Что такое структура стихотворения в литературе

Основные понятия системы стихосложения. Виды строф в лирике

Содержание:

Современные принципы стихосложения сформированы в результате языковой реформы М.В. Ломоносова, с тех пор не изменялись.

Основные понятия системы стихосложения

Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.

Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть фото Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть картинку Что такое структура стихотворения в литературе. Картинка про Что такое структура стихотворения в литературе. Фото Что такое структура стихотворения в литературе

Подчиняется трем основным схемам:

Последняя система более характерна для русского стихосложения. Но нередко использование тонических рисунков, например, дольника.

— (от русск. доля, часть) — один из видов творческого стихосложения: трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.

НастоЯщую нЕжность не спУтаешь — — / — — / — — / — —
Ни с чЕм, и онА тихА — / — — / — /
Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь — — / — / — — / — —
Мне плЕчи и грУдь в мехА — / — — / — /

СтихАнализ строения стиха, определение его ритмического рисунка по количеству слогов, сгруппированных по принципу ударности.
Ритмика стиха
Акцентный стихтоже разновидность тоники: в каждой строке равное количество ударных и свободное число безударных слогов.

Виды строф в лирике

Строфа — это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.

Трехстишие: терцеп, терация
Средняя строка рифмуется с крайними
строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д.

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины.

(Данте А. «Божественная комедия»)

Четверостишие: катрен, стансы
Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными
рифмами при обязательной строфической замкнутости

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

Собрались люди мудрые
Вокруг постели Гостомысловой.
Смерть над ним летает коршуном!
Но, махнувши слабою рукою,
Говорит он речь друзьям своим…

(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)

Шестистишие: секстина
Строфа, состоящая из четверостишия и
двустишия с разной системой рифм.

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна,
Как тишиною грудь полна!

(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист. »)

Семистишие: септима
Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb.

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

(Лермонтов М.Ю. «Бородино»)

Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.

Твердые стихотворные формы

Cтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения

Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть фото Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть картинку Что такое структура стихотворения в литературе. Картинка про Что такое структура стихотворения в литературе. Фото Что такое структура стихотворения в литературе

Рифма

Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:

Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть фото Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть картинку Что такое структура стихотворения в литературе. Картинка про Что такое структура стихотворения в литературе. Фото Что такое структура стихотворения в литературе

Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма.

Стопа

Строительная единица стихотворной строчки, образованная сгруппированными безударными слогами вокруг одного ударного. Каждую поэтическую строчку делят на ритмическую единицу – стопу – по количеству ударений. Количество ударений равно числу стоп в строке.

Стихотворный размер

Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.

Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):

Двусложный размер

Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.

Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть фото Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть картинку Что такое структура стихотворения в литературе. Картинка про Что такое структура стихотворения в литературе. Фото Что такое структура стихотворения в литературе

Трехсложный размер

Трехсложных размеров три:

Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть фото Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть картинку Что такое структура стихотворения в литературе. Картинка про Что такое структура стихотворения в литературе. Фото Что такое структура стихотворения в литературе

Интересно! Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:

Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.

Источник

Структура стихотворения

Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть фото Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть картинку Что такое структура стихотворения в литературе. Картинка про Что такое структура стихотворения в литературе. Фото Что такое структура стихотворения в литературе Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть фото Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть картинку Что такое структура стихотворения в литературе. Картинка про Что такое структура стихотворения в литературе. Фото Что такое структура стихотворения в литературе

Всего получено оценок: 267.

Всего получено оценок: 267.

При рассмотрении лирического произведения необходимо учитывать структуру стихотворения. Она помогает увидеть особенности стихотворения как жанра лирики.

Структура

Стихотворение имеет следующую структуру:

Художественные средства

Рассматриваются все художественные средства всех уровней языка: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические.

В стихотворении особое место занимают тропы как лексические средства.

Система стихосложения

Стихотворения могут быть написаны в нескольких системах стихосложения: силлабическая, силлабо-тоническая (размерная), тоническая (безразмерная).

Размер

Большинство стихотворений написано двухсложными (хорей, ямб) или трехсложными (дактиль, амфибрахий, анапест) размерами.

Эти пять размеров характерны только для стихотворений, написанных в силлабо-тонической системе.

Рифма

Рифма бывает несколько видов: мужская (ударение падает на последний слог последнего слова), женская (ударение падает на предпоследний слог последнего слова), дактилическая (ударение падает на третий с конца слог последнего слова), гипердактилическая (ударение падает на четвертый с конца слог последнего слова).

Рифмовка

Рифмовка бывает смежная (ААбб), перекрестная (АбАб), кольцевая (АббА) и сплетенная (сочетание несколько видов рифмовки).

Строфика

Стихотворение может делиться на строфы: дистих (двустишие), терцина (трехстишие), катрен (четверостишие), пятистишие, секстина (шестистишие), септина (семистишие), октава (восьмистишие), нона (девятистишие), десятистишие, сонет (четырнадцатистрочное).

При анализе каждой строфы видна образная структура стихотворения.

Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть фото Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть картинку Что такое структура стихотворения в литературе. Картинка про Что такое структура стихотворения в литературе. Фото Что такое структура стихотворения в литературе

Что мы узнали?

Стихотворение имеет следующую структуру: художественные средства (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические); система стихосложения (силлабическая, силлабо-тоническая, тоническая); стихотворный размер (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест); рифма (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая); рифмовка (смежная, перекрестная, кольцевая); строфика (дистих, терцина, катрен, пятистишие, секстина, септина, октава, нона, десятистишие, сонет).

Источник

Справочные материалы к комплексному анализу лирических произведений. Структура стихотворения.

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

РГУ им. Косыгина Преподаватель Балабанова Л.И.

К КОМПЛЕКСНОМУ АНАЛИЗУ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Строфика текста, ее особенности и смысловая роль.

Особенности рифмы и её смысловая роль.

Стихотворный размер и его смысловая роль.

Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть фото Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть картинку Что такое структура стихотворения в литературе. Картинка про Что такое структура стихотворения в литературе. Фото Что такое структура стихотворения в литературе

Характер поэтической речи:

ритмически упорядоченная организация текста

ритмом , единственное, что отделяет стихи от прозы – это ритм.

способом организации стиха

— периодическое повторение в стихотворной речи однородных элементов.

постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков.

— задает Повторение ударных и безударных слогов стихотворения

Создаёт настроение, усиливает эмоциональные средства;

ритм может приобретать насмешливую интонацию, имити ровать народную песню и т.д.

Основа всякой поэтической вещи — ритм — «основная сила, основная энергия стиха» (В. В. Маяковский).

в стихотворной речи

стих отдельная стихотворная строка, которая в свою очередь делится на стопы.

— повторяющаяся комбинация одного ударного и нескольких безударных слогов.

Основные особенности ритмики

тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих;

силлабо – тоническая система основана на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов.

Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть фото Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть картинку Что такое структура стихотворения в литературе. Картинка про Что такое структура стихотворения в литературе. Фото Что такое структура стихотворения в литературе

Характеристика системы стихосложения

ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено;

С одной страны гром,

С другой страны гром,

Набегали тучи
Воду несучи

ритмика которой организуется повторением ударных слогов;

число безударных слогов между ударениями варьируется свободно

нет четкой последовательности ударных и безударных слогов

Она существовала давно, со времен М.В. Ломоносова практически не использовалась, но в ХХ веке символисты вернули ее в оборот, поэтому термины дольник, акцентный стих и верлибр попали в раздел с теорией…

в основе лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках

М.В. Ломоносова ввёл силлабо-тонику.

Ты хочешь знать, что видел я
На воле? — Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом,
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья, в пляске круговой.
(М. Лермонтов)

силлабо-тонический стих (размерный)

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман…

(А.С. Пушкин)

«Де́вушка пе́ла в церко́вном хо́ре 1221
О все́х уста́лых в чужо́м краю́, 2222
О все́х корабля́х, уше́дших в мо́ре, 2311
О все́х, забы́вших ра́дость свою́». 2212

(А. А. Блок).

Пример стихотворения Блока – это дольник . Суть в том, что у дольника количество ударений в строке всегда одинаковое (в нашем случае их 4), но они могут иметь разные позиции. у дольника эти интервалы одинаковые

Примером акцентного стиха может выступать также и русский рэпчик

У белого стиха есть всё, кроме рифмы

Приди — открой балкон. Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно. »
А далеко, на севере — в Париже —
Быть может, небо тучами покрыто,
Холодный дождь идет и ветер дует.
А нам какое дело? слушай, Карлос,
Я требую, чтоб улыбнулся ты…

Строфа — (греч. strophe — круг, оборот) — группа из определенного числа стихотворных строк, повторяющихся в произведении, объединенная общей рифмовкой и представляющая собой ритмико-синтаксическое целое, резко отделенное от смежных стихосочетаний большой паузой.

Строфа – группа стихотворных строк, объединённых в ритмическое целое по содержанию, способу рифмовки и интонации.

Наименьшей из строф является двустишие.

Наиболее распространенными видами строф в классической поэзии прошлого были четверостишия, октавы, терцины.

В зависимости от кол-ва строк и вида используемой рифмовки различают следующие разновидности строф:

Самостоятельное двустишие, выражающее законченную мысль

Добрые люди, спокойно вы жили,

Милую дочь свою нежно любили.

Строфа, состоящая из трехстиший, связанных цепью переходящих рифм. Со средней строкой последнего трехстишия рифмуется дополнительная заключительная строка

АБА — БВБ — ВГВ и т.д.

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу.

Утратив правый путь во тьме долины,

Каков он был, о, как произнесу.

Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!

(Данте А. «Божественная комедия»)

Четверостишие, строфа из четырех строк; самая распространенная строфа русской поэзии

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

Строфа из пяти сихотворных строк, которые рифмуются:

АБААБ — АБББА — ААББА

В последний раз твой образ милый

Дерзаю мысленно ласкать,

Будить мечту сердечной силой

И с негой робкой и унылой

Твою любовь воспоминать.

пятистишия, написанные анапестом.

Третья и четвертая строки состоят из меньшего количества стоп.

Строфа, состоящая из шести стихотворных строк с рифмовкой ААБВВГ или АБАБВВ

Сижу задумчив и один,

На потухающий камин

С тоскою мыслю о былом

И слов в унынии моем

Строфа, состоящая из семи стихотворных строк; практически не используется русскими поэтами

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,

Лиэээй пелся облик,

Гзи-гзи-гэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило лицо.

Строфа из восьми стихотворных строк с рифмовкой АБАБАБВВ; обязательным является чередование мужских и женских окончаний

Обол — Харону: сразу дань плачу

Врагам моим. — В отваге безрассудной

Писать роман октавами хочу.

От стройности, от музыки их чудной

Я без ума; поэму заключу

В стесненные границы меры трудной.

Попробуем, — хоть вольный наш язык

К тройным цепям октавы не привык.

Триолет (франц. triolet)

твёрдая форма 8-стишие с рифмовкой ABaA abAB, где стихи A и B повторяются как рефрены. Употребляются в лёгкой поэзии 15-18 вв.

Строфа, состоящая их девяти стихотворных строк, представляющая собой октаву с наращенной строкой перед заключительным двустишием; применяется крайне редко

Пришел и сел. Рукой задвинул

Лица пылающего книгу.

И месяц плачущему сыну

Дает вечерних звезд ковригу.

Строфа, состоящая из десяти стихотворных строк

Классические оды XVIII века

Вид сложной строфы; стихотворение, состоящее из 14 строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцины); в катренах повторяются только две рифмы, в терцинах — две или три. Расположение рифм допускает много вариантов

Однажды дома я весь вечер просидел.

От скуки книгу взял — и мне сонет открылся.

Такие ж я стихи сам сделать захотел.

Взял лист, марать его без милости пустился.

Часов с полдюжины над приступом потел.

Но приступ труден был — и, сколько я ни рылся

В архиве головной его там не нашел.

С досады я кряхтел, стучал ногой, сердился.

Я к Фебу сунулся с стишистою мольбой;

Мне Феб тотчас пропел на лире золотой:

«Сегодня я гостей не принимаю».

Досадно было мне — а все сонета нет.

«Так черт возьми сонет!» — сказал — и начинаю

Трагедию писать; а написал сонет.

Строфа, состоящая из 14 строк: трех четверостиший, каждое из которых имеет свою рифмовку: перекрестная, парная, кольцевая ( в первом четверостишии используется перекрёстная, во втором – смежная, а в третьем – кольцевая рифмовка) и заключительного двустишия. Создана и использована А. Пушкиным в романе “Евгений Онегин”

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан

Все в Ольге. но любой роман

Возьмите и найдете, верно,

Ее портрет: он очень мил,

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.

строфа, в которой четные и нечетные стихи состоят из разного количества стоп. Используется в балладах.

Рондо (франц. rondeau)

твёрдая форма, стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabba, abbr, aabbar, где r нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова первой строки. Популярно в поэзии барокко и рококо.

и их смысловая роль

— одинаковое или сходное звучание концов стихотворных строк.

звуковой повтор в конце строк.

повтор звуков, связывающий окончания двух или более стихов

В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных.

Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха ( клаузулы ), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

Рифма – инструмент в поисках смысла.

1) в зависимости от расположения ударения

если ударение в стихотворной строке падает на последний слог

— мужская открытая дана – окружена

— мужская закрытая убегал – скал

туман – обман, плен – тлен

ту/ма’н – о/бма’н, пле’н – тле’н

Мужская рифма придаёт стиху энергичное, резкое звучание; чем дальше ударение от конца стихотворной строки, тем мягче звучание стиха

Не с тобой ли говор ю

В остром крике хищных пт и ц,
Не в твои ль глаза смотр ю

С белых, матовых стран и ц?

Я улыбаться перест а ла,

Морозный ветер губы ст у дит,

Одной надеждой меньше ст а ло,

Одною песней больше буд е т.

– с ударением на третьем от конца слоге

А Смоленская нынче имен и нница,

Синий ладан над травою ст е лется,

И струится пенье паних и дное,

Не печальное нынче, а св е тлое.

Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда.

— рифмуются отдельные слова:

— между собой рифмуются группы слов или одно слово с несколькими

— в ней совпадают все звуки:

неточная рифма (приблизительная)

совпадают ударные гласные и не совпадают согласные

— совпадают лишь отдельные звуки

С тех пор стал над недрами парка сдвигаться

Суровый, листву леденивший октябрь.

Зарями ковался конец навигации,

С истемы рифмовки лежат в основе строфического построения стихов.

Графически системы рифмовки представляют в таком виде: аабб, абаб, абабвв и т.д. Символами букв обозначают рифмы.

Самые распространенные схемы рифмовки (их три):

когда совпадения идут поочередно,

рифмуются 2 строки подряд ( рифмовка , смежных стихов: 1-го со 2-ым, 3-го с 4-ым):

смысловая автономность рифмующихся строк

все распадается на отдельные двустишия

Такие строфы обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения.

Выткался на озере алый свет за ри .
На бору со звонами плачут глуха
ри .
Плачет где-то иволга, схоронясь в дуп
ло .
Только мне не плачется – на душе свет
ло .
(С.А. Есенин)

(ассоциативная пара появляется в уме сразу же, она не забивается промежуточными строками).

Такими же стихами написана поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтова.

Это наиболее очевидная система рифмовки, пользующаяся особой популярностью во все времена. Практически все рифмованные эпосы написаны с помощью смежной системы рифмовки.

Кажется, что пользоваться смежными рифмами – проще простого, но это ощущение обманчиво. Короткая строка, которая чаще всего употребляется при смежной рифмовке, близость рифмующихся строк требует от поэта виртуозного владения техникой. Ему требуется не только максимально точно подобрать рифму (неточные рифмы, как правило, не звучат), но и сформулировать в малом пространстве строки свою мысль так, чтобы она не звучала искусственно.

совпадения идут через раз, рифмуются четные и нечетные строки : 1-го стиха с 3-им, 2-го – с 4-ым

смысловые переклички, цельность

Позволяет лучше передать необходимое настроение.

Первая пара строк как бы вытягивает из памяти вторую, рифмующуюся с ней пару

Люблю грозу в начале м ая ,
Когда весенний первый гр
ом ,
Как бы резвяся и игр
ая ,
Грохочет в небе голуб
ом .
(А.А. Фет)
Тютчев:

Самая популярная и наиболее гибкая в ритмическом плане система рифмовки. Она несколько сложнее, чем стихи со смежной рифмовкой, но проще, чем с кольцевой.

1-ая строка рифмуется с последней:

первая строка как бы затирается последующей парой рифмующихся строк

такой системой рифмовки очень удобно пользоваться, например , при описании противоречивых чувств.

Есть тонкие властительные связи

Меж контуром и запахом цветка.

Так бриллиант невидим нам, пока

Под гранями не оживёт в алмазе.

Имеет меньшее представительство в общей массе стихотворений

Несколько более сложная система рифмовки, нежели смежная. Вторая и третья рифмующиеся строки немного затеняют рифму первой и четвёртой строки, «смазывают» её. Поскольку вторая и третья строки как будто быстро проговариваются, имеют более выраженную динамику, нежели первая и четвёртая опоясывающей рифмы.

Некоторые литературоведы выделяют ещё

сплетённую (или смешанную )

имеет множество схем.

Вдали от жизни и любв и в

рифма, в которой созвучны только ударные гласные

созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков

полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному

Богатые рифмы всегда оценивались как особо звучные

Рифма может быть оценена как

— банальная (розы – морозы)

— оригинальная (гитары – Гюльнары)

— неожиданная (треф – лев)

— эффективная (Бокль – бинокль)

Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть фото Что такое структура стихотворения в литературе. Смотреть картинку Что такое структура стихотворения в литературе. Картинка про Что такое структура стихотворения в литературе. Фото Что такое структура стихотворения в литературе

формирует определенная последовательность ударных и безударных слогов

количество слогов в строке и размещение ударения,

трехсложный дактиль, амфибрахий или анапест.

Нарушения метрического ударения: пиррихий, спондей.

Хорей – двусложная стопа

— с ударением на 1 слоге.

в силлабо-тонической системе стихосложения

— хорей ‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Ямб – двусложная стопа

— ударение на каждом 2-ом слоге

в силлабо-тонической системе стихосложения

— ямб _ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’

В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц;

Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога.

Дактиль – трёхсложная стопа

с ударением на 1 слоге.

в силлабо-тонической системе стихосложения

Кто бы ни звал — не хочу

На суетливую нежность

Я променять безнадежность

Амфибрахий – трёхсложная стопа

с ударением на 2 слоге.

в силлабо-тонической системе стихосложения

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи —

Мороз-воевода с дозором

Обходит владенья свои.

Анапест – трёхсложная стопа

с ударением на 3 слоге.

в силлабо-тонической системе стихосложения

Пропаду от тоски я и лени,

Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.

Смысловая роль стихотворного размера

Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего смыслового наполнения.

сильный, энергичный размер,

всегда звучит плавно, мягко,

создает однообразный мерный ритм,

близок к интонациям разговорной речи,

— очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.

Как запомнить стихотворные размеры.

и хорей соответственно уже на первый.

Чтобы запомнить трёхсложные размеры стихотворений

Нужно выучить слово ДАМА.

ДАМА расшифровывается так:

Как определить стихотворный размер?

На примере стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети».

Возьмем первые две строки: О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей!

1. Делим на слоги каждую строку (сколько в слове гласных, столько и слогов), как бы получится 2 больших слова:

2. Теперь ставим ударения.

3. Теперь делим на стопы: либо по 2 слога в стопе, либо по 3 слога.

Пробуем делить по 2 слога:

Видим, что получается какая-то ерунда.

Где-то ударение на первый слог в стопе, где-то на второй. Делим по 3 слога в стопе:

А еще стопы бывают безударными, чаще всего это встречается у двухсложных размеров, в нашем случае безударных стоп не оказалось, но знайте, что такое явление существует.

Сразу поставим ударения в словах. Затем считаем под какими цифрами у нас ударения:

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИХОТВОРНОГО РАЗМЕРА

на примере первого четверостишия

стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В классических текстах для определения размера всего стихотворения достаточно проанализировать 1-2 стиха (т. е. стихотворные строчки). Поэтому сосредоточим своё внимание на первых двух стихах стихотворения.

Как видим, в безударной позиции оказались местоимение «я» и предлоги «на» и «сквозь».

3. Третьим шагом станет разделение строчек на стопы и собственно определение размера. Для того чтобы правильно разделить стихи на стопы и определить размер, рекомендуют использовать приём, называемый скандированием, или скандовкой, то есть такое размеренное чтение, при котором мы ставим ударение даже на тех слогах, где его при обычном чтении нет. Попробуем прочитать наше стихотворение таким образом и выделим дополнительные ударения знаком ˆ :

Теперь выпишем получившуюся у нас метрическую схему строк:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *