Что такое структура теории
ЦП Автоматизированные системы управления и промышленная безопасность
БК Автоматизированные системы управления и кибернетика
18. Теория, ее сущность, структура и функции. Виды теорий
Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна, и др.
Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.
В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы структуры теории:
1) Исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.
2) Идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т. п.).
3) Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.
4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы.
5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.
Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов (типов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям). В зависимости от этого могут быть выделены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и т. д.
Для современной (постнеклассической) науки характерны усиливающаяся математизация ее теорий (особенно естественнонаучных) и возрастающий уровень их абстрактности и сложности.
Общая структура теории специфически выражается в разных типах (видах) теорий.
Так, математические теории характеризуются высокой степенью абстрактности. Они опираются на теорию множеств как на свой фундамент. Решающее значение во всех построениях математики имеет дедукция.
Теории опытных (эмпирических) наук — физики, химии, биологии, социологии, истории — по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений можно разделить на два больших класса: феноменологические и нефеноменологические.
Феноменологические (их называют также описательными, эмпирическими) описывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы.
С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место нефеноменологическим (их называют также объясняющими). Они не только отображают связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т.е. их законы.
Одним из важных критериев, по которому можно классифицировать теории, является точность предсказаний. По этому критерию можно выделить два больших класса теорий.
К первому из них относятся теории, в которых предсказание имеет достоверный характер.
В теориях второго класса предсказание имеет вероятностный характер, который обусловливается совокупным действием большого числа случайных факторов. Такого рода стохастические (от греч. — догадка) теории встречаются не только в современной физике но и в большом количестве в биологии и социально-гуманитарных науках в силу специфики и сложности самого объекта их исследования
А. Эйнштейн различал в физике два основных типа теорий — конструктивные и фундаментальные. Большинство физических теорий, по его мнению, является конструктивными, т.е. их задачей является построение картины сложных явлений на основе некоторых относительно простых предположений. Исходным пунктом и основой фундаментальных теорий являются не гипотетические положения, а эмпирически найденные общие свойства явлений, принципы, из которых следуют математически сформулированные критерии, имеющие всеобщую применимость.
Специфическую структуру имеют теории социально-гуманитарных наук.
Что такое теория и каковы ее структура и функции
Что такое теория и каковы ее структура и функции
Теория — наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
А. Эйнштейн считал, что любая научная теория должна отвечать следующим критериям: а) не противоречить данным опыта, фактам; б) быть проверяемой на имеющемся опытном материале; в) отличаться «естественностью», т.е. «логической простотой» предпосылок (основных понятий и основных соотношений между ними); г) содержать наиболее определенные утверждения: это означает, что из двух теорий с одинаково «простыми» основными положениями следует предпочесть ту, которая сильнее ограничивает возможные априорные качества систем; д) не являться логически произвольно выбранной среди приблизительно равноценных и аналогично построенных теорий (в таком случае она представляется наиболее ценной); е) отличаться изяществом и красотой, гармоничностью; ж) характеризоваться многообразием предметов, которые она связывает в целостную систему абстракций; з) иметь широкую область своего применения с учетом того, что в рамках применимости ее основных понятий она никогда не будет опровергнута; и) указывать путь создания новой, более общей теории, в рамках которой она сама остается предельным случаем*.
Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям: а) непротиворечивости (т.е. не нарушать соответствующий закон формальной логики) и фальсифицируемости — опровержимости, б) опытной экспериментальной проверяемости. Поппер сравнивал теорию с сетями, предназначенными улавливать то, что мы называем реальным миром, для осознания, объяснения и овладения им. Истинная теория должна, во-первых, соответствовать всем (а не некоторым) реальным фактам, а во-вторых, следствия теории должны удовлетворять требованиям практики. Теория, по Попперу, есть инструмент, проверка которого осуществляется в ходе его применения и о пригодности которого судят по результатам таких применений.
Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современной методологии науки выделяют следующие основные компоненты, элементы теории: 1. Исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п. 2. Идеализированные объекты — абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютное черное тело», «идеальный газ» и т.п.). 3. Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания. 4. Философские установки и ценностные факторы. 5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.
Методологически важную роль в формировании теории играет абстрактный, идеализированный объект («идеальный тип»), построение которого — необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Этот объект выступает не только как мысленная модель определенного фрагмента реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории.
Если на эмпирической стадии преобладает обобщение фактов и установление эмпирических законов, то теоретические законы формулируются не на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с идеализированными объектами. К числу основных функций теории можно отнести следующие:
1. Синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.
2. Объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.
3. Методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.
4. Предсказательная — функция предвидения. На основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.
5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории — быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. На как из множества конкурирующих теорий выбрать хорошую?
Как считает К. Поппер, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так называемый «критерий относительной приемлемости», согласно Попперу, отдает предпочтение той теории, которая: а) сообщает наибольшее количество информации, т.е. имеет более глубокое содержание; б) является логически более строгой; в) обладает большей объяснительной и предсказательной силой; г) может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями. Иначе говоря, резюмирует Поппер, мы выбираем ту теорию, которая наилучшим образом выдерживает конкуренцию с другими теориями и в ходе естественного отбора оказывается наиболее пригодной к выживанию.
Источник: Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — С. 119-121 (352с.)
Грушевицкая Т., Садохин А. Концепции современного естествознания
ОГЛАВЛЕНИЕ
ТЕМА 2 НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ. СТРУКТУРА И ОСНОВАНИЯ ТЕОРИИ
Понимание науки как одной из форм общественного сознания и сферы культуры, дающей достоверные знания о действительности, не является окончательным и завершенным. Остается нераскрытым вопрос о формах проявления научных знаний. Ученые считают, что основной формой научного знания являются научные теории.
ТЕОРИЯ КАК ФОРМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. ТЕОРИЯ И НАУЧНЫЕ ПРОГРАММЫ
Теория выступает как наиболее сложная и развитая форма научного знания. Генетически ей предшествуют другие формы, такие, как программы, типологии, классификации, составляющие базу для ее формирования. Поэтому теории возникают на базе таких программ или парадигм (совокупности предпосылок, определяющих конкретное научное исследование и признанных на данном этапе развития науки). В рамках этих парадигм формулируются самые общие базисные положения, используемые в теории, задаются идеалы научного объяснения и организации научного знания, его оценки. Общность этих базисных положений определяется философскими принципами, лежащими в основе научных программ. Эти программы, в свою очередь, функционируют в рамках всего культурно-исторического целого, так как от типа культуры (культура в данном случае понимается как культура определенного народа или группы родственных народов в определенный период времени) зависит, какие проблемы находятся в центре внимания общества, предпочтительный способ решения этих проблем, позиция общества и политика государства по отношению к ученым и их запросам.
Поскольку культура общества не является однородной, в рамках одного культурно-исторического целого может быть сформулировано несколько научных программ. В свою очередь, одна научная программа порождает, как правило, несколько научных теорий. Непонимание или недостаточное внимание к проблеме связи науки и культуры в целом приводит к невозможности выявления причин развития науки, смены научных парадигм.
СТРУКТУРА НАУЧНОЙ ТЕОРИИ
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НАУКИ
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ
НАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ И СПОСОБ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ И ИСКЛЮЧЕНИЕ НАУЧНЫХ АБСТРАКЦИЙ
План семинарского занятия (2 часа)
1. Научная теория как форма научного познания. Связь теории с социокультурным контекстом.
2. Формальный и содержательный аспекты научных теорий.
3. Гносеологические предпосылки науки и проблема истинности теорий.
4. Научное понятие. Введение и исключение научных абстракций.
Темы докладов и рефератов
1. Принцип верификации научных теорий и проблема истинности.
2. Фальсифицируемость как критерий научности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Витгетитейн Л. Логико-философский трактат // Философские работы. В 2 т. Т. 1.М., 1994.
2. Доброе Г.М. Наука о науке. Киев, 1989.
3. Естественнонаучное мышление и современность. Киев, 1985.
4. Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. М., 1985.
5. Петров 10.А., Никифоров А.Л. Логика и методология научного познания. М„1982.
6. Петров 10.А. Теория познания. М., 1988.
7. Потер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
8 Структура и развитие науки. М., 1978.
9. Философия и методология науки. М., 1996.
.
Научная теория. Особенности построения научной теории, её структура и функции
Создание научной теории должно происходить после накопления определённого материала обо всех объектах и явлениях исследований. В силу этого появление теории обычно происходит в достаточно зрелом периоде развития конкретной научной дисциплины.
Теория научного исследования
Теория – это совокупность утверждений, которые дают целостное представление о закономерностях и значительных связях в конкретной сфере действительности.
На протяжении всей истории человечества, люди были знакомы с явлениями электричества, но научные обоснования и теории электричества появились только в XVIII в. Создание теории требует много времени и усилий. Изначально создаются описательные теории, которые дают лишь систематическое описание и классифицируют объекты.
Долгое время теория ботаники и теория зоологии находилась только на описательном уровне. Они описывали виды растений и животных, а также классифицировали их.
Без описательного этапа невозможно представить ни одну теорию. Он является естественным и жизненно необходимым. Без описания явлений и процессов невозможно приступить к их изучению, более того, нужно обозначить их признаки и классифицировать их. Только после этого появляется возможность глубокого погружения в исследование с установлением связей и открытием законов.
Высшая форма развития науки – объяснительная теория, которая даёт не только описание, но объяснение исследуемым явлениям. Каждая научная дисциплина стремится к формированию и созданию именно таких теорий. Зачастую наличие теории у науки говорит о её зрелости и состоятельности. Всякая дисциплина считается научной только после того, как у неё появляются объяснительные теории.
Самый простой способ проверки теории – экспериментальная проверка (практика – критерий истины). Но стоит помнить, что не всегда теорию можно экспериментально проверить.
Теорию Большого взрыва о появлении Вселенной проверить экспериментом невозможно. Нельзя проверить с помощью эксперимента макроэкономические и социальные теории из-за того, что они слишком сложны и требуют огромных материальных затрат.
Исходя из этого, теорией может называться гипотетическое представление, имеющее вид концепции. При этом строиться теория и концепция должны только, опираясь на логические законы, а их основная задача – описывать, объяснять и предсказывать явления. Такие теории чаще всего испытываются не посредством прямого эксперимента, а с помощью установления наличия предсказательной силы, иными словами если, полагаясь на теорию можно описать или предсказать факты и закономерности, которые гипотетически установлены ранее, то можно утверждать, что предсказательная сила присутствует.
Пример предсказательной силы в теории происхождения жизни на Земле.
Структурные компоненты научной теории
Современная методология науки делит научную структуру на несколько компонентов:
В основе теории – комплект начальных понятий и фундаментальных принципов, которые включают в себя лишь исходные понятия – именно эта база даёт возможность исследовать реальность и ту сферу, которую изучает теория. Исходные понятия и принципы служат для того, чтобы определить фундаментальные связи и отношения изучаемой сферы, ими же определяются и все оставшиеся явления.
Основа, на которую опирается механика – понятия материальной точки, силы, скорости и три закона динамики Ньютона. Для классической экономической теории характерными являются понятия спроса и предложения, законы уменьшения предельной полезности и производительности.
Главный составляющий элемент теории – закон.
Закон – это выражение важных, повторяющихся и устойчивых связей, протекающих между явлениями и процессами действительности.
Иными словами, закон – это отношения признаков.
Известный учёный-математик А. Пуанкаре говорил о том, что законы – это наилучшее выражение внутренней гармонии мира и являются основным началом, предписанием, которое отражает отношения между вещами.
В данном контексте стоит сделать акцент на отличие признака и отношения.
Признак или свойство – это специфическая особенность конкретного объекта, а отношение является следствием связи нескольких свойств.
Стоит заметить, что в момент выстраивания теории, нужно принимать во внимание тот факт, что статус признаков подвержен изменениям и зависит от того, на каком уровне он исследуется: фактуальном, ментальном или лингвистическом.
Для фактуального уровня признаки – это свойства и отношения свойств объектов. В качестве примера отношения физических тел, особей, людей или товаров. На фактуальном уровне научные законы – это отношение свойств. Для него не характерны сами свойства.
На ментальном уровне признаки представлены в качестве понятий. Закон в данной ситуации прописывает отношение между понятиями. В свою очередь, понятия – это отображение мыслей и чувств.
Для формулирования экономических законов особое значение имеют понятия. Представим, что товар имеет существенный признак – цену. Но цена и сам товар – мысленный образ. Из чего следует, что признаки на ментальном уровне представлены отражением чувств.
Интересно заметить, что говоря, к примеру, о цене драгоценного кольца с бриллиантом, сразу представляются конкретное выражение чувств. При этом важно понимать, что чувства мужчины и женщины в этой ситуации будут значительно отличаться. Важно понимать, что установление законов ценообразования на бриллиантовое кольцо не тесно связано с физическими свойствами бриллианта и драгоценного металла, а скорее базируется на отношении между понятиями о кольце, в данном случае чувств.
Создать и принять закон, особенно в экономической сфере достаточно сложно ещё и в силу лингвистических особенностей, где все понятия должны быть обличены в термины. В свою очередь, термины являются универсальными и выражаются посредством сингулярных предложений.
«Капитал – это ресурс, который может принести доход и возрастает при этом» – данное предложение универсально. «Собственный капитал компании составляет 5 млрд. руб.» – а это предложение сингулярное. И в первом, и во втором случае применяется один и тот же термин, но при этом его качественное и количественное значения отличаются.
Из примера следует, что формулировка законов должна происходить с учётом того, что признаки выступают в трёх формах: признак объекта, понятие об объектах и термины, которые имеют переменное значение.
Идеализированный объект теории
Исходные понятия и принципы теории могут непосредственно относиться к не настоящим вещам и явлениям, а к некоторым абстрактным объектам, которые в купе образуют идеализированный объект теории.
В классической механике таким объектом выступает система материальных точек. В молекулярно-кинетической теории – множество замкнутых в определённом объёме хаотически соударяющихся молекул, которые представлены в виде абсолютно упругих материальных шариков. В теории относительности таким объектов является множество инерциальных систем.
Подобного рода объекты не могут существовать самостоятельно, они скорее являются воображаемыми объектами. Но нужно понимать, что идеализированный объект теории определённым образом относится к реальным вещам и явлениям. Он отображает определённые абстрагированные от них или идеализированные свойства реальных вещей.
Из жизненного опыта человек знает, что при толчке тело начинает двигаться. Также определённо ясно, что меньшее трение позволит телу пройти больший путь после толчка. Если представить, что трение вовсе отсутствует, то в воображении сразу появляется образ тела, которое движется по инерции.
В действительности такого не бывает – это идеализированный объект. По такому же принципу в науку вводятся объекты с абсолютными признаками, например, абсолютно твёрдое или абсолютно чёрное тело и т.п. Для получения наиболее интересных и важных данных, учёные используют пример идеализации.
Астроном изучает движение планет, при этом он не учитывает, что на каждой из них имеется своя атмосфера, химический состав и т.п. Он исследует само движение, представляя каждую как материальную точку. Всё, что их характеризует в данной ситуации – масса и удалённость от Солнца.
В таком же ключе работает экономист. Например, исследует закономерности потребления, не учитывая цвет, размер, запах товаров, тип или пол потребителей. Он использует идеализированные образы – товар, полезность, потребитель. И только поэтому он имеет возможность исследовать и делать выводы по поводу поведения потребителей, преобразовывать эти выводы в законы и выражать их в чёткие математические уравнения.
Идеализированный объект теории применяется для выражения начальных понятий теории, а также её основных принципов. Но справедливо заметить, что понятия и утверждения теории имеют только то значение, которое им назначает идеализированный объект. Именно этим объясняется невозможность их соотношения с реальными вещами и процессами.
Логика теории
Структура современных объяснительных теорий имеет гипотетико-дедуктивное строение. Еще во времена Евклида именно дедуктивно-аксиоматическое построение знания представлялось как идеальный образец. Объяснительная теория также строиться по этому принципу. Разница между Евклидовыми представлениями и современными состоит лишь в том, что Евклид и многие учёные-мыслители после него, думали, что самоочевидные истины – аксиомы. Современные учёные понимают, что истину отыскать достаточно сложно, а постулаты их теорий – это всего лишь предположения о глубинных причинах явлений.
История науки множество раз подтвердила, что человеку свойственно ошибаться. Исходя из этого, объяснительная теория и получила название гипотетико-дедуктивной, потому как выстраивается она в виде дедуктивной системы, в которой положения выводятся из начальных гипотез. Чаще всего теория выстраивается на основе классической или двухзначной логике. Однако в некоторых науках этого сделать невозможно, тогда призывают на помощь трёхзначную или вероятностную логику. Так происходит, например, в квантовой механике. Безусловно, свод правил и способов доказательств, которые выступают в качестве объяснения структуры знания, опираются на математические постулаты.
Таким образом, в основе гипотетико-дедуктивной теории лежит набор исходных понятий и принципов, а также идеализированный объект, который выступает интерпретацией теории и логико-математического аппарата. Это основание служит для получения посредством дедуктивного метода всех других утверждений теории – законов, частных и общих, следствий этой теории. Примечательно, что они также говорят об идеализированном объекте. В итоге получается, что систематизированное знание легко обозримо и находится в свободном доступе для освоения и применения.
Вопрос заключается лишь в том, как теория соотносится с действительностью, в случае, когда её утверждения говорят об идеализированных, абстрактных объектах? Ответ кроется в том, что к гипотетико-дедуктивной теории присоединяется некоторое количество редукционных предложений и правил, которые выступают как связка между отдельными понятиями и утверждениями с эмпирически проверяемыми утверждениями.
Эмпирическую окраску теории придают редукционные предложения, которые, в свою очередь, помогают использовать её для предсказаний, экспериментальных постановок и практической деятельности.
Соотнести расчёты с реальными вещами и событиями поможет эмпирическая интерпретация. Для этого необходимо добавить некоторые условия и сделать их описанием реальной ситуации. К весу идеального снаряда добавить 50 гр., угол наклона ствола орудия принять с некоторой погрешностью, а точку падения представить как область с конкретно заданными размерами.
Функции научной теории
Научная теория по своему роду деятельности и предназначению выполняет ряд функций:
Теория представляет собой совокупность утверждений, которые дают возможность представить закономерности и существенные связи как единое целое, в конкретной области действительности, выдавая себя за высшую самую развитую форму организации научного знания, при этом должна объяснять, описывать и предсказывать.
Теория, в первую очередь, должна систематизировать, выстраивать в чёткий порядок знания, которые получают во всех областях. Здесь говорится о том, что все факты, принципы, законы и закономерности должны быть представлены в целостной системе знаний. Таким образом, работает описательная функция.
Вторая функция теории заключается в том, что она должна объяснять сформулированные принципы и познанные законы, опираясь на прошлое, настоящее положение вещей. Здесь используются экспериментальные факты конкретной предметной области, существенные признаки, причины явлений, происхождение и т.п.
Третья – предсказательная функция строится на основе первых двух. Тех самых сформулированных законов, посредством которых делаются предсказания о будущем состоянии объектов, явлений и процессов. Предсказательная функция теории считается основной, в силу того, что она делает прогнозы на будущее. Она позволяет правильно расставить приоритеты и сделать акценты на более перспективные процессы.
Предсказательная функция или как её ещё называют прогностическая или эвристическая помогает составлять прогнозы доходов, темпов роста и развития, определять характеры кризисов и т.д.
Очень важно отметить, что на базе теоретических принципов и законов формируются методы, способы и приёмы исследовательской деятельности. Они же и помогают получить совершенно новые знания, предположить существование новых ранее недоступных фактов. Фундаментальные теории меняют мировоззрение исследователей и методологию науки.
В основе перемен физики лежат принципы квантовой физики, которая повлияла на структурно-функциональные методы познания.
Здесь мы говорим еще об одной функции науки – методологической.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что все знания, факты, прогнозы и законы, которые получены в ходе исследовательской деятельности, позволяют человеку в значительной степени улучшать его жизнь. В данном контексте очень важна качественная теория.
Данные функции характерны всем без исключения теориям. Ключевыми из них являются объяснительная и предсказательная.
Объяснительная функция теории
Дедуктивно-номологическое объяснение характерно для повседневной жизни. Довольно часто используется термин «объяснение» с целью утверждения определённого явления, интерпретации объекта и т.п. Объяснить, значит сделать ясным и понятным.
Для понимания окружающего мира, люди на протяжении всего своего существования создавали определённые системы, которые объясняли события повседневной жизни и природные явления: мифологические, натурфилософские, религиозные и т.п. Однако в современном мире функцию объяснения приняла на себя наука. Теперь она делает понятными для человека явления, происходящие в мире. Именно поэтому объяснение стало образцом для всех сфер человеческой жизни.
Можно говорить о том, дедуктивно-номологический способ научного объяснения является чуть ли не самым объективным и признанным. Возвращаясь к истории, нужно отметить, что появление данной модели объяснения явлений связывают с именами Карла Поппера и Карла Гемпеля.
«. Дать причинное объяснение некоторого события – значит дедуцировать описывающее его высказывание, используя в качестве посылок один или несколько универсальных законов вместе с определенными сингулярными высказываниями – начальными условиями» – высказывались К. Поппер.
Чтобы прояснить это высказывание, необходимо обратиться к примеру. Представим, что наблюдаем за некоторым явлением, которое заключается в том, что нить с подвешенным на него грузом в 2 кг. рвётся. Вопрос в том, почему порвалась нить? Ответ в данной ситуации должен быть выстроен по строгой схеме.
Здесь представлена самая простая дедуктивно-номологическая схема научного объяснения. Опираясь на логику, это объяснение выстроено по всем её законам с использованием всех посылок. Со стороны познания объяснить любое явление – значит придать её сомнению и выстроить объяснения посредством соответствующего закона.
Представленная структура объяснения выражает логический вывод modus ponens, посылки которого называются экспланансом (объясняющее), а следствие – экспланандумом (объясняемое).
В данном случае был проведён элементарный пример дедуктивно-номологического объяснения. В нём допускается использование различных модификаций и обобщений. В самом общем виде эксплананс может иметь несколько общих и единичных утверждений, а вывод – это цепочка умозаключений, опирающихся на логическое мышление. В качестве экспланандума может использоваться отдельное событие или общее утверждение, иногда даже теория.
К. Гемпель придумал вариант индуктивно-вероятностного объяснения, где общее положение объясняется посредством вероятностно-статистических данных. Но, ограничиваясь дедуктивно-номологическим объяснением можно выстроить следующую схему:
L1, L2, L3. – общие законы Эксплананс.
C1, С2, С3. – утверждения о начальных условиях.
__________ – логический вывод.
Е – описание объясняемого явления Экспланандум.
Особенности дедуктивно-номологического объяснения
Дедуктивно-номологическим объяснениям приписываются определённые особенности, самая важная из них заключается в том, что оно наделяется объясняемое событие определённым характером. По существу, дедуктивно-номологическое объяснение – это логическое получение выводов относительно объясняемого положения, которое получено благодаря некоторым посылкам. В случае, если эти посылки истинны, а их истинность лежит в основе корректности условий, то выведенное положение в любом случае истинно. Иначе говоря, при дедуктивно-номологическом объяснении конкретного события, указывается причина или условия существования этого события, и если причина действительно реальна, то в качестве следствия подразумевается её существование.
Объясняемые события связываются с другими событиями и таким образом, устанавливаются закономерности связей. Исходя их этого, логично предположить, что реальные действия указывают на справедливые законы, если одно происходит вследствие другого.
Другая особенность дедуктивно-номологического объяснения близка с первой и заключается в том, что общее положение, входящее в его эксплананс, непременно должно являться законом природы, иначе говоря, быть выражением необходимой связи явлений. В противном случае, получить объяснение невозможно. Логическая форма закона природа такова, что её трудно отличить от случайно истинных обобщений или тех утверждений, которые из-за случайных обстоятельств оказались истинными.
«Все жильцы нашего подъезда имеют загородные дачи», «Все члены данного учёного совета –лысые»; «Возраст всех присутствующих в данной аудитории не превышает 30 лет» и т.п.
Законы природы по своему обыкновению выражаются общими высказываниями так же, как и истинные обобщения. Но общие высказывания применять для объяснения нельзя.
Например, пусть истинно высказывание: «Все мои друзья знают английский язык». Кто-то спрашивает об одном из моих друзей: «Почему это В. так хорошо знает английский язык?» Я даю ему «объяснение»: «В. – мой друг, а все мои друзья хорошо знают английский язык, вот поэтому-то и В. хорошо знает английский язык». Конечно, это никакое не объяснение: дружба с кем-то не является причиной хорошего знания иностранного языка, и, возможно, уже завтра моё обобщение станет ложным, если мне посчастливится подружиться с человеком, не знающим английский язык.
Отличить закон от случайного обобщения под силу только научной теории. Понятно одно, если общее высказывание является частью теории, то оно выражает закон природы, если оно не включено в теорию, то вероятнее всего оно будет случайным истинным.
Рациональное объяснение и его особенности
Для объяснения природных явлений используется дедуктивно-номологическая схема, а для объяснения явлений в общественных науках и человеческих действий применяется рациональное объяснение.
Изначально дедуктивно-номологическая схема применялась и на другие области помимо природы. К. Гемпель свою первую статью посвятил именно проблематики использования дедуктивно-номологической схемы объяснения для интерпретации исторических событий. Ему в ответ канадский учёный У. Дрей постарался доказать, что в истории применимы иные методы объяснений. В качестве примера привёл собственный тип объяснений, который он назвал рациональный.
Смысл рационального объяснения, которое предлагал У, Дрей заключалась в том, чтобы при объяснении поступка конкретного исторического героя, историк пытается понять его мотивы, которыми человек руководствовался и в свете этого показать, насколько его поступок был рациональным или нет.
Особое значение установлению закономерностей мотивации уделяется в экономической науке. Это подтверждает тот факт, что в 1995 г. Нобелевской премии был удостоен Роберт Лукас-младший за «…разработку и применение гипотезы рациональных ожиданий, которая привела к изменению макроэкономического анализа и углублению нашего понимания экономической политики».
Предложенная У. Дреем модель объяснения, породила дискуссию среди методологов науки относительно того, насколько можно считать рациональное объяснение научным.Важным оставался вопрос о том, что предложенная рациональная схема объяснения не опирается на законы природы, а дедуктивно-номологическая остаётся универсальной и она может быть применима к любой сфере жизнедеятельности человека.
Объяснить – означает подвести объясняемое под определённый закон, в таком случае невозможно рациональное объяснение считать научно подлинным.
Сторонники нового рационального метода пытались защитить его право на существование и тем самым предпринимали попытки доказать, что нельзя считать дедуктивно-номологическую схему объяснения единственно верной, поскольку в такой случае все науки, которые не попадают под выработанные современные законы естествознания, исключаются из числа наук вовсе. Это в корне не верно, Поскольку нельзя отвергать существование общественных наук, особенно экономики, поскольку она хоть и отличается от наук о природе, всё равно является полноправным членом содружества наук.
Нарушение идеалов и норм естественно-научного исследования в случае их применения в сфере общественных наук, свидетельствует о том, что эти универсальные нормы недостаточно справедливы.
Интенцинальное объяснение и его особенности. Практический силлогизм
У. Дрей одним из первых заговорил о том, что существуют определённые особенности объяснения в исторической науке. При этом его модель обладала двумя существенными недостатками.
Первый заключался в том, что понятие рациональности не имела чёткого определения, на которое могла опираться рациональная схема объяснения. Сложность заключалась в том, что историк не могу опираться на тот стандарт рациональности, который бытовал в его время. Он должен был воспроизвести те догмы рациональности, которые существовали в изучаемое им время. Трудность заключалась ещё и в том, что историку необходимо было установить, какими правилами рациональности руководствовалась та или иная историческая личность. Принимая во внимание тот факт, что понятие рациональности и по сей день не имеет чёткого определения логично признать, что историческая реконструкция понятия рациональности представляет собой не то чтобы сложную, а просто непосильную задачу.
Другой недостаток состоит в том, что область применения рационального объяснения весьма ограничена. У. Дрей говорит о том, что объяснить определённый поступок – значит проиллюстрировать наглядно, что он базируется на разумном расчёте. После этого объяснения, критики сразу же усмотрели в нём несоответствия и в один голос утверждали, что человек, принимая решение, чаще всего руководствуется эмоциями, импульсами, желанием и страстью. Именно поэтому, они предположили, что данная схема объяснения может использоваться только для тех поступков, которые были совершены после длительного размышления.
Именно эти два недостатка рационального объяснения послужили причиной того, что спустя некоторое время оно сменилось телеологическим, мотивационным или интенциональным объяснением. Оно никак не связано с понятием рациональности и охватывает собой достаточно широкую сферу применения.
Суть интенционального объяснения лежит в указании намерения, цели человека, который совершает действие.
Видя бегущего человека, появляется желание объяснить, почему он бежит. Оно заключается в указании на цель, которую преследует субъект: он хочет успеть на поезд, поэтому и бежит. При этом нет речи об оценке рациональности его поступка, и мы не спрашиваем даже, считает ли он сам, что поступает рационально. Для объяснения достаточно отметить, что его цель, или интенция, заключаются «в том-то и в том-то».
Практический силлогизм – это логическая форма интенционального объяснения. Он подразумевает разделение выводов на теоретические и практические, тем самым берёт своё начало ещё у аристотелевских догм. Одна из практических посылок ссылается на желаемый результат или цель, другая обращается к средствам достижения данной цели. Вывод в такой ситуации представляет собой описание действия. Именно поэтому рассуждение и носит название практического силлогизма.
Схема практического силлогизма:
Агент N намеревается (желает, стремится) получить А.
N считает, что для получения А нужно совершить действие В.
N совершает действие В.
Данная схема – простейшее практическое рассуждение. Она усложняется посредством ввода в неё посылок указания на время, на отсутствие помех для действий, на отсутствие у агента иных целей в данный момент. Стоит заметить, что все характерные особенности данного типа объяснения уже зафиксированы в этой схеме. Эта схема часто применяется для объяснения в общественных науках – истории, юриспруденции, экономике и т.п.
Применение схемы объяснения: цель предприятия – получение прибыли.
Общественная полемика, которая затрагивает проблемы научного объяснения, зачастую направлена на защиту специфического характера объяснения в общественных науках. Тем самым активисты утверждают, что наличие законов, например, в истории развития человеческого общества доподлинно установить невозможно.
На самом деле получается, что необходимо признать либо наличие законов и дедуктивно-номологического объяснения, либо отрицать законы и вместе с тем принять интенциональное объяснение. Такое видение проблемы ошибочно, в силу непризнания каких-либо компромиссов. Обобщая сложившуюся ситуацию, стоит отметить, что позиция интенционалистов является более мягкой: они признавали, что дедуктивно-номологическая схема также имеет право на жизнь, а в некоторых отдельных науках и вовсе отказывались от применения интенциональной схемы, более того утверждали, что в области общественных наук дедуктивно-номологическая схема может использоваться для объяснения некоторых законов.
В большей степени это касается исторической науки и экономики, где повсеместно используются естественно-научные законы для оценки и критики исторических свидетельств, которые реконструируют способы возведения древнейших сооружений, при анализе хозяйственной деятельности и её результатов в древних государствах.
Для интерпретации крупных исторических событий – войн, восстаний, революций, падений государств историк использует законы общественного развития. Любое важное историческое событие являет собой единство необходимого и случайного. Необходимая, глубинная сторона общественных событий и явлений объясняется с помощью гипотетико-дедуктивной схемы, при этом опираясь на социальные законы.
Более того, зачастую действия отдельных личностей или группы людей, которые представляют интересы конкретных слоёв населения, объясняются через дедуктивно-номологическую схему как действия, которые характерны для данного слоя населения и являются их характерными особенностями.
Своеобразие исторической науки заключается в том, что она не только говорит о том, что должно было случиться, но и иллюстрирует реальность. Исторический интерес заключается в необходимости показывать исторические процессы с их случайностями, которые их сопровождали. Именно поэтому историк принимает во внимание и конкретных исторических личностей, деятельность которых была включена в то или иное историческое событие, и их мысли, чувства, цели и желания. Мотивируя поведение отдельных личностей применять дедуктивно-номологическую схему не целесообразно. Для этого применяются иные виды объяснений, о которых уже говорилось выше.
Предсказание и его особенности
Для более глубокого понимания всех процессов их следует объяснять, в этом уже разобрались. Однако объяснение служит ещё и для того, чтобы была возможность предсказывать возможные события.
Предсказание – это выведение из закона или теории высказывания о фактах, которые до сих пор не установлены путём наблюдения или эксперимента.
Логическая структура предсказания совпадает с объяснением:
В противовес тождества логических структур между объяснением и предсказанием выступает их принципиальное различие. И в том, и в другом случае имеет место логический вывод, но при объяснении опирается он на истинность вывода, а после находятся посылки, из которых он следует. В случае с предсказанием начало берётся из известных посылок, а после утверждается, что вывод должен иметь истинное значение.
Принципиальное отличие объяснения и предсказания в том, что согласно первому, неверное значение могут иметь посылки, а во втором ложным может оказаться вывод.
Основой для предсказания может стать истинное научное объяснения, которое базируется на знании причинных связей между явлениями реальности. В случае, если эксплананс объяснения содержит закон, то внося изменения в частные условия, можно вывести из закона высказывания о тех фактах, которые до этого момента ещё не установлены посредством опытов. Случайному истинному объяснению это не характерно.
Факт о том, что более тяжёлая лодка плывёт по течению быстрее, известен всем. Из данного закона можно сделать предсказание, что весло, которое упадёт с лодки в воду и поплывёт по течению, отстанет от неё.
Специфическая особенность предсказания состоит в том, что оно всегда относится к неизвестным событиям. Здесь имеется в виду тем событиям, которые ещё не стали предметом наблюдения или эксперимента. Здесь же и объекты и ситуации, которые не существуют в настоящем, но могут появиться в будущем.
Метеоролог имеет в свой компетенции знания, которые ему помогут сделать прогноз на следующий день и охарактеризовать погодные условия в настоящее время.
Ещё одной особенностью предсказаний является то, что они могут относиться и к событиям прошедшего времени. Обычно их называют ретросказаниями.
Характерные царапины на древнейших валунах дают возможность геологу высказать предположение о том, что по данной местности много лет назад двигался ледник. Этот вывод будет носить ретросказательный характер.
Объяснения и предсказание имеют большое значение для науки и общественной жизни. Практическая и производственная деятельность человечества основана как раз-таки на возможность объяснять события и явления окружающей действительности, а также на основе этих объяснений предвидеть ситуации будущего. Сознательная постановка цели, предварительный расчёт способов и средств её достижения является принципиальным отличием в действиях человека и животного. Всякое сознательное действие человека основывается на предсказании его результатов. Глобализация экономической деятельности и очевидность колоссального влияния этой деятельности на природу делает объясняющую, мировоззренческую и предсказательную функции науки более актуальными. Более того, регулярно способствует её развитию. Это объясняет и то, что появляются всё более точные теории. А старые в данном случае становятся элементами общей теории.
Механика Ньютона в настоящее время является частью общей квантовой механики, а геометрия Евклида в трёхмерном пространстве является следствием, которое выводится из геометрии Лобачевского.
Выводы
Во всякой сфере науки логическая последовательность действий, которые направлены на получение нового знания, выглядит так:
Вот так выглядит логика научного исследования. Эта последовательность действий, которая направлена на получение знания, даёт возможность объяснять и предсказывать изменения во внешнем мире. Более того, применять данное знание в практических целях.
Получение нового знания состоит из двух уровней:
Данная последовательность является общей схемой для научного исследования. В действительности его фазы или этапы могут сочетаться в различных вариациях. Стоит отметить, что процедуры и уровни научных исследований являются обоснованием для технологии самого процесса. Говоря о методологии экономических исследований с той стороны, с которой её представляет М. Блауг, необходимо сказать, что речь идёт «об изучение принципов, регулярно применяемых при формулировке и обосновании экономических теорий». Однако экономический кризис начала XXI в. стал кризисом экономической науки, который привёл человечество к постановке очень важного вопроса: «Насколько научно обоснованными или истинными являются принципы, регулярно применяемые при формулировке и обосновании экономических теорий?»
Ответить на него можно только после того, как станет понятным, что собой представляет наука, истина и знания.