источник

Oрганизация службы безопасности предприятия (Часть1)

ВВЕДЕНИЕ.

В условиях формирования общего экономического пространства перед предприятиями особо остро встает задача сохранения коммерческой тайны. Можно сказать определенно: в период становления рынка недобросовестная конкуренция представляет собой серьезную угрозу этому процессу. Стало почти массовым процессом беззастенчивое заимствование интеллектуальной и промышленной собственности (методик, программ, знания и технологии) сотрудниками предприятий, работающими одновременно в кооперативах, малый предприятиях и других коммерческих структурах. К этому следует добавить целенаправленные действия по сманиванию или подкупу рабочих и служащих предприятий конкурента, чтобы завладеть секретами их коммерческой и производственной деятельности.
Современный промышленный шпионаж предполагает использование новейших достижений электроники, непосредственное тайное наблюдение, кражи со взломом, подкуп и шантаж. Речь идет о настоящей «тайной войне». Вот один из показательных примеров, приведенных в статье «Космический товар по минимальным ценам». Американское космическое ведомство весьма заинтересовано в приобретении у России целого ряда образцов космической техники и технологии по ее созданию, которые «в настоящее время предлагаются русскими по минимальным ценам». «Еще несколько лет назад мы намеревались выкрасть кое-что из этого», — заявило одно, пожелавшее остаться неизвестным, должностное лицо администрации США.
Урон американскому бизнесу от краж торговых секретов превышает по их оценкам 4 млрд. долларов ежегодно. То, что в мировой практике именуется промышленным шпионажем, мы даже не можем юридически классифицировать. С переходом на рыночные отношения и условия самостоятельности предприятий перед нами встали серьезные проблемы по обеспечению сохранности своих коммерческих секретов и безопасности предприятия.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что основную роль в обеспечении сохранности коммерческой тайны играют сами предприятия, а не государственные органы. Для защиты коммерческих секретов предприятия создают собственные службы безопасности. Важной предпосылкой создания службы безопасности предприятия является разработка ее структуры, состава, положений о подразделениях, и должностных инструкций для руководящего состава и сотрудников. Настоящее издание содержит справочный материал для специалистов, занятых разработкой защитных мероприятий, созданием систем безопасности, и для руководителей предприятий, поставивших перед собой задачу обеспечения безопасности производства и коммерческих секретов.

1. ПОЛОЖЕНИЕ О СТРУКТУРЕ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

1.1. Общие положения.

Основными задачами службы безопасности предприятия являются обеспечение безопасности предприятия, производства, продукции и защита коммерческой, промышленной, финансовой, деловой и другой информации, независимо от ее назначения и форм при всем многообразии возможных каналов ее утечки и различных злонамеренных действий со стороны конкурентов.

1.2. Правовые основы деятельности службы безопасности.

1.3. Основные задачи службы безопасности.

1.4 Общие функции службы безопасности.

1.5. Состав службы безопасности.

1.6. Права, обязанности и ответственность сотрудников службы безопасности.

1.7. Нештатные структуры службы безопасности.

2. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ.

2.1. Положение об отделе режима и охраны.

2.1.5. Права начальника отдела.

2.2. Положение о секторе режима.

2.2.1. Общие положения.

2.3. Положение о секторе охраны.

2.3.1. Общие положения.

Обеспечение надежной защиты зданий, помещений, оборудования, валютных и материальных ценностей, а также личной охраны руководящего состава в обычных и экстремальных условиях.

Всю полноту ответственности за качество и своевременное выполнение возложенных на сектор настоящим Положением задач и функций несет заведующий сектором.

2.4. Положение о специальном отделе.

2.4.1. общие положения.

Организация и руководство делопроизводством секретных документов и документов с грифом «Коммерческая тайна».

2.5. Положение о секторе обработки документов с грифом «коммерческая тайна».

2.5.1. Общие положения.

2.6. Положение о группе иженерно-технической защиты.

2.6.1. Общие положения.

Всю полноту ответственности за инженерно-техническую защиту информации несет руководитель группы.

2.7. Положение о группе безопасности внешней деятельности.

2.7.1. Общие положения.

Вся полнота ответственности за полноту и своевременность оценки степени опасности действий со стороны конкурентов и злоумышленников по отношению к охраняемым сведениям и безопасности руководства и сотрудников лежит на группе безопасности внешней деятельности.

Источник

Организация службы безопасности предприятия

Организационная защита информации

В современных условиях перед коммерческими предприятиями особо важной является проблема сохранения как материальных ценностей, так и информации, в том числе и сведений, составляющих коммерческую тайну. Беззастенчивая кража предприятиями и организациями интеллектуальной собственности друг друга стала почти массовым процессом. К этому следует добавить целенаправленные действия по сманиванию или подкупу рабочих и служащих предприятий конкурента с целью завладения секретами их коммерческой и производственной деятельности. Кроме того, проявляют себя и непреднамеренные организационные каналы утечки и несанкционированного доступа к информации: разглашение информации персоналом организации; разглашение информации при осуществлении сотрудничества с другими организациями, в частности в ходе переговоров, при проведении совещаний, при приеме в организации посетителей; при осуществлении рекламной и выставочной деятельности. Противостоять им можно с помощью мер организационной защиты информации.

По мнению большинства специалистов, такие меры составляют 50- 60% в структуре большинства систем ЗИ. Это связано с рядом факторов и также с тем, что важной составной частью организационной защиты является подбор, расстановка и обучение персонала, который будет реализовывать на практике систему защиты информации.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что основную роль в обеспечении сохранности коммерческой тайны играют сами предприятия, а не государственные органы. Многогранность сферы обеспечения безопасности и защиты информации требует создания специальной службы, осуществляющей реализацию специальных защитных мероприятий – службы безопасности предприятия (фирмы), важной предпосылкой создания которой является разработка её структуры, состава, положений о подразделениях и должностных инструкций для руководящего состава и сотрудников.

Служба безопасности предприятия – это совокупность сил и средств, осуществляющая взаимосвязанные мероприятия организационно-правового характера в целях защиты предпринимательской и производственной деятельности от реальных или потенциальных действий физических или юридических лиц, которые могут привести к существенным экономическим потерям в результате нарушения информационной безопасности фирмы.

Возглавлять СБ должен начальник службы в должности заместителя руководителя предприятия по безопасности. При этом руководитель СБ должен обладать максимально возможным кругом полномочий, позволяющим ему влиять на другие подразделения и различные области деятельности предприятия, если этого требуют интересы безопасности.

Основные задачи, решаемые СБ предприятия следующие:

4) обеспечение безопасности производственно-торговой деятельности и защиты информации и сведений, являющихся коммерческой тайной;

5) организация работы по правовой, организационной и инженерно-технической (физической, аппаратной, программной и криптографической) защите коммерческой тайны;

6) организация специального делопроизводства, исключающего несанкционированное получение сведений, являющихся коммерческой тайной;

7) предотвращение необоснованного допуска и доступа к сведениям и работам, составляющим коммерческую тайну;

8) выявление и локализации возможных каналов утечки конфиденциальной информации в процессе повседневной производственной деятельности и в экстремальных (аварийных, пожарных и др.) ситуациях;

9) обеспечение режима безопасности при проведении всех видов деятельности, включая различные встречи, переговоры, совещания, заседания, связанные с деловым сотрудничеством, как на национальном, так и на международном уровне;

10) обеспечение охраны зданий, помещений, оборудования, продукции и технических средств обеспечения предпринимательской и производственной деятельности;

11) обеспечение личной безопасности руководства и ведущих сотрудников и специалистов;

12) оценка маркетинговых ситуаций и неправомерных действий злоумышленников и конкурентов.

СБ предприятия выполняет следующие общие функции:

1) организует и обеспечивает пропускной и внутриобъектовый режим в зданиях и помещениях, порядок несения службы охраны, контролирует соблюдение требований режима сотрудниками, смежниками, партнерами и посетителями;

2) руководит работами по правовому и организационному регулированию отношений по защите коммерческой тайны;

3) участвует в разработке основополагающих документов с целью закрепления в них требований обеспечения безопасности и защиты коммерческой тайны, в частности, Устава, Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, Положений о подразделениях, а также трудовых договоров, соглашений, подрядов, должностных инструкций и обязанностей руководства, специалистов, рабочих и служащих;

4) разрабатывает и осуществляет совместно с другими подразделениями мероприятия по обеспечению работы с документами, содержащими сведения, являющиеся коммерческой тайной, при всех видах работ организует и контролирует выполнение требований «Положения по защите коммерческой тайны»;

5) изучает все стороны коммерческой, производственной, финансовой и другой деятельности для выявления и закрытия возможных каналов утечки конфиденциальной информации, ведет учет и анализ нарушений режима безопасности, накапливает и анализирует данные о злоумышленных устремлениях конкурентов и других организаций, о деятельности предприятия и его клиентов, партнеров, смежников;

Что такое структура службы безопасности предприятия. Смотреть фото Что такое структура службы безопасности предприятия. Смотреть картинку Что такое структура службы безопасности предприятия. Картинка про Что такое структура службы безопасности предприятия. Фото Что такое структура службы безопасности предприятия

6) организует и проводит служебные расследования по фактам разглашения сведений, утрат документов и других нарушений безопасности предприятия; разрабатывает, ведет, обновляет и пополняет «Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну» и другие нормативные акты, регламентирующие порядок обеспечения безопасности и защиты информации;

7) обеспечивает строгое выполнение требований нормативных документов по защите коммерческой тайны;

8) осуществляет руководство службами и подразделениями безопасности подведомственных предприятий, организаций, учреждений и других в части оговоренных в договорах условиях по защите коммерческой тайны;

9) организует и регулярно проводит учебу сотрудников предприятия и службы безопасности по всем направлениям защиты коммерческой тайны, добиваясь, чтобы к защите коммерческих секретов был осознанный подход;

10) ведет учет сейфов, металлических шкафов, специальных хранилищ и других помещений, в которых разрешено постоянное или временное хранение конфиденциальных документов;

11) ведет учет выделенных для конфиденциальной работы помещений, технических средств в них, обладающих потенциальными каналами утечки информации;

12) поддерживает контакты с правоохранительными органами и службами безопасности соседних предприятий в интересах изучения криминогенной обстановки в районе.

Единой методики формирования структуры службы безопасности не существует. В одной из публикаций [25] предлагается следующий алгоритм построения СБ (Рис. 3.2):

Что такое структура службы безопасности предприятия. Смотреть фото Что такое структура службы безопасности предприятия. Смотреть картинку Что такое структура службы безопасности предприятия. Картинка про Что такое структура службы безопасности предприятия. Фото Что такое структура службы безопасности предприятия

Рис. 3.2. Алгоритм построения службы безопасности

· определить жизненно важные интересы предприятия на момент создания службы безопасности;

· выявить угрозы безопасности для данного объекта;

· провести анализ угроз и выявить степень риска при их реализации;

· наметить пути локализации каждой из угроз и просчитать затраты на проведение соответствующих мероприятий;

· исходя из полученных данных, финансовых и трудовых возможностей, разработать структуру службы безопасности;

· поддерживать работоспособность СБ и корректировать ее структуру в зависимости от изменяющихся условий.

В общем, структура службы безопасности и ее численность будут зависеть от формы собственности предприятия, вида его производственной деятельности, места предприятия на рынке товаров и услуг, числа сотрудников, наличия на предприятии крупных материальных ценностей, взрыво- и пожароопасных веществ, информации, составляющей гостайну, активности конкурентов и криминальных структур. Поэтому представить универсальную структуру службы безопасности невозможно, однако можно выделить основные структурные подразделения, которые должны присутствовать в большинстве случаев при организации СБ на крупных промышленных государственных, акционерных предприятиях, в промышленно-финансовых группах, холдингах и т. п.

Организационно служба безопасности может состоять из следующих структурных единиц (Рис. 3.3):

· отдел режима и охраны, в составе сектора режима и сектора охраны;

· отдел защиты информации;

· группа безопасности внешней деятельности.

Что такое структура службы безопасности предприятия. Смотреть фото Что такое структура службы безопасности предприятия. Смотреть картинку Что такое структура службы безопасности предприятия. Картинка про Что такое структура службы безопасности предприятия. Фото Что такое структура службы безопасности предприятия

Рис. 3.3. Возможная структура службы безопасности

Отдел режима и охраны должен быть самостоятельным структурным подразделением службы безопасности и должен подчиняться начальнику службы безопасности. В его задачи входит:

1) определение перечня сведений, составляющих государственную и коммерческую тайну, организация и осуществление мер по обеспечению их безопасности;

2) разработка системы предотвращения несанкционированного допуска и доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну, и разработка соответствующих инструкций;

3) организация и поддержание пропускного режима, организация прохода сотрудников и посетителей в различные зоны доступа;

4) организация охраны аттестованных конфиденциальных помещений;

5) организация личной охраны руководителей и ведущих сотрудников, обеспечение безопасности транспортировки грузов и документов;

6) наблюдение за обстановкой вокруг и внутри объекта;

7) контролирование работоспособности элементов защиты в повседневных и в особых условиях (стихийные бедствия, поломки, аварии, беспорядки и т. п.).

Отдел защиты информациипредназначен для организации и обеспечения эффективного функционирования СЗИ. Основными задачами отдела являются:

1) организация работ по защите документальных материалов;

2) разработка и организация защиты автоматизированных систем обработки информации и электронного документооборота;

3) распределение между пользователями необходимых реквизитов защиты;

4) обучение пользователей автоматизированных систем правилам безопасной обработки информации;

5) принятие мер реагирования на попытки НДС и нарушения правил функционирования системы защиты;

6) тестирование системы защиты и контроль ее функционирования;

7) устранение слабостей в системе защиты и совершенствование механизмов обеспечения безопасности.

Основной задачей инженерно-технической группы является обеспечение безопасности деятельности предприятия с помощью технических средств защиты. А именно:

1) определение границ охраняемой (контролируемой) территории (зоны) с учетом возможностей технических средств, наблюдения злоумышленников;

2) определение технических средств, используемых для передачи, приема и обработки конфиденциальной информации в пределах охраняемой (контролируемой) территории (зоны);

3) обследование выделенных помещений с целью установления потенциально возможных каналов утечки конфиденциальной информации через технические средства, конструкции зданий и оборудования;

4) выявление и оценка степени опасности технических каналов утечки информации;

5) разработка мероприятий по ликвидации (локализации) установленных каналов утечки информации организационными, организационно-техническими или техническими мерами, используя для этого физические, аппаратные и программные средства и математические методы защиты.

Сотрудники группы безопасности внешней деятельности разрабатывают и проводят специальные мероприятия по изучению окружения объекта (конкуренты, посетители, клиенты и т. д.):

1) изучают торгово-конъюнктурные ситуации в пространстве деятельности учредителей, партнеров, клиентов и потенциально возможных конкурентов;

2) проводят ситуационный анализ текущего состояния финансово-торговой деятельности с точки зрения прогнозирования возможных последствий, могущих привести к неправомерным действиям со стороны конкурирующих организаций и предприятий;

3) собирают и обрабатывают сведения о деятельности потенциальных и реальных конкурентов для выявления возможных злонамеренных действий по добыванию охраняемых сведений;

4) определяют возможные направления и характер злоумышленных действий со стороны специальных служб промышленного шпионажа против предприятия, его партнеров и клиентов;

5) ведут учет и анализ попыток несанкционированного получения коммерческих секретов конкурентами;

6) определяют платежеспособность юридических и физических лиц, их возможности по своевременному выполнению платежных обязательств.

Для обеспечения эффективной работы службы безопасности необходимо отразить основные организационные вопросы в соответствующих инструкциях и распоряжениях. В них в первую очередь должны быть определены:

· должностные обязанности сотрудников службы безопасности, их права и меру ответственности;

· правила взаимодействия сотрудников службы безопасности с другими подразделениями предприятия;

· правила доступа и разграничения доступа к информации и материальным объектам;

· мероприятия по обеспечению контроля и функционирования системы безопасности объекта;

· меры реагирования на нарушение режима безопасности;

· планирование и организация восстановительных работ.

Приведенная структура службы безопасности не универсальна и должна корректироваться под определенную организацию. В частности, в нее могут быть введены новые отделы, например отдел пожарной безопасности, группа управления персоналом или группа сопровождения грузов. Как правило, формирование или реформирование структуры СБ осуществляется по мере понимания задач, которые должны ею решаться на текущий момент. В большинстве случаев это происходит после проведения аналитических исследований степени защищенности объекта. Однако в любом случае следует помнить, что хотя создание службы безопасности является лишь первым шагом на пути создания защитного бастиона любого объекта, от того, насколько выверенным он будет, во многом зависит в верном ли направлении будут сделаны последующие.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *