Что такое структура в литературе
Литература. ТЕОРИЯ. Структура художественного произведения.
Структура литературного произведения – это его строение, составляющие части, их взаимосвязь, обеспечивающая целостность произведения.
Элементы структуры. |
Идея – это главная мысль произведения, в которой выражается отношение писателя к изображаемым явлениям. Общая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе художественного произведения. Это то, для чего произведение написано. |
Сюжет – это последовательность событий в произведении и отношений между действующими лицами произведения, развивающаяся во времени и пространстве. Это то, о чем написано произведение. |
Фабула – это изложение событий в хронологической последовательности («выпрямленный сюжет»). |
Композиция – внутренняя организация художественного произведения, построение эпизодов, главных частей, системы событий и образов персонажей. | ||||
Экспозиция – введение в действие, сведения о жизни персонажей до начала развития событий. Это изображение тех обстоятельств, которые составляют фон действия. | ||||
Завязка – начало действия сюжета, событие, которое обостряет или создает противоречия, приводящие к конфликту. | ||||
Конфликт – противоречие, лежащее в основе развития действия, столкновение характеров, взглядов, принципов. Типы конфликтов:
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна. Структура литературного произведения— Действие. История должна быть динамичной. От этого напрямую зависит интерес читателя к ней. Если ваша завязка толкает историю с помощью действия, динамика набирает обороты буквально с первых же страниц. Происходит убийство и главный герой – детектив полиции вызывается для расследования. — Диалог. Герои, участвующие в хорошем диалоге – завязке, как бы промежду делом расскажут всю необходимую информацию. Об «обстоятельствах дела» не будет сказано напрямую, но читатели догадаются обо всем достаточно легко, грамотный автор обязан об этом позаботиться. Например, женщина сообщает, что у нее рак легких или мужчина звонит в офис узнать о своем повышении и узнает, что он уволен. Ставьте центральную проблему. Без ее постановки, завязка, увы, будет не полной. Описательная часть даст читателю необходимую информацию, катализатор двинет историю, но для того, чтобы «приковать» аудиторию к ней, необходим еще один важный элемент. Каждое литературное произведение, по идее, несет определенную тайну. В завязке задается вопрос, на который будет дан ответ в кульминации. Обычно ставится какая-то проблема, или ситуация, которая должна быть решена. Возникшая проблема влечет за собой вопрос, например, «Найдет ли Детектив убийцу?», «Спасется ли от смерти больная женщина?», «Уничтожит волков в Лондоне отряд спецназа?». Когда центральная проблема поставлена – завязка завершена, ваша история готова к развитию. — Придает действию новое направление развития. — Ставит основную проблему (присуще только первому поворотному событию) и заставляет читателя мучиться в догадках. — Дает толчок развития истории в следующей части. — Вводит нас в новые обстоятельства и по-новому освещает происходящее. 4. Кульминация и развязка. Вы сделали все самое сложное, остается только подвести черту. Кульминация завершает серию перипетий героя/героев и дает ответ на главный вопрос, разрешает центральную проблему. Когда кульминация случается, сказать уже нечего и время закрыть книгу. Уже ничего добавить нельзя, и замечательно, когда ничего больше и не добавляют, хотя история и могла бы продолжиться где-то в другом месте, с другими ситуациями. Но эта история исчерпана и нет ничего лучшего, как Вам облегчением написать слово «КОНЕЦ». Структура литературного произведенияНу что поделать, так бывает. Досадно, обидно, вы же старались, а они. Не ценят, гады. Начать обучение я рекомендую с изучения структуры литературного произведения. Кстати говоря, она и для кино работает. Литературное произведение строится по определенной схеме. В любом рассказе, романе, повести, сценарии, пьесе должны присутствовать следующие элементы: 1. Экспозиция (необязательна) 5. Развязка (может совпадать с кульминацией) В качестве наглядного пособия возьмем сказку «Колобок». Вы все ее знаете: жили-были старик со старухой, захотелось старику колобка, бабка поскребла муки, испекла Колобок и поставила его на окошко студиться. А Колобок с окошка спрыгнул и покатился в лес. Там он поочередно встретил зайца, волка и медведя и благополучно от них ушел. А потом он встретил Лису и она его съела. В этой сказке присутствуют все четыре элемента, которые должны быть в грамотно построенном произведении. Экспозиция: Жили-были старик со старухой. Завязка: Вот и говорит старик старухе: — Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок. Старуха по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила. Поворотов в произведении может быть один, а может быть и несколько. Как правило, чем больше произведение, тем больше в нем поворотов. Для короткого произведения хватит одного-двух. Задача кульминации: разрешить главную проблему произведения. СТРУКТУРА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯСТРУКТУРА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, строение произведения словесного искусства, его внутр. и внеш. организация, способ связи составляющих его элементов. Наличие определённой структуры обеспечивает целостность произв., его способность воплощать и передавать выражаемое в нём содержание. При непосредств. восприятии произв. иск-ва его структура не фиксируется сознанием, не выделяется, ибо для восприятия произведение существует именно как конкретная целостность. Когда же науч. искусствознание ставит своей задачей изучение того, «как сделано» произв., тогда оказывается необходимым вычленение структуры произв. и углублённое исследование как её самой, так и её роли в процессах создания и восприятия художеств, объекта. Осознанный анализ структуры художеств, произв. можно найти во всяком науч. искусствоведческом исследовании. Однако в 20 в. в связи с общефилос. разработкой проблем структурного анализа (см. Структура и Структурализм) изучение структуры произв. стало осмысляться как специальная методологич. установка искусствознания (литературоведения). Она получила различные теоретич. обоснования в зависимости от общеметодологич. ориентации учёных (см., напр., Структурализм в литературоведении). Отрыв структурного анализа от изучения содержания произв. присущ, напр., как феноменологич. эстетике H. Гартмана или P. Ингардена, где искусствоведческое исследование сводится преим. к выявлению «слоевой» структуры, так и ряду работ представителей ОПОЯ За, посвящённых изучению системы «приёмов», с помощью к-рых сделано произведение. В совр. советском литературоведении наметились различные пути преодоления ограниченности структурного анализа в наследии «формальной школы». Единое понимание структуры, способов её анализа и их места в общей искусствоведческой (литературоведческой) методологии ещё не достигнуто; однако можно уже обозначить осн. пути решения данной задачи. Как ни своеобразна структура каждого конкретного, напр, лит., произв., она имеет ряд общих черт с принципами строения другого произв. того же жанра, того же рода и вида иск-ва. Структура оказывается носительницей не только индивидуальных содержательно-формальных особенностей данного произв., но и общих признаков жанра, рода, общего стиля, художеств, течения всей лит-ры как вида иск-ва и, наконец, иск-ва в целом как опредмеченной художественной деятельности. Если эстетика ставит задачу построить структурную модель художеств, произв. (как целостной системы образов), то теория лит-ры призвана показать преломление общих для всех иск-в инвариантных законов строения произв. в творении словесного иск-ва. Вместе с тем теория лит-ры должна учитывать широкую вариационную способность общих принципов строения лит. произв. как в морфологическом (жанрово-родовом), так и в историческом (порождаемом изменениями творческих методов, стилей, течений) направлениях. Структура литературного произведенияПолезноеСмотреть что такое «Структура литературного произведения» в других словарях:Структура художественного произведения — см. Структура литературного произведения … Большая советская энциклопедия Структура — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия структура — ы, ж. 1) (чего или какая) Строение вещества, обусловленное способами сочетания, связями зерен, атомов и т. п. Структура почвы. Структура металла. Древесная структура. Кристаллическая структура. Известняк, например, и мрамор имеют одинаковый… … Популярный словарь русского языка СТРУКТУРА — литературного произведения (лат. structura строение, расположение), особая организация, взаимоотношение элементов литературного текста, при котором изменение одного из них влечет за собой изменение остальных. Понимание художественного… … Литературный энциклопедический словарь структура текста — Одно из ключевых понятий филологии. Широко употребляется в лингвистике и литературоведении: 1) в лингвистике термин структура характеризует все сложные смысловые единицы (звуковую и морфемную структуру слова, структуру предложения; структуру… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило структура текста — Одно из ключевых понятий филологии. Широко употребляется в лингвистике и литературоведении: 1) в лингвистике термин структура характеризует все сложные смысловые единицы (звуковую и морфемную структуру слова, структуру предложения; структуру… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник КОМПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ — – структура литературного произведения, расположение его частей и их связь между собой, обусловленные замыслом автора, назначением произведения и его содержанием. Объемные произведения могут делиться на более или менее крупные составные элементы … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины Смысловая структура, или смысл, текста — – многоуровневая иерархическая организация содержательной стороны текста (представленная в его поверхностной структуре посредством взаимосвязи текстовых единиц, типовых текстовых структур, архитектоники, композиции и др.), компонентами которой… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка ПОЭТИКА — (греч. poiētikē téchnē творческое искусство), наука о системе средств выражения в литературных произведениях, одна из старейших дисциплин литературоведения. В расширенном смысле слова П. совпадает с теорией литературы, в суженном с … Литературный энциклопедический словарь ОБРАЗ — художественный, категория эстетики, характеризующая особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности. О. также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении (особенно часто … … Литературный энциклопедический словарь
|